ОУД.05 РУССКИЙ ЯЗЫК

Приложение 4.5
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 44.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.05 РУССКИЙ ЯЗЫК
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык»
разработана на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины
«Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных
организаций,
рекомендованных
Федеральным
государственным
автономным
учреждением «Федеральный институт развития образования» (2015), в соответствии с
Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259)
для специальности 42.02.02 Преподавание в начальных классах
Организация-разработчик:
образовательное учреждение
педагогический колледж»

Государственное
автономное
профессиональное
Свердловской области «Свердловский областной

Разработчик:
Нагибина О.С., преподаватель русского языка и литературы, высшая квалификационная
категория
Неволина Н.А., преподаватель русского языка и литературы, первая квалификационная
категория.

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020
2

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

19

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

20

ОСВОЕНИЯ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.05 РУССКИЙ ЯЗЫК
1.1.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
Учебная дисциплин «Русский язык» является частью общеобразовательного цикла
основной профессионально образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык»
предназначена для изучения по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных
классах» в профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу на базе основного общего образования при подготовке
квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает
достижение студентами следующих предметных результатов:
− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике;
− сформированность умений создавать устные и письменные монологические и
диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале
изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
−
сформированность
представлений
об
изобразительно-выразительных
возможностях русского языка;
− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных
устных и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;
− сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
личностных:
Л.1 воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и
отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении
веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
Л2. понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
Л3осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского
языка как явления национальной культуры;
Л.4. формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
4

Л5. способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных
высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач;
Л6. готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
Л7 способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью,
потребность речевого самосовершенствования;
Метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных):
П1. владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением
(пониманием), говорением, письмом;
П2. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
П3 умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных текстов, справочной литературы, средств массовой информации,
информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных,
коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
Р1 овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного
и межкультурного общения;
К1. владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование
приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном
уровне;
К2. применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
1.2Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание программы учебной дисциплины «Русский язык» направлено на
достижение следующих целей:
- совершенствование обще учебных умений и навыков обучаемых: языковых,
речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
- формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций
(языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
- совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка,
правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной
речи в разных речевых ситуациях;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому
взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности,
осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития;
информационных умений и навыков.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания. Учебная дисциплина «Русский язык» как часть основной профессиональной
образовательной программы 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» направлена на
развитие универсальных учебных действий.
УУД
Умения
Знания
Личностные:
− сформированность понятий о −
сформированность
Л.1, Л2, Л3,Л4, Л5, нормах русского литературного понятий о нормах русского
Л6, Л7.
языка и применение знаний о них в литературного языка и
Познавательные:
речевой практике;
применение знаний о них в
П1, П2, П3.
− владение навыками самоанализа и речевой практике;
5

Регулятивные:
Р1.
Коммуникативные:
К1, К2.

самооценки на основе наблюдений
за собственной речью;
− владение умением анализировать
текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и
второстепенной информации;
-сформированность
умений
учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст
творчества писателя в процессе
анализа текста;
владение навыками анализа текста с
учетом их
стилистической и
жанровородовой
специфики;
осознание художественной картины
жизни, созданной в литературном
произведении,
в
единстве
эмоционального
личностного
восприятия и интеллектуального
понимания;
способность
выявлять
в
художественных текстах образы,
темы и проблемы и выражать свое
отношение к теме, проблеме текста
в развернутых аргументированных
устных
и
письменных
высказываниях;
− владение умением представлять
тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений
различных жанров;
− владение умением анализировать
текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и
второстепенной информации;
сформированность
умений
учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст
творчества писателя в процессе
анализа текста;
владение навыками анализа текста с
учетом их стилистической и
жанровородовой
специфики;
осознание художественной картины
жизни, созданной в литературном
произведении,
в
единстве
эмоционального
личностного
восприятия и интеллектуального
понимания;
способность
выявлять
в
художественных текстах образы,
темы и проблемы и выражать свое

−
сформированность
представлений
об
изобразительновыразительных
возможностях
русского
языка;
сформированность
представлений о системе
стилей
языка
художественной
литературы.
−
сформированность
понятий о нормах русского
литературного языка и
применение знаний о них в
речевой практике;
−
сформированность
понятий о нормах русского
литературного языка и
применение знаний о них в
речевой практике;
−
сформированность
понятий о нормах русского
литературного языка и
применение знаний о них в
речевой практике;

6

отношение к теме, проблеме текста
в развернутых аргументированных
устных
и
письменных
высказываниях;
− владение навыками самоанализа и
самооценки на основе наблюдений
за собственной речью;
сформированность представлений о
системе
стилей
языка
художественной литературы.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы

175

в том числе:
теоретическое обучение

37

лабораторные работы

0

практические занятия

80

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)

0

контрольная работа

0

Самостоятельная работа

58

Промежуточная аттестация - экзамен

6

7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем
часов

1
Введение

2

3
2
2

Тема 1. Язык и
речь.
Функциональн
ые стили речи

Содержание учебного материала
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык как
система. Основные уровни языка. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и
культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и
других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение
русского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
Содержание учебного материала
1.Язык и речь. Виды речевой деятельности. Функциональные стили речи и их
особенности.
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность
употребления языковых средств.
Функциональные стили речи и их особенности.
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.
Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.
Официально - деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.
Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля.
Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения
публичного выступления.
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование
изобразительно-выразительных средств.
2.Текст как произведение речи. Функционально-смысловые типы речи.

24
2

УУД, формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
Л1-Л7
П1-П3
К1,К2,Р1

Л1-Л7
П1-П3
К1,К2,Р1

2
8

Тема .2
Фонетика,
орфоэпия,
графика,
орфография

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое.
Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте.
Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац
как средство смыслового членения текста.
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).
Соединение в тексте различных типов речи.
Лингвостилистический анализ текста.
В том числе практических занятий
1.Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи. Определение
типа, стиля, жанра текста (по заданному способу).
2.Анализ структуры текста.
3.Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста.
4. Освоение видов переработки текста.
5.Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов.
6. Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подобрать примеры текстов разных стилей.
2. Составить тезисный план сообщения.
3.Подготовить сообщение на тему «Русский язык среди других языков мира»
4. Подготовить презентацию «Языковой портрет современника»
Содержание учебного материала
1.Фонетические единицы. Звук и фонема. Орфоэпические нормы.
Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение
словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство
русской речи. Фонетический разбор слова.
2.Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление
буквы ь. Правописание о/ё после шипящих и ц. Правописание приставок на з-/с-.
Правописание и/ы после приставок.
Алгоритм правописания и употребления букв. Решение орфографических задач.
В том числе практических занятий
1.Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка.

12
2
2
2
2
2
2
8
2
2
2
2
15
2

Л1-Л7
П1-П3
К1,К2,Р1

2

6
2
9

Сопоставление устной и письменной речи.
2.Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах
письменных текстов.
3. Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. Наблюдение над
выразительными средствами фонетики.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Составить таблицу «Звуки и буквы»
2.Подготовка доклада «Устная и письменная формы существования русского языка и
сферы их применения»
3.Подготовка презентации «Русское письмо и его эволюция».
Тем 3
Содержание учебного материала
Лексикология и 1.Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова.
фразеология
Многозначные слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как
выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их
употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов,
паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная
лексика, старославянизмы).
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи
(жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.
2.Русская лексика с точки зрения её происхождения. Лексика с точки зрения её
употребления. Активный и пассивный словарный запас. Фразеологизмы.
Архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика,
обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и
фразеология. Русские пословицы и поговорки.
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи.
Афоризмы. Лексические и фразеологические словари.
Лексико - фразеологический разбор.
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении
фразеологических единиц и их исправление.
В том числе практических занятий

2
2
5
2
1
2
21
2

Л1-Л7
П1-П3
К1,К2,Р1

2

10
10

Тем4
Морфемика,
словообразован
ие, орфография

1.Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц — выведение
алгоритма лексического анализа.
2.Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи,
выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных
сфер употребления.
3.Лексический и фразеологический анализ слова. Подбор текстов с изучаемым языковым
явлением.
4.Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики.
5.Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на
лингвистическую тему.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовка презентации «Стилистическое использование профессиональной и
терминологической лексики в произведениях художественной литературы».
2.Подготовить сообщение «Изобразительные возможности русской лексики»
3.Написать сочинение по теме фразеологического оборота.
4. Подготовка сообщения «Фразеология как средство экспрессивности в русском языке».
Содержание учебного материала
1.Понятие морфемы как значимой части слова. Синонимия и антонимия морфем.
Морфемный разбор слова. Способы словообразования.
Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.
Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования
профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный
анализ.
Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях
речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.
2.Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при/ пре-. Правописание сложных слов.
Алгоритм правописания и употребления морфем. Решение орфографических задач.
В том числе практических занятий

2
2

2
2
2
7
2
2
1
2
11
2

Л1-Л7
П1-П3
К1,К2,Р1

1

4

11

Тема 5
Морфология и
орфография

1.Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте. Анализ одноструктурных
слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами.
2.Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных
моделей и способов словообразования.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовка презентации «Строение русского слова».
2. Подготовка сообщения «Исторические изменения в структуре слова».
Дифференцированный зачёт за первый семестр
Содержание учебного материала
1. Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая
форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи
и их роль в построении текста.
Общая характеристика морфологической системы русского языка. Части речи.
2. Основные выразительные средства морфологии.
Употребление грамматических форм не в их прямом значении. Преимущественное
употребление в тексте слов какой-либо части речи.
3.Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение.
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род,
число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание
окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных.
Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен
существительных в речи. Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен
прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и
окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных.
Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен
прилагательных в речи. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен
числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени
числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе,
двое, трое и других с существительными разного рода.
Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений.

2
2
4
2
2
2
50
2

Л1-Л7
П1-П3
К1,К2,Р1

2

2

12

Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.
Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в
тексте. Синонимия местоименных форм.
4.Глагол. Причастие как особая форма глагола. Деепричастие как особая форма
глагола. Наречие. Слова категории состояния.
Грамматические признаки глагола.
Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами.
Морфологический разбор глагола.
Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного
времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения
образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.
Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных
причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с
причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных.
Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом.
Морфологический разбор причастия.
Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и
несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки
препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор
деепричастия.
Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения
предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.
Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание
наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.
Морфологический разбор наречия.
Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия.
Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.
Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории
состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.
5.Служебные части речи. Предлог. Союз.

2

2
13

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в
течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.
Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с
предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.
Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от
слов-омонимов.
Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи
предложений в тексте.
Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с
разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи.
Употребление частиц в речи.
6. Частица как часть речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и
звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление
междометий в речи.
В том числе практических занятий
1.Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические
категории и грамматические значения;
2.Выведение алгоритма морфологического разбора.
3.Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте.
4.Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и
синтаксических признаков слов разных частей речи.
5.Сопоставление лексического и грамматического значения слов.
6.Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи
обучающихся.
7. Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных
словообразовательных моделей и способов словообразования и словоизменения;
использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям
речи.
8.Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с
использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи.

2

20
2
2
2
2
2
2
2

2
14

Тема 6
Синтаксис и
пунктуация

9.Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах
письменных текстов.
10.Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовка презентации «Учение о частях речи в русской грамматике».
2.Подготовка доклада «Грамматические нормы русского языка».
3. Составить конспект «Самостоятельные и служебные части речи»
4.Оформить групповой падлет «Часть речи»
5. Подготовка доклада « Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике».
6. Составить конспект «Морфологический разбор самостоятельной части речи»
7. Составить конспект «Морфологический разбор самостоятельной части речи»
8. Составить текст диктанта на правописание самостоятельных частей речи.
9.Составить текст диктанта на правописание служебных частей речи.
Содержание учебного материала
1.Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.
Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные
средства синтаксиса. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в
словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический
разбор
словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия
словосочетаний.
2.Простое предложение. Осложнённое простое предложение.
Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное
богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов.
Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Грамматическая основа
простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство
видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство,
дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия
согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как
средство связи предложений в тексте. Односоставное и неполное предложение.

2
2
18
2
2
2
2
2
2
2
2
2
50
2

Л1-Л7
П1-П3
К1,К2,Р1

2

15

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные
предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных
предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические
синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных
предложений в речи. Односложное простое предложение. Предложения с однородными
членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.
Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда
однородных членов предложения с союзами и без союзов. Предложения с обособленными
и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и
необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений.
Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства
языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и
необособленных членов предложения.
Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предложения.
Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных словомонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними.
Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания
при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства
характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.
3.Сложное предложение. Сложноподчинённое предложение. Бессоюзное сложное
предложение.
Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление
сложносочиненных предложений в речи.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном
предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях
речи.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых
и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные
и бессоюзные предложения

2

16

4.Способы передачи чужой речи. Оформление диалога.
Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при
цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
В том числе практических занятий
1.Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий,
освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной системы
русского языка, её норм и тенденций развития.
2.Наблюдение над существенными признаками словосочетания. Особенности
употребления словосочетаний. Синонимия словосочетаний.
3.Наблюдение над существенными признаками простого предложения, использование
способа анализа структуры и семантики простого предложения.
4. Наблюдение над существенными признаками сложного предложения, использование
способа анализа структуры и семантики сложного предложения.
5.Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании.
6. Сопоставление устной и письменной речи.
7.Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных
текстов.
8. Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных
текстов.
9.Упражнения по синтаксической синонимии.
10.Анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения.
11.Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по
схемам.
12.Составление связного высказывания с использованием предложений определенной
структуры, в том числе на лингвистическую тему.
13.Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Составить групповой падлет «Простое предложение»
2.Подготовка презентации «Односоставные предложения в русском языке: особенности
структуры и семантики».
3.Подготовка доклада «Структура и стилистическая роль вводных и вставных

2

26
2

2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
16
2
2
2
17

конструкций.
4.Составить групповой падлет «Сложное предложение»
5.Подготовка реферата «Монолог и диалог. Особенности построения и употребления».
6.Подготовка сообщения «Русская пунктуация и её назначение».
7.Составить текст диктанта.
8. Выполнить синтаксический анализ текста.
Промежуточная аттестация - экзамен
Всего:

2
2
2
2
2
6
175 +6

18

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский
язык ».
Реализация программы дисциплины «Родная литература» требует наличия
учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники, учебнометодические рекомендации).
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор, компьютер.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Печатные издания
1. Антонова Е.С. Русский язык: учебник для сред. проф. образования/Е.С.Антонова,
Т.М.Воителева. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.-384с.- ISBN
978-5-4468-0739-0 – Текст: непосредственный.
3.2.2. Электронные издания
1.www.gramma.ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания
помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками
совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).
2.www.krugosvet.ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия
«Энциклопедия Кругосвет»).
3.www.school-collection.edu.ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов»).
4.www.spravka.gramota.ru (сайт «Справочная служба русского языка»).
5. http://new.gramota.ru/spravka/ (Единое окно справочных служб русского языка).
6.http://gramota.ru/class/coach/ (Электронный учебник грамоты).
7.http://new.gramota.ru/spravka/punctum (Справочник по синтаксису и пунктуации).
8.http://new.gramota.ru/spravka/letters ( Письмовник).
9.http://www.oshibok-net.ru/ (просветительский проект).
10.http://slovari21.ru/ ( Словари XIX века).
3.2.3.Дополнительные источники
1.Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь : учебно-практическое
пособие для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк [и др.] ; под общей
редакцией В. Д. Черняк. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2020. — 525 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03886-6. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450857 (дата обращения:
14.01.2020).
2.Лекант, П. А. Русский язык : справочник для среднего профессионального
образования / П. А. Лекант, Н. Б. Самсонов ; под редакцией П. А. Леканта. — 3-е изд.,
испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 246 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-06698-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/452433 (дата обращения: 14.01.2020)

19

4. КОНТРОЛЬ
ДИСЦИПЛИНЫ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, самостоятельной работы,
индивидуальных заданий, устного опроса.
Промежуточная аттестация – экзамен.
Результаты обучения
Критерии оценки
(освоенные
умения,
усвоенные знания)

Методы оценки

Умения:
сформированность
умений Продуцирование устных и
создавать
устные
и письменных текстов, нормы
письменные монологические и речевого этикета.
диалогические высказывания
различных типов и жанров в
учебно-научной (на материале
изучаемых
учебных
дисциплин),
социальнокультурной и деловой сферах
общения;
владение
навыками
самоанализа и самооценки на
основе
наблюдений
за
собственной речью;

Устный
опрос,
индивидуальные задания,
упражнения,
творческие
работы.
Оценка
самостоятельной
работы
(презентация,
доклад,
сообщение,
реферат),
тест,экзамен.

Соблюдение
акцентологических,
орфоэпических, лексических,
словообразовательных,
грамматических,
стилистических,
орфографических
и
пунктуационных норм в устной
и письменной речи.

Устный
опрос,
индивидуальные задания,
упражнения,
творческие
работы.
Оценка
самостоятельной
работы
(презентация,
доклад,
сообщение, реферат), тест,
экзамен

владение
умением Пересказ текста, смысловое
анализировать текст с точки чтение, анализ текста.
зрения наличия в нем явной и
скрытой,
основной
и
второстепенной информации;

Устный
опрос,
индивидуальные задания,
упражнения,
творческие
работы ,экзамен

владение умением
представлять тексты в виде
тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов,

Тезис, план, конспект,
аннотация, реферат.
Требования к составлению.

Устный опрос,
индивидуальные задания,
упражнения, творческие
работы. Оценка
самостоятельной работы
(презентация, доклад,
сообщение, реферат)
экзамен

сформированность умений
Историко-культурный
учитывать исторический,
контекст, учёт при анализе
историко-культурный контекст текста.
и контекст творчества

Устный опрос,
индивидуальные задания.
анализ текста, экзамен
20

писателя в процессе анализа
текста;
способность выявлять в
художественных текстах
образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к
теме, проблеме текста в
развернутых
аргументированных устных и
письменных высказываниях;

Выявление средств языковой
выразительности в тексте
Продуцирование устных и
письменных текстов.

Устный опрос,
индивидуальные задания.,
анализ текста, экзамен

владение навыками анализа
Жанр, род литературы.
текста с учетом их
Требования к анализу текста.
стилистической и жанровородовой специфики; осознание
художественной картины
жизни, созданной в
литературном произведении, в
единстве эмоционального
личностного восприятия и
интеллектуального понимания

Устный опрос,
индивидуальные задания.
анализ текста, выполнение
упражнений.

Знания:
сформированность понятий о
нормах русского
литературного языка и
применение знаний о них в
речевой практике;

Нормы современного русского
литературного языка

Устный опрос,
индивидуальные задания,
упражнения, творческие
работы. Оценка
самостоятельной работы
(презентация, доклад,
сообщение, реферат), тест,
экзамен

сформированность
представлений об
изобразительновыразительных возможностях
русского языка;

Средства художественной
выразительности речи.

Устный опрос,
индивидуальные задания,
упражнения, творческие
работы. Оценка
самостоятельной работы
(презентация, доклад, со
экзамен общение, реферат),
тест, экзамен

сформированность
представлений о системе
стилей языка художественной
литературы.

Лингвистические термины,
Стили литературного языка

Устный опрос,
индивидуальные задания,
упражнения. Оценка
самостоятельной работы,
тест, экзамен

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».