ОП.В.08 ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Приложение 4.32
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 51.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.В.08. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам)
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины «История мировой культуры»
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта) по
специальности
51.02.02
«Социально-культурная
деятельность
(по
видам)»,
утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
27.10.2014 № 1356
Организация-разработчик:
образовательное учреждение
педагогический колледж»

Государственное
автономное
профессиональное
Свердловской области «Свердловский областной

Разработчики:
Пшеничникова А.А., преподаватель первой квалификационной категории ГАПОУ СО
«Свердловский областной педагогический колледж».

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

18

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ: ОП.В. 09. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл ФГОС среднего
профессионального образования по специальности 51.02.02 Социально-культурная
деятельность (по видам).
Дисциплина является практико-ориентированной. Компетенции, сформированные
в результате освоения программы, необходимы при изучении МДК профессиональных
модулей и дисциплин вариативной части ОПОП.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения
заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
ПК 1.2. Организовывать культурно-просветительскую работу.
ПК 1.3. Обеспечивать дифференцированное культурное обслуживание населения в
соответствии с возрастными категориями.
ПК 1.4. Создавать условия для привлечения населения к культурно-досуговой и
творческой деятельности.
ПК 2.1. Обеспечивать функционирование коллективов народного художественного
творчества, досуговых формирований (объединений).
ПК 2.2. Разрабатывать и реализовывать сценарные планы культурно-массовых
мероприятий, театрализованных представлений, эстрадных программ.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Основной целью изучения учебной дисциплины «История мировой культуры»
является формирование представления у студентов о становлении и развитии зарубежного
и отечественного музыкального искусства в виде единого исторического
общекультурного процесса от древних времен до современности.

4

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 2 – 8,
ОК 9,
ПК 1.2-1.4,
ПК 2.1 – 2.2.


анализировать
музыкальное произведение,
его стилевые и жанровые
особенности в контексте
особенностей
художественной эпохи;

определять
культурно- исторические
эпохи с позиции Истории
музыки;

применять знания,
полученные при изучении
курса «История мировой
культуры» (История
музыки) в
профессиональной
деятельности;

формировать
культурные потребности и
повышать культурнообразовательный уровень
различных групп населения;


средства музыкальной
выразительности;

культурно-исторические эпохи;

основные музыкальнее жанры и их
историческое развитие;

характерные признаки стилей и
направлений;

основные этапы истории
зарубежной и отечественной музыки;

биографические сведения о
композиторах – наиболее ярких
представителях изучаемых направлений
истории музыки;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины

Объем часов

Объем образовательной программы

180

в том числе:
теоретическое обучение

86

лабораторные работы

0

практические занятия

34

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)

0

контрольная работа

0

Самостоятельная работа

60

Промежуточная аттестация

Экзамен

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История мировой культуры»

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1
2
Раздел 1. Основные элементы содержания музыкального искусства
Тема 1. Музыка как Содержание учебного материала
вид искусства
1.Музыка как вид искусства ее специфические черты.
Происхождение музыки.
Определение и характеристики народной музыки, вокального искусства,
хоровой музыка, камерной музыка, симфонической музыки, оперы, балета.
2.Средства музыкальной выразительности
Мелодия, лад, темп, ритм, динамика, штрихи. Значение средств музыкальной
выразительности в музыке.
В том числе практических занятий
1.Анализ произведений инструментальных и вокальных жанров музыки
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовить сообщение на тему «Определение периодизации музыкального
искусства, характеристика каждого периода».
2.Разработать две музыкальные игры на каждое средство музыкальной
выразительности
Раздел 2. История развития музыки зарубежных стран.
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Музыкальная
1.Музыкальная культура Античности.
культура
Зарождение музыки.
Античности
Характер и особенности музыкального искусства древности.
2.Музыкальное искусство Древнего Египта, Индии, Древней Греции и
Рима.

Объем в
часах

3
10
10
2

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 2, ОК 4,
ОК 5; ПК 1.2.

2

2
2
4
2
2
132
10
2

ОК 2, ОК 3,
ОК 4.

2
6

Тема 2.2.
Музыкальное
искусство эпохи
Средневековья.

Тема 2.3
Музыкальное
искусство эпохи
Возрождения

1.Особенности музыкально культуры древних цивилизаций.
2.Музыкальный строй.
3.Музыкальные инструменты.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Сделать аннотацию статьи «Музыка и мировоззрение первобытного
человека»
2.Составить таблицу по параграфу «Древняя история»
3.Разработать презентацию на тему «Музыкальные инструменты древних
цивилизаций»
Содержание учебного материала
1.Музыкальное искусство эпохи Средневековья.
Общая характеристика эпохи.
Происхождение нотации.
Музыкальные инструменты.
2.Культовая музыка и светская музыка Средневековья.
Григорианский хорал, формирование мессы.
Искусство труверов, трубадуров, миннезингеров.
Основные жанры.
В том числе практических занятий
1. Музыканты, музыкальные инструменты эпохи средневековья, ее
особенности (Просмотр видеоматериалов)
2. Анализ музыки средневековья.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Составить конспект на тему «Невмы. Григорианское пение»
2.Разработать цитатный ряд по параграфу «Бродячие музыканты. Трубадуры.
Миннезингеры».
3. Ответить на вопросы по параграфу «Появление нотации»
Содержание учебного материала
1.Музыкальное искусство эпохи Возрождения.
Общая характеристика эпохи.
Основополагающее значение живописи среди других видов искусства.
Музыкальные инструменты, их особенности.
Музыкальные жанры в эпоху Возрождения, их особенности.

6
2
2
2
14
2

ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6,
ПК 1.2.

2

4
2
2
6
2
2
2
12
2

ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6,
ПК 1.2.

7

Тема 2.4
Музыкальное
искусство эпохи
Барокко.

2.Особенности музыкального Возрождения в разных странах.
Музыка в Италии, Франции.
Полифония в произведениях Палестрины. О. Лассо. Определение понятий:
мотет и т.д.
В том числе практических занятий
1. Анализ музыки эпохи Возрождения: просмотр документального фильма.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовить слайд-шоу на тему «Музыка эпохи Средневековья».
2. Составить тезисный план по теме «Изобретение нотопечатания»
3.Написать эссе на тему «Орган и лютня – как символы Возрождения»
Содержание учебного материала
1.Музыка эпохи барокко «XVII - первая половина XVIII века».
Органная музыка, ее особенности. Строение органа.
Музыка для клавира. Музыкальные жанры и инструменты эпохи Барокко.
2.Биография и творчество А. Вивальди.
Жизненный и творческий путь композитора.
Особенности музыкального стиля.
Создание нового жанра – сольный инструментальный концерт.
3.Биография и творчество И.С. Баха.
Жизненный и творческий путь композитора.
Жанры, истоки музыкального языка, новаторство.
Хорошо темперированный клавир, особенности и значение в мировой
классике.
Органное творчество.
4.Творчество Г.Ф. Генделя.
Основные жанры творчества Генделя.
Особенность стиля композитора.
В том числе практических занятий
1.Анализ творчества А. Вивальди: Цикл «Времена года», «Адажио».
2.Анализ музыкальных произведений И.С. Баха – «Токката и фуга ре минор»,
«Браденбургские концерты», Фрагменты из «ХТК», «Шутка» из сюиты си
минор.
Г.Ф. Гендель – Хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия», Сарабанда, ария

2

2
2
6
2
2
2
20
2

ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6,
ПК 1.2.

2

2

2

4
2
2

8

Тема 2.5 Эпоха
классицизма в
музыке

Альмирены из оперы «Ринальдо»
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовить доклад с презентацией «Начало музыкальной культуры нового
времени»
2.Составить цитатный ряд по параграфу темы «Первая опера. Новая история».
3. Ответы на вопросы по теме, руководствуясь материалами учебного пособия
«Бах и Гендель»
4.Подготовить презентацию на тему «Орган – король музыкальных
инструментов».
Содержание учебного материала
1.Эпоха классицизма в музыке.
Черты стиля и его особенности.
Создание новых жанров. Выдающиеся музыканты.
Музыкальные инструменты эпохи классицизма. Венская классическая школа.
2.Биография и творчество Ф.Й. Гайдна.
Черты стиля, истоки музыкального языка.
Симфоническое и клавирное творчество.
Новаторство в творчестве Ф.Й. Гайдна. Симфонический цикл, создание
классических образцов симфоний, сонат, квартетов. Определение «сонатная
форма» или «сонатное аллегро»
3.Биография и творчество В.А. Моцарта.
Жанры, истоки музыкального языка.
Оперное, клавирное и симфоническое творчество В.А. Моцарта.
Образы и жанры музыкального творчества.
Новаторство в творчестве композитора
4.Творческий путь Л.В. Бетховена.
Образы в музыке композитора: героические, лирические, образы природы.
Фортепианное и симфоническое творчество композитора.
В том числе практических занятий
1. Средства музыкальной выразительности в произведениях Й.Гайдна –
«Прощальная симфония», «Детская симфония игрушек» (Л. Моцарт),
Симфония № 6 «Утро», Соната ре мажор.
2.Творческая работа на основе произведений А. Моцарта – «Симфония №40»,

8
2
2
2
2
22
2

2
ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6,
ПК 1.2.,
П.К. 2.2
2

2

6
2
2
9

Тема 2.6
Эпоха Романтизма

Соната до мажор, опера «Свадьба Фигаро» и «Волшебная флейта», «Реквием».
3.Анализ произведений Л.В. Бетховена – Симфония №5, Соната №14 «Лунная
соната», Багатель «К Элизе», Симфония №9, Песня «Сурок».
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовить доклад на тему «Музыка как искусства разума»
2.Ответить на вопросы по параграфу «Изменение музыкальной жизни».
3.Разработать презентацию с докладом на тему «Инструменты эпохи
классицизма».
4.Законспектировать статьи «Венская классическая школа - ее тенденции и
представители», «Расцвет инструментальной музыки и формирование
классических жанров»
Содержание учебного материала
1.Западноевропейская музыка ХIХ века.
Эпоха Романтизма в истории музыки.
Эстетика романтизма. Темы и образы.
Австрийские и немецкие композиторы.
2.Биография и творчество Ф. Шуберта.
Характеристика музыкальных жанров, истоки музыкального языка,
новаторство в музыке.
Песенное и инструментальное творчество.
3.Творчество Ф. Мендельсона.
Характеристика музыкальных жанров, истоки музыкального языка,
новаторство в музыке.
Инструментальная музыка
4.Жизнь и творчество Р. Шумана, Р. Вагнера, И. Брамса.
Эстетика и особенности творчества. Инструментальная и вокальная музыка.
Реформатор в области оперного искусства.
Характеристика музыкальных жанров, истоки музыкального языка,
новаторство в музыке.
Инструментальная и вокальная музыка композитора.
Эстетика и особенности творчества.
5.Романтизм в музыкальном творчестве композиторов Венгрии и
Польши.

2
8
2
2
2
2
28
2

ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6,
ОК 7
ПК 1.2., ПК 1.4.

2

2

2

2
10

Биография и творческий путь Ф. Шопена.
Развитие музыкальных жанров в творчестве Ф. Шопена
Фортепианное творчество композитора.
6.Биография и творчество Ф. Листа и Н. Паганини.
Традиция концертно-виртуозного пианизма. Венгерские рапсодии.
Фортепианный цикл «Годы странствий». Симфоническая поэма «Прелюды».
Вокальная и инструментальная музыка. Гениальность музыкального языка
композитора.
Особенности музыкального творчества Н.Паганини. Интересные факты из
жизни.
В том числе практических занятий
1. Анализ музыкальных произведений Ф. Шуберта : «Баркарола», «Гретхен за
прялкой», «Серенада», вок. Циклы «Лебединая песнь, Зимний путь»,
Музыкальный момент фа минор.
2.Определение средств музыкальной выразительности в произведениях
Ф. Мендельсона – форт.цикл «Песни без слов», «Сон в летнюю ночь»:
увертюра и свадебный марш, Концерт для скрипки с оркестром ми минор и
Р. Шумана – «Грезы» из форт.цикла «Детские сцены», Фантастические пьесы.
Р. Вагнер – свадебный хор из оперы «Лоэнгрин, увертюра из оперы «Летучий
голландец», Полет Валькирий из оперы «Валькирия» (цикл опер «Кольцо
Нибелунга»).
3.Исследование творческого пути Ф. Шопена на основе произведений – Вальс
до-диез минор, ноктюрн ми-бемоль мажор, Ноктюрн до-диез минор, «Забытый
вальс», революционный этюд до-минор, Похоронный марш из Фортепианной
сонаты №2.
4.Творческая работа на основе произведений:
И. Брамс – Венгерские танцы №1, №5, №6. Форт. Концерт №1, Симфония №3,
«Колыбельная».
Ф. Лист – Венгерская рапсодия №2, форт.цикл «Годы странствий» (На
Валенштадском озере), «Грезы любви».
Н.Паганини – «Каприс 24», «Кампанелла», «Вечное движение», Concerto 4 Mov. II (Adagio) –музыка из фильма (ария главной героини)
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовить сообщение на тему «Место музыки среди искусств в эпоху

2

8
2

2

2

2

8
2
11

Тема 2.7
Развитие
итальянской оперы
в 19 веке.

Тема 2.8
Чешская и
норвежская
композиторские
школы.

Романтизма».
2.Сделать конспект статьи «Формирование новой концертной аудитории.
Концерт – как форма представления музыки».
3.Сочинить стихотворение, основываясь на музыке эпохи Романтизма.
4. Выполнить сравнительный анализ музыкальных произведений
композиторов эпохи Романтизма.
Содержание учебного материала
Итальянская опера 19 века. Оперное творчество Дж. Верди, Дж. Россини, Дж.
Пуччини, Ж. Бизе. Характеристика и особенности творчества композиторов.
В том числе практических занятий
1.Творческая работа на основе произведений итальянской оперы: Фрагменты
из опер Дж. Верди – «Травиата», «Риголетто», «Аида».
Фрагменты из оперы «Кармен» Ж. Бизе
Фрагменты из оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник»
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовить рассказ на тему «Итальянская и немецкая оперные школы.
Основные тенденции развития».
2.Подготовить презентацию на тему «Опера Кармен».
Содержание учебного материала
1.Основоположники чешской и норвежской национальной
композиторской школы.
Творческая деятельность Бедржиха Сметаны.
Симфонические, инструментальные, вокальные и хоровые произведения.
2.Музыкальное творчество первого норвежского композитора - Эдварда
Грига.
Вокальная лирика как основная творчества композитора.
Фортепианная и симфоническая музыка.
Пер Гюнт» , как музыкально-драматическое произведение.
История создания. Особенность музыкального произведение. Роль в истории
музыки.
В том числе практических занятий
1.Анализ музыкальных произведений чешских и норвежских композиторов.
2.Определение основных средств музыкальной выразительности в

2
2
2
8
2
2

ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6,
ОК 7
ПК 1.2., ПК 1.4.

2
4
2
2
10
2

ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6,
ПК 1.2.,

2

6
2
2
12

произведении «Пер Гюнт»
3.Посещение Свердловской филармонии с целью прослушивания музыки
Эдварда Грига.
Тема 2.9
Содержание учебного материала:
Импрессионизм и
1.Импрессионизм и экспрессионизм в музыкальном искусстве.
экспрессионизм в
явлемузыкальном искусстве.
музыкальном
Эпоха импрессионизма в истории музыки, ее особенности.
искусстве. Истоки
Эстетика импрессионизма. Темы и образы.
джаза
Импрессионисты в музыке: Дебюсси, Равель. Музыкальное творчество А.
Шенберга, Р. Штрауса, К. Орфа, П. Хиндемита, М. Равеля
2.Биография и творчество Камиля Сен-Санса.
Развитие музыкальных жанров в творчестве композитора.
Шедевры музыкального творчества композитора.
3.Джаз – явление ХХ века.
Истоки развития джазовой музыки. Основные течения джаза.
Известные композиторы и исполнители джазовой музыки.
В том числе практических занятий
1.Анализ произведений эпохи импрессионизма и экспрессионизма, джаза
2.Анализ документального фильма на тему «Джаз – явление ХХ века»
Раздел 3. История развития музыки в России и современности
Тема 3.1
Содержание учебного материала:
Музыкальная
1.Музыкальная культура России.
культура России
Развитие русской музыки до 18 века.
Становление русской классической музыки. Русская музыкальная культура
первой половины 19 века. А.Е. Варламов. А. Л. Гурилёв.
2.М.И. Глинка-основоположник русской классической, музыкальной
школы.
Творческая деятельность М.И. Глинки.
Инструментальные, вокальные и хоровые произведения.
Вокальная школа М.И. Глинки.
3.Сущность и основные идеи «Могучей кучки».
История создания.
Становление и развитие взглядов композиторов.

2
10
2

ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6,
ОК 7
ПК 1.2.,

2

2

4
2
2
38
26
2

ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6,
ОК 7
ПК 1.2.,

2

2

13

Развитие творчества композиторов «Могучей кучки»
4.Творчество П.И. Чайковского как вершинное для русской музыки.
Биография и творчество композитора.
Музыкальные образы в балете Чайковского.
Основные идеи и история создания «Детского альбома».
5.Русская музыкальная школа рубежа 19-20 вв.
Биография и творчество: А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов, И.Ф.. Стравинский.
Основные идеи музыкального языка.
6.Творчество советских композиторов.
История отечественной музыки ХХ века, ее особенности и традиции.
Советская музыка в годы войны. Музыкальная культура второй половины ХХ
века. Особенности отечественной музыкальной культуры последних
десятилетий ХХ - начала ХХI века.
В том числе практических занятий
1.Слушание и анализ произведений русской вокальной музыки:
Глинка. Романсы: «Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок».
Вальс-фантазия;
Опера «Иван Сусанин или Жизнь за Царя», фрагменты: 1 действие: песня
Вани. 2 действие: полонез, краковяк, мазурка, вальс; 4 д: Хор «Славься»
2.Анализ творчества Мусоргского.
«Картинки с выставки»: Прогулка, Балет невылупившихся птенцов, Избушка
на курьих ножках, Баба-Яга.
«Детская»: № 1 С няней, №2 В углу, №4 С куклой.
3.Определение средств музыкальной выразительности в произведениях:
Бородина - Опера «Князь Игорь»: хор «Улетай на крыльях ветра»
4.Творческая работа на основе произведений Римского-Корсакова:
Сюита «Шехерезада»: 2 часть – Рассказ Календера.
«Сказка о царе Салтане»: Полет шмеля, Волшебная белка.
«Снегурочка»: Ариозо Мизгиря (На теплом синем море), пляска Скоморохов,
третья песня Леля (Туча со громом сговаривалась), ария Снегурочки (С
подружками по ягоду ходить), заключительный хор-гимн Яриле-Солнцу.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подготовить реферат на тему: Музыка древней Руси. Фольклорные истоки и

2

2

2

8

2

2

2

2

6
2
14

Тема 3.2
Музыкальное
искусство ХХI века

культура скороморошества.
2.Подготовить реферат с презентацией на темы:
Византийские песнопения и их значение для русской православной культуры.
3.Создать слайд-шоу, основываясь на сюите «Шехерезада» РимскогоКорсакова.
Содержание учебного материала:
Музыкальное искусство второй половины 20 века.
Современные тенденции развития музыкального искусства Становление новых
сценических жанров. Появление новых стилей в музыке.
В том числе практических занятий
Анализ документального фильма «Музыкальное искусство ХХ века»
Посещение музыкального учебного заведения с целью прослушивания музыки
ХХI века.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовить сообщение на тему: «Многоликость музыки 20 века и ее
основные стили»
2.Русская музыкальная школа 19-20 вв.
3.Тенденции развития музыкального искусства в 21 веке.

Экзамен
Всего:

2
2
12
2

ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 6,
ОК 7
ПК 1.2., ПК 1.4.

4
2
2
6
2
2
2
6
180 +6

15

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет, оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом
преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения
раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами обучения
(компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Блинова С.В. История зарубежной музыки в таблицах (от Античности до
Барокко): учебное пособие / С.В. Блинова ; М-во образ. и науки РФ, Вологод. гос. ун-т. –
Вологда : ВоГУ, 2016. 52 с. :ил., табл. ISBN 978-5-87851-648-8. – Текст:
непосредственный.
2. История современной музыки: музыкальная культура США ХХ века : учебник
для среднего профессионального образования / М. В. Переверзева [и др.] ; ответственный
редактор М. В. Переверзева ; под редакцией С. Ю. Сигида, М. А. Сапонова. — 2-е изд. —
Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 540 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-11557-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/456766 (дата обращения: 17.01.202о).
3.
Шорникова М. И. Музыкальная литература за 3 года. Европейская музыка от
древности до импрессионизма. 1 год обучения: общеразвивающая общеобразовательная
программа : [учебное пособие : 0+] / М. Шорникова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. –
347 с. - Текст: непосредственный.
3.2.2. Электронные издания
1. Браудо, Е. М. История музыки : учебник / Е. М. Браудо. — Москва :
Издательство Юрайт, 2020. — 444 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-086867. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453861 (дата
обращения: 17.01.2020).
2. Бодина, Е. А. Музыкальная педагогика и педагогика искусства. Концепции XXI
века : учебник для вузов / Е. А. Бодина. — М. : Издательство Юрайт, 2018. 333 с.
3. Каган, М. С. Музыка в мире искусств : учебное пособие для вузов /
М. С. Каган. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. —
218 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06319-6. — Текст : электронный // ЭБС
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454783 (дата обращения: 17.01.2020).
4. Рапацкая, Л.А. История русской музыки: от Древней Руси до Серебряного века /
Л.А. Рапацкая. – Москва : «Лань», «Планета музыки», 2015. ISBN 978-5-8114-1781-0 : Б.ц.
ЭБС Лань. – Текст: электронный.
5. Кочетов, Н. Р. Очерк истории музыки / Н. Р. Кочетов. — Москва : Издательство
Юрайт, 2020. — 208 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09345-2. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456159 (дата обращения:
17.01.2020).

6.
Великие композиторы: биография, творчество, интересные факты
[Электронный ресурс]. - https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory
7.
Музыкальная фантазия [Электронный ресурс] – http://music-fantasy.ru/
8.
Музыкальная литература зарубежных стран [Электронный ресурс], http://musike.ru/index.php?id=9
1.2.3. Дополнительные источники:
1.
Савельева Т. Г. Опорные конспекты по отечественной музыкальной
литературе XX века. Учебное пособие/Авт.-сост. Савельева Татьяна Гурьевна –
музыковед, преподаватель Детской школы искусств имени А. К. Лядова Углегорского
городского округа Сахалинской области. - Текст: непосредственный.
2.
Савельева Т. Г. Опорные конспекты по русской музыкальной литературе.
Учебное пособие/Авт.-сост. Савельева Татьяна Гурьевна – музыковед, преподаватель Детской
школы искусств имени А. К. Лядова Углегорского городского округа Сахалинской области. Текст: непосредственный.
3.
Шорникова М. Музыкальная литература. 4 год обучения. Русская музыка
ХХ века. +CD. – Ростов на Дону: Феникс, 2016. – 256 с. - Текст: непосредственный.
4.
Алпатова, А. С. История музыки. Архаика в мировой музыкальной культуре
: учебник для вузов / А. С. Алпатова ; отв. ред. В. Н. Юнусова. — 2-е изд. — М. :
Издательство Юрайт, 2019. — 247 с. - Текст: непосредственный.

17

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины является экзамен.
Результаты обучения
Знания:
- основные этапы истории
зарубежной и отечественной
музыки;
- биографические сведения о
композиторах – наиболее ярких
представителях изучаемых
направлений истории музыки;
- культурно-исторические эпохи
- характерные признаки стилей и
направлений;
-основные музыкальные жанры и
их историческое развитие;
- средства музыкальной
выразительности;

Критерии оценки
-воспроизводит
основные факты из
биографии и творчества
композиторов;
- определяет роль и
значение творчества
композитора в
музыкальном искусстве;
-ориентируется в
культурно-исторических
эпохах;
- характеризует жанры и
стили в музыке;
-определяет средства
музыкальной
выразительности

Методы оценки

письменный/устный
опрос;

тестирование;

оценка результатов
самостоятельной работы
(докладов, сообщений).

экзамен

Умения:
- анализ музыкального
произведения, его стилевые и
жанровые особенности в
контексте особенностей
художественной эпохи;
- определение культурноисторических эпох с позиции
истории музыки;
- проведение рассказа о
музыкальных произведениях,
композиторах с использованием
музыкальных иллюстраций;
- применение знаний,
полученных при изучении курса
«История мировой культуры»
(История музыки) в
профессиональной деятельности;
- формирование культурных
потребностей и повышение
культурно-образовательного
уровня различных групп
населения;

- анализирует
музыкальное
произведение;
-составляет программу
концерта;
-подбирает
музыкальные
фрагменты для
оформления культурнодосуговых программ.


оценка
демонстрируемых умений,
выполняемых действий,

защите отчетов по
практическим занятиям;

оценка заданий для
самостоятельной работы,

экзамен.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».