Приложение 4.6 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 46.02.01 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») Подписано цифровой подписью: ГАПОУ СО "СОПК" DN: email=buhsopk@list.ru, 1.2.643.3.131.1.1=120C303036363538303334363636, 1.2.643.100.3=120B3032323131303331353537, 1.2.643.100.1=120D31303236363032333337363834, title=директор, o=ГАПОУ СО "СОПК", street=УЛ ЮМАШЕВА, ДОМ 20, l=Екатеринбург, st=66 Свердловская область, c=RU, givenName=Татьяна Сергеевна, sn=Симонова, cn=ГАПОУ СО "СОПК" Дата: 2021.09.27 15:57:43 +05'00' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.В.06 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ 46.02.01. Документационное обеспечение управления и архивоведение Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 46.02.01. «Документационное обеспечение управления и архивоведение», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 975 Организация-разработчик: образовательное учреждение педагогический колледж» Государственное автономное профессиональное Свердловской области «Свердловский областной Разработчик: Нагибина О.С., преподаватель высшей квалификационной категории. © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 16 ОСВОЕНИЯ 3 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.В.06 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 46.02.01. «Документационное обеспечение управления и архивоведение». В процессе освоения дисциплины студент должен овладевать общими компетенциями: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ПК 1.5. Оформлять и регистрировать организационно-распорядительные документы, контролировать сроки их исполнения. 1.2.Цель и планируемые результаты освоения дисциплины Код ПК, ОК ОК 1. ОК 4. ОК 6. ПК 1.5. Умения Знания пользоваться орфоэпическими словарями, словарями русского языка; определять лексическое значение слова; использовать словообразовательные средства в изобразительных целях; пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебнонаучного стилей; редактировать собственные тексты и тексты других авторов; пользоваться знаками препинания, вариативными и факультативными знаками препинания; различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки ее нормативности, уместности и целесообразности. фонемы; особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения; логическое ударение; орфоэпические нормы; лексические и фразеологические единицы русского языка; изобразительновыразительные возможности лексики и фразеологии; употребление профессиональной лексики и научных терминов; способы словообразования; самостоятельные и служебные части речи; синтаксический строй предложений; правила правописания; функциональные стили литературного языка. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной программы 216 в том числе: теоретическое обучение 66 лабораторные работы 0 практические занятия 78 курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) 0 контрольная работа 0 Самостоятельная работа 72 Промежуточная аттестация текущая 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Раздел 1. Русский язык. Тема 1.1 Содержание учебного материала Язык как 1.Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи. средство Правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. общения и форма Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Основные существования единицы общения. национальной 2. Специфика устной и письменной литературной речи. культуры. Язык Книжная и разговорная разновидности литературного языка. Изменение словарного состава, как система. орфоэпических норм, грамматического строя языка. В том числе практических занятий Тема1.2. Фонетика, орфоэпия. 1. Конструирование устных и письменных речевых высказываний. 2. Речевой этикет: наблюдение за соблюдением норм речевого общения. 3.Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую тему. Самостоятельная работа обучающихся 1.Работа со словарями и дополнительной литературой. 2.Написание эссе в форме эпистолярного жанра «Изменился ли наш язык с появлением инновационных технологий?» Содержание учебного материала 1.Орфоэпические нормы русского языка. Фонетические единицы языка. Орфоэпия. Варианты русского литературного произношения. 2. Нормы произношения слов во фразе. Объем часов Коды компетенций, формировани ю которых способствует элемент программы 14 2 2 6 ОК 1. ОК 4. ОК 6. 2 2 2 4 2 2 12 2 2 ОК 1. ОК 4. ОК 6. 6 Ударение в отдельном слове и фразе. В том числе практических занятий 1. Произношение слова, определения ударения в слове. 2. Отработка орфоэпических и акцентологических трудностей русского литературного языка. Самостоятельная работа обучающихся 1.Работа со словарями и дополнительной литературой. 2.Ведение личного словарика «Пишу и говорю правильно». Тема1. 3. Лексика Содержание учебного материала и фразеология. 1. Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Лексическое значение слова. Многозначность слов (полисемия). Омонимы, их отличие от многозначных слов и роли в речи. Основные виды лексических ошибок. Неправильное словоупотребление, нарушение лексической сочетаемости слов. Фразеологизмы и их разновидности. Стилистические функции фразеологизмов. Фразеологические словари. 2. Синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов. Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Тавтология, плеоназм, речевые штампы. В том числе практических занятий: 1.Выявление основных видов лексических ошибок. 2.Выявление синонимов, антонимов, паронимов в устной речи. Самостоятельная работа обучающихся 1.Разработка презентации «Лексические ошибки в речи». 2.Написание сообщения «Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии». Тема 1.4 Содержание учебного материала Морфемика и Морфема, типы морфем. Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как словообразование выразительное средство и речевая ошибка. Богатство словообразовательных моделей в русском языке. В том числе практических занятий: 4 2 2 4 2 2 12 2 2 4 2 2 4 2 2 10 2 ОК 1. ОК 4. ОК 6. ПК 1.5. ОК 4. ОК 6. ПК 1.5. 4 7 Тема 1. 5. Морфология. Тема 1.6. Синтаксис и пунктуация. 1.Выполнение морфемного и словообразовательного разбора слова. 2.Отработка правописания гласных и согласных в приставках и корнях слов. Самостоятельная работа обучающихся 1.Написание конспекта «Словообразовательный анализ слова». 2.Разработка презентации «Влияние приставок на лексическое значение слова». Содержание учебного материала 1.Стилистика самостоятельных частей речи. Род имён существительных, число имён существительных, падежи имени существительного, формы имени прилагательного, формы имени числительного, формы местоимений и глаголов. Стилистика служебных частей речи. 2 2 4 2 2 16 4 2 2.Самостоятельные и служебные части речи, их роль в построении текста. Употребление существительных, прилагательных в речи. Употребление числительных и местоимений в речи. Употребление причастий и деепричастий в речи. 2 В том числе практических занятий: 1. Виды грамматических ошибок. Исправление грамматических ошибок. 2. Нормативное употребление форм слова. 3. Выявление стилистической характеристики частей речи. 4.Производные и непроизводные предлоги, частицы, употребление междометий. Самостоятельная работа 1.Составление таблицы «Самостоятельные и служебные части речи». 2.Работа с текстами художественной литературы (Нахождение примеров с употреблением производных предлогов). Содержание учебного материала 1. Синтаксические нормы. Словосочетание и его виды. Типы связи слов в словосочетании. Простое предложение. 2. Грамматическая основа предложение. Двусоставные и односоставные предложения. Второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Виды предложений по цели высказываний. 8 2 2 2 2 4 2 2 ОК 1. ОК 4. ОК 6. ПК 1.5. 18 2 2 ОК 1. ОК 4. ОК 6. ПК 1.5. 8 Тема 1. 7. Нормы русского правописания. Тема 1.8 Текст: структурно- 3. Пунктуация в простых предложениях. Пунктуация в сложных предложениях, пунктуация при прямой, косвенной речи. В том числе практических занятий: 1. Конструирование текста в определенном стиле и жанре с уместным использованием заданных синтаксических структур. 2. Сложные предложения и его виды. 3. Синтаксические фигуры речи. Самостоятельная работа обучающихся 1.Конспект по теме: «Синтаксические фигуры». 2.Разработка презентации «Выразительные средства синтаксиса». 3.Подобрать синонимические конструкции сложноподчинённых и бессоюзных сложных предложений. Содержание учебного материала 1. Морфологический принцип русской орфографии. Фонетический принцип русской орфографии. Традиционный принцип русской орфографии. 2.Русская пунктуация и орфография в аспекте речевой выразительности. Знаки препинания, их функции. 3. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Способы оформления чужой речи. 2 6 2 2 2 6 2 2 2 14 2 2 2 ОК 1. ОК 4. ОК 6. ПК 1.5. В том числе практических занятий: 4 1. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменных работах. 2. Виды синтаксических ошибок. Исправление синтаксических ошибок. 2 2 Самостоятельная работа обучающихся 1.Работа со словарями и дополнительной литературой. 2.Конспект «Нормы русского правописания». Содержание учебного материала 4 2 2 15 2 1. Цель создания текста. Смысловая структура текста (введение, основная часть, 9 смысловые признаки. заключение). Функционально-смысловые типы текстов (описание, повествование, рассуждение). 2. Связи предложений в тексте. Средства связи между предложениями текста (морфологические, синтаксические, стилистические, интонационные, графические). В том числе практических занятий: 1.Конструирование текстов (описание, повествование, рассуждение). 2. Определение типа речи в текстах. Самостоятельная работа обучающихся 1.Выполнение упражнений по теме «Стили речи». 2.Разработка тезисов «Текст и его структура». 3.Составление таблицы «Средства связи между предложениями текста». Текущая аттестация Раздел 2. Культура речи Тема 1.9 Содержание учебного материала Функциональные 1. Функциональные стили русского языка. Научный стиль русского языка. стили речи. Общая характеристика научного стиля. Система подстилей и жанры научного стиля. Структура научного текста. Лексика научного стиля. Особенности синтаксиса научного стиля. 2. Публицистический стиль. Подстили и жанры публицистической речи. 3. Разговорный стиль. Подстили и жанры разговорного стиля. Лексика и фразеология разговорного стиля. В том числе практических занятий: 1. Лексические особенности языка научного стиля. Способы трансформации письменного научного текста для устного выступления. 2. Синтаксис публицистического стиля. 3. Морфология и синтаксис разговорного стиля. Самостоятельная работа обучающихся 1.Составление таблицы «Стили русского языка». 2 4 2 2 7 2 2 3 ОК 1. ОК 4. ОК 6. ПК 1.5. 18 2 2 ОК 1. ОК 4. ОК 6. ПК 1.5. 2 6 2 2 2 6 2 10 Тема 2.1. Общение – социальное явление. Тема2.2 Риторика как наука о речевом воздействии. Тема 2.3. Ораторское искусство как 2.Работа с текстами разговорного стиля (художественная литература). 3.Работа с источниками СМИ. Содержание учебного материала 1. Речевое общение: виды и формы . Речь, её особенности. Речь в межличностном общении. Речь в социальном взаимодействии. Виды общения. Вербальное и невербальное общение. 2. Речевая деятельность. Речевая ситуация. Говорение и слушание. В том числе практических занятий: 1. Этика общения. 2. Чистота, богатство и уместность речи. 3. Правильность речи. Самостоятельная работа обучающихся 1.Написание конспекта «Коммуникативные качества речи». 2.Устранение недочетов в письменных студенческих работах. Содержание учебного материала 1. История развития риторики. Риторика - наука о языке. Причины возникновения и распространения риторики. Риторика и лингвистика. 2. Современная и классическая риторика. Аристотель, Сократ, Кони, Лихачёв. В том числе практических занятий: 1. Риторика и смежные науки. 2. Отечественная и зарубежная риторика. Самостоятельная работа 1.Написание конспекта «Античная риторика». 2.Разработка презентации «Риторика и смежные науки». Содержание учебного материала 1. Ораторское искусство античности. История ораторского искусства. Роды и виды ораторской речи. Структура ораторской речи. 2 2 14 2 2 6 2 2 2 4 2 2 12 2 ОК 1. ОК 4. ОК 6. 2 4 2 2 4 2 2 14 2 ОК 1. ОК 4. ОК 6. ОК 1. ОК 4. 11 социальное явление. 2.4 Спор. Общая характеристика. 2.Ораторское искусство и его базовые правила. Цели и основы ораторского искусства. В том числе практических занятий: 1. Разновидности речи. 2. Принципы классической риторики. 3. Ораторская речь. Речевой этикет. Требования к современному спикеру. Самостоятельная работа обучающихся 1.Разработка презентации «Знаменитые ораторы античности». 2.Составление таблицы «Роды и виды ораторской речи». Содержание учебного материала 1. Спор в Древней Греции. Дискуссия. Полемика. Стратегия и тактика спора. Спор как форма организации человеческого бытия. 2. Спор, как риторический жанр. Определение спора. Основные термины и типы спора. Субъекты риторической деятельности в диалогических жанрах (оппонент, партнёр, собеседник, слушатели, ведущий. Виды аргументов и структура доказательства). 3.Техника убеждения как главный элемент культуры спора. Методы аргументации и убеждения собеседника. В том числе практических занятий 1. Деловая беседа, деловое совещание, телефонный разговор. 2. Качество грамотной речи. Речевые коммуникации в деловых переговорах. 3. Нарушение норм современного русского литературного языка и пути их преодоления. Тема 2.5 Особенности служебно- Самостоятельная работа обучающихся 1.Написание тезисов о необходимости получении высшего образования. 2.Разработка презентации «Деловое совещание». 3.Написание конспекта «Речевые коммуникации в деловых переговорах». Содержание учебного материала 1. Актуализация деловых переговоров. Средства речевой выразительности. Технические средства демонстрации. ОК 6. ПК 1.5. 2 6 2 2 2 4 2 2 19 2 2 2 6 ОК 1. ОК 4. ОК 6. 2 2 2 7 2 2 3 18 2 12 делового общения. Тема 2.6 Деловые бумаги. 2.Требования к речевой коммуникации в деловой среде. Цели и задачи деловой беседы. Роль вопросов в деловой беседе. В том числе практических занятий 1. Деловая беседа, деловое совещание, телефонный разговор. 2. Речевые коммуникации в деловых переговорах. 3. Качества грамотной речи. 4. Нарушение норм современного русского литературного языка и пути их преодоления. Самостоятельная работа обучающихся 1.Составление тезисов «Причины коммуникативных неудач». 2.Написание эссе «Возможности СМИ как средство воздействия на читателей». 3.Разработка презентации «Качества грамотной речи». Содержание учебного материала 1.Официально-деловой стиль общения. Жанры делового стиля общения. Характеристика стиля. Деловое письмо. Заявление. Объяснительная записка. Резюме. Расписка. 2 8 2 2 2 2 6 2 2 2 10 2 2.Нормы речевого этикета в документах Клише. Этикетные штампы. В том числе практических занятий: 2 1. Конструирование текстов деловой письменной речи. Самостоятельная работа обучающихся 1.Написание автобиографии. Составление резюме. 2.Написание объяснительной записки. 2 4 2 2 2 Всего: ОК 1. ОК 4. ОК 6. ПК 1.5. ОК 1. ОК 4. ОК 6. ПК 1.5. 216 13 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Материально-техническое обеспечение Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и культура речи». Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники, учебно-методические рекомендации). Технические средства обучения: - мультимедийный проектор, компьютер. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы 3.2.1. Печатные издания 1.Русский язык и культура речи : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. — 12-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 320 с. ISBN 978-5-7695-9703-9- Текст: непосредственный. 3.2.2. Электронные издания 1.www.gramma.ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста). 2.www.krugosvet.ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет»). 3.www.school-collection.edu.ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»). 4.www.spravka.gramota.ru (сайт «Справочная служба русского языка»). 5. http://new.gramota.ru/spravka/ (Единое окно справочных служб русского языка). 6.http://gramota.ru/class/coach/ (Электронный учебник грамоты). 7.http://new.gramota.ru/spravka/punctum (Справочник по синтаксису и пунктуации). 8.http://new.gramota.ru/spravka/letters ( Письмовник). 9.http://www.oshibok-net.ru/ (просветительский проект). 10.http://slovari21.ru/ ( Словари XIX века). 3.2.3 Дополнительные источники 1. Голубева, А. В. Русский язык и культура речи : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Голубева ; под редакцией А. В. Голубевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 386 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-7623-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431711 (дата обращения: 11.01.2020) 2. Лекант, П. А. Русский язык : справочник для среднего профессионального образования / П. А. Лекант, Н. Б. Самсонов ; под редакцией П. А. Леканта. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 246 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06698-2. — Текст :электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452433 (дата обращения: 14.01.2020) 3. Русский язык и культура речи : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк, А. И. Дунев, В. А. Ефремов, Е. В. Сергеева ; под общей редакцией В. Д. Черняк. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 389 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00832-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/399262 (дата обращения: 11.01.2020) 4. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь : учебно-практическое пособие для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк [и др.] ; под общей редакцией В. Д. Черняк. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 525 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03886-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450857 (дата обращения: 14.01.2020). 15 4. КОНТРОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Умения: -использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка - строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами - анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности - обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров Критерии оценки Методы оценки - использование словарей различных типов, ведение личного словаря; -лексический анализ слова; -применение словообразовательных моделей; -морфемный и словообразовательный разбор слова; -понятия и термины, правила орфографии, пунктуации, грамматики; ;нормы речевого поведения; -нормы орфографии, пунктуации, грамматики. Тест. Устный опрос, тематическая контрольная работа, индивидуальные задания. Практическая работа. Оценка самостоятельной работы. Презентация. -орфоэпические и акцентологические нормы; -высказываться на лингвистическую тему; -словообразование и словоизменение, нормы словообразования, алгоритм разбора слова; -употребление в речи словоформ; грамматические нормы слова; -синтаксический анализ текста, выразительные возможности русского синтаксиса; -орфографические и пунктуационные нормы современного русского Упражнение, индивидуальные задания, тест, орфоэпический минимум. Презентация. Практическая работа. Оценка самостоятельной работы. Знания: -основные составляющие языка, специфику устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, культуру речи -понятие о нормах русского литературного языка -основные фонетические единицы и средства языковой выразительности орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии лексические нормы, использование изобразительно- 16 выразительных средств литературного языка; -морфологические нормы, -различение принадлежности грамматические категории и текста к разным стилям. способы их выражения в современном русском языке; основные единицы синтаксиса; русская пунктуация функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей; - структуру текста, смысловую и композиционную целостность текста - функционально-смысловые типы текстов - специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи - жанровую дифференциацию и отбор языковых средств в публицистическом стиле, особенности устной публичной речи -сфера функционирования публицистического стиля, жанровое разнообразие; -языковые формулы официальных документов; правила оформления документов; -основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. 17