Приложение 5.2-5.4 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 44.02.02 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ 01 ПРЕПОДАВАНИЕ ПО ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 44.02.02 Преподавание в начальных классах Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебных и производственной практики по ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 № 1353 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах» Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» учреждение Составители: Смирнова О.В., преподаватель ВКК ГАПОУ СО «СОПК» Сосновских А.В., преподаватель ВКК ГАПОУ СО «СОПК» Рецензент: Семкин А.Г., директор МАОУ СОШ №134 Портнова С.Н., заместитель директора по УВР МАОУ СОШ №134 © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 Содержание 1. Общая характеристика учебной и производственной практики..........................................4 2. Структура и содержание программы практики ......................................................................8 3. Условия организации и проведения практики .....................................................................17 4. Контроль и оценка результатов практики .............................................................................24 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАКТИКИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ 1.1. Место практики в структуре основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) Программа учебной и производственной практики является частью ОПОП по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» в части освоения основного вида профессиональной деятельности «Преподавание по образовательным программам начального общего образования» 1.2. Цель и планируемые результаты освоения практики Цель практики освоение обучающимися вида профессиональной деятельности по специальности - преподавание по программам начального общего образования, формирование общих и соответствующих профессиональных компетенций, а также необходимых умений и опыта практической работы по данному виду профессиональной деятельности. Задачи практики определяются программами по каждому виду практики. С целью овладения данным видом профессиональной деятельности студент должен иметь практический опыт: анализа учебно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным предметам начального общего образования, разработки предложений по его совершенствованию; определения цели и задач, планирования и проведения уроков по всем учебным предметам начального общего образования; проведения диагностики и оценки учебных достижений обучающихся с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся; составления педагогической характеристики обучающегося; наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции; ведения учебной документации; уметь: находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к урокам; определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами; использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся; применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности на занятиях; планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями; планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении; использовать технические средства обучения (далее - ТСО) в образовательном процессе; устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися; 4 проводить педагогический контроль на уроках по всем учебным предметам, осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения; интерпретировать результаты диагностики учебных достижений обучающихся; оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, выставлять отметки; осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков по всем учебным предметам; анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по всем учебным предметам, корректировать и совершенствовать их; каллиграфически писать, соблюдать нормы и правила русского языка в устной и письменной речи; выразительно читать литературные тексты; петь, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать, выполнять физические упражнения; изготавливать поделки из различных материалов; рисовать, лепить, конструировать; анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам; осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков; знать: особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности обучающихся; требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерные основные образовательные программы начального общего образования; программы и учебно-методические комплекты, необходимые для осуществления образовательного процесса по основным образовательным программам начального общего образования; вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования; воспитательные возможности урока в начальной школе; методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по всем предметам; особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении; основы построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении; основы обучения и воспитания одаренных детей; основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе; содержание основных учебных предметов начального общего образования в объеме достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методику их преподавания: русского языка, детской литературы, начального курса математики, естествознания, физической культуры; элементы музыкальной грамоты и музыкальный репертуар по программе начального общего образования, основы изобразительной грамоты, приемы рисования, лепки, аппликации и конструирования, технологии художественной обработки материалов; требования к содержанию и уровню подготовки обучающихся; методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности обучающихся (по всем учебным предметам); методику составления педагогической характеристики ребенка; 5 основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся; педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках; логику анализа уроков; Результатом освоения программы практики является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Преподавание по образовательным программам начального общего образования», в том числе овладение общими компетенциями (ОК): ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих. И профессиональными компетенциями (ПК): ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки. ПК 1.2. Проводить уроки. ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения. ПК 1.4. Анализировать уроки. ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования. ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебнометодические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования. 6 1.3. Количество недель (часов) на освоение программы практики Учебной практики (далее УП) - 2 недели (72 часа). Производственной практики (далее ПП) – 9 недель (324 часа) 1.4. Форма проведения – концентрированно 1.5. Место проведения практики: Учебная и производственная практика реализуется в образовательных организациях (школах) г. Екатеринбург и Свердловской области на основании договора о практической деятельности и договоров о целевом обучении, в Мастерских на базе ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж, оборудованных инструментами, расходными материалами, обеспечивающими выполнение всех видов работ, определенных содержанием программ профессионального модуля, в том числе оборудования и инструментов, используемых при проведении чемпионатов WorldSkills и указанных в инфраструктурных листах конкурсной документации WorldSkills по компетенции «Преподавание в младших классах» (или их аналогов). 7 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ 2.1. Структура практики Коды формируемых компетенций Наименование практик Объём времени, по учебному плану отведённый на практику (в неделях, часах) ОК 1, ОК 2, ОК 4, УП 01.01. «Введение в 36 часов, 1 неделя ОК 5, ОК 6, ПК 1.4, профессию» ПК 4.4, ПК 4.5. Сроки проведения (семестр) ОК 1, ОК 4, ОК 5, ПК 1.1., ПК 1.4, ПК .4.3, ПК 4.4. ОК 1 – ОК 11, ПК 1.1ПК 1.5, П.К 4.1, П.К 4.3 ОК 1 – ОК 11, ПК 1.1ПК 1.5, П.К 4.1, П.К 4.3 ОК 1 – ОК 11, ПК 1.1ПК 1.5, П.К 4.1, П.К 4.3 ОК 1 – ОК 11, ПК 1.1ПК 1.5, П.К 4.1, П.К 4.3 3 семестр УП 01.02. «Моделирование уроков по программам НОО» ПП «Пробные уроки» 1 часть 36 часов, 1 неделя 4 семестр 72 часа, 2 недели 5 семестр ПП «Пробные уроки» 2 часть 72 часа, 2 недели 6 семестр ПП «Пробные уроки» 3 часть 72 часа, 2 недели 7 семестр ПП «Пробные уроки» 4 часть 108 часов, 3 недели 8 семестр 8 2.2. Тематический план УП 01.01 «Введение в профессию» Цель: профессиональная ориентация и адаптация студентов к условиям и режиму работы образовательной организации, формирование первоначальных педагогических умений. Задачи: 1. Ознакомление со спецификой функционирования, направлениями работы образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего образования. 2. Ознакомление с особенностями профессиональной деятельности учителя начальных классов. 3. Формирование у студентов интереса к педагогической деятельности. 4. Изучение нормативно-правовые документы в области образования. 5. Выявление особенностей организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. 6. Осуществление анализа основных направлений профессиональной деятельности учителя. 7. Рассмотрение личностных и профессиональных качеств педагога, необходимых для осуществления педагогической деятельности. 8. Соотнесение собственных способностей с требованиями педагогической профессии и определение задач профессионального и личностного развития, самосовершенствования. 9. Развитие умения анализировать деятельность учителя по организации и проведению уроков, выделять главные моменты в наблюдаемых явлениях, делать выводы. 10. Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса. 11. Развитие умений находить необходимые источники информации, использовать информационно-коммуникационные технологии при оформлении и предъявлении результатов деятельности. Коды формир уемых компете нций Наименова ние профессион ального модуля ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ПМ.01. «Преподава 36 ние по часов программам Кол-во часов Виды работ практ ики 1. Выполнение заданий дневника практики 2. Изучение Наименование учебных дисциплин, МДК, Наименования тем учебной практики обеспечивающих выполнение видов работ ОП 01«Педагогика», ОП 02«Психология», МДК 01.01, МДК 01.02, Колво часов по тема м Тема 1. Знакомство с нормативно-правовыми 6 документами, регламентирующими требования к условиям и организации учебно-воспитательного процесса в ОУ 9 ОК 6, ПК 1.4. ПК 4.4, ПК 4.5. начального общего образования » нормативноправовых документов, необходимых для организации образовательного процесса 3 Составление квалификационной характеристики профессии (профессиограммы) 4. Защита проекта «Идеальный учитель 21 века» МДК 01.03, МДК 01.04, МДК 01.05, МДК 01.06 Тема 2. Особенности организации педагогической деятельности. Методы и приемы Тема 3. Санитарно-гигиенические условия функционирования образовательного учреждения Тема 4. Личностные и профессиональные качества учителя, необходимые для организации образовательного процесса Тема 5. Личностные и профессиональные качеств учителя, необходимые для организации педагогической деятельности и общения Тема 6. Составление модели личности педагога-профессионала, защита проекта «Идеальный учитель 21 века» на итоговой конференции Итого 6 6 6 6 6 36 Отчётность по практике: Оформление дневника по учебной практике. Результаты прохождения тестового задания. Квалификационная характеристика профессии (модель личности педагога-профессионала). Проект «Идеальный учитель 21 века». УП 01.02 «Моделирование уроков по программам начального общего образования» Цель: овладение умениями моделировать уроки по учебным предметам начальной школы, осуществлять психолого-педагогический анализ урока. Задачи: 1. Находить и использовать учебно-методическую литературу и др. источники информации, необходимые для подготовки к урокам. 2. Определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. 3. Моделировать использование различных средств обучения, ИКТ, методов и форм организации учебной деятельности обучающихся на уроках с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся. 10 4. Анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам. 5. Планировать проведение педагогического контроля на уроках по учебным предметам, осуществлять отбор контрольноизмерительных материалов (КИМ), форм и методов диагностики результатов обучения. 6. Интерпретировать результаты учебных достижений обучающихся 7. Обсуждать отдельные уроки в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разрабатывать предложения по их совершенствованию и коррекции. 8. Логично и аргументировано излагать материал, защищать свои взгляды через представление собственной модели конструкта урока. Коды Наименование Кол-во Виды работ Наименование Наименования тем учебной практики Кол-во формир профессионал часов учебных часов по уемых ьного модуля практ дисциплин, МДК, темам компете ики обеспечивающих нций выполнение видов работ ОК 1, ПМ.01. 36 1. Выполнение ОП 01«Педагогика» Тема 1. Учебно-методическая литература и 6 ОК 4, «Преподавание часов заданий в ОП 02«Психология» др. источники информации, необходимые для ОК 5, по программам МДК 01.01 подготовки к урокам дневнике ПК 1.1 начального МДК 01.02 Тема 2. Целеполагание урока, планирование 6 практики ПК 1.4, общего урока с учетом особенностей учебного 2. Анализ и МДК 01.03 ПК 4.4 образования» МДК 01.04, предмета, возраста, класса, отдельных заполнение МДК 01.05 обучающихся в соответствии с санитарнокарт гигиеническими нормами. просмотренных МДК 01.06 Тема 3. Педагогический контроль на уроке, 6 уроков отбор форм и методов диагностики 3.Проектирова результатов обучения. ние модели конструкта Тема 4. Проектирование собственной модели 6 урока конструкта урока по учебному предмету. 4.Сравнительн Разработка технологической карты. ый анализ Составление презентации к уроку собственной Тема 5. Критерии сравнения собственной 6 модели модели конструкта и реального урока. конструкта и Заполнение карты анализа просмотренного реального урока. урока Тема 6. Критерии оценки модели конструкта 6 11 урока. Проверка документации. Итого 36 Отчётность по практике: Дневник практиканта с выполненными заданиями. Модели конструктов уроков по учебным предметам: русский язык, математика, окружающий мир. Сравнительный анализ собственной модели конструкта и реального урока. Карты анализа просмотренных уроков (по предметам: русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение). ПП 01. «Пробные уроки» Цель: Овладение умениями планировать, проводить и анализировать уроки по учебным предметам начальной школы; осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения. Задачи: 1. Овладеть умениями работать с методической литературой, необходимой для подготовки к урокам. 2. Сформировать умение определять цель и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса 3. Сформировать умение проводить уроки по всем учебным предметам начальной школы. 4. Сформировать умение использовать различные средства, методы, формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся. 5. Овладеть умениями использовать технические средства обучения, ИКТ в образовательном процессе 6. Овладеть умениями проводить педагогический контроль на уроках по учебным предметам, осуществлять отбор контрольноизмерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения. 7. Овладеть умениями осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков по учебным предметам, анализ деятельности других практикантов. 8. Овладеть умениями анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по учебным предметам, корректировать и совершенствовать их. 9. Овладеть умениями проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями. 10. Овладеть умениями проводить работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении. Коды Наименование Кол-во Виды работ Наименование Наименования тем учебной практики Колформир профессионал часов учебных во уемых ьного модуля практ дисциплин, МДК, часов компете ики обеспечивающих по нций выполнение видов тема работ м 12 1 часть ОК 1 – ОК.11, ПК 1.1 – ПК.1.5, ПК 4.1, ПК 4.4 ОК 1 – ОК.11, ПК 1.1 – ПК.1.5, ПК 4.1, ПК 4.4. ПМ.01. 72 часа «Преподавание по программам начального общего образования» ПМ.01. 72 часа «Преподавание по программам начального общего образования» 1. Выполнение заданий в дневнике практики 2. Анализ уроков и заполнение карт просмотренных уроков 3. Разработка конспектов уроков 4. Проведение зачетных уроков 5 Самоанализ уроков 1. Выполнение заданий в дневнике практики 2. Анализ уроков и составление карт просмотренных ОП 01«Педагогика» ОП 02«Психология» МДК 01.01 МДК 01.02 МДК 01.03 МДК 01.04 МДК 01.05 МДК 01.06 МДК 01.07 МДК 01.08 МДК В.01.09 МДК В.01.10 МДК В.01.11 МДК В.01.12 2 часть ОП 01«Педагогика» ОП 02«Психология» МДК 01.01 МДК 01.02 МДК 01.03 МДК 01.04 МДК 01.05 МДК 01.06 Тема 1. Требования к современному уроку на ступени начального общего образования Тема 2. Цели и задачи урока Тема 3. Целеполагание на уроках в начальной школе Тема 4. Типология уроков Тема 5. Соответствие содержания урока типу и виду урока Тема 6. Методы и приемы на уроках в начальной школе Тема 7.Планируемы результаты и их соответствие содержанию этапа урока Тема 8. Особенности подбора наглядного материала к урокам в начальной школе Тема 9. Подбор и применение ИКТ на уроках. Нормы, условия. Тема 10.Контроль и оценивание на уроках в начальной школе Тема 11.Наблюдение и анализ деятельности учителя в реальных условиях Тема 12. Проверка документации, подведение итогов. Рефлексия. Итого 6 Тема 1. Требования к современному уроку на ступени начального общего образования Тема 2. Цели и задачи урока Тема 3. Целеполагание на уроках в начальной школе Тема 4. Типы и виды уроков Тема 5. Соответствие содержания урока типу и виду урока 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 72 6 6 6 6 13 уроков 3. Разработка конспектов уроков 4. Проведение зачетных уроков 5 Самоанализ уроков ОК 1 – ОК.11, ПК 1.1 – ПК.1.5, ПК 4.1, ПК 4.4. ПМ.01. 72 часа «Преподавание по программам начального общего образования» 1. Выполнение заданий в дневнике практики 2. Анализ уроков и составление карт просмотренных уроков 3. Разработка конспектов уроков 4. Проведение зачетных уроков 5 Самоанализ уроков МДК 01.07 МДК 01.08 МДК В.01.09 МДК В.01.10 МДК В.01.11 МДК В.01.12 3 часть ОП 01«Педагогика» ОП 02«Психология» МДК 01.01 МДК 01.02 МДК 01.03 МДК 01.04 МДК 01.05 МДК 01.06 МДК 01.07 МДК 01.08 МДК В.01.09 МДК В.01.10 МДК В.01.11 МДК В.01.12 Тема 6. Методы и приемы на уроках в начальной школе Тема 7.Планируемы результаты и их соответствие содержанию этапа урока Тема 8. Особенности подбора наглядного материала к урокам в начальной школе Тема 9. Подбор и применение ИКТ на уроках. Нормы, условия. Тема 10.Контроль и оценивание на уроках в начальной школе Тема 11.Наблюдение и анализ деятельности учителя в реальных условиях Тема 12. Проверка документации, подведение итогов. Рефлексия. Итого 6 Тема 1. Требования к современному уроку на ступени начального общего образования Тема 2. Цели и задачи урока Тема 3. Целеполагание на уроках в начальной школе Тема 4. Типология уроков Тема 5. Соответствие содержания урока типу и виду урока Тема 6. Методы и приемы на уроках в начальной школе Тема 7.Планируемы результаты и их соответствие содержанию этапа урока Тема 8. Особенности подбора наглядного материала к урокам в начальной школе Тема 9. Подбор и применение ИКТ на уроках. Нормы, условия. Тема 10.Контроль и оценивание на уроках в 6 6 6 6 6 6 6 72 6 6 6 6 6 6 6 6 6 14 начальной школе Тема 11.Наблюдение и анализ деятельности 6 учителя в реальных условиях Тема 12. Проверка документации, подведение 6 итогов. Рефлексия. Итого 72 ОК 1– ОК.11, ПК 1.1– ПК.1.5, ПК 4.1, ПК 4.4. ПМ.01. 108 «Преподавание часа по программам начального общего образования» 1. Выполнение заданий в дневнике практики 2. Анализ уроков и составление карт просмотренных уроков 3. Разработка конспектов уроков 4. Проведение зачетных уроков 5 Самоанализ уроков 4 часть ОП 01«Педагогика» ОП 02«Психология» МДК 01.01 МДК 01.02 МДК 01.03 МДК 01.04 МДК 01.05 МДК 01.06 МДК 01.07 МДК 01.08 МДК В.01.09 МДК В.01.10 МДК В.01.11 МДК В.01.12 Тема 1. Требования к современному уроку на ступени начального общего образования Тема 2. Цели и задачи урока Тема 3. Целеполагание на уроках в начальной школе Тема 4. Типы и виды уроков Тема 5. Соответствие содержания урока типу и виду урока Тема 6. Методы и приемы на уроках в начальной школе Тема 7.Особенности работы на образовательных платформах Тема 8 Планируемы результаты и их соответствие содержанию этапа урока Тема 9. Воспитательные задачи в уроке Тема 10. . Особенности подбора наглядного материала к урокам в начальной школе Тема 11. Особенности применения ЭОР на уроках в начальной школе Тема 12. Подбор и применение ИКТ на уроках. Нормы, условия. Тема 13. Приёмы работы в дистанционном обучении Тема 14. Контроль и оценивание на уроках в начальной школе Тема 15.Самоконтроль и рефлексия на уроках 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 15 в начальной школе Тема 16. Наблюдение и анализ деятельности учителя в реальных условиях Тема 17. Критерии анализа и самоанализа урока. Тема 18. Проверка документации, подведение итогов. Рефлексия. Итого 6 6 6 108 Отчетность по практике: Тетрадь практиканта с выполненными заданиями. Протоколы просмотренных уроков (на выбор студента, мин.-3). Конспекты зачетных уроков. Зачетные уроки: 1 часть Русский язык Математика Литературное чтение Окружающий мир Технология ИЗО 2 урока 2 урока 1 урок 1 урок 1 урок 1 урок 2 часть Русский язык 2 урока Математика 2 урока Литературное чтение 1 урок Окружающий мир 1 урок Технология/ИЗО 1 урок Иностранный язык/русский как неродной 2 урока 3 часть Русский язык 2 урока Математика 2 урока Литературное чтение 1 урок Окружающий мир 1 урока Иностранный язык/русский язык как неродной 2 урока 4 часть Русский язык 3 урока Математика 3 урока Литературное чтение 2 урока Окружающий мир 1 урок Иностранный язык/русский язык как неродной 3 урок Таблица «Критерии оценки педагогической деятельности студента по проведению зачетных пробных уроков». Психолого-педагогический самоанализ трех уроков по выбору студента. Листы оценки деятельности на практике. Аттестационный лист с характеристикой профессиональной деятельности во время производственной практики с печатью и подписью образовательного учреждения. 16 3. УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ Условиями проведения практики профессионального модуля и реализации программы учебной и производственной практики являются: - непрерывность, комплексность, последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью, предусматривающей логическую взаимосвязь и сочетание теоретического и практического обучения по профессиональному модулю, преемственность всех этапов практики; наличие баз практики – образовательных учреждений г. Екатеринбурга: общеобразовательных школ, гимназий, имеющих учебные кабинеты, соответствующие требованиям к кабинету начальных классов. - широкий, постоянный доступ студентов и руководителей практики к любой информации, связанной с реализацией программы учебной и производственной практики, планируемыми результатами в Информационно-методическом центре колледжа. 3.1. Требования к документации, необходимой для проведения практики - договоры с базами практики об организации и проведении практики, - приказы, регламентирующие сроки практики, распределение студентов по базам практики, руководство практикой. 3.2.Требования к учебно-методическому обеспечению практики Программа практики, тетрадь практиканта, учебные пособия, образцы планов и конспектов уроков, демонстрационные и раздаточные материалы к проведению уроков, видео и фотоматериалы к урокам, диагностические методики для самоанализа профессиональной деятельности, нормативные документы по организации работы образовательных учреждений; программы по программам начального общего образования, учебники, дидактические материалы в соответствии с образовательной программой, литература справочная, научнометодическая, образцы практических и самостоятельных работ учащихся, карты, схемы, таблицы и т.п. Укомплектованность кабинета начальных классов в базовых образовательных учреждениях: учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом, комплексом средств обучения, необходимым для выполнения образовательной программы начальной школы. В мастерской «Преподавание в младших классах» должны находиться: Комплект учебников с 1 по 4 класс УМК "Школа России" Предмет: Русский язык. Комплект рабочих тетрадей с 1 по 4 класс УМК "Школа России" Предмет: Русский язык Поурочные разработки по русскому языку с 1-4 кл. к УМК "Школа России" Комплект учебников с 1 по 4 класс УМК "Школа России" Предмет: Литературное чтение. Комплект рабочих тетрадей с 1 по 4 класс УМК "Школа России" Предмет: Литературное чтение . Поурочные разработки по литературному чтению с 1-4 кл. к УМК "Школа России" Комплект учебников с 1 по 4 класс УМК "Школа России" Предмет: Математика. Комплект рабочих тетрадей с 1 по 4 класс УМК "Школа России" Предмет: Математика. Поурочные разработки по математике с 1-4 кл. к УМК "Школа России" 17 - Комплект учебников с 1 по 4 класс УМК "Школа России" Предмет: Окружающий мир Комплект рабочих тетрадей с 1 по 4 класс УМК "Школа России" Предмет: Окружающий мир Поурочные разработки по окружающему миру с 1-4 кл. к УМК "Школа России Цифровая лаборатория для начальной школы. 3.3. Требования к материально-техническому обеспечению Материально-техническая база образовательных учреждений, в которых реализуется программа практики, должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Кабинет начальных классов должен отвечать санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям. Укомплектованность кабинета начальных классов оборудованием в образовательном учреждении, необходимым для проведения уроков, занятий. Технические средства: Мультимедийный компьютер (технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет, оснащенный акустическими колонками, микрофоном и наушниками, с пакетом прикладных программ: текстовых, табличных, графических и презентационных.); Мультимедиа проектор; Экран (на штативе или навесной); Музыкальный центр; Интерактивные доски «StarBoard», «SMARTBoard» и др.; Множительная и копировальная техника; Укомплектованность мастерской «Преподавание в младших классах» на базе ГАПОУ СО «СОПК», необходимым для проведения уроков, занятий. Оборудование и технические средства обучения: Тележка для планшетов и доп. оборудования (Offisbox); Планшеты для ученика; Тележка для ноутбуков (SchoollBox); Интерактивный дисплей; Интерактивный мобильный пол Стойка Digis DSM-P106C мобильная для панелей 55"-100" 9 (DIGIS DSM-P106C); Флипчарт магнитно-маркерный 70х100 см на роликах (Attache 70х100); Документ камера; Электронный флипчарт (SMART kapp 42); Автоматизированное рабочее место участника (Acer Extensa 15 EX215-51G513M, мышь, флешка, наушники) с установленным программным обеспечением. 3.4. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Практика «Введение в профессию» 1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»: Федеральный закон № 273-ФЗ [принят Государственной думой 21 декабря 2012: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012]. - Москва: Эксмо, 2020. - 32; 20 см.- (Актуальное издательство). -80 экз. - ISBN 978-5-04-1100124. - Текст: непосредственный 2.Конституция Российской Федерации : Федеральный закон от 12.12.1993 : ред. от 14.03.2020: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993: одобрена в ходе 18 общероссийского голосования 1 июля 2020 года. – Текст: электронный // Консультант Плюс официальный сайт компании «КонсультантПлюс». – URL: http://docs.cntd.ru/document/9004937 3.Акимова, Л.А.Здоровьесберегающие технологии в школе: методика обучения и воспитания БЖД: учебник для среднего профессионального образования/ Л.А.Акимова, Е.Е.Лутовина.— 2-е изд., перераб. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 336с.— (Профессиональное образование).— ISBN 978-5-534-11987-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:http://biblio-online.ru/bcode/446612 4.Задорина, О.С.Индивидуальность педагога: учебное пособие для вузов/ О.С.Задорина.— 2-е изд., стер.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 111с.— (Высшее образование).— ISBN 978-5-534-08263-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: 5.Исенина, Е.И. Педагогика: гуманизация обучения в школе учебное пособие для среднего профессионального образования/ Е.И.Исенина.— 2-е изд., испр. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 290с.— (Профессиональное образование).— ISBN 978-5-53413063-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblioonline.ru/bcode/448862. 6.Кандаурова, А.В. Основы педагогического мастерства: формирование педагогического стиля учебное пособие для среднего профессионального образования/ А.В.Кандаурова, Н.Н.Суртаева[и др.]; под редакцией Н.Н.Суртаевой.— 2-е изд., испр. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 255с.— (Профессиональное образование).— ISBN 978-5-53411494-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456680. 7.Кузнецов, В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность: учебник и практикум для вузов/ В.В.Кузнецов.— 3-е изд., испр. и доп.— Москва Издательство Юрайт, 2020.— 222с.— (Высшее образование).— ISBN 978-5-534-07426-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:http://biblio-online.ru/bcode/451743. 8.Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения учебник и практикум для вузов/ Ю.Н.Лапыгин.— Москва Издательство Юрайт, 2020.— 248с.— (Высшее образование).— ISBN978-5-534-02216-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:http://biblioonline.ru/bcode/450658. 9.Федина, Л.В. Основы педагогического мастерства: психолого-педагогическое сопровождение начального образования: учебное пособие для среднего профессионального образования/ Л.В. Федина. — 2-е изд., стер.— Москва Издательство Юрайт, 2020.— 131с.— (Профессиональное образование).— ISBN978-5-534-11274-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:http://biblio-online.ru/bcode/456960 10.Фугелова, Т.А. Образовательные программы начальной школы учебник и практикум для вузов/ Т.А.Фугелова.— 2-е изд., стер.— Москва Издательство Юрайт, 2020.— 465с.— (Высшее образование).— ISBN 978-5-534-11269-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:http://biblio-online.ru/bcode/456905. Практика «Моделирование уроков по программам начального общего образования» Электронные издания и ресурсы 1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»: Федеральный закон № 273-ФЗ [принят Государственной думой 21 декабря 2012: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012]. - Москва: Эксмо, 2020. - 32; 20 см.- (Актуальное издательство). -80 экз. - ISBN 978-5-04-1100124. - Текст: непосредственный 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 – Текст : электронный // Гарант. Официальный сайт компании «Гарант». – URL: https://base.garant.ru/197127/ 3. Акимова, Л.А. Здоровьесберегающие технологии в школе: методика обучения и воспитания БЖД: учебник для среднего профессионального образования/ Л.А.Акимова, Е.Е.Лутовина.— 2-е изд., перераб. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 336с.— 19 (Профессиональное образование).— ISBN 978-5-534-11987-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:http://biblio-online.ru/bcode/446612 4. Задорина, О. С. Индивидуальность педагога: учебное пособие для среднего профессионального образования / О. С. Задорина. — 2-е изд., стер. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 109 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08268-5. — Текст : электронный. 5. Дмитриев, А. Е. Дидактика начальной школы : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Е. Дмитриев, Ю. А. Дмитриев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 228 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07633-2. — Текст : электронный. 6. Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения учебник и практикум для вузов/ Ю.Н.Лапыгин.— Москва Издательство Юрайт, 2020.— 248с.— (Высшее образование).— ISBN978-5-534-02216-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:http://biblioonline.ru/bcode/450658. 7. Федина, Л. В. Основы педагогического мастерства: психолого-педагогическое сопровождение начального образования: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Федина. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 131 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11274-0. — Текст: электронный. 8. Фугелова, Т.А.Образовательные программы начальной школы учебник и практикум для вузов/ Т.А.Фугелова.— 2-е изд., стер.— Москва Издательство Юрайт, 2020.— 465с.— (Высшее образование).— ISBN 978-5-534-11269-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:http://biblio-online.ru/bcode/456905. Интернет ресурсы: 9. Министерство образования и науки РФ www.edu.ed.gov.ru 10. Российский образовательный правовой портал www.lav.edu.ru 11. Российский портал открытого образования www.openet.ru 12. Информационный образовательный портал «Гуманитарные науки» www.auditorium.ru 13. Сайт департамента по молодежной политике Министерства образования РФ www.youth-rf.nm.ru 14. Российский образовательный портал www.school.ru 15. Государственная Академия инноваций www.gain.ru 16. Издательский дом «Первое сентября» www.1september.ru 17. Журнал «Курьер образования» www.courier.ru 18. Гуманитарный издательский центр «Владос» www.vlados.ru 19. Объединенный каталог печатных изданий www.chtivo.ru 20. Библиотека М. Мошкова www.lib.ru 21. Народная библиотека www.biglid.com.au 22. Сайт института образовательной политики «Эврика» www.eurekanet.ru 23. Электронная библиотека "Просвещение". http://www.nd.ru/catalog/products 24. http: // www. eidos.ru/jouna1/2005/0529-06.htm 25. http: // school-work.net/ 26. http: // standart.edu.ru/ 27. http: // www.it-n.ru/ 28. http: // www.shool 2100.ru/ Дополнительные источники 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273 (ред. от 03.08.2018). 2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642) (ред. от 26.04.2018). 20 3. Буданова О. В. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов. Преподавание по программам начального общего образования. / О. В. Буданова. Учебное пособие. - М.: Перспектива, 2016. 4. Дахин А. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и … неопределенность //Стандарты и мониторинг в образовании. 2002.- №4 5. Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя [Текст] / И. В. Муштавинская. Санкт-Петербург : КАРО, 2009, 2017 Практика «Пробные уроки» Основные источники 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. -М.: Просвещение, 2017. 2. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и методика начального образования» / А.В. Белошистая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 455 с. 3. Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2014 4. Дроздова, О. Е. Методика преподавания русского языка. Метапредметное обучение : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. Е. Дроздова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 194 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13627-2. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/466147 5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Под редакцией А.Г. Асмолова [Текст]. – М.: Просвещение, 2014. 6. Львов М. Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Львов М. Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. – М.: Издательский центр «Академия», 2019 – 464 с. 7. Максакова, В. И. Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для СПО / В. И. Максакова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 206 с.. 8. Методика обучения русскому языку в начальной школе : учебник и практикум для вузов / под редакцией Т. И. Зиновьевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 255 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08110-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450996 9. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б Логиновой [Текст].- М.: Просвещение, 2015. 10. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. [Текст]. М.: Просвещение, 2016. 11. Развитие исследовательских умений младших школьников. Под редакцией Н.Б. Шумаковой [Текст].- М.: Просвещение, 2014. 12. Русский язык, 1-4 классы. Сборник эвристических заданий. Учебнометодическое пособие / под ред. А. В. Хуторского. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 94 с. 13. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова [Текст].- М.: Просвещение, 2016. 14. Яковлева С. Г. Планирование урока: идея, воплощение, итог [Текст].//Практика образования 2015 №1. – с.2 Дополнительные источники: 21 1. Арапов К.А. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников [Текст] / К.А. Арапов, Г.Г. Рахматуллина // Молодой ученый -2014.-№8.-С. 290-294. 2. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома [Текст]: Учебное пособие / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина.- М.: Аким, 2013. - 31 с. 3. Белошистая А.В. Обучение решению задач по математике [Текст]: 4 класс. К любому из действующих учебников по математике / А.В. Белошистая. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 285 с. 4. Борзова Л.П. Методика преподавания обществознания в начальной школе [Текст]: Учебно-методическое пособие. / Л.П. Борзова - М.: « ВЛАДОС", 2012. - 224с. 5. Вишнякова С.М Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст]. - М.НМЦ СПО, 2017.-538 с. 6. Вольхина Н.Б., Тактуева А.М. Подходы к проблемному обучению при изучении естествознания в общеобразовательной школе [Текст]. Екатеринбург, 2014. 7. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / В.В. Выгонов. - М.: изд. Центр «Академия», 2013. 256 с. 8. Геронимус Т.М. Методика преподавания технологии с практикумом [Текст]: Метод. пособие для студ. пед. вузов / ТМ. Геронимус. - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2014. - 336с. 9. Дорофеева Г. В. Пишем диктанты: Всероссийская проверочная работа / Г. В. Дорофеева. – Москва: Эксмо, 2017. – 80 с. 10. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В. Учебно-методический комплект «Перспектива» «Русский язык» - М.: Издательство «Просвещение», 2015г. 11. Липатникова И.Г. Рефлексивный подход в контексте развивающего обучения математике учащихся начальной и основной школы [Текст] / Науч. ред. д.п.н., проф. В.А. Далингер. – Екатеринбург, 2005. – 222 с. 12. Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских [Текст] /Я.А. Рожнев. - М.: Просвещение, 2013. - 240 с. 13. Словари русского языка, учебники начальной школы. 14. Технологические карты / Под ред. Тарасова Л. В. М., Авангард, 2016. 15. Физическая география [Текст] / Под ред. Проф. Пашканга К. В. М., 2017. 16. Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике [Текст]: Учеб. пособие для учителей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Ленанд, 2021. – 248 с. 17. Шелехова, Л.В. Сюжетные задачи по математике: задачник-практикум / Л.В. Шелехова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 48 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274521 – Библиогр. в кн. – ISBN 978-54475-3992-4. – DOI 10.23681/274521. – Текст : электронный. Интернет-ресурсы: 1. Министерство образования и науки РФ www.edu.ed.gov.ru 2. Библиотека М. Мошкова www.lib.ru 3. Видео-уроки в интернет [Электронный ресурс], - http://videouroki.net/ 4. Всем, кто учится [Электронный ресурс] – www.alleng.ru 5. Государственная Академия инноваций www.gain.ru 6. Гуманитарный издательский центр «Владос» www.vlados.ru 7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ 8. Журнал «Курьер образования» www.courier.ru 9. Издательский дом «Первое сентября» www.1september.ru 10. Информационный образовательный портал «Гуманитарные науки» www.auditorium.ru 11. Книги издательства HUEBER [Электронный ресурс], - https://www.hueber.de 12. Народная библиотека www.biglid.com.au 13. Начальная школа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://n-shkola.ru 22 14. Начальная школа Архив учебных программ - презентации, уроки, тесты. www.rusedu.ru/ 15. Объединенный каталог печатных изданий www.chtivo.ru 16. Российский образовательный портал www.school.ru 17. Российский образовательный правовой портал www.lav.edu.ru 18. Российский портал открытого образования www.openet.ru 19. Сайт института образовательной политики «Эврика» www.eurekanet.ru 20. Уроки - Начальная школа - Каталог файлов - Учительский портал www.uchportal.ru/load 21. Учебно-методический комплект «Планета знаний» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://planetaznaniy.astrel.ru 22. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september. 23. Электронная библиотека "Всем, кто учится". Предоставлен доступ к учебным материалам (книги, учебники, пособия, справочники и т.п.) по различным дисциплинам http://alleng.ru/ 24. Электронная библиотека "Просвещение". http://www.nd.ru/catalog/products 25. http: // www. eidos.ru/jouna1/2005/0529-06.htm 23 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ Отчетность по практике: 1. Аттестационный лист по практике. 2. Дневник практиканта 3. Отчет по практике. Оценка освоения программы практики Аттестация по результатам каждого вида практики проводится в форме дифференцированного зачета. Критерии оценки результата: 0 баллов - признак не проявлен; 1 балл - признак проявлен, но на недостаточном уровне; 2 балла - признак проявлен на достаточном уровне Результаты практики Учебная практика 01.01. «Введение в профессию» Освоенные компетенции Основные показатели Критерии оценки результата ОК 1. Понимать Знание личностных и сущность и социальную профессиональных качеств значимость своей учителя. будущей профессии, Понимание цели и задач проявлять к ней педагогической деятельности устойчивый интерес учителя начальных классов интерес Понимает ценности и социальную значимость педагогической профессии Знание нормативной, учебнометодической документацией, регламентирующей деятельность учителя начальных классов. ОК 2. Организовывать Владение навыками собственную самоорганизации деятельность, определять Обоснование выбора и методы решения применения методов и профессиональных способов решения задач, оценивать их профессиональных задач. эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять Умение работать с поиск, анализ и оценку педагогической, методической информации, литературой и др. необходимой для источниками информации по постановки и решения проблемам НОО профессиональных Оценивание необходимости задач, той или иной информации для профессионального и решения профессиональных личностного развития задач Оценка освоени я Составляет профессиограмму. Фиксирует результаты наблюдения в картах анализа уроков Предъявляет при защите проекта «Идеальный учитель 21в» Положительные результаты тестирования Своевременная сдача тетради практиканта Предъявляет карты анализа в соответствии с поставленными задачами практики Предъявляет выполненные задания тетради практиканта в Отбирает содержание материала в соответствии с поставленными целями при подготовке проекта 24 ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами ПК 1.4. уроки. Анализировать ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования Использование информационных ресурсов, в том числе Интернета в профессиональной деятельности. Умение создать презентацию Оформляет документацию практики с использованием информационных ресурсов Составляет презентацию к защите Умение устанавливать Имеет положительную педагогически характеристику с места целесообразные прохождения практики взаимоотношения с членами педагогического коллектива Использование делового стиля Вступает в диалогическое общения общение Умение анализировать Полнота и грамотность просмотренные уроки в заполнения протоколов и соответствии с аспектами карт анализа анализа. просмотренных уроков. Соответствие педагогических Представляет разработок (отчеты, рефераты) заполненный дневник по установленным требованиям. практике. Владеет навыками самопрезентации (защита проекта «Идеальный учитель 21 века»). Умение проектировать и Предъявляет проект правильно оформлять «Идеальный учитель» результаты исследовательской и проектной работы в области НОО. САМООЦЕНКА ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА Шкала перевода баллов в отметку 0-15 16-23 24-27 неудовлетворительно удовлетворительно хорошо 28-32 отлично 32-16 баллов - достаточный уровень выполнения задач практики (дифференцированный зачет); менее 16 баллов – недостаточный уровень выполнения. 25 УП 01.02. «Моделирование уроков по учебным предметам начальной школы» Освоенные компетенции Основные показатели Критерии оценки результата ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Знание личностных профессиональных качеств учителя. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки. Оценка освоени я и Предъявляет карты анализа уроки с учетом личностных и профессиональных качеств учителя Понимание цели и задач Наличие положительных педагогической отзывов по итогам практики. деятельности учителя начальных классов Умение работать с Разрабатывает содержание педагогической, конструктов уроков с опорой методической на методическую литературу литературой и др. источниками информации по проблемам НОО Оценивание Отбирает содержание необходимости той или материала в соответствии с иной информации для поставленными целями решения профессиональных задач Использование Оформление документации с информационных использованием ресурсов, в том числе информационных ресурсов Интернета в профессиональной деятельности. Использование ИКТ Проектирование уроков с технологий в использованием образовательном интерактивных технологий процессе. Формулирование цели и Соответствие цели и задач задач урока в конспектов теме и структуре соответствии с уроков. нормативными документами НОО, особенностями возраста обучающихся. Определение содержания Демонстрирует в конспекте уроков в соответствии с урока соответствие целями, задачами и планируемых результатов планируемыми содержанию и задачам этапа результатами. урока. 26 ПК 1.4. Анализировать уроки. ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. Планирование работы на уроке в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся. Умение анализировать просмотренные уроки в соответствии с аспектами анализа. Соответствие педагогических разработок (отчеты, рефераты) установленным требованиям. Разрабатывает дифференцированные задания к уроку, учитывая индивидуальные особенности обучающихся. Полнота и грамотность заполнения протоколов и карт анализа просмотренных уроков. Представляет заполненный дневник по практике. САМООЦЕНКА ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА Шкала перевода баллов в отметку 0-10 11-14 15-18 неудовлетворительно удовлетворительно хорошо 19-22 отлично 22-11 баллов - достаточный уровень выполнения задач практики (дифференцированный зачет); менее 11 баллов – недостаточный уровень выполнения. 27 ПП 01 «Пробные уроки» Освоенные компетенции Основные показатели Критерии оценки результата ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Понимание цели и задач Наличие положительных отзывов по итогам педагогической деятельности учителя практики. начальных классов ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач Разрабатывает содержание конструктов уроков с опорой на методическую литературу Оценка освоени я Владение навыками Своевременная сдача тетради практиканта, самоорганизации конспектов уроков, самоанализа урока. Обоснование выбора и Оформление карт анализа самоанализа в применения методов и и с способов решения соответствии поставленными задачами профессиональных задач. практики ОК 3. Оценивать риски и Проявление осознанной Своевременность и принятия принимать решения в готовности к работе в адекватность решения в нестандартных нестандартных условиях ситуациях. неопределенности. ситуациях. Умение работать с педагогической, методической литературой и др. источниками информации по проблемам НОО Оценивание необходимости той или иной информации для решения профессиональных задач ОК 5. Использовать Использование информационноинформационных ресурсов, коммуникационные в том числе Интернета в технологии для профессиональной совершенствования деятельности. профессиональной Использование ИКТ деятельности. технологий в образовательном процессе. Отбирает содержание материала в соответствии с поставленными целями Оформление документации с использованием информационных ресурсов Проектирование уроков с использованием интерактивных технологий 28 ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами Умение устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с членами педагогического коллектива, представителями администрации. Использование делового стиля общения Имеет положительную характеристику с места прохождения практики Вступает в бесконфликтное диалогическое общение Демонстрирует целесообразность выбора методов и приемов в процессе конструирования и проведения урока. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. Обоснование постановки цели, выбора методов и приемов, направленных на формирование мотивации учащихся. Проявление Демонстрирует в процессе ответственности за анализа и самоанализа качество образовательного уроков. процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. Выявление пробелов в Демонстрируют в процессе своих образовательных заполнения рефлексии дня и при защите практики достижениях. Знание особенностей современных подходов и педагогических технологий в области НОО. Разрабатывает содержание уроков с учетом современных подходов и технологий в области НОО. Выстраивает содержание урока с учетом психологопедагогических особенностей учащихся конкретного класса Умение адаптировать имеющиеся методические разработки к изменяющимся условиям профессиональной деятельности с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся конкретного класса. ОК 10. Осуществлять Демонстрация знания о Проведение уроков использованием профилактику здоровьесберегающих здоровьесберегающих травматизма, технологиях. технологий. с 29 обеспечивать охрану Планирование деятельности учащихся в жизни и здоровья детей. соответствии с требованиями по охране здоровья детей. ОК 11. Строить Знание нормативной, профессиональную учебно-методической деятельность с документацией, соблюдением правовых регламентирующей деятельность учителя норм ее регулирующих. начальных классов. Соблюдение правовых норм в образовательном процессе. ПК 1.1. Определять цели Формулирование цели и и задачи, планировать задач урока в соответствии с нормативными уроки. документами НОО, особенностями возраста обучающихся. Определение содержания уроков в соответствии с целями, задачами и планируемыми результатами. Демонстрирует знания требований к охране здоровья детей при разработке конспектов уроков. Оформление отчетности по практике в соответствии с требованиями нормативной и учебнометодической документации Проводит уроки с соблюдением правовых норм. Соответствие цели и задач конспектов теме и структуре уроков. Демонстрирует в конспекте урока соответствие планируемых результатов содержанию и задачам этапа урока. Планирование работы на Разрабатывает уроке в соответствии с дифференцированные задания к уроку, учитывая индивидуальными индивидуальные особенностями особенности обучающихся. обучающихся. Демонстрирует в процессе ПК 1.2. Проводить уроки. Использование разнообразных методов, проведения урока смену деятельности средств, форм организации видов обучающихся. деятельности учащихся на уроках. Использование Дидактический материал к соответствует дидактического материала с уроку возрастным особенностям учетом возрастных обучающихся. особенностей обучающихся. Применение современных Демонстрирует владение современными образовательных технологий (в том числе образовательными технологиями в процессе ИКТ, проведения урока. здоровьесберегающих). 30 Проведение урока с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Владение профессиональной лексикой. ПК 1.3. Осуществлять Знание разнообразных педагогический форм и методов контроль, оценивать педагогического контроля процесс и результаты Обоснование выбора форм обучения. и методов контроля планируемым результатам обучения. Умение организовывать самоконтроль и рефлексию обучающихся. ПК 1.4. уроки. Анализировать ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования. ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно- Демонстрирует индивидуальный подход к обучающимся на уроке. Демонстрирует знание содержания материала предмета. Используют разные формы и методы контроля на уроках. Соответствие выбранных форм и методов контроля планируемым результатам урока. Демонстрируют на уроке целесообразность выбранных средств и методов самоконтроля и рефлексии обучающихся. Умение анализировать Полнота и грамотность просмотренные уроки в заполнения протоколов и анализа соответствии с аспектами карт просмотренных уроков. анализа. Умение проводить Форма и содержание самоанализа самоанализ урока в соответствии с соответствует предъявляемым предложенными требованиям. критериями. Умение вести учебно- Соблюдение требований к структуре конспекта методическую урока. документацию. Разработка методического материала к уроку в соответствии с требованиями Знание нормативной, Разрабатывают содержание урока в учебно-методической соответствии с документации, выбранным УМК и регламентирующей особенностями класса деятельность учителя начальных классов 31 тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений Умение анализировать психолого-педагогическую ситуацию Соответствие Представляет заполненный педагогических разработок дневник по практике (отчеты, рефераты) установленным требованиям. САМООЦЕНКА ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА Шкала перевода баллов в отметку 0-35 36-53 54-63 неудовлетворительно удовлетворительно хорошо 64-72 отлично 72-36 баллов - достаточный уровень выполнения задач практики (дифференцированный зачет); менее 36 баллов – недостаточный уровень выполнения. 32 Форма аттестационного листа по практике. АТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ ПО ПРАКТИКЕ ФИО_____________________________________________________________________ обучающийся (аяся) на ____ курсе по специальности СПО 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» Успешно прошел (ла) учебную (производственную) практику по профессиональному модулю __________________________________________________________________________ В объеме ____ часов с «_» _____ 20__г. по «__ » ____ 20____г. В организации_______________________________________________________________ наименование организации, юридический адрес Виды работ, выполненных Оценка выполнения работ (положительная обучающимся во время практики – 1, отрицательная – 0) Характеристика учебной и профессиональной деятельности обучающегося во время учебной / производственной практики __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Оценка выполнения программы практики: Дата___________20____ Подпись руководителя практики ____________________________________/ФИО, должность Подпись ответственного лица организации (базы практики) ____________________________________/ ФИО, должность 33