ОД.02.05 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

Приложение 4.14
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 54.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

Подписано цифровой подписью: ГАПОУ СО "СОПК"
DN: email=buhsopk@list.ru, 1.2.643.3.131.1.1=120C303036363538303334363636,
1.2.643.100.3=120B3032323131303331353537,
1.2.643.100.1=120D31303236363032333337363834, title=директор, o=ГАПОУ СО
"СОПК", street=УЛ ЮМАШЕВА, ДОМ 20, l=Екатеринбург, st=66 Свердловская
область, c=RU, givenName=Татьяна Сергеевна, sn=Симонова, cn=ГАПОУ СО
"СОПК"
Дата: 2021.09.21 16:52:46 +05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.02.05. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ
54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
(по видам)
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Программа учебной дисциплины ОД.02.05. Декоративно-прикладное искусство и
народные промыслы разработана на основе Федерального государственного
образовательного
стандарта
по
специальности
(специальностям)
среднего
профессионального образования 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные
промыслы (по видам), утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от
27 октября 2014 года №1389
Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное
Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж».

учреждение

Разработчики:
Филимонова Е.И., преподаватель ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический
колледж»
Васильева А.О., преподаватель ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический
колледж»

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4
5
16
18

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ
ПРОМЫСЛЫ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОД 02.05 декоративно-прикладное искусство и народные
промыслы входит в состав общеобразовательного учебного цикла основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
54.02.02 Декоративно-прикладное искусство (по видам).
Учебная дисциплина ОД 02.05 декоративно-прикладное искусство и народные
промыслы обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем
видам деятельности ФГОС по 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство (по видам).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих ОК и ПК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 11. Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
в профессиональной деятельности.
ПК 1.2. Создавать художественно-графические проекты изделий декоративноприкладного искусства индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в
материале.
ПК 1.3. Собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал
при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства.
ПК 1.6. Самостоятельно разрабатывать колористические решения художественнографических проектов изделий декоративно-прикладного и народного искусства.
ПК 1.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной
терминологией.
ПК 2.2. Варьировать изделия декоративно-прикладного и народного искусства с
новыми технологическими и колористическими решениями.
ПК 2.3. Составлять технологические карты исполнения изделий декоративноприкладного и народного искусства.
ПК 2.6. Контролировать изготовление изделий на предмет соответствия
требованиям, предъявляемым к изделиям декоративно-прикладного и народного
искусства.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель дисциплины – формирование у студентов общекультурных и
профессионально-искусствоведческих
компетенций
средствами
дисциплины
«Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», умений аргументировано
применять теоретические положения в практической творческой деятельности, а также
при написании рефератов, курсовых работ и пояснительной записки к дипломному
проекту.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания:
4

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 1.
ОК 2.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 8.
ОК 9.
ОК 10.
ПК 1.2.
ПК 1.3.
ПК 1.6
ПК 1.7.

различать
художественностилевые
и
технологические
особенности
изделий
декоративно-прикладного
искусства и народных промыслов


основные виды народного
художественного творчества, его
особенности, народные истоки
декоративно-прикладного
искусства;

центры
народных
художественных промыслов;

художественные
производства
России,
их
исторический опыт, современное
состояние и перспективы развития;

основные
социальноэкономические,
художественнотворческие
проблемы
и
перспективы
развития
декоративно-прикладного
искусства;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины
Объем образовательной программы

Объем
часов
192

в том числе:
теоретическое обучение
практические занятия

80

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)
контрольная работа

0
0

Самостоятельная работа

62

50

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

5

2.1.Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1
2
Раздел 1. Декоративно-прикладное искусство
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Декоративно1.Понятие декоративности.
прикладное
Виды декоративного искусства и их особенности. Понятие стилизация в ДПИ.
искусство
2.Понятие предмет ДПИ
Специфика ДПИ. Классификация. Основы описания предмета ДПИ.
3.Понятие сувенир
Сувенир: специфические особенности, классификация. Требования.
В том числе практических занятий
1.Описание предмета ДПИ (на основе дидактического раздаточного
материала).
2.Разработать эскиз «Уральского» сувенира.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подобрать примеры по теме «Виды декоративного искусства.
2.Подобрать примеры различных категорий сувенира.
Раздел 2. Художественный металл
Тема 2. 1.
Содержание учебного материала
Ковка, просечной
Кузнечное дело – от ремесла к искусству: народное и современное авторское
металл, насечка
искусство. Вырубка. Огранка. Просечной металл (архитектурный декор,
сундучное производство, авторское искусство). Насечка как способ
декорирования предмета (Иран, Кавказ, Бурятия и др.). Огранка.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подобрать примеры произведений (различного назначения), выполненных с
применением техник ковки, просечки и насечки.
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Художественное
Технология (отливка в форму, по выплавляемой модели в оболочковые и

Объем часов

3
14

Коды компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент программы
4

14
2
2
2
4
2

ОК 1., ОК 2, ОК 4.,
ОК 5., ОК 8., ОК 9.,
ОК 10.
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК
1.6., ПК 1.7.

2
4
2
2
38
4
2

2
2
4
2

ОК 1., ОК 2, ОК 4.,
ОК 5., ОК 8., ОК 9.,
ОК 10.
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК
1.6., ПК 1.7.
ОК 1., ОК 2, ОК 4.,
ОК 5., ОК 8., ОК 9.,
6

литье

Тема 2.3.
«Художественное
литье Урала XVIIIнач.XXI вв.»

Тема 2.4.
«Художественная
чеканка»

Тема 2.5.
«Гравирование по
металлу»

Тема 2.6.«Искусство
черни»

Тема 2.7.

металлические формы). Литье из разных металлов (в контексте мировой
истории искусств).
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подобрать примеры малой пластики или утилитарных предметов, отлитых из
разных металлов (исторический аспект).
Содержание учебного материала
Литье из меди. Художественное литье из чугуна: Каслинское, Кусинское,
Кушвинское и др.
В том числе практических занятий
1.Семинар «Каслинское художественное литье из чугуна. Виды изделий,
жанры».
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к семинару.
Подобрать примеры по теме «Уральское художественное литье».
Содержание учебного материала
Торевтика. Инструменты, виды чеканки: плоскостная, просечная, объемная (на
примере произведений мирового искусства). Исторический обзор развития
истории чеканки в России. Современные авторские произведения.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подобрать примеры по теме «Чеканка: виды (художественнохронологический аспект).
Содержание учебного материала:
Виды: плоскостное. Рельефное (обронное). Из истории художественного
гравирования (на примере произведений мирового искусства). Златоустовская
гравюра на стали.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подобрать примеры металлических изделий с гравированным декором.
Содержание учебного материала
Материалы, технологии. Искусство России (исторический обзор), основные
центры: «Северная чернь», «Кубачи».
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подобрать примеры изделий с декором в технике черни.
Содержание учебного материала

2
2

ОК 10.
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК
1.6., ПК 1.7.

6
2
2
2
2
2
4
2

2
2
4
2

2
2
4
2
2
2
4

ОК 1., ОК 2, ОК 4.,
ОК 5., ОК 8., ОК 9.,
ОК 10.
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК
1.6., ПК 1.7.

ОК 1., ОК 2, ОК 4.,
ОК 5., ОК 8., ОК 9.,
ОК 10.
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК
1.6., ПК 1.7.
ОК 1., ОК 2, ОК 4.,
ОК 5., ОК 8., ОК 9.,
ОК 10.
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК
1.6., ПК 1.7.
ОК 1., ОК 2, ОК 4.,
ОК 5., ОК 8., ОК 9.,
ОК 10.
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК
1.6., ПК 1.7.
ОК 1., ОК 2, ОК 4.,
7

Материалы, техника (скань, зернь). Исторический обзор применения
филиграни (на примере произведений мирового искусства). Русская
филигрань, основные центры: Красное-на-Волге, Казаково, Мстера.
Современное авторское искусство.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подобрать примеры использования филиграни в декоре и форме
утилитарного предмета.
Тема 2.8.
Содержание учебного материала
«Художественная
Виды эмали: выемчатая, перегородчатая, витражная, расписная, сплошная). Из
эмаль»
истории зарубежной эмали Востока (Египет, Индия, Китай) и Европы (Италия,
Франция, Германия, Австрия). «Русская финифть». Основные центры
«Усольская эмаль», «Ростовская финифть» и др. Эмали Урала, авторские
произведения.
В том числе практических занятий
1.Семинар на тему «Искусство эмали».
2.Занятие на экспозициях Екатеринбургского музея изобразительных искусств.
Описание экспоната (по выбору)
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовка к семинару.
Раздел 3. Камнерезное и ювелирное искусство
Тема 3. 1. «Виды и
Содержание учебного материала
способы обработки
Резьба по камню (глиптика, малая пластика). Мозаика (наборная,
цветного камня»
пластиночная, накладная, объемная), «насыпная картинка».
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подобрать примеры видов и способов обработки цветного камня. История и
современность
Тема 3.2.
Содержание учебного материала
«Камнерезное
Основные центры художественной обработки художественного камня:
искусство России»
Петергофская гранильная фабрика, Екатеринбургская и Колыванская фабрики.
Резьба по мягкому камню (Тува, Пермская и Нижегородская обл.,
Краснодарский край)
В том числе практических занятий
1.Семинар «Камнерезное искусство Урала рубежа ХХ-XXI вв.»
«Художественная
филигрань»

2

ОК 5., ОК 8., ОК 9.,
ОК 10.
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК
1.6., ПК 1.7.

2
2
8
2

4
2
2

ОК 1., ОК 2, ОК 4.,
ОК 5., ОК 8., ОК 9.,
ОК 10.
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК
1.6., ПК 1.7.

2
2
22
4
2

ОК 1., ОК 2, ОК 4.,
ОК 5., ОК 8., ОК 9.,
ОК 10.

2
2
6
2

ОК 1., ОК 2, ОК 4.,
ОК 5., ОК 8., ОК 9.,
ОК 10.

2
2
8

Тема 3.3.
«Ювелирное
искусство и
бижутерия. Виды
изделий»

Тема 3.4.
«Из истории
мирового
ювелирного
искусства»

Раздел 5. Керамика
Тема 5.1.
«Виды керамики.
Способы
декорирования»

Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовка к семинару.
Содержание учебного материала
1.Ювелирное искусство, бижутерия
Материалы. Техника. Личностные украшения: ювелирное искусство и
бижутерия – сходства и различия. Основные изделия
2.Национальное ювелирное искусство.
Ведущие мировые фирмы. Ювелирное искусство России ХХ – нач. XXI вв.
Ведущие школы: московская, петербургская, уральская; авторские
произведения.
В том числе практических занятий
1.Кейс-задание на тему «Виды ювелирного искусства». Определить виды
(типы) личностных украшений на основе произведений портретной живописи
и графики.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Разработать эскиз ювелирного изделия (брошь, колье) по принципу
формообразования на основе цветного камня.
Содержание учебного материала
Развитие ювелирного мастерства на конкретных экспонатах
В том числе практических занятий
Занятия на экспозициях Екатеринбургского музея истории камнерезного и
ювелирного искусства, Екатеринбургского музея изобразительных искусств.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подобрать примеры национального ювелирного искусства.

2
2
8
2

2

2

ОК 1., ОК 2, ОК 4.,
ОК 5., ОК 8., ОК 9.,
ОК 10.
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК
1.6., ПК 1.7.

2
2
2
4

Содержание учебного материала
8
Техника: лепка, гончарение, отливка в форму. Виды: терракота, шамот,
майолика, фаянс, фарфор. Способы декорирования: рельеф, налепы, ангоб,
роспись, люстр и др. (на основе русской и мировой истории искусств)
В том числе практических занятий
1.Мастер-класс на тему «Технология лепки»
2.Мастер-класс «Лепка пиалы»

2
2
2
2
26
2

4
2
2

ОК 1., ОК 2, ОК 4.,
ОК 5., ОК 8., ОК 9.,
ОК 10.
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК
1.6., ПК 1.7.

ОК 1., ОК 2, ОК 4.,
ОК 5., ОК 8., ОК 9.,
ОК 10.
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК
1.6., ПК 1.7.

9

Тема 5.2. «Изразец
как вид искусства»

Тема 5.3. Глиняная
игрушка.
Зарубежный и
русский фарфор.

Самостоятельная работа обучающихся
1.Подобрать примеры основных видов керамики.
Содержание учебного материала
1.Понятие изразец
История русского изразца: конструкция, технология, декор, тематика.
2.Изразец и современность
Печной набор. Роль изразца в современном искусстве (авторские
произведения)
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подобрать примеры эволюции изразцового искусства.
Содержание учебного материала
1.История глиняной игрушки
Происхождение и специфические особенности глиняной игрушки. Основные
центры России: абашевская, вятская (дымковская), калужская (хлудневская),
каргопольская, курская, липецкая (романовская) орловская (плешковская),
рязанская (скопинская и др.), тульская (филимоновская). Игрушка ближнего и
дальнего зарубежья, современная авторская глиняная миниатюр.
2.Зарубежный фарфор
Специфика фарфора: состав, технология, декор. История и особенности
фарфора Китая, Кореи, Японии (школы и стили). Европейский фарфор:
Германия (Мейсен, Берлинская мануфактура и др.), Франция (Севр Лимож и
др.), Австрия (Вена), Англия (Веджвуд, Челси и др.), Дания (Копенгаген).
Фарфор США («Руквуд»). Авторское искусство ХХ-XXI вв.
3.Русский фарфор
История фарфорового производства XVIII- нач. XXI вв. Императорский
фарфоровый завод (ИФЗ – ЛФЗ). Частные заводы: Гарднера (Дмитровский
завод), Попова, Батенина. Бр. Корниловых, Дулевский завод. Тов. М.С.
Кузнецова. Гжель. Уральские заводы (Богданович, Сысерть). Авторский
фарфор ХХ – нач. XXI вв.
В том числе практических занятий
1.Занятия на экспозициях ЕМИ (фарфор).
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подобрать примеры по теме «Глиняная игрушка».

2
2
6
2
2

2
2
12
2

2

2

ОК 1., ОК 2, ОК 4.,
ОК 5., ОК 8., ОК 9.,
ОК 10.
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК
1.6., ПК 1.7.

2
2
4
2
10

2.Подобрать примеры по теме «Зарубежный фарфор XVIII-XXI вв.» и
«Русский фарфор XVIII-XXI вв.».
Раздел 6. Художественное стекло
Тема 6.1. «Виды
Содержание учебного материала
2
стекла, способы
Виды стекла (содовое, поташное, свинцовое – хрусталь, молочное, опаловое,
декорирования. Из
костяное, фаврильное). Технологии и способы декорирования (гутное,
истории
выдувание, дрот-стеклонить, кракле, мильфиори, «пулегозо» и т.д.).
зарубежного стекла»
Тема 6.2.«Русское
Содержание учебного материала
8
стекло. Основные
1.Исторический обзор стеклоделия в России
центры. Авторские
Краткий обзор развития зарубежного стеклоделия – от Древнего мира до
произведения ХХ –
современности: Египет, Сирия, Средиземноморье, Византия, Италия (Мурано),
нач. XXI вв.»
Чехия (Богемия и др.), Англия, Франция (Нанси, Баккара.«Лалик»), США (Л.К.
Тиффани)
2.Русское стекло.
Краткая история русского стекла – от Киевской Руси до современности. Роль
М.В. Ломоносова в стеклоделии (Усть-Рудницкая фабрика). Императорский
хрустальный и стекольный завод (Ленинградский завод художественного
стекла), Гусевский и Дятьковский хрустальные заводы (бывш. А. Мальцева),
завод «Красный гигант» (бывш. Бахметьева), «Красный май» (бывш.
Болотина). «Восстание» и др. Авторское стекло втор.пол. ХХ – нач. XXI вв.:
Москва (А. Зеля), Екатеринбург (Н. и Г. Якушевы, В. Абрамов).
В том числе практических занятий
1.Семинар «Художественное стекло в современном интерьере».
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подобрать примеры искусства зарубежного стеклоделия и примеры
художественного стекла России.
Раздел 7. Художественные лаки
Тема 7.1. «Лаки
Содержание учебного материала
4
Востока и Европы.
Происхождение и технология. Лаки стран Востока: Япония, Китай, Корея,
Этапы развития»
Вьетнам, Персия, Индия. Лаки Европы XVII-XVIII вв.: Германия, Франция,
Англия.
Самостоятельная работа обучающихся

2
10
2

ОК 1., ОК 2, ОК 4.,
ОК 5., ОК 8., ОК 9.,
ОК 10.
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК
1.6., ПК 1.7.

2

2

ОК 1., ОК 2, ОК 4.,
ОК 5., ОК 8., ОК 9.,
ОК 10.
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК
1.6., ПК 1.7.

2
2
2
2
12
2

2

ОК 1., ОК 2, ОК 4.,
ОК 5., ОК 8., ОК 9.,
ОК 10.
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК
1.6., ПК 1.7.

11

Тема 7.2
«Миниатюра на
папье-маше.
Основные центры
России»
Тема 7.3 «Расписной
поднос России»

1.Подобрать примеры по теме «Художественные лаки Востока и Европы».
Содержание учебного материала
Лаковая миниатюра Федоскино, Палеха, Мстеры, Холуя

Содержание учебного материала
Основные центры: Нижний Тагил, Жостово. Современный авторский поднос
В том числе практических занятий
1.Описание и анализ нижнетагильского подноса.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подобрать примеры русской лаковой миниатюры на папье-маше.
2.Подобрать примеры расписного подноса России
Раздел 8. Резная художественная кость
Тема 8. 1.
Содержание учебного материала:
«Материалы и виды Материалы и техника обработки. Художественная кость Востока: Китай,
резьбы. Зарубежная Япония, Индия (в т.ч. миниатюра – нэцкэ). Из истории европейского
резная кость»
косторезного искусства – от викингов до современности
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подобрать примеры по теме «Зарубежная резная кость».
Тема 8.2.
Содержание учебного материала
«Косторезные
От «резьбы русов» до современности. Основные центры, специфика:
промыслы России.
Холмогоры, Тобольск, Уэлен, Якутия, Хотьково и др. Авторское искусство
Авторские
В том числе практических занятий
произведения
1.Составление экспозиционного плана выставки на тему «Фольклорные и
рубежа ХХ-XXI вв.» литературные сюжеты в косторезном искусстве».
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подобрать примеры по теме «Косторезные промыслы России».
Дифференцированный зачет
Раздел 9. Художественное дерево
Тема 9.1.«Резьба по Содержание учебного материала
дереву. Из истории Материалы, инструменты, техника. Виды резьбы. Краткий обзор резьбы

2
2
2

8
2
2
2
4
2
2
10
4
2

2
2

ОК 1., ОК 2, ОК 4.,
ОК 5., ОК 8., ОК 9.,
ОК 10.
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК
1.6., ПК 1.7.
ОК 1., ОК 2, ОК 4.,
ОК 5., ОК 8., ОК 9.,
ОК 10.
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК
1.6., ПК 1.7.

ОК 1., ОК 2, ОК 4.,
ОК 5., ОК 8., ОК 9.,
ОК 10.
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК
1.6., ПК 1.7.

6
2
2
2

ОК 1., ОК 2, ОК 4.,
ОК 5., ОК 8., ОК 9.,
ОК 10.
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК
1.6., ПК 1.7.

2
2
2
20
6
2

ОК 1., ОК 2, ОК 4.,
ОК 5., ОК 8., ОК 9.,

12

Ближнего (Украина, Прибалтика, Молдавия, Кавказ) и Дальнего (Китай,
Япония, Индия, Африка) зарубежья. Из истории русского резного дерева:
домовая резьба, утварь, игрушка (Богородская, Троице-Сергиевская).
Абрамцево-кудринская резьба. Современные авторские произведения.
В том числе практических занятий
1.Анализ традиционных изделий из дерева
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подобрать примеры традиционной и авторской резьбы по дереву
Тема 9.2.«Мозаика
Содержание учебного материала
из дерева. Другие
Виды мозаики из дерева: интарсия, маркетри, инкрустация и др. Лозоплетение.
материалы
Другие материалы растительного происхождения (кап, резьба по тыкве и др.).
растительного
Современные авторские произведения
происхождения»
В том числе практических занятий
1.Разработка эскиза декорирования бытового изделия из дерева (разделочная
доска).
Тема 9.3.
Содержание учебного материала
«Художественная
Из истории русской бересты, техника обработки и декорирования. Основные
береста»
промыслы: Северная (Шемогодская и др.), Уральская (бурачный промысел),
Сибирская. Современное авторское искусство.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подобрать примеры традиционного и авторского искусства обработки
бересты, других растительных материалов (по желанию).
Тема 9. 4.«Роспись
Содержание учебного материал
по дереву. Основные Специфика русской народной росписи. Основные промыслы: Северодвинская,
центры России»
Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Вятская, Уральская
В том числе практических занятий
1.Мастер-класс на тему «Уральская роспись по дереву» в областном
краеведческом музее.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подобрать примеры традиционной русской росписи по дереву.
Раздел 10. Художественный текстиль
Тема 10.1.«Ткани.
Содержание учебного материала
Способы
Виды ткани, орнаментация: фактура, набивной способ (русская набойка,

ОК 10.
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК
1.6., ПК 1.7.

русского резного
дерева.
Традиционные
центры»

2
2
2
2
4
2

2
2
4
2

2
2

ОК 1., ОК 2, ОК 4.,
ОК 5., ОК 8., ОК 9.,
ОК 10.
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК
1.6., ПК 1.7.

ОК 1., ОК 2, ОК 4.,
ОК 5., ОК 8., ОК 9.,
ОК 10.
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК
1.6., ПК 1.7.

6
2
2
2

ОК 1., ОК 2, ОК 4.,
ОК 5., ОК 8., ОК 9.,
ОК 10.
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК
1.6., ПК 1.7.

2
2
34
6
2

ОК 1., ОК 2, ОК 4.,
ОК 5., ОК 8., ОК 9.,
13

орнаментации»

Тема 10.2.
«Вышивка как
способ
орнаментации
ткани»

Тема 10.3.
«Кружево»

Тема 10.4.«Русское
кружево»

Тема 10. 5.«Ручное
ткачество»

павлово-посадские платки). Ткани модерна и «агитационный» текстиль.
«Печатные» ткани Европы. Батик, пэчворк, аппликация, перфорация
В том числе практических занятий
1.Мастер-класс на тему «Художественная роспись ткани».
Самостоятельная работа обучающихся
1.Разработать эскиз росписи аксессуара женского костюма (палантин, платок«каре»).
Содержание учебного материала
Виды вышивки (глухая, строчевая, вырезная и др.). Русская вышивка,
традиционные центры. Золотное шитье, вышивка бисером и жемчугом
В том числе практических занятий
1.Разработка рисунка вышивки для своей одежды на основе традиционных
видах
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подобрать примеры различных видов и способов вышивки (предпочтительно
в национальном костюме).
Содержание учебного материала
Виды и техники. Зарубежное кружево: итальянское, фламандское, французское
и др.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подобрать примеры изделий русских «кружевных» промыслов.
Содержание учебного материала
Традиционные центры: вологодское и елецкое кружево, вятское (кукарские
кружева), белевское, михайловское.
В том числе практических занятий
1.Сравнительный анализ изделий иностранного и русского кружева
Содержание учебного материала
Узорное ткачество. Виды ковров: ворсовые, безворсовые (в т.ч. гобелен),
войлочные, циновка – на примере мирового искусства.
В том числе практических занятий
мастер-класс на тему «Художественное валяние».
Занятия на экспозициях музейного центра «Гамаюн» и Центра традиционной
народной культуры Среднего Урала.

2
2
2
2

ОК 10.
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК
1.6., ПК 1.7.

6
2
2
2
2
2
4
2
2
2
4
2
2
2
4
2
2
2

ОК 1., ОК 2, ОК 4.,
ОК 5., ОК 8., ОК 9.,
ОК 10.
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК
1.6., ПК 1.7.

ОК 1., ОК 2, ОК 4.,
ОК 5., ОК 8., ОК 9.,
ОК 10.
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК
1.6., ПК 1.7.
ОК 1., ОК 2, ОК 4.,
ОК 5., ОК 8., ОК 9.,
ОК 10.
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК
1.6., ПК 1.7.
ОК 1., ОК 2, ОК 4.,
ОК 5., ОК 8., ОК 9.,
ОК 10.
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК
1.6., ПК 1.7.

14

Тема 10. 6.«Ковры
России»

Содержание учебного материала
Традиционные центры: курские ковры, «сибирские» ковры (Курганская обл.),
Тюменские, ковры Дагестана и Урала (Бутка, Березовский).
В том числе практических занятий
1.Сравнительный анализ ковров из разных регионов
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подобрать примеры различных видов ковров (историко-художественный
аспект).
Тема 10.
Содержание учебного материала
7.«Художественная
Специфика. Народное (национальное) искусство: кожа (Прибалтика), мех
обработка кожи и
(народы Севера). Авторские произведения
меха»
В том числе практических занятий
1.Мастерские современных художников по текстилю.
Дифференцированный зачет

6
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2
Всего

ОК 1., ОК 2, ОК 4.,
ОК 5., ОК 8., ОК 9.,
ОК 10.
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК
1.6., ПК 1.7.
ОК 1., ОК 2, ОК 4.,
ОК 5., ОК 8., ОК 9.,
ОК 10.
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК
1.6., ПК 1.7.
192

15

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Реализация программы дисциплины «Декоративно-прикладное искусство и
народные промыслы» требует наличия учебного кабинета общеобразовательных учебных
дисциплин.
Оборудование учебного кабинета и учебно-методический комплекс: мебель для
занятий, доска, фильмы, аудиозаписи, фотографии и репродукции с картин, литературные
источники, художественные материалы, материалы для проведения круглого стола.
Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер, телевизор, CD
проигрыватель.
Учебно-методический комплекс: комплект учебно-методической документации,
электронные презентации к лекционным и практическим занятиям, дидактический
раздаточный материал к практическим работам, репродукции произведений искусства (в
печатном и электронном виде), комплект CD и DVD-дисков с фильмами и
дидактическими материалами по истории искусства и культуры, словари и энциклопедии
по истории искусства и культуры.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1.Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество. Теория, история,
практика: учеб.пособие для вузов / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2020. – 380 с. –
Текст: непосредственный
2.Варава Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия :
учеб.пособие для вузов/ Л.В. Варава. – Ростов н/Д.: Феникс, 2020. – 303 с. – Текст:
непосредственный
3. Каплан Н. И. Народные художественные промыслы : учеб.пособие для сред.
проф. учеб. заведений/ Н. И. Каплан, Т. Б. Митлянская. – М.: Высшая школа, 2020. 176 с.,
ил. – (Профтехобразование. Декоративно-прикладное искусство) – Текст:
непосредственный
4.Катаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: Понятия. Этапы развития :
учеб.пособие для студентов вузов /В.Б.Катаев. – М.: Владос, 2020. – Текст:
непосредственный
5.Макаров К. А. Советское декоративное искусство /К. А. Макаров. – М.:
Советский художник, 2020. – 332 с.: ил. – Текст: непосредственный
6.Молотова В. Н. Декоративно-прикладное искусство: учеб.пособие для среднего
профессионального образования / В. Н. Молотова. – М.: Форум, 2020. – 272 с.: ил. –
Текст: непосредственный
7.Моран, А. де. История декоративно-прикладного искусства от древнейших
времен до наших дней : пер. с фр. / А. де Моран – М.: Искусство, 2020. – 577 с. : ил. –
Текст: непосредственный
8.Народные художественные промыслы России / Сост. П. И. Уткин. – М.:
Советская Россия, 2020 – 231 с.: ил. -Текст: непосредственный
9.Фокина Л. В. История декоративно-прикладного искусства – учеб.пособие / Л. В.
Фокина – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 248 с.: цв. ил. – (Высшее образование). – Текст:
непосредственный

16

3.2.2. Электронные издания
1. Музей современного российского искусства. – Режим доступа: www.art4.ru
2. Музеи России . – Режим доступа: www.museum.ru
3.2.3. Дополнительные источники
1.Декоративно-прикладное искусство. Екатеринбурское отделение ВТОО и Союз
художников России. : /Сост. Т.В. Парнюк. – Екатеринбург, 2008. – 129 с., ил. -Текст:
непосредственный
2.Мурзина И. Я., Художественная культура Урала : Учеб.пособие для учащихся 1011 кл. общеобразовательных учреждений, гимназий, лицеев. — Екатеринбург : Центр
«Учебная книга», 2003. — 304 с. -Текст: непосредственный
3. Народные мастера. Традиции, школы
/ Под.ред. М. А. Некрасовой. – М.:
Изобразительное искусство, 1985. – Вып. 1 – 295 с.: ил. -Текст: непосредственный
4.Народные художественные промыслы / Под общ.ред. О. С. Поповой. – М.: Легкая
и пищевая промышленность, 1984 – 191 с.: ил. -Текст: непосредственный
5.О народных художественных промыслах Среднего Урала. Сборник статей / Сост.
М.М. Павлова. – Екатеринбург, 2013. – 64 с., ил.- Текст: непосредственный
6. Основы художественного ремесла / Под ред. В. А. Барадулина – М. :
Просвещение, 1979. – 320 с.: ил. -Текст: непосредственный
7. Павловский Б. В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала/ Б.
В. Павловский. – М.: Искусство, 1975. – 131 с.: ил. - Текст: непосредственный

17

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Знания:
- Метод сравнения

основные виды народного -Точность характеристик
студенческой работы с
художественного творчества, его изделия ДПИ
полнота
описания
истории
образцом
особенности, народные истоки
центра
декоративно-прикладного
- правильность описания
искусства;

центры
народных перспективы и
ретроспективы производства Оценка
участия
художественных промыслов;
студента в семинаре

художественные
соответствие
решения
производства
России,
их
- Анализ выполненной
исторический опыт, современное сформулированным в кейсе
вопросам
студентом
работы,
состояние
и
перспективы
-оригинальность
подхода
соответствие
развития;

основные
социально- (новаторство, креативность) требованиям
экономические, художественно- - применимость решения на
творческие
проблемы
и практике
-Анализ
выполнения
перспективы
развития -глубина проработки
проблемы (обоснованность
кейса.
декоративно-прикладного
решения,
наличие
искусства;
альтернативных вариантов,
прогнозирование возможных
проблем, комплексность
решения)
Умения:
- различать художественно-Соответствие выполненной -Экспертная
оценка
стилевые и технологические
работы поставленным
качества выполнения
особенности изделий
требованиям
практических работ на
декоративно-прикладного
занятиях.
искусства и народных
.
промыслов.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».