Приложение 2
к ОПОП- П СПО углубленной подготовки
по специальности 54.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.01.02. «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ»
54.02.02 Декоративно-прикладное искусство
Очная форма обучения
2024
Рассмотрена на заседании кафедры
Общеобразовательных дисциплин
29 августа 2024г., протокол №1
Заведующая кафедрой:
/Плотникова Е.В./
Рабочая программа разработана в
соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного
стандарта среднего общего образования
Утверждена решением научнометодического совета
ГАПОУ СО «СОПК» протокол №1
от «29» августа 2024г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОД.01.02. Обществоведение разработана
на основе примерной рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины
«Обществоведение» для профессиональных образовательных организаций и методики
преподавания общеобразовательной дисциплины «Обществоведение», утвержденных на
заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ
общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального
образования (Протокол № 14 от 30 ноября 2022 г.)
Организация-разработчик:
образовательное учреждение
педагогический колледж»
Государственное
автономное
профессиональное
Свердловской области «Свердловский областной
Разработчики:
Ренжина С.В., преподаватель высшей категории
©
ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2024.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОД.01.02. «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ» ….……………………………4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОД.01.02.
«ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ» …………………………………………….. …………….….14
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОД.01.02.
«ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ» ……………………………………… …………………….. 27
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОД.01.02. «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ» ..……………………………30
3
1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Обществоведение»
1.1. Место дисциплины «Обществоведение» в структуре профессиональной
образовательной программы СПО:
Общеобразовательная дисциплина «Обществоведение» является обязательной
частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС
специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения общеобразовательной
дисциплины «Обществоведение»:
1.2.1. Цель дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Обществоведение»
направлено на достижение результатов ее изучения в соответствии с требованиями ФГОС
СОО с учетом профессиональной направленности ФГОС СПО.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1, ОК 3, ОК 4,
ОК 5, ОК 6, ПК 2.5.
4
Общие компетенции
ОК 01 Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам
Планируемые результаты обучения
Общие
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
готовность
к
активной
деятельности
технологической и социальной направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры
и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
Дисциплинарные
ПРб 1 владение сформированными знаниями об (о):
обществе как целостной развивающейся системе в единстве и
взаимодействии основных сфер и институтов;
основах
социальной
динамики;
особенностях
процесса
цифровизации и влиянии массовых коммуникаций на все сферы
жизни общества;
глобальных проблемах и вызовах современности; перспективах
развития современного общества, в том числе тенденций развития
Российской Федерации;
человеке как субъекте общественных отношений и сознательной
деятельности;
особенностях
социализации
личности
в
современных условиях, сознании, познании и самосознании
человека;
особенностях профессиональной деятельности в области науки,
культуры, экономической и финансовой сферах;
значении духовной культуры общества и разнообразии ее видов и
форм;
экономике как науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в
том числе государственной политики поддержки конкуренции и
импортозамещения, особенностях рыночных отношений в
современной экономике;
роли государственного бюджета в реализации полномочий органов
государственной власти, этапах бюджетного процесса, механизмах
принятия бюджетных решений;
социальных отношениях, направлениях социальной политики в
Российской Федерации, в том числе поддержки семьи,
государственной политики в сфере межнациональных отношений;
структуре и функциях политической системы общества,
направлениях государственной политики Российской Федерации;
конституционном статусе и полномочиях органов государственной
власти;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
-- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
и способность их использования в познавательной и
социальной практике
системе прав человека и гражданина в Российской Федерации,
правах ребенка и механизмах защиты прав в Российской
Федерации;
правовом регулирования гражданских, семейных, трудовых,
налоговых, образовательных, административных, уголовных
общественных отношений;
системе права и законодательства Российской Федерации;
ПРб 3 владение базовым понятийным аппаратом социальных наук,
умение различать существенные и несущественные признаки
понятий, определять различные смыслы многозначных понятий,
классифицировать используемые в социальных науках понятия и
термины; использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
социальных явлений, для ориентации в социальных науках и при
изложении собственных суждений и построении устных и
письменных высказываний;
ПРб 4 владение умениями устанавливать, выявлять, объяснять
причинно-следственные, функциональные, иерархические и
другие связи социальных объектов и процессов, включая умения
характеризовать взаимовлияние природы и общества, приводить
примеры взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять
причины и последствия преобразований в различных сферах жизни
российского общества; характеризовать функции социальных
институтов; обосновывать иерархию нормативных правовых актов
в системе российского законодательства;
ПРб 5 умение выявлять связи социальных объектов и явлений с
помощью различных знаковых систем; сформированность
представлений о методах изучения социальных явлений и
процессов, включая универсальные методы науки, а также
специальные методы социального познания, в том числе
6
социологические опросы, биографический метод, социальное
прогнозирование;
ПРб 6 владение умениями применять полученные знания при
анализе социальной информации, полученной из источников
разного типа, включая официальные публикации на интернетресурсах государственных органов, нормативные правовые акты,
государственные
документы
стратегического
характера,
публикации в средствах массовой информации; осуществлять
поиск социальной информации, представленной в различных
знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных
источников, вести целенаправленный поиск необходимых
сведений, для восполнения недостающих звеньев, делать
обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в
информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные
суждения, мнения;
ПРб 7 владение умениями проводить с опорой на полученные
знания учебно-исследовательскую и проектную деятельность,
представлять ее результаты в виде завершенных проектов,
презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной
направленности; готовить устные выступления и письменные
работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых
ответов, анализировать неадаптированные тексты на социальную
тематику;
ПРб 9
владение умениями формулировать на основе
приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам с точки зрения
социальных ценностей и использовать ключевые понятия,
7
теоретические положения социальных наук для объяснения
явлений
социальной
действительности;
конкретизировать
теоретические положения фактами социальной действительности,
модельными ситуациями, примерами из личного социального
опыта и фактами социальной действительности, в том числе по
соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать
типологии социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев;
ПРб 11 сформированность навыков оценивания социальной
информации, в том числе поступающей по каналам сетевых
коммуникаций,
владение
умением
определять
степень
достоверности информации; владение умением соотносить
различные оценки социальных явлений, содержащиеся в
источниках информации, давать на основе полученных знаний
правовую оценку действиям людей в модельных ситуациях;
ОК 03 Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях
В области духовно-нравственного воспитания:
- сформированность нравственного сознания,
этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение
устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и
(или) другим членам семьи, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни в соответствии с традициями народов России;
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
ПРб 8
использование обществоведческих знаний для
взаимодействия с представителями других национальностей и
культур в целях успешного выполнения типичных социальных
ролей, реализации прав и осознанного выполнения обязанностей
гражданина Российской Федерации, в том числе правомерного
налогового поведения; ориентации в актуальных общественных
событиях, определения личной гражданской позиции; осознание
значимости здорового образа жизни; роли непрерывного
образования;
использовать
средства
информационнокоммуникационных технологий в решении различных задач;
ПРб 10 готовность применять знания о финансах и бюджетном
регулировании при пользовании финансовыми услугами и
инструментами; использовать финансовую информацию для
8
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать
собственные
задачи
в
образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы
с учетом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению
широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению
цели
и
успеху,
оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из
своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми,
достижения личных финансовых целей, обеспечивать финансовую
безопасность с учетом рисков и способов их снижения;
сформированность гражданской ответственности в части уплаты
налогов для развития общества и государства;
ПРб 11 сформированность навыков оценивания социальной
информации, в том числе поступающей по каналам сетевых
коммуникаций,
владение
умением
определять
степень
достоверности информации; владение умением соотносить
различные оценки социальных явлений, содержащиеся в
источниках информации, давать на основе полученных знаний
правовую оценку действиям людей в модельных ситуациях;
ПРб 12 владение умением самостоятельно оценивать и принимать
решения, выявлять с помощью полученных знаний наиболее
эффективные способы противодействия коррупции; определять
стратегии разрешения социальных и межличностных конфликтов;
оценивать поведение людей и собственное поведение с точки
зрения
социальных
норм,
ценностей,
экономической
рациональности и финансовой грамотности; осознавать
неприемлемость антиобщественного поведения, осознавать
опасность алкоголизма и наркомании, необходимость мер
юридической
ответственности,
в
том
числе
для
несовершеннолетних граждан.
9
заботиться,
конфликты
проявлять
интерес
и
разрешать
ОК 04 Эффективно
готовность к саморазвитию, самостоятельности и
взаимодействовать и работать в самоопределению;
коллективе и команде
-овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной
и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению:
составлять
план
действий,
распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение
в различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным.
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
ПРб 8
использование обществоведческих знаний для
взаимодействия с представителями других национальностей и
культур в целях успешного выполнения типичных социальных
ролей, реализации прав и осознанного выполнения обязанностей
гражданина Российской Федерации, в том числе правомерного
налогового поведения; ориентации в актуальных общественных
событиях, определения личной гражданской позиции; осознание
значимости здорового образа жизни; роли непрерывного
образования;
использовать
средства
информационнокоммуникационных технологий в решении различных задач;
10
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека
ОК 05 Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта,
труда и общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и других
народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
- убежденность в значимости для личности и
общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного
творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства,
стремление
проявлять
качества
творческой личности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств
ОК 06. Проявлять гражданско- - осознание обучающимися российской гражданской
патриотическую позицию,
идентичности;
демонстрировать осознанное - целенаправленное развитие внутренней позиции
поведение на основе
личности
на
основе
духовно-нравственных
ПРб 7 владение умениями проводить с опорой на полученные
знания учебно-исследовательскую и проектную деятельность,
представлять ее результаты в виде завершенных проектов,
презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной
направленности; готовить устные выступления и письменные
работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых
ответов, анализировать неадаптированные тексты на социальную
тематику;
ПРб 9 владение умениями формулировать на основе
приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам с точки зрения
социальных ценностей и использовать ключевые понятия,
теоретические положения социальных наук для объяснения
явлений
социальной
действительности;
конкретизировать
теоретические положения фактами социальной действительности,
модельными ситуациями, примерами из личного социального
опыта и фактами социальной действительности, в том числе по
соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать
типологии социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев;
ПРб 2 умение характеризовать российские духовно-нравственные
ценности, в том числе ценности человеческой жизни, патриотизма
и служения Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали
и нравственности, прав и свобод человека, гуманизма, милосердия,
11
традиционных
ценностей
народов
Российской
Федерации,
общечеловеческих ценностей, в исторических и национально-культурных традиций,
том числе с учетом
формирование системы значимых ценностногармонизации
смысловых
установок,
антикоррупционного
межнациональных и
мировоззрения,
правосознания,
экологической
межрелигиозных отношений, культуры, способности ставить цели и строить
применять стандарты
жизненные планы;
антикоррупционного поведения В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и
обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
- готовность вести совместную деятельность в
интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении
в
общеобразовательной
организации и детско-юношеских организациях;
- умение взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
справедливости, коллективизма, исторического единства народов
России, преемственности истории нашей Родины, осознания
ценности культуры России и традиций народов России,
общественной стабильности и целостности государства;
ПРб 8 использование обществоведческих знаний для
взаимодействия с представителями других национальностей и
культур в целях успешного выполнения типичных социальных
ролей, реализации прав и осознанного выполнения обязанностей
гражданина Российской Федерации, в том числе правомерного
налогового поведения; ориентации в актуальных общественных
событиях, определения личной гражданской позиции; осознание
значимости здорового образа жизни; роли непрерывного
образования;
использовать
средства
информационнокоммуникационных технологий в решении различных задач;
12
культуру, прошлое и настоящее многонационального
народа России;
- ценностное отношение к государственным
символам, историческому и природному наследию,
памятникам,
традициям
народов
России,
достижениям России в науке, искусстве, спорте,
технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и
защите Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные понятия
и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и
социальной
практике,
готовность
к
самостоятельному планированию и осуществлению
учебной деятельности, организации учебного
сотрудничества с педагогическими работниками и
сверстниками,
к
участию
в
построении
индивидуальной образовательной траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности
13
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины «Обществоведение»
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
144
Объем образовательной программы дисциплины
в т.ч.
Основное содержание
139
в т.ч.
теоретическое обучение
79
практические занятия
60
Профессионально
ориентированное
(содержание прикладного модуля)
содержание
22
в т.ч.
теоретическое обучение
4
практические занятия
18
Промежуточная аттестация (экзамен)
5
14
2.2. Тематический план и содержание дисциплины «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
1
2
Раздел 1. Человек в обществе
Введение
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Цели и задачи обществознания при овладении профессией
2
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Общество и
Теоретическое обучение
общественные
Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и
отношения.
элементами общества. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и
Развитие общества
функции социальных институтов.
Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности. Роль
массовой коммуникации в современном обществе.
Многообразие путей и форм общественного развития. Типы социальной динамики
(цикличный, линейный, спиралеобразный, ризомообразный) и модели социального
развития (формационная, стадиально-цивилизационная, локально-цивилизационная).
Эволюция, социальная революция. Реформа.
Общество как система
2
Развитие общества
Объем
часов
Формируемые
компетенции
3
24
2
2
4
8
4
ОК 01
ОК 04
ОК 05
ПРб 1, ПРб 2,
ПРб 3, ПРб 4
2
В том числе практических занятий
4
Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса. Глобализация
и ее противоречивые последствия.
Противоречивый характер прогресса
2
Профессионально ориентированное содержание
15
Тема 1.2.
Биосоциальная
природа человека и
его деятельность
Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Воздействие глобальных
проблем на профессиональную деятельность специалиста декоративно-прикладного
искусства.
Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем
Содержание учебного материала
2
10
Теоретическое обучение
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние
социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном обществе.
Коммуникативные качества личности. Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности
человека. Социализация личности и ее этапы. Агенты (институты) социализации.
Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное поведение.
Деятельность и ее структура. Мотивация деятельности. Потребности и интересы.
Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
2
Сознание и самосознание.
2
Мировоззрение, его структура. Типы мировоззрения
2
В том числе практических занятий
Социализация личности.
Тема 1.3.
6
4
2
Профессионально ориентированное содержание
Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. Учет особенностей характера в
профессиональной деятельности педагога музыкального образования. Межличностное
общение и взаимодействие в профессиональном сообществе, его особенности в сфере
декоративно-прикладного искусства.
Межличностное общение и взаимодействие в педагогическом сообществе.
2
Содержание учебного материала
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ПРб 1,
ПРб 2,
ПРб 3,
ПРб 4
ПРб 5.
2
4
16
Познавательная
деятельность
человека. Научное
познание
Теоретическое обучение
Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и методы.
Знание как результат познавательной деятельности, его виды. Понятие истины, ее критерии.
Абсолютная, относительная истина. Естественные, технические, точные и социальногуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности
научного познания в социально-гуманитарных науках. Российское общество и человек
перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Познание мира.
2
В том числе практических занятий
Профессионально ориентированное содержание
Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки в профессиональной
деятельности специалиста декоративно-прикладного искусства.
Научное познание в профессиональной деятельности
2
Раздел 2. Духовная культура
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Духовная культура
Теоретическое обучение
личности и
Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества. Материальная
общества
и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура.
Молодежная субкультура. -Контркультура. Функции культуры. Культурное многообразие
современного общества. Диалог культур. Вклад российской культуры в формирование
ценностей современного общества. Мораль как общечеловеческая ценность и социальный
регулятор. Категории морали. Гражданственность. Патриотизм
Многообразие культуры
2
Духовная культура личности и общества
2
В том числе практических занятий
Профессионально ориентированное содержание
Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет в профессиональной
деятельности специалиста декоративно-прикладного искусства.
Профессиональный этикет
2
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
2
2
ОК 01
ОК 04
ОК 05
ПРб 3, ПРб 4,
ПРб 5, ПРб 9
ПРб 11.
16
6
4
2
2
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ПРб 2,
ПРб 4,
ПРб 6,
ПРб 7,
ПРб 8
ПК 2.5.
ПРб6, ПРБ 7
2
2
ОК 01
17
Наука и образование
в современном мире
Тема 2.3.
Религия
Тема 2.4.
Искусство
Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления
научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации.
Образование в современном обществе. Российская система образования. Основные
направления развития образования в Российской Федерации.
Непрерывность образования в информационном обществе. Значение самообразования.
Цифровые образовательные ресурсы
Профессионально ориентированное содержание
Особенности профессиональной деятельности специалиста декоративно-прикладного
искусства в сфере науки, образования. Роль и значение непрерывности образования.
Наука и образование в современном обществе
2
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии. Значение
поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода совести.
Религия
2
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы духовной культуры.
Достижения современного российского искусства
Искусство
2
Профессионально ориентированное содержание
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ПРб 2, ПРб 4,
ПРб 6, ПРб 7,
ПК 2.5.
2
2
2
6
4
2
Особенности профессиональной деятельности в сфере искусства специалиста декоративноприкладного искусства.
Искусство в жизни специалиста декоративно-прикладного искусства.
2
ОК 01
ОК 03
ОК 05
ОК 06
Пр 2, Пр4, Пр 6,
Пр 7, Пр 8
Музыка в педагогике.
2
Раздел 3. Экономическая жизнь общества
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
ОК 01
ОК 05
30
6
18
Экономика- основа
жизнедеятельности
общества
Тема 3.2.
Рыночные
отношения в
экономике.
Финансовые
институты
Тема 3.3.
Рынок труда и
безработица.
Рациональное
Теоретическое обучение
Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество жизни.
Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Кривая
производственных возможностей. Типы экономических систем. Экономический рост и пути
его достижения. Факторы долгосрочного экономического роста. Понятие экономического
цикла. Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов
Роль экономики в жизни общества.
В том числе практических занятий
Типы экономических систем.
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Функционирование рынков. Рынки труда, капитала, земли, информации. Государственное
регулирование рынков. Конкуренция и монополия. Государственная политика по развитию
конкуренции. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации
Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный банк
Российской Федерации: задачи и функции. Монетарная политика Банка России. Инфляция:
причины, виды, последствия
Рыночные отношения в экономике
Финансовые институты
В том числе практических занятий
Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. Рыночное предложение. Закон
предложения. Эластичность предложения.
Цифровые финансовые услуги. Финансовые технологии и финансовая безопасность.
Денежные агрегаты
Спрос и предложение.
Финансовая безопасность
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Причины
и виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации в области
занятости. Особенности труда молодежи. Деятельность профсоюзов.
4
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 07
ОК 09
ПРб3, ПРб 7,
ПРб 10
2
8
4
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 07
ОК 09
ПРб 3, ПРб 7,
ПРб 10
2
2
4
2
2
4
2
19
поведение
потребителя
Тема 3.4.
Предприятие в
экономике
Тема 3.5.
Экономика и
государство
Тема 3.6.
Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная
ответственность. Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития общества
Рынок труда и безработица.
В том числе практических занятий
Рациональное экономическое поведение.
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства. Альтернативная
стоимость, способы и источники финансирования предприятий. Поддержка малого и
среднего предпринимательства в Российской Федерации.
Производство. Факторы производства.
В том числе практических занятий
Предприятие в экономике. Издержки, их виды. Выручка, прибыль. Государственная
политика импортозамещения в Российской Федерации
Предприятие в экономике.
Профессионально ориентированное содержание
Предпринимательская деятельность в сфере декоративно-прикладного искусства Основы
менеджмента и маркетинга в сфере декоративно-прикладного искусства.
Менеджмент и маркетинг
2
2
2
6
ОК 01
ОК 06
ОК 09
ПРб 3,
ПРб 7,
ПРб 10
2
4
ОК 03
ОК 04.
2
2
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные блага.
Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного
бюджета. Принцип сбалансированности государственного бюджета. Государственный долг.
Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и сборов в
Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика государства.
Цифровизация экономики в Российской Федерации
Экономика и государство.
2
Бюджет. Налоги.
2
Содержание учебного материала
4
ОК 01
ОК 06
ОК 09
ПРб 3,
ПРб 7,
ПРб 10
4
2
ОК 01
ОК 03
ОК 04.
ОК 06
ПРб12,
ПРб 3,
20
Основные тенденции
развития экономики
России и
международная
экономика
Теоретическое обучение
Мировая экономика. Международная экономика. Международное разделение труда.
Экспорт и импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международной торговле.
Государственное регулирование внешней торговли
Мировая экономика
ПРб 7,
ПРб 10
ПК 2.5.
2
Раздел 4. Социальная сфера
20
Тема 4.1.
Социальная
структура
общества.
Положение
личности в
обществе
6
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее критерии.
Социальное неравенство. Социальная структура российского общества. Государственная
поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской Федерации.
Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная мобильность, ее
формы и каналы в современном российском обществе
Социальная структура общества.
2
Профессионально ориентированное содержание
Престиж профессиональной педагогической деятельности специалиста декоративноприкладного искусства. Социальные роли человека в трудовом коллективе. Возможности
профессионального роста.
Социальные статусы и роли.
2
В том числе практических занятий
Социальная мобильность
2
Тема 4.2.
Семья в современном
мире
Тема 4.3.
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный институт.
Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной поддержки семьи в
Российской Федерации. Помощь государства многодетным семьям
Семья в современном мире
2
Функции и типы семьи.
2
Содержание учебного материала
4
2
2
ОК 01
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ПРб 4,
ПРб 5,
ПРб 6,
ПРб 7,
ПРб 11,
ПРб 12
ПК 2.5
ПРб 6,ПРб 7
4
4
4
21
Этнические
общности и нации
Тема 4.4.
Социальные нормы и
социальный
контроль.
Социальный
конфликт и способы
его разрешения
Теоретическое обучение
Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нации и
межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения и
пути разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской
Федерации
Этнические общности и нации
2
Межнациональные отношения
2
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных
девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения
социальных конфликтов.
Социальные нормы и социальный контроль.
2
В том числе практических занятий
Способы разрешения конфликтов.
2
Профессионально ориентированное содержание
Конфликты в трудовых коллективах специалистов декоративно-прикладного искусства и
пути их преодоления. Стратегии поведения в конфликтной ситуации
Стратегии поведения в конфликтной ситуации
2
Раздел 5. Политическая сфера
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
Политика и власть. Теоретическое обучение
Политическая
Политическая власть и субъекты политики в современном обществе. Политические
система
институты. Политическая деятельность.
Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая система
Российской Федерации на современном этапе.
Государство как основной институт политической системы. Государственный суверенитет.
Функции государства. Форма государства: форма правления, форма государственного
(территориального) устройства, политический режим Типология форм государства.
ОК 01
ОК 05
ОК 04
ОК 06
6
2
4
2
ПРб 2,
ПРб 4,
ПРб 5,
ПРб 6,
ПРб 7,
ПРб 11,
ПК 2.5.
ПРб 6, ПРб 7
18
8
6
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ПРб 4,
ПРб 6,
ПРб 11
22
Политика и власть.
2
Политическая система.
2
Государство как основной институт политической системы.
2
В том числе практических занятий
2
Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты государственной власти в
Российской Федерации. Государственное управление в Российской Федерации.
Государственная служба и статус государственного служащего. Опасность коррупции,
антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия коррупции.
Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации. Государственная
политика Российской Федерации по противодействию экстремизму
Федеративное устройство Российской Федерации.
2
Тема 5.2.
Политическая
культура общества и
личности.
Политический
процесс и его
участники
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Политическая культура общества и личности. Политическое поведение. Политическое
участие. Причины абсентеизма. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные
идейно-политические течения современности.
Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы участия граждан в
политике.
Политические партии как субъекты политики, их функции, виды. Типы партийных систем.
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная,
смешанная. Избирательная кампания. Избирательная система в Российской Федерации
Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства
Политическая культура общества и личности
Политический процесс и его участники
Избирательная система.
В том числе практических занятий
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Интернет в
современной политической коммуникации
Роль СМИ в политике.
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ПРб 4,
ПРб 6,
ПРб 11
10
6
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ПРб 4,
ПРб 6,
ПРб 11
2
2
2
4
2
23
Интернет в политической коммуникации
2
Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации
Тема 6.1.
Право в системе
социальных норм
Тема 6.2.
Основы
конституционного
права Российской
Федерации
Тема 6.3.
32
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации.
Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные правовые акты, их виды.
Законы и законодательный процесс в Российской Федерации. Система российского права.
Правоотношения, их субъекты. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Правонарушение и юридическая ответственность. Функции правоохранительных органов
Российской Федерации
Профессионально ориентированное содержание
Соблюдение правовых норм в профессиональной деятельности специалиста декоративноприкладного искусства.
Право в системе социальных норм.
Нормативные правовые акты
Правоотношения и правонарушения.
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской
Федерации. Гражданство Российской Федерации. Личные (гражданские), политические,
социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина
Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской
Федерации. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени
Профессионально ориентированное содержание
Профессиональные обязанности гражданина Российской Федерации в организации
мероприятий ГО и защиты от ЧС в условиях мирного и военного времени
Конституционное право РФ.
Содержание учебного материала
Теоретические обучение
6
6
2
2
2
2
ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ПРб 3,
ПРб 6,
ПРб 12
2
2
ОК 03
ОК 04
ОК 05
2
ОК 06
ПРб 4,
ПРб 6,
ПРб 11
2
14
6
24
Правовое
регулирование
гражданских,
семейных, трудовых,
образовательных
правоотношений
Тема 6.4.
Правовое
регулирование
налоговых,
административных,
уголовных
правоотношений.
Экологическое
законодательство
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права.
Организационно-правовые формы юридических лиц. Гражданская дееспособность
несовершеннолетних.
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое
регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей
Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу, заключения и
расторжения трудового договора. Права и обязанности работников и работодателей.
Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав работников. Особенности
трудовых правоотношений несовершеннолетних работников
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Порядок приема на
обучение в образовательные организации среднего профессионального и высшего
образования. Порядок оказания платных образовательных услуг
Гражданское право.
Семейное право.
Трудовое право.
В том числе практических занятий
Гражданские правоотношения
Правовое регулирование семейных отношений.
Защита трудовых прав работников. Особенности трудовых правоотношений
несовершеннолетних работников
Закон «Об образовании в Российской Федерации»
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ПРб 4,
ПРб 6,
ПРб 11
2
2
2
8
2
2
2
2
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Административное право и его субъекты. Административное правонарушение и
административная ответственность
Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты права
на благоприятную окружающую среду
Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие преступления и виды
преступлений. Уголовная ответственность, ее цели, виды наказаний в уголовном праве.
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
Административное право и экологическое законодательство
2
5
3
ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ПРб 3,
ПРб 6,
25
Уголовное право
1
В том числе практических занятий
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Участники отношений,
регулируемых законодательством о налогах и сборах. Права и обязанности
налогоплательщиков. Ответственность за налоговые правонарушения
Налоговое право.
2
Тема 6.5.
Основы
процессуального
права
Всего
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Конституционное судопроизводство
Административный процесс. Судебное производство по делам об административных
правонарушениях Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовного
процесса
Основы процессуального права
2
В том числе практических занятий
Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные принципы гражданского
процесса. Участники гражданского процесса. Арбитражное судопроизводство
Гражданский процесс
2
ПРб 12
2
4
2
2
ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ПРб 3,
ПРб 6,
ПРб 12
139
26
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
«Обществоведение»
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие
специальные помещения:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета обществознания.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- задания для контрольных работ;
- профессионально ориентированные задания;
- материалы экзамена.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проектор с экраном.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины
1. Основные печатные издания
1. Обществознание. 10 класс : учебник для общеобразоват. учреждений : базовый уровень /
[Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.].М. : Просвещение, 2021. – 319 с. –ISBN 9785090772952– Текст: непосредственный.
2. Обществознание. 11 класс : учебник для общеобразоват. учреждений : базовый уровень /
[Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.Ю. Лазебникова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова [и
др.]. - М. : Просвещение, 2024. – 335 с. – ISBN 9785091121544– Текст: непосредственный.
3. Важенин, А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, гуманитарного профилей : учебник для сред. проф. образования /
А.Г. Важенин. – 9-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2021 – 432 с. ISBN
978-5-4468-0384-2 – Текст: непосредственный.
4. Важенин, А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, гуманитарного профилей : практикум : учеб. пособие для студ.
учреждений сред. проф. образования / А.Г. Важенин. – 5-е изд., стер. – М. : Издательский
центр «Академия», 2020 – 240 с. ISBN 978-5-4468-9338-6 – Текст: непосредственный.
5. Сычев, А.А. Обществознание : учебное пособие / А.А. Сычев. – 3-е изд., перераб. – М.
:Кнорус, 2021. – 384 с. (Среднее профессиональное образование). ISBN 978-5-406 -04781-1
– Текст: непосредственный.
2. Электронные издания (электронные ресурсы):
27
1. Обществознание (базовый уровень). 10—11 классы : учебник для среднего общего
образования / Б. И. Липский [и др.] ; под редакцией Б. И. Федорова. — 2-е изд., перераб. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 406 с. — (Народное просвещение). — ISBN
978-5-534-15637-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/509249 (дата обращения: 25.08.2022).
2. Обществознание в 2 ч. Часть 1 : учебник для среднего профессионального образования / Н.
В. Агафонова [и др.] ; под редакцией Н. В. Агафоновой. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва
: Издательство Юрайт, 2022. — 321 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-14015-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/490486 (дата обращения: 25.08.2022).
3. Обществознание в 2 ч. Часть 2 : учебник для среднего профессионального образования / Н.
В. Агафонова [и др.] ; под редакцией Н. В. Агафоновой. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва
: Издательство Юрайт, 2022. — 311 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-14016-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/491784 (дата обращения: 25.08.2022).
4. Обществознание : учебник для среднего профессионального образования / Б. И. Федоров [и
др.] ; под редакцией Б. И. Федорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2022. — 410 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13751-4. —
Текст
:
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/489815 (дата обращения: 25.08.2022).
5. Обществознание : учебник для среднего профессионального образования / В. И. Купцов [и
др.] ; под редакцией В. И. Купцова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 242 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05353-1. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493250 (дата
обращения: 25.08.2022).
6. Мобильное электронное образование https://edu.mob-edu.ru/
7. Образовательная платформа Юрайт [сайт], - URL: https://urait.ru/catalog/full (дата обращения
25.08.2022).
8. Официальный интернет-портал Центробанка РФ - Финансовая культура: [сайт], - URL:
https://fincult.info/ (дата обращения 25.08.2020).
9. Официальный сайт ВЦИОМ : [сайт], - URL: https://wciom.ru/ (дата обращения 25.08.2022).
10.
Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
11.
Портал «Google Classroom» https://classroom.google.com/
12.
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
28
13.
Сервер органов государственной власти (Правительство РФ, Федеральное собрание РФ,
Совет безопасности РФ, ЦИК РФ, Генпрокуратура РФ и др.) : [сайт], -
URL:
http://www.gov.ru/ (дата обращения 25.08.2022).
14.
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
15.
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
http://school-collection.edu.ru/
3. Дополнительные источники:
1. Аверьянов, Ю.А. Обществознание. Понятие и термины. Словарь-справочник. ФГОС /авт. –
сост. Ю.А. Аверьянов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство «Экзамен», 2020. – 527,
[1] с. (Серия «Справочник») ISBN 978-5-377-11784-1 – Текст: непосредственный.
2. Баранов, П.А. Обществознание : Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А.
Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранов. 3-е изд., перераб. и доп. –
Москва : АСТ, 2023. – 544 [2] с. ISBN ISBN: 978-5-17-157036-1– Текст: непосредственный.
3. Брехова, Ю.В., Алмосов, А.П., Завьялов, Д.Ю. Финансовая грамотность : материалы для
учащихся. 10 – 11 классы общеобразоват. орг. – М. : ВАКО, 2021. –400 с. – (Учимся
разумному финансовому поведению) ISBN 9785775532758 – Текст: непосредственный.
4. Домашек, Е.В. Эссе по обществознанию : новое задание на ЕГЭ / Е.В. Домашек. – Изд. 3-е. –
Ростов н/Д : Феникс, 2020. – 217, [1] с. – (Большая перемена) ISBN 978-5-222-29940-1 – Текст:
непосредственный.
5. Куликов, Л.М. Основы социологии и политологии : учебное пособие / Л.М. Куликов. – М. :
– Кнорус, 2020. – 336 с.: ил. – (Среднее профессиональное образование). ISBN 978-5-279 01836-9 – Текст: непосредственный.
6. Обществознание. 10-11 классы. Формирование умения написания эссе. Задания повышенной
сложности / авт.сост. С.А. Фомина. – Волгоград : Учитель, 2021. – 207 с. ISBN 978-5-7057 3501-3 – Текст: непосредственный.
7. Махоткин, А. В. Справочник в схемах и таблицах: обществознание, история / А. В.
Махоткин, Н. В. Махоткина, Г. Г. Дедурин. – Москва : Эксмо, 2020. – 640 с. – (Наглядно и
доступно). ISBN 978-5-699-96907-4 – Текст: непосредственный.
8. Экономика. Учебник для 10-11 классов. Под редакцией А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – М.
: Интеллект – Центр, 2022 – 448 с. ISBN 978-5-907528-33-8 – Текст: непосредственный.
29
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
«Обществоведение»
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются
через
дисциплинарные
результаты,
направленные
на
формирование
общих
и
профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Планируемые результаты
1) сформированность знаний об:
обществе
как
целостной
развивающейся
системе
в
единстве и взаимодействии
основных сфер и институтов;
основах социальной динамики;
особенностях
процесса
цифровизации
и
влиянии
массовых коммуникаций на все
сферы
жизни
общества;
глобальных проблемах и вызовах
современности;
перспективах
развития
современного
общества, в том числе тенденций
развития Российской Федерации;
человеке
как
субъекте
общественных отношений и
сознательной
деятельности;
особенностях
социализации
личности
в
современных
условиях, сознании, познании и
самосознании
человека;
особенностях профессиональной
деятельности в области науки,
культуры, экономической и
финансовой сферах; значении
духовной культуры общества и
разнообразии ее видов и форм;
экономике как науке и хозяйстве,
роли государства в экономике, в
том числе государственной
политики
поддержки
конкуренции
и
импортозамещения,
особенностях
рыночных
отношений
в
современной
Раздел/Тема
Р 1. Темы: 1,2,3.
П-о/с тема: 1.1, 1.3.
Р 2. Темы: 1,2,3,4.
П-о/с тема 2.4.
Р 3. Темы: 1,2,3,4,5,6.
Р 4. Темы: 1,2,3,4.
П-о/с тема 4.4.
Р 5. Темы: 1,2.
Р.6. Темы: 1,2,3,4,5,6.
Тип оценочных
мероприятия
Познавательные
задания:
-Вопросы
проблемного
характера
-Задания к схемам,
таблицам,
диаграммам
-Проектные задания.
- Задания к
документам,
содержащим
социальную
информацию.
Устный опрос
Тестирование.
Индивидуальная
самостоятельная
работа
Групповая работа
Контрольная работа
30
экономике;
роли
государственного бюджета в
реализации полномочий органов
государственной власти, этапах
бюджетного
процесса,
механизмах
принятия
бюджетных решений;
социальных
отношениях,
направлениях
социальной
политики
в
Российской
Федерации,
в
том
числе
поддержки
семьи,
государственной политики в
сфере
межнациональных
отношений;
структуре и
функциях политической системы
общества,
направлениях
государственной
политики
Российской
Федерации;
конституционном статусе и
полномочиях
органов
государственной
власти;
системе прав
человека и
гражданина
в
Российской
Федерации, правах ребенка и
механизмах защиты прав в
Российской
Федерации;
правовом
регулирования
гражданских,
семейных,
трудовых,
налоговых,
образовательных,
административных, уголовных
общественных
отношений;
системе
права
и
законодательства
Российской
Федерации;
2) умение характеризовать
российские
духовнонравственные ценности, в том
числе ценности человеческой
жизни,
патриотизма
и
служения Отечеству, семьи,
созидательного труда, норм
морали и нравственности, прав
Р 1, Тема 1.1, 1.2, 1.3.
Р 2. Темы: 2.1.-2.3.
Р 4. Темы: 4.1.-4.4.
Р 6. Темы: 6.1.-6.5.
Познавательные
задания:
-Вопросы
проблемного
характера
-Проектные задания.
- Задания к
документам,
31
и свобод человека, гуманизма,
милосердия, справедливости,
коллективизма, исторического
единства народов России,
преемственности
истории
нашей Родины, осознания
ценности культуры России и
традиций народов России,
общественной стабильности и
целостности государства;
3) владение базовым понятийным
аппаратом социальных наук,
умение различать существенные и
несущественные
признаки
понятий, определять различные
смыслы многозначных понятий,
классифицировать используемые
в социальных науках понятия и
термины;
использовать
понятийный аппарат при анализе
и оценке социальных явлений, для
ориентации в социальных науках
и при изложении собственных
суждений и построении устных и
письменных высказываний;
4)
владение
умениями
устанавливать,
выявлять,
объяснять
причинноследственные, функциональные,
иерархические и другие связи
социальных
объектов
и
процессов,
включая
умения
характеризовать взаимовлияние
природы и общества, приводить
примеры взаимосвязи всех сфер
жизни
общества;
выявлять
причины
и
последствия
преобразований в различных
сферах
жизни
российского
общества;
характеризовать
функции социальных институтов;
содержащим
социальную
информацию.
Устный опрос
Индивидуальная
самостоятельная
работа
Групповая работа
Контрольная работа
Р 1. Темы: 1,2,3.
Р 2. Темы: 1,2,3,4.
Р 3. Темы: 1,2,3,4,5,6.
Р 4. Темы: 1,2,3,4.
Р 5. Темы: 1,2.
Р.6. Темы: 1,2,3,4,5,6.
Р 1, Тема 1.1, 1.2, 1.3.
Р3, Темы: 3.5, 3.6.
Р 4. Темы: 4.3, 4.4.
Р 5. Тема 5.1, 5.2.
Р.6. Темы: 6.5.
Познавательные
задания:
-Вопросы
проблемного
характера
-Задания к схемам,
таблицам,
диаграммам
-Проектные задания.
- Задания к
документам,
содержащим
социальную
информацию.
Устный опрос
Тестирование.
Индивидуальная
самостоятельная
работа
Контрольная работа
Тестирование
Познавательные
задания:
-Вопросы
проблемного
характера
Задания к схемам,
таблицам,
диаграммам
Устный опрос
Индивидуальная
самостоятельная
работа
Контрольная работа
32
обосновывать
иерархию
нормативных правовых актов в
системе
российского
законодательства;
5)
владение
умением Р 1, Тема 1.3.
устанавливать связи социальных Р 2, Тема 2.2.
объектов и явлений с помощью Р 4. Тема 4.1, 4.4.
различных знаковых систем;
сформированность
представлений
о
методах
изучения социальных явлений и
процессов,
включая
универсальные методы науки, а
также
специальные
методы
социального познания, в том
числе социологические опросы,
биографический
метод,
социальное прогнозирование;
Познавательные
задания:
-Вопросы
проблемного
характера
Задания к схемам,
таблицам,
диаграммам
Устный опрос
Индивидуальная
самостоятельная
работа
Индивидуальная
поисковая работа
Контрольная работа
6) владение умениями применять
полученные знания при анализе
социальной
информации,
полученной
из
источников
разного
типа,
включая
официальные публикации на
интернет-ресурсах
государственных
органов,
нормативные правовые акты,
государственные
документы
стратегического
характера,
публикации в средствах массовой
информации; осуществлять поиск
социальной
информации,
представленной в различных
знаковых системах, извлекать
информацию
из
неадаптированных источников,
вести целенаправленный поиск
необходимых
сведений,
для
восполнения
недостающих
звеньев, делать обоснованные
выводы, различать отдельные
компоненты в информационном
сообщении, выделять факты,
Познавательные
задания:
-Вопросы
проблемного
характера
-Задания к схемам,
таблицам,
диаграммам
-Проектные задания.
- Задания к
документам,
содержащим
социальную
информацию.
Устный опрос
Тестирование.
Индивидуальная
самостоятельная
работа
Контрольная работа
Р 1, Тема 1.1-1.3
Р 2, Темы: 2.1., 2.4.
Р 3. Темы: 3.1., 3.3.- 3.6.
Р 4. Тема 4.1.-4.4.
Р 5. Темы: 5.1., 5.2.
Р 6. Темы: 6.1.- 6.5.
33
выводы, оценочные суждения,
мнения;
7) владение умениями проводить
с опорой на полученные знания
учебно-исследовательскую
и
проектную
деятельность,
представлять ее результаты в виде
завершенных
проектов,
презентаций, творческих работ
социальной
и
междисциплинарной
направленности; готовить устные
выступления
и
письменные
работы (развернутые ответы,
сочинения)
по
социальной
проблематике,
составлять
сложный и тезисный план
развернутых
ответов,
анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
8)
использование
обществоведческих знаний для
взаимодействия
с
представителями
других
национальностей и культур в
целях успешного выполнения
типичных социальных ролей,
реализации прав и осознанного
выполнения
обязанностей
гражданина
Российской
Федерации, в том числе
правомерного
налогового
поведения;
ориентации
в
актуальных
общественных
событиях, определения личной
гражданской
позиции;
осознание
значимости
здорового образа жизни; роли
непрерывного
образования;
использовать
средства
информационнокоммуникационных
Р 1, Тема 1.2-1.3,
Р 2. Темы 2.1.-2.4.
Р 3. Темы:3.4., 3.6.
Р 4. Темы: 4.4.
Р 5. Темы: 5.2.
Р 6. Темы: 6.3.- 6.5.
Р 1, Тема 1.1-1.3,
Р 2. Темы: 2.1.- 2.3.
Р 3. Тема 3.5.
Р 4. Темы: 4.1.- 4.4.
Р 5. Темы: 5.1. 5.2.
Р 6. Темы: 6.2.- 6.5.
Познавательные
задания:
-Вопросы
проблемного
характера
-Проектные задания.
- Задания к
документам,
содержащим
социальную
информацию.
Устный опрос
Тестирование.
Индивидуальная
самостоятельная
работа
Групповая
самостоятельная
работа
Контрольная работа
Познавательные
задания:
-Вопросы
проблемного
характера
-Задания к схемам,
таблицам,
диаграммам
-Проектные задания.
Устный опрос
Индивидуальная и
групповая
самостоятельная
работа
34
технологий
в
решении
различных задач;
9)
владение
умениями
формулировать
на
основе
приобретенных
социальногуманитарных
знаний
собственные
суждения
и
аргументы по определенным
проблемам с точки зрения
социальных
ценностей
и
использовать ключевые понятия,
теоретические
положения
социальных наук для объяснения
явлений
социальной
действительности;
конкретизировать теоретические
положения фактами социальной
действительности, модельными
ситуациями, примерами из
личного социального опыта и
фактами
социальной
действительности, в том числе по
соблюдению правил здорового
образа жизни; умение создавать
типологии социальных процессов
и
явлений
на
основе
предложенных критериев;
10) готовность применять
знания
о
финансах
и
бюджетном регулировании при
пользовании
финансовыми
услугами и инструментами;
использовать
финансовую
информацию для достижения
личных финансовых целей,
обеспечивать
финансовую
безопасность с учетом рисков и
способов
их
снижения;
сформированность
гражданской ответственности в
части уплаты налогов для
развития
общества
и
государства;
Р 1, Тема 1.1. -1.3
Р 2, Тема 2.1-2.4
Р 3, тема 3.3.-3.5
Р 4. Темы: 4.1., 4.4.
Р 5. Темы: 5.1., 5.2.
Р 6. Темы: 6.4, 6.5.
Познавательные
задания:
-Вопросы
проблемного
характера
-Задания к схемам,
таблицам,
диаграммам
-Проектные задания.
- Задания к
документам,
содержащим
социальную
информацию.
Устный опрос
Индивидуальная и
групповая
самостоятельная
работа
Р 3, Темы: 3.1-3.6
Р 6. Темы: 6.4.- 6.5.
Познавательные
задания:
-Вопросы
проблемного
характера
-Задания к схемам,
таблицам,
диаграммам
-Проектные задания.
- Задания к
документам,
содержащим
социальную
информацию.
Устный опрос
Тестирование.
Индивидуальная
самостоятельная
работа
Контрольная работа
35
11) сформированность навыков Р 1, Темы: 1.2.
оценивания
социальной Р 6, Тема 6.4.
информации, в том числе
поступающей по каналам сетевых
коммуникаций,
владение
умением определять степень
достоверности
информации;
владение умением соотносить
различные оценки социальных
явлений,
содержащиеся
в
источниках информации, давать
на основе полученных знаний
правовую оценку действиям
людей в модельных ситуациях;
Познавательные
задания:
-Задания к схемам,
таблицам,
диаграммам
- Задания к
документам,
содержащим
социальную
информацию.
12)
владение
умением
самостоятельно оценивать и
принимать решения, выявлять с
помощью полученных знаний
наиболее эффективные способы
противодействия
коррупции; определять стратегии
разрешения
социальных
и
межличностных
конфликтов;
оценивать поведение людей и
собственное поведение с точки
зрения
социальных
норм,
ценностей,
экономической
рациональности и финансовой
грамотности;
осознавать
неприемлемость
антиобщественного поведения,
осознавать
опасность
алкоголизма
и
наркомании,
необходимость мер юридической
ответственности, в том числе для
несовершеннолетних граждан.
.
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной деятельности
применительно
к различным контекстам
Р 1, Тема 1.1, 1.2, 1.3,
Р 2, тема 2.1.
Р 3. Темы: 3.3, 3.4., 3.5.
Р.4. Темы: 4.1 - 4.4.
Р 6. Темы: 6.3.- 6.5.
Познавательные
задания:
-Вопросы
проблемного
характера
-Задания к схемам,
таблицам,
диаграммам
-Проектные задания.
- Задания к
документам,
содержащим
социальную
информацию.
Устный опрос
Тестирование.
Индивидуальная
самостоятельная
работа
Контрольная работа
Р 1, Темы 1.1 - 1.3,
П-о/с 1.1., 1.2., 1.3,
Р 2, Темы 2.1-2.4,
П-о/с 2.1, 2.2., 2.4.
Р 3, темы 3.1. – 3.6.
Р 4, Темы 4.1-4.4
П-о/с 4.1., 4.4.
Р 6, Темы 6.1-6.5
Познавательные
задания:
-Вопросы
проблемного
характера
-Проектные задания.
- Задания к
документам,
36
содержащим
социальную
информацию.
Устный опрос
Индивидуальная
самостоятельная
работа
ОК 02. Использовать
современные средства поиска,
анализа и интерпретации
информации, и
информационные технологии
для выполнения задач
профессиональной деятельности
Р 2,Темы: 2.1., 2.2.
П-о/с 2.4.
Р 5, Темы: 5.1. – 5.2.
П-о/с 6.3., 6.5.
ОК 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях
Р 2, Темы 2.1-2.4,
П-о/с 2.1, 2.2., 2.4.
Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.4
Р 5, Тема 5.1, 5.2.
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и работать в
коллективе и команде
Р 1, Тема 1.1, 1.2, 1.3
П-о/c, 1.1, 1.2, 1.3.
Р 3, Темы 3.1, - 3.6.
Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4,
Р 5, Темы 5.1, 5.2
Познавательные
задания:
-Вопросы
проблемного
характера
-Задания к схемам,
таблицам,
диаграммам
-Проектные задания.
Индивидуальная
самостоятельная
работа
Познавательные
задания:
-Вопросы
проблемного
характера
-Задания к схемам,
таблицам,
диаграммам
-Проектные задания.
- Задания к
документам,
содержащим
социальную
информацию.
Устный опрос
Тестирование.
Индивидуальная
самостоятельная
работа
Познавательные
задания:
-Вопросы
проблемного
характера
-Проектные задания.
37
ОК 05. Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с учетом
особенностей социального и
культурного контекста
Р 1, Тема 1.1, 1.2, 1.3
П-о/c, 1.1. - 1.3,
Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4,
Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4,
П-о/c, 4.1, 4.4,
Р 5, Темы 5.1, 5.2
Р 6, Темы 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5,
7 П-о/c, 6.1,
ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих ценностей, в
том числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного поведения
Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4,
Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4,
П-о/c, 4.1, 4.4,
Р 5, Темы 5.1, 5.2
Р 6, Темы 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5,
7 П-о/c, 6.1,
ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении
климата, принципы
бережливого производства,
эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях
Р 1, Темы:1.1.
П-о/с 2.2.
П-о/с 3.3.
Р 3, Темы: 3.4.
Устный опрос
Групповая
самостоятельная
работа
Познавательные
задания:
-Задания к схемам,
таблицам,
диаграммам
-Проектные задания.
- Задания к
документам,
содержащим
социальную
информацию.
Устный опрос
Тестирование.
Индивидуальная
самостоятельная
работа
Познавательные
задания:
-Вопросы
проблемного
характера
-Проектные задания.
- Задания к
документам,
содержащим
социальную
информацию.
Устный опрос
Индивидуальная
самостоятельная
работа
Познавательные
задания:
-Вопросы
проблемного
характера
-Проектные задания.
Устный опрос
Тестирование.
38
ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и иностранном
языках
Р 3, Темы: 3.4.
Р 6. Темы: 6.1.- 6.5.
П-о/с 6.3.
ПК 2.5. Планировать работу Р 2, П-о/с 2.1,
коллектива
исполнителей
и Темы 2.3, 2.4.
собственную деятельность.
Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.4.
Индивидуальная
самостоятельная
работа
Познавательные
задания:
-Вопросы
проблемного
характера
-Задания к схемам,
таблицам,
диаграммам
-Проектные задания.
- Задания к
документам,
содержащим
социальную
информацию.
Устный опрос
Тестирование.
Индивидуальная
самостоятельная
работа
Познавательные
задания для
самостоятельной
работы, а также для
работы малыми
группами:
- Решение задач
-Вопросы
проблемного
характера
-Задания к схемам,
таблицам,
диаграммам
-Проектные задания.
- Задания к
документам,
содержащим
социальную
информацию.
39