Приложение 4.20 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 44.02.02 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.В.06 РЕЧЬ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ 44.02.02 Преподавание в начальных классах Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.В.06 «Речь и культура общения» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 № 1353 Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» Разработчик: Нагибина О.С., преподаватель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория. Неволина Н.А.., преподаватель русского языка и литературы, первая квалификационная категория. © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 6 12 14 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.В.06 РЕЧЬ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы Учебная дисциплина «Речь и культура общения» является частью общегуманитарного и социально-экономического цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах. Учебная дисциплина «Речь и культура общения» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по профессии/специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии: ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнёрами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий. ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Содержание программы учебной дисциплины «Речь и культура общения» направлено на достижение следующих целей: - совершенствование обще учебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических; - формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой); - совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях; - дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания. Учебная дисциплина как часть общегуманитарного и социально-экономического цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 4 44.02.02 Преподавание в начальных классах обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций. Код ПК, ОК ОК 1 ОК2 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ПК 4.4 Умения Знания - использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка; -обнаруживать и устранять ошибки и недочёты на всех уровнях структуры языка; -строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; - анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; - пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров. - основные составляющие языка, устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные аспекты устной и письменной речи, культуру речи; - основные фонетические единицы и средства языковой выразительности; - орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии; - лексические нормы; использование изобразительно-выразительных средств; - морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке; - основные единицы синтаксиса, русской пунктуации; - функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей; - специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи; - сферу функционирования публицистического стиля, жанровое разнообразие; - структуру текста, смысловую и композиционную целостность текста; - функционально-смысловые типы текстов. - языковые формулы официальных документов; - правила оформления документов; - основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной программы 111 в том числе: теоретическое обучение 36 лабораторные работы 0 практические занятия 38 курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) 0 контрольная работа 0 Самостоятельная работа 37 Промежуточная аттестация Текущая аттестация 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Речь и культура общения» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 1 2 Раздел 1. Культурные и коммуникативные свойства языка. Основные уровни языка. Культура речи. Тема 1.1 Содержание учебного материала Язык как 1.Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи. средство Правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. общения и Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. форма Основные единицы общения. Речевой автопортрет. существования 2.Литературно-языковые нормы современного русского литературного языка национальной Система норм русского литературного языка. Книжная и разговорная разновидности культуры. Язык литературного языка. Изменение словарного состава, орфоэпических норм, как система. грамматического строя языка. Специфика устной и письменной литературной речи. В том числе практических занятий 1.Построения речевых высказываний в устной и письменной форме, с учетом требований культуры речи. 2. Работа со словарями русского языка 3. Методика написания эссе. Самостоятельная работа обучающихся 1.Презентация «Устная и письменная речь» 2. Анализ текста и заполнение таблицы по определению специфики устной и письменной речи Тема1. 2. Содержание учебного материала Фонетика, 1.Фонетические единицы языка. Особенности русского ударения. орфоэпия. Фонетические единицы языка. Орфоэпия. Особенности русского ударения. Варианты Объем часов 3 99 15 2 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 1-2, ОК 4-9, ПК 4.4 2 6 2 2 2 5 2 3 12 2 ОК 1-2, ОК 4, 7 Тема 1.3. Лексика и фразеология Тема1. 4. Морфемика и словообразование русского литературного произношения. Орфоэпические нормы русского языка. В том числе практических занятий 1. Орфоэпические и акцентологические трудности русского литературного языка. 2. Произношение слова, определения ударения слове. 3. Нормы произношения слов во фразе. Самостоятельная работа обучающихся 1.Составление личного словарика «Пишу и говорю правильно». 2. Записать видео выразительно прочитанного текста по выбору студента Содержание учебного материала 1.Лексикология как учение о слове и словарном составе языка Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Виды лексических ошибок. 2.Лексическое значение слова. Многозначность слов (полисемия). Омонимы, их отличие от многозначных слов и роли в речи. Синонимы, антонимы, паронимы, их типы и функции в речи. Основные виды лексических ошибок. Неправильное словоупотребление, нарушение лексической сочетаемости слов. Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. 3.Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов. Фразеологизмы и их разновидности. Стилистические функции фразеологизмов. Фразеологические словари. Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. В том числе практических занятий 1.Выявление основных видов лексических ошибок. 2.Написание эссе по фразеологическому обороту. 3. Выявление тавтологии и плеоназма в устной и письменной речи. Самостоятельная работа обучающихся 1.Презентация: «Лексические и фразеологические ошибки в речи». 2. Составить алгоритм работы со словарем для обучающихся начальной школы 3. Письменный анализ текста Содержание учебного материала 1.Словообразование как раздел науки о языке, изучающий структуру слов и способы их образования. Морфема, типы морфем. Словообразовательные нормы. ОК 8-9 6 2 2 2 4 2 2 18 2 2 2 6 2 2 2 6 2 2 2 10 2 ОК 1-2, ОК4, ОК 8-9, ПК 4.4 ОК 1-2, ОК 4, ОК 8-9 8 Тема 1.5. Морфология. Тема 1.6. Синтаксис и пунктуация. 2.Стилистика словообразования. Ненормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка. Богатство словообразовательных моделей в русском языке. Стилистическое использование выразительных возможностей словообразования в творческих работах. В том числе практических занятий 1.Нормы словообразования. Самостоятельная работа обучающихся 1.Конспект «Словообразовательный анализ» 2. Творческая работа по теме «Выразительные возможности словообразования» Содержание учебного материала Стилистика самостоятельных частей речи. Род имён существительных, число имён существительных, падежи имени существительного, формы имени прилагательного, формы имени числительного, формы местоимений и глаголов. Стилистика служебных частей речи. Производные и непроизводные предлоги, частицы, употребление междометий. В том числе практических занятий 1.Ошибки на употребление форм слова в письменных работах студентов. 2. Нормативное употребление форм слова. 3. Употребление глаголов и глагольных форм в устной и письменной речи. Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить таблицу «Самостоятельные и служебные части речи» 2.Выписать из текстов художественной литературы примеры с употреблением производных предлогов Содержание учебного материала 1.Синтаксическая стилистика. Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого. Согласование определений. Согласование предложений. Управление. Причастный оборот. Деепричастный оборот. Отглагольные существительные. Предложения с однородными членами. 2.Стилистика сложного предложения. Сложносочинённое предложение. Сложноподчинённое предложение. В том числе практических занятий 2 2 2 4 2 2 14 2 2 6 2 2 2 4 2 2 ОК 1-2, ОК 4, ОК 8-9, ПК 4.4 12 2 2 ОК 2-1, ОК4, ОК 8-9, ПК 4.4 4 9 Тема1. 7. Нормы русского правописания. Тема1. 8. Текст: структурносмысловые признаки. Функциональные стили русского языка. 1.Конструирование текста в определенном стиле и жанре с уместным использованием заданных синтаксических структур. 2.Выразительные возможности русского синтаксиса. Самостоятельная работа обучающихся 1.Конспект по теме «Синтаксические фигуры» 2. Стилистический анализ текста Содержание учебного материала 1.Принципы русской орфографии, функции знаков препинания. Морфологический принцип русской орфографии. Фонетический принцип русской орфографии. Традиционный принцип русской орфографии. Знаки препинания, их функции. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. В том числе практических занятий 1. Орфографические и пунктуационные нормы в письменных работах студентов. 2.Виды синтаксических ошибок. Самостоятельная работа обучающихся 1.Конспект «Нормы русского правописания» Содержание учебного материала 1.Текст как речевое произведение. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. 2.Функциональные стили русского языка. Функции, стилевые черты, языковые особенности официально-делового, публицистического, научного, разговорного стилей. Особый статус языка художественной литературы. В том числе практических занятий 2 2 4 2 2 9 2 ОК 1-2, ОК 4-9, ПК 4.4 4 2 2 3 3 9 2 ОК 1, ОК 4, ОК 5, ПК 4.4. 2 2 10 1. Творческая работа по русскому языку и культуре речи. Самостоятельная работа обучающихся 1.Создание текстов в разных жанрах и стилях. Раздел 2. Культура общения. Речевой этикет. Тема 2.1 Содержание учебного материала Правила 1.Официально-деловой стиль речи. общения. Официально-деловой стиль: стилеобразующие факторы. Редактирование тестов данного Деловой этикет. стиля. Составление деловой документации. 2.Нормы речевого этикета в деловом общении. Деловая культура и этикет. Принципы делового общения. 3.Культура речи педагога. Требования к культуре речи учителя. В том числе практических занятий 1 Подготовки публичного выступления. Самостоятельная работа 1.Презентация «Культура речи педагога». 2. Тестирование на гугл-платформе Всего: 2 3 3 12 12 2 2 2 ОК 1-2, ОК 4-9, ПК 4.4 2 2 4 2 2 111 11 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Материально-техническое обеспечение Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и культура речи». Реализация программы дисциплины «Родная литература» требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники, учебно-методические рекомендации). Технические средства обучения: - мультимедийный проектор, компьютер. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы 3.2.1. Печатные издания 1.Русский язык и культура речи : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. — 12-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 320 с. ISBN 978-5-7695-9703-9- Текст: непосредственный. 3.2.2. Электронные издания 1.www.gramma.ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста). 2.www.krugosvet.ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет»). 3.www.school-collection.edu.ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»). 4.www.spravka.gramota.ru (сайт «Справочная служба русского языка»). 5. http://new.gramota.ru/spravka/ (Единое окно справочных служб русского языка). 6.http://gramota.ru/class/coach/ (Электронный учебник грамоты). 7.http://new.gramota.ru/spravka/punctum (Справочник по синтаксису и пунктуации). 8.http://new.gramota.ru/spravka/letters ( Письмовник). 9.http://www.oshibok-net.ru/ (просветительский проект). 10.http://slovari21.ru/ ( Словари XIX века). 3.2.3 Дополнительные источники 1. Голубева, А. В. Русский язык и культура речи : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Голубева ; под редакцией А. В. Голубевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 386 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-7623-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431711 (дата обращения: 11.01.2020) 2. Лекант, П. А. Русский язык : справочник для среднего профессионального образования / П. А. Лекант, Н. Б. Самсонов ; под редакцией П. А. Леканта. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 246 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06698-2. — Текст :электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452433 (дата обращения: 14.01.2020) 3. Русский язык и культура речи : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк, А. И. Дунев, В. А. Ефремов, Е. В. Сергеева ; под общей редакцией В. Д. Черняк. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 389 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00832-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/399262 (дата обращения: 11.01.2020) 4. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь : учебно-практическое пособие для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк [и др.] ; под общей 12 редакцией В. Д. Черняк. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 525 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03886-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450857 (дата обращения: 14.01.2020). 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, устного опроса, проверки самостоятельной работы. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Критерии оценки Методы оценки - использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка; Понятия и термины, правила, нормы фонетики, словообразования, лексики, орфографии, пунктуации, грамматики. Устный опрос, эссе, конструирование устных и письменных текстов. Оценка результатов самостоятельной работы. Подготовка публичного выступления. -строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; Продуцирование устных и Устный опрос, эссе, письменных текстов, нормы конструирование устных и речевого этикета. письменных текстов. Оценка результатов самостоятельной работы. Подготовка публичного выступления - анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; Понятия и термины, правила, нормы фонетики, словообразования, лексики, орфографии, пунктуации, грамматики. Устный опрос, эссе, конструирование устных и письменных текстов. Оценка результатов самостоятельной работы. Подготовка публичного выступления -обнаруживать и устранять ошибки и недочёты на всех уровнях структуры языка; Понятия и термины, правила, нормы фонетики, словообразования, лексики, орфографии, пунктуации, грамматики. Устный опрос, эссе, конструирование устных и письменных текстов. Оценка результатов самостоятельной работы. Подготовка публичного выступления. - пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебнонаучных жанров. - Использование словарей различных типов, ведение личного словаря. Продуцирование устных и письменных текстов, нормы речевого этикета. Устный опрос, эссе, конструирование устных и письменных текстов. Оценка результатов самостоятельной работы. Подготовка публичного выступления. Умения: Знания: 14 - основные составляющие языка, устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные аспекты устной и письменной речи, культуру речи; Требования к речи. Устный опрос, эссе, конструирование устных и письменных текстов. Оценка результатов самостоятельной работы. Подготовка публичного выступления. - понятие о нормах русского литературного языка; Нормы современного русского литературного языка. Устный опрос, эссе, конструирование устных и письменных текстов. Оценка результатов самостоятельной работы. Подготовка публичного выступления. - основные фонетические Лингвистические термины, Устный опрос, эссе, единицы и средства языковой выявление средств языковой конструирование устных и выразительности; выразительности в тексте. письменных текстов. Оценка результатов самостоятельной работы. Подготовка публичного выступления. - орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии; Орфоэпический и Устный опрос, эссе, орфографический минимум. конструирование устных и письменных текстов. Оценка результатов самостоятельной работы. Подготовка публичного выступления. - лексические нормы; использование изобразительновыразительных средств; Лингвистические термины, выявление изобразительновыразительных средств в тексте. Устный опрос, эссе, конструирование устных и письменных текстов. Оценка результатов самостоятельной работы. Подготовка публичного выступления. - морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке; Лингвистические термины, типы грамматических ошибок. Устный опрос, эссе, конструирование устных и письменных текстов. Оценка результатов самостоятельной работы. Подготовка публичного выступления. - основные единицы синтаксиса, русской пунктуации. Лингвистические термины, типы синтаксических и пунктуационных ошибок. Устный опрос, эссе, конструирование устных и письменных текстов. Оценка результатов самостоятельной работы. Подготовка публичного 15 выступления. - функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей; Лингвистические термины, характеристика стилей современного русского литературного языка. Устный опрос, эссе, конструирование устных и письменных текстов. Оценка результатов самостоятельной работы. Подготовка публичного выступления. - структуру текста, смысловую и композиционную целостность текста. Анализ и продуцирование текстов различных функциональных стилей и жанров. Устный опрос, эссе, конструирование устных и письменных текстов. Оценка результатов самостоятельной работы. Подготовка публичного выступления. - функционально-смысловые типы текстов. Анализ и продуцирование текстов различных типов. Устный опрос, эссе, конструирование устных и письменных текстов. Оценка результатов самостоятельной работы. Подготовка публичного выступления - специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи; Функционирование научного стиля литературного языка. Устный опрос, эссе, конструирование устных и письменных текстов. Оценка результатов самостоятельной работы. Подготовка публичного выступления - сферу функционирования публицистического стиля, жанровое разнообразие; Функционирование публицистического стиля литературного языка. Устный опрос, эссе, конструирование устных и письменных текстов. Оценка результатов самостоятельной работы. Подготовка публичного выступления - языковые формулы официальных документов; Составление деловых бумаг. Конструирование деловых бумаг. Оценка результатов самостоятельной работы. - правила оформления документов; Составление деловых бумаг. Конструирование деловых бумаг. Оценка результатов самостоятельной работы. - основные направления совершенствования навыков грамотного письма и Нормы современного русского литературного языка. Требования к речи Устный опрос, эссе, конструирование устных и письменных текстов. 16 говорения. учителя. Орфоэпический и орфографический минимум. Функции знаков препинания. Работа с источниками информации (справочники, словари, схемы, таблицы). Оценка результатов самостоятельной работы. Подготовка публичного выступления. 17