МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 ИНФОРМАТИКА 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 975 Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж». Разработчики: Груздева Ю.Е., преподаватель математики и информатики высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж» Демина А.С., преподаватель математики и информатики ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж» © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН. 02 «ИНФОРМАТИКА» ............................................................................................................4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА» ..5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ................................................11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ............................................................................................................................................................12 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН. 02 «ИНФОРМАТИКА» ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Информатика» является обязательной частью математического и общего естественнонаучного учебного цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение». Учебная дисциплина «Информатика» обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Цель учебной дисциплины – получение навыков работы с современными операционными системами, текстовыми редакторами, табличными процессорами, системами управления базами данных, программами подготовки презентаций, информационнопоисковыми системами и использования возможностей информационнотелекоммуникационной сети Интернет. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания: Код ПК, Умения Знания ОК ОК 4 работать с современными основные методы и средства сбора, ОК 5 операционными системами, обработки, хранения, передачи и ОК 9 текстовыми редакторами, табличными накопления информации; технические процессорами, системами управления средства и программное обеспечение базами данных, программами персональных компьютеров; подготовки презентаций, теоретические основы современных информационно-поисковыми информационных технологий общего системами и пользоваться и специализированного назначения; возможностями глобальной сети Интернет; 4 2. СТРУКТУРА «ИНФОРМАТИКА» И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы учебной дисциплины Объем часов Объем образовательной программы 72 в том числе: теоретическое обучение лабораторные работы 10 практические занятия 38 курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) контрольная работа - Самостоятельная работа 24 Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет 2 - 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика» Наименование разделов и Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические тем занятия, самостоятельная работа обучающихся Раздел 1. Информация и информационные процессы Тема 1.1. Содержание учебного материала Основные понятия Информатика как фундаментальная наука. Место информатики в научном информатики и ИКТ мировоззрении. Информация и информационные процессы. Информационные ресурсы общества Самостоятельная работа обучающихся 1.Подготовка сообщения «Применение ПК в своей специальности». Раздел 2. Техническая и программная база информатики. Тема 2.1. Содержание учебного материала Аппаратное и программное Базовая аппаратная конфигурация ПК. Компоненты системного блока. обеспечение ПК. Периферийные устройства ПК. Программные средства. Защита информации. Основные объекты и приемы управления Windows. Настройка операционной системы Windows. В том числе практических занятий 1.Изучение файлов структуры, приёмов управление и настройки операционной системы Windows. Самостоятельная работа обучающихся 1.Работа с учебником по теме: «Аппаратное и программное обеспечение ПК». Тема 2.2. Содержание учебного материала Защита информации Антивирусные программы. Защита информации в сетях. Защита информации от несанкционированного доступа. Необходимость защиты. Криптографические методы защиты. Электронная подпись. Контроль права доступа. Раздел 3. Организация профессиональной деятельности с помощью средств Microsoft Office Тема 3.1. Содержание учебного материала Обработка Настройка пользовательского интерфейса. Создание и редактирование информации средствами текстового документа. Настройка интервалов. Абзацные отступы. Работа со Microsoft Word списками. В том числе практических занятий 1.Изучение программного интерфейса Microsoft Word. Самостоятельная работа обучающихся Объем часов 4 Коды компетенций ОК 9 4 2 2 6 4 1 ОК 5 ОК 9 1 1 2 2 2 2 ОК 5 ОК 9 56 4 1 ОК 4 ОК 5 1 1 2 6 Тема 3.2. Редактирование и форматирование документа Тема 3.3. Средства и алгоритмы создания таблиц Тема 3.4. Способы создания стилей и гиперссылок Тема 3.5. Графические возможности текстового редактора Тема 3.6. Оформление документа объектами SmartArt и WordArt Тема 3.7. Создание сложных текстовых документов Тема 3.8. Обработка информации средствами 1.Подготовка сообщения «Текстовые редакторы». Содержание учебного материала Основные операции с документами. Колонтитулы. Нумерация страниц. Сноски. Форматирование документа В том числе практических занятий 1.Выполнение редактирования и форматирования документа Содержание учебного материала Создание и форматирование таблиц. В том числе практических занятий 1.Изучение средств и алгоритмов создания таблиц Microsoft Word. Содержание учебного материала Стили в документе. Использование гиперссылок. В том числе практических занятий Изучение способов создания стилей и гиперссылок. Содержание учебного материала Вставка графических изображений в документ. Вкладка «Вставка» В том числе практических занятий Работа с графическими объектами. Содержание учебного материала Автофигуры. SmartArt. WordArt В том числе практических занятий: Оформление документа объектами SmartArt и WordArt Самостоятельная работа обучающихся Оформление афиши мероприятия Содержание учебного материала Создание титульного листа. Изменение регистра. Оформление страниц. Печать документа. Стили. В том числе практических занятий Изучение способов автоматизации, редактирования и создание сложных текстовых документов. Самостоятельная работа обучающихся Оформление реферата с помощью стилей Содержание учебного материала Назначение и интерфейс. Ввод данных в ячейки. Выделение областей в таблице. Создание и редактирование табличного документа. Сортировка 2 ОК 4 ОК 5 2 2 2 ОК 4 ОК 5 2 2 2 ОК 4 ОК 5 2 2 2 ОК 4 ОК 5 2 2 2 ОК 2 ОК5 4 2 2 2 2 ОК 4 ОК 5 4 2 2 2 2 4 1 ОК 4 ОК 5 7 Microsoft Excel Тема 3.9. Математическая обработка числовых данных Тема 3.10. Автоматические расчеты с помощью мастера функций Тема 3.11. Построение диаграмм Тема 3.12. Обработка информации средствами Microsoft Access Тема 3.13. Составление отчетов данных. В том числе практических занятий 1.Изучение программного интерфейса Microsoft Excel. Ввод данных. Самостоятельная работа обучающихся 1.Оформление мультимедийной презентации «Электронные таблицы» Содержание учебного материала Выполнение математических расчетов. Функции. Вставка формул. В том числе практических занятий 1.Выполнение расчётных операций. Самостоятельная работа обучающихся 1.Работа с учебником по теме «Обработка информации средствами Microsoft Excel». Содержание учебного материала Выполнение операции перемещения, копирования и заполнения ячеек. Автозаполнение. Ссылки. Встроенные функции. Статистические функции. Фильтрация (выборка) данных из списка. Логические функции. Функции даты и времени. В том числе практических занятий 1.Выполнение автоматических расчётов с помощью мастера функций. Содержание учебного материала: Способы создания диаграмм, на основе введенных в таблицу данных. Редактирование и форматирование диаграмм. Типы и оформление диаграмм. В том числе практических занятий 1.Построение диаграмм. Содержание учебного материала Назначение и интерфейс Microsoft Access. Создание базы данных. Создание таблиц. Создания связей между таблицами. Редактирование данных таблицы. Редактирование структуры таблицы. В том числе практических занятий 1.Создание базы данных Самостоятельная работа обучающихся 1.Работа с учебником по теме «Microsoft Access» Содержание учебного материала Создание запросов. Создание форм. Составление отчётов. В том числе практических занятий 1 1 2 2 ОК 4 ОК 5 4 2 2 2 2 ОК 4 ОК 5 2 2 2 ОК 4 ОК 5 2 2 2 ОК 4 ОК 5 4 2 2 2 2 ОК 4 ОК 5 2 2 8 Тема 3.12. Мультимедийные среды. Тема 3.13. Мультимедийные презентации Тема 3.14. Представление результатов деятельности с помощью мультимедиа Тема 3.15. Технологии обработки видеоинформации Тема 3.16. Видеоредактор Киностудия Раздел 4. Интернет. Тема 4.1. Интернет. Информационнопоисковые и 1.Составление отчетов Содержание учебного материала Понятие мультимедиа. Программная реализация задач мультимедиа. Самостоятельная работа обучающихся 1.Работа с учебником по теме «Мультимедиа». Содержание учебного материала Представление графической и мультимедийной информации с помощью компьютерных презентаций. Типы слайдов. Дизайн. В том числе практических занятий 1.Создание презентации в Power Point. Разметка слайдов. Содержание учебного материала Представление графической и мультимедийной информации с помощью компьютерных презентаций. Анимация. Внедрение видео и звуковых фрагментов. В том числе практических занятий 1.Редактирование, художественное оформление слайдов. Спецэффекты Самостоятельная работа обучающихся 1.Разработка интерактивного теста Содержание учебного материала Знакомство с видеоредакторами. Основные приемы редактирования видеофайлов. Видеоформаты. Способы конвертации видеофайлов, их характеристики, принцип работы. Обработка видеофайла, наложение текста, звука. В том числе практических занятий 1.Разработка видеоролика с использованием статичного изображения Содержание учебного материала Создание видеофильма средствами Киностудия. В том числе практических занятий 1.Создание видеофильма по профилю специальности. Самостоятельная работа обучающихся 1.Разработка видеоролика (по профилю специальности) Содержание учебного материала Поисковые службы Интернет. Поисковые серверы WWW. Работа с поисковыми серверами. Язык запросов поискового сервера. Технология 2 4 2 2 2 ОК 4 ОК 5 ОК 4 ОК 5 2 2 2 ОК 4 ОК 5 4 2 2 2 2 2 1 ОК 4 ОК 5 1 1 ОК 4 ОК 5 4 2 2 2 2 6 4 ОК 4 ОК 5 ОК 9 9 поиска. В том числе практических занятий 1.Изучение поисковых служб и серверов. Самостоятельная работа обучающихся 1.Подготовка сообщения «Информационно-поисковые системы». Тема 4.2. Содержание учебного материала Средства коммуникации. Работа в глобальной сети. Электронная почта, конференции. В том числе практических занятий 1.Электронная почта. Промежуточная аттестация/итоговая аттестация Всего автоматизированные системы обработки данных. 2 2 2 2 2 2 2 2 72 ОК 4 ОК 5 ОК 9 10 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет информатики, оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами обучения (компьютерами, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором); лицензионное программное обеспечение на 31 персональный компьютер (операционная система не менее Windows 7, Microsoft Office (2013, 2016, 2019), видеоредактор Киностудия). 3.2. Информационное обеспечение реализации программы 3.2.1. Печатные издания3.2.2. Электронные издания 1. Гасумова, С. Е. Информационные технологии в социальной сфере : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. Е. Гасумова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 284 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-13236-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449582 (дата обращения: 21.04.2020). 2. Научно-образовательный интернет-ресурс по тематике ИКТ – http://window.edu.ru Раздел «Профессиональное образование: Информатика и информационные технологии». (21.04.2020) 3.2.3. Дополнительные источники 1. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие. - М.: ОИЦ «Академия», 2010. - 384 с. – Текст: непосредственный. 2. Информационные технологии: учебное пособие, Ю.Ю. Громов, В.Е. Дидрих, И.В. Дидрих, Ю.Ф. Мартемьянов, В.О. Драчев, В.Г. Однолько., 2011.– Текст: непосредственный. 11 4. КОНТРОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ И Результаты обучения Знает: основные методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; технические средства и программное обеспечение персональных компьютеров; теоретические основы современных информационных технологий общего и специализированного назначения; Умеет: работать с: современными операционными системами, текстовыми редакторами, табличными процессорами, системами ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ Критерии оценки УЧЕБНОЙ Методы оценки демонстрирует понимание средств Машинный сбора, обработки, хранения, передачи (программированный) и накопления информации; контроль в форме тестирования. понимает алгоритмы запуска программ; понимает назначение строки меню, панелей инструментов, рабочей области, строки состояния; различает понятия форматирования, редактирования документа; демонстрирует способы получения справочной информации и выполнения первоначальной настройки параметров редактора; демонстрирует способы создания, сохранения и открытия документа. классифицировать программное обеспечение. Работать с элементами Windows; осуществлять запуск программ, работать с окном программы и справочной системой Windows; создавать объекты и осуществлять их копирование, перемещение, удаление, восстановление; осуществлять выбор параметров для создания документа в Microsoft Word; создавать, сохранять и открывать документ; редактировать и форматировать документ; осуществлять поиск, замену фрагментов текста, проверку правописания; создавать и форматировать таблицы в Microsoft Word; связывать текст гиперссылками; вставлять графические объекты; производить оформление страницы документа и вывод на печать; выполнять операции по автозаполнению отдельных ячеек и диапазонов; Оценка выполнения алгоритмов работы в операционной системе MS Windows. Оценка выполнения алгоритмов работы в текстовом редакторе Microsoft Word. Оценка выполнения алгоритмов работы с электронными 12 управления данных, базами программами подготовки презентаций, информационнопоисковыми системами и пользоваться возможностями глобальной сети Интернет; строить и редактировать диаграммы; производить вычисления при помощи формул; выполнять автоматизированные расчеты; создавать базу данных в Microsoft Access; создавать таблицы и межтабличные связи; редактировать данные и структуру таблицы; создавать запросы, формы, делать отчёты; создавать презентации; настраивать анимацию объектов на слайде; внедрять объекты в презентацию; осуществлять поиск медицинской информации в сети Интернет; использовать электронную почту; осуществлять поиск, сбор и обработку информации; работать в информационносправочных системах. таблицами Excel. Microsoft Оценка выполнения алгоритмов работы с электронными таблицами Microsoft Access. Оценка выполнения алгоритмов работы с Microsoft PowerPoint. Оценка выполнения алгоритмов работы в сети Интернет и электронной почте. 13