ПМ.01 ТВОРЧЕСКАЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ текстиль

Приложение 5.1
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 54.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

Подписано цифровой подписью: ГАПОУ СО "СОПК"
DN: email=buhsopk@list.ru, 1.2.643.3.131.1.1=120C303036363538303334363636,
1.2.643.100.3=120B3032323131303331353537,
1.2.643.100.1=120D31303236363032333337363834, title=директор, o=ГАПОУ СО "СОПК",
street=УЛ ЮМАШЕВА, ДОМ 20, l=Екатеринбург, st=66 Свердловская область, c=RU,
givenName=Татьяна Сергеевна, sn=Симонова, cn=ГАПОУ СО "СОПК"
Дата: 2021.09.21 17:02:23 +05'00'

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 ТВОРЧЕСКАЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
(Текстиль)
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01. Творческая и исполнительская
деятельность разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта по специальности (специальностям) среднего профессионального образования
54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам),
утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 года
№1389

Организация-разработчик:
образовательное учреждение
педагогический колледж»

Государственное
автономное
профессиональное
Свердловской области «Свердловский областной

Разработчики:
Вахонин И.Н. – преподаватель высшей квалификационной категории, ГАПОУ СО
«Свердловский областной педагогический колледж»;
Бучкевич О.В. – преподаватель высшей квалификационной категории, ГАПОУ СО
«Свердловский областной педагогический колледж»;
Васильева А.О. - преподаватель высшей квалификационной категории, ГАПОУ СО
«Свердловский областной педагогический колледж»

.

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

4

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

19

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

21

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 01. ТВОРЧЕСКАЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид
деятельности творческая и исполнительская деятельность и соответствующие ему общие
компетенции и профессиональные компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций
Код
Наименование общих компетенций
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
ОК 1
проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
ОК 2
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ОК 3
ситуациях.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки
ОК 4 и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для
ОК 5
совершенствования профессиональной деятельности.
Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с
ОК 6
коллегами, руководством, потребителями.
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и
ОК 7 контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат
выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
ОК 8 заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
ОК 9
деятельности.
1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
Код
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
ВД 1
творческая и исполнительская деятельность
ПК 1.1
Изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду
средствами академического рисунка и живописи.
ПК 1.2
Создавать художественно-графические проекты изделий декоративноприкладного искусства индивидуального и интерьерного значения и
воплощать их в материале.
ПК 1.3
Собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал
при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства.
ПК 1.4
Воплощать в материале самостоятельно разработанный проект изделия
декоративно-прикладного искусства (по видам).
ПК 1.5
Выполнять эскизы и проекты с использованием различных графических
средств и приемов.
ПК 1.6
Самостоятельно разрабатывать колористические решения художественнографических проектов изделий декоративно-прикладного и народного
искусства.
ПК 1.7
Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной
терминологией
4

1.1.3. В результате освоения профессионального модуля студент должен:
разработки специальных композиций для декоративного оформления
Иметь
практический изделий декоративно-прикладного искусства;
разработки графического и колористического решения декоративной
опыт в
композиции;
пользования специальной литературой;
составления аннотаций к разработанным проектам изделий
декоративно-прикладного искусства;
использовать основные изобразительные материалы и техники при
уметь
проектировании изделий декоративно-прикладного искусства;
применять основные композиционные законы и понятия при
проектировании и исполнении
изделий декоративно-прикладного
искусства;
включать теоретические знания о художественно-стилистических
особенностях конкретного вида декоративно-прикладного искусства в
практическую учебно-познавательную деятельность;
разрабатывать авторские композиции на основе традиций и
современных требований декоративно-прикладного искусства;
адаптироваться к условиям работы в художественно-творческом
коллективе;
особенности графических, живописных, пластических решений при
знать
изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства;
основные методы и способы проектирования и моделирования
изделий декоративно-прикладного искусства;
происхождение, содержание и виды народного орнамента;
специальную литературу по декоративно-прикладному искусству и
народному искусству, профессиональную терминологию
1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего 639 часов, из них на освоение
МДК 01.01 Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного
искусства – 459 часа;
На практики, в том числе
учебную– 144 часов;
производственную – 36 часов.
Самостоятельная работа 153 час.

5

2. Структура и содержание профессионального модуля ПМ.01 Творческая и исполнительская деятельность
2.1. Структура профессионального модуля ПМ.01 Творческая и исполнительская деятельность
Объем профессионального модуля, час.
Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем
Коды
Наименования
Суммарный
Обучение по МДК
Практики
профессиональных
разделов
объем
В том числе
Самостоятельная
и общих
профессионального нагрузки,
Лабораторных
работа
Всего
Курсовых
компетенций
модуля
час.
и
Учебная Производственная
работ
практических
(проектов)
занятий
1
2
3
5
6
4
7
8
9
ОК 1 - 9
210
МДК 01.01
639
306

ПК 1.1. – ПК 1.7.

Художественное
проектирование
изделий
декоративноприкладного и
народного искусства

Производственная
практика (по
профилю
специальности),
часов
Промежуточная
аттестация (по
каждому
компоненту ПМ:
МДК, УП, ПП, по
ПМ)
Всего:

144

36

153

36

*

639

306

210

144

36

153

6

2.3. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ 01 «Творческая и исполнительская деятельность»
Наименование разделов
Содержание учебного материала, лабораторные работы и В том числе практических занятий,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
профессионального
модуля (ПМ),
междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
1
2
МДК 01.01 Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства
Раздел ПМ 01.01. Освоение технологий создания художественно-графических проектов изделий ДПИ и народного искусства
Раздел 01 Основы декоративной композиции 2 курс (3 семестр)
Тема 01.01
Содержание учебного материала
Композиция как одна из
Основы композиции: композиция, формальная и неформальная композиция, центр композиции, приемы
важнейших творческих
построения. Первоэлементы
основ изобразительного
В том числе практических занятий
искусства и дизайна.
1. Составит конспект. Выполнить упражнения
2. Выполнить упражнения
Самостоятельная работа обучающихся
1. Закончить упражнения.
Тема 01.02
Содержание учебного материала
Стилизация в
Стилизация и трансформация растительных форм. Разработка
декоративной композиции В том числе практических занятий
1. Стилизовать листья различных растений. Линейная стилизация
2. Трансформация. Декоративность
Самостоятельная работа обучающихся
1. Стилизовать полевые цветы. Линейная стилизация
2. Выполнить трансформацию этих элементов
Тема 01.03
Содержание учебного материала
Средства выражения
Использование фактуры в декоративных композициях.
художественного образа.
В том числе практических занятий
Форма. Цвет. Фактура.
1. Создать художественный образ выбранного листа. 3 варианта линией
2. Создать художественный образ выбранного цветка. 3 варианта пятном
Самостоятельная работа обучающихся
1. Доработать художественный образ листа фактурами линией
2. Доработать художественный образ листа фактурами пятном

Объем
часов

3
459
134
54
8
2
4
2
2
2
2
10
2
4
2
2
4
2
2
10
2
4
2
2
4
2
2
7

Тема 01.04
Восприятие формы на
плоскости. Организация
композиции. Законы
композиции.

Тема 01.05
Виды композиции.
Средства гармонизации
композиции

Раздел 02. Мифология
Тема 02.01.
Мифология мировых
культур

Содержание учебного материала
Композиционный центр, равновесие, ритм в композиции, доминанта.
В том числе практических занятий
1. Составит композицию статичную и динамичную
2. Составит композицию с усилением динамики
Самостоятельная работа обучающихся
1. Закончить работу над композицией в цвете.
Содержание учебного материала
1 Фронтальная композиция. Объёмная композиция.
Особенности построения. Порядок построения. Акценты
2 Контраст, нюанс, тождество. Пропорции, масштаб.
Разбор примеров контрастных, нюансных, тождественных композиций. Влияние пропорций и масштаба
на композицию
В том числе практических занятий
1. Подобрать образцы фронтальной композиции
2. Выполнить упражнения по гармонизации композиции
Самостоятельная работа обучающихся
1. Выполнение объёмной композиции
2. Завершение объёмной композиции
2 курс (3 семестр)
Содержание
1. Схожесть мифологических систем в разных культурах о структуре мира и сотворении мира.
Мифология в системе проектирования. Виды мифов. Структуры мифов в разных культурах
2. Мифология Древнего Египта и Африки.
Основные боги и герои. Космогонические мифы. Эсхатологические мифы. Циклы мифов
3. Мифология Древней Греции и Рима
Основные боги и герои. Космогонические мифы. Эсхатологические мифы. Циклы мифов
4. Мифология Шумеры и Междуречья
Основные боги и герои. Космогонические мифы. Эсхатологические мифы. Циклы мифов
5. Мифология Древней Индии
Основные боги и герои. Космогонические мифы. Эсхатологические мифы. Циклы мифов
6. Мифология Китая и Японии
Основные боги и герои. Космогонические мифы. Эсхатологические мифы. Циклы мифов
7. Мифология индейцев Америки

8
2
4
2
2
2
2
12
2
2

4
2
2
4
2
2
30
30
2
2
2
2
2
2
2
8

Основные боги и герои. Космогонические мифы. Эсхатологические мифы. Циклы мифов
8. Мифология стран Скандинавии Западной Европы
Основные боги и герои. Космогонические мифы. Эсхатологические мифы. Циклы мифов
9. Славянская мифология Восточной Европы
Основные боги и герои. Космогонические мифы. Эсхатологические мифы. Циклы мифов
10. Мифологические сюжеты в работах художников
Творчество художников эпохи Возрождения. Русские художники сказочники
Самостоятельная работа обучающихся
1. Сбор материала и эскизирование на тему мифологии Античного мира
2. Сбор материала и эскизирование на тему мифологии Древней Индии, Китая и Японии
3. Сбор материала и эскизирование на тему мифологии индейцев Америки
4. Сбор материала и эскизирование на тему мифологии стран Скандинавии Западной Европы
5. Сбор материала и эскизирование на тему мифологии Восточной Европы
Раздел 03. Орнаментальная композиция
2 курс (3 семестр)
Тема 03.01.
Основы орнаментальной
Содержание учебного материала
композиции
1. Законы и средства орнаментальной композиции.
Классификация орнамента. Глоссарий
2. Роль тона в орнаментальной композиции.
Использование тона в композиции. Средства выразительности тона. Поисковые эскизы.
3. Орнамент Бабочка.
Стилизация бабочки. Композиция в листе. Расчеты.
4. Орнамент Бабочка в материале.
Подбор материала. Основные инструменты в орнаменте
5. Симметричный орнамент
Виды симметрии. Применение симметричных орнаментов
6. Вращение, зеркальная симметрия.
Особенности зеркальной симметрии. Особенности симметрии вращения
7. Выбор мотива для построения орнамента
Понятие мотива в орнаменты. Виды мотивов
8 Детализация орнамента
Раппорт. Оживки. Уровни сложности орнамента
9. Стилизация мотива.
Особенности стилизации мотива. Значение цвета в мотиве. Работа в материале.
10 Стили и традиции в искусстве орнамента

2
2
2
10
2
2
2
2
2
92
48
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
9

Классические виды орнамента. Народные орнаменты. Геометрические орнаменты
В том числе практических занятий
1
Разработка ахроматического орнамента на основе одной схемы
2 Поиск орнаментальной композиции в листе. Эскизирование.
3 Орнамент на основе схемы «бабочка». Работа в материале. Разметка карандашом.
4 Разработка орнамента розетки на основе симметрии вращения или зеркальной симметрии. Сбор
материала, поиск мотивов.
5 Поиск цвета орнамента. Гуашь.
6 Выполнение композиции в материале.
Самостоятельная работа обучающихся
1 Подготовка к диктанту «Основные понятия орнаментальной композиции»
2 Изучение аналогичных орнаментов на основе одной схемы
3 Завершение этапа «Разметка карандашом» ахроматического орнамента
4 Завершение, исправление орнамента «Бабочка»
5 Поиски сюжета орнамента Розетка
6 Эскизирование. Поиск композиции орнамента Розетка
7 Изучение символики цвета, выбранного колорита Орнамент Розетка
8 Завершение работы над композицией орнамента Розетка
Форма промежуточной аттестации: экзамен
2 курс (4 семестр)
Тема 03.02. Разработка
орнаментальной
Содержание учебного материала
композиции на основе
1. Ленточный орнамент
одного мотива.
Восемь схем построения ленточного орнамента. Три способа размещения фигур в ленточном орнаменте
2. Семантика орнамента
Понятие семантики. Образы в орнаменте
3. Смысловое содержание мотива орнамента
Значение орнамента в разных культурах
4 Трансформация природного мотива в орнаментально-декоративную форму.
Стилизация природного мотива. Особенности формирование природного орнамента
5. Структура орнамента
Линия. Силуэт. Декоративная форма.
6. Композиционные схемы сетчатых орнаментов
Понятие сетчатого орнамента. Виды схем сетчатых орнаментов. Применение в изделиях ДПИ
В том числе практических занятий
1 Разработка сетчатых орнаментов

12
2
2
2
2
2
2
16
2
2
2
2
2
2
2
2
6
44
2
2
2
2
2
2
18
2
10

Три способа заполнения ячеек сеток изображениями. Эшеровские мозаики.
Разработка проекта орнаментальной композиции
с определенными смыслами.
4 Подготовка основы для выполнения проектной работы. Размещение орнаментов в листе.
5 Поиск цвета. Техника акварельной отмывки.
6 Символика цвета. Поиск колорита для орнаментальной композиции.
7 Выполнение проекта орнаментальной композиции в цвете.
8 Завершение проекта орнаментальной композиции в цвете.
9 Оформление эскизов
Самостоятельная работа обучающихся
1 Выбор мотива для разработки проекта орнаментальной композиции
2 Изучение семантики выбранного мотива. Сбор материала
3 Просмотр аналогичных работ
4 Завершение работы над поиском образа выбранного мотива
5 Завершение работы над композиционными схемами
6 Изучение символики выбранного для проекта цвета
7 Оформление проекта
Раздел ПМ 01.02 Создание художественно-графических проектов изделий ДПИ и народного искусства
Раздел 04. Основы проектирования
2 курс (4 семестр)
Тема 04.01
Содержание учебного материала
Проектирование, его
Что такое проектирование? Проектирование композиции для подарка.
сущность и роль в учебно- В том числе практических занятий
образовательном и
1. Поиск аналогов
художественно2. Зарисовки. Работа с аналогами
творческом процессе
Самостоятельная работа обучающихся
3. Завершить поиск идеи
Тема 04.02
Содержание учебного материала
Этапы проектирования.
Знакомство с этапами проектирования
В том числе практических занятий
1 Сбор информации, и ее анализ
2. Стилизация и трансформация природного источника. Эскизный поиск
3. Модельно - технологическая проработка варианта и объемное проектирование
4. Выполнение проекта на планшетах
Самостоятельная работа обучающихся
2
3

2
2
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
268
277
8
2
4
2
2
2
2
18
2
8
2
2
2
2
8
11

Тема 04.03
Художественные средства
проектирования,
Закономерности и
принципы
формообразования
объектов

Тема 04.04
Техника выполнения
эскизов и чертежей
изделий с использованием
туши и акварели.

Тема 04.05
Оверлеппинг как прием
составления композиции

1. Завершить линейный поиск
2 Завершить эскизы в цвете
3. Подписать заголовки планшетов
4. Работа над планшетами
Содержание учебного материала
Художественные средства проектирования. Закономерности композиции: единство формы и
содержания; - целостность; - наличие композиционного центра. Стилизация
В том числе практических занятий
1. Упражнения на симметрию и асимметрию
2. Упражнения на ритм и метр
3. Упражнения на контраст и нюанс, масштаб и масштабность
4. Упражнения на контраст и нюанс
5. Разработка композиции по заданным условиям
6. Предложить три варианта цветового решения композиции
7. Выполнить заданную композицию
8. Упражнение на стилизацию природных форм
9. Создать образ через стилизацию и трансформацию
Самостоятельная работа обучающихся
1. Завершить упражнения на ритм и метр
2. Завершить упражнения на контраст и нюанс
3. Завершить композицию
4. Создать новый образ через стилизацию и трансформацию
5. Завершить задание на стилизацию природных форм
Содержание учебного материала
Выполнение отмывки
В том числе практических занятий
1. Отрисовать эскизы с различными образами
2. Выполнить полученные образы отмывкой акварелью
3. Выполнить эскиз тушью
Самостоятельная работа обучающихся
1. Завершить задание урока
2. Завершить эскиз гуашью
Содержание учебного материала
Понятие оверлеппинга. Использование фактур и цвета
В том числе практических занятий

2
2
2
2
30
2
18
2
2
2
2
2
2
2
2
2
10
2
2
2
2
2
12
2
6
2
2
2
4
2
2
18
2
10
12

1. Предложить варианты композиции
2. Выполнить упражнение в чёрно-белом варианте
3. Составить и выполнить натюрморт
4. Выполнить натюрморт в графике (гелиевая ручка)
5. Выполнить натюрморт в цвете (фломастеры)
Самостоятельная работа обучающихся
1. Завершить работу над натюрмортом
2. Завершение работы в графике
3. Завершение работы в цвете
Тема 04.06
Содержание учебного материала
Проектирование изделий с Виды и способы стилизации. Стилизация как основа декоративного искусства. Стилизованный образ.
применением
Выбор темы, поиск аналогов, эскизный поиск, стилизация
стилизованных
В том числе практических занятий
растительных форм.
1. Поиск аналогов. Зарисовки.
2. Стилизация выбранных объектов
3. Работа над эскизами
4. Выполнить три варианта эскизов в цвете
5. Работа над выбранным вариантом
6. Оформить презентацию
7. Заполнить и оформить грамотно страницы проекта
Самостоятельная работа обучающихся
1. Работа над эскизами
2. Завершить цветовые эскизы
3. Завершить презентацию
Тема 04.07
Содержание учебного материала:
Проектирование изделий с Выбор темы, поиск аналогов, эскизный поиск, стилизация
применением
В том числе практических занятий
стилизованных
1. Подобрать аналоги, выполнить зарисовки
анималистических форм.
2. Работать над стилизацией зарисовок
3. Проработать 3 основных варианта
4. Доработать главный эскиз
5. Работать над эскизами изделия в соответствии с особенностями материала
6. Составить презентацию проекта
Самостоятельная работа обучающихся
1. Работать над эскизами в цвете

2
2
2
2
2
6
2
2
2
22
2
14
2
2
2
2
2
2
2
6
2
2
2
18
12
2
2
2
2
2
2
6
2
13

2. Доработать эскизы
3. Завершить презентацию
Тема 04.08
Содержание учебного материала
Проектирование изделий с 1. Выбор темы, поиск аналогов, эскизный поиск, стилизация
применением
В том числе практических занятий
стилизованного пейзажа
1. Подобрать аналоги, выполнить зарисовки
2. Работать над стилизацией зарисовок
3. Проработать 3 основных варианта
4. Доработать главный эскиз
5. Составить презентацию проекта
6. Работать над планшетами
Самостоятельная работа обучающихся
1. Доработать эскизы
2. Завершить презентацию
3. Завершить работу со стилизованным пейзажем
Форма промежуточной аттестации: экзамен
3 курс (5 семестр)
Тема 04.09
Содержание учебного материала
Проектирование
1. Сувенир как проект
сувениров. Эскизный
Основные характеристики сувенира. Типология сувениров
поиск
2. Основы проектирования сувениров
Три составляющие: образ, знак, легенда
В том числе практических занятий
1. Поиск аналогов в инете. Работа с аналогами.
2. Зарисовки идеи
3. Линейные эскизы, тоновые.
4. Цветовые эскизы
Самостоятельная работа обучающихся
1. Работа над эскизами
2. Завершение цветовых эскизов
3. Завершить работу над каталогом
Тема 04.10
Содержание учебного материала
Проектирование изделий с 1. Способы антропоморфной стилизации.
применением
Антропоморфность. Разбор способов стилизации
антропоморфной
2. Поиск образов. Характер героя через цвет

2
2
18
12
2
2
2
2
2
2
6
2
2
2
6
36
18
2
2
8
2
2
2
2
6
2
2
2
20
2
2
14

Творческая идея в поиске образа. Характеры и их основные черты
В том числе практических занятий
1. Работа с аналогами. Линейные зарисовки.
2. Стилизация и трансформация
3. Эскизы в тоне
4. Цветовая гамма героев
Самостоятельная работа обучающихся
1. Завершение тоновых эскизов
2. Завершение цветовых вариантов эскизов
3. Завершение эскизов доброго героя
4. Завершение эскизов недоброго героя
Тема 04.11
Содержание учебного материала
Проектирование изделий с 1. Стилизация человека
применением
Человеческая фигура. Способы стилизации
стилизованного человека
2. Человек в художественном произведении
Способы интеграции человека в стилистику предмета. Возможности организации пространства в
изделии
В том числе практических занятий
1. Работа с аналогами. Линейные зарисовки.
2. Стилизация и трансформация
3. Эскизы в тоне. Цветовые эскизы
Самостоятельная работа обучающихся
1. 1.Завершение тоновых эскизов
2. 2.Завершение цветовых вариантов эскизов
Форма промежуточной аттестации: зачёт
3 курс (6 семестр)
Тема 04.12
Содержание учебного материала
Авторский подход в
Творчество как состояние повышенной интеллектуальной и эмоциональной активности. Понятие
проектировании изделия
творец.
ДПИ.
В том числе практических занятий
1. Подобрать и проанализировать аналоги
2. Зарисовать нужное
3. Собрать в единое целое. Получить новое
Тема 04.13
Содержание учебного материала
Феномен творчества.
Психология творчества. Наглядно-образное мышление. Вдохновение. Стадии творческого процесса.
стилизации

8
2
2
2
2
8
2
2
2
2
12
2
2

6
2
2
2
4
2
2
2
60
8
2
6
2
2
2
12
2
15

Тема 04.14
Художественный образ.
Художественное
произведение

Тема 04.15
Методы творческого
проектирования
Тема 04.16
Проектирование
авторского изделия ДПИ
на основе
антропоморфного
стилизованного объекта.

Аффективный (эмоциональный) компонент. Волеативный (voluntas – воля) компонент
В том числе практических занятий
1. Аффективный (эмоциональный) компонент. Упражнение
2. Волетивный (voluntas – воля) компонент. Упражнение
3. Составить схему творческого процесса
Самостоятельная работа обучающихся
1. Составить схему творческого процесса
2. Провести самостоятельное исследование решения поставленной задачи.
Содержание учебного материала
Создание художественного образа. Категория художественного творчества. Образность
художественного произведения
В том числе практических занятий
1. Создать образ героя, прослушанного текста
2. Трансформация героя для усиления образа
Содержание учебного материала
Можно ли научиться творить? Разобрать методы творческого проектирования
Содержание учебного материала
Проектирование авторского изделия на основе антропоморфного стилизованного объекта. Особенности
и подходы к проектированию и поиску образа
В том числе практических занятий
1. Поиск аналогов и работа с ними
2. Применить метод бионики. Выполнить зарисовки
3. Разработка эскизов
4. Доработка выбранного цветового эскиза
5. Выявить ошибки
6. Изменить структуру исходного материала для решения задачи
Самостоятельная работа обучающихся
1. Разработать образ
2. Доработать образ
3. Выполнение эскизов
4. Завершение эскиза
5. Внести исправления
6. Выполнение выкроек или картона
7. Создание презентации

6
2
2
2
4
2
2
6
2
4
2
2
2
2
25

12
2
2
2
2
2
2
13
2
2
2
2
2
2
1
16

Тема 04.17
Проектирование
плоскостного авторского
изделия в свободной
технике.

Содержание учебного материала
Проектирование плоскостного авторского изделия в свободной технике. Особенности и подходы к
проектированию и поиску образа
В том числе практических занятий
1. Поиск аналогов и работа с ними
2. Применить метод карикатуры. Выполнить зарисовки
3. Разработка эскизов
4. Доработка выбранного цветового эскиза
5. Работа над вариантами эскизов
6. Варианты цветовых решений
Самостоятельная работа обучающихся
1. Разработать образ
2. Доработать образ
3. Разработка эскизов
4. Завершение выбранного цветового эскиза
5. Доработать варианты в программе
Тема 04.18
Содержание учебного материала
Проектирование
Проектирование объемного авторского изделия в свободной технике. Особенности и подходы к
объемного авторского
проектированию и поиску образа
изделия в свободной
В том числе практических занятий
технике
1. Поиск аналогов и работа с ними
2. Применить метод ассоциаций. Выполнить зарисовки
3. Разработка тоновых эскизов в программе
4. Разработка цветовых эскизов в программе
5. Разработать презентацию
6. Разработать дизайн электронного планшета
Самостоятельная работа обучающихся
1. Определиться с образом
2. Завершить разработку эскизов
3. Завершение презентации
4. Доработать планшет
Форма промежуточной аттестации: Экзамен
Примерная тематика курсовых работ (проектов)
1.
Фьюзинг в создании сувениров.
2.
Декор в техники Тиффани

22

12
2
2
2
2
2
2
10
2
2
2
2
2
20

12
2
2
2
2
2
2
8
2
2
2
2
6

17

Возможности техники папье-маше
Методическое пособие для кафедры дошкольного образования «Одень куклу»
Вышивка гладью. История и современность.
Книжка развивающая для детей ясельного возраста.
Использование мотивов древнерусского орнамента в современном искусстве.
Разработка проекта декоративного панно по мотивам древнерусского орнамента.
Изобразительные особенности кельтского орнамента.
Разработка проекта декоративного панно по мотивам кельтского орнамента.
Использование орнаментальных мотивов культуры Древнего Востока в современных изделиях керамики.
Разработка проекта комплекта бижутерии.
Изобразительные особенности крито-микенских орнаментов.
Разработка эскизов кафельной плитки по мотивам крито-микенской (эгейской) культуры.
Создание методического пособия-альбома с пробниками глазурей и техниками их нанесения на керамические изделия
Опыт декорирования керамики глазурованием.
Создание методического пособия: альбома с пробниками глазурей и техниками их нанесения.
История развития промыслов русской народной глиняной игрушки.
Создание демонстрационного комплекта пластики по народной игрушке (на выбор).
Особенности изготовления и разновидности технологий керамического рельефа.
Создание серии декоративных плакеток, посвящённых Екатеринбургу.
Особенности изготовления форм и декорирование традиционной русской керамики.
Создание проекта кувшина и чашки для молока.
Современная сувенирная продукция из керамики.
Создание серии керамических сувениров
Проектирование керамических часов
Проектирование серии керамических тарелок с декоративной росписью
Проектирование керамического панно на мифологическую тему
Разработка иллюстраций на мифологическую тематику
Практики по ПМ 01
Производственная практика (по профилю специальности)
Виды работ: Проектирование изделий ДПИ в производственных условиях
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

Учебная практика
Виды работ: Пленэр

180
36

144

18

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинеты
проектировочных работ; кабинет информационных технологий; мастерские (по видам
деятельности); мастерская компьютерного дизайна.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета проектировочных работ:
столы для эскизирования с изменением наклона столешницы (до 30 градусов), столы для
рисования, световые столы (с матовым стеклом), стулья, школьная доска, Шкафы для
образцовых изделий, комплекты наглядных и методических пособий.
Технические средства обучения: мультимедиа комплекс, интерактивная доска.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета информационных
технологий: компьютерные столы; компьютеры: системный блок, мышь, клавиатура,
колонки, монитор 22 дюйма, планшет для рисования; стулья; лицензионное ПО,
плазменная панель 32 дюйма.
Оборудование мастерских и рабочих мест мастерских по видам деятельности
подбирается в соответствии с требованиями к технологиям художественной обработки
материалов, определенных СНиП и СанПиН
Оборудование мастерской и рабочих мест компьютерного дизайна:
стол для эскизирования с изменением наклона столешницы (до 30 градусов), стол для
рисования, световой стол (с матовым стеклом), стол для макетов, стулья, компьютерный
стол; компьютер: системный блок, мышь, клавиатура, колонки, монитор 22 дюйма,
планшет для рисования; стулья; лицензионное ПО, принтер, плоттер, лазерное устройство
для изготовления объемных моделей и изделий.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
3.2.1. Печатные издания
1.
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: Учебное пособие, - Москва:
ВЛАДОС, 2017, 144 стр. SBN978-5-906992-39-0. – Текст: непосредственный.
3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы):
1.
Барышников, А. П. Основы композиции / А. П. Барышников, И. В. Лямин.
— Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 196 с. — ISBN 978-5-534-10775-3. — Текст:
электронный
2.
Воронова, И. В. Основы композиции: учебное пособие для вузов / И. В.
Воронова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 119 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-534-11106-4. — Текст: электронный
3.
Голубева О.Л. Основы композиции. Учебное пособие/ О.Л. Голубева Москва, Изобразительное искусство, 2015г, -135с. ISBN 5-85200-045-0 Текст:
электронный
4.
Дубровин, В. М. Основы изобразительного искусства: учебное пособие для
вузов / В. М. Дубровин; под научной редакцией В. В. Корешкова. — 2-е изд. — Москва:
Издательство Юрайт, 2020. — 360 с. —— ISBN 978-5-534-11429-4. — Текст: электронный
5. Шокорова, Л. В. Дизайн-проектирование: стилизация: учебное пособие для
среднего профессионального образования / Л. В. Шокорова. — 2-е изд., перераб. и доп. —
Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 110 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-10584-1. — Текст: электронный
6.
Шокорова, Л. В.
Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном
искусстве / Л. В. Шокорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт,
2020. — 110 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09988-1. — Текст:
электронный
19

www.artrostov.ru
www.stroganovka.ru
www.goldenbee.ru
www.artru.info
www.art4.ru
www.ncca.ru
http://www.artprojekt.ru/
http://www.art-catalog.ru/
3.2.3. Дополнительные источники:
1. Голубева О.Л. Основы композиции: Учебник, М.: Издательство «В.Шевчук»,
2008, 143 с. с илл. – Текст: непосредственный.
2.
Даглдиян К.Т. Декоративная композиция: Учебное пособие, - Ростов н/Дону,
2008.- 312, [1]c илл.,[32] л. Илл.- (Высшее образование). – Текст: непосредственный.
3.
Кулеева Л.М., Михайлов С.М. Основы дизайна - Издательство: Новое
Знание, 1999, 240 стр. (osnovdizaina[s.mihailov,l.kuleeva].pdf). – Текст: непосредственный.
4.
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: Учебное пособие, - М.:
ВЛАДОС, 2005, 144 стр. (Decorative_composition_Logvinenko.pdf). – Текст:
непосредственный.
5.
Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. М:Форум,2009. –
Текст: непосредственный.
6.
Морган М. Буквицы. Энциклопедия. Декоративная каллиграфия. М.:Артродник,2008. - – Текст: непосредственный.
7.
Саттон Т. Гармония цвета: Полное руководство по созданию цветовых
комбинаций / пер. с англ. В.П. Воропаева – М.: Издательство «Астрель», 2004
(Garmonia_cveta.djvu). -– Текст: непосредственный.
8.
Синеглазова М.О. Батик, - Издательство: МСП, 2004, 96 стр. ISBN:5-75780207-3, (Батик.djvu). - – Текст: непосредственный.
9.
Снарский О.В. Шрифт в наглядной агитации, М: ПЛАКАТ, 1978
(Снарский_Шрифт в наглядной агитации.pdf) . -– Текст: непосредственный.
10.
Тимофеев Г.С., Тимофеева Е.В. Графический дизайн. Ростов н/Д: Феникс,
2002. - Серия «Учебный курс», (Графический дизайн [DOC]). - – Текст:
непосредственный.
11.
Хогарт Б. Игра света и тени для художников: Учебное пособие, - Тула:
Издательство «Астрель», 2001 (hogart_Igra_sveta_teni_dlya_hudozhnikov.pdf). -– Текст:
непосредственный.
12.
Эрнест Норлинг Объемный рисунок и перспектива - Издательство: Эксмо,
2004, 160 стр. (Объемный рисунок и перспектива.pdf). – Текст: непосредственный.

20

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты
(освоенные
профессиональные
компетенции)
ПК 1.1. Изображать человека
и окружающую предметнопространственную
среду
средствами академического
рисунка и живописи.

Основные показатели оценки
результата

Выполнить изображение человека
средствами
академического
рисунка и живописи.
Выполнить
изображение
предметно-пространственной
среды
(натюрморт,
пейзаж,
интерьер,
архитектурное
сооружение)
средствами
академического
рисунка
и
живописи.
ПК 1.2. Создавать
Разработать
проект
изделия
художественно-графические декоративно-прикладного
проекты
изделий искусства.
декоративно-прикладного
Выполнить проект в материале.
искусства индивидуального
и интерьерного значения и
воплощать их в материале.
ПК 1.3. Собирать,
Готовить
подготовительный
анализировать
и материал для проектирования
систематизировать
изделий декоративно-прикладного
подготовительный материал искусства.
при проектировании изделий
декоративно-прикладного
искусства.
ПК 1.4. Воплощать
в Выполнить проект в материале (по
материале самостоятельно видам)
разработанный
проект
изделия
декоративноприкладного искусства (по
видам).
ПК 1.5. Выполнять эскизы и Выполнить эскиз (проект) с
проекты с использованием использованием
различных
различных
графических графических средств и приемов
средств и приемов.
ПК 1.6. Самостоятельно
Разработать
колористическое
разрабатывать
решение
художественноколористические
решения графического проекта изделия
художественно-графических декоративно-прикладного
проектов
изделий (народного) искусства
декоративно-прикладного и
народного искусства.
ПК 1.7. Владеть культурой Демонстрировать
владение
устной и письменной речи, культурой устной и письменной
профессиональной
речи,
профессиональной

Формы и методы
контроля и оценки
Экспертная оценка
на
практическом
занятии

Экспертная оценка
выполнения
практического
задания

Экспертная оценка
на
практическом
занятии

Экспертная оценка
выполнения
практического
задания
Практический
экзамен
Практический
экзамен

Экспертная оценка
на
практическом
занятии
21

терминологией.

терминологией

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять
проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций,
но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
Основные показатели оценки
(освоенные общие
результата
компетенции)
ОК 1. Понимать сущность и Демонстрировать интерес к
социальную
значимость будущей профессии
своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый
интерес.

ОК 2. Организовывать
собственную деятельность,
определять
методы
и
способы
выполнения
профессиональных
задач,
оценивать их эффективность
и качество.

ОК 3. Решать проблемы,
оценивать
риски
и
принимать
решения
в
нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск,
анализ
и
оценку
информации, необходимой
для постановки и решения
профессиональных
задач,
профессионального
и
личностного развития.
ОК 5.
Использовать
информационнокоммуникационные
технологии
для
совершенствования

Выбирать и применять методы
и способы решения
профессиональных задач в
области разработки
технологических процессов
изготовления изделий
декоративно-прикладного
искусства;
Оценивать эффективность и
качество выполнения;
Решать
стандартные
и
нестандартные
профессиональные задачи в
области
разработки
технологических процессов и
изготовления
изделий
декоративно-прикладного
искусства
Эффективно
находить
необходимую информацию.
Использовать
различные
информационные
источники,
включая электронные

Формы и методы
контроля и оценки
Интерпретация
результатов
критериальных
наблюдений
за
деятельностью
обучающегося
в
процессе
освоения
образовательной
программы
Интерпретация
результатов
критериальных
наблюдений
за
деятельностью
обучающегося
в
процессе
выполнения
курсовых проектов

Интерпретация
результатов
критериальных
наблюдений
за
деятельностью
обучающегося
в
процессе
выполнения
курсовых проектов
Интерпретация
результатов
критериальных
наблюдений
за
деятельностью
обучающегося
в
процессе
производственной
практики
Разработать проекты ДПИ с Интерпретация
использованием графических результатов
программных пакетов
критериальных
Изготовить изделия ДПИ с наблюдений
за
использованием
деятельностью
22

профессиональной
деятельности.

информационно-множительной
техники

ОК 6. Работать в коллективе,
обеспечивать его сплочение,
эффективно общаться с
коллегами,
руководством,
потребителями.

Взаимодействовать
с
обучающимися,
преподавателями и мастерами в
ходе обучения

ОК 7. Ставить
цели, Осуществлять
мотивировать деятельность бригадой
по
подчиненных,
задания
организовывать
и
контролировать их работу с
принятием
на
себя
ответственности за результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно
определять
задачи
профессионального
и
личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в
условиях
частой
смены
технологий
в
профессиональной
деятельности.

руководство
выполнению

Организовывать
самостоятельную работу при
изучении профессионального
модуля

Анализировать инновации в
области разработки
технологических процессов
изготовления изделий ДПИ

обучающегося
в
процессе
учебной
и
производственной
практики
Интерпретация
результатов
критериальных
наблюдений
за
деятельностью
обучающегося
в
процессе
выполнения
коллективных
творческих заданий
Интерпретация
результатов
критериальных
наблюдений
за
деятельностью
обучающегося
в
процессе
выполнения
коллективных
творческих заданий
Результаты контроля
самостоятельной
работы студентов

Интерпретация
результатов
критериальных
наблюдений
за
деятельностью
обучающегося
в
процессе
учебной
практики

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».