Приложение 4.16 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 51.02.02 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам) Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 51.02.02 Социально-культурная деятельность , утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 №1356 Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» учреждение Разработчики: Касьянова Е.Б., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж». © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 51.02.02 «Социально-культурная деятельность (по видам)». Применение данной программы направлено на формирование элементов основных видов профессиональной деятельности в части освоения соответствующих общих компетенций (ОК): ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Основной целью изучения учебной дисциплины «Основы философии» является создание условий для формирования у студентов научного мировоззрения, овладение системой научных знаний о сущностной природе человека и основных сферах его социальной жизнедеятельности, а также систематизация на базе изучения философии своего мировоззрения, что позволит студенту четко понимать цели и смысл своей деятельности, место и роль в обществе. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания: Код ПК, ОК ОК 1. ОК3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. Умения ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; Знания основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; 4 об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы учебной дисциплины Объем образовательной программы Объем часов 64 в том числе: теоретическое обучение лабораторные работы и практические занятия 38 курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) контрольная работа 0 0 Самостоятельная работа 10 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2 8 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии» Наименование Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) разделов и тем Тема 1. Философия: предмет, структура, функции Тема 2. Мировоззрение и его виды Тема 3. Учение о бытии. Тема 4. Онтология. Атрибуты материи. Содержание учебного материала 1.Философия: предмет, структура, функции Понимание философии. Предмет философии. Основной вопрос философии. Решение основного вопроса философии. Диалектика и метафизика. 2. Структура философии Основные философские направления. Идеализм. Материализм. Агностицизм. Исторические основы структуризации философии. Современная структура философского знания. Функции философии. Содержание учебного материала 1.Мировоззрение и его виды Понятие "мировоззрение". Мировоззрение и его сущность. Формы мировоззрения: мифологический и религиозный тип мировоззрения. 2. Понятие научной картины мира. Историческая динамика. Современные концепции картины мира. В том числе практических занятий Семинар «Проблемы философского мировоззрения». Содержание учебного материала Философский смысл проблемы бытия. Понимание бытия в различных школах. Основные формы и диалектика бытия. Содержание учебного материала 1.Онтология. Материя. Материя - объективная реальность. Явление и сущность. Качество и количество. Пространство и время. Движение. 2.Закономерность и закон. Возможность и действительность. Необходимость и случайность. Причинность. Взаимодействие. Развитие. В том числе практических занятий Семинар «Диалектика как способ мысли. Категориальный аппарат диалектики. Законы диалектики» Объем часов Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 2 2 6 2 2 2 2 2 2 ОК 1., ОК 3.,ОК 4., ОК 5., ОК 6, ОК 7, ОК 8., ОК 1., ОК 3.,ОК 4., ОК 5., ОК 6, ОК 7, ОК 8., ОК 1., ОК 3.,ОК 4., ОК 5., ОК 6, ОК 7, ОК 8., 6 2 2 ОК 1., ОК 3.,ОК 4., ОК 5., ОК 6, ОК 7, ОК 8., 2 2 6 Тема 5. Философская антропология. Тема 6. Гносеология. Содержание учебного материала 1.Человек как объект философской мысли. Общая характеристика проблемы человека. Подходы к изучению человека. Представление о человеке в раннем конфуцианстве. Представление о человеке в раннем даосизме. Представление о человеке в раннем легизме. Конфуцианство и легизм: сферы столкновений. Представление о человеке в раннем буддизме. 2.Деятельность. Личность. Личность и общество. Современные концепции личности. 3.Происхождение сознания. Сознание как философская категория. Теории происхождения сознания. Роль сознания в происхождении человека. Структура сознания. Язык. Проблемы лингвистической антропологии. 4.Сознательное и бессознательное. Структура бессознательного. Архетипы К.Г.Юнга. 5. Использование теории архетипов в туристической и социально-культурной деятельности. Составление необходимых обязательных условий для каждого архетипа. Описание программы. В том числе практических занятий 1.Анализ проблемы отчуждения 2. Круглый стол. Обсуждение. Семинар. Проблема смысла жизни в древней, средневековой философии, в философии Нового времени, XIX века, в современной философии. Самостоятельная работа обучающихся Философское эссе (на выбор) 1. Человек - это встреча земли и неба, тела и души. /Ошо/ 2. Счастливый человек принадлежит самому себе /Ошо/ 3. Лучше быть свободным бедняком, чем богатым невольником. Конечно, люди хотят быть и богатыми и свободными — и из-за этого подчас становятся бедными рабами. /А.Камю/ 4. У нас нет времени, чтобы стать самим собой. Его хватает лишь на то, чтобы быть счастливым. /А.Камю/ 5. Он ушел, а не бросил. А это две разные вещи. /к.ф. Дом солнца/ Содержание учебного материала 1.Концепции познания. Чувственное познание и его формы. 2.Мышление. 16 2 ОК 1., ОК 3.,ОК 4., ОК 5., ОК 6, ОК 7, ОК 8., 2 2 2 2 4 2 2 2 2 8 2 2 ОК 1., 7 Тема 7. Проблема общества в философии. Тема 8. Духовная сфера. Общественное сознание и его Чувственное и логическое. Абстрактное мышление и формы рационального познания. Эмпирическое и теоретическое в познании. 3. Гипотеза и теория как формы познания. Истина. Научное познание. Самостоятельная работа обучающихся Философское эссе (на выбор) 1. Постановка «я могу» приводит к положительному результату, постановка «я не могу» не приводит ни к какому результату. /Ж.П. Сартр/ 2. Цель познания в том, чтобы знать, почему вещь существует, а не только что она есть… Природа вещи есть ее цель, то ради чего она существует /Аристотель/ 3. Мудрость, Истина, Единство фактически являются одной и той же вещью /Джордано Бруно / 4. Даже в самых бессмысленных взглядах, которые когда-либо пользовались успехом у людей, всегда можно найти какую-то долю правды /И. Кант/ Просмотр кинофильмов. Содержание учебного материала 1.Общество как философская категория. Общее понимание развития общества. Формационный подход к развитию общества. Цивилизационный подход к изучению общественного развития. Системный подход. 2.Циклические теории развития общества. Концепции волнообразного развития. Эволюционные модели социокультурной динамики. Самостоятельная работа обучающихся Философское эссе (на выбор) 1. Вся проблема с миром в том, что дураки и фанатики всегда так уверены в себе, а умные люди полны сомнений. /Бертран Рассел/ 2. Способность умно наполнить свободное время — есть высшая ступень личной культуры. /Бертран Рассел/ 3. Род людской — это ошибка. Без него вселенная была бы не в пример прекраснее. /Бертран Рассел/ 4. Патриотизм — это готовность убивать и быть убитым по самым тривиальным причинам. /Бертран Рассел/ Содержание учебного материала 1.Индивидуальное и общественное сознание. Понятие общественного сознания. Массовое сознание как тип общественного сознания. Общественная психология. Структура общественного сознания. ОК 3.,ОК 4., ОК 5., ОК 6, ОК 7, ОК 8., 2 2 2 6 2 2 2 2 6 2 ОК 1., ОК 3.,ОК 4., ОК 5., ОК 6, ОК 7, ОК 8., ОК 1., ОК 3.,ОК 4., ОК 5., ОК 6, ОК 7, ОК 8., 8 формы. Тема 9. Философия истории Тема 10. Глобальные проблемы современности. Глобалистика как феномен. 2.Мораль. Религия. Соотношение морали и религии. Происхождение религии. Мировые религии. 3.Духовная жизнь общества. Искусство. Культура. Содержание учебного материала Философия истории - понятие. Социальные законы. Свобода и необходимость. Концепции исторического процесса. Прерывность и непрерывность общественного процесса. Массы и выдающиеся личности. Цивилизационный подход. Тойнби, Данилевский, Бердяев. Содержание учебного материала 1.Глобальные проблемы: причины их возникновения. Экологический кризис и пути выхода из него. Понятия "коэволюция", "экологический императив" и "биофилия". Инвайроментальная философия. Экологическое воспитание. Проблемы загрязнения мирового океана: неорганические загрязнения, органические загрязнения, дампинг, радиоактивные загрязнения. Методы очистки мирового океана. 2.Глобальные вызовы 20-21 века. Проблема сохранения мира. Пацифистское движение и его роль в сохранении мира. «Глобалистика как главный феномен современной цивилизации». Роль Римского клуба в решении глобальных проблем. Причины отсталости развивающихся стран и пути их преодоления. Народонаселение и проблема оптимальной структуры населения. Энергетическая проблема и пути её решения. Альтернативные виды энергии. Сырьевая проблема и пути её решения. Изменение парадигмы развития человечества в 21 веке. Проблемы освоения космоса. Основные критерии устойчивого развития современного человечества. Самостоятельная работа обучающихся Письменная работа по книгам: Карьер Ж-К, Эко У. Не надейтесь избавиться от книг! Интервью Ж.-Ф. де Тоннака [Текст] // Пер. с фр. и примеч. О.Акимовой. – СПб.: «Симпозиум», 2010. – 336 с. Кригер Б. Кухонная философия: Трактат о правильном жизнепроведении [Текст] / Б.Кригер. — М.: Издат. содруж. А.Богатых и Э.РАкитской. — 472 с. Гришковец Е. Реки / Е.Гришковец. — М.: Махаон, 2009. - 199 с. Эссе по просмотренным художественным фильмам. Дифференцированный зачет Всего: 2 2 2 2 ОК 1., ОК 3.,ОК 4., ОК 5., ОК 6, ОК 7, ОК 8., 6 2 2 ОК 1., ОК 3.,ОК 4., ОК 5., ОК 6, ОК 7, ОК 8., 2 2 2 64 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины «Основы философии» требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Учебно-методический комплекс - учебная литература (предложена в информационном обеспечении) – 30 шт. - дидактический материла: перечень тем для эссе, карточки контрольных работ для письменных работ по прочтенным книгам; - вопросы для дифференцированного зачета. Технические средства: - персональный компьютер с выходом в интернет – 1 шт; - мультимедийный проектор – 1 шт; - лицензионное программное обеспечение на 1 персональный компьютер (операционная система Windows XP, 7, Microsoft Office (2003, 2007) 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы 3.2.1. Печатные издания: 3.2.2. Электронные издания: 1. Дмитриев, В. В. Основы философии : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 281 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-10515-5. — Текст : электронный 2. Ивин, А. А. Основы философии : учебник для среднего профессионального образования / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 478 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02437-1. — Текст : электронный 3.2.3. Дополнительная литература: 1. Аблеев С.Р. Основы философии: Вводный курс: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 264 с. – Текст: непосредственный. 2. Губин В. Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / В.Д. Губин. - М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2007. 287 с. – Текст: непосредственный. 3. Гуревич П. С. Основы философии. Учеб. пособие для сред. спец. учеб. Заведений / П.С. Гуревич. - М.: Гардарики, 2002. - 436 с. – Текст: непосредственный. 4. Канке В. А. Основы философии. Учеб. для студентов сред. и спец. учеб. заведений / В.А. Канке.- М.: Логос; КноРус, 2000. - 287 с. – Текст: непосредственный. 5. Рузавин Г. И. Основы философии истории. Учеб. для вузов / Г.И. Рузавин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 303 с. – Текст: непосредственный. 6. Кохановский В.П. Философия. Учеб. для вузов/6-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 576 с. – Текст: непосредственный. 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста Определяет категории и соотносит их с определенной эпохой. Умеет устанавливать связи между явлениями. Пользуется различными источниками информации о философии. Использует приобретенные знания и умения в практической деятельности. Разбирается в основных направлениях и школах. Знает авторов и основные концепции. Понимает особенности и специфику теорий и разделов философии воспроизводит основные категории и понятия философии; определяет роль философии в жизни человека и общества; рассматривает основы философского учения о бытии вычленяет сущность процесса познания; определяет основы научной, философской и религиозной картин мира; анализирует вопросы условий формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды обобщает вопросы о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий Философское эссе В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: -основные категории и понятия философии; -Роль философии в жизни человека и общества; -Основы философского учения о бытии; -Об условиях формирования личности; -Сущность процесса познания; -Основы научной, религиозной и философской картины мира; -О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Устное собеседование, опрос. Дифференцированный зачет в виде собеседования 11