ОП.03 ЦВЕТОВЕДЕНИЕ

Приложение 4.24
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 54.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

« Свердловский

областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

Подписано цифровой подписью: ГАПОУ СО "СОПК"
DN: email=buhsopk@list.ru, 1.2.643.3.131.1.1=120C303036363538303334363636,
1.2.643.100.3=120B3032323131303331353537,
1.2.643.100.1=120D31303236363032333337363834, title=директор, o=ГАПОУ СО "СОПК",
street=УЛ ЮМАШЕВА, ДОМ 20, l=Екатеринбург, st=66 Свердловская область, c=RU,
givenName=Татьяна Сергеевна, sn=Симонова, cn=ГАПОУ СО "СОПК"
Дата: 2021.09.21 16:55:30 +05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 03. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ
54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
(по видам)
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 03. Цветоведение разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего
профессионального образования 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные
промыслы (по видам), Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 27 октября 2014 г. № 1389

Организация-разработчик:
Государственное
автономное

профессиональное

образовательное

учреждение

Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж»

Разработчики:
Загородских Т.Л., преподаватель первой квалификационной категории

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

11

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Цветоведение
1.1. Место дисциплины
образовательной программы:

в

структуре

основной

профессиональной

Учебная дисциплина ОП. 03 Цветоведение является обязательной частью
профессионального учебного цикла основной образовательной программы в соответствии
с ФГОС по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные
промыслы (по видам)
Учебная дисциплина ОП. 03 Цветоведение обеспечивает формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по
специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по
видам). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих ОК
и ПК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения
заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
ПК 1.1. Изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду
средствами академического рисунка и живописи.
ПК 1.4. Воплощать в материале самостоятельно разработанный проект изделия
декоративно-прикладного искусства (по видам).
ПК 1.5. Выполнять эскизы и проекты с использованием различных графических
средств и приемов.
ПК 1.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной
терминологией.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:

4

Код ПК,
ОК
ОК 1-9
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 1.7

Умения

Знания

решать колористические задачи при
создании изделий декоративноприкладного искусства и народных
промыслов;

художественные
и
эстетические
свойства
цвета,
основные
закономерности создания цветового
строя;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

99

Объем образовательной программы

66

в том числе:
теоретическое обучение

10

практические занятия

56

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)

0

Самостоятельная работа

33

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия.

Объем
в часах

2

2 курс (3 семестр):
Раздел 1. Научные основы цветоведения
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Физиологические
Природа света и цвета. Световые волны. Устройство глаза
основы учения о
В том числе практических занятий
свете и цвете.
1. Цветовой круг И.Иттена.
2.Ахроматические и хроматические ряды. Стилизованные натюрморты.
3.Композиционное решение натюрмортов
4.Режиссура цветового пятна
Самостоятельная работа обучающихся
1.Чертеж схемы цветового круга Иттена
2.Варианты постановок натюрморта
3. Смешивание цветов.
4. Выполнение шкалы высветления и патирования
5.Полихромная композиция
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Концепция
Закономерности восприятия цвета. Традиции цветовой культуры различных эпох и
восприятия цвета и народов
цветовой
В том числе практических занятий
символизм
1.Феномен цветопредпочтения.
2.Монохромный колорит. Монохроматическая композиция
3.Цветовое конструирование.
4.Цветовая палитра на ахроматической подоснове.

3

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4

60
20
2
8
2
2
2
2
10
2
2
2
2
2
12
2
8
2
2
2
2

ОК 1
ОК 4
ОК 9
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 1.6
ПК 1.7

ОК 1
ОК 4
ОК 9
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 1.6
ПК 1.7
6

Самостоятельная работа обучающихся
1.Поиск в интернете особенностей цветовых закономерностей.
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
Двенадцатичастный Типы цветовых гармоний и принципы их построения. Цвет и функциональное
цветовой круг.
назначение.
В том числе практических занятий
1.Принципы построения цветовых гармоний.
2.Гармония родственных цветов
3.Смешение цветов.
4.Виды цветового контраста и их значение в художественной композиции.
5.Пограничный контраст
6.Художественно-композиционные пластические модели монохроматического
линейно-тонового изображения. Пятна.
Самостоятельная работа обучающихся
Поиск в интернете закономерностей построения композиции.
Тема 1.4. Феномен
Содержание учебного материала
цветопредпочтения. Психологическое воздействие цвета на человека. Цветотерапия.
В том числе практических занятий
1.Трехтоновые ахроматические композиции.
2.Гармония родственных цветов
3.Полярная гармония.
Самостоятельная работа обучающихся
Поиск в интернете средств выразительности композиции.
Создание композиции на основе полярной гармонии
3 курс 5 семестр
Раздел 2. Воздействие цвета на человека
Тема 2.1. Теория
Содержание учебного материала
цветовых
Теория гармоничных сочетаний цветов в хроматических композициях.
впечатлений
В том числе практических занятий
1. Упражнение в близкородственной гамме
2. Упражнение в родственно-контрастной гамме
3. Упражнение на контраст дополнительных цветов.
4.Трехтоновые хроматические композиции.

2
2
16
2
12
2
2
2
2
2
2
2
10
2
6
2
2
2
2
2
2

ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 9
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 1.7
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 7
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 1.7

37
37
2
20
2
2
2
2

ОК 1
ОК 4
ПК 1.1
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 1.6
7

5.Психофизиологическое воздействие цвета в интерьере.
6. Упражнение на симультанный контраст
7. Упражнение на однотоновую гармонию.
8. Цветовое эскизирование интерьеров
9. Цветовое решение рекламы
10. Цветовая композиция плаката
Самостоятельная работа обучающихся
1. Рисунок интерьера
2. Подбор и рисунок рекламы.
3. Изучение психотипов . Тест Люшера.
4.Поиск и обзор литературы.
5.Выбор темы. Подбор аналогов.
6.Подготовка и форматирование текста.
7.Создание презентации.
8.Эскизирование плаката.
Зачет
ВСЕГО

2
2
2
2
2
2
15
2
2
2
2
2
2
2
1
2
99ч.

ПК 1.8

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет, оснащенный оборудованием: рабочие столы, мольберты, предметный
стол, предметы быта, драпировки, софиты, наглядные пособия (таблицы). Технические
средства обучения: компьютер, проектор с доской учебной, рабочим местом
преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения
раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами обучения
(компьютером,
средствами
аудиовизуализации,
мультимедийным
проектором,
натюрмортный фонд, муляжи- оборудование для развески работ- софиты
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1.
Скакова, А. Г.
Рисунок и живопись: учебник для среднего
профессионального образования/ А. Г. Скакова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. —
164 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11360-0. — Текст:
непосредственный
3.2.2. Электронные издания
1.
Лютов, В. П. Цветоведение и основы колориметрии: учебник и практикум
для среднего профессионального образования / В. П. Лютов, П. А. Четверкин, Г. Ю.
Головастиков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 224 с.
— (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07008-8. — Текст: электронный
3.2.3 Дополнительные источники
1.
Альбертс, Дж. Взаимодействие цвета/ пер с англ. Д.Халиковой.-М.:КоЛибри
2016.-216.,с ил. — Текст: непосредственный.
2.
Буймистру, Т.А. Колористика: цвет-ключ к красоте и гармонии.-М
Издательство «Ниола -Пресс»2013.-236 с.: ил. — Текст: непосредственный
3.
Василевская, П.А. Специальное рисование. – М.: Высшая школа, 1989. —
Текст: непосредственный
4.
Все о технике: Живопись акварелью. Справочник, - Арт-Родник, 2002 340с.ил— Текст: непосредственный
1.
Гармония цвета. – МН.: Харвест, 2007. – 320с.ил. — Текст:
непосредственный
5.
Гилл, М. Гармония цвета. Интенсивные цвета./пер .с англ «Издательство
Астрель» 2005.-144 с. — Текст: непосредственный
2.
Гилл, М. Гармония цвета. Интенсивные цвета./пер .с англ «Издательство
Астрель» 2006.-143с ил.Все о технике цвета. Справочник, - Арт-Родник, 2002-240с.ил. —
Текст: непосредственный
6.
Гилл, М.Гармония цвета: Интенсивные цвета / М.Гилл Пер. с англ.
О.Максименко – М.: ООО «Издательство Астрель»; «Издательство АСТ», 2006.143, с.:ил.
— Текст: непосредственный
3.
Джил М. Гармония цвета в дизайне интерьера: Руководство по созданию
великолепных цветовых комбинаций в вашем доме. – М.: ООО «Издательство Астрель»,
2005. – 158.с ил. — Текст: непосредственный
7.
Иттен, Иоханес. Искусство формы, - М., Д.Адронов, 2016.-136 с.; ил. —
Текст: непосредственный
4.
Иттен, Иоханес. Искусство цвета, - М., Д.Адронов, 2004.-96с.; ил. — Текст:
непосредственный
9

5.
Кирцер, Ю.Н. Рисунок и живопись. – М., 1998. — Текст: непосредственный
6.
Ковальчук, Н.А. Композиция. Художественные средства. – М., 1990. —
Текст: непосредственный
7.
Пауэл, У.Ф.Цвет и как его использовать/ пер. с англ.М. Астрель:АСТ, 2007.224с., с ил. — Текст: непосредственный
8.
Саттон, Т. Гармония цвета: Полное руководство по созданию цветовых
сочетаний / Т. Саттон, Б. Вилен. Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство Астрель»;
«Издательство АСТ», 2006.143, с.:ил. — Текст: непосредственный
9.
Сокольникова Н.Н. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе. – М., 1999. -204с., с ил— Текст: непосредственный
8.
Уилкокс, М. Синий и желтый не дают зеленый: Как получить цвет, который
действительно нужен / Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО
«Издательство АСТ», 2004. — Текст: непосредственный

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Работа выполнена в срок 
Знания:
письменный/устный
художественные и
отведенному
в
задании опрос;
эстетические свойства
времени.

тестирование;
цвета, основные
Работа
выполнена
в 
оценка результатов
закономерности
соответствии с требованиями самостоятельной работы
создания цветового
технического
задания,
в (докладов, рефератов,
строя.
необходимом объеме.
теоретической части проектов,
Студент
анализирует
и учебных исследований и т.д.)
оценивает эффективность и
качество
выполнения
профессиональных навыков
Соответствие теме проекта.
Умения:

защите отчетов по
решать колористические Соответствие
эстетическим практическим занятиям;
задачи при создании
требованиям к
качеству 
оценка заданий для
изделий декоративноколористического решения.
самостоятельной работы,
прикладного искусства и Количество
вариантов 
оценка
народных промыслов.
решения.
демонстрируемых умений,
Владение техниками графики, выполняемых действий,
живописи, информационными
технологиями.
Оригинальность
раскрытия
темы,
идеи
проекта,
графическое
и
художественное
решение
идеи, работа выполнена в срок
наличие аналогов, рабочих
эскизов, цветовых разработок,
технических рисунков.
Соответствие творческого
решения определенному
стилю или стилистическому
направлению.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».