ПМ.05. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.05. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
44.02.01 Дошкольное образование
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Программа
профессионального
модуля
ПМ.05.
Методическое
обеспечение
образовательного процесса разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
44.02.01. Дошкольное образование, утвержденного Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г., № 1351.
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное
Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж»

учреждение

Разработчик:
Брязгина Г.С., преподаватель первой квалификационной категории

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

15

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

17

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.05. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить
основной вид деятельности - методическое обеспечение образовательного процесса и
соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции:
1.1.1.
Перечень общих компетенций
1.1.

Код
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК.7.
ОК 8.
ОК 9.
ОК 10.
ОК 11.

Наименование результата обучения
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
совершенствования профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее
регулирующих.

1.1.2.
Перечень профессиональных компетенций
Код
Наименование результата обучения
ВД
Методическое обеспечение образовательного процесса
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом
особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области дошкольного образования на основе изучения
профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других
педагогов
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области
дошкольного образования.

1.1.3. В результате освоения профессионального модуля студент должен:
Иметь
- анализа и разработки учебно-методических материалов (рабочих
практический программ, учебно-тематических планов) на основе примерных и
опыт
вариативных;
- участия в создании предметно-развивающей среды;
- изучения и анализа педагогической и методической литературы по
проблемам дошкольного образования;
- оформления портфолио педагогических достижений;
- презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов,
вступлений;
- участия в исследовательской и проектной деятельности
уметь
- анализировать примерные и вариативные программы дошкольного
образования;
- определять цели и задачи, содержание, формы, методы и средства при
планировании дошкольного образования воспитанников;
- осуществлять планирование с учетом особенностей возраста, группы,
отдельных воспитанников;
- определять педагогические проблемы методического характера и
находить способы их решения;
- сравнивать эффективность применяемых методов дошкольного
образования, выбирать наиболее эффективные образовательные
технологии с учетом вида образовательного учреждения и особенностей
возраста воспитанников;
- адаптировать и применять имеющиеся методические разработки;
-создавать в группе предметно-развивающую среду, соответствующую
возрасту, целям и задачам дошкольного образования;
- готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
- с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать
исследовательскую и проектную деятельность в области дошкольного
образования;
- использовать методы и методики педагогического исследования и
проектирования, подобранные совместно с руководителем;
- оформлять результаты исследовательской и проектной работы;
- определять пути самосовершенствования педагогического мастерства
знать
- теоретические основы методической работы воспитателя детей
дошкольного возраста;
- концептуальные основы и содержание примерных и вариативных
программ дошкольного образования;
- теоретические основы планирования педагогического процесса в
дошкольном образовании;
- методику планирования и разработки рабочей программы, требования к
оформлению соответствующей документации;
- особенности современных подходов и педагогических технологий
дошкольного образования;
- педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию
предметно-развивающей среды;
- источники, способы обобщения, представления и распространения
педагогического опыта;
- логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету,
реферированию, конспектированию;
- основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере
образования.
5

1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего 192 часов, из них на освоение
МДК 05.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя -120.
На практики - 72, в том числе
учебную– 36 часа;
производственную – 36 часа.
Самостоятельная работа - 40часа.

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1. Структура профессионального модуля
Объем профессионального модуля, час.
Коды
профессиональных
и общих
компетенций

1
ОК1 – ОК11
ПК 5.1-5.5

ПК 5.1
ПК 5.3

ПК 5.4

ПК 5.2

Наименования
разделов
профессионального
модуля

2
МДК 05.01.
Теоретические и
прикладные
аспекты
методической
работы
воспитателя детей
дошкольного
возраста
Раздел 1. Анализ
программно –
методического
обеспечения в
соответствии с
ФГОС ДО
Раздел 2. Создание
методических
материалов,
оформление
педагогической
продукции
Раздел 3.
Оформление
развивающей
предметно-

Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем

Суммарный
объем
нагрузки,
час.

Всего

Лабораторных
и практических
занятий

Курсовых
работ
(проектов)

3

4

5

6

120

46

34

34

14

6

14

22

8

6

8

36

14

12

10

Обучение по МДК
В том числе
Учебная

Производственная

Самосто
ятельная
работа

7

8

9

36

36

40

Практики

7

ПК 5.4
ПК 5.5

ОК 1
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ПК 5.2.
ПК 5.5.
ОК1 – ОК11
ПК 5.1
ПК 5.3
ПК 5.4
ПК 5.5

пространственной
среды группы
Раздел 4.
Организация
исследовательской
деятельности
педагога
дошкольной
организации
Учебная практика
(по профилю
специальности),
часов (если
предусмотрена
итоговая
(концентрированна
я) практика)
Производственная
практика (по
профилю
специальности),
часов (если
предусмотрена
итоговая
(концентрированна
я) практика)
Всего

28

10

10

8

36

36

36

192

36

46

34

-

36

36

40

8

2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)
Наименование разделов и
тем профессионального
Содержание учебного материала,
модуля (ПМ),
лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа
междисциплинарных
обучающихся, курсовая работа (проект)
курсов (МДК)
1
2
МДК 05.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста
Раздел 1. Анализ программно – методического обеспечения в соответствии с ФГОС ДО
Тема 1.1. Теоретические Содержание учебного материала
основы
методической 1.Методическая работа воспитателя в ДОО.
работы воспитателя ДОО Понятие, задачи, принципы, содержание и направления методической работы в ДО
2. Направления методической работы воспитателя дошкольной организации
Виды и формы организации методической работы в ДОО, критерии оценки качества
3. История программно-методического обеспечения работы ДОО
Исторический анализ программных документов, определяющих работу ДОО. Современные
тенденции.
4. Методическая работа воспитателя в условиях вариативности программнометодического обеспечения
Анализ содержание примерных и вариативных программ ДО в соответствии с ФГОС ДО.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Изучение основных направлений национального проекта «Образование».
Тема 1.2. Методическая Содержание учебного материала
служба в ДОО
1.Структура методической службы в ДОО.
Система методического сопровождения педагогических работников в ДОО. Функции,
особенности взаимодействия между элементами.
2.Годовой план методической работы в ДОО.
Структура, содержание, особенности реализации.
В том числе практических занятий
1.Индивидуальный план профессионального развития воспитателя ДОО, особенности
реализации в условиях обновления образования
2.Выбор методической темы с учетом контингента воспитанников, особенности разработки,
формулировка цели, выбор средств
Самостоятельная работа обучающихся

Объем в
часах
3
120
34
8
2
2
2

2

2
2
4
2

2
4
2
2
8
9

1.Составить схему методической службы в ДОО.
2.Разработать мероприятия Годового плана методической работы в ДОО
3.Составить индивидуальный план профессионального развития воспитателя
4.Разработать методическую тему воспитателя
Тема 1.3. Изучение
Содержание учебного материала
передового
1.Понятие «передовой педагогический опыт»
педагогического опыта в
Сущность и содержание понятия передовой педагогический опыт.
дошкольном образовании Современные подходы к методике работы с передовым педагогическим опытом
В том числе практических занятий
1.Отбор и подготовка материалов для сообщения на педагогическом совете, методическом
объединении: обоснование актуальности, необходимости внедрения (подготовка статей,
публикаций для профессиональных изданий, требования к оформлению)
Самостоятельная работа обучающихся
1.Изучение передового педагогического опыта на профессиональных сайтах, в журналах и
передовых изданиях.
2.Создание электронной презентации «Современные образовательные технологии», составление
защитного слова.
Раздел 2. Создание методических материалов, оформление педагогической продукции
Тема 2.1. Нормативная и Содержание учебного материала.
методическая
1.Разработка рабочей программы воспитателя ДОО
документация
Локальные акты по разработке программы в ДОО. Технология разработки программы,
воспитателя ДОО
особенности.
2.Рабочая программа воспитателя ДОО.
Требования ФГОС ДО к структуре и содержанию рабочей программы.
В том числе практических занятий
1.Разработка целевого раздела рабочей программы.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Разработать пояснительную записку к рабочей программе воспитателя
Тема 2.2. Система
Содержание учебного материала.
планирования в ДОО
1. Планирование образовательной деятельности воспитателем ДОО
Виды планирования: перспективно-тематическое, календарное. Особенности планирования в
разных возрастных группах.
В том числе практических занятий
1.Разработка календарно-тематического плана в группах раннего и младшего дошкольного
возраста

2
2
2
2
2
2

2
2

4
2
2
22
4
2

2
2
2
2
2
2
2

4
2
10

2.Разработка календарно-тематического плана в группах старшего дошкольного возраста
Самостоятельная работа обучающихся
1.Разработать календарно-тематический план на неделю в группах раннего и младшего возраста
2.Разработать календарно-тематический план на неделю в группах старшего дошкольного
возраста
Тема 2.3. Разработка
Содержание учебного материала
дидактических
Дидактические материалы в ДОО.
материалов по
Виды: наглядно-демонстрационные, мультимедийные, развивающие материалы.
образовательным
Самостоятельная работа обучающихся
областям
1.Разработать дидактические, наглядно-демонстрационные, мультимедийные в материалы по
образовательным областям
Раздел 3. Оформление развивающей предметно-пространственной среды группы
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Требования к
1.Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО.
развивающей предметноСтруктура, подходы, принципы разработки пространственно-пространственной развивающей
пространственной среде в
среды.
соответствии с ФГОС ДО,
2.Развивающая предметно - пространственная среда в разных возрастных группах ДОО.
СанПиН
Особенности построения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
В том числе практических занятий
Анализ условий развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего и
дошкольного возраста с учетом требований ФГОС ДО, СаНПиН
Тема 3.2
Содержание учебного материала
Моделирование
Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОО с учетом
развивающей предметновозрастных особенностей.
пространственной среды в Организация центров развития, игровых центров в группах младшего и старшего дошкольного
группах ДОО
возраста.
В том числе практических занятий
1.Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего и
младшего дошкольного возраста
2.Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в группах старшего
дошкольного возраста
Тема 3.3. Создание
Содержание учебного материала
интерактивной предметно Интерактивная предметно - пространственной среда в группе детского сада.
- пространственной среды
Особенности построения интерактивной предметно - пространственной среды в группе.
в группе детского сада
В том числе практических занятий

2
4
2
2
2
2
2
2
36
4
2

2
2
2
2
2

4
2
2
2
2
2
11

1.Разработка элементов интерактивной предметно - пространственной среды группы
(предметное содержание)
Самостоятельная работа обучающихся
1.Разработка предметного содержания для создания развивающей предметно-пространственной
среды (интерактивное игровое оборудование).
2.Подготовка презентации элементов интерактивной предметно - пространственной среды
группы (предметное содержание: игры, игровое оборудование, развивающее оборудование)
Тема 3.4. Применение
Содержание учебного материала
информационно1.Информационно-коммуникационные технологии в организации развивающей
коммуникационных
предметно-пространственной среды группы.
технологий в развивающей Возможности Smart- оборудования (интерактивный стол, интерактивный пол, интерактивная
предметнопесочница). Особенности разработки и применения дидактических, развивающих игр.
пространственной среде
2.Мультимедийные технологии в образовательном процессе
группы
Виды мультимедийных технологий, цели, задачи, их значение и роль в современном
образовательном процессе, возможности применения в процессе непосредственнообразовательной деятельности.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Создание дидактических, развивающих игр с использованием ИКТ-технологий
2.Создание обучающих роликов, фильмов, мультфильмов, видеоматериалов.
Тема 3.5.
Содержание учебного материала
Реализация проектной
Разработка и реализация проекта развивающей по организации предметно-пространственной
деятельности по
среды группы. Структура проекта. Виды проектов. Проекты в разных возрастных группах.
организации развивающей Привлечение родителей и детей к проектной деятельности.
предметноВ том числе практических занятий
пространственной среды
1.Презентация проекта развивающей предметно-пространственной среды группы в дошкольной
группы
организации, защита (предметное содержание, организация пространства).
2. Разработка рекомендаций для родителей по созданию развивающей предметнопространственной в условиях семьи
Самостоятельная работа обучающихся
1.Разработка проекта развивающей предметно-пространственной среды группы ДОО.
Раздел 4. Организация исследовательской деятельности педагога дошкольной организации
Тема 4.1. Систематизация Содержание учебного материала
и оценка
1.Исследовательская деятельность воспитателя дошкольной организации
исследовательской
Структура, принципы, подходы, модели организации исследовательской деятельности педагога
деятельности в области
дошкольной организации.

2
4
2
2
4
2

2

4
2
2
2
2
4
2
2
2
2
28
6
2

12

дошкольного
образования

2.Формы предъявления результатов исследовательской деятельности воспитателем
2
Педагогические разработки, результаты профессиональной деятельности воспитателя: стендовый
доклад, выставка работ, творческий отчет и другие.
3.Участие воспитателя ДОО в конкурсном движении.
2
Конкурсы профессионального мастерства на уровне ДОО, муниципальном, региональном,
всероссийском уровне
В том числе практических занятий
8
1.Анализ исследовательской деятельности педагогов по реализации современных педагогических
2
технологий в области дошкольного образования
2.Участие воспитателя в деятельности творческих объединений, проблемных групп,
2
методических объединений в ДОО
3.Оформление и представление педагогических разработок, результатов исследовательской
2
деятельности воспитателя (отчеты, реферат, тезисы, статья на НПК, выступления и др.)
4.Оформление результатов деятельности воспитанников (продукты детской деятельности,
2
творческие работы для конкурсов и выставок)
Самостоятельная работа обучающихся
4
1.Составление каталога, оформление папок с материалами по реализации современных
2
образовательных технологий, систематизации педагогического опыта в области дошкольного
образования (на электронных носителях)
2.Оформление портфолио воспитателя.
2
Тема 4.2 Педагогический Содержание учебного материала.
4
проект в ДОО
1.Проектная деятельность педагога.
2
Сущность и содержание, структура проектной деятельности педагога дошкольной организации
2.Типология проектов. Классификация
2
Особенности планирования и проведение проектной деятельности.
В том числе практических занятий
2
1.Разработка педагогического проекта воспитателем ДОО
2
Самостоятельная работа обучающихся
4
1.Разработка презентации педагогического проекта воспитателя ДОО
2
2.Анализ педагогических проектов.
2
Промежуточная аттестация 3 курс 6 семестр, 4 курс 7 семестр: Текущая
оценка
Промежуточная аттестация 4 курс 8 семестр: Дифференци
рованный
зачет
13

Итоговая аттестация по ПМ: Квалификаци
онный
экзамен
36

Учебная практика
Виды работ
Анализ нормативной и методической документации, регламентирующей деятельность воспитателя.
Анализ состояния развивающей предметно-пространственной среды в группы ДОО
Анализ программы и методических материалов к ней, картотеки педагогической и методической литературы
Оформление элементов развивающей предметно-пространственной среды
Разработка проектов для участников образовательного процесса
Производственная практика
Виды работ
Реализация педагогического проекта или программы исследования по актуальной теме
Разработка и реализация календарно-тематического (комплексно-тематического) плана на неделю.
Публичное выступление на педагогическом совете, мероприятии для родителей или педагогов ДОО.
Представление результатов исследовательской деятельности.
Формирование методического портфеля воспитателя (портфолио педагогических достижений).
Всего учебной и производственной практики:
Курсовые работы
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в младшем дошкольном возрасте.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в старшем дошкольном возрасте.
Календарно-тематическое планирование как средство организации образовательной деятельности старших дошкольников.
Перспективное планирование как условие организации наблюдений в живой и неживой природе (в летний или зимний период
времени) детьми (возраст по выбору обучающихся).
Перспективное планирование подвижных игр как условие развития физических качеств старших дошкольников.
Перспективное планирование подвижных игр как условие развития двигательных умений младших дошкольников.
Портфолио педагогических достижений как средство самообразования воспитателя ДОО.
Портфолио педагогических достижений как средство повышения квалификации воспитателя ДОО.

36

72

14

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета теории
и методики дошкольного образования, лаборатории информатики и информационнокоммуникационных технологий, компьютерного класса, методического кабинета,
библиотечно-информационного центра.
Оснащение кабинета предусматривает наличие следующего оборудования: доска
учебная, рабочее место преподавателя, стол, стулья (по числу обучающихся), шкафы для
хранения раздаточного дидактического материала, современные образовательные
программы для дошкольных учреждений и методическое сопровождения к ним;
методические рекомендации по организации обучения детей раннего и дошкольного
возраста, технические средства: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный
проектор.
Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную и
производственную практику.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Печатные издания
1. Микляева, Н. В. Теоретические основы дошкольного образования: учебник
для среднего профессионального образования.— М.: Юрайт, 2019. — 496 с.— ISBN 978-5534-02131-8. — Текст: непосредственный
2. Белая К.Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии
с ФГОС ДО.- М.: ТЦ Сфера- 2016.-149с.- ISBN 978-5-9949-0917-1- Текст:
непосредственный.
3.2.2 Электронные издания
1. Крежевских О. В. Организация предметно-развивающей среды ДОУ:
учебное пособие для среднего профессионального образования. — М.: Юрайт, 2020. —
165 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05804-8. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454376 (дата обращения:
30.04.2020).
2. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования:
учебник и практикум для среднего профессионального образования / под общей
редакцией Л. В. Коломийченко. — М.: Юрайт, 2020. — 210 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-07015-6. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/454262 (дата обращения: 30.04.2020).
3. Психолого-педагогическая экспертиза игрушки: учебное пособие— М.:
Юрайт, 2019. — 110 с. — ISBN 978-5-534-11431-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/445281 (дата обращения: 30.04.2020).
4. http://window.edu.ru/window. - единое окно доступа к образовательным
ресурсам. Электронная библиотека
5. http://www.school.edu.ru/default.asp. - Российский общеобразовательный
портал
6. http://www.edu.ru/- Российское образование. Федеральный портал
7. http://www.firo.ru- ФГАУ «ФИРО»
8. http://www.rsl.ru –Российская государственная библиотека
9. http://www.rasl.ru – библиотека Академии Наук
10. http://www.spbrc.nw.ru – Санкт-Петербургский научный центр РАН
11. http://nsc.1september.ru/index.php Сайт журнала «1 сентября»
15

12. http://www.dovosp.ru/ Сайт издательского дома «Воспитание дошкольника»
13. http://www.det-sad.com/doshkolnaia_pedagogika Сайт журнала «Дошкольная
педагогика»
14. http://www.doshkolka.ru/ Дошкольный образовательный проект
15. http://www.resobr.ru/ Портал информационной поддержки специалистов
дошкольных организаций
16. http://doshkol-edu.ru/ Сайт профессионального сообщества работников
дошкольного образования
3.2.3 Дополнительные источники
1. Белая К.Ю. Организация инновационной деятельности в ДОО.
Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера- 2017.-149с.- ISBN 978-5-9949-1774-9- Текст:
непосредственный.
2. Белая А.Е. Педагогический совет и деловые игры в ДОО.- М.: ТЦ Сфера2019.-128с.- ISBN 978-5-9949-1738-1- Текст: непосредственный.
3. Волкова Т.В. Современная образовательная среда ДОО. Российская и
зарубежная практика. М.: ТЦ Сфера- 2020.-325с.- ISBN 978-5-9949-2758-8- Текст:
непосредственный.
4. Демихова Л.Ю. Проектирование развивающей предметно-пространственной
среды в ДОО: Метод. рекомендации. М.: ТЦ Сфера- 2019.-206с.- ISBN- 978-5-9949-23061- Текст: непосредственный.
5. Ларова Л.Н., Чеботарева И.В. Проект основной образовательной программы
ДОО. Рекомендации и нормативные документы. Соответствует ФГОС ДО. М.: ТЦ Сфера2016.-226с.- ISBN- 978-5-9949-1600-1- Текст: непосредственный.
6. Лялина Л.А. Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОО:
Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера- 2019.-156с.- ISBN- 978-5-9949-2475-4 - Текст:
непосредственный.
7. Прохорова Л.Н. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС
дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера- 2020.-196с.- ISBN- 978-5-9949-2570-6- Текст:
непосредственный.
8. Сидорова А.А.Как организовать проект с дошкольниками. Соответствует
ФГОС ДО. М.: ТЦ Сфера- 2019.-135с.- ISBN- 978-5-9949-1358-1- Текст:
непосредственный.
9. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольная образовательная организация:
управление по результатам.- М.: ТЦ Сфера- 2018.-205с.- ISBN 978-5-9949-1933-0- Текст:
непосредственный.

16

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ «МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА»
Результаты
(освоенные
профессиональные
компетенции)
ПК
5.1.
Выбирать
программу, разрабатывать
учебно-методические
материалы
(рабочие
программы,
учебнотематические планы) на
основе
образовательного
стандарта и примерных
программ с учетом вида
образовательного
учреждения, особенностей
группы и отдельных детей.

Основные показатели оценки
результата

Формы и методы
контроля и оценки

Анализирует имеющиеся
программы на предмет
соответствия ФГОС ДО, типу и
виду ОО, особенностям группы
и отдельных детей.
Демонстрирует умение
планировать с учетом
требований нормативноправовой базы

Метод экспертных
оценок

Разрабатывает рабочую
программу на основе ФГОС,
образовательной программы
ОУ и примерной программы

Анализ продукта
деятельности (рабочих
программ,
разработанных
студентами), экспертная
оценка защиты
Анализ продукта
деятельности (УМ
материалов, созданных
студентами), экспертная
оценка защиты
защита модели
предметноразвивающую среды

Создает и адаптирует
дидактические материалы в
соответствии с рабочей
программой группы
ПК 5.2. Создавать в группе Моделирует развивающую
предметно-развивающую
предметно-пространственную
среду.
среду группы с учетом
возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников
группы (создает эскиз и
обосновывает его)
В соответствии с моделью
виртуально создает предметноразвивающую среду группы
Создает объекты оформления
предметно-развивающей среды
группы с учетом требований
функциональности, уместности
и эстетичности
ПК 5.3. Систематизировать и Систематизирует
оценивать педагогический педагогический опыт и
опыт и образовательные образовательные технологии в
технологии
в
области области дошкольного
дошкольного образования на образования на основе изучения
основе
изучения профессиональной литературы,
профессиональной
самоанализа и анализа
литературы, самоанализа и деятельности других педагогов.

Тестирование

анализ продукта
(виртуального
воплощения модели)
экспертная оценка
созданного объекта

учебноисследовательская
работа,
анализ продукта
деятельности
(самоанализа,
взаимоанализа)

17

анализа деятельности других Оценивает педагогический
педагогов
опыт и образовательные
технологии в области
дошкольного образования на
основе изучения
профессиональной литературы,
самоанализа и анализа
деятельности других педагогов.
ПК
5.4.
Оформлять Отбирает содержание
педагогические разработки в педагогических разработок в
виде отчетов, рефератов, виде отчетов, рефератов,
выступлений
выступлений, стендовых
докладов, сборников, буклетов
Структурирует отобранное
содержание педагогических
разработок (отчетов, рефератов,
выступлений, стендовых
докладов, сборников, буклетов)

учебноисследовательская
работа,
анализ продукта
деятельности
(самоанализа,
взаимоанализа)
анализ продуктов
деятельности в виде
отчетов, рефератов,
выступлений, стендовых
докладов, сборников,
буклетов
анализ продуктов
деятельности в виде
отчетов, рефератов,
выступлений, стендовых
докладов, сборников,
буклетов
экспертная оценка
отчетов, рефератов,
выступлений, стендовых
докладов, сборников,
буклетов

Представляет отобранное
содержание педагогических
разработок в виде отчетов,
рефератов, выступлений,
стендовых докладов,
сборников, буклетов с учетом
предъявляемых требований к
оформлению
ПК 5.5. Участвовать в Самостоятельно выбирает тему, анализ продуктов
исследовательской
и проблему, направление
деятельности
проектной деятельности в исследовательской и проектной (исследовательских
области
дошкольного деятельности в области
работ и проектов)
образования.
дошкольного образования
Активно включается в работу
наблюдение за участием
по реализации
в исследовательской и
исследовательской и проектной проектной деятельности
деятельности в области
дошкольного образования
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять
проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций,
но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие
компетенции)
ОК 1.Понимать сущность и
социальную значимость
своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый
интерес

Основные показатели оценки
результата

Формы и методы
контроля и оценки

Проявление индивидуального стиля
познавательной деятельности в
процессе освоения профессии
Демонстрация интереса к
содержанию профессиональных
знаний

Наблюдение
Наблюдение, опрос

18

ОК 2.Организовывать
собственную деятельность,
определять методы решения
профессиональных задач,
оценивать их эффективность
и качество
ОК 3.Оценивать риски и
принимать решения в
нестандартных ситуациях

ОК 4.Осуществлять поиск,
анализ и оценку
информации, необходимой
для постановки и решения
профессиональных задач,
профессионального и
личностного развития

Демонстрация интереса к
применению приобретенных
профессиональных знаний на
практике
Демонстрация интереса к
получению знаний в результате
практической деятельности,
теоретическому осмыслению ее
результатов.
Демонстрация мотивационноценностного отношения к
содержанию профессионального
обучения
Теоретическое осмысление основ
профессиональной деятельности

Наблюдение, опрос

Участие в тематических
профессионально-ориентированных
мероприятиях
Проведение профориентационнной
работы с абитуриентами или
студентами младших курсов
Обоснование выбора и применение
методов и способов решения
профессиональных задач
Качественное выполнение
профессиональных задач

Наблюдение

Выявление (распознавание)
проблемы, определение возможных
причин проблем
Нахождение оптимального решения
нестандартной ситуации

Наблюдение

Реализация принятого решения

Наблюдение

Проявление осознанной готовности
к работе в условиях
неопределенности
Демонстрация способности к
выполнению операции оценки
рисков
Инициирует действия, задает

Наблюдение

Определение направления поиска
необходимой информации

Анализ продуктов
деятельности

Фильтрация потока информации:
эффективное распознавание
проблемы, отбор нужных данных,
вычленение значимой информации
Владение основными способами
поиска информации

Анализ продуктов
деятельности

Наблюдение, опрос

Наблюдение, опрос

Опрос

Наблюдение
Наблюдение
Анализ продуктов
деятельности

Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение

Анализ продуктов
деятельности
19

ОК 5.Использовать
информационнокоммуникационные
технологии для
совершенствования
профессиональной
деятельности

ОК 6.Работать в коллективе
и команде,
взаимодействовать с
руководством, коллегами и
социальными партнерами

Использование различных
информационных ресурсов

Анализ продуктов
деятельности

Сбор важной информации в
процессе устного общения и
«активного» слушания
Анализ информации на основе
критического мышления

Анализ продуктов
деятельности

Оценивание необходимости той или
иной информации для постановки и
решения профессиональных задач,
профессионального и личностного
развития
Демонстрация целостного
представления о целесообразности
и эффективности использования
информационнокоммуникационных технологий в
профессиональной деятельности
учителя
Проектирование способов решения
профессиональных задач с
использованием средств
информационнокоммуникационных технологий
Планирование профессионального
саморазвития с применением
Интернет-технологий
Демонстрация знания методов,
форм и приемов взаимодействия с
членами педагогического
коллектива, представителями
администрации
Применение разнообразных
методов, форм и приемов
взаимодействия с членами
педагогического коллектива,
представителями администрации
Владение профессиональной
лексикой

Анализ продуктов
деятельности

Соблюдение субординационных
отношений

Наблюдение

Продуктивное взаимодействие с
членами группы (команды),
решающей общую задачу
Построение продуктивного
процесса общения, толерантное
восприятие позиции субъекта
взаимодействия
Использование делового стиля
общения

Наблюдение

Анализ продуктов
деятельности

Наблюдение

Анализ продуктов
деятельности

Анализ продуктов
деятельности
Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение, опрос

Наблюдение

Наблюдение

20

ОК.7. Ставить цели,
мотивировать деятельность
обучающихся,
организовывать и
контролировать их работу с
принятием на себя
ответственности за качество
образовательного процесса
ОК 8. Самостоятельно
определять задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно планировать
повышение квалификации

ОК 9. Осуществлять
профессиональную
деятельность в условиях
обновления ее целей,
содержания, смены
технологий.

ОК 10. Осуществлять
профилактику травматизма,
обеспечивать охрану жизни
и здоровья детей.

Принятие конструктивных
решений, высказывание своего
мнения, при осуществлении
действий и берет на себя
обязательства
Демонстрация партнерских
отношений внутри группы,
колледжа, с преподавателями, за
пределами колледжа
соотносит свои устремления с
интересами других людей и
социальных групп
привлекает других субъектов
образовательного процесса к
решению поставленных задач
- мотивирует на деятельность
обучающихся,
- ставит четкие цели деятельности
обучающихся,
- организует и контролирует работу
обучающихся,
- проявляет ответственность за
работу подчиненных, результат
выполнения заданий.
В том числе в реальных условиях
- определяет конкретные задачи,
направления профессионального и
личностного развития с учетом
выявленного проблемного поля в
ходе самоанализа деятельности;
- определяет конкретные способы
профессионального и личностного
саморазвития, самообразования,
- самостоятельно планирует
повышение личностного и
квалификационного уровня,
составляет программы личностнопрофессионального саморазвития,
самообразования
- проявляет интерес к инновациям в
области профессиональной
деятельности,
- целесообразно обновляет
содержание профессиональной
деятельности,
- использует в практике
современные образовательные
технологии
- осознает необходимость
целенаправленного осуществления
профилактики травматизма детей,
- предпринимает профилактические

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение
Экспертное
наблюдение и
оценка

Экспертное
наблюдение и
оценка

Экспертное
наблюдение и
оценка на
практических
занятиях при
выполнении работ
по учебной и
производственной
практике
Экспертное
наблюдение и
оценка на
практических
21

ОК 11. Строить
профессиональную
деятельность с соблюдением
правовых норм ее
регулирующих.

меры для снижения уровня
опасностей различного вида и их
последствий в профессиональной
деятельности и быту;
- использует средства
индивидуальной и коллективной
защиты от оружия массового
поражения;
- применяет первичные средства
пожаротушения
- знает правовые нормы,
регулирующие профессиональную
деятельность,
- строит взаимодействие с
обучающимися и коллегами на
основе правовых норм

занятиях при
выполнении работ
по учебной и
производственной
практике

Анализ отзывов
руководителей
педагогической
практики
Наблюдение за
организацией
взаимодействия с
обучающимися и
коллегами
Тестирование

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».