Приложение 4.23 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 54.02.02 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») Подписано цифровой подписью: ГАПОУ СО "СОПК" DN: email=buhsopk@list.ru, 1.2.643.3.131.1.1=120C303036363538303334363636, 1.2.643.100.3=120B3032323131303331353537, 1.2.643.100.1=120D31303236363032333337363834, title=директор, o=ГАПОУ СО "СОПК", street=УЛ ЮМАШЕВА, ДОМ 20, l=Екатеринбург, st=66 Свердловская область, c=RU, givenName=Татьяна Сергеевна, sn=Симонова, cn=ГАПОУ СО "СОПК" Дата: 2021.09.21 16:54:58 +05'00' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. ЖИВОПИСЬ 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Живопись разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности (специальностям) среднего профессионального образования 54.02.02 Декоративноприкладное искусство (по видам) (углубленной подготовки), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 27 октября 2014 года № 1389. Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение «Свердловский областной педагогический колледж» автономное Свердловской профессиональное области Разработчики: Ворожцова Н.И., преподаватель ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж». Волков Ю.Г., преподаватель ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж». Загородских Т.Л., преподаватель ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж». © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 28 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 30 ОСВОЕНИЯ 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ЖИВОПИСЬ 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Живопись является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) (углубленной подготовки), укрупненная группа специальностей 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств. Применение данной рабочей программы направлено на формирование элементов основных видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК): ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ПК 1.1. Изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду средствами академического рисунка и живописи. ПК 1.6. Самостоятельно разрабатывать колористические решения художественнографических проектов изделий декоративно-прикладного и народного искусства. ПК 1.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания: Код ПК, ОК ОК 1. ОК 2. ОК 4. ОК 5. ОК 8. ОК 9. Умения Знания использовать основные изобразительные материалы и техники; - применять теоретические знания в практической профессиональной деятельности; - осуществлять процесс изучения и - основы изобразительной грамоты, методы и способы графического, живописного и пластического изображения геометрических тел, 4 ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ПК 1.7. профессионального изображения натуры, природных объектов, ее художественной интерпретации пейзажа, человека. средствами живописи. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы учебной дисциплины Объем часов Объем образовательной программы 620 в том числе: теоретическое обучение лабораторные работы 23 практические занятия 390 курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) контрольная работа 0 0 Самостоятельная работа 207 0 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02 Живопись Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 1 2 Раздел 1. Техника и технология акварельной и гуашевой живописи 1 курс (1 семестр) Тема 1. Материалы, Содержание учебного материала инструменты, Материалы, инструменты, способы работы акварельными красками. Технике акварельного способы работы письма акварельными В том числе практических занятий красками 1. Техника «вливание цвета в цвет» холодные цвета 2. Техника вливания «цвета в цвет» теплые цвета 3. Техника лессировок «гризайль» 4. Техника лессировок теплые и холодные цвета 5. Структура светотени «цилиндр» 6. Структура светотени «шар» 7. Влияние среды. Рефлекс. Сближенные цвета 8. Влияние среды. Рефлекс. Контрастные цвета 9. Оттенки зеленого. Зеленое без зеленого. Самостоятельная работа обучающихся 1.Этюды фруктов на технику «Вливание» 2.Растяжка цвета, лессировка 3.Лессировка по прямым линиям и по окружности 4.Заливка во весь лист и фрагментами 5.Способ «по-сырому» этюд 6.Гризайль этюд 7.Этюд в теплой гамме 8.Этюд в контрастных сочетаниях цвета Тема 2. Содержание учебного материала Объем часов 3 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 94 94 36 2 18 2 2 2 2 2 2 2 2 2 16 2 2 2 2 2 2 2 2 ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. 58 6 Материалы, инструменты, способы работы гуашевыми красками Материалы, инструменты, способы работы гуашевыми красками. Упражнения в гуашевой технике. В том числе практических занятий 1. Высветление, затемнение цвета 2. Натюрморт в гризайли. Композиционные этюдные поиски 3. Длительный этюд одной композиции 4. Проработка деталей натюрморта в гризайли 5. Завершение натюрморта в гризайли 6. Изображение драпировки с грушей 7. Завершение натюрморта «Драпировка с грушей» 8. Начальный этап над декоративным натюрмортом 9. Проработка деталей натюрморта 10. Завершение натюрморта 11. Изображение гипсового куба. построение куба 12. Начальный этап работы над тональным аспектом 13. Завершение изображения гипсового куба 14. Пасхальный натюрморт. Композиционные поиски 15. Пасхальный натюрморт. Подробный рисунок 16. Первоначальная прописка Пасхального натюрморта 17. Проработка деталей натюрморта 18. Завершение натюрморта 19. Форэскиз. Композиционные тематические поиски 20. Форэскиз. Этюд композиции 21. Завершение композиции форэскиза Самостоятельная работа обучающихся 1. Этюд горизонта в темных тонах 2. Этюд горизонта в светлых тонах 3. Этюд горизонта в контрастном цвете 4. Этюды фруктов или овощей на влияние среды, рефлекс 5. Этюд фруктов на белой драпировке 6. Этюд фруктов на темной драпировке 7. Этюды зеленых предметов без зеленой краски Экзамен Раздел 2. Методика работы над живописным изображением натюрморта 1 курс (2 семестр) 2 42 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 6 425 165 ОК 1. ОК 2. ОК 4. ОК 5. ОК 8. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ПК 1.7.. 7 Тема 1. Методика работы над материальностью в натюрморте. Содержание учебного материала Виды и особенности натюрморта. Последовательность работы в натюрморте. Передача пространства В том числе практических занятий 1. Композиционные упражнения «Цветовые пятна» 2. Этюды овощей по сырому 3. Этюды фруктов по сырому 4. Композиция из фруктов и овощей по сырому 5. Этюд на раздельный мазок 6. Этюды овощей с выделением главного предмета 7. Материальность. Этюд «Чаепитие» 8. Приёмы работы гуашью. Этюд «Дыня» Самостоятельная работа обучающихся 1. Этюды натюрморта из двух предметов и драпировки. Гризайль 2. Этюды натюрморта из двух предметов и драпировки. Композиционные поиски в тоне и цвете 3. Этюды натюрморта из двух предметов и драпировки. Предварительный рисунок линейный с композиционным центром 4. Этюды натюрморта из двух предметов и драпировки. Прописка тени и полутени 5. Этюды натюрморта из двух предметов и драпировки. Завершение через деталировку Тема 2. Драпировка Содержание учебного материала со складками в трёх Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом плоскостях В том числе практических занятий 1. Драпировка со складками. Композиционный рисунок 2. Драпировка со складками. Начало работы над объемом складок 3. Драпировка со складками. Проработка пограничных контрастов 4. Драпировка со складками. Проработка глубоких теней и рефлексов 5. Завершение работы над складками в трех плоскостях Самостоятельная работа обучающихся 1. Этюд с драпировкой без складок в трех плоскостях и яблоком. Рисунок композиции и тональный разбор 2. Этюд с драпировкой без складок в трех плоскостях и яблоком. Проработка объема предметов в пространстве Тема 3. Этюды Содержание учебного материала акварелью с Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом 28 2 16 2 2 2 2 2 2 2 2 10 2 2 ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. 2 2 2 14 10 2 2 2 2 2 4 2 ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. 2 8 ОК 1. ОК 2. 8 передачей фактуры стекла Тема 4. Натюрморт со стеклом. Акварель Тема 5. Натюрморт с самоваром. Гуашь Тема 6. Этюд гипсовой розетки. В том числе практических занятий 1. Этюд граненного стакана 2. Этюд стеклянной вазы Самостоятельная работа обучающихся 1.Этюд одного стеклянного предмета 2.Этюд трех стеклянных предметов Содержание учебного материала Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом В том числе практических занятий 1. Композиционные этюды натюрморта 2. Работа над локальным тоном в натюрморте 3. Проработка рефлексов на стекле 4. Работа над локальным цветом в натюрморте 5. Завершение натюрморта со стеклом Самостоятельная работа обучающихся 1. Композиционный рисунок тональный группы стеклянных предметов 2. Этюд стеклянных предметов с выраженным композиционным центром 3. Этюд стеклянных предметов на темном фоне 4. Этюд стеклянных предметов на светлом фоне 5. Этюд стеклянных предметов против света Содержание учебного материала Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом В том числе практических занятий 1. Натюрморт с самоваром. Композиционные поиски 2. Натюрморт с самоваром Длительный тональный этюд 3. Натюрморт с самоваром Подготовительный рисунок композиции натюрморта 4. Натюрморт с самоваром Первая прописка, тональный разбор 5. Натюрморт с самоваром Вторая прописка. Рефлексы 6. Завершение натюрморта с самоваром Самостоятельная работа обучающихся Этюд металлических предметов Этюды металлических предметов с драпировкой Этюды металлических предметов в технике «гризайль» Содержание учебного материала Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом 4 2 2 4 2 2 20 10 2 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 18 12 2 2 2 2 2 2 6 2 2 2 4 ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. 9 Гуашь Тема 7. Декоративный натюрморт. Передача объёма с помощью формообразующих плоскостей Тема 8. Натюрморт с использованием натуральных растений в акварели Тема 9. Натюрморт с гипсовыми моделями и В том числе практических занятий 1.Тональный рисунок 2.Цветовая проработка гипсовой розетки Содержание учебного материала Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом В том числе практических занятий 1. Композиционные поиски в карандаше и локальном цвете 2. Подробный рисунок композиции декоративного натюрморта 3. Тональный разбор формообразующих плоскостей в натюрморте 4. Цветовой разбор формообразующих плоскостей в натюрморте 5. Детальная проработка натюрморта 6. Завершение декоративного натюрморта Самостоятельная работа обучающихся 1.Поиск аналогов декоративного натюрморта 2.Разработка эскизов декоративного натюрморта Содержание учебного материала Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом В том числе практических занятий 1. Композиционные эскизы в карандаше 2. Композиционные поиски в цвете 3. Длительный этюд в цвете с акцентом на фактуру 4. Подробный подготовительный рисунок натюрморта 5. Тональный разбор предметов натюрморта 6. Фактурный разбор предметов натюрморта 7. Коррекция дробности композиции натюрморта 8. Проработка цветовых и тональных акцентов 9. Проработка и уточнение рефлексов 10. Обобщение дробности 11. Завершение натюрморта с растениями Самостоятельная работа обучающихся 1.Этюды отдельных сухих листьев 2.Этюды букеты из сухих листьев Содержание учебного материала Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом. Выбор предметов быта 4 2 2 16 12 2 2 2 2 2 2 4 2 2 26 22 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 17 1 ПК 1.1. ПК 1.6. ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ОК 1. ОК 2. ОК 9. 10 предметами быта В том числе практических занятий 1. Композиционные зарисовка цветом 2. Подготовительный линейный рисунок 3. Тональная проработка предметов 4. Деталировка рефлексов на гипсовом предмете 5. Коррекция композиционного центра натюрморта и завершение Самостоятельная работа обучающихся 1.Композиционные находки двух натюрмортов 2.Этюд с выделением одного главного предмета 3.Этюд с выделением двух предметов как композиционного центра Тема 10. Содержание учебного материала Натюрморт из Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом. предметов быта В том числе практических занятий различного 1. Композиционные поиски, тон, карандаш материала с четко 2. Композиционные этюды в цвете выраженными 3. Подготовительный рисунок натюрморта с глубоким пространством пространственными 4. Первая прописка с акцентом на плановость планами (глубокое 5. Проработка предметов с сохранением плановости пространство) 6. Завершение натюрморта Самостоятельная работа обучающихся Быстрые этюды предметов быта с передачей глубины Быстрые этюды предметов быта одноплановые 2 курс (3 семестр) Тема 11. Содержание учебного материала Натюрморт с Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом. гипсовым В том числе практических занятий орнаментом 1. Натюрморт с гипсовым орнаментом. Композиционные эскизы в карандаше и цвете 2. Натюрморт с гипсовым орнаментом. Первая прописка натюрморта через гипсовый предмет 3. Натюрморт с гипсовым орнаментом. Проработка пограничного контраста и рефлексов нагипсовом орнаменте 4. Натюрморт с гипсовым орнаментом. Деталировка предметов натюрморта 5. Натюрморт с гипсовым орнаментом. Обобщение и завершение натюрморта Самостоятельная работа обучающихся 1.Этюды с белыми предметами в холодном освещении 2.Этюды с белыми предметами в теплом освещении 10 2 2 2 2 2 6 2 2 2 16 12 2 2 2 2 2 2 4 2 2 68 14 10 2 2 2 ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ПК 1.7.. ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. 2 2 4 2 2 11 Тема 12. Натюрморт из предметов быта в контражурном освещении Тема 13. Натюрморт из двух предметов на контрастном фоне Тема 14. Натюрморт из 4 предметов в тёплой цветовой гамме в мозаичной манере Содержание учебного материала Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом. В том числе практических занятий 1. Тональный длительный эскиз 2. Композиционный этюд в локальном цвет 3. Подготовительный рисунок с учетом контражура 4. Разбор локальных цветовых пятен композиции 5. Проработка светлых тонов натюрморта 6. Завершение натюрморта Самостоятельная работа обучающихся 1. Тональный этюд натюрморта 2. Этюд на локальные цветовые отношения 3. Предварительный рисунок натюрморта 4. Проработка композиционного центра 5. Завершение натюрморта с учетом контражура Содержание учебного материала Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом. В том числе практических занятий 1. Этюд в цвете 2. Предварительный рисунок с выраженным композиционным центром 3. Определение локальных цветовых и тональных пятен 4. Проработка пограничных контрастов 5. Завершение натюрморта Самостоятельная работа обучающихся 1.Этюды бытовых предметов на фоне контрастных цветов 2.Этюды белых предметов на фоне контрастных цветов 3.Этюды стеклянных предметов на фоне контрастных цветов Содержание учебного материала Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом. В том числе практических занятий 1. Натюрморт из 4 предметов. Композиционные эскизы тональные и в цвете 2. Натюрморт из 4 предметов. Подробный рисунок в мозаичной манере 3. Натюрморт из 4 предметов. Проработка полутонов и теней 4. Натюрморт из 4 предметов. Проработка светлых участков композиции 5. Натюрморт из 4 предметов. Завершение натюрморта 22 12 2 2 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 16 10 2 2 2 2 2 6 2 2 2 16 10 2 2 2 2 2 ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. 12 Тема 15. Натюрморт в ограниченной гамме Тема 16. Плоскостной натюрморт с элементами коллажа Самостоятельная работа обучающихся 1.Натюрморт из 3 -4 предметов в тёплой цветовой гамме в мозаичной манере. Рисунок композиции из предметов в мозаичной манере 2.Проработка композиционного центра натюрморта в мозаичной манере в цвете 3.Завершение натюрморта в мозаичной манере 2 курс (4 семестр) Содержание учебного материала Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом. Использование черного, белил, хроматического цвета в работе. Передача объёма с помощью плоскостей В том числе практических занятий 1. Натюрморт в ограниченной гамме. Поиск композиционных решений 2. Натюрморт в ограниченной гамме. Эскизы в тоне 3. Натюрморт в ограниченной гамме. Проработка композиционного центра 4. Натюрморт в ограниченной гамме. Предварительный рисунок с проработкой формообразующих линий 5. Натюрморт в ограниченной гамме. Тональный разбор натюрморта 6. Натюрморт в ограниченной гамме. Передача объема с помощью плоскостей 7. Натюрморт в ограниченной гамме. Завершение натюрморта Самостоятельная работа обучающихся 1. Карандашные поиски композиции декоративного натюрморта 2. Разработка цветовой гаммы натюрморта 3. Эскиз в теплой гамме 4. Эскиз в холодной гамме 5. Эскиз в контрастных цветовых отношениях Содержание учебного материала Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом. Использование коллажа в композиции В том числе практических занятий 1. Плоскостной натюрморт с элементами коллажа. Композиционные поиски в тоне 2. Плоскостной натюрморт с элементами коллажа. Подробный предварительный рисунок 3. Плоскостной натюрморт с элементами коллажа. Проработка композиционного центра в цвете 4. Плоскостной натюрморт с элементами коллажа. Проработка всей композиции в цвете 5. Плоскостной натюрморт с элементами коллажа. Подбор материала для частичного коллажа 6 2 2 2 128 26 2 14 2 2 2 2 ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. 2 2 2 10 2 2 2 2 2 24 2 14 2 2 2 ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. 2 2 13 Тема 17. Декоративный натюрморт с использованием фактур Тема 18. Декоративный натюрморт с использованием оверлеппинга 6. Плоскостной натюрморт с элементами коллажа. Применение элементов коллажа в натюрморте 7. Плоскостной натюрморт с элементами коллажа. Завершение работы над плоскостным натюрмортом Самостоятельная работа обучающихся 1. Подбор аналогов для практического занятия 2. Разработка эскизов плоскостного натюрморта 3. Подбор цветового и фактурного набора для коллажа 4. Внесение элементов коллажа в плоскостной натюрморт Содержание учебного материала Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом. Использование фактур в композиции В том числе практических занятий 1. Декоративный натюрморт с использованием фактур. Композиционные поиски в тоне 2. Декоративный натюрморт с использованием фактур. Композиционные поиски в цвете 3. Декоративный натюрморт с использованием фактур. Подготовительный рисунок 4. Декоративный натюрморт с использованием фактур. Подбор фактур на рисунке 5. Декоративный натюрморт с использованием фактур. Фактурно-тональная проработка натюрморта 6. Декоративный натюрморт с использованием фактур. Фактурно-цветовая проработка натюрмотра 7. Декоративный натюрморт с использованием фактур. Уточнение композиционного центра тоном и цветом. Завершение Самостоятельная работа обучающихся 1. Подбор аналогов для практического занятия 2. Создание листов с фактурами 3. Применение фактур в декоративном рисовании простых объектов 4. Применение фактур в декоративном рисовании бытовых предметов Содержание учебного материала Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом. Понятие «оверлеппинг» В том числе практических занятий 1. Декоративный натюрморт с использованием оверлеппинга. Эскизы композиции в тоне 2. Декоративный натюрморт с использованием оверлеппинга. Эскизы композиции в цвете 3. Декоративный натюрморт с использованием оверлеппинга. Подготовительный рисунок 2 2 8 2 2 2 2 24 2 14 2 2 2 2 2 ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. 2 2 8 2 2 2 2 26 2 14 2 2 2 ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. 14 Тема 19. Декоративный натюрморт с использованием натуральных растений 4. Декоративный натюрморт с использованием оверлеппинга. Проработка композиционного центра тонально 5. Декоративный натюрморт с использованием оверлеппинга. Проработка натюрморта в локальных цветовых отношениях 6. Декоративный натюрморт с использованием оверлеппинга. Детализация цвета в натюрморте 7. Декоративный натюрморт с использованием оверлеппинга. Тональное уточнение декоративного натюрморта. Завершение Самостоятельная работа обучающихся 1. Подбор аналогов натюрморта с элементами оверлепинга 2. Разработка эскизов декоративного натюрморта 3. Подготовительный рисунок натюрморта с применением оверлеппинга 4. Цветовое решение композиции натюрморта с оверлеппингом 5. Завершение декоративного натюрморта элементами оверлеппинга Содержание учебного материала Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом. Способы стилизации растений В том числе практических занятий 1. Декоративный натюрморт с использованием натуральных растений. Эскизы композиции в тоне 2. Декоративный натюрморт с использованием натуральных растений. Эскизы композиции натюрморта в цвете 3. Декоративный натюрморт с использованием натуральных растений. Этюды натуральных растений 4. Декоративный натюрморт с использованием натуральных растений. Декоративная трактовка натуральных растений 5. Декоративный натюрморт с использованием натуральных растений. Подготовительный рисунок натюрморта 6. Декоративный натюрморт с использованием натуральных растений. Проработка композиционного центра с растениями 7. Декоративный натюрморт с использованием натуральных растений. Цветовая проработка натюрморта от центра композиции 8. Декоративный натюрморт с использованием натуральных растений. Детализация мелких фактур и элементов 9. Декоративный натюрморт с использованием натуральных растений. Доработка локальных 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 28 2 18 2 2 2 ОК 1. ОК 2. ОК 4. ОК 5. ОК 8. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ПК 1.7.. 2 2 2 2 2 2 15 отношений. Завершение Самостоятельная работа обучающихся 1.Подбор аналогов декоративного натюрморта с цветами 2.Зарисовки стилизации цветов 3.Создание композиции из зарисовок декоративных цветов 4.Завершение проработанной композиции из декоративных цветов 8 2 2 2 2 6 48 Экзамен Тема 20 Этюда с цветами акриловыми красками Тема 21. Этюд контрастного натюрморта Тема 22. Этюд натюрморта с корзиной Тема 23. Натюрморт с 3 курс (5 семестр) Содержание учебного материала Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом. В том числе практических занятий 1. Первоначальная прописка больших форм этюда с цветами 2. Детализация композиционного центра этюда с цветами Содержание учебного материала Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом. В том числе практических занятий 1. Этюд контрастного натюрморта. Предварительный рисунок 2. Этюд контрастного натюрморта. Первоначальный разбор локальных цветовых пятен 3. Этюд контрастного натюрморта. Уточнение структуры композиции 4. Этюд контрастного натюрморта. Завершение этюда Самостоятельная работа обучающихся 1.Этюд в контрастных цветах 3х предметов 2.Этюд в контрастных цветах бытовых предметов Содержание учебного материала Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом. В том числе практических занятий 1. Этюд натюрморта с корзиной. Эскиз композиции 2. Этюд натюрморта с корзиной. Тональный разбор натюрморта 3. Этюд натюрморта с корзиной. Цветовой разбор натюрморта 4. Этюд натюрморта с корзиной. Завершение этюда Самостоятельная работа обучающихся 1.Быстрые этюды деревянных предметов 2.Этюд композиции из 2-3 деревянных предметов Содержание учебного материала Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом. 6 2 4 2 2 12 8 2 2 2 2 4 2 2 12 8 2 2 2 2 4 2 2 12 ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ОК 1. ОК 2. 16 сухими травами, фруктами, самоваром "Осеннее настроение" В том числе практических занятий 8 1. Эскиз композиции натюрморта "Осеннее настроение" 2 2. Предварительный рисунок натюрморта "Осеннее настроение" 2 3. Проработка светлых отношений в натюрморте "Осеннее настроение" 2 4. Завершение композиции натюрморта "Осеннее настроение" 2 Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся 4 1.Этюды осенних предметов 2 2.Этюды садовых овощей 2 Тема 24. Содержание учебного материала 22 Декоративный Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом. 2 натюрморт В том числе практических занятий 14 «Ахроматика» 1. Декоративный натюрморт «Ахроматика». Эскизы композиции натюрморта с преобладанием 2 белого и черного 2. Декоративный натюрморт «Ахроматика». Эскиз с преобладанием среднего тона 2 3. Декоративный натюрморт «Ахроматика». Предварительный рисунок натюрморта 2 4. Декоративный натюрморт «Ахроматика». Разбор больших тональных отношений 2 5. Декоративный натюрморт «Ахроматика». Разбор пятен по фактуре 2 6. Декоративный натюрморт «Ахроматика». Проработка композиционного центра 2 7. Декоративный натюрморт «Ахроматика». Уточнение структурных связей в композиции 2 натюрморта. Завершение Самостоятельная работа обучающихся 6 1.Подбор аналогов для декоративной композиции 2 2.Эскизный поиск общей композиции на 3х листах 2 3.Решение композиции в ахроматической гамме 2 Зачет 2 Раздел 3 Технология масляной живописи 97 3 курс (6 семестр) 97 Тема 1. Этюд Содержание учебного материала 16 натюрморта из 3-4 Технологические и технические приемы масляной живописи. Последовательность работы. 2 предметов и 2-х Характерные особенности постановки. Работа с материалом. Техника безопасности драпировок В том числе практических занятий 10 1.Структурно-тональный эскиз композиции из 3-4 предметов 2 2.Подготовительный рисунок натюрморта из 3-4 предметов 2 3.Первая прописка с разбором локальных цветовых и тональных пятен натюрморта из 3-4 2 предметов ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ОК 1. ОК 2. ОК 4. ОК 5. ОК 8. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ПК 1.7.. ОК 1. ОК 2. ОК 4. ОК 5. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. 17 Тема 2. Этюд натюрморта с гипсовой головой Тема 3. Живописный этюд головы человека Тема 4. Живописный этюд полуфигуры человека с руками в одежде с 4.Лепка формы предметов и драпировок в тени натюрморта из 3-4 предметов 5.Проработка света и рефлексов натюрморта из 3-4 предметов Самостоятельная работа обучающихся 1.Презентация «Техника работы с маслом» 2.Подборка работ масляной живописи современных авторов Содержание учебного материала Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом. В том числе практических занятий 1.Композиционный эскиз натюрморта с гипсовой головой 2.Подготовительный рисунок натюрморта с гипсовой головой 3.Прописка локальных цветовых и тональных пятен натюрморта с гипсовой головой 4.Проработка тени и полутени без белил натюрморта с гипсовой головой 5.Лепка гипсовой головы и рефлексы с добавлением белил Самостоятельная работа обучающихся 1.Этюды сложных предметов 2.Этюды вида из окна Содержание учебного материала Последовательность работы. Характерные особенности натуры. Работа с материалом. В том числе практических занятий 1.Живописный этюд головы человека. Эскизы линейно-тональные, карандаш 2.Живописный этюд головы человека. Проработанный структурно подготовительный рисунок головы 3.Живописный этюд головы человека. Первая прописка тени, полутени и рефлексов 4.Живописный этюд головы человека. Лепка формы на свету 5.Живописный этюд головы человека. Завершение этюда через обобщение формы головы Самостоятельная работа обучающихся 1.Работа с автопортретом. Зарисовка в карандаше 2.Работа с автопортретом. Первая прописка в цвете 3.Работа с автопортретом. Подробная прописка в цвете 4.Работа с автопортретом. Завершение Содержание учебного материала Последовательность работы. Характерные особенности натуры. Работа с материалом. В том числе практических занятий 1.Композиционные поиски сюжета в тоне этюда полуфигуры человека 2.Эскиз в цвете этюда полуфигуры человека 2 2 4 2 2 14 10 2 2 2 2 2 4 2 2 18 10 2 2 ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. 2 2 2 8 2 2 2 2 24 14 2 2 ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. 18 орнаментом Тема 5. Живописный этюд фигуры человека в интерьере 3.Предварительный рисунок с обозначением тона и фактур этюда полуфигуры человека 4.Прописка тени и полутени этюда полуфигуры человека 5.Лепка освещенной стороны полуфигуры 6.Проработка складок и орнамента этюда полуфигуры человека 7.Завершение живописного этюда полуфигуры человека Самостоятельная работа обучающихся 1.Зарисовки полуфигуры с разных ракурсов 2.Эскиз полуфигуры тонального решения 3.Эскиз полуфигуры в цвете 4.Подготовительный рисунок полуфигуры 5.Цветовое решение светлых частей полуфигуры с проработкой деталей одежды Содержание учебного материала Последовательность работы. Характерные особенности натуры. Работа с материалом. В том числе практических занятий 1. Композиционные линейно-структурные наброски, тон этюда фигуры человека в интерьере 2. Эскиз цветового решения композиции этюда фигуры человека в интерьере 3. Предварительный рисунок с обозначением деталей этюда фигуры человека в интерьере 4. Первая прописка локальных отношений цвета и тона этюда фигуры человека в интерьере 5. Деталировка складок по форме фигуры в тени и полутени этюда фигуры человека в интерьере 6. Проработка рук и лица локально, свет-тень этюда фигуры человека в интерьере 7. Завершение пространственной композиции с учетом планов этюда фигуры человека в интерьере Самостоятельная работа обучающихся 1.Зарисовки фигуры линейные с разных ракурсов 2.Зарисовки фигуры тональные 3.Эскиз интерьера с фигурой тональное решение 4.Подготовительный рисунок с пространственным решением 5.Цветовое решение больших тональных отношений 6.Завершение живописного этюда через деталировку и лепку светлых тональных отношений Экзамен Самостоятельная работа обучающихся по завершению программных заданий: Всего: 2 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 25 14 2 2 2 2 2 2 2 ПК 1.6. ОК 1. ОК 2. ОК 4. ОК 5. ОК 8. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ПК 1.7.. 11 2 2 2 2 2 1 6 207 620 19 2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02 Живопись ДР Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объе м часов 1 2 3 Коды компетенций, формировани ю которых способствует элемент программы 4 Раздел 1. Техника и технология акварельной и гуашевой живописи Тема 1. Материалы, инструменты, способы работы акварельными красками Тема 2. Материалы, инструменты, способы работы гуашевыми красками 1 курс (1 семестр) Содержание учебного материала Материалы, инструменты, способы работы акварельными красками. Технике акварельного письма В том числе практических занятий 1.Техника «вливание цвета в цвет» холодные цвета 2. Техника вливания «цвета в цвет» теплые цвета 3.Техника лессировок «гризайль» 4.Техника лессировок теплые и холодные цвета 5.Структура светотени «цилиндр» 6.Структура светотени «шар» 7.Влияние среды. Рефлекс. Сближенные цвета 8.Влияние среды. Рефлекс. Контрастные цвета 9.Оттенки зеленого. Зеленое без зеленого. Содержание учебного материала Материалы, инструменты, способы работы гуашевыми красками. Упражнения в гуашевой технике. В том числе практических занятий 1. Высветление, затемнение цвета 2. Натюрморт в гризайли. Композиционные этюдные поиски 3. Длительный этюд одной композиции 4. Проработка деталей натюрморта в гризайли 5. Завершение натюрморта в гризайли 48 18 18 2 2 2 2 2 2 2 2 2 30 30 2 2 2 2 2 ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ОК 1. ОК 2. ОК 4. ОК 5. ОК 8. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. 20 6. Изображение драпировки с грушей 7. Завершение натюрморта «Драпировка с грушей» 8. Начальный этап работы над тональным аспектом 9. Завершение изображения гипсового куба 10. Пасхальный натюрморт. Композиционные поиски 11. Пасхальный натюрморт. Подробный рисунок 12. Первоначальная прописка Пасхального натюрморта 13. Проработка деталей натюрморта 14. Завершение натюрморта 15. Завершение композиции форэскиза Раздел 2. Методика работы над живописным изображением натюрморта 1 курс (2 семестр) Тема 1. Содержание учебного материала Методика работы Виды и особенности натюрморта. Последовательность работы в натюрморте. Передача над пространства материальностью в В том числе практических занятий натюрморте. 1. Композиционные упражнения «Цветовые пятна» 2. Этюды овощей по сырому 3. Этюды овощей с выделением главного предмета 4. Материальность. Этюд «Чаепитие» Тема 2. Драпировка Содержание учебного материала со складками в трёх Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом плоскостях В том числе практических занятий 1. Драпировка со складками. Композиционный рисунок 2. Драпировка со складками. Начало работы над объемом складок 3. Драпировка со складками. Проработка глубоких теней и рефлексов 4. Завершение работы над складками в трех плоскостях Тема 3. Этюды Содержание учебного материала акварелью с Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом передачей фактуры В том числе практических занятий стекла 1. Этюд граненного стакана 2. Этюд стеклянной вазы Тема 4. Натюрморт Содержание учебного материала со стеклом. Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом Акварель В том числе практических занятий ПК 1.7.. 2 2 2 2 2 2 2 2 151 69 8 8 2 2 2 2 8 8 2 2 2 2 4 4 2 2 4 4 ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. 21 1. Работа над локальным тоном в натюрморте 2. Завершение натюрморта со стеклом Тема 5. Натюрморт Содержание учебного материала с самоваром. Гуашь Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом В том числе практических занятий 1. Натюрморт с самоваром. Композиционные поиски 2. Натюрморт с самоваром Длительный тональный этюд 3. Натюрморт с самоваром Первая прописка, тональный разбор 4. Натюрморт с самоваром Вторая прописка. Рефлексы 5. Завершение натюрморта с самоваром Тема 6. Этюд Содержание учебного материала гипсовой розетки. Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом Гуашь В том числе практических занятий 1.Тональный рисунок 2.Цветовая проработка гипсовой розетки Тема 7. Содержание учебного материала Декоративный Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом натюрморт. В том числе практических занятий Передача объёма с 1. Композиционные поиски в карандаше и локальном цвете помощью 2. Подробный рисунок композиции декоративного натюрморта формообразующих 3. Цветовой разбор формообразующих плоскостей в натюрморте плоскостей 4. Детальная проработка натюрморта 5. Завершение декоративного натюрморта Тема 8. Натюрморт с Содержание учебного материала использованием Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом натуральных В том числе практических занятий растений в акварели 1. Длительный этюд в цвете с акцентом на фактуру 2. Тональный разбор предметов натюрморта 3. Фактурный разбор предметов натюрморта 4. Коррекция дробности композиции натюрморта 5. Завершение натюрморта с растениями Тема 9. Натюрморт с Содержание учебного материала гипсовыми Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом. моделями и Выбор предметов быта предметами быта В том числе практических занятий 2 2 10 10 2 2 2 2 2 4 4 2 2 10 10 2 2 2 2 2 10 10 2 2 2 2 2 10 10 ПК 1.1. ПК 1.6. ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. 22 Тема 10. Натюрморт из предметов быта различного материала с четко выраженными пространственными планами (глубокое пространство) 1. Композиционные зарисовка цветом 2. Подготовительный линейный рисунок 3. Тональная проработка предметов 4. Деталировка рефлексов на гипсовом предмете 5. Коррекция композиционного центра натюрморта и завершение Содержание учебного материала Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом. В том числе практических занятий 1. Завершение натюрморта 2 курс (3 семестр) Содержание учебного материала Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом. В том числе практических занятий 1.Натюрморт с гипсовым орнаментом. Деталировка предметов натюрморта 2.Натюрморт с гипсовым орнаментом. Обобщение и завершение натюрморта 3. Этюды с белыми предметами в теплом освещении Тема 12. Натюрморт Содержание учебного материала из предметов быта в Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом. контражурном В том числе практических занятий освещении 1. Проработка светлых тонов натюрморта 2. Завершение натюрморта 3. Завершение натюрморта с учетом контражура Тема 13. Натюрморт Содержание учебного материала из двух предметов на Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом. контрастном фоне В том числе практических занятий 1. Предварительный рисунок с выраженным композиционным центром 2. Проработка пограничных контрастов Тема 14. Натюрморт Содержание учебного материала из 4 предметов в Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом. тёплой цветовой В том числе практических занятий гамме в мозаичной 1. Натюрморт из 4 предметов.Проработка полутонов и теней Тема 11. Натюрморт с гипсовым орнаментом 2 2 2 2 2 ПК 1.1. ПК 1.6. 1 1 1 ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6 28 6 6 2 2 2 6 6 2 2 2 4 4 2 2 12 12 2 ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. 23 2. Натюрморт из 4 предметов.Проработка светлых участков композиции 3. Натюрморт из 4 предметов.Завершение натюрморта 4. Натюрморт из 3 -4 предметов в тёплой цветовой гамме в мозаичной манере. 5. Проработка композиционного центра натюрморта в мозаичной манере в цвете 6. Завершение натюрморта в мозаичной манере 2 курс (4 семестр) Тема 15. Натюрморт Содержание учебного материала в ограниченной Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом. гамме Использование черного, белил, хроматического цвета в работе. Передача объёма с помощью плоскостей В том числе практических занятий 1. Натюрморт в ограниченной гамме.Тональный разбор натюрморта 2. Натюрморт в ограниченной гамме.Передача объема с помощью плоскостей 3. Натюрморт в ограниченной гамме.Завершение натюрморта 4. Эскиз в контрастных цветовых отношениях Тема 16. Содержание учебного материала Плоскостной Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом. натюрморт с Использование коллажа в композиции элементами коллажа В том числе практических занятий 1. Плоскостной натюрморт с элементами коллажа. Проработка композиционного центра в цвете 2. Плоскостной натюрморт с элементами коллажа. Применение элементов коллажа в натюрморте 3. Плоскостной натюрморт с элементами коллажа. Завершение работы над плоскостным натюрмортом 4. Разработка эскизов плоскостного натюрморта Тема 17. Содержание учебного материала Декоративный Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом. натюрморт с Использование фактур в композиции использованием В том числе практических занятий фактур 1. Декоративный натюрморт с использованием фактур. Подбор фактур на рисунке 2. Декоративный натюрморт с использованием фактур. Фактурно-цветовая проработка натюрмотра 3. Декоративный натюрморт с использованием фактур. Уточнение композиционного центра тоном и цветом. Завершение манере 2 2 2 2 2 42 8 8 2 2 2 2 8 8 2 ПК 1.1. ПК 1.6. ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. 2 2 2 8 8 2 2 ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. 2 24 Тема 18. Декоративный натюрморт с использованием оверлеппинга Тема 19. Декоративный натюрморт с использованием натуральных растений Тема 20. Этюд с цветами акриловыми красками Тема 21. Этюд контрастного натюрморта Тема 22. Этюд натюрморта с 4. Применение фактур в декоративном рисовании простых объектов Содержание учебного материала Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом. Понятие «оверлеппинг» В том числе практических занятий 1. Декоративный натюрморт с использованием оверлеппинга. Эскизы композиции в цвете 2. Декоративный натюрморт с использованием оверлеппинга. Детализация цвета в натюрморте 3. Декоративный натюрморт с использованием оверлеппинга. Тональное уточнение декоративного натюрморта. Завершение Содержание учебного материала Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом. Способы стилизации растений В том числе практических занятий 1. Декоративный натюрморт с использованием натуральных растений. Эскизы композиции натюрморта в цвете 2. Декоративный натюрморт с использованием натуральных растений. Декоративная трактовка 3. Декоративный натюрморт с использованием натуральных растений. Цветовая проработка натюрморта от центра композиции 4. Декоративный натюрморт с использованием натуральных растений. Доработка локальных отношений. Завершение 5. Зарисовки стилизации цветов 6. Создание композиции из зарисовок декоративных цветов 3 курс (5 семестр) Содержание учебного материала Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом. В том числе практических занятий 1. Этюд осеннего букета Содержание учебного материала Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом. В том числе практических занятий 1. Этюд контрастного натюрморта. Завершение этюда Содержание учебного материала Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом. 2 6 6 2 2 ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. 2 12 12 2 2 2 ОК 1. ОК 2. ОК 4. ОК 5. ОК 8. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ПК 1.7.. 2 2 2 12 2 2 2 2 2 2 2 ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. 25 корзиной Тема 23. Натюрморт с сухими травами, фруктами, самоваром "Осеннее настроение" Тема 24. Декоративный натюрморт «Ахроматика» В том числе практических занятий 1. Этюд натюрморта с корзиной. Завершение этюда Содержание учебного материала Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом. В том числе практических занятий 1. Завершение композиции натюрморта "Осеннее настроение". Завершение Содержание учебного материала Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом. В том числе практических занятий 1. Декоративный натюрморт «Ахроматика».Разбор пятен по фактуре 2. Декоративный натюрморт «Ахроматика».Уточнение структурных связей в композиции натюрморта. Завершение Раздел 3 Технология масляной живописи 3 курс (6 семестр) Тема 1. Этюд Содержание учебного материала натюрморта из 3-4 Технологические и технические приемы масляной живописи. Последовательность работы. предметов и 2-х Характерные особенности постановки. Работа с материалом. Техника безопасности драпировок В том числе практических занятий 1. Лепка формы предметов и драпировок в тени натюрморта из 3-4 предметов 2. Проработка света и рефлексов натюрморта из 3-4 предметов Тема 2. Этюд Содержание учебного материала натюрморта с Последовательность работы. Характерные особенности постановки. Работа с материалом. гипсовой головой В том числе практических занятий 1. Подготовительный рисунок натюрморта с гипсовой головой 2. Лепка формы предметов и драпировок в тени натюрморта 3. Прописка локальных цветовых и тональных пятен натюрморта с гипсовой головой 4. Лепка гипсовой головы и рефлексы с добавлением белил Тема 3. Содержание учебного материала Живописный этюд Последовательность работы. Характерные особенности натуры. Работа с материалом. головы человека В том числе практических занятий 1. Живописный этюд головы человека. Лепка формы на свету Тема 4. Содержание учебного материала Живописный этюд Последовательность работы. Характерные особенности натуры. Работа с материалом. полуфигуры В том числе практических занятий 2 2 2 2 2 4 4 2 2 ПК 1.1. ПК 1.6. ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ОК 1. ОК 2. ОК 4. ОК 5. ОК 8. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ПК 1.7.. 20 20 4 4 2 2 8 8 2 2 2 2 2 2 2 2 2 ОК 1. ОК 2. ОК 4. ОК 5. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1.ПК 1.6. ОК 1. ОК 2. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. 26 человека с руками в одежде с орнаментом Тема 5. Живописный этюд фигуры человека в интерьере Всего 1. Завершение живописного этюда полуфигуры человека Содержание учебного материала Последовательность работы. Характерные особенности натуры. Работа с материалом. Практические занятия 1. Композиционные линейно-структурные наброски, тон этюда фигуры человека в интерьере 2. Завершение пространственной композиции с учетом планов этюда фигуры человека в интерьере 2 ПК 1.6. 4 2 ОК 1. ОК 2. ОК 4. ОК 5. ОК 8. ОК 9. ОК 10. ПК 1.1. ПК 1.6. ПК 1.7.. 4 2 219 27 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета художественного образования. Оборудование учебного кабинета: - столы и стулья по количеству обучающихся; - мольберты по количеству учащихся; - доска; - натюрмортный фонд; - муляжи; - стеллажи для хранения натурно-постановочного фонда, для хранения художественных материалов и приспособлений, готовых работ; - тумбочки и постаменты для постановок; - осветительные приборы для постановок; - оборудование для развески работ; - учебные таблицы по живописи и цветоведению; - шторы или жалюзи (затемнение) на окна. Технические средства обучения: мультимедийное оборудование (проектор, компьютер, экран) 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы 3.2.1 Печатные издания: 1. Скакова, А. Г. Рисунок и живопись: учебник для среднего профессионального образования/ А. Г. Скакова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 164 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11360-0. — Текст: непосредственный 3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы): 1. Киплик, Д. И. Техника живописи: учебник для среднего профессионального образования/ Д. И. Киплик. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 472 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09962-1. — Текст: электронный 2. www.stroganovka.ru 3. www.goldenbee.ru 4. www.artru.info 5. www.art4.ru 6. www.ncca.ru 7. http://www.artprojekt.ru/ 8. http://www.art-catalog.ru/ 3.2.3 Дополнительные источники: 1. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне: Пер. с англ. М.: Мир, 1982. 184с. – Текст: непосредственный. 2. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. – М.: Просвещение, 1977. – Текст: непосредственный. 3. Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М.: Искусство, 1965. – Текст: непосредственный. 4. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985. 40с. – Текст: непосредственный. 28 5. Иоханнес Иттен. Искусство формы. – М.: Изд. Д. Аронов, 2004. – Текст: непосредственный. 6. Иоханнес Иттен. Искусство цвета. – М.: Изд. Д. Аронов, 2005. – Текст: непосредственный. 7. Медведев В.Ю. Цветоведение и колористика. Учебное пособие. СПб, ИПУ СПГУТД, 2005. 116с. – Текст: непосредственный. 8. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.: Молодая гвардия, 1994. – Текст: непосредственный. 9. Саттон Т. Гармония цвета: Полное руководство по созданию цветовых комбинаций./Т.Саттон, Б.Вилен; Пер. с англ. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. 215с. – Текст: непосредственный. 10. Севостьянов Д.А. Цвет в изобразительно искусстве: Учебно-методическое пособие. Новосибирск, НГПУ, 2007. 131с. – Текст: непосредственный. 11. Секачева А.В., Чуйкина А.М., Пименова Л.Г. Рисунок и живопись. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. – Текст: непосредственный. 12. Художественный альбом: 106 художников XX-XXI вв. Графика, живопись. – М., 2004. – Текст: непосредственный. 13. Школа изобразительного искусства. – М.: Искусство, 1986. – Текст: непосредственный. 29 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Уметь: использовать основные изобразительные материалы и техники; применять теоретические знания в практической профессиональной деятельности; осуществлять процесс изучения и профессионального изображения натуры, ее художественной интерпретации средствами живописи; Знать: основы изобразительной грамоты, методы и способы графического, живописного и пластического изображения геометрических тел, природных объектов, пейзажа, человека Критерии оценки традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу; накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка; - зачет: наличие всех практических работ Методы оценки Экспертная оценка практических, контрольных и экзаменационных работ Экспертная оценка практических, контрольных и экзаменационных работ 30