МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.03 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.03 Экологические основы природопользования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведения», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 975. Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» Разработчики: Авазова С.А., преподаватель 1кк. © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 10 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.03 «Экологические основы природопользования» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальностям 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение. Применение данной программы направлено на формирование общих компетенций включающими в себя способность: ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. 1.2. Цели и требования к результатам освоения дисциплины Основной целью изучения учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» является: 1) создание организационных и содержательных условий для формирования представлений о современном состоянии природных ресурсов, окружающей природной среды; 2) проблемах природопользования и путях их решения на глобальном, региональном и локальном уровнях. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания: Код ПК, ОК ОК 3 ОК 6 ОК 7 ОК 9 Умения Знания ориентироваться в наиболее общих проблемах экологии и природопользования особенности взаимодействия общества и природы; природоресурсный потенциал России; принципы и методы рационального природопользования; правовые и социальные вопросы природопользования. 4 2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы учебной дисциплины Объем часов Объем образовательной программы 48 в том числе: теоретическое обучение лабораторные работы 26 практические занятия 6 курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) контрольная работа - Самостоятельная работа 24 Промежуточная аттестация: зачет 2 - 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» Наименование раздела и Содержание учебного материала и формы организации деятельности Объем Коды тем обучающихся часов компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 1 2 3 Введение Содержание учебного материала 2 Понятие «природопользование» и его составляющие. Объект и предмет изучения 2 ОК 6 природопользования, связь с другими науками. ОК 9 Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы 14 Тема 1.1 Содержание учебного материала 4 ОК 3 Природоресурсный ОК 6 Природные ресурсы. Классификация природных ресурсов по их использованию; по 2 потенциал ОК 7 принадлежности к тем или иным компонентам природы; по заменимости; по ОК 9 исчерпаемости. В том числе практических занятий 2 1.Составление и анализ схемы «Классификация природных ресурсов по 2 исчерпаемости» Тема 1.2 Содержание учебного материала 4 Рациональное Рациональное природопользование, его характеристика и отличительные особенности. 2 природопользование. Направления, принципы и методы рационального природопользования. Принципы и методы В том числе практических занятий 2 рационального Разработка и защита проекта на тему: «Решение проблемы энергетического голода». 2 природопользования. Тема 1.3 Содержание учебного материала 6 Производственная 2 1.Загрязнение окружающей среды как последствия производственной деятельность человека и деятельности человека. окружающая среда. Основные типы загрязняющих веществ и их характеристика. Распространение Проблема отходов. загрязняющих веществ и их характеристика. Распространение загрязняющих веществ и 6 рациональное размещение производства. Загрязнение атмосферы. Загрязнение гидросферы. Биологическое и физическое разрушение и загрязнение природной среды. Радиоактивное загрязнение окружающей среды. 2 2. Глобальные проблемы: рост парникового эффекта, разрушение озонового слоя, проблема отходов. Природопользование и экологическая безопасность. В том числе практических занятий 2 1.Составление и анализ таблицы: основные типы «загрязняющих веществ» их источники 2 и характер воздействия на людей и природные объекты. Раздел 2. Механизмы управления 26 Тема 2.1 Содержание учебного материала 4 Мониторинг окружающей Экологический мониторинг, его уровни и виды 2 среды. Основные функции экологического мониторинга. Стандарт качества окружающей среды. Химический мониторинг. Мониторинг радиоактивного загрязнения. Биологический мониторинг. Космический мониторинг. Глобальная система мониторинга. Экологическое прогнозирование последствий природопользования. Самостоятельная работа обучающихся 2 1.Разработка и анализ конспект - схемы: «Мониторинг природной среды как элемент 2 обратной связи» Тема 2.2 Содержание учебного материала 8 Экологическое 2 1.Экологическое регулирование и экологическое право. регулирование. Правовые и Социальные проблемы природопользования и концепция сбалансированного риска. специальные вопросы Правовое регулирование использования природных ресурсов. Методы экологоприродопользования. правового регулирования. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. 2 2. Система источников экологического права. Источники экологического права. Самостоятельная работа обучающихся 4 1)Разработка конспекта - схемы на тему: «Социальные проблемы природопользования, 2 концепция сбалансированного риска» 2)Составление схемы методы экологического регулирования 2 ОК 3 ОК 6 ОК 7 ОК 9 ОК 03 ОК 06 ОК 07 ОК 09 7 Тема 2.3 Охраняемые природные территории Содержание учебного материала 6 Охрана ресурсов дикой природы. Методы охраны: популяционно-видовой, 2 экосистемы. Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Самостоятельная работа обучающихся 4 1) Подготовка презентации на одну из тем: 2 «Охраняемые природные территории Свердловской области» «Моя малая Родина: экологические проблемы, перспективы развития» 2) Нанесение на контурные карты мира охраняемых природных территорий. Анализ 2 карты. Тема 2.4 Содержание учебного материала 4 Концепция устойчивого Актуальность концепции устойчивого развития. 2 развития. Проблемы практической реализации концепции «Образование в интересах устойчивого развития». Самостоятельная работа обучающихся 2 1.Анализ диаграмм «Сценарий глобальной катастрофы». «Сценарий устойчивого глобального развития». Тема 2.5 Содержание учебного материала 6 Международное История международного природоохранного движения Природоохранные конвенции и 2 сотрудничество в области межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в охране природопользования и природы. охраны окружающей среды Самостоятельная работа обучающихся 4 1)Разработка опорных сигналов на тему: «Участие России в деятельности 2 международных природоохранных организаций» 2) Составление и анализ таблицы: «Деятельность международных организаций по 2 охране окружающей среды». Зачет 2 Всего: 48ч 8 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечение Реализация программы учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» требует наличия учебного кабинета «Естествознания и методики обучения». Оборудование учебного кабинета: стул ученический, стол ученический двухместный, стул полумягкий, стол письменный, доска магнитная меловая одноэлементная. Технические средства обучения: персональный компьютер, мышь компьютерная, клавиатура, лицензионное программное обеспечение на 1 персональный компьютер (операционная система Windows XP, 7, Microsoft Office (2003, 2007). 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе. 3.2.1. Печатные издания 3.2.2. Электронные издания 1. Гурова, Т. Ф. Экология и рациональное природопользование : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. Ф. Гурова, Л. В. Назаренко. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 188 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09485-5. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452780. 2. Красная Книга России: сайт - https://redbookrf.ru/ - Режим доступа: регистрация не требуется. – текст, иллюстрации: электронный. 3. Красная Книга Свердловской области: сайт https://mprso.midural.ru/article/show/id/1091 - Режим доступа: регистрации не требуется – текс. Электронный. 4. Каталог экологических сайтов: [сайт]. – URL: https://ecologysite.ru/ (дата обращения 01.02.2020) – Режим доступа: регистрации не требуется. – Текст: электронный. 5. Сайт экологического просвещения [сайт]. – URL: https://ecoculture.ru/ (дата обращения 01.02.2020) – Режим доступа: регистрации не требуется. – Текст: электронный. 6. Экология. Все об экологии: [сайт]. – URL: http://www.ecocommunity.ru/ (дата обращения 01.02.2020) – Режим доступа: регистрации не требуется. – Текст: электронный. 3.2.3 Дополнительные источники 1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»: Федеральный закон № 273-ФЗ [принят Государственной думой 21 декабря 2012: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012]. - Москва: Эксмо, 2020. 32; 20 см.- (Актуальное издательство). -80 экз. - ISBN 978-5-04-1100124. - Текст: непосредственный 2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». – Текст: электронный – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088902/ (дата обращения: 01.02.2020). 3. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». – текст: электронный – URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/ (дата обращения: 01.02.2020). 9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, самостоятельной работы, индивидуальных заданий, устного опроса. Промежуточная аттестация – зачет. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Умения: Критерии оценки Методы оценки ориентироваться в наиболее общих проблемах экологии и природопользования -демонстрирует основы экологического сознания; работает с различными источниками информации; выступает на семинарах, обосновывает свою точку зрения; - разрабатывает и защищает проектную работу; - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу; - накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка; -Устный опрос, индивидуальные задания. Практическая работа. Оценка самостоятельной работы, тест. - опирается на основные понятия при ответах, публичных выступлениях; - грамотно использует методологию экологии в работах; - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу; - накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка. -Устный опрос, индивидуальные задания. Практическая работа. Оценка самостоятельной работы, тест. Знания: особенности взаимодействия общества и природы; природоресурсный потенциал России; принципы и методы рационального природопользования; правовые и социальные вопросы природопользования. 10