Приложение 4.35 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 51.02.02 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП В.11 ПСИХОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА 51.02.02 Социально-культурная деятельность Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной дисциплины «Психология художественного творчества» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 51.02.02 Социально-культурная деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 №1356 Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» Разработчики: Касьянова Е.Б., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж». © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 ОСВОЕНИЯ 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Рабочая программа учебной дисциплины «Психология художественного творчества» является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС. Применение данной программы направлено на формирование элементов основных видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих профессиональных компетенций (ПК): ПК 1.2. Организовывать культурно-просветительскую работу ПК 1.3. Обеспечивать дифференцированное культурное обслуживание населения в соответствии с возрастными категориями ПК 1.4. Создавать условия для привлечения населения к культурно-досуговой и творческой деятельности ПК 2.1. Обеспечивать функционирование коллективов народного художественного творчества, досуговых формирований (объединений) ПК 2.2. Разрабатывать и реализовывать сценарные планы культурно-массовых мероприятий, театрализованных представлений, эстрадных программ и общих компетенций (ОК): ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. 1.3. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины: Основной целью изучения учебной дисциплины «Психология художественного творчества» является создание условий для формирования и развития у студентов творческого мышления, осуществления творческой деятельности, что позволит студенту качественно повысить уровень своей профессиональной подготовки и относиться творчески к своей деятельности в сфере культуры. 4 Код ПК, ОК ОК 1-9 ПК1.4, ПК1.5. ПК 2.1., ПК2.4 Умения Знания применять полученные знания о психологических основах творческой деятельности для развития собственного творческого потенциала и в профессиональной социально культурной деятельности. работать с творческим коллективом, учитывая психологию творчества основные категории и понятия творчества; закономерности и этапы художественного творчества; особенности организации творческой деятельности с учетом психофизических особенностей участников процесса. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА» 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы учебной дисциплины Объем образовательной программы Объем часов 81 в том числе: теоретическое обучение лабораторные работы и практические занятия 36 курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) контрольная работа 0 0 Самостоятельная работа 27 18 Промежуточная аттестация в форме итоговой оценки 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология художественного творчества» Наименование разделов и тем 2 Тема 1. Психология художественного творчества. Тема 2 Познавательные процессы. Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем в часах 3 4 16 2 Содержание учебного материала 1 Понятие «творчество», «Психология художественного творчества» Объект и предмет изучения. Основные проблемы 2 Особенности творческой деятельности в разных возрастных периодах. Характеристика творческой деятельности: возрастные и индивидуальные особенности 3 Спонтанное творчество в детстве. Потребность в созидании у взрослого человека. 4 Индивидуальное творчество. Социальные факторы, блокирующие и способствующие актуализации творческого потенциала. В том числе практических занятий 1. Создание условий для раскрытия творческого потенциала и повышения креативности. Социальное рисование. 2 Этапы и закономерности творческой деятельности. Александр Скрябин. (фильм о творчестве) 3 Фазы творческого процесса (подготовительная, поисковая исполнительная). Работа с глиной. Наблюдение за собственным процессом..Описание. 4 Обсуждение работы, анализ, написание эссе. Содержание учебного материала 1 Формы художественно – творческого познания (чувственное, интеллектуально – логическое, творческое) Процесс ощущения. Восприятие 2 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы ОК1.-ОК.9 ПК 1.1 ПК2.1-ПК2.4 2 2 8 2 2 2 2 14 2 ОК1.-ОК.9 ПК 1.1 ПК2.1-ПК2.4 6 Память и творчество Формирование памяти с помощью искусства. Влияние визуального образа. 3 Творческое воображение. Мышление и творчество. В том числе практических занятий 1 Речевые и двигательные упражнения. 2 Организация художественной деятельности с учетом психофизических особенностей коллектива. Социальное рисование «Семь дней творения» Самостоятельная работа обучающихся 1.Посещение художественной выставки. 2.Анализ мероприятия и представленных работ Содержание учебного материала 1 Эмоции. Чувства. Законы развития и функции. 2 Индивидуальные различия в эмоциональной сфере. Особенности организации спектакля для аудитории разных возрастных групп. 3 Цвет праздника. Воздействие цвета на человека. Теория цвета И.В.Гете 4 Формирование высших чувств Моральные, эстетические интеллектуальные чувства В том числе практическое занятия 1. Анализ спектакля для конкретной возрастной группы. Психофизические особенности аудитории. Просмотр. 2. Упражнения с цветом. Изображение стихотворения Андрея Белого Самостоятельная работа обучающихся: 1.Просмотр и анализ видеоматериалов (настольный и кукольный спектакль) , 2.Анализ и описание эмоциональной структуры. 3.Подготовка фотоматериалов спектакля и зрителей. 4.Исследование эмоционального отклика зрителей. 5.Подготовка видеоматериалов спектакля. 6.Монтаж Содержание учебного материала 1 Понятие волевой саморегуляции. 2 Тема 3. Регуляторный блок: эмоции и чувства. Тема 4. Волевая 2 2 4 2 2 4 2 2 24 2 2 ОК1.-ОК.9 ПК 1.1 ПК2.1-ПК2.4 2 2 4 2 2 12 2 2 2 2 2 2 16 2 ОК1.-ОК.9 7 саморегуляция. Тема 5. Вовлечение в художественное творчество. Историческая трансформация взглядов на вопросы воли. 2 Структура волевой саморегуляции и механизмы ее формирования Методы формирования и совершенствования. 3 Индивидуальные особенности волевой саморегуляции Диагностика и регулирование в процессе творчества. В том числе практических занятий 1. Постановка цели, поиск способов осуществления и собственно процесс реализации. Самостоятельная работа обучающихся 1.Выполнение презентация «От идеи до воплощения спектакля». поиск и отбор материала. 2.Оформление презентации 3.Посещение спектакля. 4.Анализ мероприятия. Содержание учебного материала 1 Художественное творчество как деятельность, процесс и продукт. Понятие развития. Законы и формы развития. 2 Особенности организации и проведения творческих мероприятий, Особенности организации и проведения творческих мероприятий, с учетом формата проекта и психофизических особенностей целевой аудитории. 3 Условия развития творчества в процессе обучения и воспитания Составляющие образовательной среды. В том числе практических занятий 1. Вовлечение в художественное творчество. Самостоятельная работа обучающихся 1.Посещение мастер класса. Анализ мероприятия. Всего: 2 ПК 1.1 ПК2.1-ПК2.4 2 2 2 8 2 2 2 2 11 2 2 ОК1.-ОК.9 ПК 1.1 ПК2.1-ПК2.4 2 2 2 3 3 81 8 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины «Психология художественного творчества» требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Учебно-методический комплекс: - учебная литература (предложена в информационном обеспечении) – 30 шт. Технические средства: - персональный компьютер с выходом в интернет – 1 шт; - мультимедийный проектор – 1 шт; - мышь компьютерная – 1 шт; - клавиатура – 1 шт; - лицензионное программное обеспечение на 1 персональный компьютер (операционная система Windows XP, 7, Microsoft Office (2003, 2007) Художественные материалы: Глина для творчесва. Краски акварель в тубах (Сонет12), гуашь – по 2 шт Кисти щетина плоская – 31 шт Восковые мелки – 2 уп по 15 шт Ткани для спектакля – 1х1 м 30 шт (цвета в ассортименте) Шерсть гребенная лента 500 гр (цвета в ассортименте) Бумага писчая – уп 1 шт Бумага акварельная А3 - 100 шт Обои по 10 м. 3 шт Куклы для спектакля и костюмы. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы 3.2.1. Печатные издания 3.2.2. Электронные издания: 1.Петрушин, В. И. Психология и педагогика художественного творчества + доп. Материал в ЭБС : учебное пособие для вузов / В. И. Петрушин. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 395 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5534-08179-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452444 (дата обращения: 15.01.2020). 2. Петрушин, В. И. Психология художественного творчества : учебное пособие для вузов / В. И. Петрушин. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 180 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11233-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454156 (дата обращения: 15.01.2020). 3. Цыпин, Г. М. Психология творческой деятельности. Музыка и другие искусства : учебное пособие / Г. М. Цыпин. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 203 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03150-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453664 (дата обращения: 15.01.2020). 4. Кривцун, О. А. Психология искусства : учебник для вузов / О. А. Кривцун. — 2е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 265 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02354-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450639 (дата обращения: 15.01.2020) 3.2.3.Дополнительная литература: 1. Петрушин В.И Психология художественного творчества .[текст] пособие. М., Юрайт, 2017-233с. – Текст: непосредственный. Учебное 9 2. Петрушин, В. И. Психология и педагогика художественного творчества + доп. Материал в ЭБС : учебное пособие для вузов / В. И. Петрушин. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 441 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5534-04645-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/414742 (дата обращения: 11.01.2020). 3. Осборн У. Происхождение творчества. М.,Издательство Бомбора, 2019.- 256.с. – Текст: непосредственный. 4. Ермолаева-Томилина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – 2 изд. - М.: Академический Проект: Культура, 2005. – 304 с. – Текст: непосредственный. 5. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. -М.: Институт практической психологии, 1998. 239с. – Текст: непосредственный. 6. Кривцун О.А. Психология искусства.-М., Издательство литературного института, 2000-224 с. – Текст: непосредственный. 7. Психология одаренности и творчества. Коллектив авторов. - М., «НесторИстория» -2009.-544 с. – Текст: непосредственный. 8. Мейлах Б. С.Психология процессов художественного творчества. -Ленинград, издательство «Наука», 1980-287 с. – Текст: непосредственный. 9. Петрушин В.И. - Психология и педагогика художественного творчества. Учебное пособие. М, Юрайт, 2017.-489 с. – Текст: непосредственный. 10. Щербинина Ю.В. Педагогический дискурс: мыслить - говорить – действовать/ Учебное пособие. - Флинта. 2010: 440 с. – Текст: непосредственный. 10 4. КОНТРОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ Результаты обучения В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: основные категории и понятия творчества; закономерности и этапы художественного творчества; особенности организации творческой деятельности с учетом психофизических особенностей участников процесса. Критерии оценки Методы оценки Разбирается в основных Контрольная работа. категориях и понятиях Устный опрос творчества Знает закономерности и этапы художественного творчества; Видит особенности организации творческой деятельности с учетом психофизических особенностей участников процесса. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: применять полученные знания о психологических основах творческой деятельности для развития собственного творческого потенциала и в профессиональной социально культурной деятельности; работать с творческим коллективом, учитывая психологию творчества. Выделяет эстетическую основу явления. Применяет знания в творческой и профессиональной деятельности. Владеет эстетическим анализом. Организация и проведение творческих мероприятий, с учетом формата проекта и психофизических особенностей целевой аудитории. Подготовка фото и видео отчета по проведенным мероприятиям. 11