ОП.01 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Экономическая теория разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности
среднего профессионального образования 46.02.01 «Документационное обеспечение
управления и архивоведение», утвержденного Приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 975.
Организация-разработчик:
Государственное автономное образовательное учреждение
«Свердловский областной педагогический колледж»

Свердловской

области

Разработчик:
Гордеева Н.Е., преподаватель высшей квалификационной категории

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ 4
5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
4. КОНТРОЛЬ И
ДИСЦИПЛИНЫ

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Экономическая теория является
частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС
СПО по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и
архивоведение» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11
августа 2014 г. № 975).
Знания и умения полученные в процессе освоения данной дисциплины будут
необходимы специалистам в процессе освоения курсов «Менеджмент», «Государственная
муниципальная служба», «Правовое регулирование профессиональной деятельности»,
«Государственное регулирование экономики» «Экономика организации».
Применение данной программы направлено на формирование элементов основных
видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих
профессиональных компетенций (ПК) включающих в себя способность:
ПК.1.1. Координировать работу организации (приемной руководителя), вести
прием посетителей.
ПК 1.2. Осуществлять работу по подготовке и проведению совещаний, деловых
встреч, приемов и презентаций.
ПК 1.3. Осуществлять подготовку деловых поездок руководителя и других
сотрудников организации.
общих компетенций (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно
общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить задачи, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения
заданий.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Основной целью изучения учебной дисциплины «Экономическая теория» является
формирование профессиональных навыков в области анализа теории и практики
экономических законов и их использования в профессиональной деятельности.
Код ПК,
Умения
Знания
ОК
ПК 1.1.

ориентироваться в 
закономерности функционирования
ПК 1.2.
вопросах
экономической рыночных механизмов на микро- и
ПК 1.3.
теории
в
современных макроуровнях и методы государственного
ОК 1-7
условиях
регулирования;

общие положения экономической
теории.
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины
Объем образовательной программы

Объем часов
105

в том числе:
теоретическое обучение

50

практические занятия
Самостоятельная работа

20
35

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01 Экономическая теория
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
разделов и тем
самостоятельная работа обучающихся
1
2
Раздел 1. Общие положения экономической теории
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Экономическая
1 Предмет и функции экономической теории.
теория: предмет,
Экономическая теория, предмет экономической теории функции экономической теории
методы и основные этапы развития экономической мысли.
этапы развития
В том числе практических занятий
1. Методы экономического исследования
2. Значение деятельности ученых-экономистов в развитии экономической теории
3. Проблемы макро и микро экономики в средствах массовой информации
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Факторы
1 Рабочая сила и ее факторы Труд и его производительность
современного
Рабочая сила, труд, производительность
производства и
2 Средства производства, структура и оборот капитала.
производственных
средства производства, структура и оборот капитала.
возможностей
В том числе практических занятий
1. Проблемы производственных возможностей общества.
2. Рынок труда: понятие, функции, проблемы
Самостоятельная работа обучающихся
1. Изучить рынок вакансий по специальности
2. Составить резюме на должность секретаря руководителя
3. Составить программу личностного роста по профессии
Раздел 2. Микроэкономика
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Плата за факторы
1 Рента, процент и прибыль.
производства или
Понятие ренты, понятие прибыли понятие процента
доход от его
2 Заработная плата и определяющие ее факторы.
использования
Структура и состав заработной платы
Самостоятельная работа обучающихся
1.Письменно подготовиться к семинару: «Регулирование заработной платы»

Объем
часов
3
22
8
2

Коды ОК
и ПК
4
ПК 1.1-1.3
ОК 1-7

6
2
2
2
14
2

ПК 1.1-1.3
ОК 1-7

2
4
2
2
6
2
2
2
16
6
2

ПК 1.1-1.3
ОК 1-7

2
2
2
6

Тема 2.2.
Экономические
отношения в
обществе

Содержание учебного материала
10
1 Общественное разделение труда и экономическая интеграция.
Изучение примеров общественного разделения труда
2 Собственность и формы организации бизнеса.
Виды собственности и юридические формы организации бизнеса
3 Рынок ценных бумаг, его значение.
Изучение экономических понятий
4 Товарные отношения, кредит и банки.
Характеристика кредитов, типология банков
Самостоятельная работа обучающихся
1.Написать эссе на тему «Абсолютные и сравнительные преимущества специализации»
или «Главная экономическая проблема общества как экономическая проблема моей
семьи»
Раздел 3. Характеристики экономических систем
Тема 3.1.
Содержание учебного материала:
16
Рынок, модели
1 Рынок и его основные факторы.
современного рынка
Рынок, фирмы, предприятия, торговля, налоги, трансферты, ресурсы
2 Модели современного рынка.
Рыночная экономика, смешанная экономика, командная экономика, присваивающая
экономика
3 Закон спроса, и предложения
Графические и табличные формы спроса и предложения
4 Ценовая эластичность спроса и предложения
Графические и табличные формы эластичности спроса и предложения
В том числе практических занятий
1. Анализ ценовой эластичности спроса и общей выручки
2. Деловая конкуренция фирм в рыночной экономике
Самостоятельная работа обучающихся

Письменно подготовиться к докладам:
1.
«Сущность и основные признаки монополизации»
2.
«Методы государственного регулирования цен»
Тема 3.2.
Содержание учебного материала
10
Прибыль, факторы, 1 Прибыль и издержки производства.
влияющие на
Понятие прибыли понятие издержки

2

ПК 1.1-1.3
ОК 1-7

2
2
2
2
2

26
2

ПК 1.1-1.3
ОК 1-7

2

2
2
4
2
2
4
2
2
2

ПК 1.1-1.3
ОК 1-7
7

прибыль

2 Закон убывающей отдачи ресурсов, рентабельность производства.
Амортизация, рентабельность
В том числе практических занятий
1.Механизм рыночного саморегулирования: свободные цены, зависимость от спроса и
предложения.
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Расчет издержек производства, бухгалтерской и экономической прибыли.
2.
Анализ факторов, влияющих на прибыль, в условиях изменения производства.
Раздел 4. Макроэкономика и механизм макроэкономического регулирования
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
Основные
1 Основные макроэкономические показатели
макроэкономические
ВВП, ВНП, национальный доход
показатели и
2 Экономический рост, факторы экономического роста.
экономический рост
Графическое отображение факторов экономического роста
3 Макроэкономическая нестабильность, безработица.
Виды инфляции и безработицы
В том числе практических занятий
1.
Измерения и последствия безработицы
2.
Сущность и виды инфляции в условиях экономического кризиса
Самостоятельная работа обучающихся
1. Использование различных методов для расчета ВНП
2. Выявление факторов, влияющих на взаимосвязь безработицы и инфляции
Тема 4.2.
Содержание учебного материала
Макроэкономическое 1 Основные направления государственного регулирования экономики.
регулирование
Социальная сфера, налоговая система, банковская сфера, ценообразование
2 Государственный бюджет – источники и направления финансирования.
Числовое и графическое отображение гос.бюджета, доходы, расходы
3 Кредитно-денежная политика
Платежи, трансфеты, пособия
4 Социальная политика государства.
Социальные выплаты, социальные льготы, пенсии, пособия
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Доклад «Денежно-кредитная политика государства»
2.
Доклад «Бюджетно-налоговая политика государства»

2
2
2
4
2
2
31
14
2

ПК 1.1-1.3
ОК 1-7

2
2
4
2
2
4
2
2
16
2

ПК 1.1-1.3
ОК 1-7

2
2
2
8
2
2
8

Тема 4.3.
Мировая экономика

3.
Доклад «Системы налогообложения»
4.
Доклад «Механизм денежно-кредитного рынка»
Содержание учебного материала
1 Международная торговля и международный кредит.
Изучение видов торговли и торговых организаций
2 Основные типы торговой политики.
Внешняя торговля внутренняя торговля
3 Международные валютные отношения.
Виды валютных систем
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Конспект «Изучение глобальных социально-экономических проблем»
2.
Доклад «Международные кредитные организации»
3.
Сообщение «Классификация международных валютных курсов»
Зачет

2
2
11
2

ПК 1.1-1.3
ОК 1-7

2
2
5

Всего

1
2
2
2
105 часов

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет, оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом
преподавателя, столами и стульями по числу обучающихся, шкафами для хранения
раздаточной дидактического материала и до; техническими средствами обучения
(компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и /или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания3.2.2. Электронные издания
1. Иохин, В. Я. Экономическая теория : учебник для вузов / В. Я. Иохин. — 2-е
изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 353 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-534-10758-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/449870 (дата обращения: 24.01.2020).
2. Коршунов, В. В. Экономическая теория (для не-экономистов) : учебник для
вузов / В. В. Коршунов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. —
237 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11331-0. — Текст : электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450012 (дата обращения: 24.01.2020).
3. Экономическая теория : учебник и практикум для вузов / С. А. Толкачев [и
др.] ; под редакцией С. А. Толкачева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2020. — 410 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07435-2. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450062 (дата обращения:
24.01.2020).

10

4. КОНТРОЛЬ
ДИСЦИПЛИНЫ
Планируемые
результаты
Умения
 ориентироваться в
вопросах
экономической теории
в современных
условиях.

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценки


Предъявляет
теоретические
знания
современной экономики при
составлении
анализа
экономической отрасли, страны,
региона

Предъявляет способы и
средства экономических методов
планирования профессиональной
деятельности
Знания

Предъявляет

закономерности теоретические знания при
функционирования
составлении анализа методов
рыночных механизмов государственного регулирования
на микро- и
экономической отрасли
макроуровнях и

Предъявляет результаты
методы
экономических расчетов в
государственного
процессе производственной
регулирования;
практики

общие
положения
экономической теории

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ

Методы оценки

Оценка практической
работы, доклада.

Наблюдение
результата деловой игры.

Оценка контрольной и
практической работы.

Оценка зачетной
работы

Оценка практической
работы, доклада.

Наблюдение
результата деловой игры.

Оценка контрольной и
практической работы.

Оценка зачетной
работы

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».