Приложение 4.24 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 54.02.02 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области « Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») Подписано цифровой подписью: ГАПОУ СО "СОПК" DN: email=buhsopk@list.ru, 1.2.643.3.131.1.1=120C303036363538303334363636, 1.2.643.100.3=120B3032323131303331353537, 1.2.643.100.1=120D31303236363032333337363834, title=директор, o=ГАПОУ СО "СОПК", street=УЛ ЮМАШЕВА, ДОМ 20, l=Екатеринбург, st=66 Свердловская область, c=RU, givenName=Татьяна Сергеевна, sn=Симонова, cn=ГАПОУ СО "СОПК" Дата: 2021.09.21 16:55:30 +05'00' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 03. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной дисциплины ОП 03. Цветоведение разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам), Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г. № 1389 Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» Разработчики: Загородских Т.Л., преподаватель первой квалификационной категории © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Цветоведение 1.1. Место дисциплины образовательной программы: в структуре основной профессиональной Учебная дисциплина ОП. 03 Цветоведение является обязательной частью профессионального учебного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) Учебная дисциплина ОП. 03 Цветоведение обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих ОК и ПК: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ПК 1.1. Изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду средствами академического рисунка и живописи. ПК 1.4. Воплощать в материале самостоятельно разработанный проект изделия декоративно-прикладного искусства (по видам). ПК 1.5. Выполнять эскизы и проекты с использованием различных графических средств и приемов. ПК 1.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания: 4 Код ПК, ОК ОК 1-9 ПК 1.1 ПК 1.4 ПК 1.5 ПК 1.7 Умения Знания решать колористические задачи при создании изделий декоративноприкладного искусства и народных промыслов; художественные и эстетические свойства цвета, основные закономерности создания цветового строя; 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы учебной дисциплины Объем часов Максимальная учебная нагрузка 99 Объем образовательной программы 66 в том числе: теоретическое обучение 10 практические занятия 56 курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) 0 Самостоятельная работа 33 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем 1 Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия. Объем в часах 2 2 курс (3 семестр): Раздел 1. Научные основы цветоведения Тема 1.1. Содержание учебного материала Физиологические Природа света и цвета. Световые волны. Устройство глаза основы учения о В том числе практических занятий свете и цвете. 1. Цветовой круг И.Иттена. 2.Ахроматические и хроматические ряды. Стилизованные натюрморты. 3.Композиционное решение натюрмортов 4.Режиссура цветового пятна Самостоятельная работа обучающихся 1.Чертеж схемы цветового круга Иттена 2.Варианты постановок натюрморта 3. Смешивание цветов. 4. Выполнение шкалы высветления и патирования 5.Полихромная композиция Тема 1.2. Содержание учебного материала Концепция Закономерности восприятия цвета. Традиции цветовой культуры различных эпох и восприятия цвета и народов цветовой В том числе практических занятий символизм 1.Феномен цветопредпочтения. 2.Монохромный колорит. Монохроматическая композиция 3.Цветовое конструирование. 4.Цветовая палитра на ахроматической подоснове. 3 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 60 20 2 8 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 12 2 8 2 2 2 2 ОК 1 ОК 4 ОК 9 ПК 1.1 ПК 1.4 ПК 1.5 ПК 1.6 ПК 1.7 ОК 1 ОК 4 ОК 9 ПК 1.1 ПК 1.4 ПК 1.5 ПК 1.6 ПК 1.7 6 Самостоятельная работа обучающихся 1.Поиск в интернете особенностей цветовых закономерностей. Тема 1.3. Содержание учебного материала Двенадцатичастный Типы цветовых гармоний и принципы их построения. Цвет и функциональное цветовой круг. назначение. В том числе практических занятий 1.Принципы построения цветовых гармоний. 2.Гармония родственных цветов 3.Смешение цветов. 4.Виды цветового контраста и их значение в художественной композиции. 5.Пограничный контраст 6.Художественно-композиционные пластические модели монохроматического линейно-тонового изображения. Пятна. Самостоятельная работа обучающихся Поиск в интернете закономерностей построения композиции. Тема 1.4. Феномен Содержание учебного материала цветопредпочтения. Психологическое воздействие цвета на человека. Цветотерапия. В том числе практических занятий 1.Трехтоновые ахроматические композиции. 2.Гармония родственных цветов 3.Полярная гармония. Самостоятельная работа обучающихся Поиск в интернете средств выразительности композиции. Создание композиции на основе полярной гармонии 3 курс 5 семестр Раздел 2. Воздействие цвета на человека Тема 2.1. Теория Содержание учебного материала цветовых Теория гармоничных сочетаний цветов в хроматических композициях. впечатлений В том числе практических занятий 1. Упражнение в близкородственной гамме 2. Упражнение в родственно-контрастной гамме 3. Упражнение на контраст дополнительных цветов. 4.Трехтоновые хроматические композиции. 2 2 16 2 12 2 2 2 2 2 2 2 10 2 6 2 2 2 2 2 2 ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ПК 1.1 ПК 1.4 ПК 1.5 ПК 1.7 ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 6 ОК 7 ПК 1.1 ПК 1.4 ПК 1.5 ПК 1.7 37 37 2 20 2 2 2 2 ОК 1 ОК 4 ПК 1.1 ПК 1.4 ПК 1.5 ПК 1.6 7 5.Психофизиологическое воздействие цвета в интерьере. 6. Упражнение на симультанный контраст 7. Упражнение на однотоновую гармонию. 8. Цветовое эскизирование интерьеров 9. Цветовое решение рекламы 10. Цветовая композиция плаката Самостоятельная работа обучающихся 1. Рисунок интерьера 2. Подбор и рисунок рекламы. 3. Изучение психотипов . Тест Люшера. 4.Поиск и обзор литературы. 5.Выбор темы. Подбор аналогов. 6.Подготовка и форматирование текста. 7.Создание презентации. 8.Эскизирование плаката. Зачет ВСЕГО 2 2 2 2 2 2 15 2 2 2 2 2 2 2 1 2 99ч. ПК 1.8 8 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет, оснащенный оборудованием: рабочие столы, мольберты, предметный стол, предметы быта, драпировки, софиты, наглядные пособия (таблицы). Технические средства обучения: компьютер, проектор с доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами обучения (компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором, натюрмортный фонд, муляжи- оборудование для развески работ- софиты 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе. 3.2.1. Печатные издания 1. Скакова, А. Г. Рисунок и живопись: учебник для среднего профессионального образования/ А. Г. Скакова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 164 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11360-0. — Текст: непосредственный 3.2.2. Электронные издания 1. Лютов, В. П. Цветоведение и основы колориметрии: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. П. Лютов, П. А. Четверкин, Г. Ю. Головастиков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 224 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07008-8. — Текст: электронный 3.2.3 Дополнительные источники 1. Альбертс, Дж. Взаимодействие цвета/ пер с англ. Д.Халиковой.-М.:КоЛибри 2016.-216.,с ил. — Текст: непосредственный. 2. Буймистру, Т.А. Колористика: цвет-ключ к красоте и гармонии.-М Издательство «Ниола -Пресс»2013.-236 с.: ил. — Текст: непосредственный 3. Василевская, П.А. Специальное рисование. – М.: Высшая школа, 1989. — Текст: непосредственный 4. Все о технике: Живопись акварелью. Справочник, - Арт-Родник, 2002 340с.ил— Текст: непосредственный 1. Гармония цвета. – МН.: Харвест, 2007. – 320с.ил. — Текст: непосредственный 5. Гилл, М. Гармония цвета. Интенсивные цвета./пер .с англ «Издательство Астрель» 2005.-144 с. — Текст: непосредственный 2. Гилл, М. Гармония цвета. Интенсивные цвета./пер .с англ «Издательство Астрель» 2006.-143с ил.Все о технике цвета. Справочник, - Арт-Родник, 2002-240с.ил. — Текст: непосредственный 6. Гилл, М.Гармония цвета: Интенсивные цвета / М.Гилл Пер. с англ. О.Максименко – М.: ООО «Издательство Астрель»; «Издательство АСТ», 2006.143, с.:ил. — Текст: непосредственный 3. Джил М. Гармония цвета в дизайне интерьера: Руководство по созданию великолепных цветовых комбинаций в вашем доме. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2005. – 158.с ил. — Текст: непосредственный 7. Иттен, Иоханес. Искусство формы, - М., Д.Адронов, 2016.-136 с.; ил. — Текст: непосредственный 4. Иттен, Иоханес. Искусство цвета, - М., Д.Адронов, 2004.-96с.; ил. — Текст: непосредственный 9 5. Кирцер, Ю.Н. Рисунок и живопись. – М., 1998. — Текст: непосредственный 6. Ковальчук, Н.А. Композиция. Художественные средства. – М., 1990. — Текст: непосредственный 7. Пауэл, У.Ф.Цвет и как его использовать/ пер. с англ.М. Астрель:АСТ, 2007.224с., с ил. — Текст: непосредственный 8. Саттон, Т. Гармония цвета: Полное руководство по созданию цветовых сочетаний / Т. Саттон, Б. Вилен. Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство Астрель»; «Издательство АСТ», 2006.143, с.:ил. — Текст: непосредственный 9. Сокольникова Н.Н. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999. -204с., с ил— Текст: непосредственный 8. Уилкокс, М. Синий и желтый не дают зеленый: Как получить цвет, который действительно нужен / Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2004. — Текст: непосредственный 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки Работа выполнена в срок Знания: письменный/устный художественные и отведенному в задании опрос; эстетические свойства времени. тестирование; цвета, основные Работа выполнена в оценка результатов закономерности соответствии с требованиями самостоятельной работы создания цветового технического задания, в (докладов, рефератов, строя. необходимом объеме. теоретической части проектов, Студент анализирует и учебных исследований и т.д.) оценивает эффективность и качество выполнения профессиональных навыков Соответствие теме проекта. Умения: защите отчетов по решать колористические Соответствие эстетическим практическим занятиям; задачи при создании требованиям к качеству оценка заданий для изделий декоративноколористического решения. самостоятельной работы, прикладного искусства и Количество вариантов оценка народных промыслов. решения. демонстрируемых умений, Владение техниками графики, выполняемых действий, живописи, информационными технологиями. Оригинальность раскрытия темы, идеи проекта, графическое и художественное решение идеи, работа выполнена в срок наличие аналогов, рабочих эскизов, цветовых разработок, технических рисунков. Соответствие творческого решения определенному стилю или стилистическому направлению. 11