Приложение 4.7 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 44.02.03 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. В. 07 ОСНОВЫ ЭТИКЕТА 44.02.03 Педагогика дополнительного образования Заочная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной дисциплины «Основы этикета» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 августа 2014 г. № 998. Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» Организация-разработчик: Разработчик: Балина И.Г. , преподаватель высшей квалификационной категории © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЭТИКЕТА» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Основы этикета» является составляющей вариативной части общего гуманитарного и социально-экономического цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования». Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Цель: совершенствование поведенческой культуры, ориентирующей будущего педагога дополнительного образования на нравственные ценности, саморазвитие, самосовершенствование, создающей для него возможности успешной жизнедеятельности и профессиональной карьеры. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания: Код ОК, ПК Умения Знания ОК 1. ОК 2. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 8. - оперировать терминологией по основам этикета; - ориентироваться в ситуации на основе лично освоенных традиций, норм социального поведения; использовать общепринятые нормы этикета в соответствующих условиях; - создать свой имидж; - составить резюме; анализировать этикетные ситуации; - распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте, анализировать ее, определять - основные понятия, общепринятые нормы, правила и принципы современного этикета; - содержание различных видов этикета; этикетные аспекты бытовой и профессиональной деятельности. - как создать собственный образ – имидж; - личностные и профессиональные качества, необходимые для осуществления педагогической деятельности; - педагогические подходы к проблеме воспитания культуры поведения у детей; особенностей актуального профессионального, социального и 4 необходимые ресурсы и пути решения; высказывать аргументированные суждения по этическим проблемам на примерах повседневной жизни, профессиональной деятельности; демонстрировать владение речевой культурой, культурой диалога; демонстрировать владение содержанием различных видов этикета; обучать детей правилам этикета; моделировать занятие по основам этикета; - использовать знания об основах этикета в воспитательнообразовательной работе с детьми и просветительскопедагогической работе с родителями; культурного контекста, в котором приходится работать и жить; особенности организации и содержания педагогического процесса по обучению основам этикета; 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы учебной дисциплины Объем часов Объем образовательной программы 48 в том числе: теоретическое обучение 6 лабораторные работы 0 практические занятия 2 курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) 0 Самостоятельная работа 40 Промежуточная аттестация в форме зачета 2 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы этикета» Наименование Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся разделов и тем 1 2 Раздел 1. Этикет – часть общечеловеческой культуры. Основы современного этикета. Тема 1.1. Содержание учебного материала Сущность основных Этикет как важная часть поведенческой культуры. Понятие «этикет». Сущность этикета. понятий Этикет и межличностная коммуникация. Этика и этикет. Этика как наука и явление поведенческой духовной культуры. Нравственность – существенный компонент духовной культуры культуры человека. Этикет в профессиональной деятельности. Тема 1.2. Содержание учебного материала Роль и место этикета Значение (функции) этикета в обществе. Этикет и система ценностей. в развитии общества. Структура современного этикета: его формы, виды и подвиды (разновидности). Принципы современного этикета: принцип гуманизма (нравственные принципы), принцип целесообразности действий (разумность и необходимость соблюдения правил этикета), красота или эстетическая привлекательность поведения, дань традициям (соблюдение национальных обычаев и традиций). В том числе практических занятий Подготовить ответы на следующие вопросы: 1. Этикет – это всегда некая социальная игра по определенным правилам. Обоснуйте этот тезис. 2. Как вы понимаете смысл понятия «нравственность»? Что для вас значат высказывания: «безнравственное поведение», «безнравственный человек», «этичный» и «неэтичный» поступок? 3. Почему во все времена люди нуждались в нормах этикета? Какие из этикетных норм наиболее трудны для исполнения современному человеку? Объясните почему. 4. Нужны ли нам, людям 21 века, четко сформулированные морально-этические кодексы? 5. Кто должен, на ваш взгляд, закладывать основы этикета и культуры поведения: а) семья, б) детский сад (школа), в) средства массовой информации? Объясните почему? Тема 1.3. Содержание учебного материала Объем в часах 3 8 2 2 Коды компетенций 4 ОК 1, ОК 2 ,ОК 8 2 ОК 1. , ОК 2. , ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 8 2 2 2 6 Имидж и его значение в профессиональной деятельности. Тема 1.4. Речевой этикет. Тема 1.5. Соблюдение этикета в общественных местах. Имидж и создание собственного образа. Имидж физический, психологический, социальный. Имидж и его составляющие: внешний облик, соблюдение гигиенических требований, использование вербальных и невербальных средств общения, соответствие облика профессии, внутреннему «я» человека. Классификация невербальных средств общения: кинесика, просодика, такесика, проксемика. Требования к внешнему виду человека. Компоненты, из которых складывается неповторимый внешний облик. Простое и сложное искусство нравиться. Правила искусства нравиться, выработанные психологами. Правила Д.Карнеги. «Имидж педагога» Проанализировать собственный имидж. Думаете ли вы поработать над собственным имиджем? Продумать свой костюм для работы педагогом. Содержание учебного материала Культура речи – «краеугольный камень» поведения хорошо воспитанного человека. Соблюдение речевого этикета как необходимое условие делового и личностного общения. Формулы речевого этикета: выражение (слова) знакомства, обращения, приветствия, прощания, просьбы, извинения, неодобрения, приглашения, поздравления, пожелания, утешения, сочувствия, соболезнования, одобрения. Профессиональная речь педагога. Соблюдение речевого этикета для воспитателя – важнейшее профессиональное требование. Искусство собеседника. Правила для говорящего и правила для слушающего. Особенности деловой беседы. Искусство ведения спора, дискуссии и высказывания критики. Публичное выступление. Античная формула содержания публичной речи: «тезис – аргумент – иллюстрация». Тайны ораторского искусства. Культура устной и письменной речи. Служебная документация. Этикет телефонного разговора. Тест «Умеете ли вы излагать свои мысли?» Самостоятельная работа обучающихся 1.Разработать содержание публичного выступления (тема на выбор). Содержание учебного материала Соблюдение этикета на улице и в транспорте, в магазине, в ресторане и кафе. Основные правила поведения в театре и кинотеатре, в музее и на выставке, в храме, в библиотеке. Самостоятельная работа обучающихся 1.«Этикет в общественных местах» (выступления с презентацией на тему по выбору). 2 ОК 1. , ОК 2. , ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 8., ПК 5.4. 4 ОК 1. , ОК 2. , ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 8 4 4 2 2 2 ОК 1. , ОК 2. , ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 8 7 Тема 1.6. Деловой этикет Тема 1.7. Семейный этикет Тема 1.8. Гостевой этикет. Подарочный этикет Тема 1.9. Столовый этикет Содержание учебного материала Основные заповеди делового этикета (Джен Ягер). Этика отношений в трудовом коллективе. Взаимоотношения руководителя и сотрудников – залог успешной работы трудового коллектива. Имидж учреждения. Имидж работника. Корпоративная культура. Организация рабочего места. Интерьер рабочего помещения. Конфликт и его структура. Типы конфликтов и способы эффективного их решения. Деловые приемы. Визитные карточки. Роль и место делового этикета в профессиональной деятельности. Резюме и его разделы. Составление резюме. Самостоятельная работа обучающихся «Конфликты в деловом общении» 1. Конфликты в работе педагога дополнительного образования. 2. Примеры конфликтных ситуаций в педагогическом общении и способы их разрешения. Содержание учебного материала Семья в жизни человека. Роль и значение семьи для женщины, мужчины, ребенка. Вступление в брак, свадебные юбилеи. Этикет супружеских отношений. Родители и дети. Рождение и воспитание ребенка. Взаимоотношения, возникающие между родителями и детьми. Этикет семейного быта. Этикет в тяжелых жизненных испытаниях. Самостоятельная работа обучающихся «Семейные ценности – есть ли в них смысл?» 1. Примеры из произведений художественной литературы. 2. Составление кодекса поведения жены, мужа. 3. Главные законы построения семьи. Содержание учебного материала Приглашение в гости. Подготовка к приему гостей. Прием гостей. Особенности молодежного вечера для подростков и детского семейного праздника. Этикет подарка. Правила подбора, поднесения, принятия подарка. Гостевой этикет в профессиональной деятельности педагога. Самостоятельная работа обучающихся 1.Таблица «Подарки для разных психологических типов людей». Содержание учебного материала Сервировка праздничного стола. Поведение за столом. Застольные речи. 4 ОК 1. , ОК 2. , ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 8 4 4 4 ОК 1. , ОК 2. , ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 8 4 4 4 4 4 4 ОК 1. , ОК 2. , ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 8 ОК 1. , ОК 2. , ОК 4., ОК 5., 8 Тема 1.10. Мировой этикет: история и современность Раздел 2. Тема 2.1. Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета Тема 3.2. Обучение детей правилам речевого этикета, межличностных Правила пользования столовыми приборами и салфетками. Культура еды и питья. Напитки в застолье. Чайное, кофейное и фруктовое застолье. Столовой этикет в деятельности педагога. Самостоятельная работа обучающихся 1.Кроссворд на тему «Столовый этикет». Содержание учебного материала Древние цивилизации. Правила этикета в Древнем Египте, Древнем Китае, Древней Греции, Древнем Риме. Средневековый европейский этикет. Этикет в России. «Домострой». Реформы Петра Великого и новый этикет. Основные положения книги «Юность честное зерцало». Этикет при Елизавете Петровне, Екатерине Второй, Александре Первом. Правила обхождения в 19 веке. Советский этикет. Самостоятельная работа обучающихся 1.Презентация «Современный этикет разных стран» (Англии, Франции, Германии, Италии, Испании и др. Этикет Китая, Японии, США и др.) Методика обучения дошкольников правилам этикета Содержание учебного материала Важнейшие педагогические подходы к обучению детей правилам современного этикета. Обучение детей правилам поведения на занятиях по основам этикета. Игра как средство формирования у детей представлений и понятий современного этикета. Взаимодействие педагога и родителей в воспитании этикетного поведения. Необходимые условия для формирования этикетного поведения детей. Способы и методы педагогического воздействия на детей при обучении правилам этикета. Формы организационновоспитательной деятельности педагога: экскурсия, сюжетно-ролевая игра, вечер встречи друзей и др. Моделирование организации деятельности детей по освоению правил этикета. Самостоятельная работа обучающихся Рекомендации родителям в воспитании этикетного поведения ребенка. Тематика консультаций для родителей на этикетные темы. Составление памятки для родителей. Содержание учебного материала Обучение детей правилам речевого этикета, межличностных отношений. Обучение детей созданию своего образа. Обучение детей правилам поведения в «общественных местах». Самостоятельная работа обучающихся ОК 6., ОК 8 4 4 4 ОК 1. , ОК 2. , ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 8 4 4 14 4 ОК 1. , ОК 2. , ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 8 4 4 4 ОК 1. , ОК 2. , ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 8 4 9 отношений, созданию своего образа, правилам поведения в «общественных местах» Тема 3.4. Обучение правилам столового этикета, семейного этикета, поведения детей в гостях и приема их в своем доме Составить примерную тематику занятий по теме «Речевой этикет». Составить модель организации деятельности (план-конспект занятия) по освоению правил речевого этикета, создания своего образа, правил поведения в общественных местах (тема, возраст на выбор). 4 Содержание учебного материала Обучение правилам семейного этикета. Обучение правилам столового этикета. Обучение правилам поведения детей в гостях и приема их в своем доме. Самостоятельная работа обучающихся 1.Разработать сценарий детского праздника. «Моделирование организации деятельности детей по освоению правил этикета». 2.Составить модель организации деятельности детей (план-конспект занятия по освоению правил семейного, гостевого и столового этикета (тема, возраст на выбор). Всего: 6 ОК 1. , ОК 2. , ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 8 6 4 2 48 10 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины «Основы этикета» должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет для гуманитарных дисциплин, оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами обучения (компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором). 3.2Информационное обеспечение реализации программы 3.2.1. Печатные издания3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы) 1.Курочкина, И. Н. Этикет. Методика обучения и воспитания младших школьников : учебное пособие для среднего профессионального образования / И. Н. Курочкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 176 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08865-6. — Текст : электронный 2.Курочкина, И. Н. Этикет. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебное пособие для среднего профессионального образования / И. Н. Курочкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 134 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10919-1. — Текст : электронный 3. Лавриненко, В. Н. Деловая этика и этикет : учебник и практикум для вузов / В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова, В. В. Кафтан ; под редакцией В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 118 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08210-4. — Текст : электронный 4. Чернышова, Л. И. Этика, культура и этикет делового общения : учебное пособие для вузов / Л. И. Чернышова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 161 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02406-7. — Текст : электронный 5. Родыгина, Н. Ю. Этика деловых отношений : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. Ю. Родыгина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 431 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11048-7. — Текст : электронный 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения основные понятия, общепринятые нормы, правила и принципы современного этикета; - содержание различных видов этикета; этикетные аспекты бытовой и профессиональной деятельности. - как создать собственный образ – имидж; личностные и профессиональные качества, необходимые для осуществления педагогической деятельности; - педагогические подходы к проблеме воспитания культуры поведения у детей; - особенностей актуального профессионального, социального и культурного контекста, в котором приходится работать и жить; - особенности организации и содержания педагогического процесса по обучению основам этикета; Умения: - оперировать терминологией по основам этикета; - ориентироваться в ситуации на основе лично освоенных традиций, норм социального поведения; - использовать общепринятые нормы этикета в соответствующих условиях; - создать свой имидж; - составить резюме; анализировать этикетные ситуации; - распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте, анализировать ее, определять необходимые ресурсы и пути решения; Критерии оценки Владеет: Основными понятиями, общепринятые нормами, правилами и принципы современного этикет, содержанием различных видов этикета; этикетные аспекты бытовой и профессиональной деятельности. Полнота ответов, точность формулировок, не менее 75% правильных ответов. Адекватность применения специальной терминологии. Методы оценки письменный/устный опрос; понятийный диктант; тестирование; оценка анализа собственного имиджа; оценка результатов самостоятельной работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований, планаконспекта НОД и т.д.) Умеет: Оперировать терминологией по основам этикета. Ориентироваться в ситуации на основе лично освоенных традиций, норм социального поведения. Анализировать этикетные ситуации; высказывать аргументированные суждения по этическим проблемам на примерах повседневной жизни. Создать свой имидж; составить резюме. оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий, защита отчетов по практическим занятиям; оценка заданий для самостоятельной работы, письменные/устные диктанты участие в дискуссиях оценка выступления по выбранной теме 12 высказывать аргументированные суждения по этическим проблемам на примерах повседневной жизни, профессиональной деятельности; демонстрировать владение речевой культурой, культурой диалога; демонстрировать владение содержанием различных видов этикета; обучать детей правилам этикета; моделировать занятие по основам этикета; - использовать знания об основах этикета в воспитательно-образовательной работе с детьми и просветительскопедагогической работе с родителями; Общаться и сотрудничать в коллективе. Обучать детей правилам этикета Демонстрирует: Владение речевой культурой, культурой диалога. Владение содержанием различных видов этикета; моделировать занятие по основам этикета. Умеет: Работать с научной и методической литературой. Использовать знания об основах этикета в воспитательнообразовательной работе с детьми и просветительскопедагогической работе с родителями. 13