Приложение 4.8 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 43.02.10 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН 02. ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА 43.02.10 Туризм Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 43.02.10 «Туризм», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7.05.2014 г. № 474. Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» Разработчик: Бортникова О.В., преподаватель педагогический колледж» ВКК ГАПОУ СО «Свердловский областной © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 13 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМ» 1.1 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.10 «Туризм», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7.05.2014 г. № 474. Учебная дисциплина ЕН.02 География туризма обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 43.02.10 «Туризм». Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих ОК и ПК: ПК 1.1. Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации ПК 1.2. Информировать потребителя о туристских продуктах ПК 1.6. Выполнять работу по оказанию визовой поддержки потребителю ПК 3.2. Формировать туристский продукт и общих компетенций (ОК): ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, мотивировать ОК 7 Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственность за результат выполненных заданий ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности В рамках программы обучающийся должен овладеть следующими базовыми умениями согласно стандартам конкурса « Молодые профессионалы» WorldSkills Russia: • Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. • Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. • Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. • Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. • Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. 4 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Основной целью изучения учебной дисциплины «География туризма» является формирование теоретических знаний и практических умений в области использования информации о географии международного туризма в профессиональной деятельности. КОД ПК,ОК ПК 1.1. ПК1.2. ПК 1.6. ПК3.2. ОК 1.,ОК 2. ОК 3. ,ОК 4. ОК 5. ОК6., ОК 7, ОК 8. ОК 9. Умения • оценивать влияние географических факторов на развитие туризма в регионах мира; • работать со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению; • собирать актуальную информацию инфраструктуре туристских центров, экскурсионных объектах, пересечения границ и специфике туризма в различных регионах мира и России. Знания • особенности влияния факторов на развитие туризма; • основы туристского районирования; • основные закономерности туристских ресурсов в крупных регионах мира и России; • географию крупных туристских центров мира и специфику их туристской инфраструктуры; • правила пересечения границ государств гражданами Российской Федерации; • методику работы со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы учебной дисциплины Объем часов Объем образовательной программы 117 в том числе: теоретическое обучение лабораторные работы 56 практические занятия 22 курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) контрольная работа 0 0 Самостоятельная работа 39 Промежуточная аттестация дифзачет 0 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «География туризма» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 1 2 Раздел 1. Использование справочно-информационных материалов по географии туризма в деятельности специалиста по туризму Тема 1.1. Содержание учебного материала Виды справочных и 1 Справочные и информационные материалы информационных Понятие и классификация. Виды. Назначения. Способы работы. материалов по 2 Справочные ресурсы по географии туризма географии туризма Словари, энциклопедии, тематические справочники 3 Информационные материалы по географии туризма путеводители, памятки для туристов, карты и атласы. Виды назначения. Особенности. Тема 1. 2. Содержание учебного материала Путеводители и Виды, специфика, маршруты, направления, информационные источники, справочники по дополнительные материалы странам и регионам В том числе практических занятий мира. 1. Анализ структуры, содержания информации в путеводителях и справочниках для туристов; 2. Анализ условных обозначений и дизайна путеводителей и справочников для туристов Самостоятельная работа обучающихся 1. Подготовка зачетной работы по туристско-страноведческой характеристике страны 2. Анализ природных ресурсов региона Тема 1. 3. Содержание учебного материала Карты и атласы как 1 Виды и целевое назначение туристских карт. информационные Особенности. Назначение. Специфика. Топография. ресурсы 2 Требования к составлению туристских карт. Особенности. Назначение. Специфика. Масштаб 3 Карты для турбизнеса и органов управления в сфере туризма Объем в часах 3 6 2 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.6, ПК 3.2 , ОК 1, ОК5, ОК 4, ОК 7, ОК 8 2 2 10 2 4 2 2 4 2 2 16 2 2 2 6 Особенности. Назначение. Специфика. 4 Картографические ресурсы сети Интернет. Виды. Направления. Инструкция работы. Навигация. В том числе практических занятий 1.Анализ карт для туристов (на предмет соответствия требованиям к составлению карт, характеру информации, возможности использования при планировании и осуществлении путешествия); . Самостоятельная работа обучающихся 1.Разработка макета справочника для туристов 2.Работа с картографическими ресурсами сети Интернет Тема 1. 4. Содержание учебного материала Справочно1 Туристские и географические информационные системы (ТИС и информационные ГИС) ресурсы сети Виды, составные части, программное обеспечение, данные, исполнители Интернет методы. 2 Сайты органов управления в сфере туризма Туристские сайты, сайты турфирм, порталы и форумы В том числе практических занятий 1.Поиск туристской информации с использованием ресурсов сети Интернет. Самостоятельная работа обучающихся 1. Подготовка доклада по туристским ресурсам макрорегиона. 2. Подготовка к контрольным работам Раздел 2. Современная географическая картина мирового туризма Тема 2.1. Содержание учебного материала Факторы развития 1 Факторы развития туризма в регионе международного Понятие и классификация. туризма 2 Внутренние и внешние факторы туризма Явления, тенденции. Технические, экономические, социальные, политические, природные и другие факторы. В том числе практических занятий 1.Анализ факторов, влияющих на развитие туризма в стране Тема 2.2. Содержание учебного материала Районирование в 1 Понятия «туристский район» международном «туристское районообразование», «туристское районирование», туризме «туристская зона», «туристский центр» 2 2 2 4 2 2 10 2 2 2 2 4 2 2 6 2 ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.6, ПК 3.2 , ОК 1, ОК5, ОК 4, ОК 7, ОК 8, ОК 9 2 2 2 12 2 ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.6, ПК 3.2 , ОК 1, ОК 3, ОК5, ОК 4, ОК 7, ОК 8 7 Районообразующие факторы в международном туризме Географические, социальные, природные. Емкость территории. Уровень сервиса. 3 Этапы рекреационно-туристского районообразования Причины, особенности деления В том числе практических занятий 1.Составление карты туристских макрорегионов Самостоятельная работа обучающихся 1. Анализ факторов риска, способствующие развитию туризма в АзиатскоТихоокеанском макрорегионе 2. Описание региона по схеме Содержание учебного материала 1 География туристских ресурсов и видов туризма в Европейском макрорегионе Природные. Исторические. Современные. Культурные и другие 2 Специфика туристской инфраструктуры в макрорайонах Европы Особенности. Факторы. Анализ месторасположения. Спортивный, рекреационный, лечебный, приключенческий, паломнический, этнический и другие. 3 Правила пересечения границ государств Европейского макрорегиона гражданами России Паспортные, визовые, таможенные формальности В том числе практических занятий 1.Тест на знание ресурсов Европейского макрорегиона, контрольная работа на знание физической и политической географии Европы 2.Составить примерный образец тура в страну (в зависимости от варианта), ориентируясь на предлагаемые критерии Самостоятельная работа обучающихся Подготовка доклада 1.Туристское районирование Азиатско-Тихоокеанского макрорегиона 2. Описание региона по схеме Содержание учебного материала 1 Своеобразие туристских ресурсов Американского макрорегиона Природные. Исторические. Современные. Культурные и другие 2 Тема 2.3. Европейский макрорегион Тема 2.4. Американский макрорегион 2 2 2 2 4 2 2 14 2 ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.6, ПК 3.2 , ОК 1, ОК 3, ОК5, ОК 4, ОК 7, ОК 8 2 2 4 2 2 4 2 2 16 2 8 География туристских ресурсов и видов туризма в Американском макрорегионе Особенности. Факторы. Анализ месторасположения. Спортивный, рекреационный, лечебный, приключенческий, паломнический, этнический и другие. 3 Специфика туристской инфраструктуры в макрорайонах Американского макрорегиона Транспорт, предприятия питания ,проживания , сервисные предприятия и другие. 4 Правила пересечения границ государств Американского макрорегиона гражданами России Паспортные, визовые, таможенные формальности В том числе практических занятий 1. Тест на знание ресурсов Американского макрорегиона, контрольная работа на знание физической и политической географии Америки 2. Визовый режим в странах Северной и Южной Америки (в соответствии с вариантом) работа с документами, необходимыми для получения визы. Самостоятельная работа обучающихся Подготовка доклада 1.Правила пересечения границ государств Азиатско-Тихоокеанского макрорегиона гражданами России 2.Описание региона по схеме Содержание учебного материала 1 Своеобразие туристских ресурсов Африканского макрорегиона Природные. Исторические. Современные. Культурные и другие География туристских ресурсов и видов туризма в Африканском макрорегионе.Особенности. Факторы. Анализ месторасположения. Спортивный, рекреационный, лечебный, приключенческий, паломнический, этнический и другие. 2 Специфика туристской инфраструктуры в макрорайонах Африканского макрорегиона Транспорт, предприятия питания ,проживания , сервисные предприятия и другие. 3 Правила пересечения границ государств Африканского макрорегиона 2 Тема 2.5. Африканский макрорегион 2 2 2 4 2 2 4 2 2 14 2 ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.6, ПК 3.2 , ОК 1, ОК 3, ОК5, ОК 4, ОК 7, ОК 8 2 2 9 гражданами России Паспортные, визовые, таможенные формальности. В том числе практических занятий 1.Разработка памятки туристу в страну, неблагоприятную по санитарноэпидемиологической обстановке Самостоятельная работа обучающихся 1.Подготовка доклада 2.Специфика туристской инфраструктуры в макрорайонах АзиатскоТихоокеанского макрорегиона Тема 2.6. Содержание учебного материала Ближневосточный География туристских ресурсов и видов туризма в Ближневосточном макрорегион макрорегионе. Природные. Исторические. Современные. Культурные и другие Самостоятельная работа обучающихся Подготовка доклада 1.География туристских ресурсов и видов туризма в Азиатско-Тихоокеанском макрорегионе Содержание учебного материала Тема 2.7. 1 Факторы, способствующие развитию туризма в Южноазиатском Макрорегион Южная макрорегионе Азия Природные. Исторические. Современные. Культурные и другие Факторы риска 2 Туристское районирование Южноазиатского макрорегиона Географические, социальные, природные. Емкость территории. Уровень сервиса. Самостоятельная работа обучающихся 1. Своеобразие туристских ресурсов Азиатско-Тихоокеанского макрорегиона 2. Специфика туристской инфраструктуры в макрорайонах Южноазиатского макрорегиона Тема 2.8. Содержание учебного материала АзиатскоФакторы, способствующие развитию туризма в Азиатско-Тихоокеанском Тихоокеанский макрорегионе макрорегион Природные. Исторические. Современные. Культурные и другие Факторы риска Географические, социальные, природные. Емкость территории. Уровень 2 2 4 2 2 4 2 ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.6, ПК 3.2 , ОК 1, ОК 3, ОК5, ОК 4, ОК 7, ОК 8 2 8 2 ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.6, ПК 3.2 , ОК 1, ОК 3, ОК5, ОК 4, ОК 7, ОК 8 2 4 2 2 7 2 ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.6, ПК 3.2 , ОК 1, ОК 3, ОК5, ОК 4, ОК 7, ОК 8 10 сервиса. Туристское районирование Азиатско-Тихоокеанского макрорегиона Географические, социальные, природные. Емкость территории. Уровень сервиса. Своеобразие туристских ресурсов Азиатско-Тихоокеанского макрорегиона Природные. Исторические. Современные. Культурные и другие География туристских ресурсов и видов туризма в Азиатско-Тихоокеанском макрорегионе Особенности. Факторы. Анализ месторасположения. Спортивный, рекреационный, лечебный, приключенческий, паломнический, этнический и другие. Специфика туристской инфраструктуры в макрорайонах АзиатскоТихоокеанского макрорегиона Транспорт, предприятия питания ,проживания , сервисные предприятия и другие. Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление тезариуса по курсу 2. Заполнение контурной карты региона 3. Правила пересечения границ государств Азиатско-Тихоокеанского макрорегиона гражданами России ( доклад) Всего: 5 2 2 1 117 часов 11 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: кабинет оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами обучения (компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором). 3.2. Информационное обеспечение реализации программы 3.2.1.Печатные издания: 3.3.2 Электронные издания 1. Александрова, А. Ю. География туризма: учебник / А. Ю. Александрова. М.: Кнорус, 2015. - 592 с. https://urait.ru/bcode/442531. ISBN: 978-5-406-03902-1. -Текст : электронный. 2. География туризма: учебное пособие / под.ред. М. В. Асташкина, О. Н. Козырева, А. С. Кускова. -М.: Альфа-М: Инфора-М, 2016. -432 с. https://urait.ru/bcode/442531. -Текст : электронный. 3. Филиппова, И.Г., Погодина, В.Л., Лукьянов, Е.А. География туризма. Учебник. -СПб.: Бизнес-пресса, 2018– 264 с. https://urait.ru/bcode/442531/ - ISBN: 5-81100121-5 -Текст : электронный 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения Умения Умеет оценивать влияние географических факторов на развитие туризма в регионах мира; Критерии оценки Демонстрирует умение составлять маршрут по карте Правильно составляет памятку туристам Дает верную характеристику факторам Демонстрирует полный развернутый доклад Не менее 75% правильных ответов Умеет работать со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению; Верно ориентируется по картам, верно излагает туристскую информацию Верно заполняет макет справочника Правильно ориентируется в докладе по туристским ресурсам Точно выполняет задания не менее 75% Умеет собирать актуальную информацию инфраструктуре туристских центров экскурсионных объектах, пересечения границ и специфике туризма в различных регионах мира и России. Верно определяет туристские предложения, точно рассчитывает стоимость справочника. Знания Знает туристского Методы оценки Практические работы по карте, составлению образца тура, разработке памятки туристу, характеристике факторов, способствующих и препятствующих развитию туризма в регионе • Доклад по туристским ресурсам макрорегиона • зачетная работапо туристской страноведческой характеристике. • Анализ путеводителей и справочников для туристов, крат для туристов, туристской информации, туристских предложений • проект макета справочника для туристов • доклад по туристским ресурсам макрорегиона • зачетная работа по туристской страноведческой характеристике • Практические работы по анализу туристской информации, туристских предложений, разработки памятку туристу, • Проект макета справочника для туристов • доклад по туристским ресурсам макрорегиона • зачетная работа по туристской страноведческой характеристике основы Демонстрирует знание Практическая туристских макрорегионов составлению работа по карты 13 районирования и знает особенности влияния факторов на развитие туризма; туристских макрорегионов Знает основные закономерности размещения туристских ресурсов в крупных регионах мира и России; Использует навыки работы с картой и политической географии, знает термины, актуальность темы. Знает географию крупных туристских центров мира и специфику их туристской инфраструктуры; Демонстрирует знание методов составления программы, верно подбирает информационные источники , точно формулирует мысли и делает выводы. Знает правила пересечения границ государств гражданами Федерации; Знает методику работы со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению. Демонстрирует знание нормативных документов и умеет с ними работать, знает основы страноведения, • Практическая работа по характеристике туристских ресурсов и факторов развития туризма • контрольная работа на знание физической и политической географии макрорегионов • тест на знание туристских ресурсов макрорегионов доклада по туристским ресурсам макроргиона • Практическая работа по составлению программы обслуживания туристов • доклад по туристским ресурсам макрорегиона • контрольная работа на знание физической и политической географии макрорегиона • зачетная работа по туристской страноведческой характеристике • Практические работы по сравнительному анализу визового режима, составлению информационного листка к туристской путевке • зачетная работа по туристской страноведческой характеристике 14