Приложение 4.16 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 44.02.02 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 02 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ 44.02.02 Преподавание в начальных классах Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 02 «Психология общения» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 «Преподавание в начальных классах», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 г. № 1353. Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» учреждение Разработчики: Плотникова Е.В., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж». © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 6 12 УЧЕБНОЙ 14 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Психология общения» относится к обязательной части дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 44.02.02 «Преподавание в начальных классах». Применение данной программы направлено на формирование элементов основных видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих общих компетенций (ОК): Учитель начальных классов должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих. Применение данной программы направлено на формирование элементов основных видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих профессиональных компетенций (ПК): ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки. ПК 1.2. Проводить уроки. ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения. ПК 1.4. Анализировать уроки. ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия. ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия. ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. 4 ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий. ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты. ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу. ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия. ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий. ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями учащихся при решении задач обучения и воспитания. ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями. ПК 3.8. Координировать деятельность работников образовательной организации, работающих с классом. 1.2 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины Основной целью изучения учебной дисциплины ОГСЭ.02 «Психология общения» является: выработка коммуникативных умений при организации различных видов деятельности на основе системы теоретических знаний по психологии общения как системно-интегративной деятельности. Задачи учебной дисциплины: 1) формирование у студентов представлений об общении как форме человеческой деятельности и основных составляющих процесса общения; 2) развитие способности к взаимодействию с окружающими, выявление приемов, способствующих развитию контактов и взаимодействий; 3) выработка умений поддержания общения и психологической стимуляции активности партнера; 4) овладение умением прогнозирования возможных путей развития коммуникативных ситуаций; 5) развитие умения выбора жестов, поз и ритма своего поведения, адекватных ситуации общения; 6) овладение элементами психотехники; 7) овладение навыками эмоционально-волевой саморегуляции и самосовершенствования в искусстве коммуникативной самоорганизации. Код Умения Знания ПК, ОК ОК 1-11 применять техники и приемы -взаимосвязь общения и деятельности; ПК 1.1. -цели, функции, виды и уровни общения; эффективного общения в ПК 1.2. профессиональной деятельности; - роли и ролевые ожидания в общении; ПК 1.3. -виды социальных взаимодействий; использовать приемы ПК 1.4. - механизмы взаимопонимания в саморегуляции поведения в ПК 2.1. общении; процессе межличностного ПК 2.2. - техники и приемы общения, общения. ПК 2.3. - правила слушания, ведения беседы, ПК 2.4. убеждения; ПК 3.1. – - этические принципы общения; 3.8 - источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы учебной дисциплины Объем часов Объем образовательной программы 63 в том числе: теоретическое обучение 24 практические занятия 30 курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) 0 Самостоятельная работа 9 Промежуточная аттестация в форме зачета текущая 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ. 02. Психология общения Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Раздел 1. Социально-психологическая характеристика процесса общения Тема 1.1 Общение Содержание учебного материала как вид Основные подходы к понятию «общение» в психологии. Общение как социальная деятельности потребность. Категории «общение», «личность», «деятельность», их взаимосвязь в психологии. Обусловленность общения потребностями совместной деятельности Цели общения. Структура общения. Тема 1.2 Методы Содержание учебного материала исследования Тест «Оценка коммуникабельности», тест «Уровень коммуникативного контроля». общения Особенности работы с тестом. В том числе практических занятий 1.Выполнение теста, интерпретация результатов исследования Тема 1.3 Функции Содержание учебного материала профессионального Полифункциональная природа общения. Функции: информационная, ценностнообщения. ориентационная, регулятивно-координационная, аффективно-коммуникативная, прагматическая, формирующая, подтверждающая, межличностная, внутриличностная. Характеристика функций общения. Самостоятельная работа обучающихся 1.Сочинение-эссе: «Расширять свои знания можно лишь тогда, когда смотришь в глаза своему незнанию» К.Д. Ушинский. Раздел 2. Типология общения Тема 2.1 Содержание учебного материала Классификация Основные виды общения: непосредственное, опосредованное, массовое, межличностное, общения межперсональное, ролевое. Их характеристика. Роли и ролевые ожидания в общении Прямое и косвенное общение. Прямое общение как непосредственный контакт человека с человеком. Пространственно-временная дистанция между партнерами в косвенном, Объем часов 7 2 2 2 2 2 3 2 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы ОК 1 ОК 9. ОК 11. ОК 2. ОК 8. ПК 2.2. ОК 4. ОК 8. 1 1 8 2 2 ОК 9. ПК 2.1 ПК 2.2 . 7 опосредованном общении. Основные виды делового общения. Формальное и неформальное взаимодействие человека с человеком. Типы межличностного общения: императивное, манипулятивное, диалогическое. Сходства и различия типов общения. Тема 2.2 Содержание учебного материала Уровни общения Уровни общения (примитивный, манипулятивный, стандартизированный, конвенциональный, игровой, деловой, духовный). В том числе практических занятий 1.Представить характеристику уровней общения с примерами из художественной литературы. Тема 2.3 Содержание учебного материала Манипуляции в Понятие «манипуляция». Признаки манипулятора. Простые и сложные манипуляции. общении Виды сложных манипуляций. Типы манипуляторов. Способы психологической защиты от манипулирования. Самостоятельная работа обучающихся 1.Работа с дополнительными источниками – электронными учебными пособиями. Аннотация на раздел «типы манипуляторов» книги Э. Шострома «Анти-Карнеги или человек-манипулятор». Раздел 3. Коммуникативный блок общения Тема 3.1 Содержание учебного материала Характеристика Общение и коммуникация: сходное и особенное. Общение как обмен и передача коммуникативной информации. Обратная связь в общении. Виды обратной связи. Виды коммуникативных стороны общения барьеров. Авторитарная и диалогическая коммуникации. Тема 3.2. Содержание учебного материала Вербальная Виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо. Виды вопросов, их коммуникация характеристика В том числе практических занятий 1.Ролевая игра «Земляне и инопланетяне». Тема 3.3. Содержание учебного материала Невербальные Кинесика: понятие и характеристика. Экспрессивно-выразительные движения мимика, средства общения жесты, поза, походка). Визуальный контакт. Культурные различия в использовании движений. Параязык: понятие, голосовые характеристики, вокальные помехи. Такессика как наука. Проксемика: понятие и характеристика. Дистанции в общении. В том числе практических занятий 2 ОК 4. ОК 6. 2 2 4 2 ОК 4. ОК 11. 2 2 12 2 2 2 ОК 2 ОК 7 ПК 3.8 ПК 3.3 ПК 3.6 2 2 4 ПК 3.1 2 ПК 2.3 8 1.Представить виды невербальных средств в общении. 2.Невербальное поведение в ситуациях общения (Ролевая игра «Таможня»). Самостоятельная работа обучающихся 1.Дать характеристику собственного невербального поведения. 2.Подготовить презентации по невербальным средствам общения. Тема 3.4. Содержание учебного материала Мимика как Виды эмоций. Шкала тонов. Эмоциональные состояния в ситуациях общения. средство передачи В том числе практических занятий эмоций Проявление эмоций в ситуациях межличностного общения. Тема 3.5. Содержание учебного материала Методы Тест «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей». исследования В том числе практических занятий общения 1.Анализ результатов исследования коммуникативных и организаторских склонностей. Составление программы коммуникативного развития. Раздел 4. Перцептивный блок общения Тема 4.1 Содержание учебного материала Характеристика Восприятие и познание людьми друг друга. Понятие социальной перцепции. Механизмы перцептивной социальной перцепции. Факторы, влияющие на возникновение и развитие аттракции. стороны общения Тема 4.2 Содержание учебного материала Механизмы Механизмы взаимопонимания: идентификация, эмпатия, аттракция, социальная рефлексия, социальной каузальная атрибуция, стереотипизация. Стереотип ожидания. перцепции В том числе практических занятий 1.Эффекты социальной перцепции. Педагогические стереотипы. Тема 4.3 Содержание учебного материала Диагностика Понятие эмпатии. Диагностика способности к эмпатии (опросник А. Мехрабиена и Н. способности к Эпштейна). эмпатии В том числе практических занятий Выполнение задания, интерпретация результатов исследования (опросник А. Мехрабиена и Н. Эпштейна). Тема 4.4 Содержание учебного материала Приемы узнавания Гуманистическая концепция К. Роджерса как основа понимания и принятия себя и другого и принятия мира человека другого человека. 1 1 2 1 1 2 2 2 2 ОК 5 ОК 8 ОК 8 ПК 3.3 ОК 1 ОК 8 2 2 10 2 2 ПК 1.2 ПК 3.1 2 ПК 3.1 ПК 3.7 2 2 2 ОК 4 ПК 3.4 2 2 2 2 ОК 11 9 Тема 4.5 Содержание учебного материала Механизмы Механизмы заражения, подражания, внушения, убеждения, их значение в процессе заражения, общения подражания, внушения, убеждения, их значение в процессе общения. Раздел 5. Интерактивный блок общения Тема 5.1 Содержание учебного материала Характеристика Общение как взаимодействие. Организация совместной деятельности. Виды социальных интерактивной взаимодействий. Социальные мотивы. стороны общения Тема 5.2 Содержание учебного материала СоциальноПонятие «конфликт» и «конфликтная ситуация». Источники, причины конфликтов в психологическая общении. Виды конфликтов: внутренние и внешние, межличностные и групповые, характеристика социальные, потенциальные и актуальные, прямые и опосредованные, конструктивные и конфликта деструктивные, вертикальные и горизонтальные, предметные и личностные, ролевые, мотивационные. Структура, динамика, стадии протекания конфликта. Профилактика конфликта. В том числе практических занятий 1.Рассмотреть социально-психологическую характеристику конфликта. Тема 5. 3 Содержание учебного материала Определение уровня Стратегии поведения во взаимодействии: сотрудничество, одностороннее принятие, конфликтности уклонение от взаимодействия, одностороннее противодействие, противоборство, личности компромиссное взаимодействие. В том числе практических занятий 1.Метод исследования типов поведения личности в конфликтных ситуациях (тест К. Томаса). Самостоятельная работа обучающихся 1.Работа с дополнительными источниками информации. Аннотация на 1, 2 главу из книги Н. Гришиной «Психология конфликта». Тема 5.4 Содержание учебного материала Способы Виды и способы разрешения конфликтов. Технологии разрешения педагогических 2 2 12 2 2 4 2 2 2 4 ОК 9 ПК 3.3 ПК 3.6 ПК 3.8 ОК 3 ПК 2.2 ПК.3.8 ОК 6 ОК 11 ПК 3.6 ОК 11 ПК 2.2 ПК 3.3 2 2 2 2 ОК 4 2 ОК 3 ПК 2.2 10 конфликтов. разрешения и предупреждения В том числе практических занятий конфликтных 1.Анализ конфликтных ситуаций. ситуаций Раздел 6. Оптимизация процесса общения Тема 6.1 Содержание учебного материала Этические Характеристика понятий «Этика общения», и «культура общения». Характеристика принципы общения способов овладения культурой общения. Принципы профессиональной этики общения: сохранение достоинства партнера по общению, право партнера на ошибку и возможность ее исправления, толерантность, доверие к людям. Влияние общения на развитие и изменение аксиологического, потенциала человека. Нормы этического поведения личности. Нравственные эталоны и образцы поведения. Этический кодекс педагога. Этика и культура педагогического общения. Самостоятельная работа обучающихся 1.Составление этического кодекса педагога. Тема 6.2 Содержание учебного материала Диагностика Ценности общения. Диагностика ценностей. Профессиональные ценности. Терминальные профессиональных и инструментальные ценности. Классификация ценностей. ценностей В том числе практических занятий 1.Методика М. Рокича. Ранжирование ценностей. Тема 6.3 Содержание учебного материала Способы развития Понятие коммуникативной компетентности. Правила ведения беседы. коммуникативной Активные методы повышения коммуникативной компетентности: Публичное компетентности выступление: понятие, этапы. Групповые методы развития педагогической интуиции. В том числе практических занятий 1.Особенности публичного выступления Тема 6.4 Содержание учебного материала Развитие навыков Понятие саморегуляции. Приемы саморегуляции поведения в процессе общения. саморегуляции поведения в процессе общения Тема 6.5 Содержание учебного материала Техники Техники и приемы эффективного общения: техники для выявления скрытых мотивов и эффективного интересов собеседников, техники слушания; техники установления контакта; техники ПК 3.8 2 2 14 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 ОК 4 ОК 11 ПК 3.6 ПК 3.8 ОК 3 ОК 11 ОК 2 ОК5 ОК 8 ПК 4.3 ОК 8 ОК 9 ОК 10 ОК 6 ОК 7 ОК11 11 общения в группе Зачет поведения в ситуации конфликта; техники влияния и противодействия; приемы усиления обаяния (фасцинация). В том числе практических занятий Техники слушания 2 2 2 ПК 1.2 ПК 3.3 ПК 1.2 ПК 3.3 12 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы учебной дисциплины ОГСЭ. 02 Психология общения требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета: столы учебные и стулья по количеству студентов, рабочее место преподавателя (стол, стул), учебная доска. Учебно-методический комплекс: УМК учебной дисциплины, раздаточный материал к практическим работам, структурно-логические схемы, набор аудио-касет, электронные презентации учебных занятий. Технические средства обучения: персональный компьютер с выходом в Интернет, интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением, мультимедийный проектор. 3.2 Информационное обеспечение обучения 3.2.1. Печатные издания 1. Волкова А. И. Психология общения. – М.: «Феникс». 2017. – 510 с. – Текст: непосредственный. 2. Мириманова М. С. Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2016. – 320 с. Текст: непосредственный. 3. Леонтьев А. А. Психология общения. – М.: «Смысл», 2017. – 365 с. Текст: непосредственный. 4. Лобанов А. А. Основы профессионально-педагогического общения.– М.: «Академия», 2019. – 192 с. Текст: непосредственный. 5. Чернова Г.Р., Слотина Т.В. Психология общения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2017. – 240 с. Текст: непосредственный. 3.2.2 Электронные издания 1. Психология общения: учебное пособие для СПО /Н.И. Леонов. – 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт. 2020. – 193 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-10329-8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455694 (дата обращения: 11.01.2020). 2. Чернова Г.Р. Конфликтология: учебное пособие для СПО /Г.Р. Чернова, М.В., Сергеева А.А. Беляева. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт. 2020. – 203 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10104-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. 3. Этика и психология делового общения: учебное пособие для среднего профессионального образования/ В.В. Собольников, Н.А. Костенко; под ред. В.В. Собольникова. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт. 2020. – 202 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06957-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455243 (дата обращения: 11.01.2020). 4. http://www.elibrary.ru/defaultx.asp –Научная электронная библиотека 3.2.3 Дополнительные источники: 1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: «Аспект Пресс», 2009. – 376 с. Текст: непосредственный. 2. Бодалев А. А. Психология общения. – М.: «Институт практической психологии», – Воронеж: «МОДЭК», 2007. – 256 с. Текст: непосредственный. 3. Бодалев А. А. Психология общения. – М.: «Институт практической психологии», – Воронеж: «МОДЭК», 2006. – 256 с. Текст: непосредственный. 13 4. Деловая культура и психология общения: учебник для нач. проф. образования / под.ред. Г. М. Шалимовой. – М.: «Академия», 2009. – 192 с. Текст: непосредственный. 6. Добрович А. Б. Общение: наука и искусство.– М.: Яуза, 2007. – 254 с. Текст: непосредственный. 5. Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общенения.– М.: «Смысл», «Академический проект», 2009. – 279 с. Текст: непосредственный. 6. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. /И. А. Колесникова, под. ред. В. А. Сластенина. – М.: «Академия». 2008. – 336 с. Текст: непосредственный. 7. Социальная психология. / П. С. Самыгин, С. И. Самыгин, Е. П. Ларькова.– Ростов н/Д.: «Феникс», 2009. – 345с. Текст: непосредственный. 7. Хасан Б. И., П. А. Сергоманов. Психология конфликта и переговоры: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2004. – 192 с. Текст: непосредственный. 14 8. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований. Результаты обучения В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; владеть умением прогнозирования возможных путей развития коммуникативных ситуаций; осуществлять выбор жестов, поз и ритма своего поведения, адекватных ситуации общения; Критерии оценки Методы оценки Применяет теоретическое знание через решение ситуационных задач. Владеет приемами эффективного общения. Определяет проблемы в ситуации общения и анализирует причины их возникновения. Предлагает оптимальные способы решения проблем Демонстрирует способы невербального поведения согласно заданной ситуации Супервизия владеть способами разрешения Демонстрирует оптимальную конфликтов; стратегию поведения при разрешении конфликтов использовать приемы Владеет приемами саморегуляции поведения в саморегуляции поведения. процессе межличностного общения; проявлять способность к Владеет методами социальносамопознания и рефлексии профессиональному саморазвитию В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: взаимосвязь общения и Анализирует закономерности деятельности; общения цели, функции, виды и уровни Вычленяет факты о общения; закономерностях общения роли и ролевые ожидания в Владеет содержанием темы общении; виды социальных Знает виды социальных взаимодействий; взаимодействий механизмы взаимопонимания Оперирует основными в общении; понятиями Анализ социальнопсихологической ситуации. Решение ситуационных задач. Контрольная работа. Анализ социальнопсихологической ситуации Тренинг Анализ социальнопсихологической ситуации Эссе Рефлексия ответа Тестирование Контрольная работа Тестирование Контрольная работа Тестирование 15 техники и приемы общения, правила слушания; правила ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. Знает техники слушания Знает основные правила ведения беседы Вычленяет этические принципы Адекватно оперирует понятиями, владеет содержанием понятий. Анализ ситуационных задач Тестирование Анализ ситуационных задач Контрольная работа 16