ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Приложение 4.16
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 51.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам)
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 51.02.02 Социально-культурная
деятельность , утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 27.10.2014 №1356
Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное
Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж»

учреждение

Разработчики:
Касьянова Е.Б., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО
«Свердловский областной педагогический колледж».

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

11

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» является частью
примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС СПО по специальности 51.02.02 «Социально-культурная деятельность (по видам)».
Применение данной программы направлено на формирование элементов основных
видов профессиональной деятельности в части освоения соответствующих общих
компетенций (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение,
эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за
результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Основной целью изучения учебной дисциплины «Основы философии» является
создание условий для формирования у студентов научного мировоззрения, овладение
системой научных знаний о сущностной природе человека и основных сферах его
социальной жизнедеятельности, а также систематизация на базе изучения философии
своего мировоззрения, что позволит студенту четко понимать цели и смысл своей
деятельности, место и роль в обществе.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания:
Код ПК, ОК
ОК 1.
ОК3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ОК 8.

Умения
 ориентироваться в наиболее
общих философских проблемах
бытия, познания, ценностей,
свободы и смысла жизни как
основе формирования культуры
гражданина и будущего
специалиста;

Знания
 основные категории и понятия
философии;
 роль философии в жизни
человека и общества;
 основы философского учения о
бытии;
 сущность процесса познания;
 основы научной, философской и
религиозной картин мира;
4

 об условиях формирования
личности, свободе и
ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей
среды;

о социальных и этических
проблемах, связанных с развитием
и использованием достижений
науки, техники и технологий
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины
Объем образовательной программы

Объем
часов
64

в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные работы и практические занятия

38

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)
контрольная работа

0
0

Самостоятельная работа

10

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2

8

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
разделов и тем

Тема 1.
Философия:
предмет,
структура,
функции

Тема 2.
Мировоззрение
и его виды

Тема 3.
Учение о бытии.
Тема 4.
Онтология.
Атрибуты
материи.

Содержание учебного материала
1.Философия: предмет, структура, функции
Понимание философии. Предмет философии. Основной вопрос философии. Решение
основного вопроса философии. Диалектика и метафизика.
2. Структура философии
Основные философские направления. Идеализм. Материализм. Агностицизм.
Исторические основы структуризации философии. Современная структура философского
знания. Функции философии.
Содержание учебного материала
1.Мировоззрение и его виды
Понятие "мировоззрение". Мировоззрение и его сущность.
Формы мировоззрения: мифологический и религиозный тип мировоззрения.
2. Понятие научной картины мира.
Историческая динамика. Современные концепции картины мира.
В том числе практических занятий
Семинар «Проблемы философского мировоззрения».
Содержание учебного материала
Философский смысл проблемы бытия. Понимание бытия в различных школах.
Основные формы и диалектика бытия.
Содержание учебного материала
1.Онтология.
Материя. Материя - объективная реальность. Явление и сущность. Качество и количество.
Пространство и время. Движение.
2.Закономерность и закон.
Возможность и действительность. Необходимость и случайность. Причинность.
Взаимодействие. Развитие.
В том числе практических занятий
Семинар «Диалектика как способ мысли. Категориальный аппарат диалектики.
Законы диалектики»

Объем
часов

Коды компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент программы

4
2

2

6
2

2
2
2
2
2

ОК 1.,
ОК 3.,ОК 4., ОК 5.,
ОК 6, ОК 7, ОК 8.,

ОК 1.,
ОК 3.,ОК 4., ОК 5.,
ОК 6, ОК 7, ОК 8.,

ОК 1.,
ОК 3.,ОК 4., ОК 5.,
ОК 6, ОК 7, ОК 8.,

6
2

2

ОК 1.,
ОК 3.,ОК 4., ОК 5.,
ОК 6, ОК 7, ОК 8.,

2
2
6

Тема 5.
Философская
антропология.

Тема 6.
Гносеология.

Содержание учебного материала
1.Человек как объект философской мысли.
Общая характеристика проблемы человека. Подходы к изучению человека. Представление
о человеке в раннем конфуцианстве. Представление о человеке в раннем даосизме.
Представление о человеке в раннем легизме. Конфуцианство и легизм: сферы
столкновений. Представление о человеке в раннем буддизме.
2.Деятельность.
Личность. Личность и общество. Современные концепции личности.
3.Происхождение сознания. Сознание как философская категория.
Теории происхождения сознания. Роль сознания в происхождении человека.
Структура сознания. Язык. Проблемы лингвистической антропологии.
4.Сознательное и бессознательное.
Структура бессознательного. Архетипы К.Г.Юнга.
5. Использование теории архетипов в туристической и социально-культурной
деятельности.
Составление необходимых обязательных условий для каждого архетипа. Описание
программы.
В том числе практических занятий
1.Анализ проблемы отчуждения
2. Круглый стол. Обсуждение. Семинар. Проблема смысла жизни в древней,
средневековой философии, в философии Нового времени, XIX века, в современной
философии.
Самостоятельная работа обучающихся
Философское эссе (на выбор)
1. Человек - это встреча земли и неба, тела и души. /Ошо/
2. Счастливый человек принадлежит самому себе /Ошо/
3. Лучше быть свободным бедняком, чем богатым невольником. Конечно, люди хотят быть
и богатыми и свободными — и из-за этого подчас становятся бедными рабами. /А.Камю/
4. У нас нет времени, чтобы стать самим собой. Его хватает лишь на то, чтобы быть
счастливым. /А.Камю/
5. Он ушел, а не бросил. А это две разные вещи. /к.ф. Дом солнца/
Содержание учебного материала
1.Концепции познания.
Чувственное познание и его формы.
2.Мышление.

16
2

ОК 1.,
ОК 3.,ОК 4., ОК 5.,
ОК 6, ОК 7, ОК 8.,

2
2

2
2

4
2
2
2
2

8
2
2

ОК 1.,
7

Тема 7.
Проблема
общества в
философии.

Тема 8.
Духовная сфера.
Общественное
сознание и его

Чувственное и логическое. Абстрактное мышление и формы рационального познания.
Эмпирическое и теоретическое в познании.
3. Гипотеза и теория как формы познания.
Истина. Научное познание.
Самостоятельная работа обучающихся
Философское эссе (на выбор)
1. Постановка «я могу» приводит к положительному результату, постановка «я не могу» не
приводит ни к какому результату. /Ж.П. Сартр/
2. Цель познания в том, чтобы знать, почему вещь существует, а не только что она есть…
Природа вещи есть ее цель, то ради чего она существует /Аристотель/
3. Мудрость, Истина, Единство фактически являются одной и той же вещью /Джордано
Бруно /
4. Даже в самых бессмысленных взглядах, которые когда-либо пользовались успехом у
людей, всегда можно найти какую-то долю правды /И. Кант/
Просмотр кинофильмов.
Содержание учебного материала
1.Общество как философская категория.
Общее понимание развития общества. Формационный подход к развитию общества.
Цивилизационный подход к изучению общественного развития. Системный подход.
2.Циклические теории развития общества.
Концепции волнообразного развития. Эволюционные модели социокультурной динамики.
Самостоятельная работа обучающихся
Философское эссе (на выбор)
1. Вся проблема с миром в том, что дураки и фанатики всегда так уверены в себе, а умные
люди полны сомнений. /Бертран Рассел/
2. Способность умно наполнить свободное время — есть высшая ступень личной
культуры. /Бертран Рассел/
3. Род людской — это ошибка. Без него вселенная была бы не в пример прекраснее.
/Бертран Рассел/
4. Патриотизм — это готовность убивать и быть убитым по самым тривиальным причинам.
/Бертран Рассел/
Содержание учебного материала
1.Индивидуальное и общественное сознание.
Понятие общественного сознания. Массовое сознание как тип общественного сознания.
Общественная психология. Структура общественного сознания.

ОК 3.,ОК 4., ОК 5.,
ОК 6, ОК 7, ОК 8.,
2
2
2

6
2

2
2
2

6
2

ОК 1.,
ОК 3.,ОК 4., ОК 5.,
ОК 6, ОК 7, ОК 8.,

ОК 1.,
ОК 3.,ОК 4., ОК 5.,
ОК 6, ОК 7, ОК 8.,
8

формы.

Тема 9.
Философия
истории
Тема 10.
Глобальные
проблемы
современности.
Глобалистика
как феномен.

2.Мораль. Религия.
Соотношение морали и религии. Происхождение религии. Мировые религии.
3.Духовная жизнь общества.
Искусство. Культура.
Содержание учебного материала
Философия истории - понятие. Социальные законы. Свобода и необходимость.
Концепции исторического процесса. Прерывность и непрерывность общественного
процесса. Массы и выдающиеся личности. Цивилизационный подход. Тойнби,
Данилевский, Бердяев.
Содержание учебного материала
1.Глобальные проблемы: причины их возникновения.
Экологический кризис и пути выхода из него. Понятия "коэволюция", "экологический
императив" и "биофилия". Инвайроментальная философия. Экологическое воспитание.
Проблемы загрязнения мирового океана: неорганические загрязнения, органические
загрязнения, дампинг, радиоактивные загрязнения. Методы очистки мирового океана.
2.Глобальные вызовы 20-21 века.
Проблема сохранения мира. Пацифистское движение и его роль в сохранении мира.
«Глобалистика как главный феномен современной цивилизации». Роль Римского клуба в
решении глобальных проблем. Причины отсталости развивающихся стран и пути их
преодоления. Народонаселение и проблема оптимальной структуры населения.
Энергетическая проблема и пути её решения. Альтернативные виды энергии. Сырьевая
проблема и пути её решения. Изменение парадигмы развития человечества в 21 веке.
Проблемы освоения космоса. Основные критерии устойчивого развития современного
человечества.
Самостоятельная работа обучающихся
Письменная работа по книгам:
Карьер Ж-К, Эко У. Не надейтесь избавиться от книг! Интервью Ж.-Ф. де Тоннака [Текст]
// Пер. с фр. и примеч. О.Акимовой. – СПб.: «Симпозиум», 2010. – 336 с.
Кригер Б. Кухонная философия: Трактат о правильном жизнепроведении [Текст] /
Б.Кригер. — М.: Издат. содруж. А.Богатых и Э.РАкитской. — 472 с.
Гришковец Е. Реки / Е.Гришковец. — М.: Махаон, 2009. - 199 с.
Эссе по просмотренным художественным фильмам.
Дифференцированный зачет
Всего:

2
2
2
2

ОК 1.,
ОК 3.,ОК 4., ОК 5.,
ОК 6, ОК 7, ОК 8.,

6
2

2

ОК 1.,
ОК 3.,ОК 4., ОК 5.,
ОК 6, ОК 7, ОК 8.,

2

2

2
64
9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины «Основы философии» требует наличия
учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Учебно-методический комплекс
- учебная литература (предложена в информационном обеспечении) – 30 шт.
- дидактический материла: перечень тем для эссе, карточки контрольных работ для
письменных работ по прочтенным книгам;
- вопросы для дифференцированного зачета.
Технические средства:
- персональный компьютер с выходом в интернет – 1 шт;
- мультимедийный проектор – 1 шт;
- лицензионное программное обеспечение на 1 персональный компьютер
(операционная система Windows XP, 7, Microsoft Office (2003, 2007)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
3.2.1. Печатные издания:
3.2.2. Электронные издания:
1. Дмитриев, В. В. Основы философии : учебник для среднего профессионального
образования / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2020. — 281 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-10515-5. — Текст : электронный
2.
Ивин, А. А. Основы философии : учебник для среднего профессионального
образования / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. —
478 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02437-1. — Текст :
электронный
3.2.3. Дополнительная литература:
1. Аблеев С.Р. Основы философии: Вводный курс: Учеб. пособие для студ.
учреждений сред. проф. образования. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 264 с.
– Текст: непосредственный.
2. Губин В. Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учреждений
среднего профессионального образования / В.Д. Губин. - М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2007. 287 с. – Текст: непосредственный.
3. Гуревич П. С. Основы философии. Учеб. пособие для сред. спец. учеб. Заведений
/ П.С. Гуревич. - М.: Гардарики, 2002. - 436 с. – Текст: непосредственный.
4. Канке В. А. Основы философии. Учеб. для студентов сред. и спец. учеб.
заведений / В.А. Канке.- М.: Логос; КноРус, 2000. - 287 с. – Текст: непосредственный.
5. Рузавин Г. И. Основы философии истории. Учеб. для вузов / Г.И. Рузавин. - М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 303 с. – Текст: непосредственный.
6. Кохановский В.П. Философия. Учеб. для вузов/6-е изд., перераб. и доп. - Ростов
н/Д: Феникс, 2003. — 576 с. – Текст: непосредственный.

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

В
результате
освоения
дисциплины
обучающийся
должен уметь:
ориентироваться в наиболее
общих философских проблемах
бытия, познания, ценностей,
свободы и смысла жизни как
основе формирования культуры
гражданина
и
будущего
специалиста

Определяет категории и
соотносит их с определенной
эпохой.
Умеет устанавливать связи
между явлениями.
Пользуется различными
источниками информации о
философии.
Использует приобретенные
знания и умения в
практической деятельности.
Разбирается в основных
направлениях и школах.
Знает авторов и основные
концепции.
Понимает особенности и
специфику теорий и разделов
философии
воспроизводит основные
категории и понятия
философии;
определяет роль философии в
жизни человека и общества;
рассматривает основы
философского учения о бытии
вычленяет сущность процесса
познания;
определяет основы научной,
философской и религиозной
картин мира;
анализирует вопросы условий
формирования личности,
свободе и ответственности за
сохранение жизни, культуры,
окружающей среды
обобщает вопросы о
социальных и этических
проблемах, связанных с
развитием и использованием
достижений науки, техники и
технологий

Философское эссе

В
результате
освоения
дисциплины
обучающийся
должен знать:
-основные категории и понятия
философии;
-Роль философии в жизни
человека и общества;
-Основы философского учения о
бытии;
-Об условиях формирования
личности;
-Сущность процесса познания;
-Основы научной, религиозной и
философской картины мира;
-О социальных и этических
проблемах,
связанных
с
развитием и использованием
достижений науки, техники и
технологий.

Устное
собеседование, опрос.
Дифференцированный
зачет
в
виде
собеседования

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».