ОП.02 ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Приложение 4.26
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 51.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам)
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины «История отечественной культуры»
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 51.02.02 Социальнокультурная деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 27.10.2014 № 1356
Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное
Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж»

учреждение

Разработчики:
Касьянова Е.Б., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО
«Свердловский областной педагогический колледж».

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ

И

ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

5
10
УЧЕБНОЙ
12

3

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»
1.1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Рабочая программа учебной дисциплины «История отечественной культуры»
является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии
с ФГОС по специальности 52.02.02 «Социально-культурная деятельность».
Применение данной программы направлено на формирование элементов основных
видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих общих
компетенций (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
и профессиональных компетенций:
ПК 2.1. Обеспечивать функционирование коллективов народного художественного
творчества, досуговых формирований(объединений).
ПК 2.2. Разрабатывать и реализовывать сценарные планы культурно-досуговых
мероприятий, театрализованных представлений, эстрадных программ
1.3. Цели и планируемые результаты дисциплины:
Изучение «Истории отечественной культуры» направлено на достижение
следующих целей:
· развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;
· воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия
произведения искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов
России и других стран мира;
· освоение знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох,
стилей, направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах,
эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике языка
разных видов искусства;
· овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать
собственную эстетическую оценку;
· использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора,
осознанного формирования собственной культурной среды.
Код ПК,
Умения
Знания
ОК
ОК 1

применять знания истории 
понятие, формы и виды
ОК 2
отечественной культурыв работе с культуры;
ОК 3
творческим коллективом;

значение
и
место

ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК 9
ПК2.1.
ПК 2.2


сохранять
наследие региона;

культурное отечественной культуры, как части
мировой культуры;

основные этапы истории
отечественной культуры,
выдающихся деятелей, известные
памятники, тенденции развития
отечественной культуры;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы

66

в том числе:
теоретическое обучение

32

лабораторные работы

0

практические занятия

12

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)

0

контрольная работа

0

Самостоятельная работа

22

Промежуточная аттестация

зачет

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины История отечественной культуры

Наименование
разделов и тем

Тема 1. Дохристианская
культура славянских племен

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Содержание учебного материала
Периодизация и методы изучения отечественной культуры. Проблемы
историографии. Древнейшие цивилизации и территории России.
Памятники палеолита Башкирии и Урала.
Скифские сокровища. Мифология славян. Пантеон языческих богов.
Славянский символизм. Духовная культура славян
Связь образа жизни славян и их верований. Календарь древних славян.
Обряды и обычаи. Древнейшая письменность славян
Тема 2. Культура Древней
Содержание учебного материала
Руси(IX-XIII)
Христианизация Руси. Влияние Византии на культуру. Многоэтнический
состав Киевской Руси. Зодчество. Однокупольные храмы. Церковь
Успения.Храм Софии в Киеве. Особенности развития культуры в отдельных
регионах Руси в XII - XIII вв. Архитектура Новгорода и ВладимироСуздальской Руси. Начало каменного зодчества на Руси.
Тема3 . Развитие русской
Содержание учебного материала
культуры (середина XIII-XV в 1.Иконопись.
Принципы и каноны иконописи. Иконописный символизм.
XIV - XV вв. Новгородская и Псковская школы живописи. Феофан Грек.
Творчество Андрея Рублёва.
2.Феофан Грек. Дионисий.
Фрески Кирилло-Белозерский монастыря, Храма Рождества Богородицы,
село Ферапонтово.

Объем в
часах

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

2
2

ОК 1ОК 9
ПК2.2

2
2

ОК 1-ОК9

8
2
ОК 1-ОК 9
ПК2.2
2

6

3.Знаменный распев.
Музыкальные формы песнопений: Знаменное, партесное, путевое,
демественное пение. Музыкальные формы песнопений: стихиры, тропари,
ирмосы, антифоны, псалмы, гимны, канты. Знаменитые деместики и
распевщики: Кирик, Василий и Савва Роговы, Иван Шайдур, Иван Нос,
Федор Христианин и пр. Традиции хора Государевых певчих дьяков под
руководством Д.С. Бортнянского. Православная музыка и русская
музыкальная классика (в творчестве Кастальского, Гречанинова, Чеснокова,
Разманиного, Чайковского
Самостоятельная работа обучающихся
1.Посещение музейной экспозиции древнерусского искусства
Тема4. Развитие русской
Содержание учебного материала
культуры в XVI веке.
Архитектура Московского Кремля. Успенский Храм, Архангельский храм,
Благовещенский. Колокольня Ивана Великого. Фрески и иконопись
Московского Кремля.
В том числе практических занятий
1.Макет (рисунок). Выдающиеся памятники шатровой архитектуры. Собор
Василия Блаженого.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Просмотр видео материалов по теме на канале «Культура» Сокровища
московского Кремля. Ювелирное искусство.
2.Поиск дополнительной информации на «Арзамасе»
Тема 5. Русская культура XVII Содержание учебного материала
века.
Формирование светского искусства 17 век. Симон Ушаков. Парсуны
Культурные связи России и западной Европы. Формирование культуры
Барокко в архитектуре декоративно-прикладном искусстве.
Архитектурные памятники. Московское барокко.
В том числе практических занятий
1.Проектирование онлайн –экскурсии. Дворец Алексея Михайловича.
Тема 6 . Русская культура
Содержание учебного материала
первой половины XVIII века
1.Петербургский стиль. Петровское и Елизаветинское барокко.

2

2
2
8
2

ОК 1-ОК 9
ПК2.2

2
2
4
2
2
4
2

ОК 1-ОК 9
ПК2.2

2
2
8
2
7

Тема 7. Русская культура
второй половины XVIII века
Тема 8. Русская культура
XIX века

Тема 9. Русская и советская
культура первой трети XX
века

Трезини Д, Растрелли Ф.
2.Русский классицизм и ампир в архитектуре.
Произведения архитекторов Кваренги, Ринальди, Казакова, Захарова,
Росси.
В том числе практических занятий
1. Виртуальная мультимедийная экскурсия «Русский классицизм»
Самостоятельная работа обучающихся
Просмотр видео материалов по теме на канале «Культура»
Содержание учебного материала
Скульптура 18 века: Э.М.Фальконе, Шубин, И.П.Мартос .
Академия художеств. Формирование традиций классицизма.
Содержание учебного материала
1.Архитектура первой половины 19 века
История. стили
2.Разнообразие жанров в живопись 19 века
Творчество художников: Щедрин, Тропинин, Васнецов.
3.Творчество и биография Исаака Левитана.
Александр Иванов, Брюллов Александр.
В том числе практических занятий
1.Эссе по живописи Исаака Левитана и создание видеоролика.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Просмотр видео материалов по теме на канале «Культура»
2. Просмотр виртуальных страниц «Третьяковской галереи»
Содержание учебного материала
1.Серебряный век русской культуры.
Символизм в поэзии, живописи и декоративном искусстве. Андрей Белый,
Александр Скрябин, «Мирискуссники», русский модерн. Михаил Врубель.
2.Модерн в архитектуре и изобразительном искусстве.
Русский авангард в живописи. КандинскийВ., Малевич К., Татлин В.,
Шехтель П.П.
Самостоятельная работа обучающихся

2

2
2
2
2
2
2
12
2
2

ОК 1-ОК 9
ПК2.2

ОК 1-ОК 9
ПК2.2
ОК 1ОК 9
ПК2.2

2
2
2
4
2
2
12
2

ОК 1-ОК 9
ПК2.1.
ПК2.2

2

8
8

Тема10. Отечественная
культура 50-70 годов XX века

Дифференцированный зачет
Всего

1.Синтез искусств в начале 20 века: театр, музыка, изобразительное
искусство, поэзия. «Арзамас» образовательный портал.
2.Создание сообщений и презентаций. Создание лото.
3.Просмотр видео материалов по теме на канале «Культура»
4. Пролетарское искусство: новая поэзия и новая живопись. В.Маяковский.
Плакатное искусство. Конспектирование
Содержание учебного материала
Советский кинематограф. Эволюция советского кино. Михаил Ромм,
Марлен Хуциев, Василий Шукшин, Андрей Тарковский.
В том числе практических занятий
1.Соцреализм в культуре. Архитектура. «Сталинский ампир». Создание
городской экскурсии. Игра в лото.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Просмотр видео материалов по теме. Интеллектуальный андеграунд
советской эпохи. Литература, живопись, кино. Создание лото.

2
2
2
2
6
2

ОК 1-ОК 9
ПК2.2

2
2
2
2
2
66

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: рабочие места учащихся(столы, стулья), рабочее место
педагога, компьютер, проектор, аудиоустройство.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Печатные издания:
3.2.2. Электронные издания:
1. Березовая, Л. Г. История отечественной культуры : учебник для среднего
профессионального образования / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. — 2-е изд., испр. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 452 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-09078-9. — Текст : электронный
2. Березовая, Л. Г. История отечественной культуры. Практикум : учебное пособие
для среднего профессионального образования / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. — 2-е
изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 228 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-09776-4. — Текст : электронный
3. Горелов, А. А. История отечественной культуры : учебник для среднего
профессионального образования / А. А. Горелов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2020. — 387 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-01397-9. — Текст : электронный Красильников, Р. Л. История отечественной
культуры. ХХ век : учебник для среднего профессионального образования /
Р. Л. Красильников. —
Москва :
Издательство
Юрайт,
2020. —
203 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12513-9. — Текст : электронный
4. Никольский, В. А. История русского искусства / В. А. Никольский ; под
редакцией П. П. Муратова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 227 с. —
(Антология мысли). — ISBN 978-5-534-12738-6. — Текст : электронный
5. Тэн, И. Философия искусства : краткий курс лекций / И. Тэн ; переводчик Н.
Соболевский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 351 с. — (Антология мысли). —
ISBN 978-5-534-07455-0. — Текст : электронный
3.2.3.Дополнительная литература:
1. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура .Учебник для 10-11 классов/М
«Владос» 2016; Ч. - 375с., Ч.2 - 315с. – Текст: непосредственный.
2. Культурология В.С.Шульгин,Л.В.Кошман,Е.К.Сысоева,М.Р.Зезина Пособие для
вузов — 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 480 с. – Текст: непосредственный.
3. Культурология: История мировой культуры: учебник / Под ред. А.Н. Марковой.
М., 2012 (или 2007, 2008). Главы, посвященные русской культуре. – Текст:
непосредственный.
4. Культурология. История мировой культуры : учебник / Под ред. ред.: Н.О.
Воскресенской. М., 2012. Главы, посвященные русской культуре. – Текст:
непосредственный.
5. .Константинова С.В. История мировой и отечественной культуры: учебное
пособие. Саратов, 2012. – Текст: непосредственный.
6.
Галин С.А. Отечественная культура ХХ века: учебное пособие. М., 2003. –
Текст: непосредственный.
7.
Иллюстрированная энциклопедическая библиотека. Искусство России. М.,
1997. – Текст: непосредственный.
8.
История русского искусства: в 13 т. / Под общ. ред. И.Э. Грабаря. М., 1953–
1969. – Текст: непосредственный.
10

9.
История русской культуры IX–XХ вв.: пособие для вузов / Под ред.
Л.В. Кошман. М., 2002. – Текст: непосредственный.
10.
Лифшиц Л.И. История русского искусства. Искусство X–XVII веков. М.,
2007. – Текст: непосредственный.
11.
Мир русской культуры / Под ред. А.Н. Мячина. М., 2004. – Текст:
непосредственный.

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
В результате освоения
дисциплины обучающийся
должен знать:
-понятие, формы и виды
культуры;
-значение и место отечественной
культуры, как части мировой
культуры;
-основные этапы истории
отечественной культуры,
выдающихся деятелей,
известные памятники, тенденции
развития отечественной
культуры.

Критерии оценки
Владеет знаниями о
роли и значении
культуры в жизни
человека и общества:
Знает основные
категории и понятия
истории культуры;
Полнота ответов,
точность формулировок;
Адекватность
применения
профессиональной
терминологии;
Понимает
закономерности
культурных процессов;
Может раскрыть основы
учения о феномене
культуры;
Знает основы научной и
художественной
картины мира.
В результате освоения
Ведет диалог,
дисциплины обучающийся
ориентируется в общих
должен уметь:
вопросах философии и
- применяет знания истории
культуры.
отечественной культуры в работе Адекватность,
с творческим коллективом;
оптимальность выбора
-сохраняет культурное наследие способов действий,
региона;
методов, техник,
последовательностей
действий и т.д.

Методы оценки
- письменный или устный
опрос;
- тестирование;
- оценка результатов
самостоятельной работы
(докладов, рефератов,
теоретической части
проектов, учебных
исследований и т.д.)
-дифференцированный
зачет

- оценка демонстрируемых
умений, выполняемых
действий;
- защите отчетов по
практическим занятиям;
- оценка заданий для
самостоятельной работы.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».