Приложение 4.19 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 54.02.02 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК) Подписано цифровой подписью: ГАПОУ СО "СОПК" DN: email=buhsopk@list.ru, 1.2.643.3.131.1.1=120C303036363538303334363636, 1.2.643.100.3=120B3032323131303331353537, 1.2.643.100.1=120D31303236363032333337363834, title=директор, o=ГАПОУ СО "СОПК", street=УЛ ЮМАШЕВА, ДОМ 20, l=Екатеринбург, st=66 Свердловская область, c=RU, givenName=Татьяна Сергеевна, sn=Симонова, cn=ГАПОУ СО "СОПК" Дата: 2021.09.21 16:47:06 +05'00' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 03 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 03 Психология общения разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 54.02.02 Декоративноприкладное искусство и народные промыслы (по видам), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2014 г. № 1389. Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» учреждение Разработчик: Вилижанина Н.С, преподаватель ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж». © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.03 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ ..................................................4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ....................................5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ..............10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ........................................................................................................................11 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.03 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.03 Психология общения является частью основной образовательной программы по специальности СПО 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам). Применение данной программы направлено на формирование и освоение соответствующих профессиональных компетенций (ПК): ПК 3.2. Использовать знания в области психологии и педагогики специальных и теоретических дисциплин в преподавательской деятельности. ПК 3.4. Использовать индивидуальные методы и приемы работы с учетом возрастных психологических и физиологических особенностей обучающихся. и общий компетенций (ОК): ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечить ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполненных заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Цель: сформировать профессиональные компетенции будущего художникамастера, преподавателя. Задачи: 1) формировать представление студентов об организации эффективного общения для целей профессиональной деятельности; 2) развивать умение студентов учитывать индивидуальные особенности участников социального взаимодействия; 3) формировать умения определять планы собственного развития компетенций, которые важны для педагогической деятельности и для личности преподавателя. Код ПК, ОК ПК 3.2. ПК 3.4. Умения - применять техники и приемы эффективного общения в Знания - взаимосвязь общения и деятельности; 4 ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. профессиональной деятельности; - использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. - цели, функции, виды и уровни общения; - роли и ролевые ожидания в общении; - виды социальных взаимодействий; - механизмы взаимопонимания в общении; - техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; - этические принципы общения; - источники, причины, виды и способы разрешения. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы в том числе: теоретическое обучение практические занятия лабораторные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) Промежуточная аттестация в форме зачета Объем часов 71 32 30 9 2 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся 1 2 Раздел 1. Общение как процесс Тема 1.1. Содержание учебного материала Общение как процесс Общение как деятельность. Общение как социально-психологический механизм взаимодействия. Определение общения. Эффективное и непродуктивное общение. Структура общения. Тема 1.2. Содержание учебного материала Функции общения. Цели общения. Виды общения. Уровни общения. Цели и функции Виды организации межличностного пространства в общении. общения. Виды и уровни общения Раздел 2. Личность в общении Тема 2.1. Содержание учебного материала Влияние общения на 1.Понятия личность в психологии. развитие личности Понятия личность в психологии. Влияние потребностей и установок личности на общение. Роль биологических и социальных факторов в процессе формирования личности. 2.Индивидуальные и типологические характеристики человека, их роль в общении между людьми. Индивидуальные и типологические характеристики человека, их роль в общении между людьми. Учет свойств личности во взаимодействии и общении. 3.Влияние общения на развитие личности в различные возрастные периоды. Развитие возрастные и физические особенности человек в онтогенезе. В том числе практических занятий 1.Выявление индивидуально-психологических особенностей личности. Самодиагностика уровня потребностей и уровня притязания. Объем часов Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 3 4 4 2 2 ОК 1-4 2 2 ОК 1-4 8 2 ОК 1-4, 6-9 ПК 3.2, 3.4 2 2 2 2 6 Раздел 3. Организация общении Тема 3.1. Содержание учебного материала Виды социальных Виды социальных взаимодействий. Социально-психологические механизмы взаимодействий воздействия в процессе общения. Групповая динамика и процессы общения. В том числе практических занятий 1.Профессиональная адаптация как этап социализации Самостоятельная работа обучающихся 1.Подготовка конспекта по теме «Адаптация, механизмы и этапы» Тема 3.2. Содержание учебного материала Роль и ролевые Понятие «роль» и ролевые ожидания. Типы социальных ролей. Стили ожидания в общении взаимодействия. В том числе практических занятий 1.Выявление и диагностика ведущего стиля взаимодействия. Самостоятельная работа обучающихся 1.Подготовка сообщение и презентаций на темы «Власть» «Лидерство» «Влияние» Тема 3.3. Содержание учебного материала Механизмы 1.Общение как восприятие людьми друг друга взаимопонимания в Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения). общении Субъект, объект восприятия, механизмы восприятия. Механизмы идентификации, эмпатии, рефлексии, заражения, убеждения, подражания. 2.Элементы общения: вербальные и невербальные. Элементы общения: вербальные и невербальные. Роль, значение, влияние в общении. Тема 3.4. Содержание учебного материала Эмоциональные 1.Эмоциональные состояния в профессиональном общении состояния в Понятия «эмоции», «эмоциональное взаимодействие», «эмоциональная профессиональном устойчивость» общении 2.Стрессы в деловом общении Понятие «стресс». Психофизиологические особенности стресса. Классификация стрессов. «эмоциональное выгорание». В том числе практических занятий 1.Приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения 6 2 2 2 2 2 6 2 ОК 1-4, 6-9 ПК 3.2, 3.4 ОК 1-4, 5, 6-9 ПК 3.2, 3.4 2 2 2 2 4 2 ОК 1-4, 6-9 ПК 3.2, 3.4 2 8 2 2 ОК 1-4, 6-9 ПК 3.2, 3.4 2 2 7 Самостоятельная работа обучающихся 1.Разработка плана профилактики «эмоционального выгорания» Тема 3.5. Содержание учебного материала Техники и приемы 1.Техники и приемы общения. профессионального Структура коммуникативного акта. Техники и приемы общения. Виды вопросов. общения Правила слушания, ведения беседы. Правила эффективной обратной связи. 2.Коммуникации в организации Барьеры в общении. Формальные и неформальные каналы коммуникации в организации. В том числе практических занятий 1.Выявление уровня коммуникативной компетентности. Применение активных методов повышения коммуникативной компетентности. 2.Применение техник слушания, ведения беседы, обратной связи. Раздел 4. Эффективное общение в профессиональной деятельности. Тема 4.1. Содержание учебного материала Этические принципы 1.Понятия «этика общения» и «культура общения». общения Понятия «этика общения» и «культура общения». Принципы профессионального общения. 2.Личностные качества и умения профессионала. Имидж. Личностные качества и умения профессионала. Этические нормы и правила публичного выступления, письменных деловых коммуникации, телефонных переговоров. В том числе практических занятий 1.Составление «Этического кодекса профессионала» 2.Подготовка и представление публичных вступлений по подготовленным темам 3.Подготовка и представление деловых писем 4.Планирование и анализ ведения деловых переговоров 5.Планирование и анализ телефонных переговоров. Самостоятельная работа обучающихся 1.Подготовка сообщений и презентаций по темам «Деловая культура», «Деловой этикет», «Имидж делового человека» Тема 4.2. Содержание учебного материала Конфликты в Понятие «конфликта». Причины и источники конфликтов. Виды конфликтов. 2 2 8 2 ОК 1-4, 6-9 ПК 3.2, 3.4 2 4 2 2 17 2 ОК 1-4, 6-9 ПК 3.2, 3.4 2 10 2 2 2 2 2 3 3 8 2 ОК 1-4, 6-9 8 профессиональной деятельности: причины, источники, виды, способы разрешения Зачет Способы разрешения конфликтов в профессиональной деятельности. В том числе практических занятий 1.Самодиагностика тактики поведения в конфликте. 2.Применение техник и приемов саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. 3.Применение приемов управления конфликтами в профессиональной деятельности. Разработка приемов для предупреждения конфликтов. ПК 3.2, 3.4 6 2 2 2 Итого: 2 71 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины «Психология общения» требует наличия учебного кабинета для гуманитарных дисциплин. Оборудование учебного кабинета: учебно-методический комплект материалов. Технические средства обучения: проектор, компьютер с доступом в Интернет. 3.2. Информационное обеспечение обучения 3.2.1.Печатные издания 1.Столяренко, Л.Д. Основы психологии : практикум/ Л.Д. Столяренко, - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 426с.: ил. (Высшее образование). - Текст непосредственный. 3.2.2 Электронные издания 1. Корягина, Н. А. Психология общения: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 437 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00962-0. — Текст электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. 2. Корнеенков, С. С. Психология и этика профессиональной деятельности : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. С. Корнеенков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 304 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11483-6. — Текст электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. 3. Рамендик, Д. М. Психодиагностика в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. М. Рамендик, О. В. Одинцова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 212 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10855-2. — Текст электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. 3.2.3 Дополнительные источники: 1. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2008. – 174 с. 2. Иванова С.В. Развитие потенциала сотрудников. Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации/ Светлана Иванова – М.; Альпина Паблишер, 2012 – 280 с. - Текст непосредственный. 3. Карепина А.В. Искусство делового письма. Законы, хитрости, инструменты. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2003. – 248 с. - Текст непосредственный. 4. Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения: Учеб. Пособие/Н.А. Морева – М.: Просвещение, 2003 -304с, ISBN 5-09-011316-5.- Текст непосредственный. 5. Мельник, Ш. Стрессоустойчивость. Как сохранить спокойствие и высокую эффективность в любых ситуациях. Перевод с англ. С. Чиргинец. – М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2014. - 256 с. - Текст непосредственный. 6. Никитина, С.Г. Учимся говорить публично. 12 уроков ораторского мастерства. Екатеринбург, 2011– 160 с. - Текст непосредственный. 7. Ревянко, Т.И. 30 главных правил делового этикета М.; АСТ.Мн.: Харвест, 2005. – 96 с. - Текст непосредственный. 10 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, устных опросов а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. 4. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Усвоенные знания: -взаимосвязь общения и деятельности; - цели, функции, виды и уровни общения; - роли и ролевые ожидания в общении; - виды социальных взаимодействий; - механизмы взаимопонимания в общении; - техники и приемы общения, правила слушания; ведения беседы, убеждения; - этические принципы общения; - источники, причины, виды и способы разрешения Освоенные умения: - применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; - использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения Критерии оценок Методы оценок - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу; - накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка; - зачет -устный опрос; -практические задания -выполнение индивидуальных заданий 11