ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Приложение 4.1
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 43.02.10
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
43.02.10 Туризм
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 43.02.10 Туризм, утвержденного
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05.2014г. №
474.
Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное
Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж»

учреждение

Разработчики:
Касьянова Е.Б., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО
«Свердловский областной педагогический колледж».

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

12

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
1.1. Место
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной
образовательной программы:
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» является частью
примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС СПО по специальностям 43.02.10. «Туризм»
Применение данной программы направлено на формирование элементов основных
видов профессиональной деятельности в части освоения соответствующих общих
компетенций (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение,
эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за
результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
Основной целью изучения учебной дисциплины «Основы философии» является
создание условий для формирования у студентов научного мировоззрения, овладение
системой научных знаний о сущностной природе человека и основных сферах его
социальной жизнедеятельности, а также систематизация на базе изучения философии
своего мировоззрения, что позволит студенту четко понимать цели и смысл своей
деятельности, место и роль в обществе. В рамках программы учебной дисциплины
обучающимися осваиваются умения и знания:
Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК6.
ОК7.
ОК 8.
ОК 9.

 ориентироваться в наиболее
общих философских проблемах
бытия, познания, ценностей,
свободы и смысла жизни как
основе формирования
культуры гражданина и
будущего специалиста;

 основные категории и понятия
философии;
 роль философии в жизни человека и
общества;
 основы философского учения о
бытии;
 сущность процесса познания;
 основы научной, философской и
4

религиозной картин мира;
 об условиях формирования
личности, свободе и ответственности
за сохранение жизни, культуры,
окружающей среды;

о социальных и этических
проблемах, связанных с развитием и
использованием достижений науки,
техники и технологий
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины
Объем образовательной программы

Объем
часов
79

в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные работы и практические занятия

54

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)
контрольная работа

0
0

Самостоятельная работа

15

10

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем
часов

Тема 1.
Философия:
предмет,
структура,
функции

Содержание учебного материала
1.Философия: предмет, структура, функции
Понимание философии. Предмет философии. Основной вопрос философии. Решение основного
вопроса философии. Диалектика и метафизика.
2. Структура философии
Основные философские направления. Идеализм. Материализм. Агностицизм.
Исторические основы структуризации философии.
Современная структура философского знания.
Функции философии.
Содержание учебного материала
1.Мировоззрение и его виды
Понятие "мировоззрение". Мировоззрение и его сущность. Формы мировоззрения:
мифологический и религиозный тип мировоззрения.
2. Понятие научной картины мира.
Историческая динамика.
Современные концепции картины мира.
В том числе практических занятий
1.Семинар «Анализ концепций», «Проблемы философского мировоззрения».
Содержание учебного материала
Учение о бытии. Философский смысл проблемы бытия. Понимание бытия в различных школах.
Основные формы и диалектика бытия.

4
2

Содержание учебного материала
1.Онтология.
Материя. Материя - объективная реальность. Явление и сущность. Качество и количество.
Пространство и время. Движение.

6
2

Тема 2.
Мировоззрение
и его виды

Тема 3.
Учение о
бытии.
Тема 4.
Онтология.
Атрибуты
материи.

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
ОК 1.,ОК 2.,ОК 3.
ОК 4., ОК 5., ОК6.
ОК7.,ОК 8.,ОК 9.

2

6
2

2

2
2
2
2

ОК 1.,ОК 2.,ОК 3.
ОК 4., ОК 5., ОК6.
ОК7.,ОК 8.,ОК 9.

ОК 1.,ОК 2.,ОК 3.
ОК 4., ОК 5., ОК6.
ОК7.,ОК 8.,ОК 9.
ОК 1.,ОК 2.,ОК 3.
ОК 4., ОК 5., ОК6.
ОК7.,ОК 8.,ОК 9.
6

Тема 5.
Философская
антропология.

2.Закономерность и закон.
Возможность и действительность. Необходимость и случайность. Причинность.
Взаимодействие. Развитие.
В том числе практических занятий
1.Семинар «Диалектика как способ мысли». Категориальный аппарат диалектики. Лао-цзы.
Законы диалектики
Содержание учебного материала
1.Человек как объект философской мысли.
Общая характеристика проблемы человека.
Подходы к изучению человека. Представление о человеке в раннем конфуцианстве.
Представление о человеке в раннем даосизме. Представление о человеке в раннем легизме.
Конфуцианство и легизм: сферы столкновений. Представление о человеке в раннем буддизме.
2.Деятельность.
Личность. Личность и общество. Современные концепции личности.
3.Происхождение сознания.
Теории происхождения сознания
Роль сознания в происхождении человека.
4.Сознание как философская категория.
Структура сознания. Язык. Проблемы лингвистической антропологии.
5.Сознательное и бессознательное.
Структура бессознательного
Архетипы К.Г.Юнга.
6. Использование теории архетипов в туристической и социально-культурной
деятельности.
Составление необходимых обязательных условий для каждого архетипа. Описание программы.
В том числе практических занятий.
1.Анализ проблемы отчуждения
2. Семинар «Проблема смысла жизни в древней, средневековой философии, в философии
Нового времени, XIX века, в современной философии».
Самостоятельная работа обучающихся
1.Философское эссе (на выбор)
1) Человек - это встреча земли и неба, тела и души. /Ошо/
2) Счастливый человек принадлежит самому себе /Ошо/
3) Лучше быть свободным бедняком, чем богатым невольником. Конечно, люди хотят быть и
богатыми и свободными — и из-за этого подчас становятся бедными рабами. /А.Камю/

2

2
2
20
2

ОК 1.,ОК 2.,ОК 3.
ОК 4., ОК 5., ОК6.
ОК7.,ОК 8.,ОК 9.

2
2

2
2

2
4
2
2
4
2

7

Тема 6.
Гносеология.

Тема 7.
Проблема
общества в
философии.

4) У нас нет времени, чтобы стать самим собой. Его хватает лишь на то, чтобы быть
счастливым. /А.Камю/
2. Просмотр и анализ к.ф. Дом солнца
Содержание учебного материала
1.Концепции познания.
Чувственное познание и его формы.
2.Мышление.
Чувственное и логическое. Абстрактное мышление и формы рационального познания.
Эмпирическое и теоретическое в познании.
3. Гипотеза и теория как формы познания.
Истина. Научное познание.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Философское эссе (на выбор)
1) Постановка «я могу» приводит к положительному результату, постановка «я не могу» не
приводит ни к какому результату. /Ж.П. Сартр/
2) Цель познания в том, чтобы знать, почему вещь существует, а не только что она есть…
Природа вещи есть ее цель, то ради чего она существует /Аристотель/
3) Мудрость, Истина, Единство фактически являются одной и той же вещью /Джордано Бруно /
4) Даже в самых бессмысленных взглядах, которые когда-либо пользовались успехом у людей,
всегда можно найти какую-то долю правды /И. Кант/
2. Просмотр и анализ документальных кинофильмов.
Содержание учебного материала
1.Общество как философская категория.
Общее понимание развития общества. Формационный подход к развитию общества.
Цивилизационный подход к изучению общественного развития. Системный подход.
2.Циклические теории развития общества.
Концепции волнообразного развития. Эволюционные модели социокультурной динамики.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Философское эссе (на выбор)
1) Вся проблема с миром в том, что дураки и фанатики всегда так уверены в себе, а умные люди
полны сомнений. /Бертран Рассел/
2) Способность умно наполнить свободное время — есть высшая ступень личной культуры.
/Бертран Рассел/
3) Род людской — это ошибка. Без него вселенная была бы не в пример прекраснее. /Бертран
Рассел/

2
10
2
2

ОК 1.,ОК 2.,ОК 3.
ОК 4., ОК 5., ОК6.
ОК7.,ОК 8.,ОК 9.

2
4
2

2
8
2

2
4
2

ОК 1.,ОК 2.,ОК 3.
ОК 4., ОК 5., ОК6.
ОК7.,ОК 8.,ОК 9.

8

Тема 8.
Духовная
сфера.
Общественное
сознание и его
формы.

Тема 9.
Философия
истории

Тема 10.
Глобальные
проблемы
современности.
Глобалистика
как феномен.

4) Патриотизм — это готовность убивать и быть убитым по самым тривиальным причинам.
/Бертран Рассел/
2. Просмотр и анализ кинофильма «Философы» или «Облачный атлас»
Содержание учебного материала
1.Индивидуальное и общественное сознание. Массовое сознание как тип общественного
сознания.
Понятие общественного сознания. Структура общественного сознания. Общественная
психология.
2.Мораль. Религия.
Соотношение морали и религии. Происхождение религии. Мировые религии.
3. Искусство. Духовная жизнь общества.
Культура.
Содержание учебного материала
1.Философия истории - понятие.
Социальные законы. Свобода и необходимость. Прерывность и непрерывность общественного
процесса. Массы и выдающиеся личности. Цивилизационный подход. Тойнби, Данилевский,
Бердяев.
2. Концепции исторического процесса.
Формационный , цивилизационный подход.
Содержание учебного материала
1.Глобальные проблемы: причины их возникновения.
Экологический кризис и пути выхода из него. Понятия "коэволюция", "экологический
императив" и "биофилия". Инвайроментальная философия. Экологическое воспитание.
Проблемы загрязнения мирового океана: неорганические загрязнения, органические
загрязнения, дампинг, радиоактивные загрязнения. Методы очистки мирового океана.
2.Глобальные вызовы 20-21 века. Глобалистика как феномен.
Проблема сохранения мира. Пацифистское движение и его роль в сохранении мира.
«Глобалистика как главный феномен современной цивилизации». Роль Римского клуба в
решении глобальных проблем.
Причины отсталости развивающихся стран и пути их преодоления. Народонаселение и
проблема оптимальной структуры населения.
3. Проблемы освоения космоса.
Основные критерии устойчивого развития современного человечества
4. Энергетическая проблема и пути её решения.
Альтернативные виды энергии. Сырьевая проблема и пути её решения.

2
6
2

2

ОК 1.,ОК 2.,ОК 3.
ОК 4., ОК 5., ОК6.
ОК7.,ОК 8.,ОК 9.

2
4
2

ОК 1.,ОК 2.,ОК 3.
ОК 4., ОК 5., ОК6.
ОК7.,ОК 8.,ОК 9.
.

2
13
2

2

ОК 1.,ОК 2.,ОК 3.
ОК 4., ОК 5., ОК6.
ОК7.,ОК 8.,ОК 9.

2
2
9

В том числе практических занятий
1.Семинар «Изменение парадигмы развития человечества в 21 веке».
Самостоятельная работа обучающихся
1.Письменная работа по книгам:
Карьер Ж-К, Эко У. Не надейтесь избавиться от книг! Интервью Ж.-Ф. де Тоннака // Пер. с фр.
и примеч. О.Акимовой. – СПб.: «Симпозиум», 2010. – 336 с.
Кригер Б. Кухонная философия: Трактат о правильном жизнепроведении / Б.Кригер. — М.:
Издат. содруж. А.Богатых и Э.РАкитской. — 472 с.
Гришковец Е. Реки [Тест] / Е.Гришковец. — М.: Махаон, 2009. - 199 с.
2.Эссе по просмотренному художественному фильму «Дом».
Дифференцированный зачет
Всего:

2
2
3
2

1
2
79

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины «Основы философии» требует наличия
учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Учебно-методический комплекс
- учебная литература (предложена в информационном обеспечении) – 30 шт.
- дидактический материла: перечень тем для эссе, карточки контрольных работ для
письменных работ по прочтенным книгам;
- вопросы для дифференцированного зачета.
Технические средства:
- персональный компьютер с выходом в интернет – 1 шт;
- мультимедийный проектор – 1 шт;
- лицензионное программное обеспечение на 1 персональный компьютер
(операционная система Windows XP, 7, Microsoft Office (2003, 2007)
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Печатные издания:
3.2.2. Электронные издания:
1. Дмитриев, В. В. Основы философии : учебник для среднего профессионального
образования / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2020. — 281 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-10515-5. — Текст : электронный
2.
Ивин, А. А. Основы философии : учебник для среднего профессионального
образования / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. —
478 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02437-1. — Текст :
электронный
3.2.3. Дополнительная литература:
1. Аблеев С.Р. Основы философии: Вводный курс: Учеб. пособие для студ.
учреждений сред. проф. образования. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 264 с.
– Текст: непосредственный.
2. Губин В. Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учреждений
среднего профессионального образования / В.Д. Губин. - М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2007. 287 с. – Текст: непосредственный.
3. Гуревич П. С. Основы философии. Учеб. пособие для сред. спец. учеб. Заведений
/ П.С. Гуревич. - М.: Гардарики, 2002. - 436 с. – Текст: непосредственный.
4. Канке В. А. Основы философии. Учеб. для студентов сред. и спец. учеб.
заведений / В.А. Канке.- М.: Логос; КноРус, 2000. - 287 с. – Текст: непосредственный.
5. Рузавин Г. И. Основы философии истории. Учеб. для вузов / Г.И. Рузавин. - М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 303 с. – Текст: непосредственный.
6. Кохановский В.П. Философия. Учеб. для вузов/6-е изд., перераб. и доп. - Ростов
н/Д: Феникс, 2003. — 576 с. – Текст: непосредственный.

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

В результате освоения
дисциплины обучающийся
должен уметь:
ориентироваться
в
наиболее
общих
философских проблемах
бытия,
познания,
ценностей, свободы и
смысла жизни как основе
формирования культуры
гражданина и будущего
специалиста

Определяет категории и соотносит
их с определенной эпохой.
Умеет устанавливать связи между
явлениями.
Пользуется различными
источниками информации о
философии.
Использует приобретенные знания и
умения в практической
деятельности.

Философское эссе

В результате освоения
дисциплины обучающийся
должен знать:
-основные категории и
понятия философии;
-Роль философии в жизни
человека и общества;
-Основы
философского
учения о бытии;
-Об
условиях
формирования личности;
-Сущность
процесса
познания;
-Основы
научной,
религиозной
и
философской
картины
мира;
-О
социальных
и
этических
проблемах,
связанных с развитием и
использованием
достижений
науки,
техники и технологий.

Разбирается в основных
направлениях и школах.
Знает авторов и основные
концепции.
Понимает особенности и специфику
теорий и разделов философии
воспроизводит основные категории
и понятия философии;
определяет роль философии в жизни
человека и общества;
рассматривает основы
философского учения о бытии
вычленяет сущность процесса
познания;
определяет основы научной,
философской и религиозной картин
мира;
анализирует вопросы условий
формирования личности, свободе и
ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей
среды
обобщает вопросы о социальных и
этических проблемах, связанных с
развитием и использованием
достижений науки, техники и
технологий

Устное
собеседование, опрос.
Дифференцированный
зачет
в
виде
собеседования

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».