Приложение 4.8 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 43.02.10 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.01. ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 43.02.10 Туризм Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 42.02.10 Туризм, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05.2014 № 474 «Об утверждении и ведении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 Туризм» Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» Разработчик: Перминова Е.В., преподаватель математики и информатики © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .............. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ............................................................ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .................................................................... 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ................. 16 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.10 «Туризм» Данная дисциплина является практико-ориентированной, раскрывая возможности основных информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Базой для изучения дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» является информатика. В свою очередь знания и умения в области технических средств организации профессионального пространства специалиста по туризму будут являться базовыми для изучения профессионального модуля «Современная оргтехника и организация делопроизводства». Результатом освоения учебной дисциплины является овладение общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями: ● OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ● OK 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ● ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ● ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ● ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ● ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ● ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ● ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ● ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ● ПК 1.1. Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации ● ПК 1.2. Информировать потребителя о туристических продуктах ● ПК 1.3. Взаимодействовать с туроператором по реализации и продвижению туристского продукта ● ПК 2.1. Контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств в выходе на маршрут ● ПК 4.2. Организовывать и контролировать деятельность подчиненных ● ПК 4.3. Оформлять отчетно-планирующую документацию 4 1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: Основной целью изучения учебной дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» является обеспечить профессиональную подготовку будущих специалистов сферы туризма в области информационных и коммуникационных технологий. Задачи курса: 1. сформировать представления об информационных и коммуникационных технологиях, необходимых в туристической сфере: изучить структуру, основные функции и свойства информационных и коммуникационных систем и их составляющих; 2. овладеть навыками работы с любыми источниками информации с помощью современных информационных технологий; 3. ознакомить студентов с современными приемами и методами использования новых информационных и коммуникационных технологий при проведении разного рода занятий, в различных видах учебной деятельности; 4. обучить студентов использованию средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности специалиста сферы туризма. Код Умения Знания ПК, ОК работать в операционной общие принципы работы с ОК 1-9 системе; оболочками разных ПК 1.1-1.3 работать с текстовым операционных систем; ПК 2.1 редактором; правила и методы ПК 4.2 работать с электронными подготовки, сохранения и ПК 4.3 таблицами; редактирования текстовых использовать сетевые документов в разных тестовых программные и технические редакторах; средства в профессиональной общие принципы деятельности; использования стандартных выполнять работу с функций при вычислениях, программными средствам способы представления повышения информационной результатов в обычном и безопасности; графическом виде; работать с методы поиска профессионально ориентированы необходимой информации, программным обеспечением; правила пользования пользоваться средствами основными службами связи и техническими средствами, глобальных сетей; применяемыми для создания, общий подход к обработки и хранения организации размещения, документов; обработки, поиска, хранения и осуществлять передачи информации, защиты документационное обеспечение информации от профессиональной деятельности с несанкционированного использованием информационно- доступа; коммуникационных технологий. общие принципы работы с различными системами бронирования и резервирования; 5 правила использования оргтехники и основных средств связи; стандартное программное обеспечение делопроизводства 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы учебной дисциплины Объем часов Объем образовательной программы 111 в том числе: теоретическое обучение лабораторные работы 34 практические занятия 44 0 курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) 0 контрольная работа 0 Самостоятельная работа 37 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» Наименование разделов и Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические Объем часов Код занятия, Самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если тем ПК, ОК предусмотрены) 1 2 3 4 3 семестр 34ч ауд., 17ч СРС Раздел 1. Информационная деятельность человека 24 6 ОК1, ОК4, Тема 1.1. Понятие и Содержание учебного материала ОК5, ПК1.1, сущность 1 Роль информационной деятельности в современном обществе, 2 информационных Роль информационной деятельности в экономической, социальной, культурной, систем и технологий образовательной сферах. Значение информатики при освоении специальностей СПО. Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования при работе на компьютере в кабинете информатики 2 Информационные и коммуникационные технологии: понятие, виды. 2 Этапы становления ИКТ 2 Самостоятельная работа обучающихся 1 1 Подготовить информационное сообщение «Информационные технологии в туризме» 2 Создать презентация «Информационные революции» 1 9 Тема 1.2. Техническое Содержание учебного материала ОК6, ОК7, обеспечение 1 Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в 2 ПК1.3, ПК2.1, информационных информационной сфере технологий. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием Интернета 2 Автоматизированные рабочие места (АРМ), их локальные отраслевые сети 2 7 Компьютерное рабочее место Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. Безопасность автоматизированного рабочего места. Антивирусные мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. В том числе практические занятия 1 Техническое обеспечение информационных технологий. Самостоятельная работа обучающихся 1 Подготовьте сообщение «Виды правонарушений в информационной сфере, меры их предупреждения». 2 Составить таблицу «АРМ менеджера по туризму» 3 Составить таблицу «Сравнительный анализ существующих АСУ» Тема 1.3. Программное Содержание учебного материала обеспечение Операционная система. Графический интерфейс пользователя. Работа с информационных файлами и антивирусным ПО. технологий. В том числе практические занятия 1 Операционная система 2 Графический интерфейс пользователя 3 Работа с файлами и антивирусным ПО. Самостоятельная работа обучающихся 1 Подготовка сообщения по теме: «Программное обеспечение в сфере туризма». 2 Составить схему классификации ПО 3 Заполнить таблицу «Стоимостные характеристики ПО» Раздел 2. Средства информационных и коммуникационных технологий Тема 2.1. Основные Содержание учебного материала сведения о 1 Объединение компьютеров в локальную сеть. персональных Основные сведения о персональных компьютерах, об операционных системах. компьютерах Основные характеристики компьютеров. Базовая конфигурация ПК. Компьютерное рабочее место 2 2 3 1 1 1 9 ОК2, ОК5, ОК9, ПК4.3 44 20 ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК8, 6 2 2 2 3 1 1 1 2 8 Антивирусные мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности В том числе практические занятия 1 Комплектация компьютерного рабочего места 2 Безопасность автоматизированного рабочего места. 3 Защита информации, антивирусная защита. 4 Электронные коммуникации в профессиональной деятельности. 5 Ввод графической и текстовой информации с помощью сканера Самостоятельная работа обучающихся 1 Подготовка сообщений по темам: «Вирусы», «Антивирусные программы», «Защита программ в сети Интернет», «Правовые основы защиты информации», «Электронные коммуникации в профессиональной деятельности», «Ресурсы Интернет. Службы Интернет. Поиск информации в Интернет». 2 Групповая работа в Гугл документе: Создать презентацию «Архитектура компьютера» 3 Подготовка сообщений по темам: «Интернет-зависимость», «Этика и безопасная работа в сети Интернет» 4 Написать инструкцию «Профилактика компьютера от вирусов» 5 Заполнить таблицу «Характеристики съёмных носителей» Тема 2.3 Прикладное Содержание учебного материала программное обеспечение Прикладное программное обеспечение. Пакет прикладных программ. и информационные В том числе практические занятия ресурсы 1 Power Point 2007. Создание презентации, работа с анимацией 2 Power Point 2007. Создание доклада по презентации и выступление с ним Самостоятельная работа обучающихся 1 Лабораторная работа Power Point «Применение технологии мультимедиа в системах поддержки управленческих решений» 2 2 10 2 2 2 2 2 6 2 1 2 1 1 6 ОК1, ПК1.2, ПК4.3 4 2 2 2 2 9 4 семестр 40ч ауд., 20ч СРС Тема 2.2 Офисные Содержание учебного материала информационные технологии В том числе практические занятия Создание и оформление документов в MS Word. Форматирование текста. 1 Заголовки. Структура документа. Многоуровневые списки, колонтитулы. 2 Создание комплексных документов в MS Word. Работа с редактором формул MS Equation. 3 Создание презентаций Работа с анимацией и гиперссылками. 4 Работа с базой данныхв MS Access. 5 Организация расчетов в MS Excel, абсолютная и относительная адресация. Связанные таблицы и подбор параметра в MS Excel. 6 Задачи оптимизации, консолидация данных в MS Excel. Самостоятельная работа обучающихся 1 Подготовит сообщение на тему «Структура базы данных в туризме» 2 Работа с офисными программами. 3 Создание мультимедийной презентации «Ресурсы Интернет для туристического оператора». 4 Подготовит сообщение на тему «Классификация функций табличного процесса» Раздел 3. Глобальная компьютерная сеть Интернет 17 Тема 3.1 Глобальная Содержание учебного материала 17 компьютерная Сеть 1 Архитектура сети Интернет. 2 Интернет Глобальная сеть Интернет. История появления Интернет 2 Информационные ресурсы Интернет. 2 Структура сети Интернет. Хост-компьютеры, провайдеры. Основные протоколы Интернет: TCP/IP, Telnet, FTP, HTML, POP и др. 3 Адресация, доменные имена, протоколы передачи данных. Сеть WWW. 2 Принцип адресации и маршрутизации в сети Интернет. Система доменных имен DNS. Иерархия доменов. 4 Информационные ресурсы Интернет. 2 18 ОК1, ОК2, ПК1.2, ПК4.3 12 2 2 2 2 2 2 6 1 2 2 1 ОК3, ОК9, ПК1.2, ПК2.1, 10 Гипертекстовая система WWW. Браузеры. Сайт. Поисковые системы и каталоги Интернет. Приемы и методы поиска информации в Интернете. Типы источников в Интернете. Сервисные службы Интернета. Электронная почта. FTP – доступ к файлам и файловым архивам. IRC – чат, форумы, ICQ. IP-телефония. Телеконференции. Электронная коммерция. Этика и безопасность работы в Интернет. Основы работы с web-сайтом. Протокол передачи гипертекста HTTP В том числе практические занятия 6 1 Работа с браузерами Поисковые системы. 2 2 Основы работы с Web-сайтами. Гипертекст. Введение в язык HTML. Структура 2 сайта. Размещение web-сайта в сети Интернет. Сайты туристических фирм и представительств, туристические порталы. Классификация туристических бизнес – ресурсов. Структура и содержания представительств туристических фирм Самостоятельная работа обучающихся 5 1 Составить правила работы в локальной компьютерной сети. 1 2 Подготовка сообщения на тему: «Интернет-телефония Skype» 1 3 Работа с электронной почтой 2 4 Подготовить сообщение по теме «Интернет зависимость» 1 Раздел 4. Системы автоматизации учета. 23 Тема 4.1. Обзор программ Содержание учебного материала 17 автоматизации 1 Пакеты прикладных программ 2 туристической Применяемые для работы в настоящее время. Определение профессионально деятельности ориентированных пакетов прикладных программ по отраслям и сферам деятельности. Пакеты управления туристскими фирмами 2 Использование финансовых функций для определения будущей стоимости. 2 Вычисление амортизации активов с использованием стандартных финансовых функций в среде MS EXCEL 2 3 Использование финансовых функций для начисления бонусов. Электронные таблицы, базы и банки данных: назначение, использование в информационных системах профессионального назначения. 2 4 Использование финансовых функций для расчетов по рассрочке. ОК3, ОК4, ОК7, ОК8, ПК1.3, ПК4.2, 11 Тема 4.2. Характеристика и принципы работы программы «1С: Турагентство» Электронная система EXCEL: назначение, возможности, расчетные операции, статистические и математические функции. 5 Расчет и анализ экономических показателей деятельности туристической 2 компании в системе ЭТ Решение задач линейной и разветвляющейся структуры в электронной таблице. Построение макросов. Дополнительные возможности EXCEL. В том числе практические занятия 4 1 Решение задач анализа эффективности туристических акций в системе ЭТ. 2 Самостоятельная работа обучающихся 5 1 Составьте сравнительную характеристику основных зарубежных систем бронирования по следующим параметрам: необходимые технические характеристики персонального компьютера, возможность работы он-лайн 2 Спроектировать структуру и содержание сайта туристической фирмы 3 Построение диаграмм для анализа эффективности рекламы акции раннего 2 бронирования туров. 4 Составьте сравнительную таблицу профессионально-ориентированных программ, учитывая следующие параметры: удобство интерфейса для не профессионального пользователя, возможности импортирования каталогов и справочников, возможности бронирования, добавления неформализованной отчетной информации, составлении отчетов и форм, возможности предоставления ограниченного права доступа к работе и распределение системных уровней, клиентские списки, и т.д Содержание учебного материала 1 Основные информационные единицы, используемые системой 1С: Турагентства. Справочники. Константы Виды поиска документов. Поиск по реквизитам документов. Полнотекстовый поиск. Поиск по специализированным классификаторам. 2 Работа с разделом учета заявок туристов. Заполнение карточки реквизитов. Выбор логических условий. Одновременный поиск документа по нескольким базам. 3 Многоуровневые справочники. 1 1 1 8 2 ПК1.1, ПК1.2, ПК4.2, ПК4.3 2 2 12 Одновременный поиск документа по нескольким базам. История запросов. Получение общей информации о найденных документах. Сортировка списка документов. Папки документов. Импорт и экспорт папок. 4 Регистрация пакетных и составных туров. Изучение интерфейса программы «Мастер – Тур». Раздел 5. Информационные системы в управлении сферой туризма и сервиса Тема 5.1 Содержание учебного материала Информационные Зарубежные системы бронирования. Российские системы бронирования системы в управлении Самостоятельная работа обучающихся сферой туризма и сервиса 1 Подготовка сообщения на тему: «Система бронирования» Дифференцированный зачет Итого 2 10 3 2 1 1 2 111 ОК5, ОК7, ПК1.2, ПК1.3, ПК4.3 13 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социальноэкономических дисциплин и лаборатории информатики и компьютерной обработки документов. Оборудование учебного кабинета: - стул ученический – 30 шт; - стол ученический 2х местный – 15шт; - стул полумягкий – 1 шт; - стол письменный – 1 шт; - стол компьютерный – 30 шт; - стул поворотный – 31 шт; - стол компьютерный большой – 1 шт; - корзина для бумаг – 1 шт; - доска магнитная меловая одноэлементная – 1 шт; - доска магнитная маркерная одноэлементная – 1 шт; Учебно-методический комплекс: - лекции по дисциплине «Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности»; - презентации к лекциям по дисциплине «Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности»; - интерактивный учебник Interactive - Office 2003 to Office 2007; - комплекты контрольных и практических работ по числу обучающихся. Технические средства: - персональный компьютер с выходом в интернет – 31 шт; - мультимедийный проектор – 1 шт; - мышь компьютерная – 31 шт; - клавиатура – 31 шт; - лицензионное программное обеспечение на 1 персональный компьютер (операционная система Windows XP, 7, Microsoft Office (2003, 2007), Само-Тур 6.8 - выход в интернет, браузер Google Chrome 3.2. Информационное обеспечение обучения 3.2.1.Печатные издания – 3.2.2.Электронные издания 1. Ветитнев, А.М. Иформационно-коммуникационные технологии в туризме: учебник для среднего профессионального образования /А.М. Ветитнев, В.В. Коваленко, В.В. Коваленко. – 2-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 340 с. (Профессиональное образование). – Текст: непосредственный. – URL: https://urait.ru/viewer/informacionno-kommunikacionnye-tehnologii-v-turizme-453454#page/1. 2. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ 3. Информационная группа Турпром. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.tourprom.ru 4. Наш Урал. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nashural.ru 5. Официальный портал Екатеринбурга. Информационно-туристическая служба. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://its.ekburg.ru/ 6. Официальный туристический портал Свердловской области. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.uralinfotour.ru/ 7. Тонкости туризма. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tonkosti.ru 14 8. Туристический портал Utravel.ru [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://utravel.ru/ 9. Туристический портал Екатеринбург – 14 dney.ru [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.14dney.ru/ 3.3.3Дополнительные источники: 1. Гасумова, С.Е. Информационные технологии в социальной сфере: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. Е. Гасумова. — 6-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 284 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13236-6. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449582. 2. Клочко И.А. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: Учебное пособие для СПО / Клочко И. А. - Электрон. текстовые данные. — Саратов: Профобразование, Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 292 c. – ISBN 978-5-4488-0008 – Текст электронный // ЭБС «IPRbooks» URL [сайт]: http://www.iprbookshop.ru/80327.html. 3. Исмаилова Н.П. Лабораторный практикум по дисциплине «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие/ Исмаилова Н.П.— Электрон. текстовые данные. — Махачкала: Северо-Кавказский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), 2014.— 139 c. — ISBN 978-5-7743-0767-8 – Текст электронный // ЭБС «IPRbooks» URL [сайт]: http://www.iprbookshop.ru/49985.html. 15 4. КОНТРОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки Умение профессионально - традиционная система - тестирование; пользоваться основными отметок в баллах за - экспертное наблюдение и терминами и понятиями, каждую выполненную оценка на практических относящимися к туристской работу; занятиях; деятельности, на русском и - накопительная система - опрос иностранном языках баллов, на основе которой итоговая осуществлять поиск и выставляется использовать информацию о отметка; состоянии и структуре рынка - зачет: наличие всех практических работ туристских услуг; пользоваться законодательными актами и нормативными документами по правовому регулированию туристской деятельности; использовать потенциал туристских регионов при формировании турпродуктов; консультировать туристов по вопросам пользования банковскими, финансовыми услугами, современными информационными технологиями предоставлять информацию о туристско-рекреационных и курортных ресурсах региона, страны назначения. Знание истории развития и роли мирового туризма в мировой экономике; основных терминов и понятий, принятых в туристской деятельности, на русском и иностранном языках; инфраструктуры туризма; возможностей информационных, банковских и финансовых услуг и технологий в туризме - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу; - накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка; - зачет: наличие всех практических работ Устный и письменный опрос, тестирование, оценка сформированности компетенций 16