ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ

Приложение 4.2
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 43.02.10
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.02. ИСТОРИЯ
43.02.10 Туризм
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 43.02.10 «Туризм», утвержденного Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 07.05.2014г. № 474.
Организация-разработчик:
образовательное учреждение
педагогический колледж»

Государственное
автономное
профессиональное
Свердловской области «Свердловский областной

Разработчик:
Марченкова О.С., преподаватель

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

16

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «История» является обязательной частью общего
гуманитарного и социально-экономического цикла основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 43.02.10 «Туризм».
Учебная дисциплина «История» обеспечивает формирование общих компетенций
по всем видам деятельности ФГОС по специальности «Туризм».
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание программы «История» направлено на достижение следующих целей:
1)
формирование у молодого поколения исторических ориентиров
самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;
2)
формирование понимания истории как процесса эволюции общества,
цивилизации и истории как науки;
3)
усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при особом
внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
4)
развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие исторические
события, процессы и явления;
5)
формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на
основе осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой личности,
раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
6)
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего
Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства
всех народов России
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания:

4

Код ПК,
ОК
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
OK 9

Умения

Знания


ориентироваться
в
современной
экономической,
политической
и
культурной
ситуации в России и мире;

выявлять
взаимосвязь
отечественных,
региональных,
мировых
социальноэкономических, политических и
культурных проблем;

осмыслять
события и
явления действительности в их
уникальности и вместе с тем
органической принадлежности к
единому потоку исторического
движения (прошлое-настоящеебудущее);

соотносить процессы и
события,
происходившие
на
Урале, с процессами и событиями
российской и мировой истории;

находить
причинноследственные
связи
между
историческими
событиями
и
явлениями;

сравнивать
различные
исторические явления;

анализировать
события
уральской истории, определять их
значение
для
современных
процессов в регионе;

работать
с
картой,
представлять место России и
Урала
в
общемировом
пространстве


основных направлений развития
ключевых регионов мира на рубеже
веков (XX и XXI вв.);

сущностей и причин локальных,
региональных,
межгосударственных
конфликтов в конце XX - начале XXI в.;

основных
процессов
(интеграционные,
поликультурные,
миграционные и иные) политического и
экономического
развития
ведущих
государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и
других
организаций
и
основные
направления их деятельности;

роли науки, культуры и религии в
сохранении и укреплении национальных
и государственных традиций;

содержания
и
назначения
важнейших правовых и законодательных
актов мирового и регионального
значения;

воспитание чувства патриотизма,
бережное отношения к наследию Урала
основные периоды истории уральского
края с древности до наших дней;

об
особенностях
природногеографических условий Урала, их
влияние этнические и социокультурные
процессы;

имена
наиболее
известных
общественно-политических деятелей и
деятелей науки и культуры, внесших
вклад в развитие уральского региона и
страны в целом;

историю народов, населяющих
Урал, особенности
их
культуры,
религиозных верований;

место
Урала
в
контексте
отечественной и мировой истории.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины
Объем часов
Объем образовательной программы

93

в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные работы

60

практические занятия

14

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)
контрольная работа

0
0

Самостоятельная работа

19

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного
зачета

-

0

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

1
Введение

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

2

Содержание учебного материала
Предмет истории. Историческое знание и историческое познание. Концепции
исторического развития. Периодизация истории. Входной контроль
Раздел 1. СССР во второй половине ХХ века.
Тема 1.1
Содержание учебного материала
СССР в
СССР во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг. Культура, наука, искусство в
послевоенный
СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг. Итоги ВОВ
период
Тема 1.2
Содержание учебного материала
Н.С. Хрущев
Социально-экономическое развитие СССР в 1950-х – середине 1960-х гг. Аграрная
СССР в 1950реформа Н.С. Хрущева. Реформа промышленности Н.С. Хрущев. Внешняя политика
1960-е гг.
СССР в 1950-х – середине 1960-х гг. Карибский кризис: хронология событий
СССР, друзья и враги: поддержка просоветских режимов и противостояние
капиталистическим странам.
В том числе практических занятий
1. Семинар на тему: «Оттепель» Хрущева. Культура, искусство, наука в СССР»
Тема 1.3
Содержание учебного материала
СССР в середине
Л.И. Брежнев – биография и характеристика личности. Административная реформа
1960-х – начале
Л.И. Брежнева. Аграрная реформа Л.И. Брежнева. Экономическая реформа Косыгина
1980-х гг.
Культура и искусство в СССР в 1970-е гг.
Содержание учебного материала
Тема 1.4
Афганская война Афганистан на карте мира. Культурные и религиозные особенности афганского народа
1979-1989 гг.
Этапы афганской войны: хронология событий. Итоги афганской войны: кто победил?
Тема 1.5
Содержание учебного материала

Коды
компетенций,
Объем формированию
в
которых
часах способствует
элемент
программы
3
4
2
2
ОК 2, ОК 5
15
2
2
4

ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
OK 9

2

2
2
2
2
2
2
5
7

Ю.В. Андропов – личность и политическая деятельность. Административная реформа
Ю.В. Андропова. Попытки экономической реформы 1982 г. К.У. Черненко – личность
и биография. Внешняя политика СССР в начале 1980-х гг. Культура в СССР в начале
1980-х гг.
В том числе самостоятельная работа обучающихся
1. Создание презентации по выбранному деятелю искусства, культуры, науки, спорта
СССР, чья активность пришлась на период 1945-1985 гг.
Раздел 2. От СССР к СНГ
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Деятельность
М.С. Горбачев – личность и политическая деятельность. «Перестройка»: лозунг и
М.С. Горбачева
практические шаги. Экономическая реформа и реформа промышленности.
на посту главы
Политика гласности. Внешняя политика СССР в годы перестройки
СССР
Тема 2.2
Содержание учебного материала
Причины распада «Августовский путч» 1991 г. «Парад суверенитетов» 1989-1991 гг. Силовые попытки
СССР
удержания СССР от распада. Продовольственный кризис 1989 г.
Тема 2.3
Содержание учебного материала
От СССР к СНГ
Союзный договор Горбачева и союзный договор Ельцина: общее и различия.
Обострение межнациональных конфликтов в республиках СССР. Беловежские
соглашения 1991 г. и последствия распада СССР. РСФСР в составе СНГ: население,
промышленность, военный потенциал.
В том числе самостоятельная работа обучающихся
1. Письменный анализ интервью Б. Н. Ельцина о распаде СССР
Тема 2.4
Содержание учебного материала
Россия в 1991Б.Н. Ельцин: биография и политическая деятельность. Выборы 1991 г. Реформа
1993 гг.
органов государственной власти 1993 г. Конституция 1993 г.
В том числе практических занятий
1. Посещение «Музея Бориса Ельцина»: биография
2. Посещение «Музея Бориса Ельцина»: политическая деятельность
Тема 2.5
Содержание учебного материала
Экономическая
Е.Т. Гайдар: биография и политическая деятельность
реформа 1992 г
«Шоковая терапия» как экономическая концепция
Особенности применения модели «шоковой терапии» в РФ
Приватизация и ее реализация в РФ
СССР в начале
1980-х гг.

2

3
3
24
2
2

2
2

ОК 1
ОК 2
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
OK 9

5
2
3
3
6
2
4
2
2
2
2

8

РФ в системе мировой экономики в начале 1990-х гг.
Социальное напряжение и экономические условия жизни в РФ
Тема 2.6
Содержание учебного материала
Россия в 1993Многопартийность и новая политическая ситуация в стране
1999 гг.
Выборы 1996 г.
Государственная экономическая политика 1995 – 1998 гг.
Экономический кризис 1998 г.
Отставка Б.Н. Ельцина
В том числе самостоятельная работа обучающихся
1. Создание презентации на тему: «Символы 90-х: малиновый пиджак, мерседес,
доллар»
Тема 2.7 Первая
Содержание учебного материала
чеченская война
Чечня в составе СССР., депортация чеченцев 1944 – 1957 гг. Рост национального
(1994 – 1996 гг.)
самосознания во второй половине 1980-х гг. Общенациональный конгресс чеченского
народа. Д. Дудаев. Конституционный кризис 1993 г. Новогодний штурм Грозного
Операция по восстановлению конституционного порядка 1994 – 1996 гг.
Тема 2.8.
Содержание учебного материала
Культура России
Кризисные явления в культуре. Кинематограф: направления и жанр. Литература
в 1990-е гг.
Новые музыкальные направления
Раздел 3. Россия в 2000-2012 гг.
Содержание учебного материала
Тема 3.1
В.В. Путин: путь к власти. Создание вертикали власти. Экономические реформы и
Россия в 2000 –
преобразования В.В. Путина. Оценки деятельности В.В. Путина на посту Президента
2008 гг.
РФ. Терроризм в 2000-х гг.
Тема 3.2
Содержание учебного материала
«Вторая
Вторжение боевиков в Дагестан. Контртеррористическая операция ВС РФ в 1999 –
чеченская война» 2000 гг. Теракт в Грозном 9 мая 2004 г. Современная обстановка на Кавказе
(1999 – 2009 гг.)
Содержание учебного материала
Условия появления ООН. Устав ООН. Всеобщая декларация прав человека. Структура
Тема 3.3
ООН. Современные проблемы ООН
Организация
объединенных
В том числе практических занятий
наций
1. Семинар на тему: «ООН, ОБСЕ и другие международные организации, их цели,
состав и функции».

5
2

3
3
2
2

2
2
19
2
2

2
2

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 08
OK 09

4
2
2
2
9

Содержание учебного материала
Д.А. Медведев на посту Президента РФ. Реформы и преобразования в России в 20082012 гг. Оппозиционные выступления 2010 – 2012 гг. Президентские выборы 2012 г.
В том числе самостоятельная работа обучающихся
1. Создание презентации на тему: «Деятель культуры, искусства, науки, спорта России
начала XXI века»
Содержание учебного материала
Предыстория конфликта. Причины грузино-югоосетинского конфликта. Нарастание
напряженности в начале 2008 г. Планы и силы сторон. Ход боевых действий
Итоги конфликта

5
2

Содержание учебного материала
Арабо-израильское противостояние. Война НАТО против Югославии. «Арабская
весна» 2011 г. и ее результаты. Афганистан в 1990-е – 2000-е гг.
РФ в мировой политической системе: векторы развития внешней политики
В том числе самостоятельная работа обучающихся
1. Эссе на тему: «Будущее России: возможные варианты развития»
Раздел 4. История Урала
Содержание учебного материала
Тема 4.1
Источники и история изучения древнего Урала. Каменный и бронзовый века на Урале
Начало
Формирование коренных народов Урала. Духовная культура населения Урала
Уральской
В том числе самостоятельная работа обучающихся
истории
1. Создание кроссворда: «Мифы и верования коренных народов Урала»
Содержание учебного материала
Тема 4.2
Урал в Средние
Урал во второй половине 15-16 веков. Колонизация. Поход дружины Ермака в Сибирь
века
Социальный состав населения Урала
Тема 4.3
Содержание учебного материала
Уральский Край в Земли западного Урала. Юго-западные, южные и восточные земли
составе России в
Экономическое развитие Урала
17 веке
Тема 4.4
Содержание учебного материала
Промышленная
Урал как центр горного дела и металлургии страны. Административная система
модернизация
Социальные конфликты. Образование, наука, культура
Урала

4
2

Тема 3.4
Россия в 20082012 гг.
Тема 3.5
Вооруженный
конфликт в
Южной Осетии
2008 г
Тема 3.6
Международные
конфликты на
рубеже XX – XXI
веков

3
3
2
2

2
2
31
4
2
2
2
2
2
2
2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 08
OK 09

2
2

10

Тема 4.5
Урал в 19 веке

Содержание учебного материала
Урал в Отечественной войне 1812 г. Развитие промышленности. Отмена крепостного
права и развитие С/Х. Общественно-политическое движение на Урале.
Образование, культура, наука и быт
В том числе практических занятий
1. Посещение музея «Россия – моя история»: развитие промышленности на Урале
2. Посещение музея «Россия – моя история»: образование, культура наука и быт
Содержание учебного материала
Тема 4.6
Развитие Урала в Особенности первой Российской революции на Урале. Урал в период Первой Мировой
начале 20 века
войны. Быт и культура населения Урала в 20е годы
Тема 4.7
Содержание учебного материала
Коллективизация Начало трагедии Уральского крестьянства в 1928-1932 гг. Особенности
и
взаимоотношений власти и крестьянства в 1935-39гг. Власть, репрессии, народ:
индустриализация историческая трагедия на Урале. Масштабы и проблемы индустриального роста
В том числе самостоятельная работа обучающихся
1. Создание презентации на тему: «Конструктивистская архитектура Урала»
Тема 4.8
Содержание учебного материала
Урал во Второй
Накануне глобального военного конфликта. «Опорный край державы» 1941-1945
Мировой войне
Все для фронта, все для победы. Наука и культура
(1939-1945)
Содержание учебного материала
Тема 4.9
Уральский край в Промышленное развитие региона. Социальная сфера и рост социальных противоречий
1945-1990 гг.
Перестройка на Урале. Образование, культура и наука на Урале
Содержание учебного материала
Тема 4.10
Урал в
Создание Уральского Федерального округа
современных
Социально-экономическое развитие регионов Урала
политических
Политические предпочтения Уральцев
условиях
Культурное развитие Урала
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего

6
2

4
2
2
2
2
5
2

3
2
2

2
2
4
2
2

2
93

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет Истории, оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом
преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения
раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами обучения
(компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
3.2.2. Электронные издания
1.
Кириллов, В. В. История России : учебник для среднего профессионального
образования / В. В. Кириллов, М. А. Бравина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2020. — 565 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-08560-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/451390 (дата обращения: 20.05.2020).
2.
История России XX - начала XXI века : учебник для среднего
профессионального образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С.
А. Саркисяна. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 311 с.
— (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13853-5. — Текст : электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467055 (дата обращения: 20.05.2020).
3.
Князев, Е. А. История России. ХХ век : учебник для среднего
профессионального образования / Е. А. Князев. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. —
234 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13336-3. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/457513 (дата обращения:
20.05.2021).
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Березовая, Л. Г. История отечественной культуры : учебник для среднего
профессионального образования / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. — 2-е изд., испр. и доп.
— Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 452 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-09078-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/452831 (дата обращения: 20.05.2020).
2.
Бугров К. Д. Соцгорода Большого Урала / К. Д. Бугров. – Екатеринбург :
Издательство Уральского университета, 2018. – 472 с. - ISBN 978-5-7996-2490-3 – Текст
непосредственный
3.
История Урала с древнейших времен до наших дней: учебник для 10–11-х
классов общеобразовательных учреждений / Под ред. И. С. Огоновской, Н. Н. Попова.
Екатеринбург : Сократ, 2004. – 496 с. – ISBN 588664 – 163-7 – Текст электронный // URL:
https://obuchalka.org/2014061178137/istoriya-urala-s-drevneishih-vremen-do-nashih-dnei-1011-klass-ogonovskaya-i-s-popov-n-n-2004.html: (дата обращения: 20.05.2021).

4.
Сафонов, А. А. История: международные конфликты в XXI веке : учебник и
практикум для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова.
— Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 299 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-10213-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/456469 (дата обращения: 20.05.2021).
5.
Портал История.РФ [Электронный ресурс], - https://histrf.ru/
6.
Проект «100 главных документов российской истории» [Электронный
ресурс] - http://doc.histrf.ru/
7.
Государственный центральный музей современной истории России
[Электронный ресурс] – https://www.sovrhistory.ru/
8.
Архив Президентского центра Б.Н. Ельцина [Электронный ресурс]
– https://yeltsin.ru/archive/
9.
Свердловский областной краеведческий музей [Электронный ресурс]
– http://uole-museum.ru/
10.
Исторические источники на русском языке в Интернете (Коллекция ссылок
Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова) [Электронный ресурс]
– http://www.hist.msu.ru/ER/sources.htm

13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий, тестирования, а также, выполнения
обучающимися
индивидуальных
заданий.
Итоговым
контролем
освоения
обучающимися дисциплины является дифференцированный зачет.
Результаты обучения
Знания:
•
основных направлений
развития ключевых регионов
мира на рубеже веков (XX и
XXI вв.);
•
сущностей и причин
локальных, региональных,
межгосударственных
конфликтов в конце XX - начале
XXI в.;
•
основных процессов
(интеграционные,
поликультурные, миграционные
и иные) политического и
экономического развития
ведущих государств и регионов
мира;
•
назначение ООН, НАТО,
ЕС и других организаций и
основные направления их
деятельности;
•
роли науки, культуры и
религии в сохранении и
укреплении национальных и
государственных традиций;
•
содержания и
назначения важнейших
правовых и законодательных
актов мирового и регионального
значения.
•
воспитание чувства
патриотизма, бережное
отношения к наследию Урала
основные периоды истории
уральского края с древности до
наших дней;
•
об особенностях
природно-географических
условий Урала, их влияние
этнические и социокультурные
процессы;
•
имена наиболее
известных общественно-

Критерии оценки
Идентифицирует
пройденный материал
на
географической
карте.
Ориентируется
в
деятельности
международных
организаций, причинах
локальных,
региональных,
межгосударственных
конфликтов в конце XX
- начале XXI в., в
процессах,
происходящих
в
(интеграционные,
поликультурные,
миграционные и иные)
политического
и
экономического
развития
ведущих
государств и регионов
мира.
Демонстрирует чувство
патриотизма, бережное
отношения к наследию
Урала
основные
периоды
истории
уральского
края
с
древности до наших
дней.

Методы оценки

письменный/устный
опрос;

тестирование;

оценка результатов
самостоятельной работы
(докладов,
презентаций
эссе);

задание на работу с
географической картой;
•
тесты на платформе
Kahoots.com;
•
тесты на платформе
google.com/forms

14

политических деятелей и
деятелей науки и культуры,
внесших вклад в развитие
уральского региона и страны в
целом;
•
историю народов,
населяющих Урал, особенности
их культуры, религиозных
верований;
•
место Урала в контексте
отечественной и мировой
истории.
Умения:

ориентироваться в
современной экономической,
политической и культурной
ситуации в России и мире;
•
выявлять взаимосвязь
отечественных, региональных,
мировых социальноэкономических, политических и
культурных проблем. осмыслять
события и явления
действительности в их
уникальности и вместе с тем
органической принадлежности к
единому потоку исторического
движения (прошлое-настоящеебудущее);
•
соотносить процессы и
события, происходившие на
Урале, с процессами и
событиями российской и
мировой истории;
•
находить причинноследственные связи между
историческими событиями и
явлениями;
•
сравнивать различные
исторические явления;
•
анализировать события
уральской истории, определять
их значение для современных
процессов в регионе;
•
работать с картой,
представлять место России и
Урала в общемировом
пространстве

Соотносит процессы и
события,
происходившие на
Урале, с процессами и
событиями российской
и мировой истории, а
также с основными
процессами
(интеграционные,
поликультурные,
миграционные и иные)
политического и
экономического
развития ведущих
государств и регионов
мира.
Владеет техникой
сравнительного анализа
(сравнивает различные
исторические явления).
Устанавливает
причинно-следственные
связи между
историческими
событиями и
явлениями.


оценка
демонстрируемых умений,
выполняемых действий,

оценка заданий для
самостоятельной работы,

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».