ОП.04 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Приложение 4.28
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 51.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
44.02.01 Социально-культурная деятельность (по видам)
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана
на основе Федерального государственного образовательного стандарта по
специальности среднего профессионального образования 44.02.01 «Социальнокультурная деятельность (по видам)», утвержденного Приказом
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014г. №1356.
Организация-разработчик: Государственное автономное
профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной
педагогический колледж»
Разработчик:
Нагибина О.С., преподаватель русского языка, высшая квалификационная категория.

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020
2

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4
5
11
13

3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» является частью
общегуманитарного и социально-экономического цикла основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности 51.02.02 «Социально-культурная
деятельность».
Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» обеспечивает формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по
профессии/специальности 51.02.02 «Социально-культурная деятельность». Особое
значение дисциплина имеет при формировании и развитии:
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания:
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 8
ОК 9

-пользоваться орфоэпическими
словарями, словарями русского
языка;
-определять лексическое значение
слова;
-использовать словообразовательные
средства в изобразительных целях;
-пользоваться багажом
синтаксических средств при
создании собственных текстов
официально-делового, учебнонаучного стилей; редактировать
собственные тексты и тексты других
авторов;
-пользоваться знаками препинания,
вариативными и факультативными
знаками препинания;
-различать тексты по их
принадлежности к стилям; анализировать речь с точки ее
нормативности, уместности и
целесообразности;

- фонемы;
- особенности русского ударения,
основные тенденции в развитии русского
ударения;
-логическое ударение; орфоэпические
нормы;
-лексические и фразеологические
единицы русского языка;
-изобразительно-выразительные
возможности лексики и фразеологии;
-употребление профессиональной
лексики и научных терминов;
способы словообразования;
- самостоятельные и служебные части
речи;
-синтаксический строй предложений;
правила правописания;
- функциональные стили литературного
языка;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы

114

в том числе:
теоретическое обучение

16

лабораторные работы

0

практические занятия

60

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)

0

контрольная работа

0

Самостоятельная работа

38

Промежуточная аттестация - зачет

2

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Раздел 1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры
Тема 1.1. Язык как Содержание учебного материала
система. Понятие 1. Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи.
культуры речи
Правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.
Основные единицы общения. Книжная и разговорная разновидности литературного языка.
Изменение словарного состава, орфоэпических норм, грамматического строя языка.
Специфика устной и письменной литературной речи
Типы лингвистических и орфографических словарей.
В том числе практических занятий
1. Конструирование устных и письменных речевых высказываний.
2. Речевой этикет: наблюдение за соблюдением норм речевого общения.
3.Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую
тему.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Работа со словарями и дополнительной литературой.
2.Написание эссе в форме эпистолярного жанра «Изменился ли наш язык с появлением
инновационных технологий?»
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Фонетика,
1.Орфоэпические нормы русского языка.
орфоэпия
Фонетические единицы языка. Орфоэпия. Варианты русского литературного
произношения. Ударение в отдельном слове и фразе. Нормы произношения слов во фразе.
В том числе практических занятий.

Объем
часов

Коды
компетенций,
формировани
ю которых
способствует
элемент
программы

114
12
2
2

6
2
2
2

ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 8

4
2
2
15
2
2
6

ОК 4
ОК 5
ОК 8
ОК 9
6

Тема 1.3. Лексика
и фразеология.

Тема 1. 4.
Морфемика и
словообразование

1. Произношение слова, определения ударения в слове.
2. Отработка орфоэпических и акцентологических трудностей русского литературного
языка
3. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах
письменных текстов.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Работа со словарями и дополнительной литературой.
2.Ведение личного словарика «Пишу и говорю правильно».
3.Разработка презентации «Особенности русского языка»
Содержание учебного материала
1. Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Лексическое
значение слова.
Многозначность слов (полисемия). Омонимы, их отличие от многозначных слов и роли в
речи. Основные виды лексических ошибок. Неправильное словоупотребление, нарушение
лексической сочетаемости слов. Фразеологизмы и их разновидности. Стилистические
функции фразеологизмов. Фразеологические словари. Синонимы, антонимы, паронимы и
их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов.
Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Тавтология, плеоназм, речевые
штампы.
В том числе практических занятий
1.Выявление основных видов лексических ошибок.
2.Выявление тавтологии и плеоназма в устной и письменной речи.
3.Выявление синонимов, антонимов, паронимов в устной речи.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Разработка презентации «Лексические ошибки в речи».
2.Написание сообщения «Изобразительно-выразительные возможности лексики и
фразеологии»
Содержание учебного материала
Словообразование как раздел науки о языке, изучающий структуру слов и способы
их образования. Способы словообразования.
Морфема, типы морфем. Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование

2
2
2
7
2
2
3
12
2

2

ОК 4
ОК 5
ОК 8

6
2
2
2
4
2
2
12
2
2

ОК 4
ОК 5
ОК 8
ОК 9
7

Тема
1.5.
Морфология.

Тема
1.6.
Синтаксис
и
пунктуация.
Синтаксис
как
учение
о
словосочетании,

как выразительное средство и речевая ошибка. Богатство словообразовательных моделей в
русском языке.
В том числе практических занятий
1.Выполнение морфемного и словообразовательного разбора слова.
2.Отработка правописания гласных и согласных в приставках и корнях слов.
3.Анализ одноструктурных слов с морфемами.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Написание конспекта «Словообразовательный анализ слова»
2.Разработка презентации «Влияние приставок на лексическое значение слова»
Содержание учебного материала
Стилистика самостоятельных частей речи.
Род имён существительных, число имён существительных, падежи имени
существительного, формы имени прилагательного, формы имени числительного, формы
местоимений и глаголов. Стилистика служебных частей речи.
В том числе практических занятий
1. Виды грамматических ошибок. Исправление грамматических ошибок.
2. Нормативное употребление форм слова.
3. Выявление морфологических трудностей русского языка.
4. Выявление стилистической характеристики частей речи.
5.Производные и непроизводные предлоги, частицы, употребление междометий.
6. Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами
Самостоятельная работа обучающихся
1.Составление таблицы «Самостоятельные и служебные части речи»
2.Работа с текстами художественной литературы (Нахождение примеров с употреблением
производных предлогов)
Содержание учебного материала
Синтаксические нормы.
Словосочетание и его виды. Типы связи слов в словосочетании. Простое предложение.
Грамматическая основа предложение. Двусоставные и односоставные предложения.
Второстепенные
члены
предложения.
Предложения
распространенные
и
нераспространенные. Виды предложений по цели высказываний. Пунктуация в простых

6
2
2
2
4
2
2
18
2
2
12
2
2
2
2
2
2
4

ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 8
ОК 9

2
2
18
2

ОК 4
ОК 5
ОК 8

8

предложение
и предложениях. Пунктуация в сложных предложениях, пунктуация при прямой, косвенной
речи.
сложном
синтаксическом
В том числе практических занятий
целом.
1. Конструирование текста в определенном стиле и жанре с уместным использованием
заданных синтаксических структур.
2. Сложные предложения и его виды.
3. Синтаксические фигуры речи.
4. Речевая выразительность синтаксиса.
5. Ошибки в согласовании и управлении.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Конспект по теме: «Синтаксические фигуры».
2.Разработка презентации «Выразительные средства синтаксиса»
3.Составление таблицы «Синонимия простых предложений с причастными оборотами и
сложноподчинённых предложений»
Тема 1.7. Нормы
Содержание учебного материала
русского
1. Принципы русской орфографии, функции знаков препинания.
правописания.
Морфологический принцип русской орфографии. Фонетический принцип русской
орфографии. Традиционный принцип русской орфографии. Знаки препинания, их
функции.
Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и
значения. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в
тексте. Способы оформления чужой речи.
В том числе практических занятий
1. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменных работах.
2. Виды синтаксических ошибок. Исправление синтаксических ошибок.
3. Русская пунктуация и орфография в аспекте речевой выразительности.
4. Пунктуация и интонация.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Работа со словарями и дополнительной литературой.
2.Конспект «Нормы русского правописания»
Тема1.8 Текст:
Содержание учебного материала

10
2
2
2
2
2
6
2
2
2
14
2
2

8
2
2
2
2
4
2
2
13

ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 9

9

структурносмысловые
признаки.
Функциональные
стили русского
языка.

1. Текст как речевое произведение. Функциональные разновидности языка.
Структура текста. Связи предложений в тексте. Функционально смысловые типы текстов
(описание, повествование, рассуждение). Функции, стилевые черты, языковые
особенности официально-делового, публицистического, научного, разговорного стилей.
Дифференцированный зачёт
В том числе практических занятий
1. Написание эссе.
2. Жанры деловой письменной речи. Конструирование текстов деловой письменной речи
Самостоятельная работа обучающихся
1.Разработка тезисов «Текст и его структура».
2.Создание текстов в разных жанрах и стилях.
Всего:

2
2

ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 9

6
2
2
5
2
3
114

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский
язык и культура речи».
Реализация программы дисциплины «Родная литература» требует наличия
учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники, учебнометодические рекомендации).
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор, компьютер.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Печатные издания
1.Русский язык и культура речи : учебник для студ. учреждений сред. проф.
образования / Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. — 12-е изд., стер. — М. : Издательский
центр «Академия», 2014. — 320 с. ISBN 978-5-7695-9703-9- Текст: непосредственный.
3.2.2. Электронные издания
1.www.gramma.ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания
помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками
совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).
2.www.krugosvet.ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия
«Энциклопедия Кругосвет»).
3.www.school-collection.edu.ru
(сайт
«Единая
коллекция
цифровых
образовательных ресурсов»).
4.www.spravka.gramota.ru (сайт «Справочная служба русского языка»).
5. http://new.gramota.ru/spravka/ (Единое окно справочных служб русского языка).
6.http://gramota.ru/class/coach/ (Электронный учебник грамоты).
7.http://new.gramota.ru/spravka/punctum (Справочник по синтаксису и пунктуации).
8.http://new.gramota.ru/spravka/letters ( Письмовник).
9.http://www.oshibok-net.ru/ (просветительский проект).
10.http://slovari21.ru/ ( Словари XIX века).
3.2.3 Дополнительные источники
1. Голубева, А. В. Русский язык и культура речи : учебник и практикум для
среднего профессионального образования /
А. В. Голубева ;
под
редакцией
А. В. Голубевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 386 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-9916-7623-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
— URL: https://urait.ru/bcode/431711 (дата обращения: 11.01.2020)
2.
Лекант, П. А. Русский язык : справочник для среднего профессионального
образования / П. А. Лекант, Н. Б. Самсонов ; под редакцией П. А. Леканта. — 3-е изд.,
испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 246 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-06698-2. — Текст :электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
— URL: https://urait.ru/bcode/452433 (дата обращения: 14.01.2020)
3. Русский язык и культура речи : учебник и практикум для среднего
профессионального
образования /
В. Д. Черняк,
А. И. Дунев,
В. А. Ефремов,
Е. В. Сергеева ; под общей редакцией В. Д. Черняк. — 4-е изд., перераб. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 389 с. — (Профессиональное образование). —

ISBN 978-5-534-00832-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/399262 (дата обращения: 11.01.2020)
4. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь : учебно-практическое
пособие для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк [и др.] ; под общей
редакцией В. Д. Черняк. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2020. — 525 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03886-6. — Текст
: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450857 (дата
обращения:
14.01.2020)

12

4. КОНТРОЛЬ
ДИСЦИПЛИНЫ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, самостоятельной работы.
Итоговая аттестация – дифференцированный зачет
Результаты обучения
(освоенные
умения,
усвоенные знания)

Критерии оценки

Методы оценки

- использование
словарей
различных
типов,
ведение
личного словаря;
-лексический анализ слова;
-словообразовательные модели,
морфемный
и
словообразовательный разбор
слова;
-понятия и термины, правила
орфографии,
пунктуации,
грамматики; нормы речевого
поведения.
-нормы
орфографии,
пунктуации, грамматики.

Тест.
Устный опрос.
Тематическая контрольная
работа.
Индивидуальные задания.
Практическая работа.
Оценка
самостоятельной
работы.
Презентация.
Упражнения.

-орфоэпические
и
акцентологические нормы;
-высказываться
на
лингвистическую тему;
-словообразование
и
словоизменение,
нормы
словообразования,
алгоритм
разбора слова;
-употребление
в
речи
словоформ,
грамматические
нормы;

-упражнение,
индивидуальные задания,
тест,
орфоэпический минимум;
презентация;
-практическая
работа;
оценка
самостоятельной
работы.

Умения:
-пользоваться
орфоэпическими словарями,
словарями русского языка;
­определять
лексическое
значение слова;
­использовать
словообразовательные
средства в изобразительных
целях;
­пользоваться
багажом
синтаксических средств при
создании
собственных
текстов
официальноделового, учебно-научного
стилей;
- пользоваться знаками
препинания, вариативными
и факультативными знаками
препинания;
­различать тексты по их
принадлежности к стилям;
анализировать речь с точки
ее
нормативности,
уместности
и
целесообразности.
Знания:
­ особенности русского
ударения,
основные
тенденции
в
развитии
русского
ударения;
логическое
ударение;
орфоэпические нормы.
­лексические
и
фразеологические единицы
русского
языка;
изобразительновыразительные возможности

лексики и фразеологии;
употребление
профессиональной лексики
и научных терминов
- способы словообразования
-самостоятельные
и
служебные части речи
­синтаксический
строй
предложений
-правила правописания;
- функциональные стили
литературного языка

-синтаксический анализ текста,
выразительные
возможности
русского синтаксиса;
-орфографические
и
пунктуационные
нормы
современного
русского
литературного языка;
-различение принадлежности
текста к разным стилям.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».