ОП.12 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.12 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 12 «Государственное регулирование
экономики» разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта по специальности среднего профессионального образования 46.02.01
«Документационное обеспечение управления и архивоведение», утвержденного Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 975.
Организация-разработчик:
Государственное автономное образовательное учреждение
«Свердловский областной педагогический колледж»

Свердловской

области

Разработчик:
Гордеева Н.Е.., преподаватель высшей квалификационной категории

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4
5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.12 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.12 Государственное регулирование
экономики является частью основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение
управления и архивоведение».
Программа учебной дисциплины ОП.12 Государственное регулирование экономики
входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального учебного цикла
основной профессиональной образовательной программы по специальности 46.02.01
«Документационное обеспечение управления и архивоведение». Учебная дисциплина
является практико-ориентированной, компетенции, сформированные в результате освоения
программы, необходимы при изучении профессиональных модулей. Темы, входящие в
программу, могут осваиваться в составе междисциплинарного курса «Правовое
регулирование профессиональной деятельности» для совершенствования практических
навыков и дальнейшего формирования общих и профессиональных компетенций.
Применение данной программы направлено на формирование элементов основных
видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих
профессиональных компетенций (ПК):
ПК 3.5. принимать участие в разработке локальных нормативных актов организации
по вопросам документационного обеспечения управления и архивного дела
ПК 3.6. принимать участие в работе по подбору и расстановке кадров службы
документационного обеспечения управления и архива организации
И общих компетенций (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно
общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить задачи, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения
заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
.

4

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК
ОК
ОК 1-9
ПК 3.5
ПК 3.6

Умения

Знания


проводить необходимые
расчеты по налоговому,
кредитному, бюджетному
регулированию экономических
процессов;


способы государственного
регулирования экономики в
переходный период к рынку;

динамику социальноэкономических процессов,
происходящих в стране, их
статистические закономерности;

принципы и формы
государственного регулирования
экономики в рыночных условиях;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины
Объем образовательной программы

Объем часов
78

в том числе:
теоретическое обучение

36

практические занятия
Самостоятельная работа

16
26

Промежуточная аттестация

текущая

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.12 Государственное регулирование экономики
Наименование разделов
и тем

1
Тема 1.
Общие задачи и
функции государства в
современной экономике

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем
часов

2
3
Содержание учебного материала
6
1 Роль государства в экономике - генезис, развитие, современное состояние.
2
Виды вмешательства государства в экономику
В том числе практических занятий
2
1.
Основные задачи государства в современной экономике.
2
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.Доклад «Основные приоритеты и направления государственной научно-технической
2
политики в период экономической трансформации».
Тема 2.
Содержание учебного материала
12
Теоретические основы и 1 Базовые теории государственного регулирования экономики
2
методы государственноСмешанный регулятивный и принцип невмешательства в экономику
го регулирования
2 Объекты и цели государственного регулирования экономики.
2
экономики
Объект цель предмет
В том числе практических занятий
2
1.
Основные инструменты государственного регулирования экономики.
2
Самостоятельная работа обучающихся
6
1. Конспект «Главные задачи и проблемы государственного регулирования научно2
технической сферы в современной России»
2. Сообщение «Виды регулирования глобальных экономических проблем»
2
3.
Доклад «Эффективные национальные модели государственного регулирования
2
экономики в условиях современного общества»
Тема 3.
Содержание учебного материала
6
Государственная
1 Стабилизация экономического развития и антикризисная политика
2
антициклическая
Методы и способы антикризисной политики

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
ПК 3.5; 3.6
ОК 1-9

ПК 3.5; 3.6
ОК 1-9

ПК 3.5; 3.6
ОК 1-9

6

инвестиционная и
структурная политика
как функциональные
области регулирования
социальноэкономического
развития
Тема 4.
Условия и формы
реализации
антимонопольной
политики государства

Тема 5.
Взаимодействие
экономической
политики государства и
социального развития
общества. Социальная
рыночная экономика и
социальная политика

2 Механизмы стимулирования инвестиционной активности предприятий реального
сектора экономики
Способы экономического стимулирования
В том числе практических и лабораторных работ
1.Сущность и основные методы реализации государственной структурной политики

2

2
2

Содержание учебного материала
6
2
1 Конкуренция и рынок, основные рыночные регуляторы экономики. Монополизация
рынка
Изучение экономических понятий
2
2 Сущность, направления и модели антимонопольной политики. Основные приемы
демонополизации рынков
Законодательные и организационные способы антимонопольной политики
В том числе практических занятий
2
1.
Специфика антимонопольной деятельности в современной России
2
Самостоятельная работа обучающихся
4
1. Сообщение: Характеристика современной антимонопольной функции государства
2
2. Конспект: принципы справедливого и эффективного налогообложения
2
Содержание учебного материала
12
1 Экономическая политика как фактор эффективности производства и основные
2
направления социальной политики
Направления социальной политики государства
2 Социальная защитная функция государства - содержание, история, модель, основные
2
приоритеты и направления реализации
Понятие социального государства, категории населения нуждающиеся в социальной
поддержке
В том числе практических занятий
2
1.
Институт социального партнерства и возможности его формирования в России
2
Самостоятельная работа обучающихся
6
1. Подготовьте доклад о методах антикризисной политики в РФ
2
2. Подготовьте доклад о методах антикризисной политики на примере одной из Европейских
стран
2
3. Подготовьте доклад об глобальных кризисах 20 века и способах их преодоления
2

ПК 3.5; 3.6
ОК 1-9

ПК 3.5; 3.6
ОК 1-9

7

Тема 6.
Антиинфляционная
политика государства,
ее место и роль в
системе регулирования
социальноэкономических
процессов

Тема 7.
Денежно-кредитная
и бюджетноналоговая политики
государственного
регулирования
экономики

Тема 8.
Государственное
регулирование
предпринимательства

Содержание учебного материала
12
1 Необходимые условия эффективности и цели инвестиционной политики государства
2
Критерии эффективности инвестиционной политики государства
2 Структура антиинфляционной политики государства. Стратегия и тактика.
2
Элементы антиинфляционной политики
В том числе практических занятий
2
1.
Содержание, цели и необходимые условия результативности антиинфляционной
2
политики государства
Самостоятельная работа обучающихся
6
1. Программа борьбы с инфляцией, исходя из особенностей российских инфляционных
2
процессов в современной России
2. Проблемы сбалансированности государственного бюджета.
2
3. Проанализировать активные и адаптационные меры современной антиинфляционной
2
политики.
2
Содержание учебного материала:
6
1 Функции центрального банка
2
Регулятивная, стабилизационная и кредитная функции центрального банка
2 Инструменты денежно-кредитной политики. Модели денежно-кредитной политики.
2
Особенности функционирования моделей денежно-кредитной политики
В том числе практических занятий
2
1.
Основные модели денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в
2
современной России
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.
Доклад «Современные формы и методы государственного регулирования экономики»
2
Содержание учебного материала
6
1 Государственное регулирование отношений собственности
2
Налоговая, кредитная и законодательная политика собственности
2 Правовые формы организации предпринимательской деятельности
2
Индивидуальное предпринимательство, общество с ограниченной ответственностью,
акционерное общество, закрытое акционерное общество, товарищество
3 Государственное регулирование предпринимательства - экономическая сущность,
2
функции и принципы

ПК 3.5; 3.6
ОК 1-9

ПК 3.5; 3.6
ОК 1-9

ПК 3.5; 3.6
ОК 1-9

8

Тема 9.
Государственный
сектор в экономике и
проблемы
собственности в ходе
развития рыночных
отношений

Стимулирующая, налоговая и социальная функции регулирования предпринимательства
Содержание учебного материала:
6
1 Государственный сектор как система экономических отношений.
2
Графическое отображение особенностей госсектора экономики
2 Приватизация в системе государственного регулирования экономики.
2
Понятие приватизации, схема проведения, ответственность субъектов
В том числе практических занятий
2
1.
Проблемы экономической эффективности государственного сектора в России
2
Всего
78
часов

ПК 3.5; 3.6
ОК 1-9

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет, оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом
преподавателя, столами и стульями по числу обучающихся, шкафами для хранения
раздаточной дидактического материала и до; техническими средствами обучения
(компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и /или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1.Печатные издания –
3.2.2. Электронные издания
1.
Бюджетная система РФ : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Н. Г. Иванова [и др.] ; под редакцией Н. Г. Ивановой,
М. И. Канкуловой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. —
381 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10494-3. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455252 (дата обращения:
24.01.2020).
2.
Васильев, В. П. Государственное регулирование экономики : учебник и
практикум для среднего профессионального образования / В. П. Васильев. — 4-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 178 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-13122-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/449249 (дата обращения: 24.01.2020).
3.
Дворецкая, А. Е. Деятельность кредитно-финансовых институтов : учебник
и практикум для среднего профессионального образования / А. Е. Дворецкая. — 2-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 472 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-05110-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/453718 (дата обращения: 24.01.2020).
4.
Коршунов, В. В. Экономическая теория (для не-экономистов) : учебник для
вузов / В. В. Коршунов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. —
237 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11331-0. — Текст : электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450012 (дата обращения: 24.01.2020).
5.
Ручкина, Г. Ф. Структура и функции Центрального банка Российской
Федерации : учебное пособие для среднего профессионального образования /
Г. Ф. Ручкина, Е. М. Ашмарина, Ф. К. Гизатуллин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2020. — 175 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-12329-6.
—
Текст
:
электронный
//
ЭБС
Юрайт
[сайт].
—
URL: https://urait.ru/bcode/456646 (дата обращения: 24.01.2020).
6.
Морозов, Г. Б. Предпринимательская деятельность : учебник и практикум
для среднего профессионального образования / Г. Б. Морозов. — 4-е изд., перераб. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 457 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-13977-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/467414 (дата обращения: 24.01.2020).
7.
Черненко, В. А. Антикризисное управление : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / В. А. Черненко, Н. Ю. Шведова. — 2-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 397 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-06789-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/455447 (дата обращения: 24.01.2020).
10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты освоения

Критерии оценки

Умения
 проводить
необходимые расчеты по
налоговому,
кредитному,
бюджетному
регулированию
экономических
процессов;


Предъявляет
результаты
расчетов
по
налоговому,
кредитному,
бюджетному регулированию
экономических процессов;

Предъявляет способы и
средства
экономических
методов
планирования
профессиональной
деятельности

Предъявляет
теоретические знания при
составлении анализа методов
государственного
регулирования экономической
отрасли

Предъявляет
результаты экономических
расчетов в процессе
производственной практики

Знания

способы
государственного
регулирования
экономики в
переходный период к
рынку;

динамика
социальноэкономических
процессов,
происходящих в стране,
их статистические
закономерности;

принципы и
формы
государственного
регулирования
экономики в рыночных
условиях;

Методы оценки

Оценка практической
работы, доклада.

Наблюдение
результата деловой игры.

Оценка контрольной и
практической работы.

Оценка
зачетной
работы

Оценка практической
работы, доклада.

Наблюдение
результата деловой игры.

Оценка контрольной и
практической работы.

Оценка зачетной
работы

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».