Приложение 4.29 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 44.02.02 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. В.07. ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 44.02.02 Преподавание в начальных классах Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 № 1353 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах» Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» учреждение Разработчики: Кузнецова М.Ф., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж». © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 4. КОНТРОЛЬ И ДИСЦИПЛИНЫ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ 11 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Основы учебно-исследовательской деятельности» относится к вариативной части общепрофессиональных дисциплин основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 44.02.02 «Преподавание в начальных классах». Применение данной программы направлено на формирование элементов основных видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих профессиональных компетенций (ПК): ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования. Учитель начальных классов должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Цель: подготовить студентов к научно-исследовательской работе в процессе обучения в колледже (выполнение реферативных, курсовых и выпускных квалификационных работ) и в будущей профессиональной деятельности (диагностика уровня обученности и воспитанности учащихся, обобщение передового и собственного опыта работы, разработка методических рекомендаций по тем или иным вопросам). Задачи: 1) вовлекать студентов в учебно-исследовательскую деятельность, способствующую формированию и развитию профессиональных компетенций и творческих способностей, необходимых для последующей работы в системе образования; 2) формировать представления студентов о методах организации и проведения опытнопоисковой работы; 3) развивать умения студентов, необходимые для проведения исследовательской работы и повышения качества подготовки специалистов. 4 Код ПК, ОК ОК 1 ОК 2. ОК 4. ОК 5. ОК 8. ОК 9. ПК 4.3. ПК 4.4. ПК 4.5. Умения Знания психолого планировать исследовательскую - методы педагогического исследования; работу; определять понятийный аппарат - содержание основных понятий и категорий научного поиска; исследования; требования к определять основополагающую исследовательской работе, к проблему, цель и задачи оформлению результатов исследования; исследования. осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; фиксировать и сохранять исследовательский материал; представить результаты исследования в установленной форме с использованием электронной презентации. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы учебной дисциплины Объем часов Объем образовательной программы 48 в том числе: теоретическое обучение лабораторные работы 18 практические занятия 14 курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) контрольная работа 0 0 Самостоятельная работа 16 Промежуточная аттестация в форме дифзачета 2 0 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы учебно–исследовательской деятельности» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Раздел 1. Наука и научное исследование Тема 1. Введение в Содержание учебного материала научное исследование Наука и научное познание. Виды наук. Планирование научного исследования. Этапы научного исследования. Раздел 2. Педагогическая наука Тема 2.1 Особенности Содержание учебного материала педагогического Выбор темы и определение проблемы. Актуальность педагогического исследования исследования. Компоненты актуальности. Формулировка темы, проблемы, целей и задач. Тема 2.2 Обзор Содержание учебного материала периодических Принципы подбора литературы по теме исследования. Особенности работы с педагогических изданий бумажными и электронными носителями. В том числе практических занятий 1. Представление статьи из периодических изданий по изучаемой специальности/теме исследования Самостоятельная работа обучающихся 1. Аннотирование специализированного педагогического журнала или газеты/ Представление профессиональных блогов и сообществ. Поиск е в сети Интернет материалов по теме проводимого исследования с помощью стандартных поисковых систем и с помощью сайтов научных библиотек и каталогов. Сравнение результатов поиска, описание различий. Раздел 3. Методы исследования психолого-педагогических проблем Тема 3.1 Методы Содержание учебного материала Объем в часах 2 2 2 6 2 2 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы ОК 1. ОК 9. ОК 1. ОК 2. ПК 4.5. ОК 1. ОК 2. ОК 4. ОК 5. ПК 4.3. ПК 4.5. 4 2 2 8 4 ОК 2. ОК 4. 6 Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования. Самостоятельная работа обучающихся 1.Разработка, проведение и обработка анкеты Тема 3.2 Методика Содержание учебного материала социометрии Сущность методики, целевые ориентиры и результаты. Социоматрица и социограмма. Интерпретация полученных данных. Самостоятельная работа обучающихся 1.Выполнение социоматрицы и социограммы Раздел 4. Технология учебно-исследовательской деятельности студентов Тема 4.1 Структура Содержание учебного материала исследовательской Структура, содержание и оформление исследовательской работы. Оформление работы студентов исследовательской работы: нумерация страниц и глав; порядок оформления таблиц, графического материала, формул. Филологическое сопровождение оформления научной работы. 2 Тема 4.2 Методология исследовательской работы студентов 4 2 2 учебноисследовательской деятельности Тема 4.2 Технология написания частей реферативной работы 1. 2. 3. 4. 5. 6. Содержание учебного материала Постановка целей и задач. Определение методологии исследования Самостоятельная работа обучающихся 1.Определение методологии исследования /заполнение индивидуального плана исследовательской деятельности Содержание учебного материала Структура учебного реферата. Критерии оценки учебного реферата. Оформление найденных интернет-материалов в соответствии с требованиями ГОСТ. В том числе практических занятий 1.Технология написания введения 2.Технология написания основной части 3.Технология написания заключения 4.Особенности оформления источников 5.Требование к презентации работы 6.Структура защитной речи Самостоятельная работа обучающихся 1.Написание введения. ОК 5. ПК 4.5. 2 4 2 2 26 2 2 20 12 2 2 2 2 2 2 8 2 ОК 4. ОК 5. ОК 8. ОК 9. ПК 4.3. ОК 2. ОК 4. ОК 5. ОК 9. ПК 4.3. ПК 4.4 ПК 4.5. ОК 1. ОК 2. ОК 4. ОК 5. ОК 8. ОК 9. ПК 4.3. ПК 4.4 ПК 4.5. 7 2.Написание параграфа 3.Оформление списка литературы. Работа с бумажными каталогами. Оформление ссылок на литературные источники. 4.Презентация реферативной работы (введение) Раздел 5. Организация исследовательской опытно-практической, опытно-экспериментальной и проектной работы студентов Тема 5.1 Особенности Содержание учебного материала написания курсовой Структура курсовой работы. Требования к оформлению и защите курсовой работы. работы Тема 5.2 Особенности Содержание учебного материала написания выпускной Структура выпускной квалификационной работы. Требования к оформлению и квалификационной защите выпускной квалификационной работы. Организация исследовательской работы выпускной квалификационной работы студентов Зачет Всего 2 2 2 4 2 2 2 2 ОК 2. ПК 4.3. ПК 4.4 ПК 4.3. ПК 4.4 ПК 4.5. 2 48 8 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники, учебнометодические рекомендации). Технические средства обучения: интерактивная доска и мультимедиапроектор. 3.2. Информационное обеспечение обучения 3.2.1. Печатные издания 1. Розанова, Н. М. Основы научных исследований. Учебно-практическое пособие. — М.: КноРус. 2020. - 328 с. - ISBN: 978-5-406-07660-6. - Текст: непосредственный. 3.2.2 Электронные издания 1. Байбородова, Л.В., Чернявская, А.П. Методология и методы научного исследования. Учебное пособие.— М.: Юрайт. 2018. - 222 с. - ISBN 978-5-87555-985-3. Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442531 (дата обращения: 31.04.2020). 2. Дрещинский, В. А. Методология научных исследований. Учебник для бакалавриата и магистратуры. — М.: Юрайт. 2019. - 274 с. - ISBN 978-5-534-07187-0. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442531 (дата обращения: 31.04.2020). 3. Дрещинский, В.А. Основы научных исследований. Учебник для СПО. — М.: Юрайт. 2019. - 274 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10329-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442531 (дата обращения: 31.04.2020). 4. http://yaca.yandex.ru/yca/cat/Science/Publications/Libraries_1/ –Каталог научных библиотек 5. http://library.vshu.kirov.ru – база данных IRBIS (каталог книг и статей), доступен в научной библиотеке ВятГГУ (К. Либкнехта, 89) 6. http://www.scintific.narod.ru – каталог научных ресурсов 7. http://list.mail.ru/10177/1/0_1_0_1.html каталог научных журналов 8. http://ecologysite.net/ –каталог экологических сайтов 9. http://ecoportal.ru/katal.php –тематический каталог ссылок по экологии 10. http://www.herzenlib.ru/ библиотека им. А.И. Герцена (г.Киров) 11. http://libkirov.ru – Электронная библиотека города Кирова 12. http://www.rsl.ru –Российская государственная библиотека 13. http://www.rasl.ru – библиотека Академии Наук 14. http://www.spbrc.nw.ru – Санкт-Петербургский научный центр РАН 15. http://www.lib.pu.ru/RU/ –Научная библиотека Санкт-Петербургского государственного университета 16. http://nbmgu.ru/ –Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова 17. http://www.elibrary.ru/defaultx.asp –Научная электронная библиотека 18. http://www.nlr.ru/ Российская –Национальная библиотека 19. http://www.benran.ru/el_jur.htm - Электронные научные журналы 3.2.3 Дополнительные источники 1. Борикова, Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. - М. 2002. – 96с. - ISBN 978-5-7695-7579-2.- Текст: непосредственный. 9 2. Бережнова, Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ. сред. учеб. заведений. – 5-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 128с. ISBN 5-7695-2919-9. - Текст: непосредственный. 3. Добреньков, В.И., Осипова Н.Г. Методология и методы научной работы: учебное пособие / В.И.Добреньков, Н.Г.Осипова. М.: изд. МГУ,2009. - 276с. - 978-5-98227-5998. - Текст: непосредственный. 4. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 208 с. - ISBN 5-7695-2146-5. - Текст: непосредственный. 5. Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ высш. учеб. заведений. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с. ISBN 5-7695-2711-0. - Текст: непосредственный. 6. Кузнецов, И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформления /И.Н.Кузнецов. М.,2006. - 460 с. - ISBN 5-94798-904-2. - Текст: непосредственный. 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины является зачет. Результаты обучения В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - методы психологопедагогического исследования; - содержание основных понятий и категорий научного поиска; - требования к исследовательской работе, к оформлению результатов исследования. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: планировать исследовательскую работу; определять понятийный аппарат исследования; определять основополагающую проблему, цель и задачи исследования; осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; фиксировать и сохранять исследовательский материал; представить результаты исследования в установленной форме с использованием электронной презентации. Критерии оценки Методы оценки - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу; - накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка; зачет: заполненный индивидуальный план исследовательской деятельности, написанное введение, презентация по введению, итоговая отметка за семестр, черновой вариант реферата. - устный опрос, - тестирование, контрольные работы, практические задания, - домашнее задание творческого характера. 11