ОД.02.04 ПЕРСПЕКТИВА

Приложение 4.13
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 54.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

Подписано цифровой подписью: ГАПОУ СО "СОПК"
DN: email=buhsopk@list.ru, 1.2.643.3.131.1.1=120C303036363538303334363636,
1.2.643.100.3=120B3032323131303331353537,
1.2.643.100.1=120D31303236363032333337363834, title=директор, o=ГАПОУ СО
"СОПК", street=УЛ ЮМАШЕВА, ДОМ 20, l=Екатеринбург, st=66 Свердловская область,
c=RU, givenName=Татьяна Сергеевна, sn=Симонова, cn=ГАПОУ СО "СОПК"
Дата: 2021.09.21 16:52:20 +05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.02.04 ПЕРСПЕКТИВА
54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
(по видам)
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины ОД.02.04 Перспектива разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего
профессионального образования 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные
промыслы (по видам) утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от
27 октября 2014 года №1389
Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное
Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж»

учреждение

Разработчики:
Вахонин И. Н., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «СОПК»
Загородских Т.Л., преподаватель первой квалификационной категории ГАПОУ СО
«СОПК»

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

ОСВОЕНИЯ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОД.02.04 ПЕРСПЕКТИВА

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

1.1.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Учебная дисциплина ОД.02.04 Перспектива является обязательной частью
общеобразовательного учебного цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и
народные промыслы (по видам)
Учебная дисциплина ОД.02.04 Перспектива обеспечивает формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по
специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по
видам). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих ОК и
ПК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение
квалификации.
ОК 11. Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования в
профессиональной деятельности.
ПК 1.2. Создавать художественно-графические проекты изделий декоративноприкладного искусства индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в
материале.
ПК 1.3. Собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал
при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства.
ПК 1.5. Выполнять эскизы и проекты с использованием различных графических
средств и приемов.
ПК 2.6. Контролировать изготовление изделий на предмет соответствия
требованиям, предъявляемым к изделиям декоративно-прикладного и народного
искусства.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:
Код ПК,
Умения
ОК
ОК 1
 отображать окружающие
ОК 2
предметы, интерьеры и
ОК 4
экстерьеры;
ОК 8
 использовать шрифты разных
ОК 11
видов на практике.
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.5.
ПК 2.6.

Знания
­ законы линейной
перспективы;
­ основные методы
пространственного
построения на плоскости;
­ основные виды шрифтов.

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины
Объем образовательной программы

Объем
часов
141

в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные работы

38

практические занятия

56

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)
контрольная работа

0
0

Самостоятельная работа

47

0

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОД.02.04. Перспектива
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если
предусмотрены)

1
2
Раздел 1. Основы начертательной геометрии
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Историческое
Построение планов в Древнем Египте и Вавилоне. Средневековая культура изображения
развитие
технических объектов. Современный чертеж. Понятие перспектива. Перспектива в
перспективных и
трудах деятелей искусства
чертежных
построений
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Центральное и
Определения проецирования, центрального и ортогонального проецирования. Свойства
ортогональное
ортогональных проекций
проецирование
Тема 1.3. Правила
Содержание учебного материала
построения и
Метод Монжа. Требования к оформлению чертежа. Типы линий. Оформление листа
оформления
чертежей.
В том числе практических занятий
1.Построение развертки простой детали
Самостоятельная работа обучающихся
1.Оформление листа А4 чертежной рамкой и штампом
2.Чертежный шрифт на формате А3
Тема 1.4.
Содержание учебного материала
Изометрическая
Правила построения изометрической проекции простых геометрических фигур и тел
проекция.
В том числе практических занятий
1.Оформление листа и создание чертежа детали для изометрической проекции
2.Построение изометрической проекции детали по заданному чертежу

Объем
часов

3
26
2
2

2
2

8
2
2
2
4
2
2
16
2
8
2
2

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 1
ОК 2

ОК 4
ОК 8
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.5.
ПК 2.6.

ОК 4
ОК 8
ПК 1.2

6

3.Создание развертки шестигранной пирамиды и ее склейка из бумаги
4.Создание чертежа и изометрической проекции шестигранной пирамиды с
произвольной секущей плоскостью
Самостоятельная работа
1.Изометрическая проекция детали
2.Макет шестигранной пирамиды
3.Чертеж и изометрическая проекция шестигранной пирамиды
Раздел 2. Методы построения перспективы
Тема 2.1. Основные Содержание учебного материала
понятия
Виды перспективы. Картинная плоскость, линия горизонта, точки схода перспективная
перспективы
деформация
Тема 2.2. Прямая и Содержание учебного материала
угловая перспектива Построение разных видов перспективы. Использование разных методов построения
при построении
перспективы
простых
В том числе практических занятий
геометрических
1.Прямая перспектива при построении квадрата и куба
объектов
2.Угловая перспектива при построении квадрата и куба
3.Построение перспективы с разным углом взгляда
4.Построение окружности с 1 и 2 точками схода
5.Построение простых предметов с окружностями на разных высотах
6.Построение окружностей в разных плоскостях
7.Построение интерьера комнаты с одной точкой схода методом координатной сетки
8.Построение интерьера комнаты при угловой перспективе методом координатной сетки
Самостоятельная работа обучающихся
1.Окружность в перспективе
2.Натюрморт из предметов вращения
3.Куб с вписанными окружностями
4.Интерьер методом координатной сетки
5.Интерьер при угловой перспективе
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
Изображение
Разбор видов перспективы на основе фотографий архитектурных видов и природы
пространства на
В том числе практических занятий
плоскости
1.Использование законов прямой линейной перспективы в художественных композициях
Самостоятельная работа обучающихся

2
2
6
2
2
2
48
2
2
28
2
16
2
2
2
2
2
2
2
2
10
2
2
2
2
2
6
2
2
2
2

ОК 4
ОК 8
ПК 1.3
ПК 1.5.
ПК 2.6.

ОК 4
ОК 8
ПК 1.2

7

1.Анализ художественной композиции
Тема 2.4.
Содержание учебного материала
Метод Архитектора Правила построения перспективной проекции.
В том числе практических занятий
1.Угловая перспектива геометрических фигур и тел методом архитектора
2.Построение геометрического тела с окружностями методом архитектора
3.Контрольная работа по построению простых объектов методом архитектора
Самостоятельная работа обучающихся
1.Рисунок геометрические фигуры методом архитектора
2.Рисунок геометрического тела сложной форма методом архитектора
Раздел 3. Тени и отражения в перспективе
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Построение теней и Правила построения теней и отражений в перспективе
отражений в
В том числе практических занятий
перспективе
1.Построение теней куба и плоскости в перспективе
2.Построение теней архитектурных элементов в перспективе
3.Построение отражений комплекса геометрических фигур в перспективе
Самостоятельная работа обучающихся
1.Рисунок фигуры с тенями
2.Рисунок фигуры с отражением
Раздел 4. Шрифт
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
Эволюция шрифта Пиктографическое письмо. Иероглифическое письмо. Европейская письменность.
Славянская письменность
Тема 4.2.
Содержание учебного материала
Анатомия шрифта Виды шрифтов. Основные элементы шрифта
В том числе практических занятий
1.Разработка эскизов монограммы с использованием рукописных шрифтов
2.Перенос эскиза монограммы на конечный формат
3.Композиция слова-образа
Самостоятельная работа обучающихся
1.Два листа эскизов монограммы
2.Чистовой вариант монограммы
Тема 4.3.
Содержание учебного материала

2
12
2
6
2
2
2
4
2
2
12
12
2
6
2
2
2
4
2
2
53
2
2
12
2
6
2
2
2
4
2
2
12

ОК 4
ОК 8
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.5.

ОК 4
ОК 8
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.5.

ОК 1
ОК 2
ПК 1.3
ПК 1.5.
ПК 2.6.

ОК 4
8

Правила построения шрифта. Шрифтовая композиция.
В том числе практических занятий
1.Шрифтовая композиция в афише. Эскизирование
2.Афиша. Эскизирование и перенос на чистовой вариант
3.Завершение чистового варианта афиши
Самостоятельная работа обучающихся
1.Эскизы шрифтовой композиции
2.Эскизы к афише
Тема 4.4.
Содержание учебного материала
Художественное
Обложка книги. Декоративный шрифт.
оформление в работе В том числе практических занятий
со шрифтом
1.Эскизирование композиции декоративного шрифта к обложке
2.Перенос эскиза в чистовой вариант обложки
3.Завершение чистового варианта обложки
Самостоятельная работа обучающихся
1.Анализ аналогов обложек
2.Эскизы вариантов обложки
Тема 4.2.
Содержание учебного материала
Шрифтовой плакат Каллиграмма. Разновидности каллиграмм.
В том числе практических занятий
1.Эскизирование шрифтового плаката
2.Продолжение эскизирования шрифтового плаката
3.Завершение эскизирования шрифтового плаката и перенос чистового варианта
4.Завершение переноса чистового варианта шрифтового плаката и доработка деталей
Самостоятельная работа обучающихся
1.Анализ произведения
2.Анализ аналогов плаката
3.Эскизы шрифтового плаката
Зачет
Всего:
Типографика

2
6
2
2
2
4
2
2
12
2
6
2
2
2
4
2
2
15
2
8
2
2
2
2
5
2
2
1
2
141

ОК 8
ОК 11
ПК 1.3
ПК 1.5.
ПК 2.6.

ОК 4
ОК 8
ОК 11
ПК 1.3
ПК 1.5.
ПК 2.6.

ОК 1
ОК 2
ОК 4
ОК 8
ОК 11
ПК 1.3
ПК 1.5.
ПК 2.6.

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- столы и стулья по количеству обучающихся;
- доска;
- стулья по количеству обучающихся;
- стеллажи для хранения художественных материалов и приспособлений, готовых
работ;
- планшеты.
Технические средства обучения: мультимедийное оборудование (проектор,
компьютер, экран)
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Барышников, А. П. Перспектива: учебник / А. П. Барышников. — Москва.:
Издательство Юрайт, 2020. — 178 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-12052-3. Текст: непосредственный.
3.2.2. Дополнительные источники
1.
Бродский, А.М. Начертательная геометрия . / А.М. Бродский, - М.: МАМИ,
2004 . - Текст: непосредственный.
2.
Винокурова, Г.Ф. Наглядные изображения: Учебное пособие / Г.Ф.
Винокурова, О.К. Кононова, - Томск: Изд. ТПУ: 2006. - 88 с. - Текст: непосредственный
3.
Гордон, В.О. Курс начертательной геометрии. Учебник для вузов. / В.О.
Гордон, , В.А. Семенцов - М.: Высшая школа 2006. - Текст: непосредственный
4.
Кононова, O.K. Перспектива (метод, указания). / О.К. Кононова - Томск,
изд-во TITS', 2000. - Текст: непосредственный
5.
Кононова, O.K. Тени в перспективе (метод, указания). / О.К. Кононова Томск, изд-во ТПУ, 2000 - Текст: непосредственный
6.
Крылов, Н.Н. Начертательная геометрия: 6-е изд / Н.Н. Крылов. - М.: Высш.
шк.: 1990. - 240с. - Текст: непосредственный
7.
Синицын, С.А.
Начертательная геометрия. Учебное пособие для
дистанционного обучения / С.А. Синицын - М.: МИИТ (РОАТ). 2010. - Текст:
непосредственный.
8.
Тарлыков В.И. Начертательная геометрия. Инженерная графика: Учебное
пособие. / В.И. Тарлыков - М.: РГОТУПС, 2004. - Текст: непосредственный
9.
Шмидт, Р. Учение о перспективе / Р. Шмидт - М.: Строниздат, 1983. - 120с.
- Текст: непосредственный

10

4. КОНТРОЛЬ
ДИСЦИПЛИНЫ

И

Результаты обучения
Знания:
законы линейной
перспективы;
основные методы
пространственного
построения на плоскости;
основные виды шрифтов

Умения:
отображать окружающие
предметы, интерьеры и
экстерьеры;
использовать шрифты
разных видов на
практике;

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценки
Знает законы линейной
перспективы, может
применять на практике.
Знает последовательность
построения перспективы
различными методами.
Владеет методологическим
аппаратом при построении
проекций и перспективы.
Знает основы черчения и
требования к построению
чертежей.
Различает основные типы
шрифтов и их основные
элементы.
Правильное построение
фигур в пространстве с
учетом перспективы.
Правильное построение
чертежей и проекций.
Соответствие требования
ГОСТ при построении
чертежей.
Аккуратность при
построении.
Верное композиционное
построение шрифтовой
композиции.
Соответствие тематике
работы и выбранных
шрифтов.

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ

Методы оценки

письменный/устный
опрос;

тестирование;

оценка результатов
самостоятельной работы
(докладов, рефератов,
теоретической части
проектов, учебных
исследований и т.д.)


оценка
демонстрируемых умений,
выполняемых действий,

защите отчетов по
практическим занятиям;

оценка заданий для
самостоятельной работы,

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».