Приложение 5.10 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 44.02.02 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 03. КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО 44.02.02 Преподавание в начальных классах Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 «Классное руководство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 г. № 1353. Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» учреждение Разработчики: Долгих Е.И., преподаватель высшей квалификационной категории, заведующая отделом социально-педагогической работы Хабибуллина Р.Р., преподаватель первой квалификационной категории, руководитель Ресурсного центра © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 4 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 8 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 18 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 20 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03 КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО 1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности по ПМ.03 Классное руководство и соответствующие ему общие и профессиональные компетенции: 1.1.1. Перечень общих компетенций Код Наименование компетенции компетенции ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ОК 10. ОК 11. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих 1.1.2. Перечень профессиональных компетенций Код ПК 3.1. ПК 3.2. ПК 3.3. ПК 3.4. ПК 3.5. ПК 3.6. Наименование результата обучения Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу Проводить внеклассные мероприятия Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий Определять цели и задачи, планировать работу с родителями Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания 4 ПК 3.7. ПК 3.8. ПК 4.1. ПК 4.2. ПК 4.3. ПК 4.4. ПК 4.5. Анализировать результаты работы с родителями Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебнометодические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся Создавать в кабинете предметно-развивающую среду Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования 1.1.3. В результате освоения профессионального модуля студент должен: иметь практич еский опыт уметь педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов; анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции; определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя; планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий; определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания; наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, мастерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции; выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы, составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты; формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; планировать деятельность классного руководителя; оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательной организации; совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение; использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий; организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения; осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий; создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и 5 знать сотрудничества обучающихся в классе; помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты; составлять план работы с родителями (лицами, их заменяющими); вести диалог с родителями (лицами, их заменяющими); организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий; изучать особенности семейного воспитания младших школьников; формулировать цели и задачи работы с семьей с учетом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей; анализировать процесс и результаты работы с родителями; использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса; анализировать процесс и результаты классного руководства, внеклассные мероприятия (классные часы, организованные досуги, занятия с творческим коллективом); теоретические и методические основы деятельности классного руководителя; методику педагогического наблюдения, основы интерпретации полученных результатов и формы их представления; особенности адаптации обучающегося к условиям начального общего образования; возрастные и индивидуальные особенности обучающегося; основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям; особенности процесса социализации младших школьников; условия развития ученического самоуправления в общеобразовательной организации, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе; особенности работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми; теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности, формы проведения внеурочных мероприятий; содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеурочной деятельности и общения в начальной школе; педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов внеурочной работы; основы делового общения; особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); задачи и содержание семейного воспитания; особенности современной семьи; содержание и формы работы с семьей; способы диагностики результатов воспитания; методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации; логику анализа деятельности классного руководителя. 6 1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля: Всего 252 часа, из них на освоение МДК 03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» – 144 часа, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 96 часов; самостоятельной работы обучающегося – 48 часов. На практики, в том числе учебную «Исследование личности»– 36 часов; учебную «Особенности деятельности классного руководителя в адаптационный период младшего школьника» – 36 часов; производственную «Организация работы классного руководителя» – 36 часов. 7 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 2.1. Тематический план профессионального модуля Коды профессиональных компетенций Наименования разделов профессионального модуля Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Самостоятельная Обязательная аудиторная учебная работа нагрузка обучающегося обучающегося Производственная (по профилю специальности), в т.ч., в т.ч., Учебная, в т.ч. часов часов Всего, курсовая курсовая (если предусмотрена практические Всего, часов работа работа рассредоточенная часов занятия, лекций (проект), (проект), практика) часов часов 1 ПК 3.1. - ПК 3.2. ПК 3.5., ПК 4.1. ПК 3.2. - ПК 3.4. ПК 4.2. – ПК 4.4 ПК 3.5. - ПК 3.8. ПК 4.1. – ПК 4.5. ПК 3.1. – ПК 3.8. 2 Раздел 1. Определение сущности и направлений деятельности классного руководителя Раздел 2. Психологопедагогические основы деятельности классного руководителя Раздел 3. Организация деятельности классного руководителя с родителями обучающихся и сотрудниками образовательной организации, работающими с классом Производственная 6 часов 3 4 5 14 8 2 6 50 34 14 16 80 54 20 26 36 Практика 7 8 9 10 36 8 ПК 4.1. – ПК 4.5. практика (по профилю специальности) итоговая (концентрированная) практика «Организация работы классного руководителя» ПК 3.2 - ПК 3.4. Учебная практика ПК 3.8. «Исследование 36 36 ПК 4.1. - ПК 4.5. личности» Учебная практика «Особенности ПК 3.1. - ПК 3.4. деятельности ПК 3.6., ПК 3.8. классного 36 36 ПК 4.1. – ПК 4.5. руководителя в адаптационный период» Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет Всего: 252 96 36 0 48 0 72 36 Ячейки в столбцах 3, 4, 7, 9, 10 заполняются жирным шрифтом, в 5, 6, 8 - обычным. Если какой-либо вид учебной работы не предусмотрен, необходимо в соответствующей ячейке поставить прочерк. Количество часов, указанное в ячейках столбца 3, должно быть равно сумме чисел в соответствующих ячейках столбцов 4, 7, 9, 10 (жирный шрифт) по горизонтали. Количество часов, указанное в ячейках строки «Всего», должно быть равно сумме чисел соответствующих столбцов 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 по вертикали. Количество часов, указанное в ячейке столбца 3 строки «Всего», должно соответствовать количеству часов на освоение программы профессионального модуля в пункте 1.3 паспорта программы. Количество часов на самостоятельную работу обучающегося должно соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта программы. Сумма количества часов на учебную и производственную практику (в строке «Всего» в столбцах 9 и 10) должна соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта программы. Для соответствия сумм значений следует повторить объем часов на производственную практику по профилю специальности (концентрированную) в колонке «Всего часов» и в предпоследней строке столбца «Производственная, часов». И учебная, и производственная (по профилю специальности) практики могут проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно). 9 2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля 03 «Классное руководство» Наименование разделов и тем профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) 1 Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект) 2 МДК 03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» Раздел 1. Определение сущности и направлений деятельности классного руководителя Тема 1.1. Содержание учебного материала Общепедагогические 1.Общая характеристика системы деятельности классного руководителя. основы деятельности Деятельность классного руководителя, структура деятельности. Приоритетные направления классного руководителя воспитательной работы с младшими школьниками. Направления организации внеклассной работы в деятельности классного руководителя. Функции, права и критерии оценки деятельности классного руководителя 2.Роль классного руководителя в системе воспитания обучающегося. Особенности деятельности классного руководителя в начальной школе. Вариативность классного руководства. Основные задачи, функции, направления деятельности классного руководителя. 3.Основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям. Нормативно - правовая база деятельности классного руководителя. В том числе практических занятий 1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Составить таблицу «Реализация основных положений Концепции в работе классного руководителя». Самостоятельная работа обучающихся 1.Составьте доклад «Исторический аспект развития классного руководства в России». 2.Разработайте макет Кодекса классного руководителя. 3.Заполните таблицу «Направления работы классного руководителя». Раздел 2. Психолого-педагогические основы работы классного руководителя Тема 2.1. Содержание учебного материала Педагогическая 1.Сущность педагогической диагностики личности обучающихся. диагностика и Понятие о диагностике. Предмет и методы диагностики. Объекты педагогической диагностики и педагогический анализ в педагогического анализа: диагностика личности и развития группы. Объем в часах 3 14 14 2 2 2 2 2 6 2 2 2 50 16 2 10 деятельности классного руководителя Тема 2.2. Деятельность классного руководителя по формированию школьного коллектива 2.Особенности процесса социализации обучающихся. Особенности работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми. 3.Социально-педагогическое сопровождение школьников в деятельности классного руководителя. Выявление обучающихся «группы риска», помощь в процессе социализации. В том числе практических занятий 1.Выбор методов педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся. Специфика педагогической диагностики в начальной школе. В подгруппах составить электронную презентацию с описанием одного метода педагогической диагностики, провести методику на одногруппниках. 2.Программа педагогического наблюдения. Организация диагностики, интерпретация результатов педагогического наблюдения и их использование в деятельности классного руководителя, анализ результатов. Составить карту наблюдения. 3.Составление и защита программы педагогического наблюдения. Класс по выбору студента. Самостоятельная работа обучающихся 1.Составьте доклад «Методы педагогической диагностики». 2.Составьте копилку методов педагогической диагностики в начальной школе (не менее 10 методик). Содержание учебного материала 1.Детский коллектив: сущность, структура и признаки, стадии развития детского коллектива. Понятие «коллектив». Классики педагогики о роли коллектива. Реализация воспитательных функций коллектива. Ученический коллектив. Этапы развития детского коллектива. Роль классного руководителя на каждом этапе. Система работы классного руководителя по формированию сплоченности классного коллектива. 2.Развитие детского самоуправления. Условия развития ученического самоуправления в общеобразовательной организации, формирования благоприятного психологического климата и сотрудничество обучающихся в классе. Функции ученического самоуправления. 3.Деятельность классного руководителя по преодолению конфликтов в детском коллективе. Особенности возникновения конфликтов в школьной среде, поведение педагога в конфликтной ситуации. В том числе практических занятий 2 2 6 2 2 2 4 2 2 18 2 2 2 6 11 1.Органы самоуправления в начальной школе. Содержание деятельности органов самоуправления в начальной школе. Требования к организации работы по развитию ученического самоуправления. Анализ эффективности системы самоуправления в классе. Составить схему органов самоуправления в классе. 2.Особенности формирования благоприятного социально - психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе. Разнообразные формы организации общения в детской среде. Заполнить таблицу «Признаки благоприятного социально - психологического микроклимата». 3.Организация детского досуга. Вовлечение обучающихся класса в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения. Расписать ход досугового мероприятия для младших школьников. Самостоятельная работа обучающихся 1.Составьте методическую копилку игр на сплочение детского коллектива. 2.Разработайте структуру органов самоуправления (класс по выбору). 3.Разработайте макет классного уголка. Тема 2.3. Деятельность Содержание учебного материала классного руководителя 1.Особенности адаптации обучающихся к условиям начального общего образования. в адаптационный Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников. период 2.Особенности адаптации младшего школьника в ученическом коллективе. Возрастные и индивидуальные особенности формирования личности младшего школьника в детском коллективе. 3.Специфика деятельности классного руководителя в адаптационный период. Педагогическая поддержка в процессе адаптации обучающихся к условиям образовательной организации. Роль классного руководителя по созданию условий для успешной адаптации первоклассников. В том числе практических занятий 1.Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода младшего школьника. Разработка алгоритма деятельности классного руководителя по сопровождению адаптационного периода младшего школьника к условиям образовательной организации. Самостоятельная работа обучающихся 1.Разработайте схему «Факторы социализации личности». 2.Проанализируйте конспект первого классного часа для детей в начальной школе. 3.Составьте схему «Виды готовности к начальной школе». Итоговое занятие по пройденным темам Раздел 3. Организация деятельности классного руководителя с обучающимися, родителями, и сотрудниками образовательного учреждения, работающими с классом 2 2 2 6 2 2 2 14 2 2 2 2 2 6 2 2 2 2 12 Тема 3.1. Общая характеристика планирования воспитательной работы. Тема 3.2. Методические основы деятельности классного руководителя Содержание учебного материала 1.Приоритетные направления воспитательной работы. Основные направления воспитания и социализации учащихся, цели, задачи, формы реализации. Система воспитательных мероприятий. 2.Планирование деятельности классного руководителя. Основные цели и задачи планирования. Содержание, форма и структура плана воспитательной работы. Требования к планированию. Виды и структура планов воспитательной работы. 3.Технология создания плана воспитательной работы. Элементы и алгоритмы разработки плана воспитательной работы. Этапы и последовательность плана. 4.Изучение и анализ плана воспитательной работы классного руководителя. Виды анализов планов воспитательной работы. В том числе практических занятий 1. Составление фрагмента плана воспитательной работы классного руководителя Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить опорный конспект по теме: «Основные требования к плану воспитательной работы классного руководителя» 2.Экспертная оценка плана воспитательной работы классного руководителя. 3.Разработка плана - проекта проведения внеклассных мероприятий на четверть. 4.Проектирование воспитательных программ для обучающихся начальных классов» Содержание учебного материала 1.Методика планирования внеклассной деятельности. Теоретические основы и методика планирования внеклассной деятельности. Дидактические, организационные и воспитательные требования. 2.Основные формы воспитательной работы. Основные функции и формы воспитательной работы. Особенности организации разнообразных форм внеклассной работы с обучающимися. 3.Педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов внеурочной работы. Организация пространства учебного кабинета для проведения внеурочного занятия, оформление учебного кабинета. Использование здоровьесберагающих технологий в организации внеклассных мероприятий 4. Классный час: сущность, виды, основные функции. 18 2 2 2 2 2 2 8 2 2 2 2 16 2 2 2 2 13 Тема 3.3. Взаимодействие классного руководителя с родителями Методические основы планирования и проведения классного часа. Основные компоненты классного часа. Формы проведения классных часов. В том числе практических занятий 1.Определение алгоритма разработки классного часа 2.Анализ видеофрагментов воспитательных мероприятий» Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить план - конспект по теме: «Коллективно-творческое дело» 2.Составить план проведения внеклассного мероприятия по заданной теме Содержание учебного материала 1.Задачи и содержание семейного воспитания. Особенности современной семьи. Задачи и содержание семейного воспитания. 2.Организация работы классного руководителя с родителями. Функции классного руководителя в работе с родителями. Основные направления сотрудничества. 3.Основные формы и методы работы с семьей. Индивидуальные, групповые и коллективные формы для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями. Планирование работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими). 4.Интерактивные приемы взаимодействия с родителями обучающихся и лицами их заменяющими. Методические приемы, позволяющие повысить эффективность родительского собрания. Классификация использования интерактивных приемов во взаимодействии с родителями/законными представителями обучающихся. 5.Родительское собрание – основная форма взаимодействия классного руководителя с родителями. Цели, задачи. Формы и виды родительских собраний. Этапы родительского собрания. 6.Организация диагностической работы по изучению семьи. Основные методы психолого-педагогической диагностики в работе с семьей обучающихся. Разработка вариантов анкет для родителей (цель, целевая группа, вопросы). В том числе практических занятий 1.Составление раздела плана по работе с родителями (лицами, их заменяющими) 2. Разработка проекта родительского собрания 3. Организация диагностической работы по изучению семьи 4. Анализ процесса и результатов работы с родителями Самостоятельная работа обучающихся 1.Анализ периодических изданий по теме: «Организация взаимодействия классного руководителя с 4 2 2 4 2 2 28 2 2 2 2 2 2 8 2 2 2 2 8 2 14 родителями» 2.Оформление плана-конспекта родительской встречи, консультаций, беседы. 3.Написание эссе по теме: «Мое первое родительское собрание» 4.Решение ситуационных задач. Тема 3.4. Изучение Содержание учебного материала результатов 1.Анализ деятельности классного руководителя. эффективности Основные подходы к анализу воспитательной работы. Цели виды анализа воспитательной работы. деятельности классного Логика анализа деятельности классного руководителя. руководителя 2.Документация и отчетность классного руководителя. Список документов и видов отчетности классного руководителя. В том числе практических занятий Практическое занятие «Разработка формы отчета классного руководителя о проделанной работе за учебный год». Практическое занятие «Разработка критериев самоконтроля и самоанализа результатов воспитательной работ». Самостоятельная работа обучающихся Анализ процесса и результатов классного руководства. Тема 3.5. Содержание учебного материала Взаимодействие 1.Основы делового общения в профессиональной деятельности классного руководителя. классного руководителя Этика делового общения в педагогической деятельности. Виды и стили делового общения и их с сотрудниками место в деятельности классного руководителя. Основные формы делового общения в образовательной профессиональной деятельности классного руководителя. организации, В том числе практических занятий работающими с классом 1.Методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации Самостоятельная работа обучающихся 1.Составление интеллект-карты по теме «Координация деятельности сотрудников образовательного учреждения, работающих в классе». 2.Составление чек-листа по теме «Этика делового общения в профессиональной деятельности» Дифференцированный зачет Учебная практика «Исследование личности» Виды работ: Предварительное знакомство с объектами исследования. Исследование проявлений индивидуально-типологической сферы личности учащихся. Изучение уровня развития интереса к содержанию и процессу учения и познавательной активности младшего школьника. 2 2 2 10 2 2 4 2 2 2 2 10 2 2 2 4 2 2 2 36 15 Исследование уровня эмоциональности и самооценки личности учащегося. Выявление уровня развития коммуникативных умений (универсальных учебных действий) учащихся и положения в структуре межличностных отношений. Выявление интереса к содержанию и процессу учения и познавательной активности учащихся. Представление результатов проведенного исследования личности учащихся. Учебная практика «Особенности деятельности классного руководителя в адаптационный период младшего школьника» Виды работ: Знакомство со структурой и формами работы учителя в период адаптации первоклассников, выявление особенностей организации адаптационного периода в данном образовательном учреждении. Составление плана педагогического наблюдения для определения уровня психологической готовности первоклассника к обучению в школе. Определение особенностей, методов и технологий работы с социально-дезадаптированными детьми. Выявление особенностей организации работы с родителями в первую неделю, составление психолого-педагогических рекомендаций для родителей первоклассников в адаптационный период. Подбор игровых и тренинговых упражнений для работы с первоклассниками в адаптационный период. Представление результатов учебной практики на итоговой конференции. Производственная практика раздел Виды работ: Знакомство с локальными актами ОО, регламентирующими деятельность классного руководителя. Создание предметно-развивающей среды в кабинете. Педагогическая диагностика детского коллектива. Самоуправление в начальной школе. Организация работы с родителями. Планирование и разработка внеклассных мероприятий. Проведение внеклассного мероприятия. Анализ результатов деятельности на практике. Представление результатов производственной практики на итоговой конференции. Тематика курсовых работ Современные формы сотрудничества образовательного учреждения и семьи младшего школьника. Роль классного руководителя в процессе адаптации первоклассников к школьному обучению. Семья как основа формирования личности младших школьников. Формирование эмоциональной сферы младших школьников посредством стиля семейного воспитания. Формирование педагогической культуры родителей в деятельности классного руководителя. Роль классного руководителя при формировании ученического коллектива. Педагогические условия воспитания чувства патриотизма у учащихся начальных классов. Нравственный классный час как средство развития личностных качеств младшего школьника. Классный час как способ духовно-нравственного воспитания младших школьников. 36 36 16 Работа классного руководителя по развитию детского самоуправления в начальных классах. Способы формирования благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников в деятельности классного руководителя. Использование интерактивных методов в воспитательной работе классного руководителя в начальных классах. Актуальные формы взаимодействия с родителями младших школьников в деятельности классного руководителя. Всего 252 17 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Реализация программы модуля предполагает наличие учебного Педагогики/Мастерской по компетенции Преподавание в младших классах. кабинета Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: - рабочие места для обучающихся - 25; - рабочее место преподавателя; - наглядные пособия; - учебно-методическая документация; - учебная, методическая, справочная литература, раздаточный материал, материалы для контроля. Технические средства обучения: Автоматизированное рабочее место участника с установленным программным обеспечением. Интерактивный дисплей Электронный флипчарт Документ-камера Флипчарт магнитно-маркерный МФУ Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную и производственную практику. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные информационные ресурсы, рекомендуемы для использования в образовательном процессе. 3.2.1. Печатные издания 1. Арнгольд И.В. Рабочая программа классного руководителя. 4 класс/авт.-сост. И.В. Арнгольд.-Волгоград: Учитель, 2016.- 100с. – Текст: непосредственный. 2. Бондаренко А.А. Рабочая программа классного руководителя. 1 класс/авт.-сост. А.А. Бондаренко.-Волгоград: Учитель, 2016.- 89с. – Текст: непосредственный. 3. Бондаренко А.А. Рабочая программа классного руководителя. 2 класс/авт.-сост. А.А. Бондаренко.-Волгоград: Учитель, 2016.- 97с. – Текст: непосредственный. 4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2014. - 240с. – Текст: непосредственный. 5. Классное руководство: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы СПО / Сергеева В.П. , Алисов Е.А. , Сергеева И. С. , и др.; под ред. В.П. Сергеевой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 320 с. – Текст: непосредственный. 6. Лапина Ж.Н.. Воспитательная система классного коллектива «Кристальный» [Текст] // Классный руководитель. – 2019. – № 7. – С. 91–107. – Текст: непосредственный. 7. Лободина Н.В. Рабочая программа классного руководителя. 3 класс/авт.-сост. Н.В.Лободина.-Волгоград: Учитель, 2016.- 95с. – Текст: непосредственный. 8. Мельникова Н.А. Организация деятельности классного руководителя [Текст] // Классный руководитель. – 2018. – № 5. – С. 3–65. – Текст: непосредственный. 18 3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы) 1. Конвенция о правах ребенка // Гарант: информ.-правовое обеспечение. – электрон. дан. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/. – Дата обращения: 12.05.2019. 3. Российский образовательный портал www.school.ru 4. Издательский дом «Первое сентября» www.1september.ru 5. Электронная библиотека "Просвещение" http://www.nd.ru/catalog/products 6. Образовательная платформа Юрайт https://urait.ru/ 3.2.3. Дополнительные источники 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273 (ред. от 03.08.2018). – Текст: непосредственный. 2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642) (ред. от 26.04.2018). – Текст: непосредственный. 3. Долгушина А.И. Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей: педагог.алм.:учеб.-метод.пособие/сост. А.И. Долгушина.- Екатеринбург: ООО «Веста», 2016.-176с. – Текст: непосредственный. 4. Долгушина А.И. Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей. Часть 2: педагог.алм.:учеб.-метод.пособие/сост. А.И. Долгушина.Екатеринбург: ООО «Периодика», 2017.-192с. – Текст: непосредственный. 5. Мурзина И.Я. Патриотическое воспитание: стратегические ориентиры и актуальные практики: учебно-методическое пособие для педагогов. С электронным приложением / И.Я. Мурзина – Екатеринбург: ООО «Периодика», 2017. – 280 с. – Текст: непосредственный. 6. Огоновская И.С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы: метод.пособие для педагогов/ И.С. Огоновская.- Екатеринбург: 2016.-172с. – Текст: непосредственный. 19 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений. 4.1 Результаты к освоению общих компетенций Код и наименование профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках модуля ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Критерии оценки Методы оценки Проявление индивидуального стиля познавательной деятельности в процессе освоения профессии Демонстрация интереса к содержанию профессиональных знаний Демонстрация интереса к применению приобретенных профессиональных знаний на практике Демонстрация интереса к получению знаний в результате практической деятельности, теоретическому осмыслению ее результатов. Демонстрация мотивационноценностного отношения к содержанию профессионального обучения Участие в тематических профессионально-ориентированных мероприятиях Проведение профориентационнной работы с абитуриентами или студентами младших курсов Обоснование выбора и применение методов и способов решения профессиональных задач Эффективное и качественное выполнение профессиональных задач Интерпретация результатов ОК 3. Оценивать риски и Выявление (распознавание) принимать решения в проблемы, определение возможных нестандартных ситуациях причин проблем Нахождение оптимального решения нестандартной ситуации Наблюдение за выполнением практических заданий ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы Реализация принятого решения 20 ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Проявление осознанной готовности к работе в условиях неопределенности Демонстрация способности к выполнению операции оценки рисков Инициирует действия, задает вопросы Определение направления поиска необходимой информации Фильтрация потока информации: эффективное распознавание проблемы, отбор нужных данных, вычленение значимой информации Владение основными способами поиска информации Наблюдение за выполнением практических заданий. Использование различных информационных ресурсов Сбор важной информации в процессе устного общения и «активного» слушания Анализ информации на основе критического мышления ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами Оценивание необходимости той или иной информации для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Демонстрация целостного представления о целесообразности и эффективности использования информационнокоммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя Проектирование способов решения профессиональных задач с использованием средств информационнокоммуникационных технологий Планирование профессионального саморазвития с применением Интернет-технологий Проектирование внеклассного занятия с использованием интерактивных технологий Демонстрация знания методов, форм и приемов взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации Оценка выполнения работ на учебной и производствен ной практике. Оценка выполнения работ на учебной и производствен 21 ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях Применение разнообразных методов, форм и приемов взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации Владение профессиональной лексикой Соблюдение субординационных отношений Продуктивное взаимодействие с членами группы (команды), решающей общую задачу Использование делового стиля общения с готовностью принимает решения, высказывает свое мнение, осуществляет действия и берет на себя обязательства Демонстрация партнерских отношений внутри группы, колледжа, с преподавателями, за пределами колледжа соотносит свои устремления с интересами других людей и социальных групп привлекает других субъектов образовательного процесса к решению поставленных задач Выявление и использование в работе различных приемов мотивации учащихся Организация деятельности учащихся с учетом их интересов и возможностей ной практике. Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы Выявление пробелов в своих Наблюдение за деятельностью образовательных достижениях Грамотно формулировать образовательные и информационные запросы Планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня Планирование профессионального саморазвития с применением Интернет-технологий Проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы Наблюдение при проведении 22 обновления ее целей, Демонстрация знания в области содержания, смены технологий нормативных документов РФ, областного и местного уровня Демонстрация умения проектирования целей в соответствии нормативных документов и программы развития образовательного учреждения Поиск и реализация в образовательном процессе новые формы и способы организации учебной деятельности учащимся начальной школы ОК 10. Осуществлять Демонстрация знания о профилактику травматизма, здоровьесберегающих технологиях обеспечивать охрану жизни и Планирование деятельности здоровья детей учащихся в соответствии требованиям по охране здоровья Организация профилактических мероприятий в классе Проведение мероприятий по защите детей и взрослых в чрезвычайных ситуациях ОК 11. Строить Демонстрация знания о профессиональную педагогической профессии деятельность с соблюдением Проявление устойчивого интереса к правовых норм ее педагогическим проблемам регулирующих Планирование деятельности в соответствии с нормативными документами Проявление интереса и мотивации к изучению дисциплины Демонстрация знания в области военной подготовки мероприятий в различных формах. Наблюдение при проведении мероприятий в различных формах. Квалификацио нный экзамен 23 4.1 Результаты к освоению профессиональных компетенций Код и наименование профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках модуля ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты Критерии оценки Демонстрация знания методики педагогического наблюдения Демонстрация владения основами интерпретации полученных результатов педагогического наблюдения Определение форм представления результатов педагогического наблюдения Демонстрация знания способов диагностики результатов воспитания Обоснование выбора методов педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы Проектирование программы педагогического наблюдения и диагностики Проведение педагогического наблюдения и диагностики, фиксация результатов педагогического наблюдения в карте наблюдения Анализ и интерпретация полученных результатов педагогического наблюдения и диагностики Демонстрация знания ПК 3.2. Определять цели и задачи, теоретических основ и методики планировать внеклассную работу планирования внеурочной деятельности Обоснование выбора формы проведения внеурочного мероприятия Определение содержания, форм, методов и средств организации различных видов внеурочной деятельности Обоснование выбора разнообразных методов, форм, средств обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий Методы оценки квалификацион ный экзамен по профессиональн ому модулю; зачет по учебной, производственн ой практике. квалификацион ный экзамен по профессиональн ому модулю; зачет по производственн ой практике. 24 Определение способов организации детского досуга Определение цели и задач внеклассной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся Планирование внеурочной работы с учетом педагогических требований к ее организации и проведению Планирование внеурочной работы с учетом гигиенических требований к ее организации и проведению Демонстрация владения способами привлечения обучающихся к совместному планированию внеурочных мероприятий и подготовке их проведения Использование разнообразных ПК 3.3. Проводить внеклассные методов, форм, средств обучения и мероприятия воспитания при проведении внеурочных мероприятий Проведение внеурочных мероприятий совместно с обучающимися Проведение внеклассных мероприятий на открытой местности Демонстрация знания логической ПК 3.4. Анализировать процесс и структуры анализа процесса и результаты проведения результатов проведения внеклассных мероприятий внеклассных мероприятий Демонстрация владения приемами самоанализа и самоконтроля при проведении внеклассных мероприятий Проведение педагогического анализа внеклассного мероприятия с позиции эффективности воспитательного воздействия Проведение рефлексии по результатам анализа внеклассных мероприятий Демонстрация знания содержания ПК 3.5. Определять цели и задачи, основных документов о правах планировать работу с родителями ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям Определение особенностей современной семьи Обоснование задач и определение содержания семейного воспитания квалификацион ный экзамен по профессиональн ому модулю; -зачет по производственн ой практике. квалификацион ный экзамен по профессиональн ому модулю; -зачет по производственн ой практике. квалификацион ный экзамен по профессиональн ому модулю; -зачет по производственн ой практике. 25 Применение методов изучения особенностей семейного воспитания младших школьников Обоснование выбора содержания и форм работы с семьей Определение целей и задач работы с отдельной семьей с учетом результатов наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания Составление плана работы с отдельной семьей Демонстрация знания содержания, форм и методов работы с родителями обучающихся Составление плана работы с родителями ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания Демонстрация владения методами и межличностными стилями общения с родителями Обоснование выбора способов привлечения родителей к совместному решению задач обучения и воспитания Демонстрация знания логической ПК 3.7. Анализировать результаты схемы анализа процесса и работы с родителями результатов работы с родителями Проведение педагогического анализа процесса и результатов работы с родителями Выявление проблем, определение перспектив работы с родителями Выявление потребностей родителей в образовательном пространстве ребенка Демонстрация знания методов, ПК 3.8. Координировать деятельность форм и приемов взаимодействия с сотрудников образовательного членами педагогического учреждения, работающих с коллектива, представителями классом администрации Применение разнообразных методов, форм и приемов взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса Владение профессиональной лексикой квалификацион ный экзамен по профессиональн ому модулю; -зачет учебной и производственн ой практике. квалификацион ный экзамен по профессиональн ому модулю; -зачет учебной и производственн ой практике. Собеседование, защита программ деятельности классного руководителя с сотрудниками образовательног о учреждения 26 Соблюдение отношений ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебнометодические материалы (рабочие программы, учебнотематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся ПК 4.2. Создавать в кабинете предметноразвивающую среду ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов субординационных Анализ существующих направлений и технологий воспитательной работы в начальных классах Составление и оформление плана воспитательной работы экспертная оценка разработанных учебнометодических материалов на Нахождение методической производственн литературы, необходимой для ой практике подготовки к внеклассным мероприятиям, в том числе с родителями Использование методической литературы, необходимой для осуществления воспитательной работы Создание различных средств, методов и форм организации воспитательных мероприятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики семейного воспитания Моделирование предметно- интерпретация развивающей среды кабинета с результата учетом его общего и/или наблюдения за ситуативного целевого назначения процессом в Моделирование предметно- участия создании развивающей среды кабинета с учетом эргономических принципов предметноДемонстрация умения развивающей проектировать предметно- среды на развивающую среду в соответствии производственн ой практике с содержанием деятельности детей Осуществление объективного квалификацион оценивания педагогического опыта ный экзамен по организации деятельности профессиональн классного руководителя на основе ому модулю; анализа профессиональной -зачет учебной и литературы производственн Осуществление анализа и ой объективного оценивания практике. образовательных и воспитательных технологий, используемых в деятельности классного руководителя Осуществление анализа и объективного оценивания деятельности классного руководителя 27 ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования Систематизация и обобщение результатов собственной деятельности в области классного руководства на основе самоанализа Демонстрация знания характеристических особенностей основных жанров педагогических разработок Демонстрация знания технических требований к оформлению педагогических разработок с учетом жанра Анализ содержания из различных информационных источников Структурирование содержания педагогических разработок с учетом жанра (отчет, реферат, выступление, стендовый доклад, сборник, буклет и др.) Оформление содержания педагогических разработок с учетом жанра и технических требований Самостоятельный выбор темы, проблемы, направления исследовательской и проектной деятельности в области начального образования Демонстрация активной позиции и оперативного включения в работу по реализации исследовательской и проектной деятельности в области начального образования Демонстрация способности организовывать на проектную деятельность учащихся начальной школы, родителей, социальных партнеров зачетная оценка в процессе защиты курсовой работы и/или ВКР (выпускной квалификацион ной работы) Зачетная оценка в процессе защиты курсовой работы и/или ВКР (выпускной квалификацион ной работы) 28