ОП.В.17 ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.В.17 ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

1

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.В.17 «Источниковедение» разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности
среднего профессионального образования 46.02.01 «Документационное обеспечение
управления и архивоведение», утвержденного Приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 975.
Организация-разработчик:
Государственное автономное образовательное учреждение
«Свердловский областной педагогический колледж»

Свердловской

области

Разработчик:
Гордеева Н.Е., преподаватель высшей квалификационной категории

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ 4
6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12
4. КОНТРОЛЬ И
ДИСЦИПЛИНЫ

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.В.17 ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.В.17 Источниковедение является
частью основной профессиональной образовательной программы подготовки в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение
управления и архивоведение».
Знания и умения, полученные в процессе освоения данной дисциплины, будут
необходимы специалистам в процессе изучения курсов «Методика и практика архивного
дела» и «Выполнение работ по профессии рабочих и служащих Архивариус».
Применение данной программы направлено на формирование у обучающихся
общих компетенций (ОК), и профессиональных компетенций (ОК) включающих в себя
способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно
общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения
заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ПК 2.1. Осуществлять экспертизу ценности документов в соответствии с
действующими законодательными и нормативными актами.
ПК 2.5. Обеспечивать учет и сохранность документов в архиве.
ПК 2.6. Организовывать использование архивных документов в научных
справочных и практических целях.
ПК 3.3. Вести работу по созданию справочного аппарата с целью обеспечения
удобного и быстрого их поиска.
ПК 3.4. Подготавливать данные необходимые для составления справок на основе
сведений, имеющихся в документах архива.
ПК 3.5. Принимать участие в разработке нормативных локальных актов
организации по вопросам ДОУ и архивного дела.
1.2.
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Основной целью изучения учебной дисциплины «Источниковедение» является
формирование профессиональных навыков в области анализа исторических источников и
их использования в архивной деятельности.
4

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания:
Код
ПК, ОК
ПК 2.1
ПК 2.5
ПК 2.6
ПК 3.3
ПК 3.4
ПК 3.5

Умения

Знания


выявлять, отбирать для архивной
выставки комплексы исторических источников,
определять их типо-видовую принадлежность;

проводить источниковедческое
исследование репрезентативных комплексов
источников, интерпретировать полученную
информацию для публикации архивных
документов.


основы теории
и практики источниковедения;

значение
источниковедения в архивном
деле

ОК 1.

-осознавать роль специалиста формировании -правовые,
моральноценностного отношения к нему
этические, профессиональные
ценности;
-эффективно
использовать
собственные -основы
рациональной
ресурсы
при подготовке к практическим организации труда и отдыха;
занятиям;
-выявлять проблемы в ходе рефлексии и -правила поведения в ЧС;
предложения по пути их решения;
-использовать поисковые системы для работы с -профессиональные
профессиональной информацией
информационные ресурсы;
-характеризовать
различные
виды
информационных ресурсов, необходимых в
деятельности специалиста
-владеть навыками анализа и оценки
профессионально
ориентированной
информации;
-использовать ИКТ при оформлении докладов, -базовые
компьютерные
презентаций практик;
программы;
- разрабатывать решения в группе;
нормы
этикета,
профессионального общения;
-проводить рефлексию;
- профстандарт, трудовые
функции, профессиональные
ресурсы
для
повышения
квалификации,
-анализировать преимущества и недостатки -инновационные
технологий профессиональной деятельности.
профессиональные
технологии.

ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.

ОК 5.
ОК 6.
ОК 8.

ОК 9.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины
Объем образовательной программы

Объем часов
78

в том числе:
теоретическое обучение

32

практические занятия
Самостоятельная работа

20
26

Промежуточная аттестация

текущая

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.В.17 Источниковедение
Наименование
разделов

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем в
часах

1
Тема 1.
Классификация
источников

2

3
22
2

Тема 2.
Исторические

Содержание учебного материала
1 Цели и задачи курса
Место источниковедения в вспомогательных исторических дисциплинах
архивоведении
2 Письменные источники
Рукописи, дневники, тетради и т.д.
3 Географические источники
Карты, планы, схемы
4 Научные источники
Монографии, статьи, исследования и т.д.
5 Устные источники
Народные сказания, анекдоты, легенды
В том числе практических занятий
1. Классификация исторических источников
2. Особенности изучения картографических источников
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Доклад «Основные этапы анализа источников документоведческого
исследования».
2.
Сообщение «Проблемы классификации источников документоведческого
исследования».
3.
Таблица «Основные этапы научной критики письменных источников».
4.
Конспект «Проблема фальсификации исторических источников».
Содержание учебного материала
1 Жития святых

и
2

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
ОК 1-9
ПК 2.1
2.5
2.6
3.3-3.5

2
2
2
4
2
2
8
2
2
2
2
10
2

ОК 1-9
ПК 2.1
7

источники
10-17 веков

Тема 3.
Этапы развития
отечественного
источниковедения

Тема 4.
Особенности развития
советского
источниковедения

О княгине Ольге, О великомученниках Борисе и Глебе, о князе Александре Невском
2 Летописи
Ипатьевская, Псковская, Лаврентьевская и т.д.
3 Сказания
О мамаевом побоище, О взятии Казани
В том числе практических заданий
1. Особенности датировки документов 10-17 веков
2. Проблеме авторства документов 10-17 вв.
Содержание учебного материала
8
1 Развитие источниковедения в 18 веке
Научные труды Ломоносова, Татищева, Миллера
2 Развитие источниковедения в 19 веке
Научные труды Карамзина, Ключевского, Соловьева
В том числе практических занятий
1.Новейшие исторические источники 20 века
Самостоятельная работа обучающихся
Конспект «Материалы российского делопроизводства 18 в. как источник и особенности
их источниковедческого анализа»
Содержание учебного материала
22
1 Становление советского источниковедения
Особенности составления и оформления документов советского периода
2 Этапы развития советского источниковедения
Теория М.Покровского, академика Тихомирова, Зимина, Медушевской, Кабанова
3 Партийные источники
Протоколы партийных организаций
4 Массовые источники советского периода
Периодическая печать и экономическая статистика
В том числе практических занятий
1. Виды партийных источников
2. Особенности сохранности документов по коллективизации и индустриализации
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Анализ законодательных актов ХХ в.
2.
Анализ демографической статистики ХХ в.
3.
Анализ деловой документации ХХ в.

2

2.5
2.6
3.3-3.5

2
4
2
2
2
2

ОК 1-9
ПК 2.1
2.5
2.6
3.3-3.5

2
2
2
2

2
2

ОК 1-9
ПК 2.1
2.5
2.6
3.3-3.5

2
2
4
2
2
10
2
2
2
8

Тема 5.
Специфика развития
отечественного
источниковедения в
современной России

4.
Анализ документов общественный организаций и политических партий
2
5.
Анализ документов «устной истории» 20 века и их особенностей ее сохранности
2
Содержание учебного материала
16
1 Информационные источники
2
Глобальная сеть Интернет, социальные сети электронные базы данных
2 Устная история и анализ устных источников
2
Анкетирование, интервью, диалоги, легенды, анекдоты
В том числе практических занятий
6
1. Проблемы использования документальных источников на рубеже 19-20 вв.
2
2. Виды следственных дел и методика работы с ними
2
3. Фальсифицированные исторические источники
2
Самостоятельная работа обучающихся
6
1.
Сообщение «Соотношение теории и методов в документоведческом исследовании
2
источников. Основные приемы изучения источников. Систематическое учение об
источнике. Концепция А.С. Лаппо-Данилевского».
2.
Толкование понятия «источник документоведческого исследования».
Источниковедческий анализ и источниковедческий синтез, и их значение в
2
документоведческом исследовании.
3.
Анализ источника в свете учения об информации. Проблема повышения
информативной отдачи источника в современном документоведческом исследовании
2
Итого
78 часов
Форма отчетности
Текущая
оценка

ОК 1-9
ПК 2.1
2.5
2.6
3.3-3.5

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет, оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом
преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения
раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами обучения
(компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания –
3.2.2. Электронные издания
1.
Источниковедение : учебник для вузов / А. В. Сиренов [и др.] ; под
редакцией А. В. Сиренова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 396 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-534-03318-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/450072 (дата обращения: 24.01.2020).
2.
Пихоя, Р. Г. Записки археографа / Российская академия наук, Институт
российской истории, Университет Дмитрия Пожарского, Р. Г. Пихоя .— М. : Русский
фонд содействия образованию и науке, 2016 .— 496 с. — ISBN 978-5-91244-171-4 .—
Текст : электронный //[сайт]. — URL: https://rucont.ru/efd/431693 (дата обращения:
24.01.2020).
3.
Русина, Ю. А. Методология источниковедения : учебное пособие для
вузов / Ю. А. Русина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 203 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-9916-9805-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/453267 (дата обращения: 24.01.2020).
4.
Русина, Ю. А. Источниковедение Новейшей истории России : учебное
пособие для вузов / Ю. А. Русина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 234 с. —
(Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00431-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453268 (дата обращения: 24.01.2020).

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты освоения
Критерии оценки
Методы оценки
-в соответствие с
Наблюдение.
Умения
-выявлять, отбирать для
требованиями производит
Практические работы на
архивной выставки комплексы
отбор исторических
анализ источников.
исторических источников,
источников для
Семинарские
занятия
определять их типо-видовую
организации архивной
(устные ответы)
принадлежность;
выставки
Письменные работы
проводить источниковедческое
-подготавливает
исследование репрезентативных исторические источники ,
комплексов источников,
оформляет их в офисных
интерпретировать полученную
программах , готовит к
информацию для публикации
публикации
архивных документов.
-осознавать роль специалиста в
формировании
ценностного
отношения к нему
-эффективно
использовать
собственные ресурсы
при
подготовке
к
практическим
занятиям;
-выявлять проблемы в ходе
рефлексии и предложения по
пути их решения;
-использовать
поисковые
системы
для
работы
с
профессиональной информацией
-характеризовать
различные
виды
информационных
ресурсов,
необходимых
в
деятельности специалиста
-владеть навыками анализа и
оценки
профессионально
ориентированной информации;
-использовать
ИКТ
при
оформлении
докладов,
презентаций практик;
- разрабатывать решения
в
группе;
-проводить рефлексию
-анализировать преимущества и
недостатки
технологий
профессиональной деятельности.

11

Знания
-типология исторических
источников, их классификацию
-теоретические основы
источниковедения как научной
дисциплины
-методы использования
источниковедения в архивном
деле
-основы
рациональной
организации труда и отдыха;
-правила поведения в ЧС;
-профессиональные
информационные ресурсы;
-базовые
компьютерные
программы;
нормы
этикета,
профессионального общения;
профстандарт,
трудовые
функции,
профессиональные
ресурсы
для
повышения
квалификации,
-инновационные
профессиональные технологии.

-правильно классифицирует
вид исторических
источников, их типологию
-называет этапы развития
отечественного
источниковедения как
научной дисциплины,
фамилии ученых авторовисточниковедов
-разрабатывает проекты
использования
исторических источников в
архивном деле
-сдает работы вовремя;
-демонстрирует при
подготовке в списке
источников
профессиональные
информационные ресурсы;
- проводит исследования
ресурсов
-применяет при подготовке
работ базовые
компьютерные программы;
-соблюдает нормы
профессиональной этики
при общении с педагогом,
заказчиком, исполнителями
услуг;
-при подведении итогов
обучения в рефлексии
осознает необходимость
повышения квалификации,
совершенствования
трудовых функций;

Наблюдение.
Практические работы на
анализ источников.
Семинарские
занятия
(устные ответы)
Письменные работы

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».