Приложение 4.15 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 43.02.10 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИК СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.В.07 СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ 43.02.10 Туризм Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 43.02.10 «Туризм», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7.05.2014 г. № 474. . Организация-разработчик: образовательное учреждение педагогический колледж» Государственное автономное профессиональное Свердловской области «Свердловский областной Разработчик: Бортникова О.В, преподаватель педагогический колледж» ВКК ГАПОУ СО «Свердловский областной © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ..........................................................................................................................4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ....................................5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ..........................................13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ........................................................................................................................14 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ» 1.1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Рабочая программа учебной дисциплины «Спортивный туризм» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.10 Туризм. Учебная дисциплина Спортивный туризм обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 43.02.10 Туризм. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих ОК и ПК): ПК 1.1. Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации. ПК 1.2. Информировать потребителя о туристских продуктах. ПК 1.5. Оформлять турпакет (турпутевки, ваучеры, страховые полисы). ПК 2.1. Контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут. ПК 2.2. Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте. ПК 2.3. Координировать и контролировать действия туристов на маршруте. ПК 2.4. Обеспечивать безопасность туристов на маршруте. ПК 3.2. Формировать туристский продукт. ПК 5.1. Разрабатывать экскурсионную программу. ПК 5.2. Подготавливать информационные материалы по теме экскурсий. ПК 5.5. Взаимодействовать со сторонними организациями (музеями, объектами общественного питания, транспортными компаниями) по формированию и реализации экскурсионных программ. ПК 6.1. Анализировать виды и свойства туристских ресурсов ПК 6.2. Использовать различные методики оценки потенциала туристских ресурсов ПК 6.3. Определять способы удовлетворения туристских потребностей в зависимости от вида туристских ресурсов ПК 6.4. Анализировать географическую картину размещения туристских ресурсов и общих компетенций (ОК): ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации 4 ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины Основной целью изучения учебной дисциплины «Спортивный туризм» является формирование профессиональных навыков в области планирования и организации туров рекреационной направленности. Код ПК, ОК Умения Знания ПК1.1, ПК 1.2. • использовать различные • сущность и виды ПК1.5.ПК 2.1. источники информации при анализе спортивного туризма; ПК 2.2. ПК2.3 ресурсов рекреационного туризма; • географию России ПК 2.4. ПК3.2 • проектировать туры с учетом и Свердловской области, ПК 5.1. ПК 5.2. специфики спортивного туризма ; присуще спортивному ПК 5.4. • проводить исследование по туризму; ПК 5.5. ПК 6.1. проектировании туристских программ • организационноПК 6.2. ПК 6.3. • передавать информацию по содержательные ПК 6.4. ОК 1. рекреационным ОК 2. объектам потребителю направления ОК 3. ОК 4. туристских услуг. проектирования туристскоОК 5. ОК 6. ОК 8. ОК 9. рекреационного продукта в сфере спортивного туризма; • специфику планирования и реализации туров в сфере спортивного туризма. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы учебной дисциплины Объем часов Объем образовательной программы 165 в том числе: теоретическое обучение 76 практические занятия 34 курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) 0 Самостоятельная работа 55 Промежуточная аттестация экзамен 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 1 2 Раздел 1. Место спортивного туризма в спортивно-оздоровительном сервисе Тема 1.1. Содержание учебного материала Понятие 1 Сущность социально-культурного сервиса спортивноСоциально-культурные услуги, Бюджет времени, функции организатора социальнооздоровительны культурного сервиса, задачи, компоненты. й сервис 2 Потребности в спорте Мотивы, типология, анализ потребностей потребителя 3 Виды спортивно-оздоровительного сервиса Спортивно-оздоровительный сервис спортивных учреждений. Фитнес как вид спортивнооздоровительного сервиса. Велнес-тенологии как новое направление спортивнооздоровительного сервиса Самостоятельная работа обучающихся 1. Олимпийские виды спорта как средство привлечения туристов 2. Олимпийские горнолыжные центры 3. Туры в спортивные олимпийские центры Тема 1. 2. Содержание учебного материала История 1 История спортивно-оздоровительного сервиса за рубежом спортивноИстория физкультурно-спортивного сервиса за рубежом. История физкультурно-спортивного оздоровительног сервиса в России. о сервиса 2 История спортивно-оздоровительного сервиса в России Периоды, виды, значение. 3 Спортивно-оздоровительный сервис как тип культурных отношений Культурные отношения, совокупный и частный спрос. Гуманизация культурных отношений, роль предпринимателей 4 Функции спортивно-оздоровительного сервиса Объем часов 3 38 12 2 2 Коды компетенций, формировани ю которых способствует элемент программы 4 ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.7, ПК 2.3, ПК 2.4, ПК 2.5, ПК 2.6, ПК 3.2, ОК 1, ОК 5, ОК 7, ОК4 2 6 2 2 2 10 2 2 ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.7, ПК 2.3, ПК 2.4, ПК 2.5, ПК 2.6, ПК 3.2, ОК 1, ОК 5, ОК 7, ОК4 2 2 6 Тема 1. 3. Организационн ые основы теории спортивнооздоровительног о сервиса Позиции, гармонизация жизни людей средствами физической культуры и спорта на основе платежеспособного спроса; обогащение жизни общества и культуры за счет воспитания здорового образа жизни, пропаганды антинаркотического и антиалкогольного движения, использования международного опыта и новых идей; привлечение дополнительных средств, людских ресурсов для развития сферы физической культуры и спорта; производство пакетов услуг для удовлетворения спортивно-оздоровительных потребностей населения; продвижение спортивно-оздоровительных услуг, идеала физического развития и поддержания здоровья потребителям; расширение возможностей рыночной экономки за счет индустрии спортивно-оздоровительных услуг. 5 Культура досуга Досуговые потребности, структура досуга, ,виды досуга Содержание учебного материала 1 Предприятия спортивно-оздоровительного сервиса. Индустрия сферы спортивно-оздоровительных услуг. Инфраструктура сферы спортивнооздоровительных услуг. Классификация. 2 Виды и особенности услуг Концепция, особенности функционирования с точки зрения маркетинга 3 Принципы рациональной и безопасной организации спортивно-оздоровительного сервиса Принципы, обусловленные позицией потребителей; принципы, обусловленные спецификой субъектов спортивно- оздоровительного сервиса; принципы, обусловленные технологическими требованиями предоставления спортивнооздоровительных услуг; принципы, обусловленные социально-культурной природой сферы спортивнооздоровительного сервиса 4 Сервисная деятельность спортивно-оздоровительных предприятий современное оборудование, техническое оснащение исполняемой услуги; профессионально-квалификационные характеристики персонала; физико-технические и эстетические характеристики среды; свет, звук, свежий воздух, дизайн, комфортность; санитария и гигиена в основных и вспомогательных помещениях. В том числе практических занятий 1. Проанализировать, какая из классификаций предприятий данной сферы сервиса имеет наибольшее практическое значение 2. Семинар по теме «Значение спортивно-оздоровительного сервиса для потребителя» 3. Тест на знание ключевых понятий темы. 2 16 2 2 2 2 6 2 2 2 7 Самостоятельная работа обучающихся Анализ характерных особенностей форм обслуживания и сервисной деятельности Раздел 2. Общая характеристика спортивного туризма Тема 2.1. Содержание учебного материала Сущность 1 Понятие и роль спортивного туризма. спортивного История, виды, описание, значение. туризма 2 Спортивный туризм как вид путешествия Пешеходный труизм, лыжный туризм, горный туризм, водный туризм, спелеотуризм, парусный туризм, комбинированный туризм, туризм для людей с ограниченными возможностями, детский, юношеский, семейный, взрослый. 3 Спортивный туризм как составляющая системы физической культуры. Основные понятия, типы, виды и формы туризма 4 Спортивный туризм как вид рекреационной деятельности. Функции туризма: воспитательную, образовательную, оздоровительную и спортивную, признаки туризма, Цели путешествия: оздоровительные (восстановление духовных и физических сил человека, а также и лечение);познавательные (совершенствование и углубление знаний о природе естественных явлений, истории и настоящем человечества, культуре других стран и народов);спортивные (подготовка и участие в соревнованиях и играх на профессиональном и любительском уровнях, сопровождение спортсменов, а также участие в качестве зрителей);профессионально-деловые (бизнес-поездки, участие в конгрессах, конференциях, семинарах, обмен опытом, профессиональное бучение); религиозные (паломнические и культовые, культурно-исторические по изучению религии и культов); гостевые и ностальгические (посещение родственников, мест исторического проживания). 5 Классификация видов и форм туризма Категории туризма, определения туризма и смежные с туризмом понятия. Классификации туризма, типы, виды, и формы туризма. Значение туризма для личности, общества, государства. Исторические этапы формирования и накопления знаний о туризме, современные подходы к описанию науки о туризме и места туризма в системе научных знаний В том числе практических занятий 1.Экскурсия в парк «Оленьи ручьи» 2.Экскурсия в парк «Каменные палатки» 3. Экскурсия в окрестности Екатеринбурга Самостоятельная работа обучающихся 2 2 18 2 2 ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 2.6, ПК 1.7, ПК 1.5, ПК 3.3 ОК 1, ОК 5, ОК 6, ОК 8 2 2 2 6 2 2 2 2 8 Тема 2.2. Виды спортивного туризма ема 2.3. Виды спортивного туризма 1.Анализ состояния спортивного туризма в Свердловской области Содержание учебного материала Виды туризма согласно месту и цели путешествия. Турист: понятие, цели, типы Типы туристов В том числе практических занятий 1. Подготовка к семинару «Спорт и отдых» 2. Деловая игра «Соберись в поход» Самостоятельная работа обучающихся 1. Анализ потребностей населения в Свердловской области по спортивному туризму 2. Правила хранения и переноски колющих и режущих предметов. 3. Уход за одеждой и обувью в походе. 4. Меры безопасности при обращении с огнём. Содержание учебного материала 1 Альпинизм. Основные центры, особенности организации, маршруты. 2 Мировые центры альпинизма. Основные центры, особенности организации, маршруты 3 Горный туризм Основные центры, особенности организации, маршруты 4 Мировые центры горного туризма Основные центры, особенности организации, маршруты 5 Пешеходный туризм Основные центры, особенности организации, маршруты 6 Мировые центры пешего туризма Основные центры, особенности организации, маршруты 7 Водный туризм Основные центры, особенности организации, маршруты 8 Мировые центры водного туризма Основные центры, особенности организации, маршруты 9 Автотуризм Основные центры, особенности организации, маршруты 10 Мировые центры автотуризма Основные центры, особенности организации, маршруты 11 Лыжный туризм Основные центры, особенности организации, маршруты 2 14 2 4 2 2 8 2 2 2 2 54 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 9 Мировые центры лыжного туризма Основные центры, особенности организации, маршруты 13 Велосипедный туризм Основные центры, особенности организации, маршруты 14 Мировые центры велосипедного туризма Основные центры, особенности организации, маршруты В том числе практических занятий 1. Анализ районов Свердловской области по спортивному туризму 2. Маршруты СО по спортивному туризму доклад 3. Определение районов спортивного туризма на карте Свердловской области 4. Тест на знание видов спортивного туризма Самостоятельная работа обучающихся 1. Анализ туристских предложений по велотуризму 2. Анализ туристских предложений по лыжному туризму 3. Анализ туристских предложений по каякингу 4. Анализ туристских предложений по пешему 5. Анализ туристских предложений по водному 6. Анализ туристских предложений по альпинизму 7. Анализ туристских предложений по горному туризму 8. Анализ туристских предложений по автотуризму 9. Анализ туристских предложений по скалолазанию Раздел 3. Состояние и развитие спортивного туризма в России Тема 3.1. Содержание учебного материала Современное 1 Влияние экономической ситуации. состояние Социально-культурное воздействие, Экологическое воздействие, Международный спортивного спортивный туризм и занятость, Воздействие на национальный бюджет туризма в 2 Туристический спортивный союз России Туристско-спортивный союз России. Организация и проведение Чемпионатов России и других соревнований по спортивному туризму. Подготовка общественных туристских кадров. Присуждение спортивных разрядов и званий по спортивному туризму. Организация работы системы маршрутно-квалификационных комиссий (МКК) по выпуску групп на маршруты. Взаимодействие с государственными органами по вопросам развития спортивного туризма и путешествий в России. Пропаганда активных видов путешествий и функции. 3 Организация спортивного туризма в России 12 2 2 2 8 2 2 2 2 18 2 2 2 2 2 2 2 2 2 14 2 ПК 5.1, ПК 5.2, ПК 6.1, ПК 1.2 , ПК 2.3, ОК 1, ОК 3, ОК 6, ОК9 2 2 10 Тема 3.2 Основы туристской подготовки Правилах проведения спортивных походов, Маршрутно-квалификационная комиссия 4 Основы формирования нормативной базы Законы, ГОСТы, Положения, Концепции. В том числе практических занятий 1.Семинар-практикум «Особенности организации спортивного туризма на Алтае ». Самостоятельная работа обучающихся 1. Анализ туристских сайтов по созданию спортивных туров 2. Создание виртуального тура на основе любого вида туризма Содержание учебного материала 1 Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от погодных условий. Выбор места для привала и ночлега. Основные требования к месту привала и ночлега. Организационная работа по развёртыванию и свёртыванию лагеря: планирование лагеря (выбор места для палаток, костра, и т.д.) заготовка дров. Установка палаток. Размещение вещей в ней. Предохранение палатки от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке. Уборка места лагеря перед уходом группы. 2 Подготовка к походу, путешествию. Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе. Составление плана подготовки похода. Изучение района похода. Разработка маршрута, составление планаграфика движения. Подготовка личного и общественного снаряжения В том числе практических занятий 1.Составление плана подготовки 1-3-дневного похода. 2.Изучение маршрутов походов. 3.Составление меню и списка продуктов на 1-3дневный поход. Закупка фасовка и упаковка продуктов. 4.Приготовление пищи на костре. Самостоятельная работа обучающихся 1. Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий 2. Сообщение «Воспитательная роль туризма» 3. Конспект «Туристские путешествия, история развития туризма» 4. Работа с картами различного масштаба. 5. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния по карте 6. Копирование на кальку участка топографической карты. 2 2 2 4 2 2 28 2 ПК 5.1, ПК 5.2, ПК 6.1, ПК 1.2 ПК 2.3, ОК 1, ОК 3, ОК 6, ОК9 2 8 2 2 2 2 16 2 2 2 2 2 11 Должности постоянные и временные. Командир группы. Требования к командиру группы (доклад ) 7. Постоянные должности в группе: заведующий питанием, заведующий снаряжением, проводник, краевед, санитар, ремонтный мастер, фотограф, ответственный за отчёт о походе. (доклад ) 8. Итоговое повторение Всего 2 2 2 165 12 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: кабинет оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами обучения (компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором). 3.2. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе. 3.2.1. Печатные издания Веледенский В.Г. Спортивно-оздоровительный сервис: учебник, Текст: непосредственный, ISBN:978-5-406-02880-3 / Веледенский В.Г.-М.: Кнорус, 2014.216с.(дата обращения 30.04.2020) 1. Вяткин Л. А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование: учеб.пособие для студ.высш.пед.уче. заведенийТекст: непосредственный, ISBN: 978-5-4257-0010-0 М.: Издательский центр «Академия», 2016.208 с. (дата обращения 30.04.2020) 2. Правила оказания туристских услуг/М.В. Васильев.- Текст: непосредственный, ISBN: 978-5-4257-0010-0 М.: Московская финансово-промышленная академия, 2015-160с., 1000 экз(дата обращения 30.04.2020) 3. Забелина Н.М. Национальный парк. М.; "Мысль", Текст: непосредственный ISBN: 5-278-00173-9, 2016. - 174 с. 4. Квартальнов В.А., Колесник Н.В. Введение в специализацию. Часть 1. .Менеджмент иностранного туризма: Учебное пособие. - Текст: непосредственный, ISBN 5-469-01368-5. 12 , М.: "Советский спорт", 2000.- 112с. (дата обращения 30.04.2020) 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения Методы оценки (освоенные умения, Критерии оценки усвоенные знания) Передает информацию об Оценка работы студентов Умения Использовать объектах спортивного туризма на семинарских занятиях и различные источники потребителям при выполнении информации при практических работ. анализе ресурсов спортивного туризма Проектировать туры с Демонстрирует умение точно и оценка работы студентов учетом специфики полно проектировать туры на семинарских занятиях; спортивного туризма контрольных работ; Проводить исследование индивидуальных заданий. по проектировании туристских программ Передавать информацию по рекреационным объектам потребителю туристских услуг. Демонстрирует знание видов оценка контрольной Знания Сущность и виды рекреационного туризма работы спортивного туризма География Владеет навыками работы с оценка выполнения распространения картой, знать основные понятия практического задания и спортивного туризма контрольной работы Спортивные объектов Владеет информацией об объектах оценка выполнения России и Свердловской России и СО практического задания и области контрольной работы География спортивных Демонстрирует знание географии оценка выполнения центров и маршрутах спортивных центров практического задания и контрольной работы; оценка деятельности студентов на семинарском занятии Специфика Демонстрирует знание оценка деятельности планирования и специфики планирования и студентов на семинарском реализации туров реализации туров спортивной занятии; спортивной направленности оценка выполнения направленности контрольной работы; 14