ПМ.01 ТВОРЧЕСКАЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ керамика

Приложение 5.1
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 54.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

Подписано цифровой подписью: ГАПОУ СО "СОПК"
DN: email=buhsopk@list.ru, 1.2.643.3.131.1.1=120C303036363538303334363636,
1.2.643.100.3=120B3032323131303331353537,
1.2.643.100.1=120D31303236363032333337363834, title=директор, o=ГАПОУ СО "СОПК",
street=УЛ ЮМАШЕВА, ДОМ 20, l=Екатеринбург, st=66 Свердловская область, c=RU,
givenName=Татьяна Сергеевна, sn=Симонова, cn=ГАПОУ СО "СОПК"
Дата: 2021.09.21 17:01:49 +05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 ТВОРЧЕСКАЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
(Керамика)
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01. Творческая и исполнительская
деятельность разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта по специальности (специальностям) среднего профессионального образования
54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам),
утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 года
№1389

Организация-разработчик:
образовательное учреждение
педагогический колледж»

Государственное
автономное
профессиональное
Свердловской области «Свердловский областной

Разработчики:
Вахонин И.Н. – зав. кафедрой художественного образования, преподаватель ГАПОУ
«Свердловский областной педагогический колледж»;
Бучкевич О.В. – преподаватель кафедры художественного образования ГАПОУ
«Свердловский областной педагогический колледж»;
Васильева А.О. - преподаватель кафедры художественного образования ГАПОУ
«Свердловский областной педагогический колледж»;
Частикова Д.М. - преподаватель кафедры художественного образования ГАПОУ
«Свердловский областной педагогический колледж»;
Никифорова О.Ю. - преподаватель кафедры художественного образования ГАПОУ
«Свердловский областной педагогический колледж»;

СО
СО
СО
СО
СО

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020.

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ОБЩАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

4

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ

19

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

21

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3

1.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
ПМ.
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
01.
ТВОРЧЕСКАЯ
И

1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной
вид деятельности творческая и исполнительская деятельность и соответствующие ему общие
компетенции и профессиональные компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций
Код
Наименование общих компетенций
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
ОК 1
проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
ОК 2
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ОК 3
ситуациях.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
ОК 4
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для
ОК 5
совершенствования профессиональной деятельности.
Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с
ОК 6
коллегами, руководством, потребителями.
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и
ОК 7
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат
выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
ОК 8
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
ОК 9
деятельности.
1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
Код
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
ВД 1
творческая и исполнительская деятельность
ПК 1.1
Изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду
средствами академического рисунка и живописи.
ПК 1.2
Создавать художественно-графические проекты изделий декоративноприкладного искусства индивидуального и интерьерного значения и
воплощать их в материале.
ПК 1.3
Собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал
при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства.
ПК 1.4
Воплощать в материале самостоятельно разработанный проект изделия
декоративно-прикладного искусства (по видам).
ПК 1.5
Выполнять эскизы и проекты с использованием различных графических
средств и приемов.
ПК 1.6
Самостоятельно разрабатывать колористические решения художественнографических проектов изделий декоративно-прикладного и народного
искусства.
ПК 1.7
Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной
терминологией
4

1.1.3. В результате освоения профессионального модуля студент должен:
разработки специальных композиций для декоративного
Иметь
оформления изделий декоративно-прикладного искусства;
практический
разработки
графического
и
колористического
решения
опыт в
декоративной композиции;
пользования специальной литературой;
составления аннотаций к разработанным проектам изделий
декоративно-прикладного искусства;
использовать основные изобразительные материалы и техники при
уметь
проектировании изделий декоративно-прикладного искусства;
применять основные композиционные законы и понятия при
проектировании и исполнении
изделий декоративно-прикладного
искусства;
включать теоретические знания о художественно-стилистических
особенностях конкретного вида декоративно-прикладного искусства в
практическую учебно-познавательную деятельность;
разрабатывать авторские композиции на основе традиций и
современных требований декоративно-прикладного искусства;
адаптироваться к условиям работы в художественно-творческом
коллективе;
особенности графических, живописных, пластических решений при
знать
изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства;
основные методы и способы проектирования и моделирования
изделий декоративно-прикладного искусства;
происхождение, содержание и виды народного орнамента;
специальную литературу по декоративно-прикладному искусству и
народному искусству, профессиональную терминологию
1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего 639 часов, из них на освоение
МДК 01.01 Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного
искусства – 459 часа;
На практики, в том числе
учебную– 144 часов;
производственную – 36 часов.
Самостоятельная работа 153 час.

5

2. Структура и содержание профессионального модуля ПМ.01 Творческая и исполнительская деятельность
2.1. Структура профессионального модуля ПМ.01 Творческая и исполнительская деятельность
Объем профессионального модуля, час.
Коды
профессиональных
и общих
компетенций

1
ОК 1 - 9

ПК 1.1. – ПК 1.7.

Наименования
разделов
профессионального
модуля

2
МДК 01.01

Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем
Суммарный
Обучение по МДК
Практики
объем
Самостоя
В том числе
нагрузки,
тельная
Лабораторных
Всего
Курсовых Учебна
час.
работа
и
Производственная
работ
я
практических
(проектов)
занятий
3
5
6
4
7
8
9
210
639
306

Художественное
проектирование
изделий декоративноприкладного и
народного искусства

Производственная
практика (по
профилю
специальности),
часов
Промежуточная
аттестация (по
каждому
компоненту ПМ:
МДК, УП, ПП, по
ПМ)
Всего:

144

36

153

36

*

639

306

210

144

36

153

6

2.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ 01 «Творческая и исполнительская деятельность»
Наименование разделов
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
Объем
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
профессионального модуля
часов
(ПМ),
междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
1
2
3
МДК 01.01 Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства
459
Раздел ПМ 01.01. Освоение технологий создания художественно-графических проектов изделий ДПИ и народного
134
искусства
Раздел 01. Основы декоративной композиции
48
2 курс (3 семестр)
Тема 01.01. Основы
Содержание учебного материала
8
композиции
Композиция как одна из важнейших творческих основ изобразительного искусства и дизайна.
2
Виды композиции. Открытая и закрытая композиция.
В том числе практических занятий
2
1. Композиционный центр.
2
Самостоятельная работа обучающихся
4
1. Абстрактная композиция из геометрических фигур. Построить композицию с явно
2
выделенным композиционным центром
2. Абстрактная композиция из геометрических фигур. Создайте замкнутую или открытую
2
композицию.
Тема 01.02. Восприятие
Содержание учебного материала
6
формы на плоскости.
Организация композиции. Законы композиции.
2
В том числе практических занятий
2
1. Композиционное равновесие.
2
Самостоятельная работа обучающихся
2
1. Абстрактная композиция из геометрических фигур. Построить уравновешенную
2
композицию.
Тема 01.03. Объемная
Содержание учебного материала
8
композиция
Объемная композиция. Выразительные средства.
2
В том числе практических занятий
4
1. Фронтальная композиция
2
2. Объёмная композиция.
2
7

Самостоятельная работа обучающихся
1. Сделать объемную композицию из бумаги.
Тема 01.04. Средства
Содержание учебного материала
гармонизации композиции. Правила композиции: ритм, сюжетно-композиционный центр, симметрия, асимметрия,
расположение главного на втором плане.
В том числе практических занятий
1. Ритм в композиции
2. Пропорции, масштаб.
3. Контраст, нюанс, тождество
4. Симметрия и асимметрия
Самостоятельная работа обучающихся
1 Абстрактная композиция из геометрических фигур. Выполнить композицию применяя
ритм, пропорции и масштаб
2 Выполнить абстрактные композиции. 1 композиция с ярко выраженным контрастом. 2
нюанс в композиции. 3 тождество в композиции. 4 Симметричная композиция. 5
Ассиметричная композиция.
Тема 01.05. Средства
Содержание учебного материала
выражения
Форма. Цвет. Фактура.
художественного образа.
В том числе практических занятий
1 Использование фактуры в декоративных композициях.
Самостоятельная работа обучающихся
1 Абстрактная композиция с использованием фактуры
Тема 01.06. Стилизация в
Содержание учебного материала
декоративной композиции Стилизация. Виды. Принципы. Условия.
В том числе практических занятий
1 Стилизация растительных форм. Разработка
Самостоятельная работа обучающихся
1 Стилизация выбранного объекта.
Раздел 02. Мифология
2 курс (3 семестр)
Тема 02.01.
Мифология мировых
Содержание учебного материала
культур
1. Схожесть мифологических систем в разных культурах о структуре мира и
сотворении мира.
Мифология в системе проектирования. Виды мифов. Структуры мифов в разных культурах
2. Мифология Древнего Египта и Африки.

2
2
14
2
8
2
2
2
2
4
2
2

6
2
2
2
2
2
6
2
2
2
2
2
30
30
2

2
8

Основные боги и герои. Космогонические мифы. Эсхатологические мифы. Циклы мифов
2
3. Мифология Древней Греции и Рима
Основные боги и герои. Космогонические мифы. Эсхатологические мифы. Циклы мифов
2
4. Мифология Шумеры и Междуречья
Основные боги и герои. Космогонические мифы. Эсхатологические мифы. Циклы мифов
2
5. Мифология Древней Индии
Основные боги и герои. Космогонические мифы. Эсхатологические мифы. Циклы мифов
2
6. Мифология Китая и Японии
Основные боги и герои. Космогонические мифы. Эсхатологические мифы. Циклы мифов
2
7. Мифология индейцев Америки
Основные боги и герои. Космогонические мифы. Эсхатологические мифы. Циклы мифов
2
8. Мифология стран Скандинавии Западной Европы
Основные боги и герои. Космогонические мифы. Эсхатологические мифы. Циклы мифов
2
9. Славянская мифология Восточной Европы
Основные боги и герои. Космогонические мифы. Эсхатологические мифы. Циклы мифов
2
10. Мифологические сюжеты в работах художников
Творчество художников эпохи Возрождения. Русские художники сказочники
Самостоятельная работа обучающихся
10
1.
Сбор материала и эскизирование на тему мифологии Античного мира
2
2.
Сбор материала и эскизирование на тему мифологии Древней Индии, Китая и Японии
2
3.
Сбор материала и эскизирование на тему мифологии индейцев Америки
2
4.
Сбор материала и эскизирование на тему мифологии стран Скандинавии Западной
2
Европы
5.
Сбор материала и эскизирование на тему мифологии Восточной Европы
2
Раздел 03. Орнаментальная композиция
92
2 курс (3 семестр)
Тема 03.01.
Основы орнаментальной
Содержание учебного материала
48
композиции
2
1. Законы и средства орнаментальной композиции.
Классификация орнамента. Глоссарий
2
2. Роль тона в орнаментальной композиции.
Использование тона в композиции. Средства выразительности тона. Поисковые эскизы.
2
3. Орнамент Бабочка.
Стилизация бабочки. Композиция в листе. Расчеты.
2
4. Орнамент Бабочка в материале.
Подбор материала. Основные инструменты в орнаменте
9

5. Симметричный орнамент
Виды симметрии. Применение симметричных орнаментов
6 Вращение, зеркальная симметрия.
Особенности зеркальной симметрии. Особенности симметрии вращения
7. Выбор мотива для построения орнамента
Понятие мотива в орнаменты. Виды мотивов
8 Детализация орнамента
Раппорт. Оживки. Уровни сложности орнамента
9 Стилизация мотива.
Особенности стилизации мотива. Значение цвета в мотиве. Работа в материале.
10 Стили и традиции в искусстве орнамента
Классические виды орнамента. Народные орнаменты. Геометрические орнаменты
В том числе практических занятий
1
Разработка ахроматического орнамента на основе одной схемы
2 Поиск орнаментальной композиции в листе. Эскизирование.
3 Орнамент на основе схемы «бабочка». Работа в материале. Разметка карандашом.
4 Разработка орнамента розетки на основе симметрии вращения или зеркальной
симметрии. Сбор материала, поиск мотивов.
5 Поиск цвета орнамента. Гуашь.
6 Выполнение композиции в материале.
Самостоятельная работа обучающихся
1 Подготовка к диктанту «Основные понятия орнаментальной композиции»
2 Изучение аналогичных орнаментов на основе одной схемы
3 Завершение этапа «Разметка карандашом» ахроматического орнамента
4 Завершение, исправление орнамента «Бабочка»
5 Поиски сюжета орнамента Розетка
6 Эскизирование. Поиск композиции орнамента Розетка
7 Изучение символики цвета, выбранного колорита Орнамент Розетка
8 Завершение работы над композицией орнамента Розетка
Форма промежуточной аттестации: экзамен
2 курс (4 семестр)
Тема 03.02.
Разработка
Содержание учебного материала
орнаментальной
1. Ленточный орнамент
композиции на основе
Восемь схем построения ленточного орнамента. Три способа размещения фигур в ленточном
одного мотива.
орнаменте

2
2
2
2
2
2
12
2
2
2
2
2
2
16
2
2
2
2
2
2
2
2
6
44
2

10

2. Семантика орнамента
Понятие семантики. Образы в орнаменте
3. Смысловое содержание мотива орнамента
Значение орнамента в разных культурах
4
Трансформация природного мотива в орнаментально-декоративную форму.
Стилизация природного мотива. Особенности формирование природного орнамента
5. Структура орнамента
Линия. Силуэт. Декоративная форма.
6. Композиционные схемы сетчатых орнаментов
Понятие сетчатого орнамента. Виды схем сетчатых орнаментов. Применение в изделиях ДПИ
В том числе практических занятий
1 Разработка сетчатых орнаментов
2 Три способа заполнения ячеек сеток изображениями. Эшеровские мозаики.
3 Разработка проекта орнаментальной композиции
с определенными смыслами.
4 Подготовка основы для выполнения проектной работы. Размещение орнаментов в листе.
5 Поиск цвета. Техника акварельной отмывки.
6 Символика цвета. Поиск колорита для орнаментальной композиции.
7 Выполнение проекта орнаментальной композиции в цвете.
8 Завершение проекта орнаментальной композиции в цвете.
9 Оформление эскизов
Самостоятельная работа обучающихся
1 Выбор мотива для разработки проекта орнаментальной композиции
2 Изучение семантики выбранного мотива. Сбор материала
3 Просмотр аналогичных работ
4 Завершение работы над поиском образа выбранного мотива
5 Завершение работы над композиционными схемами
6 Изучение символики выбранного для проекта цвета
7 Оформление проекта
Раздел ПМ 01.02 Создание художественно-графических проектов изделий ДПИ и народного искусства
Раздел 04. Основы проектирования
2 курс (4 семестр)
Тема 04.01.
Содержание учебного материала
Проектирование
Сущность и роль проектирования в учебно-образовательном и художественно-творческом
процессе

2
2
2
2
2
18
2
2
2
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
268
155
96
2
2
11

Тема 04.02. Этапы
проектирования.

Тема 04.03.
Формообразование
объектов художественного
проектирования

Содержание учебного материала
Этапы и художественные средства проектирования
В том числе практических занятий
1. Проектирование объемной композиции. Анималистическая скульптура.
2. Выбор темы, поиск аналогов
3. Натурные зарисовки.
4. Эскизный поиск. Линейный поиск
5. Линейный поиск, поиски формы и силуэта
6. Стилизация анималистических форм
7. Выполнение эскиза варианта изделия в соответствии с особенностями материала;
8. Эскизный поиск. Тоновые эскизы.;
9. Эскизный поиск. Цветовые поиски.
10. Цветовые эскизы. Доработка.
11. Выполнение картона в натуральную величину.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Поиск и анализ аналогов
2. Зарисовки животных
3. Доработка формы и силуэта
4. Доработка стилизованного образа
5. Доработка эскизов
6. Доработка картона
7. Создание презентации по проекту
Содержание учебного материала
Закономерности и принципы формообразования объектов художественного проектирования
В том числе практических занятий
1. Проектирование объемной композиции. Ваза
2. Выбор темы, поиск аналогов
3. Натурные зарисовки.
4. Эскизный поиск. Линейный поиск
5. Линейный поиск, поиски формы и силуэта
6. Выполнение эскиза варианта изделия в соответствии с особенностями материала;
7. Эскизный поиск. Тоновые эскизы;
8. Эскизный поиск. Цветовые эскизы.
9. Цветовые эскизы
10. Выполнение картона в натуральную величину.

37
2
22
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
13
2
2
2
2
2
2
1
34
2
20
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
12

Тема 04.04. Стилизация
природных форм – основа
проектируемого изделия

Тема 04.05. Техника
выполнения эскизов и
чертежей изделий с
использованием туши и
акварели.

Самостоятельная работа обучающихся
1. Поиск и анализ аналогов
2. Свободный поиск формы. С использованием метода «Образ из хаоса»
3. Доработка формы и силуэта
4. Доработка стилизованного образа
5. Доработка эскизов
6. Доработка картона
Содержание учебного материала
Стилизация природных форм: растений, пейзажей.
В том числе практических занятий
1. Проектирование изделий с применением стилизованного пейзажа. Панно в технике
сграффито.
2. Выбор темы, поиск аналогов,
3. Натурные зарисовки.
4. Эскизный поиск. Линейный поиск
5. Линейный поиск, поиски формы и силуэта
6. Стилизация природных форм
7. Выполнение эскиза варианта изделия в соответствии с особенностями материала;
8. Эскизный поиск. Тоновые эскизы;
9. Эскизный поиск. Тоновые эскизы. Доработка
10. Эскизный поиск. Цветовые эскизы.
11. Эскизный поиск. Цветовые эскизы. Доработка
12. Выполнение картона в натуральную величину
Самостоятельная работа обучающихся
1. Поиск и анализ аналогов
2. Доработка формы и силуэта
3. Доработка стилизованного образа
4. Доработка эскизов
5. Доработка картона
Содержание учебного материала
Техника отмывки изделия тушью и акварелью. Техника натягивания бумаги на планшет.
В том числе практических занятий
1. Оформление планшетов проекта (аналоги, эскизный поиск, изделие)
2. Разработка планшета с аналогами
3. Оформление планшета с аналогами с учетом композиции

12
2
2
2
2
2
2
36
2
24
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
10
2
2
2
2
2
30
2
16
2
2
2
13

4. Разработка планшета с эскизным поиском
5. Оформление планшета с эскизным поиском с учетом композиции
6. Разработка планшета с изделием
7. Оформление планшета с изделием с учетом композиции.
8. Оформление планшета с изделием с учетом композиции. Отмывка изделия акварелью.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Натягивание планшетов.
2. Отмывка шрифтов тушью.
3. Доработка шрифтов.
4. Доработка планшета с аналогами
5. Доработка планшета с эскизным поиском
6. Доработка отмывки изделия на планшете
Тема 04.06. Использование Содержание учебного материала
в проектировании ИТ
Подготовка проектов к просмотру. Презентация проекта.
технологий. Подготовка
В том числе практических занятий
проектов к просмотру.
1. Создание презентации
Презентация проекта
Самостоятельная работа обучающихся
1. Оформление эскизов в папку для просмотра. Подготовка к просмотру.
Форма промежуточной аттестации: экзамен
3 курс (5 семестр)
Раздел 05. Проектирование сервиза
Тема 05.01.
Содержание учебного материала
Проектирование сервиза
Проектирование сервиза из 5 предметов. Поиск формы и силуэта.
из 5 предметов
В том числе практических занятий
1. Выбор темы, поиск аналогов
Самостоятельная работа обучающихся
1. Поиск и анализ аналогов
Тема 05.02. Методы
Содержание учебного материала
расчета объема изделия
Расчетный метод приведения композиции сосудов к заданному рабочему объему. Формулы
вычисления объемов поверхностей тел.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Нахождение заданного объема сосудов
Тема 05.03.
Содержание учебного материала
Проектирование кружек,
Проектирование кружек и блюдец. Поиск образа, передача замысла.
блюдец.
В том числе практических занятий

2
2
2
2
2
12
2
2
2
2
2
2
6
2
2
2
2
2
6
36
52
6
2
2
2
2
2
4
2
2
2
8
2
4
14

1. Эскизный поиск. Линейный поиск
2. Выполнение эскиза варианта изделия в соответствии с особенностями материала;
Самостоятельная работа обучающихся
Доработка линейных эскизов
Тема 05.04.
Содержание учебного материала:
Проектирование чайника, Проектирование чайника или кувшина. Поиск образа, передача замысла.
кувшина
В том числе практических занятий
1. Эскизный поиск. Тоновые эскизы;
2. Эскизный поиск. Цветовые эскизы.
Самостоятельная работа обучающихся
1 Доработка тоновых эскизов
2 Доработка цветовых эскизов
Тема 05.05.
Содержание учебного материала
Проектирование крышек.
Проектирование крышек под основной сосуд. Завершение образа, передача замысла.
В том числе практических занятий
1. Выполнение картона в натуральную величину для каждого предмета
Самостоятельная работа обучающихся
1 Доработка картонов.
Тема 05.06. Оформление
Содержание учебного материала:
планшетов проекта
Планшет. Основные части планшетного поля для презентации изделия декоративно(аналоги, разработка
прикладного искусства
эскизов, изделие)
В том числе практических занятий
1 Разработка планшета с аналогами для проекта сервиза
2 Разработка планшета с эскизным поиском для проекта сервиза
3 Разработка планшета с изделием для проекта сервиза
4 Оформление планшета с изделием с учетом композиции для проекта сервиза
5 Оформление планшета с изделием с учетом композиции. Отмывка изделия акварелью
проекта сервиза
Самостоятельная работа обучающихся
1 Оформление планшета с аналогами для проекта сервиза
2 Оформление планшета с эскизным поиском для проекта сервиза
3 Доработка отмывки изделия на планшете для проекта сервиза
Форма промежуточной аттестации: дифференцированный зачет
Раздел 06. Подходы в проектировании изделий ДПИ
3 курс (6 семестр)

2
2
2
2
10
2
4
2
2
4
2
2
6
2
2
2
2
2
18
2
10
2
2
2
2
2
6
2
2
2
2
60
60
15

Тема 06.01. Авторский
подход в проектировании
изделия ДПИ
Тема 06.02. Стадии
творческого процесса
Тема 06.03.
Художественный образ
Тема 06.04. Средства
художественной
выразительности
Тема 06.05.
Проектирование изделия с
применением
антропоморфной
стилизации декоративной
скульптуры (портрет)

Тема 06.06.
Проектирование 3
декоративных тарелок с
применением
анималистических форм

Содержание учебного материала
Феномен творчества. Условия и препятствия для развития. Критерии авторского изделия:
новизна, оригинальность, творческий характер.
Содержание учебного материала
Стадии творческого процесса: подготовка, инкубация, озарение, проверка. Качества
творческой личности.
Содержание учебного материала
Замысел и эскиз. Композиция и ее художественное решение
Содержание учебного материала
Средства художественной выразительности. Сочетание формы и фактуры

2

Содержание учебного материала
Антропоморфная скульптура. Особенности разработки антропоморфного образа.
В том числе практических занятий
1
Выбор темы, поиск аналогов для антропоморфной скульптуры
2
Натурные зарисовки. Стилизация образа
3
Линейный поиск, поиски формы и силуэта
4
Эскизный поиск. Тоновые эскизы антропоморфной скульптуры
5
Эскизный поиск. Цветовые эскизы антропоморфной скульптуры
6
Выполнение картона в натуральную величину для проекта антропоморфной
скульптуры
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Поиск и анализ аналогов для проекта антропоморфной скульптуры
2.
Доработка формы и силуэта проекта антропоморфной скульптуры
3.
Доработка стилизованного образа антропоморфной скульптуры
4.
Доработка эскизов антропоморфной скульптуры
5.
Доработка картона антропоморфной скульптуры
Содержание учебного материала
Организация образа в круге. Выбор тематики для проектов. Особенности работы с
орнаментом в круге
В том числе практических занятий
1
Выбор темы, поиск аналогов для тарелки «рыбы»
2
Натурные зарисовки для первой тарелки «рыбы»
3
Эскизный поиск. Линейный поиск тарелки «рыбы»
4
Эскизный поиск. Тоновые эскизы тарелки «рыбы»

22

2
2
2
2
2
2
2

12
2
2
2
2
2
2
10
2
2
2
2
2
46

32
2
2
2
2
16

5
Эскизный поиск. Цветовые эскизы тарелки «рыбы»
6
Выбор образа, поиск аналогов для тарелки «звери»
7
Натурные зарисовки для второй тарелки «звери»
8
Эскизный поиск. Линейный поиск тарелки «звери»
9
Эскизный поиск. Тоновые эскизы тарелки «звери»
10 Эскизный поиск. Цветовые эскизы тарелки «звери»
11 Выбор образа, поиск аналогов для тарелки «птицы»
12 Натурные зарисовки для третьей тарелки «птицы»
13 Эскизный поиск. Линейный поиск тарелки «птицы»
14 Эскизный поиск. Тоновые эскизы тарелки «птицы»
15 Эскизный поиск. Цветовые эскизы тарелки «птицы»
16 Выполнение картона в натуральную величину для тарелок
Самостоятельная работа обучающихся
1.
Поиск и анализ аналогов
2.
Доработка формы и силуэта
3.
Доработка стилизованного образа
4.
Доработка эскизов первой тарелки
5.
Доработка эскизов второй тарелки
6.
Доработка эскизов третьей тарелки
7.
Доработка картона
Тема 06.07. Оформление
Содержание учебного материала
планшетов проекта
Планшет. Основные части планшетного поля для презентации изделия декоративно(аналоги, разработка
прикладного искусства.
эскизов, изделие)
В том числе практических занятий
1
Разработка планшета с аналогами для проекта росписи тарелок
2
Разработка планшета с эскизным поиском для проекта росписи тарелок
3
Разработка планшета с изделием для проекта росписи тарелок
4
Оформление планшета с изделием с учетом композиции. Отмывка изделия акварелью
для проекта росписи тарелок
Самостоятельная работа обучающихся
1
Оформление планшета с аналогами
2
Оформление планшета с эскизным поиском
3
Доработка отмывки изделия на планшете
Форма промежуточной аттестации: экзамен
Примерная тематика курсовых работ (проектов)

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
14

8
2
2
2
2
6
2
2
2
6
17

1. Использование мотивов древнерусского орнамента в современном искусстве.
2. Разработка проекта декоративного панно по мотивам древнерусского орнамента.
3. Изобразительные особенности кельтского орнамента.
4. Разработка проекта декоративного панно по мотивам кельтского орнамента.
5. Использование орнаментальных мотивов культуры Древнего Востока в современных изделиях керамики.
6. Разработка проекта комплекта бижутерии.
7. Изобразительные особенности крито-микенских орнаментов.
8. Разработка эскизов кафельной плитки по мотивам крито-микенской (эгейской) культуры.
9. Создание методического пособия-альбома с пробниками глазурей и техниками их нанесения на керамические изделия
10. Опыт декорирования керамики глазурованием.
11. Создание методического пособия: альбома с пробниками глазурей и техниками их нанесения.
12. История развития промыслов русской народной глиняной игрушки.
13. Создание демонстрационного комплекта пластики по народной игрушке (на выбор).
14. Особенности изготовления и разновидности технологий керамического рельефа.
15. Создание серии декоративных плакеток, посвящённых Екатеринбургу.
16. Особенности изготовления форм и декорирование традиционной русской керамики.
17. Создание проекта кувшина и чашки для молока.
18. Современная сувенирная продукция из керамики.
19. Создание серии керамических сувениров
20. Проектирование керамических часов
21. Проектирование серии керамических тарелок с декоративной росписью
22. Проектирование керамического панно на мифологическую тему
23. Разработка иллюстраций на мифологическую тематику
Практики по ПМ 01
Производственная практика (по профилю специальности)
Виды работ: Проектирование изделий ДПИ в производственных условиях
Учебная практика
Виды работ: Пленэр

180
36

144

18

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинеты
проектировочных работ; кабинет информационных технологий; мастерские (по видам
деятельности); мастерская компьютерного дизайна.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета проектировочных работ:
столы для эскизирования с изменением наклона столешницы (до 30 градусов), столы для
рисования, световые столы (с матовым стеклом), стулья, школьная доска, Шкафы для
образцовых изделий, комплекты наглядных и методических пособий.
Технические средства обучения: мультимедиа комплекс, интерактивная доска.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета информационных
технологий: компьютерные столы; компьютеры: системный блок, мышь, клавиатура,
колонки, монитор 22 дюйма, планшет для рисования; стулья; лицензионное ПО,
плазменная панель 32 дюйма.
Оборудование мастерских и рабочих мест мастерских по видам деятельности
подбирается в соответствии с требованиями к технологиям художественной обработки
материалов, определенных СНиП и СанПиН
Оборудование мастерской и рабочих мест компьютерного дизайна:
стол для эскизирования с изменением наклона столешницы (до 30 градусов), стол
для рисования, световой стол (с матовым стеклом), стол для макетов, стулья,
компьютерный стол; компьютер: системный блок, мышь, клавиатура, колонки, монитор
22 дюйма, планшет для рисования; стулья; лицензионное ПО, принтер, плоттер, лазерное
устройство для изготовления объемных моделей и изделий.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания –
3.2.1. Электронные издания:
1.
Барышников, А. П. Основы композиции / А. П. Барышников, И. В. Лямин.
— Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 196 с. — ISBN 978-5-534-10775-3. — Текст:
электронный.
2.
Воронова, И. В. Основы композиции: учебное пособие для вузов / И. В.
Воронова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 119 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-534-11106-4. — Текст: электронный.
3.
Голубева О.Л. Основы композиции. Учебное пособие/ О.Л. Голубева Москва, Изобразительное искусство, 2015г, -135с. ISBN 5-85200-045-0 Текст:
электронный.
4.
Дубровин, В. М. Основы изобразительного искусства: учебное пособие для
вузов / В. М. Дубровин; под научной редакцией В. В. Корешкова. — 2-е изд. — Москва:
Издательство Юрайт, 2020. — 360 с. —— ISBN 978-5-534-11429-4. — Текст:
электронный.
5.
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: Учебное пособие, - Москва:
ВЛАДОС, 2017, 144 стр. SBN978-5-906992-39-0. — Текст: электронный.
6.
Шокорова, Л. В. Дизайн-проектирование: стилизация: учебное пособие для
среднего профессионального образования / Л. В. Шокорова. — 2-е изд., перераб. и доп. —
19

Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 110 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-10584-1. — Текст: электронный.
7.
Шокорова, Л. В.
Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном
искусстве / Л. В. Шокорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт,
2020. — 110 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09988-1. — Текст:
электронный.
3.2.2. Дополнительные источники
1.
Голубева О.Л. Основы проектирования. Учебник/ О.Л. Голубева -Москва, В.
Шевчук, 2014. - 132с. ISBN: 978-5-94232-107-9. — Текст: непосредственный.
2.
Кулеева Л.М., Михайлов С.М. Основы дизайна - Издательство: Новое
Знание, 1999. - 240 с. (osnovdizaina[s.mihailov,l.kuleeva].pdf). — Текст: непосредственный.
3.
Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. Москва: Форум,
2009. — Текст: непосредственный.
4.
Морган М. Буквицы. Энциклопедия. Декоративная каллиграфия. Москва:
Арт-родник, 2008. — Текст: непосредственный.
5.
Саттон Т. Гармония цвета: Полное руководство по созданию цветовых
комбинаций / пер. с англ. В.П. Воропаева – М.: Издательство «Астрель», 2004
(Garmonia_cveta.djvu). — Текст: непосредственный.
6.
Синеглазова М.О. Батик, - Издательство: МСП, 2004, 96 стр. ISBN:5-75780207-3, (Батик.djvu). — Текст: непосредственный.
7.
Снарский О.В. Шрифт в наглядной агитации, М: ПЛАКАТ, 1978
(Снарский_Шрифт в наглядной агитации.pdf). — Текст: непосредственный.
8.
Тимофеев Г.С., Тимофеева Е.В. Графический дизайн. Ростов н/Д: Феникс,
2002. - Серия «Учебный курс», (Графический дизайн [DOC]). — Текст:
непосредственный.
9.
Хогарт Б. Игра света и тени для художников: Учебное пособие, - Тула:
Издательство «Астрель», 2001 (hogart_Igra_sveta_teni_dlya_hudozhnikov.pdf). — Текст:
непосредственный.
10.
Эрнест Норлинг Объемный рисунок и перспектива - Издательство: Эксмо,
2004, 160 с. (Объемный рисунок и перспектива.pdf). — Текст: непосредственный.

20

4.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результаты
(освоенные
профессиональные
компетенции)
ПК 1.1. Изображать человека
и окружающую предметнопространственную
среду
средствами академического
рисунка и живописи.

РЕЗУЛЬТАТОВ

Основные показатели оценки
результата

Выполнить
изображение
человека
средствами
академического
рисунка
и
живописи.
Выполнить
изображение
предметно-пространственной
среды (натюрморт, пейзаж,
интерьер,
архитектурное
сооружение)
средствами
академического
рисунка
и
живописи.
ПК 1.2. Создавать
Разработать проект изделия
художественно-графические декоративно-прикладного
проекты
изделий искусства.
декоративно-прикладного
Выполнить проект в материале.
искусства индивидуального
и интерьерного значения и
воплощать их в материале.
ПК 1.3. Собирать,
Готовить
подготовительный
анализировать
и материал для проектирования
систематизировать
изделий
декоративноподготовительный материал прикладного искусства.
при проектировании изделий
декоративно-прикладного
искусства.
ПК 1.4. Воплощать
в Выполнить проект в материале
материале самостоятельно (по видам)
разработанный
проект
изделия
декоративноприкладного искусства (по
видам).
ПК 1.5. Выполнять эскизы и Выполнить эскиз (проект) с
проекты с использованием использованием
различных
различных
графических графических средств и приемов
средств и приемов.
ПК 1.6. Самостоятельно
Разработать колористическое
разрабатывать
решение
художественноколористические
решения графического проекта изделия
художественно-графических декоративно-прикладного
проектов
изделий (народного) искусства
декоративно-прикладного и
народного искусства.
ПК 1.7. Владеть культурой Демонстрировать
владение
устной и письменной речи, культурой устной и письменной

ОСВОЕНИЯ

Формы и методы
контроля и оценки
Экспертная оценка на
практическом занятии

Экспертная
оценка
выполнения
практического задания

Экспертная оценка на
практическом занятии

Экспертная
оценка
выполнения
практического задания

Практический экзамен

Практический экзамен

Экспертная оценка на
практическом занятии
21

профессиональной
терминологией.

речи,
профессиональной
терминологией

ОК 1. Понимать
социальную
своей будущей
проявлять к ней
интерес.

к Интерпретация
результатов
критериальных
наблюдений
за
деятельностью
обучающегося
в
процессе
освоения
образовательной
программы
Выбирать и применять методы
Интерпретация
и способы решения
результатов
профессиональных задач в
критериальных
области разработки
наблюдений
за
технологических процессов
деятельностью
изготовления изделий
обучающегося
в
декоративно-прикладного
процессе
выполнения
искусства;
курсовых проектов
Оценивать эффективность и
качество выполнения;
Решать
стандартные
и Интерпретация
нестандартные
результатов
профессиональные задачи в критериальных
области
разработки наблюдений
за
технологических процессов и деятельностью
изготовления
изделий обучающегося
в
декоративно-прикладного
процессе
выполнения
искусства
курсовых проектов
Эффективно
находить Интерпретация
необходимую информацию.
результатов
Использовать
различные критериальных
информационные
источники, наблюдений
за
включая электронные
деятельностью
обучающегося
в
процессе
производственной
практики
Разработать проекты ДПИ с Интерпретация
использованием графических результатов
программных пакетов
критериальных
Изготовить изделия ДПИ с наблюдений
за
использованием
деятельностью
информационно-множительной обучающегося
в
техники
процессе
учебной
и
производственной
практики
Взаимодействовать
с Интерпретация
обучающимися,
результатов
преподавателями и мастерами в критериальных
ходе обучения
наблюдений
за
деятельностью

сущность и Демонстрировать интерес
значимость будущей профессии
профессии,
устойчивый

ОК 2. Организовывать
собственную деятельность,
определять
методы
и
способы
выполнения
профессиональных
задач,
оценивать их эффективность
и качество.

ОК 3. Решать проблемы,
оценивать
риски
и
принимать
решения
в
нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск,
анализ
и
оценку
информации, необходимой
для постановки и решения
профессиональных
задач,
профессионального
и
личностного развития.
ОК 5.
Использовать
информационнокоммуникационные
технологии
для
совершенствования
профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе,
обеспечивать его сплочение,
эффективно общаться с
коллегами,
руководством,
потребителями.

22

ОК 7. Ставить
цели, Осуществлять
мотивировать деятельность бригадой
по
подчиненных,
задания
организовывать
и
контролировать их работу с
принятием
на
себя
ответственности за результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно
определять
задачи
профессионального
и
личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в
условиях
частой
смены
технологий
в
профессиональной
деятельности.

руководство
выполнению

Организовывать
самостоятельную работу при
изучении профессионального
модуля

Анализировать инновации в
области разработки
технологических процессов
изготовления изделий ДПИ

обучающегося
в
процессе
выполнения
коллективных
творческих заданий
Интерпретация
результатов
критериальных
наблюдений
за
деятельностью
обучающегося
в
процессе
выполнения
коллективных
творческих заданий
Результаты контроля
самостоятельной
работы студентов

Интерпретация
результатов
критериальных
наблюдений
за
деятельностью
обучающегося
в
процессе
учебной
практики

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».