ОУД.07 РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Приложение 4.7
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 44.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 07. РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Родная литература»
разработана на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины
«Русский язык и литература. Литература» для профессиональных образовательных
организаций,
рекомендованных
Федеральным
государственным
автономным
учреждением «Федеральный институт развития образования» (2015), в соответствии с
Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).

Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное
Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж»

учреждение

Разработчики:
Волкова Е.В., преподаватель первой квалификационной категории
Неволина Н.А.., преподаватель первой квалификационной категории

©

ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

14

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.07. «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «Родная литература» входит в предметную область «Родной
язык и родная литература», является частью общеобразовательного цикла основной
профессиональной образовательной программы по специальности 44.02.02 Преподавание
в начальных классах.
Освоение содержания учебной дисциплины «Родная литература» обеспечивает
достижение студентами следующих предметных результатов:

устойчивым интересом к чтению как средству познания других культур,
уважительного отношения к ним;

навыками различных видов анализа литературных произведений;

навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной
речью;

умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;

умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;

знаниями в содержании произведений русской, родной и мировой
классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния
на формирование национальной и мировой культуры;

умениями учитывать исторический, историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

способностью выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и
письменных высказываниях;

навыками анализа художественных произведений с учетом их жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;

представлениями о системе стилей языка художественной литературы.
Учебная дисциплина «Родная литература» является обязательной частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС СОО.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих
УУД (универсальных учебных действий):
личностных:
Л1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
Л2. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Л3. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
Л4. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
4

Л5. эстетическое отношение к миру;
Л6. совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание
чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской
литературе, культурам других народов;
Л7. использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных):
П1. умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
П2. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной.
Р1. умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать
ее, определять сферу своих интересов;
К1. умение работать с разными источниками информации, находить ее,
анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание программы учебной дисциплины «Родная литература» направлено на
достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания,
гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям
отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств,
культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской
позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса;
образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей
учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи
учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного
произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности
с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных
типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в
сети Интернет.
Объектами и задачами учебной дисциплины «Родная литература» является:
- культурные и литературные традиции родного края, жизнь и творчество
писателей-земляков;
- духовный, нравственный и эстетический потенциал произведений писателей и
поэтов Урала;
-анализ различных видов текстов;
- исследовательская деятельность обучающихся, основанная на фактах жизни и
творчества уральских писателей и поэтов;
- работа с архивными материалами, источниками СМИ и Интернет-ресурсами;
- взаимодействие с музеями и библиотеками.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания:

5

Учебная дисциплина «Родная литература» как часть основной профессиональной
образовательной программы для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных
классах направлена на развитие универсальных учебных действий.
УУД
Личностные
Л1, Л2, Л3, Л4, Л5,
Л6, Л7, Л8.
Познавательные:
П1, П2.
Регулятивные:
Р1
Коммуникативные:
К1.

Умения
сформированность
устойчивого
интереса к чтению как средству
познания
других
культур,
уважительного отношения к ним;
- сформированность навыков различных
видов
анализа
литературных
произведений;
- владение навыками самоанализа и
самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
- владение умением анализировать текст
с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной
информации;
- владение умением представлять
тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций,
рефератов,
сочинений
различных жанров;
- сформированность умений учитывать
исторический,
историко-культурный
контекст
и
контекст
творчества
писателя
в
процессе
анализа
художественного произведения;
способность
выявлять
в
художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к
ним в развернутых аргументированных
устных и письменных высказываниях;
владение
навыками
анализа
художественных произведений с учетом
их
жанрово-родовой
специфики;
осознание художественной картины
жизни, созданной в литературном
произведении,
в
единстве
эмоционального
личностного
восприятия
и
интеллектуального
понимания;

Знания
- знание содержания
произведений русской,
родной классической
литературы, их
историко-культурного и
нравственноценностного влияния на
формирование
национальной и
мировой культуры;
- сформированность
представлений о
системе стилей языка
художественной
литературы.

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины
Объем образовательной программы

Объем
часов
48

в том числе:
теоретическое обучение

12

лабораторные работы

-

практические занятия

20

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)

-

контрольная работа

-

Самостоятельная работа

16

Промежуточная аттестация - текущая отметка

-

7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем
1 СЕМЕСТР
Тема 1.
Уральский
фольклор

Тема 2.
Литература
Урала в ХIХ
веке

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

Содержание учебного материала
Зарождение литературной жизни на Урале.
Зарождение фольклористики на Урале. Скоморошество. Былины и песни Кирилла
Данилова из Нижнего Тагила. Народная афористика: сборник пословиц В.Н. Татищева.
Жанры лирических и исторических песен: свадебные, календарные, рекрутские песни.
Предания рабочих заводов Урала. Книжность на Урале в ХV-ХVI веках. Вклад
Строгановых в литературное развитие Урала. Летописание на Урале в ХVII веке.
Литературная деятельность церковных писателей - архиепископа Нектария и Игнатия
Римского-Корсакова. Старообрядческая словесность на Урале в ХVIII веке.
В том числе практических занятий
1. Уральский фольклор: предания, легенды, исторические и лирические песни
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовить сообщение на тему «Уральские предания и легенды; «Уральские
исторические и лирические песни».
Содержание учебного материала
Литература Урала первой трети ХIХ веке: пушкинские традиции, образ декабристаромантика и поэта-гражданина, всплеск эпиграммной лирики. Сведения из биографии
Ф.М. Решетникова. Отражения традиций натуральной школы в творчестве писателя.
Новаторство в жанре «рабочего романа».
Сведения из биографии Д.Н. Мамина-Сибиряка. «Аленушкины сказки»: жанровое
своеобразие, проблематика и тематические особенности сюжетных линий сборника.
Природа глазами писателя. Образ великой уральской реки – Чусовой. Дружба писателя
с художником А.К. Денисовым-Уральским.
В том числе практических занятий
1. Д.Н. Мамин-Сибиряк, «Приваловские миллионы»

Объем в
часах

48
4

УУД,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
Л 1-7, П1,2, Р1,К1

2

2
2
1
1
4

Л 1-7, П1,2, Р1,К1

2

2
2
8

Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовить сообщение на тему «История создания романа «Д.Н. Мамина-Сибиряка
«Приваловские миллионы».
Тема 3.
Содержание учебного материала
Литература
1. Литературная жизнь Урала в ХХ веке
Урала ХХ века Культурные и политические предпосылки к развитию литературной жизни на Урале в
ХХ веке. Урал индустриальный.
Василий Каменский – поэт-футурист. Дружба с В.Маяковским, В.Хлебниковым,
Д.Бурлюком. Интерес поэта к историческому прошлому страны. Поэмы «Степан
Разин», «Емельян Пугачёв», «Иван Болотников» как изображение мощи национального
характера. Образ национального героя Степана Разина в одноимённой поэме. Стихи
«Чурлю-журль», «Маяковский», «Сарынь на кичку», «Пожар».
Уральские поэты-фронтовики: Гражданско-патриотическая лирика С.Щипачёва,
Н.Куштума, Мусы Джалиля и других авторов. Тема Родины и памяти в стихотворениях
уральских поэтов-фронтовиков.
2. Уральские сказители: Т.С. Беляев, П.М. Кудряшов, П.П. Бажов
Жанровые и композиционные особенности сказовой прозы.
Сведения из биографии писателей. Новаторство Бажова-сказителя.
Т.С. Беляев, «Куз-Курпяч: Башкирская повесть, написанная на башкирском языке
одним курайчем и переведенная на российский в долинах гор Рифейских», 1809г.
П.М. Кудряшев, «Прощание башкирца с милой».
3. Поэзия уральских «шестидесятников»: Б.А. Ручьев, Л.К. Татьяничева,
К.А.Некрасова, А.Л. Решетов, Ф.И. Васильев, М.П. Никулина, Э.И. Бояршинова и
др.
Борис Ручьев. Сведения из биографии. Предвоенная поэзия: Б.Ручьёв. Судьба поэта –
строителя Магнитки. Сила духа, человеческая надёжность и неколебимая верность в
стихах поэта.
Стихи «Песня в брезентовой палатке», «Правда в песне, чтоб мать не знала…».
Послевоенная поэзия: Л.Татьяничева и К.Некрасова. Творческая судьба поэтесс и
особенности их поэзии. Образ Урала в лирических стихах Л.Татьяничевой и
К.Некрасовой.
Л.Татьяничева: стихи «Урал», «Ей приснилось, что она - Россия», « Ребята осенней
ночью…», и др.; К.Некрасова : стихи «Урал», «Дела наши, что сделаны нами…»,
«Песня» и др.

1
1
14

Л 1-7, П1,2, Р1,К1

2

2

2

9

Тема 4.
Детская
литература
Урала

Тема 5.
Уральская
литература
рубежа

Практические занятия
1. Анализ сказов П.П.Бажова
2. Тема войны глазами Эдуарда Асадова
3. Образ времени в произведениях В.П. Астафьева
4. Литература народов Урала
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовить сообщение на тему «Мой любимый сказ П.П. Бажова».
2. Подготовить презентацию по жизни и творчеству одного из уральских поэтовшестидесятников.
3. Выучить наизусть стихотворение Э. Асадова (на выбор).
4. Подготовить презентацию по жизни и творчеству одного из писателей народов
Урала.
Содержание учебного материала
1. Подростки середины ХХ века в уральской литературе: И.И. Ликстанов, Б.А.
Путилов, В.Ф. Валеев, Г.Ф. Дробиз
Особенности изображения мира с точки зрения ребёнка в уральской литературе
середины ХХ века. Взаимоотношения взрослых и детей. Любовь к ближнему. Характер
героев, авторское отношение к ним.
Сведения из биографии писателей (обзор).
И.И. Ликстанов, «Малышок».
Б.А. Путилов, «Сокрушение Лехи Быкова.
В.Ф. Валеев, «Фининспектор и дедушка».
Г.Ф. Дробиз, «Мальчик: фрагменты жизни».
Практические занятия
1. Творчество Владислава Крапивина
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовить сообщение на тему «Особенности отражения подросткового мира в
уральской литературе».
2. Создать буктрейлер (спойлер) по одному из произведений В. Крапивина.
Содержание учебного материала
Практические занятия
1. Поэзия на рубеже веков: В.О. Кальпиди, Ю.В. Казарин, Б.Б. Рыжий, В.В. Шихов и
др.

8
2
2
2
2
5
1
1
2
1
4

Л 1-7, П1,2, Р1,К1

2

2
2
3
1
2
Л 1-7, П1,2, Р1,К1
6
2

10

тысячелетий

2. Современная драматургия Урала: пьесы Николая Коляды
3. Урал глазами современных писателей: А.В. Иванов,А.Б. Сальников, И. Сахновский,
Б. Телков, Р. Сенчин и др.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Выучить наизусть одно из стихотворений уральских поэтов рубежа тысячелетий.
2. Написать рецензию на одну из пьес Н. Коляды.
3. Провести интернет-обзор современной уральской литературы и составить
рекомендации к просмотру/прочтению фильмов и книг.

2
2
2

2
2

Итоговая аттестация: текущая оценка
ВСЕГО

48 ч.

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Литературы и методики преподавания литературы», оснащенный
оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по
числу обучающихся), шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и
др.; техническими средствами обучения (компьютером, средствами аудиовизуализации,
мультимедийным проектором).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. История литературы Урала. XIX век: в 2 кн. / Под ред. проф. Е. К. Созиной. Кн.
2. — М.: Издательский Дом ЯСК, 2020. — 776 с.: ил. — (Вклейка после с. 824.) ISBN 9785-907290-25-9. – Текст: непосредственный.
3.2.2. Электронные издания
1.
История русской литературы XX-XXI веков : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / В. А. Мескин [и др.] ; под общей редакцией В.
А. Мескина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 411 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-01425-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/452679 (дата обращения: 07.04.2020).
2.
Красовский, В. Е. Литература : учебное пособие для среднего
профессионального образования / В. Е. Красовский, А. В. Леденев ; под общей редакцией
В. Е. Красовского. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 650 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11359-4. — Текст : электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448571 (дата обращения: 07.04.2020).
3.
http://library.vshu.kirov.ru – база данных IRBIS (каталог книг и статей),
доступен в научной библиотеке ВятГГУ (К. Либкнехта, 89)
4.
http://www.herzenlib.ru/ библиотека им. А.И. Герцена (г.Киров)
5.
http://libkirov.ru – Электронная библиотека города Кирова
6.
http://www.rsl.ru –Российская государственная библиотека
7.
http://www.rasl.ru – библиотека Академии Наук
8.
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp –Научная электронная библиотека
9.
http://www.nlr.ru/ Российская –Национальная библиотека
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Забылин, М. М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и
поэзия / М. М. Забылин. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 481 с. — (Памятники
литературы). — ISBN 978-5-534-10482-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/430573 (дата обращения: 07.04.2020).
2.
История русской литературы XX-XXI веков : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / В. А. Мескин [и др.] ; под общей редакцией
В. А. Мескина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 411 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-01425-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/452679 (дата обращения: 07.04.2020).
3.
Литература Урала: Очерки и портреты: Книга для учителя/Под ред. Е.К.
Созиной, Н.Л. Лейдермана. – Екатеринбург: Издательство Урал. ун-та; Издательство Дома
учителя, 1998. – 692с. – ISBN 5-7525-0575-5. – Текст: непосредственный.

4.
Литература Урала: Учебное пособие хрестоматийного типа для средней
школы/ сост. М.А. Литовская, Е.К. Созина. – Екатеринбург: Издательство Магеллан, 2008.
– 448с. ISBN 978-5-903594-08-5. – Текст: непосредственный.
5.
Литература Урала: Учебное пособие хрестоматийного типа для основной
школы/ сост. М.А. Литовская, Е.К. Созина. – Екатеринбург: Издательство Магеллан, 2007.
– 576с. – ISBN 978-5-903594-02-3. – Текст: непосредственный.
6.
Рыбальченко, Т. Л. Анализ художественного текста : учебник и практикум
для среднего профессионального образования / Т. Л. Рыбальченко. — 2-е изд., испр. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 147 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-13072-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/448915 (дата обращения: 07.04.2020).
7.
Соколов, Ю. М. Русский фольклор (устное народное творчество) в 2 ч.
Часть 1 : учебник для среднего профессионального образования / Ю. М. Соколов ; под
научной редакцией В. П. Аникина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2020. — 203 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07201-3.
— Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455630 (дата
обращения: 07.04.2020).
8.
Соколов, Ю. М. Русский фольклор (устное народное творчество) в 2 ч.
Часть 2 : учебник для среднего профессионального образования / Ю. М. Соколов ; под
научной редакцией В. П. Аникина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2020. — 243 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07202-0.
— Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455629 (дата
обращения: 07.04.2020).
9.
Тарланов, Е. З. Литература: анализ поэтического текста : учебник и
практикум для среднего профессионального образования / Е. З. Тарланов. — 2-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 237 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-10416-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/455674 (дата обращения: 07.04.2020).
10.
Фольклор в школе : практическое пособие для среднего профессионального
образования / Г. В. Пранцова, Л. П. Перепелкина, В. П. Видишева, И. С. Ключарева. — 2-е
изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 235 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-06606-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/455078 (дата обращения: 07.04.2020).

13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий.
Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины является текущая оценка.
Результаты
Критерии оценки
Методы
обучения
оценки
Знания:
Осознание
Осуществляет своевременное
 индивидуальные
художественной
прочтение
художественных задания;
картины
жизни, прозаических
и
лирических
 устный
ответ,
созданной
в текстов.
эвристическая беседа;
литературном
Ориентируется
в
 оценка при написании
произведении,
в содержательном
пространстве эссе;
единстве
произведений.
 оценка
результатов
эмоционального личИмеет
представление
об самостоятельной
работы
ностного восприятия и индивидуальной и групповой (докладов,
сообщений,
интеллектуального
аналитической работе с текстами презентаций и т.д.).
понимания.
художественных произведений и
учебником.
Осознает значимость работы в
группах по подготовке ответов на
проблемные вопросы, принимает
участие в эвристической беседе.
Имеет представление об образе
оратора и требованиях к устной
публичной речи.
Обладает знаниями в области
основ выразительного чтения,
осознает
значимость
использования интонационного и
логического ударения, смысловых
пауз, ритмического построения
текста и тембра голоса.
Знание содержания
Осуществляет своевременное
 индивидуальные
произведений русской, прочтение
художественных задания;
родной и мировой прозаических
и
лирических
 устный
ответ,
классической
текстов мировой и национальной эвристическая беседа;
литературы,
их культуры.
 оценка при написании
историко-культурного
Ориентируется
в эссе;
и
нравственно- содержательном
пространстве
 оценка
результатов
ценностного влияния произведений.
самостоятельной
работы
на
формирование
Имеет
представление
об (докладов,
сообщений,
национальной
и индивидуальной и групповой презентаций и т.д.).
мировой культуры.
аналитической работе с текстами
художественных произведений и
учебником.
Осознает значимость работы в
группах по подготовке ответов на
14

проблемные вопросы, принимает
участие в эвристической беседе.
Имеет представление об образе
оратора и требованиях к устной
публичной речи.
Имеет
представление
о
критериях
оценивания
и
самооценивания при выполнении
устных и письменных видов
работ.
Осуществляет своевременное
прочтение
художественных
прозаических
и
лирических
текстов мировой и национальной
культуры.
Ориентируется
в
содержательном
пространстве
произведений.
Имеет
представление
об
индивидуальной и групповой
аналитической работе с текстами
художественных произведений и
учебником.
Осознает значимость работы в
группах по подготовке ответов на
проблемные вопросы, принимает
участие в эвристической беседе.
Имеет представление об образе
оратора и требованиях к устной
публичной речи.
Имеет
представление
о
критериях
оценивания
и
самооценивания при выполнении
устных и письменных видов
работ.
Сформированность
Имеет
сформированное
представлений
о представление о системе стилей
системе стилей языка языка
художественной
художественной
литературы.
литературы.
Знает
требования
к
оформлению
конспектов,
аннотаций, рецензий, эссе, при
составлении
тезисного
и
цитатного планов сочинения.
Имеет
представление
об
организации
самостоятельной
работы
с
источниками
информации
(учебник,
дополнительная
литература,
энциклопедии, словари, в том
числе интернет-источники), о
видах редактирования текста.

 индивидуальные
задания;
 устный
ответ,
эвристическая беседа;
 оценка при написании
эссе;
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов,
сообщений,
презентаций и т.д.).

15

Знает об особенностях устной и
письменной речи, о системе
функциональных стилей языка.
Умения:
Сформированность
устойчивого интереса
к чтению как средству
познания
других
культур,
уважительного
отношения к ним.

Сформированность
навыков
различных
видов
анализа
литературных произведений.

Владение навыками
самоанализа
и
самооценки на основе
наблюдений
за
собственной речью.

Осуществляет своевременное
прочтение
художественных
прозаических
и
лирических
текстов.
Ориентируется
в
содержательном
пространстве
произведений.
Умеет работать с источниками
информации
(дополнительная
литература,
энциклопедии,
словари, в том числе интернетисточники).
Демонстрирует
умение
правильно
определять
актуальность темы, адекватность
результатов поставленным целям,
давать полные ответы, точные
формулировки.
Владеет навыками комментированного чтения.
Осуществляет аналитическую
работу
с
текстами
художественных произведений и
критических статей.
Владеет навыками в написании
различных видов планов;
Умеет
работать
с
иллюстративным материалом.
Владеет
навыками
самостоятельной
работы
с
источниками
информации
(дополнительная
литература,
энциклопедии, словари, в том
числе интернет-источники).
Осуществляет
точное
самооценивание
и
взаимооценивание
ответов
и
действий.
Демонстрирует навыки выразительного чтения и чтения
наизусть;
Ведет диалог, правильно строит
предложения, следит за нормами
устной речи, владеет навыками
устной публичной речи.
Использует соответствующие
лексические
единицы
и

 индивидуальные
задания;
 письменный/устный
опрос;
 защита
отчетов
по
практическим занятиям;
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов,
сообщений,
презентаций и т.д.).

 индивидуальные
задания;
 защите
отчетов
по
практическим занятиям;
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов,
сообщений,
презентаций и т.д.).

 индивидуальные
задания;
 защита
отчетов
по
практическим занятиям;
 устный ответ;
 декламация лирических
текстов
(записанные
видеофрагменты
и
в
режиме
реального
времени);
 устные
публичные
выступления с докладами,
16

грамматические структуры.
Выполняет задания в полном
объеме
в
соответствии
с
требованиями.
Владение умением
анализировать текст с
точки зрения наличия
в нем явной и скрытой,
основной
и
второстепенной
информации.

Владение умением
представлять тексты в
виде
тезисов,
конспектов,
аннотаций,
рефератов,
сочинений различных
жанров.

Сформированность
умений
учитывать
исторический,
историко-культурный
контекст и контекст
творчества писателя в
процессе
анализа
художественного
произведения.

Осуществляет аналитическую
работу с текстом художественного
произведения.
Использует
точные
формулировки.
Владеет
навыками
в
составлении
тезисного
и
цитатного
планов,
редактировании текста;
Демонстрирует адекватность,
оптимальность выбора способов
действий,
методов,
техник,
последовательностей действий и
т.д.
Умеет работать с источниками
информации
(дополнительная
литература,
энциклопедии,
словари, в том числе интернетисточники).
Владеет
навыками
конспектирования,
написания
аннотаций, рецензий, эссе, в
составлении
тезисного
и
цитатного планов сочинения, в
создании
систематизирующих
таблиц.
Умеет самостоятельно работать
с
источниками
информации
(учебник,
дополнительная
литература,
энциклопедии,
словари, в том числе интернетисточники), редактировать текст.
Владеет навыками работы с
иллюстративным материалом.
Использует соответствующие
лексические
единицы
и
грамматические структуры.
Осуществляет своевременное
прочтение
художественных
прозаических
и
лирических
текстов.
Ориентируется
в
содержательном
пространстве
произведений.
Владеет
навыками
индивидуальной и групповой

сообщениями;
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов,
сообщений,
презентаций и т.д.).
 индивидуальные
задания;
 защита
отчетов
по
практическим занятиям;
 оценка в составлении
конспектов;
 литературоведческий
анализ
лирических
и
прозаических текстов;
 оценка эссе, докладов,
сообщений, рецензий.
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов,
сообщений,
презентаций и т.д.).

 индивидуальные
задания;
 оценка
литературоведческого
анализа
лирических
и
прозаических текстов;
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов,
сообщений,
презентаций и т.д.).

 индивидуальные
задания;
 устный
ответ,
эвристическая беседа;
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов,
сообщений,
презентаций и т.д.).
17

аналитической работы с текстами
художественных произведений и
учебника.
Умеет работать в группах по
подготовке
ответов
на
проблемные вопросы, принимает
участие в эвристической беседе.
Демонстрирует навыки комментированного чтения.
Ведет диалог, правильно строит
предложения, следит за нормами
устной речи, владеет навыками
устной публичной речи.
Принимает участие при подготовке
литературных
композиций, театрализаций с
учетом
историко-культурного
контекста конкретной эпохи.
Способность
выявлять
в
художественных
текстах образы, темы и
проблемы и выражать
свое отношение к ним
в
развернутых
аргументированных
устных и письменных
высказываниях.

Осуществляет своевременное
прочтение
художественных
прозаических
и
лирических
текстов.
Ориентируется
в
содержательном
пространстве
произведений.
Владеет
навыками
индивидуальной и групповой
аналитической работы с текстами
художественных произведений и
учебника.
Умеет работать в группах по
подготовке
ответов
на
проблемные вопросы, принимает
участие в эвристической беседе.
Умеет задавать проблемные
вопросы,
владеет
способами
аргументации.
Демонстрирует навыки комментированного чтения.
Ведет диалог, правильно строит
предложения, следит за нормами
устной речи, владеет навыками
устной публичной речи.

 индивидуальные
задания;
 устный
ответ,
эвристическая беседа;
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов,
сообщений,
презентаций и т.д.).

Владение навыками
анализа
художественных
произведений с учетом
их
жанрово-родовой
специфики.

Осуществляет своевременное
прочтение
художественных
прозаических
и
лирических
текстов.
Ориентируется
в
содержательном
пространстве
произведений
с
учетом их

 устный
ответ,
эвристическая беседа;
 оценка
результатов
самостоятельной
работы
(докладов,
сообщений,
презентаций и т.д.).
18

жанрово-родовой специфики.
Владеет
навыками
индивидуальной и групповой
аналитической работы с текстами
художественных произведений и
учебника.
Умеет работать в группах по
подготовке
ответов
на
проблемные вопросы, принимает
участие в эвристической беседе.
Демонстрирует навыки комментированного чтения.
Ведет диалог, правильно строит
предложения, следит за нормами
устной речи, владеет навыками
устной публичной речи.
Использует
точные
формулировки, владеет лексикой
литературоведческого характера.

19

Перечень тем научно-исследовательских проектов по дисциплине
«Родная литература»
1. Тема семьи в уральских пословицах и поговорках.
2. Литературное путешествие по реке Чусовой с Д.Н. Маминым-Сибиряком»
3. Озеро Тальков камень - литературная экскурсионная тропа по сказам П.П. Бажова.
4. Уральский диалект в сказах П.П. Бажова как памятник национальной культуры.
5. Фильмы, снятые на Урале.
6. «Уральской литературе присуща «мрачная серьезность» (о чем пишут современные
уральские писатели).
7. Мир мечты и реальности в произведениях В. Крапивина.
8. Легенды и сказания о Таганае.
9. «Уральских сказов дивные места».
10. Путешествие по литературному кварталу г. Екатеринбург.
11. Легенды и мифы народов Урала.
12. Советы начинающим травелогерам Урала.
13. Литературное поле Екатеринбурга (обзор литературных клубов и музеев).
14. Уральские поэты о Родине, о родной природе и о себе.
15. Тема памяти в творчестве уральских поэтов.
16. г. Свердловск на страницах поэзии 19-20 вв.
17. Отряд «Каравелла», сошедший со страниц произведений В. Крапивина.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».