Приложение 4.24
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 54.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
« Свердловский
областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)
Подписано цифровой подписью: ГАПОУ СО "СОПК"
DN: email=buhsopk@list.ru, 1.2.643.3.131.1.1=120C303036363538303334363636,
1.2.643.100.3=120B3032323131303331353537,
1.2.643.100.1=120D31303236363032333337363834, title=директор, o=ГАПОУ СО "СОПК",
street=УЛ ЮМАШЕВА, ДОМ 20, l=Екатеринбург, st=66 Свердловская область, c=RU,
givenName=Татьяна Сергеевна, sn=Симонова, cn=ГАПОУ СО "СОПК"
Дата: 2021.09.21 16:55:30 +05'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 03. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ
54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
(по видам)
Очная форма обучения
Екатеринбург
2020
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 03. Цветоведение разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего
профессионального образования 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные
промыслы (по видам), Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 27 октября 2014 г. № 1389
Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное
учреждение
Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж»
Разработчики:
Загородских Т.Л., преподаватель первой квалификационной категории
© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
11
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Цветоведение
1.1. Место дисциплины
образовательной программы:
в
структуре
основной
профессиональной
Учебная дисциплина ОП. 03 Цветоведение является обязательной частью
профессионального учебного цикла основной образовательной программы в соответствии
с ФГОС по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные
промыслы (по видам)
Учебная дисциплина ОП. 03 Цветоведение обеспечивает формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по
специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по
видам). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих ОК
и ПК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения
заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
ПК 1.1. Изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду
средствами академического рисунка и живописи.
ПК 1.4. Воплощать в материале самостоятельно разработанный проект изделия
декоративно-прикладного искусства (по видам).
ПК 1.5. Выполнять эскизы и проекты с использованием различных графических
средств и приемов.
ПК 1.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной
терминологией.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:
4
Код ПК,
ОК
ОК 1-9
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 1.7
Умения
Знания
решать колористические задачи при
создании изделий декоративноприкладного искусства и народных
промыслов;
художественные
и
эстетические
свойства
цвета,
основные
закономерности создания цветового
строя;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка
99
Объем образовательной программы
66
в том числе:
теоретическое обучение
10
практические занятия
56
курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)
0
Самостоятельная работа
33
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
2
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
1
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия.
Объем
в часах
2
2 курс (3 семестр):
Раздел 1. Научные основы цветоведения
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Физиологические
Природа света и цвета. Световые волны. Устройство глаза
основы учения о
В том числе практических занятий
свете и цвете.
1. Цветовой круг И.Иттена.
2.Ахроматические и хроматические ряды. Стилизованные натюрморты.
3.Композиционное решение натюрмортов
4.Режиссура цветового пятна
Самостоятельная работа обучающихся
1.Чертеж схемы цветового круга Иттена
2.Варианты постановок натюрморта
3. Смешивание цветов.
4. Выполнение шкалы высветления и патирования
5.Полихромная композиция
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Концепция
Закономерности восприятия цвета. Традиции цветовой культуры различных эпох и
восприятия цвета и народов
цветовой
В том числе практических занятий
символизм
1.Феномен цветопредпочтения.
2.Монохромный колорит. Монохроматическая композиция
3.Цветовое конструирование.
4.Цветовая палитра на ахроматической подоснове.
3
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
60
20
2
8
2
2
2
2
10
2
2
2
2
2
12
2
8
2
2
2
2
ОК 1
ОК 4
ОК 9
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 1.6
ПК 1.7
ОК 1
ОК 4
ОК 9
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 1.6
ПК 1.7
6
Самостоятельная работа обучающихся
1.Поиск в интернете особенностей цветовых закономерностей.
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
Двенадцатичастный Типы цветовых гармоний и принципы их построения. Цвет и функциональное
цветовой круг.
назначение.
В том числе практических занятий
1.Принципы построения цветовых гармоний.
2.Гармония родственных цветов
3.Смешение цветов.
4.Виды цветового контраста и их значение в художественной композиции.
5.Пограничный контраст
6.Художественно-композиционные пластические модели монохроматического
линейно-тонового изображения. Пятна.
Самостоятельная работа обучающихся
Поиск в интернете закономерностей построения композиции.
Тема 1.4. Феномен
Содержание учебного материала
цветопредпочтения. Психологическое воздействие цвета на человека. Цветотерапия.
В том числе практических занятий
1.Трехтоновые ахроматические композиции.
2.Гармония родственных цветов
3.Полярная гармония.
Самостоятельная работа обучающихся
Поиск в интернете средств выразительности композиции.
Создание композиции на основе полярной гармонии
3 курс 5 семестр
Раздел 2. Воздействие цвета на человека
Тема 2.1. Теория
Содержание учебного материала
цветовых
Теория гармоничных сочетаний цветов в хроматических композициях.
впечатлений
В том числе практических занятий
1. Упражнение в близкородственной гамме
2. Упражнение в родственно-контрастной гамме
3. Упражнение на контраст дополнительных цветов.
4.Трехтоновые хроматические композиции.
2
2
16
2
12
2
2
2
2
2
2
2
10
2
6
2
2
2
2
2
2
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 9
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 1.7
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 7
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 1.7
37
37
2
20
2
2
2
2
ОК 1
ОК 4
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 1.6
7
5.Психофизиологическое воздействие цвета в интерьере.
6. Упражнение на симультанный контраст
7. Упражнение на однотоновую гармонию.
8. Цветовое эскизирование интерьеров
9. Цветовое решение рекламы
10. Цветовая композиция плаката
Самостоятельная работа обучающихся
1. Рисунок интерьера
2. Подбор и рисунок рекламы.
3. Изучение психотипов . Тест Люшера.
4.Поиск и обзор литературы.
5.Выбор темы. Подбор аналогов.
6.Подготовка и форматирование текста.
7.Создание презентации.
8.Эскизирование плаката.
Зачет
ВСЕГО
2
2
2
2
2
2
15
2
2
2
2
2
2
2
1
2
99ч.
ПК 1.8
8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет, оснащенный оборудованием: рабочие столы, мольберты, предметный
стол, предметы быта, драпировки, софиты, наглядные пособия (таблицы). Технические
средства обучения: компьютер, проектор с доской учебной, рабочим местом
преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения
раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами обучения
(компьютером,
средствами
аудиовизуализации,
мультимедийным
проектором,
натюрмортный фонд, муляжи- оборудование для развески работ- софиты
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1.
Скакова, А. Г.
Рисунок и живопись: учебник для среднего
профессионального образования/ А. Г. Скакова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. —
164 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11360-0. — Текст:
непосредственный
3.2.2. Электронные издания
1.
Лютов, В. П. Цветоведение и основы колориметрии: учебник и практикум
для среднего профессионального образования / В. П. Лютов, П. А. Четверкин, Г. Ю.
Головастиков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 224 с.
— (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07008-8. — Текст: электронный
3.2.3 Дополнительные источники
1.
Альбертс, Дж. Взаимодействие цвета/ пер с англ. Д.Халиковой.-М.:КоЛибри
2016.-216.,с ил. — Текст: непосредственный.
2.
Буймистру, Т.А. Колористика: цвет-ключ к красоте и гармонии.-М
Издательство «Ниола -Пресс»2013.-236 с.: ил. — Текст: непосредственный
3.
Василевская, П.А. Специальное рисование. – М.: Высшая школа, 1989. —
Текст: непосредственный
4.
Все о технике: Живопись акварелью. Справочник, - Арт-Родник, 2002 340с.ил— Текст: непосредственный
1.
Гармония цвета. – МН.: Харвест, 2007. – 320с.ил. — Текст:
непосредственный
5.
Гилл, М. Гармония цвета. Интенсивные цвета./пер .с англ «Издательство
Астрель» 2005.-144 с. — Текст: непосредственный
2.
Гилл, М. Гармония цвета. Интенсивные цвета./пер .с англ «Издательство
Астрель» 2006.-143с ил.Все о технике цвета. Справочник, - Арт-Родник, 2002-240с.ил. —
Текст: непосредственный
6.
Гилл, М.Гармония цвета: Интенсивные цвета / М.Гилл Пер. с англ.
О.Максименко – М.: ООО «Издательство Астрель»; «Издательство АСТ», 2006.143, с.:ил.
— Текст: непосредственный
3.
Джил М. Гармония цвета в дизайне интерьера: Руководство по созданию
великолепных цветовых комбинаций в вашем доме. – М.: ООО «Издательство Астрель»,
2005. – 158.с ил. — Текст: непосредственный
7.
Иттен, Иоханес. Искусство формы, - М., Д.Адронов, 2016.-136 с.; ил. —
Текст: непосредственный
4.
Иттен, Иоханес. Искусство цвета, - М., Д.Адронов, 2004.-96с.; ил. — Текст:
непосредственный
9
5.
Кирцер, Ю.Н. Рисунок и живопись. – М., 1998. — Текст: непосредственный
6.
Ковальчук, Н.А. Композиция. Художественные средства. – М., 1990. —
Текст: непосредственный
7.
Пауэл, У.Ф.Цвет и как его использовать/ пер. с англ.М. Астрель:АСТ, 2007.224с., с ил. — Текст: непосредственный
8.
Саттон, Т. Гармония цвета: Полное руководство по созданию цветовых
сочетаний / Т. Саттон, Б. Вилен. Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство Астрель»;
«Издательство АСТ», 2006.143, с.:ил. — Текст: непосредственный
9.
Сокольникова Н.Н. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе. – М., 1999. -204с., с ил— Текст: непосредственный
8.
Уилкокс, М. Синий и желтый не дают зеленый: Как получить цвет, который
действительно нужен / Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО
«Издательство АСТ», 2004. — Текст: непосредственный
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Работа выполнена в срок
Знания:
письменный/устный
художественные и
отведенному
в
задании опрос;
эстетические свойства
времени.
тестирование;
цвета, основные
Работа
выполнена
в
оценка результатов
закономерности
соответствии с требованиями самостоятельной работы
создания цветового
технического
задания,
в (докладов, рефератов,
строя.
необходимом объеме.
теоретической части проектов,
Студент
анализирует
и учебных исследований и т.д.)
оценивает эффективность и
качество
выполнения
профессиональных навыков
Соответствие теме проекта.
Умения:
защите отчетов по
решать колористические Соответствие
эстетическим практическим занятиям;
задачи при создании
требованиям к
качеству
оценка заданий для
изделий декоративноколористического решения.
самостоятельной работы,
прикладного искусства и Количество
вариантов
оценка
народных промыслов.
решения.
демонстрируемых умений,
Владение техниками графики, выполняемых действий,
живописи, информационными
технологиями.
Оригинальность
раскрытия
темы,
идеи
проекта,
графическое
и
художественное
решение
идеи, работа выполнена в срок
наличие аналогов, рабочих
эскизов, цветовых разработок,
технических рисунков.
Соответствие творческого
решения определенному
стилю или стилистическому
направлению.
11