Приложение 4.17 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 44.02.02 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.03 ИСТОРИЯ 44.02.02 Преподавание в начальных классах Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.03 История разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 «Преподавание в начальных классах», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 г. № 1353. Организация-разработчик: образовательное учреждение педагогический колледж» Государственное автономное профессиональное Свердловской области «Свердловский областной Разработчик: Марченкова О.С., преподаватель © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.03 ИСТОРИЯ 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «История» является обязательной частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах». Учебная дисциплина «История» обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности «Преподавание в начальных классах». ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих. ПК1.1.Определять цели и задачи, планировать уроки. ПК1.2. Проводить уроки ПК1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения. ПК2.1.Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия. ПК2.2.Проводить внеурочные занятия ПК2.3.Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. ПК3.2.Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу. ПК3.3.Проводить внеклассные мероприятия. ПК3.4.Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий. ПК4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду. 4 ПК4.3.Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Содержание программы «История» направлено на достижение следующих целей: 1) формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности; 2) формирование понимания истории как процесса эволюции общества, цивилизации и истории как науки; 3) усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; 4) развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления; 5) формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество; 6) воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания: Код ПК, ОК ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ОК 10 ОК 11 ПК1.1. ПК1.2. ПК1.3. ПК2.1. ПК2.2. ПК2.3. ПК3.2. ПК3.3. ПК3.4. ПК4.2. ПК4.3. Умения ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социальноэкономических, политических и культурных проблем. осмыслять события и явления действительности в их уникальности и вместе с тем органической принадлежности к единому потоку исторического движения (прошлое-настоящеебудущее); соотносить процессы и события, происходившие на Урале, с процессами и событиями российской и мировой истории; находить причинноследственные связи между историческими событиями и явлениями; сравнивать различные исторические явления; Знания основных направлений развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущностей и причин локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.; основных процессов (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержания и назначения важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. воспитание чувства патриотизма, бережное отношения к наследию Урала основные периоды истории уральского края с древности до наших дней; об особенностях природногеографических условий Урала, их 5 анализировать события уральской истории, определять их значение для современных процессов в регионе; работать с картой, представлять место России и Урала в общемировом пространстве влияние этнические и социокультурные процессы; имена наиболее известных общественно-политических деятелей и деятелей науки и культуры, внесших вклад в развитие уральского региона и страны в целом; историю народов, населяющих Урал, особенности их культуры, религиозных верований; место Урала в контексте отечественной и мировой истории. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы учебной дисциплины Объем образовательной программы Объем часов 93 в том числе: теоретическое обучение лабораторные работы 62 практические занятия 12 курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) контрольная работа 0 0 Самостоятельная работа 19 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2 0 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем 1 Введение Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 2 Содержание учебного материала Предмет истории. Историческое знание и историческое познание. Концепции исторического развития. Периодизация истории. Входной контроль Раздел 1. СССР во второй половине ХХ века. Тема 1.1 Содержание учебного материала СССР в СССР во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг. Культура, наука, искусство в послевоенный СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг. Итоги ВОВ период Тема 1.2 Содержание учебного материала Н.С. Хрущев Социально-экономическое развитие СССР в 1950-х – середине 1960-х гг. Аграрная СССР в 1950реформа Н.С. Хрущева. Реформа промышленности Н.С. Хрущев. Внешняя политика 1960-е гг. СССР в 1950-х – середине 1960-х гг. Карибский кризис: хронология событий СССР, друзья и враги: поддержка просоветских режимов и противостояние капиталистическим странам. В том числе практических занятий 1. Семинар на тему «Оттепель» Хрущева. Культура, искусство, наука в СССР» Тема 1.3 Содержание учебного материала СССР в середине Л.И. Брежнев – биография и характеристика личности. Административная реформа 1960-х – начале Л.И. Брежнева. Аграрная реформа Л.И. Брежнева. Экономическая реформа Косыгина 1980-х гг. Культура и искусство в СССР в 1970-е гг. Содержание учебного материала Тема 1.4 Афганская война Афганистан на карте мира. Культурные и религиозные особенности афганского народа 1979-1989 гг. Этапы афганской войны: хронология событий. Итоги афганской войны: кто победил? Тема 1.5 Содержание учебного материала Коды компетенций, Объем формированию в которых часах способствует элемент программы 3 4 2 2 ОК 2, ОК 5 15 2 2 4 2 ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 OK 9 ПК1.1.-1.3. ПК2.1.-2.3. 2 2 2 2 2 2 5 7 Ю.В. Андропов – личность и политическая деятельность. Административная реформа Ю.В. Андропова. Попытки экономической реформы 1982 г. К.У. Черненко – личность и биография. Внешняя политика СССР в начале 1980-х гг. Культура в СССР в начале 1980-х гг. Самостоятельная работа обучающихся 1. Создание презентации по выбранному деятелю искусства, культуры, науки, спорта СССР, чья активность пришлась на период 1945-1985 гг. Раздел 2. От СССР к СНГ Тема 2.1 Содержание учебного материала Деятельность М.С. Горбачев – личность и политическая деятельность. «Перестройка»: лозунг и М.С. Горбачева практические шаги. Экономическая реформа и реформа промышленности. на посту главы Политика гласности. Внешняя политика СССР в годы перестройки СССР Тема 2.2 Содержание учебного материала Причины распада «Августовский путч» 1991 г. «Парад суверенитетов» 1989-1991 гг. СССР Силовые попытки удержания СССР от распада. Продовольственный кризис 1989 г. Тема 2.3 Содержание учебного материала От СССР к СНГ Союзный договор Горбачева и союзный договор Ельцина: общее и различия. Обострение межнациональных конфликтов в республиках СССР. Беловежские соглашения 1991 г. и последствия распада СССР. РСФСР в составе СНГ: население, промышленность, военный потенциал. Самостоятельная работа обучающихся 1. Письменный анализ интервью Б. Н. Ельцина о распаде СССР Тема 2.4 Содержание учебного материала Россия в 1991Б.Н. Ельцин: биография и политическая деятельность. Выборы 1991 г. 1993 гг. Реформа органов государственной власти 1993 г. Конституция 1993 г. В том числе практических занятий 1. Посещение «Музея Бориса Ельцина»: биография 2. Посещение «Музея Бориса Ельцина»: политическая деятельность Тема 2.5 Содержание учебного материала Экономическая Е.Т. Гайдар: биография и политическая деятельность. «Шоковая терапия» как реформа 1992 г экономическая концепция. Особенности применения модели «шоковой терапии» в РФ Приватизация и ее реализация в РФ. РФ в системе мировой экономики в начале 1990-х гг. Социальное напряжение и экономические условия жизни в РФ СССР в начале 1980-х гг. 2 3 3 24 2 2 2 2 5 2 ОК 1 ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 OK 9 ПК1.1.-1.3. ПК2.1.-2.3. ПК3.2.-ПК3.4. ПК4.2. ПК4.3. 3 3 6 2 4 2 2 2 2 8 Тема 2.6 Россия в 19931999 гг. Содержание учебного материала Многопартийность и новая политическая ситуация в стране. Выборы 1996 г. Государственная экономическая политика 1995 – 1998 гг. Экономический кризис 1998г. Отставка Б.Н. Ельцина Самостоятельная работа обучающихся 1. Создание презентации на тему: «Символы 90-х: малиновый пиджак, мерседес, доллар» Тема 2.7 Первая Содержание учебного материала чеченская война Чечня в составе СССР., депортация чеченцев 1944 – 1957 гг. Рост национального (1994 – 1996 гг.) самосознания во второй половине 1980-х гг. Общенациональный конгресс чеченского народа. Д. Дудаев. Конституционный кризис 1993 г. Новогодний штурм Грозного Операция по восстановлению конституционного порядка 1994 – 1996 гг. Содержание учебного материала Тема 2.8. Культура России Кризисные явления в культуре. Кинематограф: направления и жанр. Литература в 1990-е гг. Новые музыкальные направления Раздел 3. Россия в 2000-2012 гг. Содержание учебного материала Тема 3.1 В.В. Путин: путь к власти. Создание вертикали власти. Экономические реформы и Россия в 2000 – преобразования В.В. Путина. Оценки деятельности В.В. Путина на посту Президента 2008 гг. РФ. Терроризм в 2000-х гг. Тема 3.2 Содержание учебного материала «Вторая Вторжение боевиков в Дагестан. Контртеррористическая операция ВС РФ в 1999 – чеченская война» 2000 гг. Теракт в Грозном 9 мая 2004 г. Современная обстановка на Кавказе (1999 – 2009 гг.) Тема 3.3 Содержание учебного материала Организация Условия появления ООН. Устав ООН. Всеобщая декларация прав человека объединенных Структура ООН. Современные проблемы ООН наций В том числе практических занятий 1. Семинар на тему: «ООН, ОБСЕ и другие международные организации, их цели, состав и функции». Тема 3.4 Содержание учебного материала Россия в 2008Д.А. Медведев на посту Президента РФ. Реформы и преобразования в России в 20082012 гг.) 2012 гг. Оппозиционные выступления 2010 – 2012 гг. Президентские выборы 2012 г. Самостоятельная работа обучающихся 5 2 3 3 2 2 2 2 19 2 2 2 2 4 2 2 2 ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 OK 9 ПК1.1.-1.3. ПК2.1.-2.3. ПК3.2.-ПК3.4. ПК4.2. ПК4.3. 5 2 3 9 1. Создание презентации на тему: «Деятель культуры, искусства, науки, спорта России начала XXI века» Содержание учебного материала Предыстория конфликта. Причины грузино-югоосетинского конфликта. Нарастание напряженности в начале 2008 г. Планы и силы сторон. Ход боевых действий Итоги конфликта 3 Содержание учебного материала Арабо-израильское противостояние. Война НАТО против Югославии. «Арабская весна» 2011 г. и ее результаты. Афганистан в 1990-е – 2000-е гг. РФ в мировой политической системе: векторы развития внешней политики В том числе самостоятельная работа обучающихся 1. Эссе на тему: «Будущее России: возможные варианты развития» Раздел 4. История Урала Содержание учебного материала Тема 4.1 Источники и история изучения древнего Урала. Каменный и бронзовый века на Урале Начало Формирование коренных народов Урала. Духовная культура населения Урала Уральской Самостоятельная работа обучающихся истории 1. Создание кроссворда: «Мифы и верования коренных народов Урала» Содержание учебного материала Тема 4.2 Урал во второй половине 15-16 веков. Колонизация. Поход дружины Ермака в Сибирь Урал в Средние века Социальный состав населения Урала Тема 4.3 Содержание учебного материала Уральский Край в Земли западного Урала. Юго-западные, южные и восточные земли. Экономическое составе России в развитие Урала 17 веке Тема 4.4 Содержание учебного материала Промышленная Урал как центр горного дела и металлургии страны. Административная система модернизация Социальные конфликты. Образование, наука, культура Урала Тема 4.5 Содержание учебного материала 4 2 Тема 3.5 Вооруженный конфликт в Южной Осетии 2008 г Тема 3.6 Международные конфликты на рубеже XX – XXI веков 2 2 2 2 29 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 08 OK 09 ПК1.1.-1.3. ПК2.1.-2.3. ПК3.2.-ПК3.4. ПК4.2. ПК4.3. 4 10 Урал в Отечественной войне 1812 г. Развитие промышленности. Отмена крепостного права и развитие С/Х. Общественно-политическое движение на Урале. Образование, культура, наука и быт В том числе практических занятий 1. Семинар на тему: «Развитие образования науки и культуры на Урале в XVIII-XIX вв.» Содержание учебного материала Тема 4.6 Развитие Урала в Особенности первой Российской революции на Урале. Урал в период Первой начале 20 века Мировой войны. Быт и культура населения Урала в 20е годы Содержание учебного материала Начало трагедии Уральского крестьянства в 1928-1932 гг. Тема 4.7 Особенности взаимоотношений власти и крестьянства в 1935-39гг. Коллективизация Власть, репрессии, народ: историческая трагедия на Урале и Масштабы и проблемы индустриального роста индустриализация В том числе самостоятельная работа обучающихся 1. Создание презентации на тему: «Конструктивистская архитектура Урала» Тема 4.8 Содержание учебного материала Урал во Второй Накануне глобального военного конфликта. «Опорный край державы» 1941-1945 Мировой войне Все для фронта, все для победы. Наука и культура (1939-1945) Содержание учебного материала Тема 4.9 Уральский край в Промышленное развитие региона. Социальная сфера и рост социальных противоречий 1945-1990 гг. Перестройка на Урале. Образование, культура и наука на Урале Тема 4.10 Содержание учебного материала Урал в Создание Уральского Федерального округа. Социально-экономическое развитие современных регионов Урала. Политические предпочтения Уральцев. Культурное развитие Урала политических условиях Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета Всего Урал в 19 веке 2 2 2 5 2 2 3 3 2 2 2 2 2 2 2 93 11 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет Истории, оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами обучения (компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором). 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе. 3.2.1. Печатные издания 3.2.2. Электронные издания 1. Кириллов, В. В. История России : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Кириллов, М. А. Бравина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 565 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-08560-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451390 (дата обращения: 20.05.2020). 2. История России XX - начала XXI века : учебник для среднего профессионального образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 311 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13853-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467055 (дата обращения: 20.05.2020). 3. Князев, Е. А. История России. ХХ век : учебник для среднего профессионального образования / Е. А. Князев. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 234 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13336-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/457513 (дата обращения: 20.05.2020). 3.2.3. Дополнительные источники 1. Березовая, Л. Г. История отечественной культуры : учебник для среднего профессионального образования / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 452 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09078-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452831 (дата обращения: 20.05.2020). 2. Бугров К. Д. Соцгорода Большого Урала / К. Д. Бугров. – Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2018. – 472 с. - ISBN 978-5-7996-2490-3 – Текст непосредственный 3. История Урала с древнейших времен до наших дней: учебник для 10–11-х классов общеобразовательных учреждений / Под ред. И. С. Огоновской, Н. Н. Попова. Екатеринбург : Сократ, 2004. – 496 с. – ISBN 588664 – 163-7 – Текст электронный // URL: https://obuchalka.org/2014061178137/istoriya-urala-s-drevneishih-vremen-do-nashih-dnei-1011-klass-ogonovskaya-i-s-popov-n-n-2004.html: (дата обращения: 20.05.2020). 4. Сафонов, А. А. История: международные конфликты в XXI веке : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 299 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10213-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456469 (дата обращения: 20.05.2020). 5. Портал История.РФ [Электронный ресурс], - https://histrf.ru/ 6. Проект «100 главных документов российской истории» [Электронный ресурс] - http://doc.histrf.ru/ 7. Государственный центральный музей современной истории России [Электронный ресурс] – https://www.sovrhistory.ru/ 8. Архив Президентского центра Б.Н. Ельцина [Электронный ресурс] – https://yeltsin.ru/archive/ 9. Свердловский областной краеведческий музей [Электронный ресурс] – http://uole-museum.ru/ 10. Исторические источники на русском языке в Интернете (Коллекция ссылок Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова) [Электронный ресурс] – http://www.hist.msu.ru/ER/sources.htm 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также, выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины является дифференцированный зачет. Результаты обучения Знания: • основных направлений развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); • сущностей и причин локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.; • основных процессов (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; • назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; • роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; • содержания и назначения важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. • воспитание чувства патриотизма, бережное отношения к наследию Урала основные периоды истории уральского края с древности до наших дней; • об особенностях природно-географических условий Урала, их влияние этнические и социокультурные процессы; Критерии оценки Идентифицирует пройденный материал на географической карте. Ориентируется в деятельности международных организаций, причинах локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в., в процессах, происходящих в (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира. Демонстрирует чувство патриотизма, бережное отношения к наследию Урала основные периоды истории уральского края с древности до наших дней. Методы оценки письменный/устный опрос; тестирование; оценка результатов самостоятельной работы (докладов, презентаций эссе); задание на работу с географической картой; тесты на платформе Kahoots.com; тесты на платформе google.com/forms 14 • имена наиболее известных общественнополитических деятелей и деятелей науки и культуры, внесших вклад в развитие уральского региона и страны в целом; • историю народов, населяющих Урал, особенности их культуры, религиозных верований; • место Урала в контексте отечественной и мировой истории. Умения: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; • выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социальноэкономических, политических и культурных проблем. осмыслять события и явления действительности в их уникальности и вместе с тем органической принадлежности к единому потоку исторического движения (прошлое-настоящеебудущее); • соотносить процессы и события, происходившие на Урале, с процессами и событиями российской и мировой истории; • находить причинноследственные связи между историческими событиями и явлениями; • сравнивать различные исторические явления; • анализировать события уральской истории, определять их значение для современных процессов в регионе; • работать с картой, представлять место России и Урала в общемировом пространстве Соотносит процессы и события, происходившие на Урале, с процессами и событиями российской и мировой истории, а также с основными процессами (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира. Владеет техникой сравнительного анализа (сравнивает различные исторические явления). Устанавливает причинно-следственные связи между историческими событиями и явлениями. оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий, оценка заданий для самостоятельной работы 15