ОП.В.11 ПСИХОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Приложение 4.35
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 51.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП В.11 ПСИХОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
51.02.02 Социально-культурная деятельность
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины «Психология художественного
творчества»
разработана
на
основе
Федерального
государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности 51.02.02 Социально-культурная деятельность, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014
№1356
Организация-разработчик:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж»
Разработчики:
Касьянова Е.Б., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО
«Свердловский областной педагогический колледж».

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

ОСВОЕНИЯ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Рабочая программа учебной дисциплины «Психология художественного
творчества» является вариативной частью основной профессиональной образовательной
программы в соответствии с ФГОС.
Применение данной программы направлено на формирование элементов основных
видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих
профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.2. Организовывать культурно-просветительскую работу
ПК 1.3. Обеспечивать дифференцированное культурное обслуживание населения в
соответствии с возрастными категориями
ПК 1.4. Создавать условия для привлечения населения к культурно-досуговой и
творческой деятельности
ПК 2.1. Обеспечивать функционирование коллективов народного художественного
творчества, досуговых формирований (объединений)
ПК 2.2. Разрабатывать и реализовывать сценарные планы культурно-массовых
мероприятий, театрализованных представлений, эстрадных программ
и общих компетенций (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения
заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
1.3. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
Основной целью изучения учебной дисциплины «Психология художественного
творчества» является создание условий для формирования и развития у студентов
творческого мышления, осуществления творческой деятельности, что позволит студенту
качественно повысить уровень своей профессиональной подготовки и относиться
творчески к своей деятельности в сфере культуры.

4

Код ПК,
ОК
ОК 1-9
ПК1.4,
ПК1.5.
ПК 2.1.,
ПК2.4

Умения

Знания

 применять полученные знания о
психологических
основах
творческой
деятельности
для
развития собственного творческого
потенциала и в профессиональной
социально
культурной
деятельности.
 работать
с
творческим
коллективом, учитывая психологию
творчества

 основные категории и понятия
творчества;
 закономерности
и
этапы
художественного творчества;

особенности
организации
творческой деятельности с учетом
психофизических
особенностей
участников процесса.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы учебной дисциплины
Объем образовательной программы

Объем
часов
81

в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные работы и практические занятия

36

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)
контрольная работа

0
0

Самостоятельная работа

27

18

Промежуточная аттестация в форме итоговой оценки

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология художественного творчества»

Наименование
разделов и тем

2
Тема 1.
Психология
художественного
творчества.

Тема 2
Познавательные
процессы.

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем в
часах

3

4
16
2

Содержание учебного материала
1 Понятие «творчество», «Психология художественного творчества»
Объект и предмет изучения. Основные проблемы
2 Особенности творческой деятельности в разных возрастных
периодах.
Характеристика творческой деятельности: возрастные и индивидуальные
особенности
3 Спонтанное творчество в детстве.
Потребность в созидании у взрослого человека.
4 Индивидуальное творчество.
Социальные факторы, блокирующие и способствующие актуализации
творческого потенциала.
В том числе практических занятий
1. Создание условий для раскрытия творческого потенциала и повышения
креативности. Социальное рисование.
2 Этапы и закономерности творческой деятельности. Александр Скрябин.
(фильм о творчестве)
3 Фазы творческого процесса (подготовительная, поисковая
исполнительная). Работа с глиной. Наблюдение за собственным
процессом..Описание.
4 Обсуждение работы, анализ, написание эссе.
Содержание учебного материала
1 Формы художественно – творческого познания (чувственное,
интеллектуально – логическое, творческое)
Процесс ощущения. Восприятие

2

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
ОК1.-ОК.9
ПК 1.1
ПК2.1-ПК2.4

2
2

8
2
2
2
2
14
2

ОК1.-ОК.9
ПК 1.1
ПК2.1-ПК2.4
6

Память и творчество
Формирование памяти с помощью искусства.
Влияние визуального образа.
3 Творческое воображение.
Мышление и творчество.
В том числе практических занятий
1 Речевые и двигательные упражнения.
2 Организация художественной деятельности с учетом психофизических
особенностей коллектива. Социальное рисование «Семь дней творения»
Самостоятельная работа обучающихся
1.Посещение художественной выставки.
2.Анализ мероприятия и представленных работ
Содержание учебного материала
1 Эмоции. Чувства.
Законы развития и функции.
2 Индивидуальные различия в эмоциональной сфере.
Особенности организации спектакля для аудитории разных возрастных
групп.
3 Цвет праздника. Воздействие цвета на человека.
Теория цвета И.В.Гете
4 Формирование высших чувств
Моральные, эстетические интеллектуальные чувства
В том числе практическое занятия
1. Анализ спектакля для конкретной возрастной группы. Психофизические
особенности аудитории. Просмотр.
2. Упражнения с цветом. Изображение стихотворения Андрея Белого
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Просмотр и анализ видеоматериалов (настольный и кукольный спектакль) ,
2.Анализ и описание эмоциональной структуры.
3.Подготовка фотоматериалов спектакля и зрителей.
4.Исследование эмоционального отклика зрителей.
5.Подготовка видеоматериалов спектакля.
6.Монтаж
Содержание учебного материала
1 Понятие волевой саморегуляции.
2

Тема 3.
Регуляторный блок:
эмоции и чувства.

Тема 4.
Волевая

2

2
4
2
2
4
2
2
24
2
2

ОК1.-ОК.9
ПК 1.1
ПК2.1-ПК2.4

2
2
4
2
2
12
2
2
2
2
2
2
16
2

ОК1.-ОК.9
7

саморегуляция.

Тема 5.
Вовлечение в
художественное
творчество.

Историческая трансформация взглядов на вопросы воли.
2 Структура волевой саморегуляции и механизмы ее формирования
Методы формирования и совершенствования.
3 Индивидуальные особенности волевой саморегуляции
Диагностика и регулирование в процессе творчества.
В том числе практических занятий
1. Постановка цели, поиск способов осуществления и собственно процесс
реализации.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Выполнение презентация «От идеи до воплощения спектакля». поиск и
отбор материала.
2.Оформление презентации
3.Посещение спектакля.
4.Анализ мероприятия.
Содержание учебного материала
1 Художественное творчество как деятельность, процесс и продукт.
Понятие развития. Законы и формы развития.
2 Особенности организации и проведения творческих мероприятий,
Особенности организации и проведения творческих мероприятий, с
учетом формата проекта и психофизических особенностей целевой
аудитории.
3 Условия развития творчества в процессе обучения и воспитания
Составляющие образовательной среды.
В том числе практических занятий
1. Вовлечение в художественное творчество.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Посещение мастер класса. Анализ мероприятия.
Всего:

2

ПК 1.1
ПК2.1-ПК2.4

2
2
2
8
2
2
2
2
11
2
2

ОК1.-ОК.9
ПК 1.1
ПК2.1-ПК2.4

2
2
2
3
3
81

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины «Психология художественного творчества»
требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических
дисциплин.
Учебно-методический комплекс:
- учебная литература (предложена в информационном обеспечении) – 30 шт.
Технические средства:
- персональный компьютер с выходом в интернет – 1 шт;
- мультимедийный проектор – 1 шт;
- мышь компьютерная – 1 шт;
- клавиатура – 1 шт;
- лицензионное программное обеспечение на 1 персональный компьютер
(операционная система Windows XP, 7, Microsoft Office (2003, 2007)
Художественные материалы:
Глина для творчесва.
Краски акварель в тубах (Сонет12), гуашь – по 2 шт
Кисти щетина плоская – 31 шт
Восковые мелки – 2 уп по 15 шт
Ткани для спектакля – 1х1 м 30 шт (цвета в ассортименте)
Шерсть гребенная лента 500 гр (цвета в ассортименте)
Бумага писчая – уп 1 шт
Бумага акварельная А3 - 100 шт
Обои по 10 м.
3 шт
Куклы для спектакля и костюмы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
3.2.1. Печатные издания
3.2.2. Электронные издания:
1.Петрушин, В. И. Психология и педагогика художественного творчества + доп.
Материал в ЭБС : учебное пособие для вузов / В. И. Петрушин. — 3-е изд., испр. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 395 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5534-08179-4.
—
Текст
:
электронный
//
ЭБС
Юрайт
[сайт].
—
URL: https://urait.ru/bcode/452444 (дата обращения: 15.01.2020).
2. Петрушин, В. И. Психология художественного творчества : учебное пособие для
вузов / В. И. Петрушин. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 180 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-534-11233-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/454156 (дата обращения: 15.01.2020).
3. Цыпин, Г. М. Психология творческой деятельности. Музыка и другие
искусства : учебное пособие / Г. М. Цыпин. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. —
203 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03150-8. — Текст : электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453664 (дата обращения: 15.01.2020).
4. Кривцун, О. А. Психология искусства : учебник для вузов / О. А. Кривцун. — 2е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 265 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-534-02354-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/450639 (дата обращения: 15.01.2020)
3.2.3.Дополнительная литература:
1. Петрушин В.И Психология художественного творчества .[текст]
пособие. М., Юрайт, 2017-233с. – Текст: непосредственный.

Учебное

9

2. Петрушин, В. И. Психология и педагогика художественного творчества + доп.
Материал в ЭБС : учебное пособие для вузов / В. И. Петрушин. — 3-е изд., испр. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 441 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5534-04645-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/414742 (дата обращения: 11.01.2020).
3. Осборн У. Происхождение творчества. М.,Издательство Бомбора, 2019.- 256.с. –
Текст: непосредственный.
4. Ермолаева-Томилина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное
пособие для вузов. – 2 изд. - М.: Академический Проект: Культура, 2005. – 304 с. – Текст:
непосредственный.
5. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. -М.: Институт
практической психологии, 1998. 239с. – Текст: непосредственный.
6. Кривцун О.А. Психология искусства.-М., Издательство литературного института,
2000-224 с. – Текст: непосредственный.
7. Психология одаренности и творчества. Коллектив авторов. - М., «НесторИстория» -2009.-544 с. – Текст: непосредственный.
8. Мейлах Б. С.Психология процессов художественного творчества. -Ленинград,
издательство «Наука», 1980-287 с. – Текст: непосредственный.
9. Петрушин В.И. - Психология и педагогика художественного творчества. Учебное
пособие. М, Юрайт, 2017.-489 с. – Текст: непосредственный.
10.
Щербинина Ю.В. Педагогический дискурс: мыслить - говорить –
действовать/ Учебное пособие. - Флинта. 2010: 440 с. – Текст: непосредственный.

10

4. КОНТРОЛЬ
ДИСЦИПЛИНЫ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ

Результаты обучения
В
результате
освоения
дисциплины
обучающийся
должен знать:
 основные категории и понятия
творчества;
 закономерности
и
этапы
художественного творчества;

особенности организации
творческой
деятельности
с
учетом
психофизических
особенностей
участников
процесса.

Критерии оценки
Методы оценки
Разбирается в основных Контрольная работа.
категориях и понятиях Устный опрос
творчества
Знает закономерности и
этапы художественного
творчества;
Видит
особенности
организации творческой
деятельности с учетом
психофизических
особенностей
участников процесса.

В
результате
освоения
дисциплины
обучающийся
должен уметь:
 применять полученные знания
о
психологических
основах
творческой деятельности для
развития
собственного
творческого потенциала и в
профессиональной социально культурной деятельности;
 работать
с
творческим
коллективом,
учитывая
психологию творчества.

Выделяет эстетическую
основу явления.
Применяет знания в
творческой
и
профессиональной
деятельности.
Владеет эстетическим
анализом.

Организация и проведение
творческих мероприятий, с
учетом формата проекта и
психофизических
особенностей
целевой
аудитории.
Подготовка
фото и видео отчета по
проведенным
мероприятиям.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».