ОП.В.12 РИТМИКА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.В.12 РИТМИКА
44.02.01 Дошкольное образование
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.В.13 РИТМИКА разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО)
44.02.01 Дошкольное образование, укрупненной группы специальностей 440000
«Образование и педагогика», утвержденного Приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 27.10.14 г. № 1351.
Организация-разработчик:
Государственное
автономное профессиональное образовательное
Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж»

учреждение

Разработчик:
……., преподаватель ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж».

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

17

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА С ПРАКТИКУМОМ ПО
ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная
дисциплина
«Ритмика»
относится
к
вариативной
части
общепрофессиональных дисциплин основной профессиональной образовательной
программы по специальности СПО 44.02.01 «Дошкольное образование».
Применение данной программы направлено на формирование элементов
основных видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения
соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего
и дошкольного возраста.
ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов
деятельности и общения детей.
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного
возраста.
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
обучения дошкольников.
ПК 3.4. Анализировать занятия.
ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.
Методическое обеспечение образовательного процесса.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом
особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать общими
компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий.

4

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель: формирование общих и профессиональных компетенций студентов,
необходимых для реализации в дошкольной образовательной организации области
художественно-эстетическое развитие, через ознакомление с основами музыкальноритмического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.
анализ музыкально-ритмического воспитания в разных педагогических
практиках;
2.
изучение особенностей развития музыкально-ритмических и двигательных
навыков у детей дошкольного возраста;
3.
знакомство с принципами и методическими приемами организации занятий
ритмикой в условиях дошкольных образовательных организаций.
Код
ПК, ОК
ОК 1
ОК 2.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 8.
ОК 9.
ПК 2. 6.
ПК 2. 7
ПК 3. 1
ПК 3.2.
ПК 3.3.
ПК 3.4.
ПК 3.5.
ПК 5.1.
ПК 5.2.

Умения
1.
составлять конспекты занятий по
ритмике для различных дошкольных
организаций;
2.
организовывать и проводить
занятия по ритмике в дошкольных
организациях с учетом возрастных,
физиологических, психических
особенностей детей;
3.
взаимодействовать с детьми в
педагогическом процессе;
4.
определять вектор развития
музыкально-творческих способностей
детей.

Знания
1.
историю и основные виды
ритмики как учебной
дисциплины;
2.
базовые методические
принципы организации занятий
музыкально-ритмической
деятельностью с детьми
дошкольного возраста;
3.
различные комплексы
ритмической гимнастики,
разнообразные виды
коллективных танцев;
4.
способы профилактики
возникновения травм и
заболеваний у детей в процессе
занятия ритмикой.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины

Объем часов

Объем образовательной программы

60

в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные работы

20

практические занятия

20

курсовая работа (проект)
контрольная работа

0
0

Самостоятельная работа

20

Промежуточная аттестация

зачет

0

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. В.12 Ритмика
Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Раздел 1. Ритмика в системе образования человека.
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Характеристика ритмики как Значение музыкально-ритмического воспитания, цели и задачи ритмики.
вида исполнительской
Организация музыкально - ритмической деятельности в дошкольном учреждении.
музыкальной
деятельности

Раздел 2. Место музыкально ритмического воспитания в системе дошкольного образования.
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Программные требования
1.Музыкально-ритмические навыки. Выразительные движения.
развития музыкальноВзаимосвязь музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного
ритмических движений.
движения.
2.Единый процесс восприятия музыки и воспроизведения ее особенностей в
разнообразных движениях.
Характер, музыкальный размер, строение музыки.
В том числе практических занятий
1.Подобрать детские песни разных музыкальных характеров для исполнения в
движении их ритмических рисунков.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Разработать конспект занятия с использованием музыкальных игр.
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Виды музыкальноПляски, танцы, упражнения. Хореографические упражнения. Построение
ритмических движений.
несложных танцев и хороводов.
Музыкальные игры, хороводы
В том числе практических занятий
1. Составить музыкально-ритмический репертуар для каждой возрастной группы

Объем в
часах
2
2
2

20
8
2

2

2
2
2
2
6
2
2
2

Коды
компетенций

ОК 4
ОК8
ОК 9
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК3.4
ОК 4
ОК8
ОК 9
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК3.4

детского сада.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Составить комплекс танцевальных упражнений для исправления дефектов
осанки.
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
Роль воспитателя в развитии Сюжетно- образные движения. Игровое творчество.
музыкальноМузыкальные игры, развитие художественно- творческих способностей детей. Игры
ритмических движений
с музыкальным сопровождением. Игры со словом.
В том числе практических занятий
Подобрать музыкальный материал к игре «Шапочка аиста».
Самостоятельная работа обучающихся
1. Составить музыкально-ритмический репертуар для каждой возрастной группы
детского сада.
Раздел 3.. Музыкально-ритмическое воспитание детей дошкольного возраста.
Тема 3.1.
Музыкально-ритмическое
воспитание детей 2-3 лет.

Тема 3.2.
Музыкально-ритмическое
воспитание детей средней
группы детского сада.

Содержание учебного материала
Методики музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. Психологические
особенности детей 2-3 лет.
Самостоятельная работа
Составить рисунок пляски для II младшей группы детского сада.
Содержание учебного материала
Психологические особенности детей средней группы детского сада. Программные
требования к музыкально-ритмическим занятиям в средней группе.
В том числе практических занятий
Работа над последовательностью и техникой исполнения движений.
Самостоятельная работа обучающихся
Составить рисунок пляски для детей средней группы
Содержание учебного материала

Тема 3.3. Музыкальноритмическое воспитание детей Психологические особенности детей старшей группы детского сада. Программные
старшего дошкольного
требования к музыкально-ритмическим занятиям в старшей группе.
возраста.
В том числе практических занятий

2
2
6
2

ОК 4
ОК8
ОК 9
ПК2.7
ПК 3.2
ПК 3.3

2
2
2
2
22
4
2
2
2
6
2

ОК2
ОК 4
ОК8
ОК 9
ПК 2.7
ПК 3.3
ПК 3.4

2
2
2
2
6
2
2
8

1. Освоение практических танцевальных упражнений, игр, плясок, хороводов
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подбор упражнений для совершенствования техники движений.
Тема 3.4. МузыкальноСодержание учебного материала
ритмическое воспитание детей Психологические особенности детей подготовительной группы детского сада.
подготовительной к школе
Программные требования к музыкально-ритмическим занятиям в подготовительной
группы детского сада.
группе.
В том числе практических занятий
1. Составить рисунок танца для старшего дошкольного возраста.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Анализ музыкально-ритмического репертуара для детей старшего дошкольного
возраста.
Раздел 4. Особенности организации занятий ритмикой в дошкольных образовательных учреждениях
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
Методические приемы в
Принципы организации занятий с детьми дошкольного возраста. Методика
работе педагога по развитию
организации занятий ритмикой с детьми дошкольного возраста
музыкально-ритмических и
В том числе практических занятий
двигательных навыков у
1. Разучивание материала для занятий ритмикой с детьми дошкольного возраста:
детей дошкольного возраста.
движений разминки
Самостоятельная работа обучающихся
1.Освоение практических танцевальных упражнений, игр, плясок, хороводов.
2. Анализ музыкально-ритмического репертуара для детей дошкольного возраста.
Тема 4.2.
Содержание учебного материала
План занятия по ритмике для В том числе практических занятий
детей дошкольного возраста.
1. Составление плана занятия по ритмике для детей дошкольного возраста.
2. Составление тематических танцевально-игровых композиций и инсценировок.
3.Сочинение музыкальных игр, игровых ритмических комплексов
Самостоятельная работа обучающихся
1. Выучить танцы и танцевальные этюды, данные преподавателем.
Всего

2
2
2
6
2

2
2
2
2

ОК 2
ОК 4
ОК8
ОК 9
ПК 2.7
ПК 3.3
ПК3.4

16
8
2
2
2
4
2
2
8
2
2
2
2
2
60
9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета и
танцевального (спортивного) зала.
Оборудование танцевального (спортивного) зала: зеркала, фортепиано, CDпроигрыватель.
Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины, доска учебная, рабочее
место преподавателя, столы, стулья (по числу обучающихся), шкаф для хранения раздаточного
дидактического материала, акустическая система.
Технические средства обучения: интерактивная доска, мультимедиа проектор,
компьютер, средства аудио визуализации.
Программное обеспечение:
- автоматизированное рабочее место преподавателя 1 шт;
- предустановленное программное обеспечение/ Права на программы для ЭВМ
WindowsPro 15 шт;
- предустановленное программное обеспечение /Права на программы для ЭВМ
OfficePro 15 шт;
- предустановленное программное обеспечение /Права на программы для ЭВМ
Kaspersky 15 шт;
- Инновационная программа дошкольного образования. ФГОС ОТ РОЖДЕНИЯ ДО
ШКОЛЫ. 15шт
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Печатные издания
1. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и
младшего школьного возраста. учебное пособие –: Владос, 2011 . – 104 с. - ISBN 5-69100563-4Текст: непосредственный
2. Теория и методика музыкального воспитания детей с проблемами в развитии : /
Е. А. Медведева [и др М. : Издательство Юрайт, 2020. — 217 с.). — ISBN 978-5-534-11911-4 Текст: непосредственный
3.2.2. Электронные издания
1.
2.
3.
4.
5.

www.horeograf.com
online.horeograf.com
https://tlib.gbs.spb.ru/dl/6 _Музыкальное движение.
http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=592
http://www.medru.su/davydov-vasilij-vasilevich/

3.2.3 Дополнительные источники
1. Есаулов И. Г.: учеб.пособие для вузов – 2-е изд., стер. — М.: Издательство "Лань",
"Планета музыки". 2020 — 160 с. ISBN 978-5-8114-6360-2. - Текст: непосредственный.
2. Карганова Е. "Читаем Играем Танцуем Поём» Издательство: Астрель, 2011-128с.
ISBN 978-5-17-076004-6 - Текст: непосредственный.
3. Мы танцуем и поем : стихи, песенки, сказки : [для дошк. возраста]. Хрестоматия для
детского сада - М : Дрофа-Плюс, 2016 - 231 с.
- ISBN 5-9555-0954-2. - Текст:
непосредственный.
4. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика
для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений
/ Ж.Е. Фирилёва, Е.Г. Сайкина. – СПб.: «Детство-пресс», 2001. – 352с. - ISBN 978-5-89814-7587. - Текст: непосредственный.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем
в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий.
Итоговым контролем освоения дисциплины является зачет.
Результаты обучения
Освоенные умения:
Составлять программы курсов и
планы занятий по ритмике для
различных дошкольных
учреждений;
Организовывать и проводить
занятия по ритмике в дошкольных
учреждениях с учетом возрастных,
физиологических, психических
особенностей детей;
Взаимодействовать с детьми в
педагогическом процессе;

Определять вектор развития
музыкально-творческих
способностей детей.

Критерии оценки

Методы оценки

Использует оптимальность
выбора способов действий.

Конспекты /
Технологические карты
занятий

Разрабатывает методические
материалы с учетом
особенностей возраста.

Анализ педагогических
ситуаций.

Определяет цели и задачи,
планировать занятия с
детьми дошкольного
возраста.

Тестирование

Правильно определяет
вектор развития музыкальнотворческих способностей
детей.

Оценка результатов
самостоятельной работы

Знания:
Истории и основных видов
Знает историю и основные
ритмики как учебной дисциплины; виды ритмики.

Конспекты учебнометодической литературы

Базовых методических принципов
организации занятий музыкальноритмической деятельностью с
детьми дошкольного возраста;

Ориентируется в принципах
организации занятий
музыкально-ритмической
деятельностью.

Педагогическое эссе,
конспекты.

Различных комплексов
ритмической гимнастики,
разнообразных видов
коллективных танцев;

Применяет различные
комплексы ритмической
гимнастики, разнообразные
виды коллективных танцев.

Способов профилактики
возникновения травм и
заболеваний у детей в процессе.
занятия ритмикой.

Владеет способами
профилактики и
предупреждения травм у
детей в процессе занятия
ритмикой.

Показ комплексов
ритмической гимнастики,
объяснение и показ
движений коллективных
танцев.
Решение педагогических
ситуаций.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».