ЕН.03 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.03 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.03 Экологические основы природопользования
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение
управления и архивоведения», утвержденного Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 975.

Организация-разработчик:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской
области «Свердловский областной педагогический колледж»

Разработчики: Авазова С.А., преподаватель 1кк.

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020
2

СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.
СТРУКТУРА
ДИСЦИПЛИНЫ

5

3.

И

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9
10

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.03 «Экологические основы природопользования»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
«Экологические
основы
природопользования» является частью основной профессиональной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальностям 46.02.01 Документационное
обеспечение управления и архивоведение.
Применение данной программы направлено на формирование общих компетенций
включающими в себя способность:
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
1.2. Цели и требования к результатам освоения дисциплины
Основной целью изучения учебной дисциплины «Экологические основы
природопользования» является:
1)
создание организационных и содержательных условий для формирования
представлений о современном состоянии природных ресурсов, окружающей природной
среды;
2)
проблемах природопользования и путях их решения на глобальном,
региональном и локальном уровнях.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания:
Код ПК,
ОК
ОК 3
ОК 6
ОК 7
ОК 9

Умения

Знания

ориентироваться в
наиболее общих проблемах
экологии и природопользования

особенности взаимодействия
общества и природы; природоресурсный
потенциал России;
принципы и методы
рационального природопользования;
правовые и социальные вопросы
природопользования.

4

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины

Объем часов

Объем образовательной программы

48

в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные работы

26

практические занятия

6

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)
контрольная работа

-

Самостоятельная работа

24

Промежуточная аттестация: зачет

2

-

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
Наименование раздела и
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
Объем Коды
тем
обучающихся
часов компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
1
2
3
Введение
Содержание учебного материала
2
Понятие «природопользование» и его составляющие. Объект и предмет изучения
2
ОК 6
природопользования, связь с другими науками.
ОК 9
Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы
14
Тема 1.1
Содержание учебного материала
4
ОК 3
Природоресурсный
ОК 6
Природные ресурсы. Классификация природных ресурсов по их использованию; по
2
потенциал
ОК 7
принадлежности к тем или иным компонентам природы; по заменимости; по
ОК 9
исчерпаемости.
В том числе практических занятий
2
1.Составление и анализ схемы «Классификация природных ресурсов по
2
исчерпаемости»
Тема 1.2
Содержание учебного материала
4
Рациональное
Рациональное природопользование, его характеристика и отличительные особенности.
2
природопользование.
Направления, принципы и методы рационального природопользования.
Принципы и методы
В том числе практических занятий
2
рационального
Разработка и защита проекта на тему: «Решение проблемы энергетического голода».
2
природопользования.
Тема 1.3
Содержание учебного материала
6
Производственная
2
1.Загрязнение окружающей среды как последствия производственной
деятельность человека и
деятельности человека.
окружающая среда.
Основные типы загрязняющих веществ и их характеристика. Распространение
Проблема отходов.
загрязняющих веществ и их характеристика. Распространение загрязняющих веществ и
6

рациональное размещение производства. Загрязнение атмосферы. Загрязнение
гидросферы. Биологическое и физическое разрушение и загрязнение природной среды.
Радиоактивное загрязнение окружающей среды.
2
2. Глобальные проблемы: рост парникового эффекта, разрушение озонового слоя,
проблема отходов.
Природопользование и экологическая безопасность.
В том числе практических занятий
2
1.Составление и анализ таблицы: основные типы «загрязняющих веществ» их источники
2
и характер воздействия на людей и природные объекты.
Раздел 2. Механизмы управления
26
Тема 2.1
Содержание учебного материала
4
Мониторинг окружающей Экологический мониторинг, его уровни и виды
2
среды.
Основные функции экологического мониторинга. Стандарт качества окружающей
среды. Химический мониторинг. Мониторинг радиоактивного загрязнения.
Биологический мониторинг. Космический мониторинг. Глобальная система
мониторинга. Экологическое прогнозирование последствий природопользования.
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.Разработка и анализ конспект - схемы: «Мониторинг природной среды как элемент
2
обратной связи»
Тема 2.2
Содержание учебного материала
8
Экологическое
2
1.Экологическое регулирование и экологическое право.
регулирование. Правовые и Социальные проблемы природопользования и концепция сбалансированного риска.
специальные вопросы
Правовое регулирование использования природных ресурсов. Методы экологоприродопользования.
правового регулирования. Юридическая ответственность за экологические
правонарушения.
2
2. Система источников экологического права.
Источники экологического права.
Самостоятельная работа обучающихся
4
1)Разработка конспекта - схемы на тему: «Социальные проблемы природопользования,
2
концепция сбалансированного риска»
2)Составление схемы методы экологического регулирования
2

ОК 3
ОК 6
ОК 7
ОК 9

ОК 03
ОК 06
ОК 07
ОК 09

7

Тема 2.3
Охраняемые природные
территории

Содержание учебного материала
6
Охрана ресурсов дикой природы. Методы охраны: популяционно-видовой,
2
экосистемы. Охраняемые природные территории: заповедники, заказники,
национальные парки, памятники природы.
Самостоятельная работа обучающихся
4
1) Подготовка презентации на одну из тем:
2
«Охраняемые природные территории Свердловской области»
«Моя малая Родина: экологические проблемы, перспективы развития»
2) Нанесение на контурные карты мира охраняемых природных территорий. Анализ
2
карты.
Тема 2.4
Содержание учебного материала
4
Концепция устойчивого
Актуальность концепции устойчивого развития.
2
развития.
Проблемы практической реализации концепции «Образование в интересах
устойчивого развития».
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.Анализ диаграмм «Сценарий глобальной катастрофы». «Сценарий устойчивого
глобального развития».
Тема 2.5
Содержание учебного материала
6
Международное
История международного природоохранного движения Природоохранные конвенции и
2
сотрудничество в области межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в охране
природопользования и
природы.
охраны окружающей среды Самостоятельная работа обучающихся
4
1)Разработка опорных сигналов на тему: «Участие России в деятельности
2
международных природоохранных организаций»
2) Составление и анализ таблицы: «Деятельность международных организаций по
2
охране окружающей среды».
Зачет
2
Всего:
48ч

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечение
Реализация программы учебной дисциплины «Экологические основы
природопользования» требует наличия учебного кабинета «Естествознания и методики
обучения». Оборудование учебного кабинета: стул ученический, стол ученический
двухместный, стул полумягкий, стол письменный, доска магнитная меловая
одноэлементная. Технические средства обучения: персональный компьютер, мышь
компьютерная, клавиатура, лицензионное программное обеспечение на 1 персональный
компьютер (операционная система Windows XP, 7, Microsoft Office (2003, 2007).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания 3.2.2. Электронные издания
1. Гурова, Т. Ф. Экология и рациональное природопользование : учебник и
практикум для среднего профессионального образования / Т. Ф. Гурова, Л. В. Назаренко.
— 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 188 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09485-5. — Текст: электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452780.
2. Красная Книга России: сайт - https://redbookrf.ru/ - Режим доступа: регистрация
не требуется. – текст, иллюстрации: электронный.
3.
Красная
Книга
Свердловской
области:
сайт
https://mprso.midural.ru/article/show/id/1091 - Режим доступа: регистрации не требуется –
текс. Электронный.
4. Каталог экологических сайтов: [сайт]. – URL: https://ecologysite.ru/ (дата
обращения 01.02.2020) – Режим доступа: регистрации не требуется. – Текст: электронный.
5. Сайт экологического просвещения [сайт]. – URL: https://ecoculture.ru/ (дата
обращения 01.02.2020) – Режим доступа: регистрации не требуется. – Текст: электронный.
6. Экология. Все об экологии: [сайт]. – URL: http://www.ecocommunity.ru/ (дата
обращения 01.02.2020) – Режим доступа: регистрации не требуется. – Текст: электронный.
3.2.3 Дополнительные источники
1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об образовании
в Российской федерации»: Федеральный закон № 273-ФЗ [принят Государственной думой
21 декабря 2012: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012]. - Москва: Эксмо, 2020. 32; 20 см.- (Актуальное издательство). -80 экз. - ISBN 978-5-04-1100124. - Текст:
непосредственный
2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования».
–
Текст:
электронный
–
URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088902/ (дата обращения: 01.02.2020).
3. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования». – текст: электронный – URL:
https://www.minobrnauki.gov.ru/ (дата обращения: 01.02.2020).

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, самостоятельной работы,
индивидуальных заданий, устного опроса.
Промежуточная аттестация – зачет.
Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
Умения:

Критерии оценки

Методы оценки

ориентироваться в
наиболее общих проблемах
экологии и
природопользования

-демонстрирует основы
экологического сознания;
работает
с
различными
источниками информации;
выступает
на
семинарах,
обосновывает свою точку зрения;
- разрабатывает и защищает
проектную работу;
- традиционная система отметок в
баллах за каждую выполненную
работу;
- накопительная система баллов, на
основе
которой
выставляется
итоговая отметка;

-Устный опрос,
индивидуальные
задания. Практическая
работа. Оценка
самостоятельной работы,
тест.

- опирается на основные понятия
при
ответах,
публичных
выступлениях;
- грамотно использует методологию
экологии в работах;
- традиционная система отметок в
баллах за каждую выполненную
работу;
- накопительная система баллов, на
основе
которой
выставляется
итоговая отметка.

-Устный опрос,
индивидуальные
задания. Практическая
работа. Оценка
самостоятельной работы,
тест.

Знания:
особенности
взаимодействия общества и
природы; природоресурсный
потенциал России;
принципы и методы
рационального
природопользования;
правовые и социальные
вопросы
природопользования.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».