Приложение 4.7 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 46.02.01 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») Подписано цифровой подписью: ГАПОУ СО "СОПК" DN: email=buhsopk@list.ru, 1.2.643.3.131.1.1=120C303036363538303334363636, 1.2.643.100.3=120B3032323131303331353537, 1.2.643.100.1=120D31303236363032333337363834, title=директор, o=ГАПОУ СО "СОПК", street=УЛ ЮМАШЕВА, ДОМ 20, l=Екатеринбург, st=66 Свердловская область, c=RU, givenName=Татьяна Сергеевна, sn=Симонова, cn=ГАПОУ СО "СОПК" Дата: 2021.09.27 15:58:05 +05'00' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.В.07 МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 46.02.01. Документационное обеспечение управления и архивоведение Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной дисциплины «Мировая художественная культура» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 11.08.2014 г. № 975. Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» учреждение Разработчики: Касьянова Е.Б., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж». © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 16 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.В.07 «Мировая художественная культура» 1.1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Рабочая программа учебной дисциплины «Мировая художественная культура» является частью вариативной частью основной профессиональной образовательной программы по специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение». Применение данной программы направлено на формирование элементов основных видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих и общих компетенций (ОК): ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. 1 .2. Цели и планируемые результаты освоения учебной дисциплины. Изучение мировой художественной культуры направлено на достижение следующих целей: - развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления; воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведения искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира; - освоение знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике языка разных видов искусства; - овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку; - использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания: 4 Код ПК, ОК ОК 1-9 Умения Знания • сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой; • называть их ведущих представителей; • понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими; • осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства; • уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры; • уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии); • использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни; • для определения путей своего культурного развития и профессионального самоопределения; • ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе; • организации личного и коллективного досуга; • самостоятельного художественного творчества. • особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры; • шедевры мировой художественной культуры, • основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства, • роль знака, символа, мифа в художественной культуре. образа жизни. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы учебной дисциплины Объем часов Объем образовательной программы 63 в том числе: теоретическое обучение лабораторные работы 42 практические занятия 12 курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) контрольная работа 0 0 Самостоятельная работа 21 Промежуточная аттестация Зачет 0 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Мировая художественная культура» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 1 Введение. Происхождение искусства. 2 Содержание учебного материала Происхождение искусства. Мировая художественная культура – единство в многообразии. Художественный образ – основное средство отображения и познания мира в искусстве. Происхождение искусства и формирование основ художественного мышления. Раздел I. Художественная культура первобытного мира Тема 1.1. Содержание учебного материала Художественные Миф – основа ранних представлений о мире. Космогонические мифы. образы древнего Формирование вертикальной и горизонтальной космических моделей мира. мира Древние образы: мировое древо, мировая гора, дорога. Значение чисел в мифопоэтической традиции. Магический ритуал как способ иллюзорного овладения миром. Художественный образ в первобытном искусстве: зверь, богиня-мать, человек. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещере Ласко. Геометрический орнамент неолита как символ перехода от хаоса к форме. Образность архитектурных первоэлементов в комплексе Стоунхенджа. Самостоятельная работа обучающихся Примерная тематика конспектов: Обряд плодородия – воспроизведение первичного мифа. «Великий выход» – ритуал воскрешения египетского бога растительности Осириса. «Великий идол» («Тируппавей») – индуистский обряд воздействия на плодородие и процветание природы. Славянские земледельческие обряды. Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала. Зарождение искусства. Раздел.2. Художественная культура Древнего мира Тема2.1. Содержание учебного материала Культура Архитектура Месопотамии как отражение мифов. Монументализм и красочность культовых Месопотамии. сооружений. Зиккураты в Уре и Вавилоне. Глазурованный кирпич и скульптурный рельеф – основные средства внешнего и внутреннего декора дворцов и общественных сооружений. Коды компетенций, формированию Объем которых в часах способствует элемент программы 3 2 2 ОК1-9 3 ОК1-9 2 ОК1-9 1 1 ОК1-9 3 8 2 2 ОК1-9 6 Тронный зал Южного дворца царя Навуходоносора в Вавилоне, Зал приемов во дворце царя Ашшурнасирпала II в Кальху, парадные ворота дворца царя Саргона II в Дур-Шаррукине, Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне. Реализм образов живой природы – специфика месопотамского изобразительного искусства. Тема 2.2 Содержание учебного материала Культура Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре и живописном декоре некрополей. Наземный Древнего Египта поминальный храм Рамессеум в Карнаке (Фивы). Погребальные камеры в Долине царей. Гробница Тутанхамона в Долине царей. Древняя америка. Жертвенный ритуал во имя жизни – основа культовой архитектуры и рельефа. Пирамида Солнца в Теотиуакане – прообраз храмовой архитектуры индейцев Месамерики. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Тема 2.3. Содержание учебного материала Крито-микенская Крито-микенская архитектура и живописный декор как отражение мифа и окружающего культура. мира. Кносский Лабиринт царя Миноса на Крите. Самостоятельная работа обучающихся Посмотреть в сети интернет и сделать презентацию: Пирамиды в Гизе. Предметы дворцового интерьера в некрополях фараонов. Комплекс майя в Паленке. Дворец царя Агамемнона в Микенах. Раздел 3. Художественная культура стран Востока Содержание учебного материала Тема 3.1. Культовые сооружения буддизма как символ космоса и божественного присутствия. Ступа в Культура Санчи. Особенности буддийского рельефа. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты. Древней Индии, Индуистский храм – мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Особенности Древнего Китая и индуистской храмовой архитектуры и скульптурного декора. Храм Кандарья Махадева в Японии. Кхад. Гармония инь и ян – основа китайской культуры. Архитектура как модель Вселенной. Древняя столица Чанлань – образец дворцовой застройки. Культ природы – кредо японской архитектуры. Святилище Аматэрасу в Исе. Японский дом – «прибежище пустоты». Японские сады – сплав мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Самостоятельная работа обучающихся Доклад « Садово-парковое искусство. Типы японских садов» Раздел 4. Античная культура Тема 4.1. Содержание учебного материала Художественная 1. Храмы Древней Греции 2 2 ОК1-9 2 ОК1-9 2 2 ОК1-9 4 4 4 2 ОК1-9 2 2 10 ОК1-9 ОК1-9 10 2 7 культура Античности Эстетика равновесия сил – основа греческой античности. Греческий храм – архитектурный образ союза людей и богов. Афинский Акрополь – идеал красоты Древней Греции. Парфенон – образец высокой классики и отражение мифологической, идеологической, эстетической программы афинского Акрополя 2.Архитектура Древней Греции и Рима. Архитектура как зеркало величия государства. Римская ячейка – модуль римской архитектуры. Специфика римского градостроительства. Пантеон – образец синтеза греческих и римских строительных идеалов.Греческий рельеф – пластический образ синтеза архитектурных форм и декора храма. Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики. Метопы храма Афины в Селинунте. Метопы храма Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона в Афинах В том числе практическое занятие. 1.Греческая и римская скульптура. Анализ произведений. Скульптура – художественное воплощение мироощущения древних греков. Эволюция греческой скульптуры от архаики до поздней классики. Куросы и коры. Статуя Диадумена – образец геометрического стиля Поликлета. Скульптура Фидия – вершина греческой пластики. Новая красота поздней классики. Скопас. Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора. Алтарь Зевса в Пергаме. Родосская школа: Лаокоон, Ника Самофракийская. Римский скульптурный портрет. Самостоятельная работа обучающихся 1.Примерная тематика докладов: Сюжетный характер греческой вазописи. Человек и рок в древнегреческом театре. Миф об Атридах. Эсхил. «Орестея». Софокл. «Электра». Еврипид. «Электра». 2.Примерная тематика докладов: Архитектура, декор, мебель римского дома. Дом Веттиев в Помпеях. Вилла. Армерина на Сицилии. Скульптурный портрет. Раздел 5. Художественная культура средних веков Тема5.1. Содержание учебного материала Искусство Византийский стиль в архитектуре. Центрально-купольная базилика Св. Софии в Византии. Константинополе – модель Космоса. Эстетика парения – основа архитектуры крестовоИконопись. купольного византийского храма. Порядок размещения декора – свидетельство единства Церкви земной и небесной. Церковь Санта-Мария дель Аммеральо (Марторана) в Палермо. Стилистическое многообразие древнерусских крестовокупольных храмов (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школы) ОК1-9 2 ОК1-9 2 2 ОК1-9 4 2 ОК1-9 2 ОК1-9 8 4 2 ОК1-9 8 Типы раннехристианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Мавзолей Констанции в Риме. Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме. Христианская символика.Ренессансные тенденции в архитектуре Архангельского собора Московского Кремля. Византийский стиль в иконописи. Образ Спаса и святых в творчестве Феофана Грека. Московская школа иконописи. Андрей Рублев. Икона «Троица» – символ национального единения. Орнаментальность русского искусства в деревянной резьбе, мебели, шитье, изделиях прикладного искусства – синтез византийских и национальных традиций. Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашнего задания по разделу «Художественная культура Средних веков. Византия и Древняя Русь». Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Шатровый храм как образный синтез храма-кивория и ренессансных архитектурных элементов. Церковь Вознесения в селе Коломенском. Византийский стиль в мозаичном декоре. Собор Св. Софии в Константинополе. Высокий русский иконостас – символ становления Церкви воинствующей и связи Ветхого и Нового Заветов. Знаменный распев. Тема 5.2. Содержание учебного материала Художественная Энергия роста – кредо западноевропейской архитектуры. Отображение жизни человека культура Средних веков в архитектуре, каменном и фресковом декоре романских монастырских европейского базилик. Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Готический средневековья. храм – образ мира. Архитектура, скульптура, витраж – символ связи Ветхого и Нового Заветов. Собор Нотр-Дам в Шартре. Эволюция стилистических черт Средневековья в интерьерезамков (мебель, шпалеры, изделия прикладного искусства) и одежде. Конструирование, построение, изображение. В том числе практических занятий 1.Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре, каменном и фресковом декоре романских монастырских базилик Самостоятельная работа обучающихся 1.Примерная тематика сообщений: «Каролингское Возрождение». Архитектура и декор дороманских культовых зданий. Капелла Карла Великого в Ахене. Базилика Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Григорианский хорал. . Книжная миниатюра. Раздел 6. Проторенессанс. Тема 6.1. Содержание учебного материала 2 2 ОК1-9 4 ОК1-9 2 2 2 2 ОК1-9 6 9 Проторенессанс Франициск Ассизский. Зарождение гуманистического мировоззрения в Италии. Античный принцип «подражать природе» в живописи. Джотто. Фресковый цикл в верхней церкви СанФранческо в Ассизи. Музыкальное течение Арс нова. В том числе практическое занятие 1.Биография Джотто .Сравнительная характеристика новаторства Джотто и предшествующей живописной традиции. Самостоятельная работа обучающихся 1.Примерная тематика докладов: Специфика Арс нова на Севере. Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Св. Бавона в Генте. Раздел 7.Художественная культура эпохи Возрождения. Тема 7.1. Содержание учебного материала Художественная 1.Раннее Возрождение. культура эпохи Сандро Боттичелли. Гуманизм – основа культуры Возрождения. Раннее Возрождение во Возрождения Флоренции. Новое пространственно-временное восприятие мира. Беноццо Гоццоли. Фресковый цикл «Шествие волхвов» в капелле дворца Медичи—Риккарди. Воплощение ренессансной идеи «идеального» города в архитектуре. Филиппо Брунеллески. Ренессансный реализм в живописи и скульптуре раннего Возрождения. Мазаччо. «Чудо со статиром» в капелле Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции. Донателло. Статуя св. Георгия в церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции. Рельеф «Пир Ирода» в Сиене .Боттичелли во Флоренции. 2.Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Новая красота и магия пространства. Леонардо да Винчи. «Мадонна Литта», «Джоконда» (портрет Моны Лизы). Рафаэль Санти. «Обручение Марии». Образ Мадонны – идеальный сплав христианских и языческих представлений о красоте. «Сикстинская Мадонна». 3.Скульптура. Микеланджело Буонарроти. Образ человека-борца. Статуя Давида. 4.Венецианская школа. Джоржоне, Тициан.Особенности венецианской школы живописи. Тициан. «Вакх и Ариадна», «Св. Себастьян», «Пастух и нимфа». 5.Северное Возрождение. Специфика Северного Возрождения. П.Брейгель. И.Босх. Смеховой характер Возрождения в Нидерландах. Светский характер французского Ренессанса. Архитектура и интерьеры замка Франциска I и Генриха II в Фонтенбло как 2 ОК1-9 2 2 ОК1-9 2 2 ОК1-9 16 ОК1-9 16 2 ОК1-9 2 ОК1-9 2 2 ОК1-9 ОК1-9 ОК1-9 2 ОК1-9 ОК1-9 10 отражение новой эстетики. Театр Уильяма Шекспира – энциклопедия человеческих страстей. В том числе практических занятий 2 1.Возрождение в Италии, Рафаэль Санти. Анализ духовно-практической концепции «Санцы 2 Ватикана» Самостоятельная работа обучающихся 4 1. Примерная тематика докладов: Музыка эпохи Возрождения. Роль полифонии в развитии 2 светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «строгого письма» к мадригалу. Джованни да Палестрина. Карло Джезуальдо 2. Примерная тематика докладов: Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Карнавала и Поста». Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу». Мистический характер 2 Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры из серии «Апокалипсис»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Картина «Четыре апостола». Раздел 10. Художественная культура XVII века. 8 Тема 10.1. Содержание учебного материала 8 Художественная Микеланджело Караваджо. Стили и направления в искусстве Нового времени. Новое 2 культура XVII мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Лоренцо Бернини. века Барокко.Архитектурные ансамбли Рима. Специфика русского барокко. Франческо Бартоломео Растрелли. Архитектура и декор интерьеров Екатерининского дворца в Царском Селе. Взаимодействие тенденций барокко и реализма в живописи. «Большой стиль» Питера Пауэла Рубенса. Микеланджело Караваджо. «Обращение апостола Павла». Рембрандт Харменс Ван Рейн. «Пир Валтасара». Диего Веласкес. «Христос в доме Марфы». В том числе практических занятий 1.Классицизм. «Большой королевский стиль» Людовика XIV – сплав классицизма в 2 архитектуре дворца и регулярного парка Версаля с барокко в оформлении интерьеров (мебель, гобелены, плафоны). Классицизм в изобразительном искусстве Франции. Никола Пуссен. «Триумф Флоры». Анализ произведений. Самостоятельная работа обучающихся 4 1.Примерная тематика докладов: Музыка барокко. Опера Клаудио Монтеверди. Сoncerto 2 grosso Арканджело Корелли. Иоганн Себастьян Бах. 2.Примерная тематика докладов: Театр французского классицизма. Пьер Корнель. 2 «Гораций». Жан Расин. «Андромаха». Комедии Мольера. Дифференцированный зачет. 2 ВСЕГО: 63 ОК1-9 ОК1-9 ОК1-9 ОК1-9 11 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета МХК Оборудование учебного кабинета: рабочие места учащихся (столы, стулья), рабочее место педагога. Кабинет оборудован техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности 3.2. Информационное обеспечение обучения 3.2.1. Печатные издания 3.2.2. Электронные издания : 1.Буркхардт, Я. Культура Италии в эпоху Возрождения / Я. Буркхардт ; переводчик С. Бриллиант. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 285 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-10959-7. — Текст : электронный 2. Тугендхольд, Я. А. Художественная культура Запада / Я. А. Тугендхольд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 169 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-53413489-6. — Текст : электронный 3. Гартман, К. Стили / К. Гартман. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 261 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-12184-1. — Текст : электронный 4.Богаевский, Б. Л. Крит и Микены. Эгейская культура / Б. Л. Богаевский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 186 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-53411213-9. — Текст : электронный 5.Тэн, И. Философия искусства : краткий курс лекций / И. Тэн ; переводчик Н. Соболевский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 351 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07455-0. — Текст : электронный 3.2.3 Дополнительная источники 2. Арефьев М. А., Давыденкова А. Г., Осипов И. Д. Русская культурология. СПб., 2003. – Текст: непосредственный. 3. Багновская Н. М. Культурология. М., 2005. – Текст: непосредственный. 4. Березовая Л. Г., Берлякова Н. Н. История русской культуры. В 2-х ч. М., 2002. – Текст: непосредственный. 5. Бирюков А. В., Ефремов В. Я., Ипполитов Г. М. История культуры России. Самара, 2004. – Текст: непосредственный. 6. Бледный С. Н., Грехов В. Н., Дунаев К. С. История культуры России: с древнейших времен до начала ХХ в. М., 2004. – Текст: непосредственный. 7. Брейтман А. С. Культурология. Хабаровск, 2004. – Текст: непосредственный. 8. Викторов В. В. Культурология. М., 2004. – Текст: непосредственный. 9. Волков В. Н. Основы культурологии. Иваново, 2005. – Текст: непосредственный. 10. Воронкова Л. П. Культурология. М., 2004. – Текст: непосредственный. 11. Гнездилова И. Н. Культурология – история культуры. Авторский курс лекций. В 2-х ч. Тюмень, 2005. – Текст: непосредственный. 12. Горелова Ю. Р. Культурология. Омск, 2005. – Текст: непосредственный. 13. Грожан Д. В. История мировой культуры. Ростов-на-Дону, 2005. – Текст: непосредственный. 12 14. Громов П. Т. История мировой и отечественной культуры. Избранные лекции. В 4-х т. Балашов, 2002. – Текст: непосредственный. 15. Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П. Культурология: теория культуры. М., 2004. – Текст: непосредственный. 16. Гуревич П. С. Культурология. М., 2006. – Текст: непосредственный. 17. Евсюкова А. В., Калмыкова В. А. Культурология: история зарубежной культуры. Пенза, 2005. – Текст: непосредственный. 18. Емохонова Н.В. Мировая художественная культура. Учебник. М , Академия, 2016. – Текст: непосредственный. 19. Ермишина Н. Д. Культурология. М., 2006. – Текст: непосредственный. 20. Жукоцкая З. Р. Культурология. Курс лекций. М., 2006. – Текст: непосредственный. 21. Журавлев Н. В. Основы культурологии. Краткий конспект лекций. М., 2004. – Текст: непосредственный. 22. Замалеев А. Ф. История русской культуры. СПб., 2005. – Текст: непосредственный. 23. Иконникова С. Н. История культурологических теорий. М., 2005. – Текст: непосредственный. 24. История мировой культуры.// Под ред. А. В. Волошинова. Саратов, 2003. – Текст: непосредственный. 25. История мировой культуры.// Под ред. Г. В. Драча. Ростов-на-Дону, 2004. – Текст: непосредственный. 26. Каверин Б. И. Культурология. М., 2005. – Текст: непосредственный. 27. Кадыров А. М. Культурология: теория и история культуры. Уфа, 2004. – Текст: непосредственный. 28. Кармин А. С. Культурология. СПб., 2004. – Текст: непосредственный. 29. Кармин А. С., Новикова Е. С. Культурология. М., 2004. – Текст: непосредственный. 30. Кондаков И. В. Культурология: история культуры России. Курс лекций. М., 2003. – Текст: непосредственный. 31. Костина А. В. Культурология. М., 2006. – Текст: непосредственный. 32. Кравченко А. И. Культурология. М., 2005. – Текст: непосредственный. 33. Культурология. История мировой культуры.// Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. М., 2003. – Текст: непосредственный. 34. Культурология. История мировой культуры.// Сост. И. И. Алпацкий. Тамбов, 2005. – Текст: непосредственный. 35. Культурология. Курс лекций.// Под ред. И. Г. Палий. Ростов-на-Дону, 2005. – Текст: непосредственный. 36. Культурология. Учебно-методический комплекс.// Под ред. О. Л. Лейбович. Пермь, 2005. – Текст: непосредственный. 37. Культурология.//В. Э. Вечканов, Н. Г. Коршевер, Д. Г. Мирошникова, Ю. Б. Пушкова, Н. И. Шельнова. М., 2005. – Текст: непосредственный. 38. Культурология.// Под ред. А. А. Радугина. М., 2003. – Текст: непосредственный. 39. Культурология.// Под ред. А. В. Павлова. Тюмень, 2004. – Текст: непосредственный. 40. Культурология.// Под ред. А. И. Шаповалова. М., 2003. – Текст: непосредственный. 41. Культурология.// Под ред. В. А. Фортунатовой, Л. Е. Шапошникова. М., 2003. – Текст: непосредственный. 42. Культурология.// Под ред. Г. В. Драча. Ростов-на-Дону, 2005. – Текст: непосредственный. 13 43. Культурология.// Под ред. М. С. Кагана, Ю. В. Солонина. М., 2005. – Текст: непосредственный. 44. Культурология.// Под ред. Н. Г. Багдасарьян. М., 2006. – Текст: непосредственный. 45. Культурология: История мировой культуры.// Под ред. Н. О. Воскресенской. М., 2003. – Текст: непосредственный. 46. Курочкина Л. Я. Введение в культурологию. Теория культуры. Актуальные проблемы отечественной культуры. Воронеж, 2004. – Текст: непосредственный. 47. Лалетин Д. А. Культурология. Воронеж, 2005. – Текст: непосредственный. 48. Левяш И. Я. Культурология. М., 2004. – Текст: непосредственный. 49. Малышева Е. М. Культурология. История мировой культуры. М., 2004. – Текст: непосредственный. 50. Малышкин С. А., Ягодынская Н. В. Культурно-исторические центры России. М., 2005. – Текст: непосредственный. 51. Мамонтов А. С., Мамонтов С. П. Культурология. М., 2005. – Текст: непосредственный. 52. Мезин С. А. История русской культуры X-XVIII веков. М., 2003. – Текст: непосредственный. 53. Мельникова Е. В. Мировая художественная культура. Омск, 2004. – Текст: непосредственный. 54. Мировая культура и искусство.// Сост. А. М. Белюков. Кемерово, 2004. – Текст: непосредственный. 55. Мировая художественная культура. В 2-х т.// Под ред. Б. А. Эренгросс. М., 2005. – Текст: непосредственный. 56. Могилевская Г. И. Мировая культура и искусство. Шахты, 2003. – Текст: непосредственный. 57. Никитич Л. А. Культурология: теория, философия, история культуры. М., 2005. – Текст: непосредственный. 58. Петрашкевич-Тихомирова О. М. Культурология как теория культуры. М., 2005. – Текст: непосредственный. 59. Пигалев А. И. Культурология. Волгоград, 2004. – Текст: непосредственный. 60. Платонова Э. Г. Культурология. М., 2003. – Текст: непосредственный. 61. Розин В. М. Культурология. М., 2005. – Текст: непосредственный. 62. Садохин А. П. Культурология: теория и история культуры. М., 2005. – Текст: непосредственный. 63. Садохин А. П. Межкультурная коммуникация. М., 2006. – Текст: непосредственный. 64. Садохин А. П. Мировая художественная культура. М., 2006. – Текст: непосредственный. 65. Садохин А. П. Теория и практика межкультурной коммуникации. М., 2004. – Текст: непосредственный. 66. Самыгин С. И., Столяренко В. Е., Столяренко Л. Д. Культурология. М. Ростов-на-Дону, 2004. – Текст: непосредственный. 67. Сидорова И. М. Мировая культура и искусство (в таблицах и схемах). Рыбинск, 2004. – Текст: непосредственный. 68. Симкина Н. Н. Культурология. Брянск, 2004. – Текст: непосредственный. 69. Сковородкин В. М. Культурология. М., 2003. – Текст: непосредственный. 70. Соколов В. А. Культурология. Ростов-на-Дону, 2004. – Текст: непосредственный. 71. Соколова М. В. Мировая культура и искусство. М., 2006. – Текст: непосредственный. 14 72. Теоретическая культурология.// Под ред. А. В. Ахутина. М., 2005. – Текст: непосредственный. 73. Толпыкин В. Е., Толпыкина Т. В. Культурология. М., 2005. – Текст: непосредственный. 74. Трофимова Р. П. История русской культурологии. М., 2003. – Текст: непосредственный. 75. Федотова Т. Л. Культурология. Традиционная культура и народное искусство. СПб., 2005. – Текст: непосредственный. 15 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки В результате освоения Разбирается в основных Анализ выполнения дисциплины обучающийся видах и жанрах контрольной работы. должен знать: искусства. Анализ выполнения • особенности Знает направления, практического задания. возникновения и основные стили, шедевры мировой Анализ работы студента на черты стилей и направлений художественной семинарском занятии мировой художественной культуры. Зачет. культуры; Понимает особенности • шедевры мировой языка различных видов художественной культуры, искусства. • основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства, • роль знака, символа, мифа в художественной культуре. образа жизни. В результате освоения Определяет Анализ выполнения дисциплины обучающийся произведения искусства контрольной работы. должен уметь: и соотносит их с Анализ выполнения определенной эпохой. практического задания. • сравнивать художественные Умеет устанавливать Анализ работы студента на стили и соотносить их с связи между семинарском занятии. определенной исторической произведениями разных эпохой, направлением, видов искусства. национальной школой; Пользуется различными • называть их ведущих источниками представителей; • понимать искусствоведческие информации о мировой художественной термины и пользоваться ими; культуры. • осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области Использует приобретенные знания и искусства; умения в практической • уметь аргументировать деятельности. собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры; • уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии); • использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни; • для определения путей своего культурного развития и профессионального самоопределения; 16 • ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе; • организации личного и коллективного досуга; самостоятельного художественного творчества. 17