ОГСЭ.В.08 ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ

Приложение 4.8
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 46.02.01
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловскойобласти

«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

Подписано цифровой подписью: ГАПОУ СО "СОПК"
DN: email=buhsopk@list.ru,
1.2.643.3.131.1.1=120C303036363538303334363636,
1.2.643.100.3=120B3032323131303331353537,
1.2.643.100.1=120D31303236363032333337363834, title=директор,
o=ГАПОУ СО "СОПК", street=УЛ ЮМАШЕВА, ДОМ 20, l=Екатеринбург,
st=66 Свердловская область, c=RU, givenName=Татьяна Сергеевна,
sn=Симонова, cn=ГАПОУ СО "СОПК"
Дата: 2021.09.27 15:58:26 +05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.В.08. ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ
46.02.01. Документационное обеспечение управления и архивоведение
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социологии» разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности
46.02.01. Документационное обеспечение управления и архивоведениесреднего
профессионального образования, утвержденного Приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от от 11 августа 2014 г. №975

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной
педагогический колледж»

Разработчик: Гладышев Д.Е., к.ф.н., преподаватель 1 ВКК.

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ 12

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.В.08 «Основы социологии»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина Основы социологии является вариативной частью общего
гуманитарного
и
социально-экономического
цикла
основной
профессиональнойобразовательной
программы
по
специальности46.02.01.Документационное обеспечение управления и архивоведение.
Учебная дисциплина «Основы социологии» обеспечивает формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по
специальности 46.02.01. Документационное обеспечение управления и архивоведение.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно
общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения
заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель курса: сформировать у студентов научное видение мира, четкие представления
о закономерностях и тенденциях социальных процессов современного, в том числе
российского общества, умение критически воспринимать противоречивые идеи, занимать
активную социальную позицию.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания:
Код
ПК, ОК
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7

Умения

Знания

•
ориентироваться в наиболее общих
социологических
теориях,
проблемах
общественного
устройства,
актуальных
социальных проблем;
•
методологически
грамотно
анализировать различные социальные факты;
•
применять
в
профессиональной

•
основные категории и
понятия социологии;
•
особенности процесса
социализации
личности,
формы
регуляции
и
саморегуляции социального
поведения;
4

ОК 8
ОК 9

деятельности базовые и профилированные
знания и навыки по основам социологической
теории
и
методам
социологического
исследования;
•
самостоятельно формулировать цели,
ставить конкретные задачи социологических
исследований и решать их с помощью
современных исследовательских методов с
помощью новейшего отечественного и
зарубежного опыта и с применением
современной
аппаратуры,
оборудования,
информационных технологий;
•
использовать социологические методы
исследования для изучения актуальных
социальных проблем, для идентификации
потребностей
и
интересов
различных
социальных групп;
•
обрабатывать и анализировать данные
для подготовки аналитических решений,
экспертных заключений и рекомендаций;
•
использовать методы сбора, обработки
интерпретации
комплексной
социально
значимой
информации
для
решения
организационно-управленческих задач;
•
планировать и осуществлять проектные
работы в области изучения общественного
мнения;

•
о
социологическом
подходе
в
понимании
закономерностей
функционирования и развития
общества и личности;
•
о
социальной
структуре,
социальной
мобильности,
социальном
взаимодействии и об основных
социальных
институтах
общества;
•
о
социальных
движениях и других факторах
социального изменения и
развития;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы

78

в том числе:
теоретическое обучение

38

лабораторные работы

0

практические занятия

14

Самостоятельная работа

26

Промежуточная аттестация

зачет

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

1
2
РАЗДЕЛ 1. Социология как область научных знаний
Введение
Содержание учебного материала
Назначение учебной дисциплины «Основы социологии и политологии». Основные
понятия и категории социологии и политологии. Требования к изучаемой дисциплине.
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Социология в
Социология в повседневной жизни человека. Две социологии: теоретическая и
системе
практическая. Взаимосвязь социологии с другими общественными науками.
общественных наук Социология и философия. Социология и история. Социология и право. Социология и
политология. Социология и антропология. Социология и экономика.
Самостоятельная работа обучающихся

Объем
в часах

3
24

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4

2
2

ОК 1-9

4

1.
Таблица «Взаимосвязь социологии с другими общественными науками»
Тема 1.2. История
Содержание учебного материала
2
развития социологии Зарождение социальных идей (от античности до XIX в.). Выделение социологии в
как науки
самостоятельную область знания в XIX веке. Связь с другими областями научного
знания той эпохи. Социологические взгляды О. Конта и Г. Спенсера. Оценка этих
взглядов: достоинства и недостатки. Возникновение социологии в ведущих
европейских странах и США.
Тема1.3.
Содержание учебного материала
2
Современные
Становление и развитие социологии в XX веке в странах Запада и в России. Социология
тенденции развития в начале XXI в. Основные сложившиеся теоретические направления (отрасли)
социологии как
социологии и их современные трансформации.
самостоятельной
науки
Содержание учебного материала
2

2

ОК 1-9

2
2

2

2

ОК 1-9

ОК 1-9

ОК 1-9
6

Тема 1.4.
Социальная
онтология
Тема 1.5.
Социологические
уровни и методы
исследования

Социальное пространство, социальная структура, социальное поле, сети и отношения.
Классификация, функции, признаки и графической изображение.

Содержание учебного материала
Социологические уровни и методы исследования. Дифференцированный подход к
социологическим исследованиям. Исторические модели социологического знания.
В том числе практических занятий
1.Семинар на тему «Социология как область научных знаний»
2.Круглый стол на тему «Актуальные направления социологических исследований»
Самостоятельная работа обучающихся
1. Составить контрольные вопросы для проверки знаний по теме.
2. Проанализировать роль О. Конта и Г. Спенсера для развития социологии как науки и
оценить значение их взглядов с позиций сегодняшнего дня.
3. Проанализируйте, какая из отраслей современной социологии ближе всего
соотносится с выбранной вами профессиональной деятельностью
РАЗДЕЛ 2.Методологические основы социологического исследования
Тема
Содержание учебного материала
2.1. Специфика
Специфика научного исследования в социологии. Роль и понимание теории в
научного
социологическом исследовании. Требования к организации социологических
исследования в
исследований.
социологии
Тема 2.2. Методы
Содержание учебного материала
социологического
1.Традиционные методы сбора социальной информации
исследования
Наблюдение, эксперимент, опросные методы, экспертный опрос, тесты, изучение
документов.
2.Требования к методическим средствам.
Объективность, надежность и валидность
Тема 2.3. Качество
Содержание учебного материала
социальной
Проблема качества социальной информации. Основные методы обработки социальной
информации.
информации.
В том числе практических занятий
1.Осуществление наблюдения по заданным параметрам.
2.Составление анкеты по выбранной социальной проблеме.
3.Составление вопросов для интервью по выбранной социальной проблеме

2
12
2
4
2
2
6
2
2

ОК 1-9
ОК 1-9

ОК 1-9
2
18
2
2

ОК 1-9

4
2

ОК 1-9

2
12
2
6
2
2
2

ОК 1-9

ОК 1-9

7

Самостоятельная работа обучающихся
1.
Подготовить м/м презентацию по теме «Специфика социологических методов
исследования»
2.
Составить классификацию количественных и качественных методов
исследования.
РАЗДЕЛ 3.Теоретические основы социологии
Тема 3.1. Специфика Содержание учебного материала
исследования
Постановка проблемы. Своеобразие рассмотрения общества в социологии: системный
общества в
подход. Структура общества: основные сферы, социальные институты, социальные
социологии
организации.
Тема 3.2.
Содержание учебного материала
Многообразие форм Эволюция и революция как формы развития общества. Прогресс и его критерии.
развития общества Типология общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное
общества. Равновесная модель развития общества. Неравновесная модель развития
общества. Основные критерии прогресса. Особенности современного мира.
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Создание м/м презентации: «Гражданское общество и правовое государство»
Тема 3.3.
Содержание учебного материала
Социальная
Социальное неравенство и дифференциация. Социальная стратификация, ее основные
стратификация и
параметры. Социальная дифференциация западного и российского обществ.
мобильность.
Социальная мобильность, ее основные виды и каналы.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Решение кейсовых заданий по теме «Социальная мобильность»
Тема 3.4.
Содержание учебного материала
Стратификационные Классовая модель общества по К.Марксу и Ф.Энгельсу.
модели
Классовая структура общества Г. Спенсера.
Современные социальные классы: прекариат, салариат.
Тема 3.4.
Содержание учебного материала
Социальное
Социальные группы и социальные общности: основные виды. Этнические общности:
строение общества
ступени развития этноса. Этнические конфликты. Семья как социальная группа: типы,
формы, тенденции развития семьи в современном обществе. Молодежь как
демографическая группа: противоречия развития.
Самостоятельная работа

4
2
2

ОК 1-9

32
2
2

ОК 1-9

4
2

ОК 1-9

2
2
2
2

ОК 1-9

2
2
2
2

ОК 1-9

2
2

ОК 1-9

4
8

1. Прохождение теста на сайте index.homeless.ruс последующим анализом
результатов
2. Подготовить обзор мобильных приложений, позволяющих вести личный бюджет
Тема 3.5.
Содержание учебного материала
Социальные
Социализация личности: ее виды, агенты, значение.
процессы
Социальные нормы и социальный контроль: виды, функции, агенты. Девиантное
поведение личности, его причины.
Тема 3.6.
Содержание учебного материала
Социология
Социальный конфликт: классификация, стадии, значение. Пути решения социального
конфликта
конфликта.
В том числе практических занятий
1.Круглый стол на тему «Причины социального неравенства и способы преодоления»
2.Семинар на тему: «Социальное развитие и социальный прогресс».
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Составить графическое изображение стратификации западного и российского
общества.
2.
Составить таблицу с перечислением своих основных статусов и ролей
3.
Составить м/м презентацию по выбранной молодёжной субкультуре.
РАЗДЕЛ 4.Теоретические основы политологии
Тема 4.1. Политика Содержание учебного материала
как общественное
Структура политики. Функции и направления политики. Внутренняя и внешняя
явление и
политика. Власть как политический феномен: понятие, сущность, виды. Политическая
политическая
власть: признаки, принципы, функции, ресурсы.
структура общества Самостоятельная работа
2.
Заполнение аналитической таблицы по основным органам государственной
власти РФ. Их функциям и представителям.
Устный дифференцированный зачёт
ВСЕГО

2
2
2
2

ОК 1-9

12
2

ОК 1-9

4
2
2

ОК 1-9

6
2
ОК 1-9
2
2
4
2
2

ОК 1-9

2
2
2

ОК 1-9

2
78 ч.

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин, оснащенный
оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по
числу обучающихся), шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и др.;
техническими средствами обучения (компьютером, средствами аудиовизуализации,
мультимедийным проектором.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1.
Демидов Н.М. Основы социологии и политологии. – М.: Академия, 2019. –
208 с. -– Текст: непосредственный.
2.
Козырев Г.И. Основы социологии и политологии: учебник для студентов
учреждений сред. проф. образования. /Козырев Геннадий Иванович; Г.И. Козырев. – М.:
Форум: Инфра-М, 2018. – 240 с.– Текст: непосредственный.
3.2.2. Электронные издания:
1. Электронный учебный курс «Обществознание» (Антропов О.О., Буланова М.Б.,
Джавадова С.А., Ершова Л.С., Зарапин Р.И., Логинов А.В., Погудаева М.Ю., Росляков А.Б.).
2. Сервер органов государственной власти Российской Федерации «Официальная
Россия» (www.gov.ru).
3. Сайты политических партий РФ.
3.2.3. Дополнительные источники:
1.
Бороноев А.О. Основы социологии и политологии. М.: Гардарики, 2005. - 400
с. – Текст: непосредственный.
2.
Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического
воображения. М.: Экзамен, 2007. - 370 с.– Текст: непосредственный.
3.
Луков В.А. К теории социальных общностей. М.: Изд-во МосГУ, 2005. –
160с.– Текст: непосредственный.
4.
Политология: словарь-справочник. Учебное пособие. /Под ред. М.А.
Василика. М.: Гардарики, 2000. – 830 с.– Текст: непосредственный.
5.
Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца XX в.) /Под
ред. Е.И. Кукушкиной. М.: Наука, 2006. – 450 с.– Текст: непосредственный.
6.
Ратников В.П. Конфликтология. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2005. – 216 с.– Текст:
непосредственный.
7.
Российское гражданство. / Под. ред. В.Я. Кикотя, Н.М. Смородина. М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 370 с.– Текст: непосредственный.
8.
Тощенко Ж.Т. Социология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. -350 с.– Текст:
непосредственный.

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Знания:
Правильность,
полнота • деловая игра,
заданий, • письменный/устный
•
основные категории и выполнения
точность
формулировок, опрос;
понятия социологии;
расчетов, • тестирование, в том
•
особенности процесса точность
социализации
личности, соответствие требованиям. числе
с
применением
формы
регуляции
и Адекватность,
онлайн-тестов;
выбора • оценка результатов сасаморегуляции социального оптимальность
способов
действий,
поведения;
мостоятельной
работы
техник, (докладов, теоретической
•
о
социологическом методов,
подходе
в
понимании последовательностей
части проектов, учебных
действий и т.д.
закономерностей
исследований и т.д.)
Точность
оценки,
функционирования и развития
• конференция
самооценки выполнения.
общества и личности;
• круглый стол
•
о
социальной Соответствие требованиям
структуре,
социальной инструкций, регламентов
мобильности,
социальном Рациональность действий и
взаимодействии и об основных т.д.
социальных
институтах
общества;
•
о
социальных
движениях и других факторах
социального изменения и
развития;
Умения:
•
ориентироваться
в
наиболее
общих
социологических
теориях,
проблемах
общественного
устройства,
актуальных
социальных проблем;
•
методологически
грамотно
анализировать
различные социальные факты;
•
применять
в
профессиональной
деятельности
базовые
и
профилированные знания и
навыки
по
основам
социологической теории и
методам
социологического
исследования;
•
самостоятельно
формулировать цели, ставить
конкретные
задачи
социологических
исследований и решать их с
помощью
современных

Правильность и полнота
ответов,
точность
формулировок, не менее
70% правильных ответов.
Актуальность
темы,
адекватность результатов
поставленным
целям,
полнота ответов, точность
формулировок,
адекватность применения
профессиональной
терминологии
Четкая
характеристика
взглядов того или иного
социолога.
Самостоятельность
и
логичность аргументации,
выдвижение и защита своей
точки зрения по важнейшим
проблемам социологии в
рефератах и дискуссиях.
Способность
к
диалектическому
и
логически

• тестирование, в том
числе
с
применением
онлайн-тестов;;
• оценка результатов самостоятельной
работы
(докладов, рефератов, теоретической части проектов,
учебных исследований и
т.д.)
• конференция
• круглый стол
• защита
индивидуальных заданий
проектного характера.

11

исследовательских методов с непротиворечивому
помощью
новейшего мышлению
в
отечественного и зарубежного специальности.
опыта и с применением
современной
аппаратуры,
оборудования,
информационных технологий;
•
использовать
социологические
методы
исследования для изучения
актуальных
социальных
проблем, для идентификации
потребностей и интересов
различных социальных групп;
•
обрабатывать
и
анализировать данные для
подготовки
аналитических
решений,
экспертных
заключений и рекомендаций;
•
использовать методы
сбора,
обработки
интерпретации комплексной
социально
значимой
информации для решения
организационноуправленческих задач;
•
планировать
и
осуществлять
проектные
работы в области изучения
общественного мнения;

своей

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».