Приложение 4.12 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 43.02.10 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.В. 04 ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 43.02.10. Туризм Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной дисциплины «Введение в специальность» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 43.02.10 «Туризм» утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 мая 2014 г. № 474. Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» Разработчик: Гордеева Н.Е., преподаватель высшей квалификационной категории © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ 11 ДИСЦИПЛИНЫ 3 1. ОБЩАЯ ХАРАТКЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ» УЧЕБНОЙ 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.10 «Туризм» утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 мая 2014 г. № 474. Программа учебной дисциплины «Введение в специальность» может быть использована в профессиональной подготовке специалистов в области туризма. Применение данной программы направлено на формирование элементов основных видов профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих профессиональных компетенций (ПК): ПК 1.1. Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации. ПК 1.2. Информировать потребителя о туристских продуктах. ПК 3.1. Проводить маркетинговые исследования рынка туристских услуг с целью формирования востребованного туристского продукта. ПК 3.2. Формировать туристский продукт. ПК 6.1. Анализировать виды и свойства туристских ресурсов ПК 6.2. Использовать различные методики оценки потенциала туристских ресурсов и общих компетенций (ОК): ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Основной целью изучения учебной дисциплины «Введение в специальность» является формирование у студентов представлений о специфике профессиональной деятельности специалиста по туризму и мотивации к будущей профессиональной деятельности. Код Умения Знания ПК, ОК ПК 1.1. - ориентироваться в современных -основные понятия сферы туризма; ПК 1.2. тенденциях развития туризма; -квалификационные требования к оперировать терминологией основным должностям работников специальности; туристской индустрии; ПК 3.1 - определять и анализировать -виды источников информации, ПК 3.2 потребности заказчика; необходимые для исследовательской использовать теоретическую деятельности специалиста по туризму; информацию о методах -направления исследовательской 4 ПК 6.1. ПК 6.2 ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 8. ОК 9. исследования при написании исследовательских работ и в профессиональной деятельности. - анализировать туристские ресурсы в соответствии с критериями; - собирать актуальную информацию о различных сегментах туристского рынка; -осознавать роль специалиста в сфере туризма в сохранении культурного и природного наследия, формировании ценностного отношения к нему -эффективно использовать собственные ресурсы при подготовке к практическим занятиям; -выявлять проблемы в ходе рефлексии и предложения по пути их решения; -использовать поисковые системы для работы с профессиональной информацией в сфере туризма; -характеризовать различные виды информационных ресурсов, необходимых в деятельности специалиста по туризму; владеть навыками анализа и оценки профессионально ориентированной информации; -использовать ИКТ при оформлении докладов, презентаций практик; - разрабатывать решения в группе; деятельности специалиста по туризму. - методы проведения исследований в области туризма; -культурные, национальные, конфессиональные, профессиональные ценности. -основы рациональной труда и отдыха; организации -правила поведения в ЧС; -профессиональные ресурсы; информационные -базовые компьютерные программы; - нормы этикета, профессионального общения; -проводить рефлексию при защите - профстандарт, трудовые функции, практик; профессиональные ресурсы для повышения квалификации, -анализировать преимущества и -инновационные профессиональные недостатки технологий технологии. профессиональной деятельности. 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы учебной дисциплины Объем часов Объем образовательной программы 51 в том числе: теоретическое обучение лабораторные работы 22 практические занятия 12 курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) контрольная работа 0 0 Самостоятельная работа 17 Промежуточная аттестация зачет 0 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 1 2 Тема 1. Содержание учебного материала 8 Туризм как сфера 1 Туризм как сфера профессиональной деятельности профессиональной Понятие туризма и виды профессиональной туристской деятельности деятельности 2 Направления профессиональной деятельности специалиста по туризму Анализ профессиональных стандартов обслуживания по туризму В том числе практических занятий 1.Анализ должностных инструкций специалистов по туризму (менеджер, агент, экскурсовод и проч.) 2. Деловая игра по профессиональному самоопределению Тема 2. Содержание учебного материала 14 Информационные 1 Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность в сфере ресурсы в туризма деятельности Международная конвенция ВТО, ФЗ о туристкой деятельности, стандарты специалиста по обслуживания в туризме, региональные программы развития туризма туризму 2 Учебная и монографическая литература по туризму. Анализ электронных учебных ресурсов по туризму 3 Профессиональные и периодические издания. Значение журналов новостей и ежедневных газет для сбора информации по текущим проблемам туризма Журналы, каталоги, газеты по туризму Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление списка литературы для исследовательской работы в соответствии с требованиями 2. Посещение библиотеки Белинского и освоение правил поиска литературы в традиционном и электронном каталогах, 3. Посещение ИМЦ колледжа и освоение правил поиска литературы в традиционном Объем часов Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 3 2 ПК 1.1-1.2 ПК 3.1-3.2 ПК 6.1-6.2 2 4 2 2 2 ПК 1.1-1.2 ПК 3.1-3.2 ПК 6.1-6.2 2 2 8 2 2 2 7 и электронном каталогах 4. Анализ профессиональных Интернет-ресурсов Тема 3. Содержание учебного материала Интернет-ресурсы 1 Сайты федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере в деятельности туризма. специалиста по Ростуризм, Уралинфотур туризму 2 Официальные туристские сайты регионов. Тур урал, наш урал, ураловед и другие электронные ресурсы уральского региона 3 Сайты для профессионалов турбизнеса. Пегас туристик, Тез тур, Корал тревел, анех тур и другие Самостоятельная работа обучающихся 1. Анализ географических карт 2. Анализ политических карт 3. Анализ экономически карт 4. Анализ исторических карт Тема 4. Понятие и методика исследовательской деятельности Содержание учебного материала Понятие исследовательской деятельности. Понятие научного исследования. Этапы написания исследовательской работы., Требования к структуре исследовательских работ Виды исследований в туризме В том числе практических занятий 1.Практикум по формулировке актуальности и методологического аппарата исследования. Самостоятельная работа обучающихся 1. Характеристика тур.предприятий г. Екатеринбурга Тема 5. Содержание учебного материала: Направления и 1 Исследование потенциала туристского ресурса и туристской территории методика Наличие необходимых туристских услуг исследовательской 2 Исследование и мониторинг рынка туристских услуг работы Составление анкеты, условия маркетингового исследования, выбор фокус группы специалиста по В том числе практических занятий туризму 1. Изучение туристских предложений по тематике реферативной работы, 2. Составление карты контент-анализа. 3. Описание потенциала природного туристского ресурса в соответствии с заданным алгоритмом 2 14 2 ПК 1.1-1.2 ПК 3.1-3.2 ПК 6.1-6.2 2 2 8 2 2 2 2 5 2 ПК 1.1-1.2 ПК 3.1-3.2 ПК 6.1-6.2 2 2 1 1 12 2 ПК 1.1-1.2 ПК 3.1-3.2 ПК 6.1-6.2 2 8 2 2 2 8 4. Описание потенциала природного туристского ресурса в соответствии с заданным алгоритмом Всего: 2 51 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: кабинет оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами обучения (компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором). 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы. 3.2.1. Печатные издания 1. Боголюбова, С. А. Виды и тенденции развития туризма : учебное пособие для вузов / С. А. Боголюбова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 231 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13686-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/466310 (дата обращения: 24.04.2020). 2. Глазков, В. Н. Методы научных исследований в сфере туризма и гостиничного дела : учебное пособие для вузов / В. Н. Глазков. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 177 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13427-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/459077 (дата обращения: 24.04.2020). 3. Долженко, Г. П. История туризма : учебник для вузов / Г. П. Долженко, Ю. С. Путрик, А. И. Черевкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 227 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09717-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455309 (дата обращения: 24.04.2020). 4. Дехтярь, Г. М. Стандартизация, сертификация и классификация в туризме : практическое пособие / Г. М. Дехтярь. — 4-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 412 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-13510-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448681 (дата обращения: 24.04.2020). 5. Дехтярь, Г. М. Стандартизация, сертификация, классификация в туристской и гостиничной индустрии : учебное пособие для вузов / Г. М. Дехтярь. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 412 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12232-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452692 (дата обращения: 24.04.2020). 6. Долженко, Г. П. История туризма и гостеприимства : учебник для среднего профессионального образования / Г. П. Долженко, Ю. С. Путрик, А. И. Черевкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 226 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10974-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456085 (дата обращения: 24.04.2020). 7. Золотовский, В. А. Правовое регулирование в сфере туризма : учебное пособие для вузов / В. А. Золотовский, Н. Я. Золотовская. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 247 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02425-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453374 (дата обращения: 24.04.2020). 8. Никитина, О. А. История курортного дела и спа-индустрии : учебное пособие для вузов / О. А. Никитина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 183 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09008-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454144 (дата обращения: 24.04.2020). 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися реферативной работы. Результаты обучения Умения -Ориентироваться в современных тенденциях развития туризма; Оперировать терминологией специальности; определять и анализировать потребности заказчика; Использовать теоретическую информацию о методах исследования при написании исследовательских работ и в профессиональной деятельности. Анализировать туристские ресурсы в соответствии с критериями; - Собирать актуальную информацию о различных сегментах туристского рынка; -осознавать роль специалиста в сфере туризма в сохранении культурного и природного наследия, формировании ценностного отношения к нему -эффективно использовать собственные ресурсы при подготовке к практическим занятиям; -выявлять проблемы в ходе рефлексии и предложения по пути их решения; -использовать поисковые системы для работы с профессиональной информацией в сфере туризма; Критерии оценки -анализирует туристские сайты , программы -анализирует справочные и информационные материалы; -демонстрирует освоение методики работы со справочными и информационными материалами; -распечатывает информационные листы, демонстрирует презентации; -демонстриует описании объектов использует схему описания историко-культурных и природных объектов; демонстрирует понимание роли специалиста в сфере туризма при проектировании заданий; -рационально распределяет собственные ресурсы, вовремя сдает работы; -рефлексирует с анализом достижений и проблем, вырабатывает пути решения проблем; -демонстрирует многообразие источников информации при подготовке к практическим занятиям; -оформляет отчетные материалы в соответствии с требованиями; выполняет задание в соответствии с ролью в группе; -анализирует результаты реализованных деятельности -выявляет оптимальные технологии профессиональной деятельности; -учитывает при проектировании культурные, национальные, Методы оценки письменный/устный опрос; тестирование; оценка результатов самостоятельной работы (докладов, презентации .) 11 -характеризовать различные виды информационных ресурсов, необходимых в деятельности специалиста по туризму; владеть навыками анализа и оценки профессионально ориентированной информации; -использовать ИКТ при оформлении докладов, презентаций практик; - разрабатывать решения в группе; -проводить рефлексию при защите практик; -анализировать преимущества и недостатки технологий профессиональной деятельности. Знания Основные понятия сферы туризма; -Квалификационные требования к основным должностям работников туристской индустрии; -Виды источников информации, необходимые для исследовательской деятельности специалиста по туризму; -Направления исследовательской деятельности специалиста по туризму. Методы проведения исследований в области туризма; -культурные, национальные, конфессиональные, профессиональные ценности. -основы рациональной организации труда и конфессиональные, профессиональные ценности; -рационально распределяет собственные ресурсы, вовремя сдает работы; -демонстрирует при подготовке в списке источников профессиональные информационные ресурсы; -применяет при подготовке работ базовые компьютерные программы; -соблюдает нормы профессиональной этики при общении с педагогом, одногруппниками -при подведении итогов обучения в рефлексии осознает необходимость повышения квалификации, совершенствования трудовых функций -рационально распределяет собственные ресурсы, вовремя сдает работы; - Демонстрирует знание должностей работников сферы туризма -составляет описание историко-культурных и природных достопримечательностей в рамках с характеристикой особенностей религиозного туризма в России и за рубежом -сдает работы вовремя; -демонстрирует при подготовке в списке источников профессиональные информационные ресурсы; проводит исследования ресурсов -применяет при подготовке работ базовые компьютерные программы; -соблюдает нормы профессиональной этики при общении с педагогом, заказчиком, исполнителями услуг; -при подведении итогов обучения в рефлексии осознает письменный/устный опрос; тестирование; оценка результатов самостоятельной работы (докладов, презентации .) 12 отдыха; -правила поведения в ЧС; -профессиональные информационные ресурсы; -базовые компьютерные программы; нормы этикета, профессионального общения; - профстандарт, трудовые функции, профессиональные ресурсы для повышения квалификации, -инновационные профессиональные технологии. необходимость повышения квалификации, совершенствования трудовых функций; - 13