Приложение 4.27 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 54.02.02 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») Подписано цифровой подписью: ГАПОУ СО "СОПК" DN: email=buhsopk@list.ru, 1.2.643.3.131.1.1=120C303036363538303334363636, 1.2.643.100.3=120B3032323131303331353537, 1.2.643.100.1=120D31303236363032333337363834, title=директор, o=ГАПОУ СО "СОПК", street=УЛ ЮМАШЕВА, ДОМ 20, l=Екатеринбург, st=66 Свердловская область, c=RU, givenName=Татьяна Сергеевна, sn=Симонова, cn=ГАПОУ СО "СОПК" Дата: 2021.09.21 16:56:48 +05'00' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.В.06 ОСНОВЫ ЯЗЫКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной дисциплины ОП.В.06 Основы языка изобразительного искусства разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам), утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 года №1389 Организация-разработчик: образовательное учреждение педагогический колледж» Государственное автономное профессиональное Свердловский областной «Свердловский областной Разработчик: Васильева А.О., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «СОПК» © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.В.06 ОСНОВЫ ЯЗЫКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина ОП.В.06 Основы языка изобразительного искусства является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам). Учебная дисциплина ОП.В.06 Основы языка изобразительного искусства обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих ОК и ПК: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ПК 1.3. Собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства. ПК 1.6. Самостоятельно разрабатывать колористические решения художественнографических проектов изделий декоративно-прикладного и народного искусства. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Основная цель дисциплины знакомство с особенностями построения композиции и освоения графических и живописных материалов. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания: Код ПК, Умения Знания ОК ОК 1 - 9 Создавать композиции, используя Основы построения композиции; ПК 1.3, средства выразительности Средства выразительности ПК 1.6 художественных произведений; композиции; Применять художественные Основные свойства художественных материалы относительно их свойств. материалов. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы учебной дисциплины Объем образовательной программы Объем часов 117 в том числе: теоретическое обучение 38 практические занятия 40 Индивидуальный проект 0 контрольная работа 0 Самостоятельная работа 39 Промежуточная аттестация в форме итоговой оценки экзамена 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.В.06 Основы языка изобразительного искусства Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 1 2 Раздел 1. Введение в тему Изобразительного искусства Тема 1.1. Знакомство с Содержание учебного материала дисциплиной Знакомство с новым коллективом. Сбор ожиданий и опасений. Тема 1.2. Понятие Содержание учебного материала Красота Что такое красота. Законы красоты. Тема 1.3. Красота в Содержание учебного материала искусстве Произведения искусства и понятие красота. Выбрать произведения, обосновать выбор. В том числе практических занятий 1.Изобразительные средства композиции. Линия, пятно. Самостоятельная работа обучающихся 1.Анализ законов композиции Раздел 2. Основы композиции Тема 2.1 Анализ Содержание учебного материала композиции Выразительные средства композиции произведения искусства Самостоятельная работа обучающихся Выбор произведения для анализа Тема 2.2 Разбор законов Содержание учебного материала композиции Изобразительные средства композиции В том числе практических занятий 1.Композиционный конспект 2.Зарисовки гербария Возможности простого карандаша Самостоятельная работа обучающихся Объем часов 3 10 2 2 2 2 6 2 2 2 2 2 32 4 2 2 2 8 2 4 2 2 2 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 1-9 ПК 1.3, ПК 1.6 ОК 1-9 ПК 1.3, ПК 1.6 ОК 1-9 ПК 1.3, ПК 1.6 ОК 1-9 ПК 1.3, ПК 1.6 ОК 1-9 ПК 1.3, ПК 1.6 6 Подготовка гербария Тема 2.3 Содержание учебного материала Индивидуальный Знакомство с понятием «почерк мастера» на примере творчества художников почерк мастера В том числе практических занятий 1.Копирование графического почерка мастера. Подражание почерку мастера Самостоятельная работа обучающихся 1.Выбор произведения мастера для копирования и погружение в особенности его почерка Тема 2.4 Содержание учебного материала Композиционные массы Композиция. Понятие массы в композиции. Пошаговая абстракция В том числе практических занятий 1. Работа с тремя типами масс и тональными сочетаниями. 2. Абстракция из обрезков 3. Создание композиции для оформления музыкального альбома с использованием абстрактных форм 4. Оформление титульного листа альбома. Техника коллаж. Работа с цветом. 5. Подведение итогов. Просмотр работ. Самостоятельная работа обучающихся 1. Выбор и прослушивание музыкального альбома, концерта 2. Изучение аналогов визуального оформления музыкального альбома 3. Символика цвета Раздел 3. Изобразительные и выразительные средства графики и живописи Тема 3.1 Пропорции Содержание учебного материала Деление отрезка на части. В том числе практических занятий 1.Череп в профиль Самостоятельная работа обучающихся 1. Выполнение портретов в профиль (бумага А4 – 3шт) 2. Зарисовки с натуры головы человека в профиль Тема 3.2 Средства Содержание учебного материала живописи Градиент как средство в декоративной живописи В том числе практических занятий 2 6 2 2 2 2 2 18 2 10 2 2 2 2 2 6 2 2 2 28 8 2 2 2 4 2 2 6 2 4 ОК 1-9 ПК 1.3, ПК 1.6 ОК 1-9 ПК 1.3, ПК 1.6 ОК 1-9 ПК 1.3, ПК 1.6 ОК 1-9 ПК 1.3, ПК 1.6 ОК 1-9 ПК 1.3, ПК 1.6 7 1. Создание декоративного пейзажа в смешанной технике 2. Техника тонального и цветового градиента Тема 3.3 Рисование Содержание учебного материала цветом Основные критерии выбора цвета В том числе практических занятий Упражнение по определению количества цвета. Эскизы в трех цветах Самостоятельная работа обучающихся 1. Выполнить 12 комбинаций для тренировки работы с цветом 2. Упражнение «Масштаб цвета». Тема 3.4 Цвет в Содержание учебного материала графике Возможности цвета в графике. Цветные графические материалы В том числе практических занятий 1. Цветной карандаш. Фломастеры. Маркеры. Технические моменты. 2. Акварель. Инструментарий акварели. Раздел 4. Рисование предметов с натуры Тема 4.1 Рисование Содержание учебного материала людей Подходы к рисованию предметов с натуры В том числе практических занятий 1. Наброски фигуры человека с противоположных сторон. Самостоятельная работа обучающихся 1. Рисование людей 2. Внимательное рисование. Десять разных рисунков Раздел 5. Виды изобразительного искусства Тема 5.1. Знакомство с Содержание учебного материала видами 1. Русский музей детям. Рождение картины. Изобразительного Рассмотрение работ из собрания русского музея. Живопись искусства на примерах 2. Русский музей детям. Скульптура произведений Русского Рассмотрение работ из собрания русского музея. Скульптура музея 3. Русский музей детям. Гравюра. Рассмотрение работ из собрания русского музея. Гравюра Самостоятельная работа обучающихся 1. Выполнение теста «Скульптура» 2 2 8 2 2 2 4 2 2 6 2 4 2 2 8 8 2 2 2 4 2 2 35 10 2 ОК 1-9 ПК 1.3, ПК 1.6 ОК 1-9 ПК 1.3, ПК 1.6 ОК 1-9 ПК 1.3, ПК 1.6 ОК 1-9 ПК 1.3, ПК 1.6 2 2 4 2 8 Тема 5.2 Понятие «Стилизация» Тема 5.3 Анализ композиции произведения живописи 2. Выполнение теста «Гравюра» Содержание учебного материала Особенности авторской стилизации И. Бабушкиной В том числе практических занятий 1. Создание эскиза образа персонажа для матрицы линогравюры. 2. Тональные отношения. Уточнение подготовительного эскиза гравюры. 3. Творческая точка Гуттенберг. Создание матрицы 4. Завершение работы с матрицей. Печать эстампа. Самостоятельная работа обучающихся 1. Завершение подготовительного эскиза гравюры 2. Изучение аналогов Содержание учебного материала 1. Замысел произведения, формат, композиционный маршрут. Поиск замысла и идеи для работы. Задачи формата. Вход в картину 2. Основные законы композиции Анализ композиции работы художника. Основные аспекты 3. Ритм, центр, статика, динамика Нахождение центра композиции. Ритм в работе. Понятие равновесия В том числе практических занятий 1. Выбор произведения и поиск информации в сети интернет для представления картины и ее автора 2. Анализ формата, композиционного маршрута, композиционных и смыслового центров работы 3. Анализ проявлений статики и динамики в произведении, ритмов Всего 2 14 2 8 2 2 2 2 4 2 2 11 2 ОК 1-9 ПК 1.3, ПК 1.6 ОК 1-9 ПК 1.3, ПК 1.6 2 2 5 1 2 2 117ч. 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет для реализации программы ОП.В.06. Основы языка изобразительного искусства должен быть оснащен оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения учебных работ, раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами обучения (компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором). 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе. 3.2.1. Печатные издания 1. Альберс Дж. Взаимодействие цвета. М.: КоЛибри, 2016. – Текст: непосредственный. 2. Горелышев, Дмитрий. Простое рисование: упражнения для развития и поддержания самостоятельной рисовальной практики. – М.:Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 192 с.:ил. – Текст: непосредственный. 3. Иттен И. Искусство формы. М.: Издатель Дмитрий Аронов, 2018. – Текст: непосредственный. 4. Иттен И. Искусство цвета. М.: Издатель Дмитрий Аронов, 2018. – Текст: непосредственный. 5. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М.: Рипол классик, 2016. – Текст: непосредственный. 3.2.2. Электронные издания 1. Yakov_Chernikhov_Ornament.pdf. -Текст: электронный. 3.2.3. Дополнительные источники 1. Бялик В. М. Графика. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010. – 112с. – Текст: непосредственный. 2. Бялик В. М. Живопись.- М.: Мир энциклопедий Аванта +, Астрель, 2011. – 144с. – Текст: непосредственный. 3. Гомбрих Э. Г. История искусства. – М.: Искусство – XXI век, 2014. -688 с., ил. – Текст: непосредственный. 4. Гордеева М. Ботичелли. – М.: Директ-Медиа, 2010. – 48с. – Текст: непосредственный. 5. Гусарова А. П. Михаил Нестеров. – М.: Гос. Третьяковская галерея, 2013.48с. – Текст: непосредственный. 6. Карр-Гомм, Сара. Тайный язык искусства. Иллюстрированный путеводитель…/Сара Карр-Гомм; пер. с англ. яз. Э.Ш. Гараевой. –Москва:Астрель, 2012. – 255 с. – Текст: непосредственный. 7. Большая иллюстрированная энциклопедия искусств. – М.: Азбука-Аттикус», 2011. – 512с. – Текст: непосредственный. 8. Русская живопись – самые загадочные и таинственные шедевры /Авт.-сост. В.Надеждина. – Минск:Харвест, 2010. – 128с. – Текст: непосредственный. 9. Энциклопедия для детей. Искусство. Ч.1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения. – М.: Мир энциклопедии Аванта+, Астрель, 2010.- 592 с. :ил. – Текст: непосредственный. 10 10. Энциклопедия для детей. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство ХVII-XX веков. М.: Мир энциклопедии Аванта+, Астрель, 2008. – 656 с. :ил. – Текст: непосредственный. 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Знания: Основы построения композиции Средства выразительности композиции Основные свойства художественных материалов Умения: Создавать композиции, используя средства выразительности художественных произведений. Применять художественные материалы относительно их свойств Критерии оценки Широта анализа Оформление работы Выступление Презентация Методы оценки Оценка выполнения контрольной работы а)найдены пропорции Рейтинговая оценка изображения и поля листа успеваемости и согласно законам равновесия аудиторной работы б) работа оформлена и студента подписана в)выполнена подготовительная работа по поиску сюжета, композиции и колорита г) изображение можно разделить на главный мотив и ряд второстепенных д) изображение не перегружено деталями е) пустые фрагменты поля изображения чередуются с «густыми» ж) работа выполнена аккуратно 12