ОП.04 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Приложение 4.25
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 54.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

Подписано цифровой подписью: ГАПОУ СО "СОПК"
DN: email=buhsopk@list.ru, 1.2.643.3.131.1.1=120C303036363538303334363636,
1.2.643.100.3=120B3032323131303331353537,
1.2.643.100.1=120D31303236363032333337363834, title=директор, o=ГАПОУ СО
"СОПК", street=УЛ ЮМАШЕВА, ДОМ 20, l=Екатеринбург, st=66 Свердловская область,
c=RU, givenName=Татьяна Сергеевна, sn=Симонова, cn=ГАПОУ СО "СОПК"
Дата: 2021.09.21 16:55:56 +05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
54.02.02 Декоративно-прикладное искусство
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
по
специальности
среднего
профессионального
образования
54.02.02
«Декоративно-прикладное искусство», утвержденного Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014г. №1389
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной
педагогический колледж»
Разработчик:
Нагибина О.С., преподаватель русского языка, высшая квалификационная
категория.

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА
И
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4
7
13
15

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
1.1.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» является частью
общегуманитарного и социально-экономического цикла основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное
искусство».
Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» обеспечивает формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по
профессии/специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство». Особое
значение дисциплина имеет при формировании и развитии:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
ПК 1.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной
терминологией.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания:
Код
ПК, ОК
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 8.
ОК 9.
ПК 1.7.

Умения
- пользоваться орфоэпическими
словарями, словарями русского
языка;
- пользоваться багажом
синтаксических средств при
создании собственных текстов
официально-делового, учебнонаучного стилей;
- редактировать собственные
тексты и тексты других авторов.
- различать тексты по их
принадлежности к стилям;
анализировать речь с точки ее
нормативности, уместности и
целесообразности;
- различать тексты по их
принадлежности к стилям;

Знания
- фонемы; особенности русского
ударения, основные тенденции в
развитии русского ударения;
логическое ударение;
орфоэпические нормы;
- лексические и фразеологические
единицы русского языка;
изобразительно-выразительные
возможности лексики и
фразеологии; употребление
профессиональной лексики и
научных терминов;
- способы словообразования;
- самостоятельные и служебные
части речи;
- синтаксический строй
предложений;
4

анализировать речь с точки ее
нормативности, уместности и
целесообразности;
- пользоваться орфоэпическими
словарями, словарями русского
языка;
-определять лексическое значение
слова;
-использовать
словообразовательные средства в
изобразительных целях;
-пользоваться багажом
синтаксических средств при
создании собственных текстов
официально-делового, учебнонаучного стилей;
-редактировать собственные тексты
и тексты других авторов;
-пользоваться знаками препинания,
вариативными и факультативными
знаками препинания;
-различать тексты по их
принадлежности к стилям;
-анализировать речь с точки ее
нормативности, уместности и
целесообразности;
- редактировать собственные
тексты и тексты других авторов.

- правила правописания;
- функциональные стили
литературного языка.
- функциональные стили
литературного языка.
- функциональные стили
литературного языка.
- фонемы; особенности русского
ударения, основные тенденции в
развитии русского ударения;
логическое ударение;
орфоэпические нормы;
- лексические и фразеологические
единицы русского языка;
изобразительно-выразительные
возможности лексики и
фразеологии; употребление
профессиональной лексики и
научных терминов;
- способы словообразования;
-самостоятельные и служебные
части речи;
-синтаксический строй
предложений;
-правила правописания;
-функциональные стили
литературного языка.
- употребление профессиональной
лексики и научных терминов;
-функциональные
стили
литературного языка.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы

141

в том числе:
теоретическое обучение

20

лабораторные работы

0

практические занятия

74

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)

0

контрольная работа

0

Самостоятельная работа

47

Промежуточная аттестация

Диф.зачет

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Раздел 1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры
Тема 1.1. Язык
Содержание учебного материала
как система.
1. Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи.
Понятие
Правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
культуры речи
Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.
Основные единицы общения. Книжная и разговорная разновидности литературного языка.
Изменение словарного состава, орфоэпических норм, грамматического строя языка.
Специфика устной и письменной литературной речи.
В том числе практических занятий
1. Конструирование устных и письменных речевых высказываний.
2. Речевой этикет: наблюдение за соблюдением норм речевого общения.
3.Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую
тему.
4. Типы лингвистических и орфографических словарей.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Работа со словарями и дополнительной литературой.
2.Написание эссе в форме эпистолярного жанра «Изменился ли наш язык с появлением
инновационных технологий?»
Раздел 2. Фонетика, орфоэпия
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Фонетические
1.Орфоэпические нормы русского языка.

Объем
часов

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

14
2
2

8
2
2
2

ОК 4.
ОК 6.
ОК 9.
ПК 1.7.

2
4
2
2
14
2
2

ОК 4.
ОК 6.
7

единицы языка.
Орфоэпия.
Особенности
русского
ударения.

Фонетические единицы языка. Орфоэпия. Варианты русского литературного произношения.
Ударение в отдельном слове и фразе. Нормы произношения слов во фразе.

В том числе практических занятий
1. Произношение слова, определение ударения в слове.
2. Отработка орфоэпических и акцентологических трудностей русского литературного языка.
3. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах
письменных текстов.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Работа со словарями и дополнительной литературой.
2.Ведение личного словарика «Пишу и говорю правильно».
3.Разработка презентации «Особенности русского языка».
Раздел 3. Лексика и фразеология.
Тема 3. 1.
Содержание учебного материала
Лексикология как 1. Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Лексическое значение
учение о слове и
слова.
словарном
Многозначность слов (полисемия). Омонимы, их отличие от многозначных слов и роли в
составе языка.
речи. Основные виды лексических ошибок. Неправильное словоупотребление, нарушение
Лексическое
лексической сочетаемости слов. Фразеологизмы и их разновидности. Стилистические
значение слова
функции фразеологизмов. Фразеологические словари. Синонимы, антонимы, паронимы и их
употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов. Словари
синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Тавтология, плеоназм, речевые штампы.
В том числе практических занятий
1.Выявление основных видов лексических ошибок.
2.Выявление тавтологии и плеоназма в устной и письменной речи.
3.Выявление синонимов, антонимов, паронимов в устной речи.
4. Дифференцированный зачет за III семестр
Самостоятельная работа обучающихся
1.Разработка презентации «Лексические ошибки в речи».
2.Написание сообщения «Изобразительно-выразительные возможности лексики и
фразеологии».

ПК 1.7.
6
2
2
2
6
2
2
2
14
2
2

8
2
2
2
2
4
2
2

ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 9.
ПК 1.7.

8

Раздел 4. Морфемика и словообразование
Тема 4. 1.
Словообразовани
е как раздел
науки о языке,
изучающий
структуру слов и
способы их
образования.
Способы
словообразования

Содержание учебного материала
Морфема, типы морфем. Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование
как выразительное средство и речевая ошибка. Богатство словообразовательных моделей в
русском языке.
В том числе практических занятий
1.Выполнение морфемного и словообразовательного разбора слова.
2.Отработка правописания гласных и согласных в приставках и корнях слов.
3.Анализ одноструктурных слов с морфемами.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Написание конспекта «Словообразовательный анализ слова».
2.Разработка презентации «Влияние приставок на лексическое значение слова».

Раздел 5. Морфология
Тема 5.1.

Содержание учебного материала
Стилистика самостоятельных частей речи. Род имён существительных, число имён
Самостоятельн
существительных, падежи имени существительного, формы имени прилагательного, формы
ые и служебные имени числительного, формы местоимений и глаголов. Стилистика служебных частей речи.
части речи
В том числе практических занятий
1. Виды грамматических ошибок. Исправление грамматических ошибок.
2. Нормативное употребление форм слова.
3. Выявление морфологических трудностей русского языка.
4. Выявление стилистической характеристики частей речи.
5.Производные и непроизводные предлоги, частицы, употребление междометий.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Составление таблицы «Самостоятельные и служебные части речи».
2.Работа с текстами художественной литературы (Нахождение примеров с употреблением
производных предлогов).
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация
Тема 6.1.
Содержание учебного материала

12
2
2

6
2
2
2
4
2
2

ОК 02, ОК 04,
ОК08, ПК1.7.

16
2
2

10
2
2
2
2
2
4
2
2

ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 8.
ОК 9.
ПК 1.7.

14
2
9

Синтаксические нормы. Словосочетание и его виды. Типы связи слов в словосочетании.
Простое предложение. Грамматическая основа предложение. Двусоставные и односоставные
предложения. Второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и
нераспространенные. Виды предложений по цели высказываний. Пунктуация в простых
предложениях. Пунктуация в сложных предложениях, пунктуация при прямой, косвенной
речи.
В том числе практических занятий
1. Конструирование текста в определенном стиле и жанре с уместным использованием
заданных синтаксических структур.
2. Сложные предложения и его виды.
3. Синтаксические фигуры речи.
4. Речевая выразительность синтаксиса.
Самостоятельная работа обучающихся
Конспект по теме: «Синтаксические фигуры».
Разработка презентации «Выразительные средства синтаксиса».
Раздел 7. Нормы русского правописания
Синтаксис как
учение
о
словосочетании,
предложение и
сложном
синтаксическом
целом

Тема 7. 1.
Принципы
русской
орфографии,
функции знаков
препинания

Содержание учебного материала
Морфологический принцип русской орфографии. Фонетический принцип русской
орфографии. Традиционный принцип русской орфографии. Знаки препинания, их функции.
Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и
значения. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в
тексте. Способы оформления чужой речи.
В том числе практических занятий

1. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменных работах.
2. Виды синтаксических ошибок. Исправление синтаксических ошибок.
3. Русская пунктуация и орфография в аспекте речевой выразительности.
Самостоятельная работа обучающихся
Работа со словарями и дополнительной литературой.
Конспект «Нормы русского правописания».
Раздел 8. Текст: структурно- смысловые признаки. Функциональные стили русского языка

2

ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 8.
ПК 1.7.

8
2
2
2
2
4
2
2
12
2
2

6
2
2
2
4
2
2
9

ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 8.
ПК 1.7.

10

Тема 8.1. Текст
как речевое
произведение.
Функциональные
разновидности
языка

Содержание учебного материала
1. Структура текста. Связи предложений в тексте. Функционально смысловые типы текстов
(описание, повествование, рассуждение). Функции, стилевые черты, языковые особенности
официально-делового, публицистического, научного, разговорного стилей.
В том числе практических занятий
1. Жанры деловой письменной речи. Конструирование текстов деловой письменной речи.
Самостоятельная работа обучающихся
Разработка тезисов «Текст и его структура».
Создание текстов в разных жанрах и стилях.
Раздел 9. Речь в межличностных и общественных отношениях
Тема 9.1.
Общение –
социальное
явление.
Ораторское
искусство как
социальное
явление

Содержание учебного материала
1. Язык и речь.
Речь, её особенности. Речь в межличностном общении. Речь в социальном взаимодействии.
Виды общения. Вербальное и невербальное общение. Этика общения.
В том числе практических работ
1. Разновидности речи.
2. Основы классической риторики.
3. Ораторская речь. Речевой этикет.
4. Выразительность речи и чтение. Техника речи.
5. Контрольная работа по теме: «Искусство отвечать на вопросы».
Самостоятельная работа обучающихся
Презентация «Классификации ораторского искусства Виды ораторского искусства».
Конспект по теме: «Античная риторика».
Разработка презентации «Общение и его слагаемые».

Раздел 10. Культура речи в системе культуры
Тема 10.1. Спор.
Содержание учебного материала
Общая
характеристика

2
2

2
2
5
2
3
18
2
2

ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 8.
ОК 9.
ПК 1.7.

ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 8.
ОК 9.
ПК 1.7.

10
2
2
2
2
2
6
2
2
2
18
2

ОК 4.
ОК 6.
ОК 8.
ОК 9.
11

1. Спор в Древней Греции. Дискуссия. Полемика.
спор.
Стратегия и тактика спора. Логические аспекты спора, аргументация. Спор как форма
Особенности
организации человеческого бытия.
служебноделового общения
В том числе практических работ
1. Деловая беседа, деловое совещание, телефонный разговор.
2. Речевые коммуникации в деловых переговорах.
3. Качество грамотной речи.
4. Нарушение норм современного русского литературного языка и пути их преодоления.
Дифференцированный зачет
Самостоятельная работа обучающихся
Составить конспект «Уловки в споре».
Составление тезисов «Спор как форма организации человеческого общения».
Составление тезисов «Причины коммуникативных неудач».
Всего:

ПК 1.7.
2
8
2
2
2
2
6
2
2
2
141

12

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский
язык и культура речи».
Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники,
учебно-методические рекомендации).
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор, компьютер.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Печатные издания
1.Русский язык и культура речи : учебник для студ. учреждений сред. проф.
образования / Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. — 12-е изд., стер. — М. : Издательский
центр «Академия», 2014. — 320 с. ISBN 978-5-7695-9703-9- Текст: непосредственный.
3.2.2. Электронные издания
1.www.gramma.ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания
помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками
совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).
2.www.krugosvet.ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия
«Энциклопедия Кругосвет»).
3.www.school-collection.edu.ru
(сайт
«Единая
коллекция
цифровых
образовательных ресурсов»).
4.www.spravka.gramota.ru (сайт «Справочная служба русского языка»).
5. http://new.gramota.ru/spravka/ (Единое окно справочных служб русского
языка).
6.http://gramota.ru/class/coach/ (Электронный учебник грамоты).
7.http://new.gramota.ru/spravka/punctum
(Справочник
по
синтаксису и
пунктуации).
8.http://new.gramota.ru/spravka/letters ( Письмовник).
9.http://www.oshibok-net.ru/ (просветительский проект).
10.http://slovari21.ru/ ( Словари XIX века).
3.2.3 Дополнительные источники
1.
Голубева, А. В. Русский язык и культура речи : учебник и
практикум для среднего профессионального образования / А. В. Голубева ; под
редакцией А. В. Голубевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 386 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-7623-6. — Текст : электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431711 (дата обращения: 11.01.2020)
2. Лекант, П. А. Русский язык : справочник для среднего профессионального
образования / П. А. Лекант, Н. Б. Самсонов ; под редакцией П. А. Леканта. — 3-е изд.,
испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 246 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-06698-2. — Текст :электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
— URL: https://urait.ru/bcode/452433 (дата обращения: 14.01.2020)
3.
Русский язык и культура речи : учебник и практикум для среднего
профессионального
образования /
В. Д. Черняк,
А. И. Дунев,
В. А. Ефремов,
Е. В. Сергеева ; под общей редакцией В. Д. Черняк. — 4-е изд., перераб. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 389 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-00832-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/399262 (дата обращения: 11.01.2020)
4. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь : учебно-практическое
пособие для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк [и др.] ; под общей
редакцией В. Д. Черняк. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
13

2020. — 525 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03886-6. — Текст
: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450857 (дата
обращения: 14.01.2020)

14

4. КОНТРОЛЬ
ДИСЦИПЛИНЫ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, самостоятельной работы.
Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)

Критерии оценки

Методы оценки

Умения:
-пользоваться орфоэпическими - Использование словарей
словарями, словарями
различных типов, ведение
русского языка;
личного словаря
-Лексический анализ слова
­определять лексическое
Словообразовательные модели,
значение слова
морфемный и
­использовать
словообразовательный разбор
словообразовательные
слова.
средства в изобразительных
Понятия и термины, правила
целях
орфографии, пунктуации,
­пользоваться багажом
грамматики. Нормы речевого
синтаксических средств при
поведения.
создании собственных текстов Нормы орфографии,
официально-делового, учебно- пунктуации, грамматики.
научного стилей
- пользоваться знаками
препинания, вариативными и
факультативными знаками
препинания
­различать тексты по их
принадлежности к стилям;
анализировать речь с точки ее
нормативности, уместности и
целесообразности.

Тест. Устный опрос,
тематическая
контрольная работа,
индивидуальные задания.
Практическая работа.
Оценка самостоятельной
работы. Презентация.

Знания:
­ особенности русского
ударения, основные тенденции
в развитии русского ударения;
логическое ударение;
орфоэпические нормы.
­лексические и
фразеологические единицы
русского языка;
изобразительновыразительные возможности
лексики и фразеологии;
употребление

-Орфоэпические и
акцентологические нормы,
-Высказываться на
лингвистическую тему
-Словообразование и
словоизменение, нормы
словообразования, алгоритм
разбора слова.
-Употребление в речи
словоформ, грамматические
нормы
-Синтаксический анализ текста,

Упражнение,
индивидуальные задания,
тест, орфоэпический
минимум. Презентация.
Практическая работа.
Оценка самостоятельной
работы.

15

профессиональной лексики и
научных терминов
- способы словообразования
-самостоятельные и служебные
части речи
­синтаксический строй
предложений
-правила правописания;
- функциональные стили
литературного языка

выразительные возможности
русского синтаксиса
-Орфографические и
пунктуационные нормы
современного русского
литературного языка
-Различение принадлежности
текста к разным стилям.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».