Министерство просвещения Российской Федерации Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ» Среднее профессиональное образование Образовательная программа подготовки специалистов среднего звена специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования На базе основного общего образования Квалификация (и) выпускника Педагог дополнительного образования Одобрено протоколом педагогического совета: Утверждено Приказом ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж»: Согласовано с предприятиемработодателем Государственное автономное нетиповое образовательное учреждение Свердловской области «Дворец молодёжи» ________________________________________ реквизиты утверждающего документа ________________________________________ реквизиты утверждающего документа _____________/___________/_______________ должность 2023 год подпись ФИО 2 Содержание Раздел 1. Общие положения............................................................................................................3 Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы с учетом сетевой формы реализации программы ......................................................................4 Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ...........................5 Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы ......................6 4.1. Общие компетенции ....................................................................................................................6 4.2. Профессиональные компетенции ............................................................................................10 Раздел 5. Структура образовательной программы..................................................................20 5.1. Учебный план ............................................................................................................................20 5.2. План обучения на предприятии (на рабочем месте) ..............................................................27 5.3. Календарный учебный график .................................................................................................40 5.4. Рабочая программа воспитания................................................................................................42 Раздел 6. Условия реализации образовательной программы................................................42 6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы ...........................................................................................................42 6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы ............51 6.3. Требования к практической подготовке обучающихся .........................................................51 6.4. Требования к организации воспитания обучающихся ..........................................................52 6.5. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы .....................52 6.6. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы ................53 Раздел 7. Формирование оценочных материалов для проведения государственной итоговой аттестации .........................................................53 Приложение 1. Матрица компетенции выпускника Приложение 2. Рабочие программы профессиональных модулей Приложение 3. Рабочие программы учебных дисциплин Приложение 4. Рабочая программа воспитания Приложение 5. Содержание ГИА Приложение 6. Дополнительный профессиональный блок 3 Раздел 1. Общие положения 1.1. Настоящая ОПОП-П по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования разработана на основе проекта федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от …№ …» (далее – ФГОС, ФГОС СПО). ОПОП-П разработана с учетом кластерно-отраслевого подхода, предусматривающего механизмы трансформации до основной профессиональной образовательной программы, с учетом запросов конкретных работодателей. ОПОП-П определяет рекомендованный объем и содержание среднего профессионального образования по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности. ОПОП-П разработана для реализации образовательной программы на базе среднего общего образования. Основная профессиональная образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой специальности. Для реализации образовательной программы на базе среднего общего образования блок общеобразовательных дисциплин не учитывается. 1.2. Нормативные основания для разработки ОПОП-П: − Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; − Приказ Минпросвещения России от 08.04.2021 № 153 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования»; − Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от …№ …» «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования» (проект); − Приказ Минпросвещения России от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; − Приказ Минпросвещения России от 08.11.2021 № 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»; − Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от 05.08.2020 «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о практической подготовке обучающихся»); − Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» − Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 882/391 4 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 14.07.2023 № 534 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»; - Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 17.05.2022 № 336 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования и установлении соответствия отдельных профессий и специальностей среднего профессионального образования, указанных в этих перечнях, профессиям и специальностям среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 119 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования». 1.3. Перечень сокращений, используемых в тексте ОПОП-П: ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования; ОПОП-П – основная профессиональная образовательная программа «Профессионалитет»; ОК – общие компетенции; ПК – профессиональные компетенции; КК – корпоративные компетенции; ПС – профессиональный стандарт, ОТФ – обобщенная трудовая функция; ТФ – трудовая функция; СГ – социально-гуманитарный цикл; ОП –общепрофессиональный цикл/общепрофессиональная дисциплина; П – профессиональный цикл; ПМ – профессиональный модуль; МДК – междисциплинарный курс; ПА – промежуточная аттестация; ДЭ – демонстрационный экзамен; ГИА – государственная итоговая аттестация; ДПБ – дополнительный профессиональный блок; ОПБ – обязательный профессиональный блок; КОД- комплект оценочной документации; ЦПДЭ – центр проведения демонстрационного экзамена. Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы с учетом сетевой формы реализации программы Программа сочетает обучение в образовательной организации и на рабочем месте в организации или на предприятии с широким использованием в обучении цифровых технологий. Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы: «Педагог дополнительного образования». Выпускник образовательной программы по квалификации «Педагог дополнительного образования» осваивает общие виды деятельности: Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам, Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ, Организационно-педагогическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи. 5 Направленность образовательной программы, при сетевой форме реализации программы, конкретизирует содержание образовательной программы путем ориентации на следующие виды деятельности Наименование направленности Организационно-методическое обеспечение реализации предпрофессиональных программ в дополнительном образовании Организационно-педагогическое обеспечение по основным направлениям воспитания детей и молодежи Реализация услуг (работ) в сфере молодежной политики Вид деятельности (по выбору) в соответствии с направленностью Организационно-методическое обеспечение реализации предпрофессиональных программ в дополнительном образовании Организационно-педагогическое обеспечение по основным направлениям воспитания детей и молодежи Реализация услуг (работ) в сфере молодежной политики Наименование направленности Вид деятельности (по выбору) в соответствии (в соответствии с квалификацией с направленностью работодателя) Государственное автономное нетиповое образовательное учреждение Свердловской области «Дворец молодёжи» ВД сформированные ОО совместно с работодателем (формируемые из часов вариативной части ФГОС СПО) Преподавание по Организационно-педагогическое обеспечение проектной и инновационной деятельности детей дополнительным общеобразовательным программам Получение образования по специальности допускается только в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования. Формы обучения: очная. Объем образовательной программы, реализуемой на базе среднего общего образования по квалификации: «Педагог дополнительного образования» – 4464 академических часов. Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой на базе среднего общего образования по квалификации: «Педагог дополнительного образования» – 2 года 10 месяцев. Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника 3.1. Области профессиональной деятельности выпускников: 01 Образование и науки, 04 Культура и искусство, 05 Физическая культура и спорт. 3.2. Матрица компетенций выпускника как совокупность результатов обучения взаимосвязанных между собой ОК и ПК, которые должны быть сформированы у обучающегося по завершении образовательной программы «Профессионалитет», представлена в Приложении 1. 3.3. Профессиональные модули формируются в соответствии с выбранными видами деятельности. 6 Код компетенции Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы 4.1. Общие компетенции Формулировка компетенции ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности Знания, умения Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части определять этапы решения задачи выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы составлять план действия определять необходимые ресурсы владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах реализовывать составленный план оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности Умения: определять задачи для поиска информации определять необходимые источники информации планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию выделять наиболее значимое в перечне информации оценивать практическую значимость результатов поиска оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач 7 ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях ОК 04 Эффективно взаимодействовать использовать современное программное обеспечение использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности приемы структурирования информации формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности применять современную научную профессиональную терминологию определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности презентовать бизнес-идею определять источники финансирования Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации современная научная и профессиональная терминология возможные траектории профессионального развития и самообразования основы предпринимательской деятельности основы финансовой грамотности правила разработки бизнес-планов порядок выстраивания презентации кредитные банковские продукты Умения: организовывать работу коллектива и команды 8 и работать в коллективе и команде ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 08 взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности основы проектной деятельности Осуществлять устную Умения: и письменную грамотно излагать свои мысли и оформлять коммуникацию документы по профессиональной тематике на государственном на государственном языке, проявлять языке Российской толерантность в рабочем коллективе Федерации с учетом Знания: особенностей особенности социального и культурного контекста социального правила оформления документов и культурного контекста и построения устных сообщений Проявлять гражданскоУмения: патриотическую описывать значимость своей специальности позицию, применять стандарты антикоррупционного демонстрировать поведения осознанное поведение на Знания: основе традиционных сущность гражданско-патриотической позиции, российских духовнообщечеловеческих ценностей нравственных ценностей, значимость профессиональной деятельности по в том числе с учетом специальности гармонизации стандарты антикоррупционного поведения межнациональных и и последствия его нарушения межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения Содействовать Умения: сохранению соблюдать нормы экологической безопасности окружающей среды, определять направления ресурсосбережения ресурсосбережению, в рамках профессиональной деятельности применять знания по специальности, осуществлять работу с об изменении климата, соблюдением принципов бережливого принципы бережливого производства производства, организовывать профессиональную деятельность с эффективно действовать учетом знаний об изменении климатических в чрезвычайных условий региона ситуациях Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности пути обеспечения ресурсосбережения принципы бережливого производства основные направления изменения климатических условий региона Умения: 9 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности пользоваться средствами профилактики перенапряжения, характерными для данной специальности Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека основы здорового образа жизни условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для специальности средства профилактики перенапряжения Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые) писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика) лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности особенности произношения правила чтения текстов профессиональной направленности 10 4.2. Профессиональные компетенции Код и наименование Виды деятельности компетенции Преподавание по ПК 1.1. дополнительным Демонстрировать общеобразовательным владение программам деятельностью, соответствующей избранной направленности/ профилю дополнительной общеобразовательной программы Показатели освоения компетенции Навыки: деятельности, соответствующей избранной направленности/ профилю дополнительной общеобразовательной программы преподавания по дополнительным общеобразовательным программам определенного профиля Умения: осуществлять деятельность и демонстрировать способы осуществления деятельности, соответствующей избранной направленности/ профилю дополнительной общеобразовательной программы Знания: предметное содержание деятельности, соответствующей определенного профиля дополнительной общеобразовательной программы ПК 1.2. Навыки: Демонстрировать владения общепедагогическими владение основами преподавания по общепедагогическими дополнительным основами преподавания общеобразовательным программам по дополнительным Умения: общеобразовательным демонстрировать владение программам общепедагогическими основами преподавания (исторические предпосылки, дидактические и методические основ) по дополнительным общеобразовательным программам Знания: общепедагогические основы преподавания по дополнительным общеобразовательным программам (история, дидактика, методика) ПК 1.3. Определять цель Навыки: и задачи преподавания определения и постановки цели и по дополнительным задач преподавания по общеобразовательным дополнительным программам общеобразовательным программам Умения: 11 ПК 1.4. Определять и оценивать результаты педагогической и учебно-познавательной деятельности в процессе преподавания по дополнительным общеобразовательным программам ПК 1.5. Контролировать и корректировать процесс обучения по дополнительной общеобразовательной программе формулировать цель и задачи преподавания по дополнительным общеобразовательным программам Знания: типология целеполагания в педагогической деятельности технология и методика определения и формулировки цели и задач Навыки: определения и оценки результатов педагогической и учебнопознавательной деятельности в процессе преподавания по дополнительным общеобразовательным программам Умения: оценивать результаты педагогической и учебнопознавательной деятельности в процессе преподавания по дополнительным общеобразовательным программам интерпретировать результаты педагогической и учебнопознавательной деятельности в процессе преподавания по дополнительным общеобразовательным программам определять формы для оценки результатов педагогической и учебно-познавательной деятельности в процессе преподавания по дополнительным общеобразовательным программам Знания: технологии и методики оценивания результатов педагогической и учебно-познавательной деятельности в процессе преподавания по дополнительным общеобразовательным программам Навыки: контроля и корректировки процесса обучения по дополнительной общеобразовательной программы Умения: осуществлять контроль и корректировку процесса обучения по дополнительной общеобразовательной программы Знания: 12 ПК 1.6. Анализировать и интерпретировать результаты контроля и оценки деятельности обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам ПК 1.7. Планировать и проводить занятия и другие формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам ПК 1.8. Анализировать занятия формы, методы контроля процесса обучения по дополнительной общеобразовательной программы Навыки: анализа и интерпретации результатов контроля и оценки деятельности обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам Умения: осуществлять в практике педагогической деятельности анализ и интерпретацию результатов контроля и оценки деятельности обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам Знания: формы, методы анализа и интерпретации результатов контроля и оценки деятельности обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам Навыки: планирования и проведения занятий и других форм обучения по дополнительным общеобразовательным программам Умения: проектировать (моделировать, планировать, конструировать) занятия и другие формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам Знания: технологические этапы планирования, конструирования и проведения занятия и других форм обучения по дополнительным общеобразовательным программам закономерности и принципы планирования, конструирования и проведения занятия и других форм обучения по дополнительным общеобразовательным программам Навыки: анализа занятий Умения: анализировать занятия по определенным параметрам (цель, структура, деятельность учащихся или преподавателя, методы) 13 Организационнометодическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ ПК 2.1. Разрабатывать дополнительные общеобразовательные программы ПК 2.2. Анализировать и оценивать качество программнометодических материалов ПК 2.3. Осуществлять набор на обучение по дополнительным общеобразовательным программам ПК 2.4. Проводить профориентационные мероприятия с целью набора на обучение по дополнительным Знания: методы анализа занятий функции анализа занятий Навыки: разработки дополнительных общеобразовательных программ Умения: разрабатывать дополнительные общеобразовательные программы Знания: требования к разработке дополнительной общеобразовательной программы структурные компоненты, нормативные основы разработки дополнительной общеобразовательной программы Навыки: анализа и оценки качества программно-методических материалов Умения: анализировать и оценивать качество программно-методических материалов Знания: требования к разработке программно-методических материалов жанровые и содержательные особенности программнометодических материалов Навыки: осуществления набора на обучение по дополнительных общеобразовательным программам Умения: осуществлять набор на обучение по дополнительным общеобразовательным программам Знания: особенности набора на обучение по дополнительным общеобразовательным программам Навыки: проведения профориентационных мероприятий с целью набора на обучение по дополнительным общеобразовательным программам Умения: 14 общеобразовательным программам ПК 2.5. Проектировать образовательный процесс на основе дополнительной общеобразовательной программы ПК 2.6. Отбирать и применять в практике реализации дополнительных общеобразовательных программ различные педагогические средства, обеспечивающие освоение их содержания ПК 2.7. Осуществлять документационное обеспечение процесса проводить профориентационные мероприятия с целью набора на обучение по дополнительным общеобразовательным программам Знания: организационные формы и методики проведения профориентационные мероприятия с целью набора на обучение по дополнительным общеобразовательным программам Навыки: проектирования образовательного процесса на основе дополнительной общеобразовательной программы Умения: проектировать образовательный процесс на основе дополнительной общеобразовательной программы с учетом возрастных особенностей, опыта предметной деятельности обучающихся Знания: технологии проектирования образовательного процесса закономерности и научные подходы к проектированию образовательного процесса Навыки: выбора и применения в практике реализации дополнительных общеобразовательных программ различные педагогические средства, обеспечивающие освоение содержания Умения: отбирать и применять в практике реализации дополнительных общеобразовательных программ различные педагогические средства, обеспечивающие освоение содержания с учетом профильной направленности программы дополнительного образования Знания: педагогические средства, их функциональное предназначение Навыки: осуществления документационного обеспечения процесса реализации 15 реализации дополнительных общеобразовательных программ Организационнопедагогическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи ПК 3.1. Планировать и организовывать взаимодействие с членами педагогического коллектива, профессионального сообщества, социальными партнерами для решения задач обучения и воспитания ПК 3.2. Планировать, организовывать и проводить различные формы работы с родителями (законными представителями) для решения задач обучения и воспитания дополнительных общеобразовательных программ Умения: осуществлять документационное обеспечение процесса реализации дополнительных общеобразовательных программ Знания: документы, обеспечивающие реализацию процесса обучения по дополнительным общеобразовательным программам Навыки: планирования и организации взаимодействия с членами педагогического коллектива, профессионального сообщества, социальными партнерами для решения задач обучения и воспитания Умения: планировать и организовывать взаимодействие с членами педагогического коллектива, профессионального сообщества, социальными партнерами для решения задач обучения и воспитания Знания: основы (технологические, нравственные, методические) планирования и организации взаимодействия с членами педагогического коллектива, профессионального сообщества, социальными партнерами для решения задач обучения и воспитания Навыки: планирования, организации и проведения различных форм работы с родителями (законными представителями) для решения задач обучения и воспитания обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам Умения: планировать, организовывать и проводить различные формы работы с родителями (законными представителями) для решения 16 ПК 3.3. Создавать предметноразвивающую среду, обеспечивающую освоение дополнительной общеобразовательной программы ПК 3.4. Планировать и проводить досуговые мероприятия, обеспечивающие удовлетворение индивидуальных возможностей и потребностей детей и молодежи задач обучения и воспитания обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам Знания: закономерности, принципы, формы планирования, организации и проведения различных форм работы с родителями (законными представителями) для решения задач обучения и воспитания обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам Навыки: создания предметно-развивающей среды, обеспечивающей освоение дополнительной общеобразовательной программы Умения: моделировать, конструировать предметно-развивающую среду, обеспечивающую освоение дополнительной общеобразовательной программы Знания: требования к созданию предметноразвивающей среды, обеспечивающей освоение дополнительной общеобразовательной программы Навыки: планирования и проведения досуговых мероприятий, обеспечивающих удовлетворение индивидуальных возможностей и потребностей детей и молодежи Умения: планировать и проводить досуговые мероприятия, обеспечивающие удовлетворение индивидуальных возможностей и потребностей детей и молодежи на основе различных подходов и принципов Знания: закономерности и принципы планирования и проведения досуговых мероприятий, обеспечивающие удовлетворение индивидуальных возможностей и потребностей детей и молодежи Навыки: 17 ПК 3.5. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий. ПК 3.6. Оформлять документацию, обеспечивающую организацию досуговых мероприятий. Организационнометодическое обеспечение реализации предпрофессиональных программ в дополнительном образовании (по выбору) ПК 4.1. Проектировать образовательный процесс на основе предпрофессиональных программ. ПК 4.2. Создавать условия, включающие формы образовательной деятельности, обеспечивающие педагогическую поддержку одаренных детей анализа процесса и результатов досуговых мероприятий Умения: анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий на основании определенных для этого критериев Знания: принципы, закономерности проведения анализа процесса и результатов досуговых мероприятий Навыки: оформления документации, обеспечивающей организацию досуговых мероприятий Умения: оформлять документацию, обеспечивающую организацию досуговых мероприятий Знания: формы и виды документации, обеспечивающие организацию досуговых мероприятий Навыки: проектирования образовательного процесса на основе предпрофессиональных программ Умения: проектировать образовательный процесс на основе предпрофессиональных программ, в соответствии с требованиями к их реализации Знания: требования к проектированию образовательного процесса на основе предпрофессиональных программ Навыки: создания условий, включающих формы образовательной деятельности, обеспечивающих педагогическую поддержку одаренных детей Умения: создавать условия, включающие формы образовательной деятельности, обеспечивающие педагогическую поддержку одаренных детей, с учетом 18 Организационнопедагогическое обеспечение по основным направлениям воспитания детей и молодежи (по выбору) профильной направленности программы Знания: особенности проявления одаренности детей способы выявления одаренности детей по определенному профилю формы образовательной деятельности, обеспечивающие педагогическую поддержку одаренных детей ПК 4.1. Проектировать Навыки: образовательные проектирования образовательных ситуации, направленные ситуаций, направленных на на эстетическое, эстетическое, духовнодуховно-нравственное, нравственное, гражданскогражданскопатриотическое, трудовое патриотическое, воспитание детей и молодежи трудовое воспитание Умения: детей и молодежи. проектировать образовательные ситуации, направленные на эстетическое, духовнонравственное, гражданскопатриотическое, трудовое воспитание детей и молодежи на основе ценностных установок Знания: типы, виды образовательных ситуаций, обеспечивающих эстетическое, духовнонравственное, гражданскопатриотическое, трудовое воспитание детей и молодежи технологии проектирования образовательных ситуаций ПК 4.2. Разрабатывать Навыки: методические разработки методических материалы, материалов обеспечивающих обеспечивающие реализацию основных направлений реализацию основных воспитания детей и молодежи направлений Умения: воспитания детей и разрабатывать различные виды и молодежи формы методических материалов обеспечивающих реализацию основных направлений воспитания детей и молодежи Знания: виды и формы методические материалы, обеспечивающие реализацию основных направлений воспитания детей и молодежи 19 Реализация услуг (работ) в сфере молодежной политики (по выбору) ПК 4.1. Разрабатывать планы и программы по вопросам организации досуга и отдыха детей, подростков и молодежи ПК 4.2. Проектировать образовательные ситуации, обеспечивающие реализацию досуговой деятельности детей, подростков, молодежи в сфере молодежной политики Навыки: разработки планов и программ по вопросам организации досуга и отдыха детей, подростков и молодежи Умения: разрабатывать планы и программы для организации досуга и отдыха детей, подростков и молодежи Знания: нормативные требования к организации досуга и отдыха детей, подростков и молодежи Навыки: проектирования образовательных ситуаций, обеспечивающих реализацию досуговой деятельности детей подростков, молодежи в сфере молодежной политики Умения: проектировать образовательные ситуации, обеспечивающие реализацию досуговой деятельности детей, подростков, молодежи в сфере молодежной политики, в соответствии с нормативными требованиями Знания: нормативные требования к проектированию образовательных ситуаций, обеспечивающих реализацию досуговой деятельности детей, подростков, молодежи в сфере молодежной политики 20 Раздел 5. Структура образовательной программы 1 Э ДЗ З 3 4 5 ОД.01 2 Общеобразовательный цикл Обязательные учебные дисциплины Базовые учебные дисциплины Русский язык ОД.02 История ОД.03 География ОД.04 Иностранный язык ОД.05 Математика ОД.06 Информатика ОД.07 Физическая культура ОД.08 ОБЖ 2 ОД.09 Физика ОД.10 Химия 2 ОД.11 Биология 1 ОУД.00 В т.ч. В форме практической подготовки Наименование учебных циклов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик Распределение обязательной нагрузки по курсам и семестрам (аудиторных часов, недель практики в семестр) Учебная нагрузка Всего занятий Индекс Формы промежуточной аттестации 5.1.1. Учебный план по программе подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) Распределение обязательной нагрузки по курсам и семестрам (аудиторныхм часов в неделю, без учета практики) I курс 1 2 сем. сем. II курс 3 4 сем. сем. III курс 5 6 сем. сем. IV курс 7 8 сем. сем. I курс 1 2 сем. сем. 17 нед. 16 нед. 14 нед. 11 нед. 12 нед. 17 нед. 23 нед. 20 нед. 19 нед. Количество недель практического обучения 23 нед. 3 сем. 16 нед. 4 сем. III курс 5 6 сем. сем. IV курс 7 8 сем. сем. 20 нед. 14 нед. 11 нед. 19 нед. 12 нед. Количество недель практического обучения 0 0 1 4 3 6 7 2 0 0 1 4 3 6 7 2 9 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 1476 0 612 828 0 0 0 0 0 0 36 36 0 0 0 0 0 0 1396 0 578 782 0 0 0 0 0 0 34 34 0 0 0 0 0 0 1110 0 442 644 0 0 0 0 0 0 26 28 0 0 0 0 0 0 2 80 34 46 2 2 2 137 68 69 4 3 1 72 68 0 4 2 80 34 46 2 2 232 68 161 4 7 2 108 34 69 2 3 2 80 34 46 2 2 69 0 69 108 34 69 72 0 69 72 68 0 2 II курс 3 2 3 3 4 21 ОД.12 ОД.13 Учебные дисциплины углубленного уровня Литература Обществознание Индивидуальный проект 286 2 2 1 Дополнительные учебные дисциплины 136 138 144 108 68 34 34 80 0 0 0 8 6 69 69 4 2 3 3 34 0 2 34 46 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2 2 ОД.14 Введение в профессиональную деятельность 40 17 23 1 1 ОД.15 Культура Урала 40 17 23 1 1 СГ.00 Социальногуманитарный цикл 448 0 0 0 0 СГ.01 СГ.02 СГ.03 СГ.04 СГ.05 ОП.00 ОП.01 ОП.02 ОП.03 ОП.04 ОП.05 ОП.06 История России Иностранный язык в профессиональной деятельности Безопасность жизнедеятельности Физическая культура Основы финансовой грамотности Общепрофессиональн ый цикл Основы педагогики Основы психологии Основы обучения лиц с особыми образовательными потребностями Русский язык и культура профессиональной коммуникации Возрастная анатомия, физиология и гигиена Проектная и исследовательская деятельность в 166 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 8 8 4 3 1 3 2 1 2 2 128 160 56 57 11 36 32 40 0 0 0 0 2 2 4 72 6 119 58 32 40 28 19 0 0 2 2 4 72 18 32 40 0 0 0 0 2 2 3-7 149 90 32 40 28 38 11 0 2 2 8 36 0 0 0 0 0 36 160 200 0 0 0 72 0 0 1 3 432 216 0 0 10 10 4 72 72 36 42 32 32 40 40 0 0 0 0 0 0 0 0 2 2 2 2 8 36 18 0 0 0 0 0 36 4 36 14 16 20 0 0 0 0 1 1 4 72 36 32 40 0 0 0 0 2 2 8 36 18 0 0 0 0 0 36 0 0 0 6 3 3 22 ОП.07 ОП.08 ПМ.00 ПМ.01 МДК.01 .01 МДК.01 .02 УП.01.0 1 УП.01.0 2 ПП.01.0 1 ПМ.02 профессиональной сфере Информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности Педагогика дополнительного образования Профессиональный цикл Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам Подготовка педагога дополнительного образования к реализации дополнительной общеобразовательной программы Общепедагогические основы преподавания по дополнительным общеобразовательным программам Введение в специальность Практика наблюдения за деятельностью педагога дополнительного образования Пробные занятия в области технического творчества в организациях дополнительного образования Организационнометодическое обеспечение реализации 4 36 16 16 20 0 0 0 0 1 1 72 36 32 40 0 0 0 0 2 2 1567 1402 160 260 154 304 77 108 10 13 11 16 7 6 955 860 160 220 98 95 22 72 10 11 7 5 2 3 128 160 70 38 22 36 8 8 5 2 2 3 60 28 57 0 0 2 3 2 3 0 2 4 6 0 0 4 8 Э К 4 6,8 454 378 6 5 177 158 32 3* 36 36 1 4* 72 72 2 4*7* 216 216 1 1 1 3 318 282 40 56 114 0 6 Э К 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 23 МДК.02 .01 МДК.02 .02 УП.02.0 1 ПП.02.0 1 ПМ.03 МДК.03 .01 МДК.03 .02 УП.03.0 1 дополнительных общеобразовательных программ Программнометодическое обеспечение реализации дополнительного образования Методические аспекты реализации дополнительных общеобразовательных программ Анализ методического сопровождения программ дополнительного образования Разработка методического и дидактического материала для реализации дополнительных общеобразовательных программ Организационнопедагогическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи Взаимодействие с участниками образовательных отношений Организация досуговой деятельности обучающихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программа Педагогическое взаимодействие с 6 85 68 0 0 28 57 0 0 6 125 106 0 40 28 57 0 0 4* 36 36 5* 72 72 8 Э К 294 260 7 60 8 7* 2 3 2 2 3 0 0 5 5 1 2 0 0 0 0 0 95 55 36 50 0 0 0 38 22 0 2 2 126 102 0 0 0 57 33 36 3 3 36 36 1 0 0 0 3 3 24 ПП.03.0 1 ПМ.04 МДК.04 .01 МДК.04 .02. УП.04.0 1 УП.04.0 2 ПП.04.0 1 ПП.04.0 2 родителями и сотрудниками организаций дополнительного образования Педагогическое взаимодействие с родителями и сотрудниками организаций дополнительного образования Реализация услуг (работ) в сфере молодежной политики Организация досуга, отдыха детей, подростков и молодежи Организационнопедагогическая поддержка детей, подростков и молодежи в процессе социализации Знакомство с организацией досуговых мероприятий в организациях дополнительного образования Подготовка к летней практике Организация досуговых мероприятий в условиях летнего оздоровительного лагеря Организация и проведение досуговых мероприятий в организациях дополнительного образования 8* 7 Э К 72 72 334 304 42 2 0 0 0 0 42 0 30 0 0 42 0 76 58 0 0 0 76 36 36 1 6* 36 36 1 6* 108 108 3 36 36 0 0 0 0 0 0 3 4 3 5 4 6 6* 7* 1 0 0 25 Производственная практика (преддипломная) Государственная итоговая аттестация Дополнительный профессиональный блок ОП.09 ОП.10 ОП.11 ПМ.05 МДК.05 .01 МДК.05 .02 ПП.05.0 1 144 216 Технологическое предпринимательство Основы проектной и инновационной деятельности Менеджмент в образовании Организационнопедагогическое обеспечение проектной и инновационной деятельности детей Цифровые образовательные ресурсы в дополнительном образовании детей Освоение приципов проектной и инновационной деятельности обучающихся в различных сферах технического творчества Организационнопедагогическое обеспечение проектной и инновационной деятельности детей (рассредоточенная) ВСЕГО: в том числе: Общеобразовательный учебный цикл 144 1287 1056 8 57 3 8 3 5 7-8 0 128 100 252 247 308 252 48 0 0 0 0 33 24 64 52 64 0 0 0 0 0 69 54 0 0 0 0 33 36 1097 902 64 100 252 247 242 192 64 50 64 0 0 0 0 0 967 780 0 100 252 247 176 192 66 72 5904 3288 612 828 576 720 504 608 396 468 36 36 36 36 36 36 36 36 1476 0 612 828 0 0 0 0 0 0 36 36 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 8 5 18 13 28 21 3 2 3 3 4 0 0 4 5 18 13 22 16 5 18 13 16 16 4 66 6 26 ГИА Государственная итоговая аттестация (6 недель) Демонстрационный экзамен 03.06.2026 -29.06.2026 Дипломный проект (работа) 03.06.2026 - 29.06.2026, в том числе подготовка дипломного проекта (работы) с 30.10.2025 по 04.11.2025 ., с 27.05.2026 по 01.06.2026 (всего 2 недели) 3141 2232 0 0 448 620 252 361 88 216 0 0 28 31 18 23 8 15 1287 1056 0 0 128 100 252 247 308 252 0 0 8 5 18 13 28 21 2 9 2 9 2 8 2 0 4428 4 6 Всего ПДП Обязательная часть учебных циклов ОПОП Дополнительный профессиональный блок В соответствии с ФГОС СПО: Каникулярное время (кол-во недель) Преддипломная практика (кол-во недель) Государственная итоговая аттестация (кол-во недель) 5.1.2. Обоснование распределения часов вариативной части ОПОП-П № п/п Код и наименование учебной Количество дисциплины/профессионального модуля часов 1 ОП 09 Технологическое предпринимательство 60 2 ОП 10 Основы проектной и инновационной деятельности 64 3 ОП 11 Менеджмент в образовании 72 4 ПМ 05 Организационно-педагогическое обеспечение проектной и инновационной 1119 деятельности детей Итого 1315 Обоснование По запросу работодателя По запросу работодателя По запросу работодателя По запросу работодателя - 27 5.2. План обучения на предприятии (на рабочем месте) План обучения на предприятии заполняется образовательной организацией при формировании основной профессиональной образовательной программы исходя из наличия помещений для организации образовательного процесса на базе предприятия-партнера. Работодатель снабжает необходимым оборудованием, инструментами, расходными материалами, обеспечивающими выполнение всех видов работ, определенных содержанием программ профессиональных модулей. Содержание Ответственный ПМ Длительность Наименование практической Семестр от предприятия № обучения рабочего места, п/п подготовки (виды обучения (при Код Наименование (в часах) участка 1 работ) необходимости) Знакомство 12 3 с учреждениями дополнительного образования ПМ 01 детей (дворцы, дома и центры творчества, специализированн ые школы, студии) Исследовательска я работа по изучению ПМ 01 реализации программ дополнительного образования 1 Оснащение указано в п. 6.1.2.5 Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам 12 Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам 3 28 Разработать информационнорекламный материал о возможностях и ПМ 01 содержании дополнительной общеобразователь ной программы Составление презентации по дополнительной ПМ 01 общеобразователь ной общеразвивающей программе Изучение должностных обязанностей ПМ 01 педагога дополнительного образования Составление анализа ПМ 01 наблюдения за педагогом. Составление ПМ 01 фотографии урока 12 3 12 4 12 4 12 4 36 4 Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам Преподавание по дополнительным 29 / занятия общеобразовательным программам Наблюдение 36 4 12 4 8 4 3 4 8 4 занятия технической направленности. ПМ 01 Знакомство с содержанием, организацией и методикой проведения занятий. Составление ПМ 02 дидактического материала к занятиям. Составление картотеки дидактических игр. Проведение дидактической игры с обучающимися. Составление картотеки ПМ 02 ПМ 02 ПМ 02 Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам Организационнометодическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ Организационнометодическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ Организационнометодическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ Организационнометодическое обеспечение 30 физминуток. По различным видам: для физической активности; для снятия перенапряжения со зрительного аппарата; для гимнастики пальцев рук; для устранения искривления осанки; для снятия общего переутомления. Проведение физминуток с обучающимися Анализ проведения. Просмотр досугового мероприятия. Анализ досугового мероприятия Разработка и представление плана досуговых мероприятий для учащихся по определенной реализации дополнительных общеобразовательных программ ПМ 02 ПМ 04 ПМ 04 ПМ 04 Организационнометодическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ Реализация услуг (работ) в сфере молодежной политики Реализация услуг (работ) в сфере молодежной политики Реализация услуг (работ) в сфере молодежной политики 3 4 12 6 6 6 6 6 31 тематике Составления каталога конкурсов, игр для работы педагогаорганизатора Разработка и представление плана досуговых мероприятий для учащихся по определенной тематике Разработка фрагмента организации совместной с обучающимися подготовки досугового мероприятия Организация досугового мероприятия: отбор содержания досугового мероприятия любого типа в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей ПМ 04 ПМ 04 ПМ 04 ПМ 04 6 6 6 6 12 6 12 6 Реализация услуг (работ) в сфере молодежной политики Реализация услуг (работ) в сфере молодежной политики Реализация услуг (работ) в сфере молодежной политики Реализация услуг (работ) в сфере молодежной политики 32 Организация досугового мероприятия Участие в деятельности детского творческого коллектива: помощь педагогу дополнительного образования в подготовке досугового мероприятия Участие в деятельности детского творческого коллектива: сопровождение обучающихся на конкурсы, соревнования; волонтерская работа Организация досугового мероприятия: - изготовление реквизита - оформление декорации ПМ 04 ПМ 04 ПМ 04 Реализация услуг (работ) в сфере молодежной политики 36 7 24 6 24 6 12 6 12 6 Реализация услуг (работ) в сфере молодежной политики Реализация услуг (работ) в сфере молодежной политики ПМ 04 Реализация услуг (работ) в сфере молодежной политики ПМ 04 Реализация услуг (работ) в сфере молодежной политики 33 Разработка планконспекта организации совместной с учащимися подготовки досугового мероприятия по определенной тематике Разработка методических материалов ПМ 04 ПМ 02 Анализ программ дополнительного ПМ 02 образования технической направленности Разработка дополнительной общеобразователь ной ПМ 02 общеразвивающей программы технической направленности Создание в ПМ 03 кабинете 12 6 12 5 12 5 36 5 24 7 Реализация услуг (работ) в сфере молодежной политики Организационнометодическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ Организационнометодическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ Организационнометодическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ Организационнопедагогическое 34 (мастерской, лаборатории) предметноразвивающей среды разработка информационнорекламного буклета о возможностях и ПМ 03 содержании дополнительной общеобразователь ной программы Организация и проведения консультации для родителей по ПМ 03 вопросам организации дополнительной программы Организация взаимодействия преподавателей ПМ 03 Систематизация и оценка ПМ 03 педагогического опыта в области обеспечение дополнительного образования детей и молодежи 12 7 30 8 30 8 12 8 Организационнопедагогическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи Организационнопедагогическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи Организационнопедагогическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи Организационнопедагогическое обеспечение дополнительного 35 дополнительного образования на основе изучения профессионально й литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов составление списка использованных источников по теме дипломной работы Оформление педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений изучение методики ПМ 02 проведения демонстрационног о экзамена анализ педагогических ситуаций, возникающих в педагогическом процессе Участие в ПМ 05 проектной и образования детей и молодежи 12 5 24 7 Организационнометодическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ Организационно-педагогическое обеспечение проектной и 36 исследовательско й деятельности в области дополнительного образования изучение и анализ опыта работы педагогов по организации проектной и исследовательско й деятельности реализация проектной и исследовательско й деятельности в избранной области дополнительного образования Сопровождение учащихся во время подготовки к соревнованиям и проектной деятельности Создание предметноразвивающей среды в рамках проектной деятельности Планирование занятий в инновационной деятельности детей ПМ 05 ПМ 05 12 7 24 7 12 7 12 5 Организационно-педагогическое обеспечение проектной и инновационной деятельности детей Организационно-педагогическое обеспечение проектной и инновационной деятельности детей ПМ 05 Организационно-педагогическое обеспечение проектной и инновационной деятельности детей ПМ 01 Преподавание по дополнительным 37 избранной области в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся Определение цели и задач занятий по программам дополнительного ПМ 01 образования детей в избранной области Организация и проведение ПМ 01 занятий Разработка планов, конспектов занятий с учетом возрастных и ПМ 01 индивидуальных особенностей обучающихся в избранной области. Оформление ПМ 01 конспектов уроков общеобразовательным программам 12 5 12 5 12 6 12 6 Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам Преподавание по дополнительным 38 или занятий в соответствии с современными требованиями Контроль и оценивание процесса и результатов деятельности занимающихся, результатов общеобразовательным программам ПМ 01 освоения программы дополнительного образования в избранной области Наблюдение и проведение пробных занятий в избранной ПМ 01 области, анализ и самоанализ занятий Заполнение всей ви дов учебной документации в ПМ 01 соответствии с требованиями к ее ведению и оформлению 12 6 96 7 12 7 Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам 39 40 5.3. Календарный учебный график График учебного процесса по неделям (в соответствии с ФГОС СПО) 5.3.1. По программе подготовки специалиста среднего звена (ППССЗ) 4 9 1 Каникулы ГИА сессии практики теорет. + зачет ВУП Кол-во учеб. недель Сентябрь 11 18 25 16 23 30 2 3 4 2 7 5 9 14 6 5 6 Октябрь 16 23 21 28 7 8 30 4 9 6 11 10 Ноябрь 13 20 18 25 11 12 27 2 13 4 9 14 11 16 15 Декабрь 18 23 16 25 30 17 9 10 11 13 14 15 16 1 6 18 Январь 8 15 22 13 20 27 19 20 21 29 3 22 5 10 23 2 3 4 Февраль 12 19 26 17 24 2 24 25 26 4 9 27 Март 11 18 16 23 28 29 25 30 30 1 6 31 Апрель 8 15 13 20 32 33 22 27 34 29 4 35 6 11 36 7 8 9 11 12 13 15 16 17 Май 13 20 18 25 37 38 27 1 39 3 8 40 Июнь 10 17 15 22 41 42 24 29 43 1 6 44 8 13 45 20 21 Июль 15 22 20 27 46 47 29 3 48 5 10 49 Август 12 19 17 24 50 51 26 31 52 17 0 0 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 ОЧ 17/24 17/22 0/0 0/2 0 2/9 Ап Ап З = = З Э Э = = = = = = = = = ВЧ 17/24 17/22 0/0 0/2 0 2/9 Ап Ап З = = З Э Э = = = = = = = = = ОЧ 17/24 16/20 1/4 1/1 0 2/9 У З Э = = У У П У З Э = = = = = = = = = ВЧ 17/24 16/20 1/4 1/1 0 2/9 У З Э = = У У П У З Э = = = = = = = = = ОЧ 17/25 14/19 5/6 1/1 0 2/8 П У П З Э = = П У У З Э П П П = = = = = = = = ВЧ 17/25 14/19 5/6 1/1 0 2/8 П У П З Э = = П У У З Э П П П = = = = = = = = П П Δ+Пр Пр Пр У Пр П Пр З+Пр Э+Пр = = П П З Э × × × × Δ А А А А Пр Пр Пр Пр Пр П П П Δ+Пр Пр Пр У Пр П Пр З+Пр Э+Пр = = П П З Э × × × × Δ А А А А 1 1 2 3 4 7 2 3 ОЧ 17/24 11/12 7/2 1/1 1/5 2/0 Пр Пр Пр Пр Пр П 4 ВЧ 17/24 11/12 7/2 1/1 1/5 2/0 8 12 Модули и дисциплины (обязательная часть) = Каникулы × Практика (преддипломная) Модули и дисциплины (вариативная часть) У Учtбная практика Δ Подготовка к государственной истоговой аттестации Э Промежуточная аттестация П Производственная практика А Государственная итоговая аттестация З Зачетная неделя (в рамках теоретического обучения) нед. 5 6 10 14 18 19 Производственная практика (рассредоточенная) 2. Сводные данные по бюджету времени (в неделях) обучение за год 1 семестр 2 семестр ГИА час. нед. час. нед. час. Промежуто чная практика Всего Пр 1 Каникулы, нед Всего, нед. Курс Из них 1 курс 40 1440 17 612 23 828 2 0 11 43 2 курс 39 1296 16 576 20 720 2 5 11 43 3 курс 4 курс итого 33 23 135 1112 900 4748 14 11 49 504 432 2124 19 12 65 608 468 2624 2 2 4 9 9 23 10 2 34 44 43 133 6 6 уч.час. 4104 ПА 144 ГИА 216 Итог 4464 ОЧ ВЧ ГИА часы 3149 1315 216 нед 82 36 6 41 5.4. Рабочая программа воспитания 5.4.1. Цель и задачи воспитания обучающихся при освоении ими образовательной программы: Цель рабочей программы воспитания – создание организационно-педагогических условий для формирования личностных результатов обучающихся, проявляющихся в развитии их позитивных чувств и отношений к российским гражданским (базовым, общенациональным) нормам и ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации, с учетом традиций и культуры субъекта Российской Федерации, деловых качеств специалистов среднего звена, определенных отраслевыми требованиями (корпоративной культурой). Задачи: − формирование единого воспитательного пространства, создающего равные условия для развития обучающихся профессиональной образовательной организации; − организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения; − формирование у обучающихся профессиональной образовательной организации общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров, необходимых для устойчивого развития государства; − усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса воспитания. 5.4.2. Рабочая программа воспитания представлена в приложении 4. 5.5. Календарный план воспитательной работы Календарный план воспитательной работы представлен в приложении 4. Раздел 6. Условия реализации образовательной программы 6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы. 6.1.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной и воспитательной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования стандартов. Перечень специальных помещений Кабинеты: Кабинеты «дисциплин социально-гуманитарного цикла»; Педагогики и психологии; Физиологии, анатомии и гигиены; Иностранного языка в профессиональной деятельности; Теории и методики физического воспитания; Безопасности жизнедеятельности. Русского языка и культура профессиональной коммуникации педагога Лаборатории: Информатики и информационно-коммуникационных технологий. 42 Мастерские: Педагогики дополнительного образования. Спортивный комплекс универсальный спортивный зал; зал ритмики и фитнеса; тренажерный зал; спортивные сооружения и (или) открытые спортивные площадки, оснащенные спортивным оборудованием и инвентарем, обеспечивающим достижение результатов освоения образовательной программы. Залы: − − библиотека, читальный зал с выходом в интернет; актовый зал. 6.1.2. Материально-техническое оснащение кабинетов, лабораторий, мастерских и баз практики по специальности. Образовательная организация, реализующая программу по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам в разрезе выбранных траекторий. Минимально необходимый для реализации ОПОП перечень материально-технического обеспечения включает в себя: 6.1.2.1. Оснащение кабинетов Кабинет «дисциплин социально-гуманитарного цикла»; № Наименование оборудования Техническое описание I Специализированная мебель и системы хранения Основное оборудование рабочие места обучающихся Двухместный стол и стул рабочее место преподавателя Стол, стул, компьютер/ноутбук Дополнительное оборудование доска флипчарт II Технические средства Основное оборудование демонстрационное и/или интерактивное оборудование лицензионное программное обеспечение, Компьютер с выходом в локальную и глобальную сеть Интернет Дополнительное оборудование проектор III Демонстрационные учебно-наглядные пособия Основное оборудование учебно-методический комплекс по дисциплине учебные пособия 43 дидактический и демонстрационный материал, необходимый для организации качественного обучения Дополнительное оборудование Кабинет «Педагогики и психологии» № Наименование оборудования I Специализированная мебель и системы хранения Основное оборудование рабочие места обучающихся рабочее место преподавателя II Технические средства Основное оборудование демонстрационное и/или интерактивное оборудование лицензионное программное обеспечение компьютер с выходом в локальную и глобальную сеть Интернет Дополнительное оборудование доска флипчарт III Демонстрационные учебно-наглядные пособия Основное оборудование учебно-методический комплекс по дисциплине учебные пособия дидактический и демонстрационный материал, необходимый для организации качественного обучения Дополнительное оборудование Кабинет «Физиологии, анатомии и гигиены» № Наименование оборудования I Специализированная мебель и системы хранения Основное оборудование рабочие места обучающихся рабочее место преподавателя II Технические средства Основное оборудование демонстрационное и/или интерактивное оборудование лицензионное программное обеспечение компьютер с выходом в локальную и глобальную сеть Интернет Дополнительное оборудование Натуральные объекты (живые растения и животные, коллекции, влажные и остеологические препараты, гербарии и пр.) приборы, посуда, принадлежности для проведения демонстраций и лабораторных работ муляжи, модели, рельефные таблицы Техническое описание Двухместный стол и стул Стол, стул, компьютер/ноутбук Техническое описание Двухместный стол и стул Стол, стул, компьютер/ноутбук 44 микроскопы, микропрепараты, ручная лупа, предметные стёклышки III Демонстрационные учебно-наглядные пособия Основное оборудование учебно-методический комплекс по дисциплине учебные пособия дидактический и демонстрационный материал, необходимый для организации качественного обучения контрольно-измерительные материалы: тестовые задания, задачи Дополнительное оборудование Кабинет «Иностранный язык в профессиональной деятельности» № Наименование оборудования Техническое описание I Специализированная мебель и системы хранения Основное оборудование рабочие места обучающихся Двухместный стол и стул рабочее место преподавателя Стол, стул, компьютер/ноутбук II Технические средства Основное оборудование демонстрационное и/или интерактивное оборудование лицензионное программное обеспечение компьютер с выходом в локальную и глобальную сеть Интернет III Демонстрационные учебно-наглядные пособия Основное оборудование учебно-методический комплекс по дисциплине учебные пособия дидактический и демонстрационный материал, необходимый для организации качественного обучения словари, журналы на иностранных языках Дополнительное оборудование Кабинет «Русский язык и культура профессиональной коммуникации педагога» № Наименование оборудования Техническое описание I Специализированная мебель и системы хранения Основное оборудование рабочие места обучающихся Двухместный стол и стул рабочее место преподавателя Стол, стул, компьютер/ноутбук II Технические средства Основное оборудование демонстрационное и/или интерактивное оборудование лицензионное программное обеспечение компьютер с выходом в локальную и глобальную сеть Интернет 45 III Демонстрационные учебно-наглядные пособия Основное оборудование учебно-методический комплекс по дисциплине учебные пособия дидактический и демонстрационный материал, необходимый для организации качественного обучения Кабинет «Теории и методики физического воспитания» № Наименование оборудования Техническое описание I Специализированная мебель и системы хранения Основное оборудование рабочие места обучающихся Двухместный стол и стул рабочее место преподавателя Стол, стул, компьютер/ноутбук II Технические средства Основное оборудование демонстрационное и/или интерактивное оборудование лицензионное программное обеспечение компьютер с выходом в локальную и глобальную сеть Интернет фортепьяно / музыкальные инструменты III Демонстрационные учебно-наглядные пособия Основное оборудование учебно-методический комплекс по дисциплине учебные пособия дидактический и демонстрационный материал, необходимый для организации качественного обучения Дополнительное оборудование Кабинет «Безопасности жизнедеятельности» № Наименование оборудования I Специализированная мебель и системы хранения Основное оборудование рабочие места обучающихся рабочее место преподавателя Дополнительное оборудование II Технические средства Основное оборудование демонстрационное и/или интерактивное оборудование лицензионное программное обеспечение Компьютер с выходом в локальную и глобальную сеть Интернет общевойсковой защитный комплект (ОЗК) общевойсковой противогаз или противогаз ГП-7 гопкалитовый патрон ДП-5В изолирующий противогаз в комплекте с регенеративным патроном Техническое описание Двухместный стол и стул Стол, стул, компьютер/ноутбук 46 респиратор Р-2 индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, 9, 10, 11) ватно-марлевая повязка противопыльная тканевая маска медицинская сумка в комплекте носилки санитарные Аптечка индивидуальная (АИ-2) бинты марлевые бинты эластичные жгуты кровоостанавливающие резиновые индивидуальные перевязочные пакеты косынки перевязочные ножницы для перевязочного материала прямые шприц-тюбики одноразового пользования (без наполнителя) шинный материал (металлические, дитерихса) огнетушители порошковые (учебные) огнетушители пенные (учебные) огнетушители углекислотные (учебные) устройство отработки прицеливания учебные автоматы АК-74 винтовки пневматические робот-тренажер III Демонстрационные учебно-наглядные пособия Основное оборудование учебно-методический комплекс по дисциплине учебные пособия дидактический и демонстрационный материал, необходимый для организации качественного обучения комплект плакатов по Гражданской обороне комплект плакатов по Основам военной службы комплекты раздаточных материалов и оборудования к разделам (тесты, схемы, памятки) Дополнительное оборудование 6.1.2.2. Оснащение помещений, задействованных при организации самостоятельной и воспитательной работы. Кабинет «Самостоятельной и воспитательной работы» № Наименование оборудования Техническое описание I Основное оборудование Двухместный стол и стул рабочие места обучающихся Стол, стул, рабочее место преподавателя II Технические средства Основное оборудование демонстрационное и/или интерактивное оборудование лицензионное программное обеспечение компьютер/ноутбук 47 Компьютеры с выходом в локальную и глобальную сеть Интернет, доступом в электронную информационнообразовательную среду образовательной организации Дополнительное оборудование III Дополнительное оборудование Основное оборудование Дополнительное оборудование 6.1.2.3. Оснащение лабораторий Лаборатория «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности». № Наименование оборудования Техническое описание I Специализированная мебель и системы хранения Основное оборудование Двухместный стол и стул рабочие места обучающихся Стол, стул, рабочее место преподавателя Дополнительное оборудование компьютер/ноутбук II Технические средства Основное оборудование демонстрационное и/или интерактивное оборудование лицензионное программное обеспечение компьютер с выходом в локальную и глобальную сеть Интернет персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением по количеству рабочих мест Дополнительное оборудование III Специализированное оборудование, мебель и системы хранения Основное оборудование Дополнительное оборудование IV Демонстрационные учебно-наглядные пособия Основное оборудование Дополнительное оборудование 6.1.2.4. Оснащение мастерских Мастерская «Педагогики дополнительного образования». № Наименование оборудования Техническое описание I Специализированная мебель и системы хранения Основное оборудование Двухместный стол и стул рабочие места обучающихся 48 рабочее место преподавателя Стол, стул, компьютер/ноутбук Дополнительное оборудование Системы хранения планшетов Системы хранения образовательных наборов Стол для проведения соревнований флипчарт II Технические средства Основное оборудование демонстрационное и/или интерактивное оборудование лицензионное программное обеспечение компьютер с выходом в локальную и глобальную сеть Интернет персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением по количеству рабочих мест Дополнительное оборудование Графические планшеты Планшеты для управления образовательными наборами МФУ III Специализированное оборудование, мебель и системы хранения Основное оборудование Образовательные наборы для изучения технологии «Интернет вещей» Образовательные наборы для изучения технологий естественнонаучной направленности и экспериментов Образовательных наборы для изучения робототехники Рабочие станции по разработке VR/AR Дополнительное оборудование IV Демонстрационные учебно-наглядные пособия Основное оборудование учебно-методический комплекс по дисциплине учебные пособия Дополнительное оборудование Учебные пособия по сборке/разборке, программированию робототехнических наборов 6.1.2.5. Оснащение баз практик Реализация образовательной программы предполагает обязательную учебную и производственную практику. Учебная практика реализуется в мастерских профессиональной образовательной организации и (или) в организациях образовательного профиля и требует наличия оборудования, инструментов, расходных материалов, обеспечивающих выполнение всех видов работ, определенных содержанием программ профессиональных модулей, в том числе оборудования и инструментов, используемых при проведении чемпионатов профессионального мастерства и указанных в инфраструктурных листах конкурсной документации. Производственная практика реализуется в организациях образовательного профиля, обеспечивающих деятельность обучающихся в профессиональной области 01 Образование и науки, 04 Культура и искусство, 05 Физическая культура и спорт. 49 Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест производственной практики должно соответствовать содержанию профессиональной деятельности и дать возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по видам деятельности, предусмотренными программой, с использованием современных технологий, материалов и оборудования. Наименование рабочего места, участка «Учебный класс» № Наименование оборудования 2 Техническое описание 3 I Специализированная мебель и системы хранения Основное оборудование рабочие места обучающихся рабочее место преподавателя Столы для групповых работ Дополнительное оборудование Места хранения образовательных наборов Стеллажи для демонстрации работ флипчарт II Технические средства Основное оборудование демонстрационное и/или интерактивное оборудование лицензионное программное обеспечение компьютер с выходом в локальную и глобальную сеть Интернет персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением по количеству рабочих мест Телевизор Дополнительное оборудование МФУ III Специализированное оборудование, мебель и системы хранения Основное оборудование Образовательных наборы для изучения робототехники Станки с ЧПУ камеры Дополнительное оборудование учебно-методический комплекс учебные пособия IV Демонстрационные учебно-наглядные пособия Основное оборудование Дополнительное оборудование 6.1.3. Допускается замена оборудования его виртуальными аналогами. Список оборудования дополняется образовательной организацией при формировании основной профессиональной образовательной программы. 3 Техническое описание дается образовательной организацией самостоятельно при формировании основной профессиональной образовательной программы. 2 50 6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы 6.2.1. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине (модулю) из расчета не менее 0,25 экземпляра каждого из изданий, указанных в рабочих программах дисциплин (модулей) в качестве основной литературы, на одного обучающегося из числа лиц, одновременно осваивающих соответствующую дисциплину (модуль). В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25 процентов обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению (при необходимости). Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным дисциплинам (модулям). 6.2.2. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями, адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся. 6.2.3. Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения образовательной программы, в том числе отечественного производства 4. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Наименование лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства ПО для 3d-моделирования свободного доступа ПО для редактирования изображений свободного доступа ПО для редактирования видео свободного доступа ПО для редактирования аудио свободного доступа ПО для программирования свободного доступа ПО для создания анимации свободного доступа Кроссплатформенная среда для создания игр и VR приложений Код и наименование учебной дисциплины (модуля) Количество 6.3. Требования к практической подготовке обучающихся 6.3.1. Практическая подготовка при реализации образовательной программы среднего профессионального образования направлена на совершенствование модели практикоориентированного обучения, усиление роли работодателей при подготовке специалистов 4 Указывается при наличии и необходимости применения программного обеспечения в соответствии с квалификацией выпускника СПО 51 среднего звена путем расширения компонентов (частей) образовательных программ, предусматривающих моделирование условий, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью, а также обеспечения условий для получения обучающимися практических навыков и компетенций, соответствующих требованиям, предъявляемым работодателями к квалификациям специалистов, рабочих. 6.3.2. Образовательная программа и ее отдельные части (дисциплины, междисциплинарные курсы, профессиональные модули, практика и другие компоненты) совместно с работодателем (профильной организацией) реализуются в форме практической подготовки с учетом требований ФГОС СПО специфики получаемой специальности. 6.3.3. Образовательная деятельность в форме практической подготовки: − реализуется на рабочем месте предприятия работодателя (профильной организации) при проведении практических и лабораторных занятий, выполнении курсового проектирования, всех видов практики и иных видов учебной деятельности; − предусматривает демонстрацию практических навыков, выполнение, моделирование обучающимися определенных видов работ для решения практических задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью в условиях, приближенных к реальным производственным; − включает в себя отдельные лекции, семинары, мастер-классы, которые предусматривают передачу обучающимся учебной информации, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. 6.3.4. Образовательная деятельность в форме практической подготовки должна быть организована на всех курсах обучения, охватывая дисциплины, междисциплинарные модули, профессиональные модули, все виды практики, предусмотренные учебным планом образовательной программы. 6.3.5. Практическая подготовка организована в учебных, учебно-производственных лабораториях, мастерских, учебно-опытных хозяйствах, учебных полигонах, учебных базах практики и иных структурных подразделениях образовательной организации, а также в специально оборудованных помещениях (рабочих местах) профильных организаций на основании договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между образовательной организацией и профильной организацией (работодателем). 6.3.6. Результаты освоения образовательной программы (ее отдельных частей) оцениваются в рамках промежуточной и государственной итоговой аттестации, организованных в форме демонстрационного экзамена профильного уровня, в том числе на рабочем месте работодателя (профильной организации). 6.4. Требования к организации воспитания обучающихся 6.4.1. Воспитание обучающихся при освоении ими основной образовательной программы осуществляется на основе включаемых в настоящую образовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы (приложение 4). 6.4.3. В разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы принимают участие советы обучающихся, советы родителей, представители работодателей и (или) их объединений (при их наличии). 6.5. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы 6.5.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на иных условиях, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области 52 профессиональной деятельности 01 Образование и науки, 04 Культура и искусство, 05 Физическая культура и спорт, и имеющими стаж работы в данной профессиональной области не менее трех лет. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии). Работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации не реже одного раза в три года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.15 ФГОС СПО, а также в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия полученных компетенций требованиям к квалификации педагогического работника. Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих опыт деятельности не менее трех лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, в общем числе педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей образовательной программы, должна быть 25 процентов. 6.6. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы 6.6.1. Примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы 5 Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы в соответствии с направленностью и квалификацией осуществляются в соответствии с Перечнем и составом стоимостных групп профессий и специальностей по государственным услугам по реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования – программ подготовки специалистов среднего звена, итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат по государственным услугам по стоимостным группам профессий и специальностей, отраслевые корректирующие коэффициенты и порядок их применения, утверждаемые Минпросвещения России ежегодно. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы, определенное в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Федеральным законом от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», включает в себя затраты на оплату труда преподавателей и мастеров производственного обучения с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Раздел 7. Формирование оценочных материалов для проведения государственной итоговой аттестации 7.1. Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является обязательной для образовательной организации СПО. Она проводится по завершении всего курса обучения по направлению подготовки. В ходе ГИА оценивается степень соответствия сформированных 7.2. Выпускники, освоившие программы подготовки специалистов среднего звена, сдают ГИА в форме демонстрационного экзамена и защиты дипломного проекта (работы). Образовательная организация приводит расчетную величину стоимости с рекомендациями федеральных и региональных нормативных документов. 5 услуги в соответствии 53 Требования к содержанию, объему и структуре дипломного проекта (работы) образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ОПОП-П. Государственная итоговая аттестация завершается присвоением квалификации специалиста среднего звена: «Педагог дополнительного образования». 7.3. Для государственной итоговой аттестации образовательной организацией разрабатывается программа государственной итоговой аттестации и оценочные материалы. 7.4. Примерное содержание ГИА включает структуру оценочных материалов, комплекс требований и рекомендаций для проведения демонстрационного экзамена профильного уровня, организацию и проведение защиты дипломной работы (дипломного проекта).