ОД.02.03 ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

Приложение 4.12
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 54.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИК СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»

(ГАПОУ СО «СОПК»)

Подписано цифровой подписью: ГАПОУ СО "СОПК"
DN: email=buhsopk@list.ru, 1.2.643.3.131.1.1=120C303036363538303334363636,
1.2.643.100.3=120B3032323131303331353537,
1.2.643.100.1=120D31303236363032333337363834, title=директор, o=ГАПОУ СО
"СОПК", street=УЛ ЮМАШЕВА, ДОМ 20, l=Екатеринбург, st=66 Свердловская
область, c=RU, givenName=Татьяна Сергеевна, sn=Симонова, cn=ГАПОУ СО "СОПК"
Дата: 2021.09.21 16:51:48 +05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.02.03 ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
(по видам)
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Программа учебной дисциплины ОД.02.03. История искусств разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего
профессионального образования 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные
промыслы (по видам), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 27 октября 2014
года № 1389.
Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное
Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж».

учреждение

Разработчик:
Вахонина Е.И., преподаватель ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический
колледж»

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

14

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ИСКУССТВ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина ОД 02.03 История искусств входит в состав
общеобразовательного учебного цикла основной профессиональной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное
искусство (по видам).
Учебная дисциплина ОД 02.03 История искусств обеспечивает формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по 54.02.02
Декоративно-прикладное искусство (по видам). Особое значение дисциплина имеет при
формировании и развитии следующих ОК и ПК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 11. Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
в профессиональной деятельности.
ПК 1.3. Собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал
при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства.
ПК 1.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной
терминологией.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель дисциплины – формирование у студентов общекультурных и
профессионально-искусствоведческих компетенций средствами дисциплины «История
искусств», умений аргументировано применять теоретические положения в практической
творческой деятельности, а также при написании рефератов, курсовых работ и
пояснительной записки к дипломному проекту.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания:
Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 1., ОК 2., ОК 4.,
ОК 8., ОК 11.
ПК 1.3.,
ПК 1.7.

- различать произведения
искусства по эпохам, странам,
стилям, направлениям, школам;
- обосновывать свои позиции по
вопросам, касающимся
ценностного отношения к
историческому прошлому;
- анализировать произведения
искусства;

- основные исторические
периоды развития искусства;
- закономерности развития
изобразительного искусства;
- основные имена и
произведения художников.

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины

Объем часов

Объем образовательной программы

192

в том числе:
теоретическое обучение

86

лабораторные работы и практические занятия

42

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)

0

контрольная работа

0

Самостоятельная работа

64

Промежуточная аттестация в форме экзамена

6

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем
часов

1
2
Раздел 1. Искусство древних цивилизаций
Тема 1.1. «История
Содержание учебного материала
искусств» как научная Введение в предмет «История искусства». Что изучает предмет. Что входит в предмет
дисциплина
изучения
В том числе практических занятий
1.Методика анализа художественных произведений
Самостоятельная работа обучающихся
1.Составление словаря
Содержание учебного материала
Искусство Древнего Египта. Искусство Верхнего и Нижнего царства.
В том числе практических занятий
Тема 1.2. Искусство
1.Семинар «Влияние искусства Древнего Египта на мировую культуру».
Древнего Египта

3
44
6
2

Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовка к семинару «Влияние искусства Древнего Египта на мировую культуру»

2
2
20
2

Тема 1.3
Искусство Античности

Содержание учебного материала
1. Искусство греческой архаики.
Архитектура. Скульптура. Неизобразительные виды искусств периода архаики
2. Искусство греческой классики.
Архитектура. Скульптура. Неизобразительные виды искусств периода греческой классики
3. Искусство Эллинизма.
Архитектура. Скульптура. Неизобразительные виды искусств периода эллинизма
4. Искусство Древнего Рима.
Архитектура. Скульптура. Неизобразительные виды искусств Древнего Рима
В том числе практических занятий
1. Семинар «Диалог культур» древнегреческое искусство

2
2
2
2
6
2
2
2

2

Коды компетенций,
формированию
которых способствует
элемент программы
4
ОК 1., ОК 2., ОК 4., ОК
5., ОК 6.,
ОК 10.
ПК 1.2.,

ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК
8., ОК 9.,
ОК 10.
ПК 1.3., ПК 1.7.

ОК 1., ОК 2., ОК 4.,
ОК 5., ОК 6., ОК 8.
ПК 1.2., ПК 1.3.

2
2
4
2
6

2.Семинар «Диалог культур» древнеримское искусство
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовка к семинару «Диалог культур» древнегреческое искусство
2.Подготовка к семинару «Диалог культур» древнеримское искусство
3.Подбор иллюстративного материала по искусству Древней Греции
4.Подбор иллюстративного материала по искусству Древнего Рима
Тема 1.4.
Содержание учебного материала
Западноевропейское
1. Искусство раннего средневековья.
искусство Средних
Искусство первых христиан. Катакомбы. Искусство эпохи каролингов
веков
2. Искусство позднего средневековья.
Романское искусство. Готическое искусство
Содержание учебного материала
Искусство Киевской Руси. Искусство Московской Руси.
В том числе практических занятий
Тема 1.5. Русское
1.Семинар «Искусство Средних веков».
искусство эпохи
Средних веков
Самостоятельная работа:
1.Подготовка к семинару «Искусство Средних веков».
2.Подбор иллюстративного материала по искусству Киевской и Московской Руси
Раздел 2. Искусство Возрождения и Нового времени.
Тема 2.1. Искусство
Содержание учебного материала
Итальянского
1. Предпосылки и особенности искусства Итальянского Возрождения
Возрождения
Исторические факторы формирования искусства Возрождения.
2. Искусство проторенессанса.
Искусство Италии 14 века. Основные представители
3. Искусство раннего Возрождения.
Архитектура. Скульптура. Живопись
4. Титаны Итальянского Возрождения.
Леонардо да Винчи. Микеланджело. Рафаэль
В том числе практических занятий
1.Семинар «Гении Итальянского Возрождения».
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовка к семинару «Гении Итальянского Возрождения».

2
8
2
2
2
2
4
2
2
8
2
2
2
4
2
2
102
16
2
2
2

ОК 1., ОК 2., ОК 4.
ОК 10.
ПК 1.2., ПК 1.3.
ОК 1., ОК 2., ОК 4., ОК
5., ОК 6., ОК 8., ОК 9.,
ОК 10.
ПК 1.2., ПК 1.3., ПК
1.7.

ОК 4.,
ОК 5., ОК 6., ОК 8.,
ОК 9.,
ОК 10.
ПК 1.2
ПК 1.7.

2
2
2
6
2
7

Тема 2.2
Искусство северного
Возрождения

Тема 2.3.
Искусство стиля
Барокко.

2.Предложить страницу иллюстрированного атласа по итальянскому Возрождению
3.Подбор примеров работ проторенесанса
Содержание учебного материала
1. Специфика северного Возрождения
Особенности формирования искусства в Нидерландах, Германии, Франции и Англии в 15
веке
2. Искусство Нидерландов XV-XVI вв.
Архитектура. Скульптура. Живопись
3. Искусство Франции XVI вв.
Архитектура. Скульптура. Живопись
4. Искусство Германии XVI вв.
Архитектура. Скульптура. Живопись
5. Титаны Северного Возрождения
Яна ван Эйк. Иероним Босх. Питер Брейгель. Альбрехт Дюрер. Ганс Гольбейн. Жан Фуке.
В том числе практических занятий
1.Сравнительный анализ Итальянского и северного Возрождения
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подбор примеров работ Итальянского и северного Возрождения
2.Подбор иллюстративного материала по искусству одной из стран северного
Возрождения
3.Подготовка сообщения выдающийся художник северного Возрождения
Содержание учебного материала
1.
Характерные особенности эпохи Нового времени.
Особенности формирования культуры Нового времени
2.
Эстетика и художественные каноны барокко.
Основные признаки стиля барокко
3.
Римское барокко XVII века.
Архитектура. Скульптура. Живопись
4.
Искусство Фландрии XVII века
Архитектура. Скульптура. Живопись
5.
Искусство Голландии XVII века
Архитектура. Скульптура. Живопись
6.
Искусство Франции XVII века

2
2
18
2

2

ОК 1., ОК 2., ОК 4.,
ОК 5., ОК 6., ОК 8.,
ОК 9.,
ОК 10.
ПК 1.2., ПК 1.3.,
ПК 1.7.

2
2
2
2
2
6
2
2
2
30
2
2
2
2

ОК 1., ОК 2., ОК 4.,
ОК 5., ОК 6., ОК 8.,
ОК 9.,
ОК 10.
ПК 1.2., ПК 1.3.,
ПК 1.7.

2
2
8

Тема 2.4.
Искусство 18- первой
половины 19 столетия
стран западной
Европы и России.

Архитектура. Скульптура. Живопись
7.
Искусство России XVIII века
Архитектура. Скульптура. Живопись
8.
Творчество основных деятелей искусства XVII века.
Караваджо. Рембрандт. Веласкес. Рубенс и др.
В том числе практических занятий
1.Анализ дворцово-паркового ансамбля во французском стиле XVII века.
2.Анализ дворцово-паркового ансамбля в английском стиле XVIII века.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подбор иллюстративного материала к анализу
2.Подбор примеров работ барокко Франции
3.Подбор примеров работ барокко Фландрии и Голландии
4.Подбор примеров работ России XVIIIвека
5.Сообщение о деятеле искусства XVII века
Содержание учебного материала
1.
Искусство Франции XVIII века.
Архитектура. Скульптура. Живопись
2.
Стиль рококо.
Архитектура. Скульптура. Живопись
3.
Стиль неоклассицизм на примере искусства Франции и России.
Архитектура. Скульптура. Живопись
4.
Стиль романтизм.
Архитектура. Скульптура. Живопись
5.
Реализм в искусстве XIX века.
Архитектура. Скульптура. Живопись
6.
Передвижники:
И. Шишкин, И. Крамской, И. Репин, Н. Ге.
7.
Стиль импрессионизм в искусстве Франции.
Архитектура. Скульптура. Живопись
8.
Импрессионизм в искусстве России.
Архитектура. Скульптура. Живопись
В том числе практических занятий

2
2
4
2
2
10
2
2
2
2
2
38
2
2
2
2

ОК 1., ОК 2., ОК 4.,
ОК 5., ОК 6., ОК 8.,
ОК 9.,
ОК 10.
ПК 1.2., ПК 1.3.,
ПК 1.7.

2
2
2
2
8
9

1.Семинар «Романтизм в искусстве Испании, Франции, Англии, Германии»
2.Анализ
композиции
произведения
художников-передвижников
по
выбору
преподавателя
3.Анализ композиции произведения художников-передвижников по выбору студентов
4.Семинар «роль импрессионизма в развитии искусства».
Самостоятельная работа:
1.Подготовка сообщений к семинару «Романтизм в искусстве Испании, Франции, Англии,
Германии»
2.Оформление отчета по анализу композиции произведения.
3.Подготовка к семинару «Роль импрессионизма в развитии искусства».
4.Подбор примеров работ неоклассицизма
5.Подбор примеров работ реализма
6.Подбор примеров работ передвижников
7.Подбор примеров работ импрессионистов
Раздел 3. Искусство Новейшего времени.
Содержание учебного материала
Тема 3.1.
1.
Стиль постимпрессионизм во Франции.
Искусство второй пол Зарождение стиля. Основные стилистические особенности
XIX – XX столетий.
2.
Искусство стиля модерн в архитектуре.
Виктор Орта, А. Гауди, Ф. Шехтель
3.
Модерн в живописи и в декоративно-прикладном искусстве:
А. Муха и Г. Климт. Стекло братьев Дом, Тиффани, Эмиля Галле.
4.
Уральский модерн.
Стилистические особенности архитектуры стиля модерн на Урале
5.
Искусство Западной Европы и США XX века.
Архитектура. Скульптура. Живопись
6.
Культура и искусство России XX века.
Особенности культуры России в начале XX века.
7.
Авангард
П. Пикассо, К. Малевич. ВХУТЕМАС
8.
Основоположники уральской школы живописи и их последователи.

2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
46
46
2
2
2
2

ОК 1., ОК 2., ОК 4.,
ОК 5., ОК 6., ОК 8.,
ОК 9.,
ОК 10.
ПК 1.2., ПК 1.3.,
ПК 1.7.

2
2
2
2
10

Основные представители живописи на Урале в начале XX века. Суровый стиль
9.
Искусство XXI века. Постмодернизм.
Современные виды искусства. Искусство на рубеже веков
В том числе практических занятий
1.Выявление особенностей стиля модерн
2.Экскурсия по городу Екатеринбургу «Уральский модерн».
3.Экскурсия по городу Екатеринбургу «Столица конструктивизма».
4.Анализ композиции произведений П. Пикассо
5.Анализ композиции произведений К. Малевича
6.Семинар «Современное искусство»
7.Семинар «Современное искусство»
8.Дискуссия «Образ человека в искусстве постмодернизма»
Самостоятельная работа обучающихся
1.Работа со специальной литературой
2.Отзыв о посещении экскурсии «Уральский модерн».
3.Отчет о посещении экскурсии «Столица конструктивизма».
4.Подбор примеров работ постимпрессионизма Франции
5.Подбор примеров работ художников США XX века
6.Подбор примеров работ авангардного искусства
Экзамен

2
16
2
2
2
2
2
2
2
2
12
2
2
2
2
2
2
6
Всего 192 + 6

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Реализация программы дисциплины «История искусств» требует наличия учебного
кабинета общеобразовательных учебных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета и учебно-методический комплекс: мебель для
занятий, доска, фильмы, аудиозаписи, фотографии и репродукции с картин, литературные
источники, художественные материалы, материалы для проведения круглого стола.
Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер, телевизор, CD
проигрыватель.
Учебно-методический комплекс: комплект учебно-методической документации,
электронные презентации к лекционным и практическим занятиям, дидактический
раздаточный материал к практическим работам, репродукции произведений искусства (в
печатном и электронном виде), комплект CD и DVD-дисков с фильмами и
дидактическими материалами по истории искусства и культуры, словари и энциклопедии
по истории искусства и культуры.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1.
Бялик В. М. Графика. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2015. –
112с. – Текст: непосредственный.
2.
Бялик В. М. Живопись.- М.: Мир энциклопедий Аванта +, Астрель, 2015. –
144с. -Текст: непосредственный.
3.
Лободанов, А.П. Семиотика искусства. – М.: Издателсьтво Московского
университета, 2017. – 680 с.- Текст: непосредственный.
4.
Ходж С. Главное в истории искусств. Ключевые работы, темы, направления,
техники. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 224 с. - Текст: непосредственный.
5.
Гусарова А. П. Михаил Нестеров. – М.: Гос. Третьяковская галерея, 2016.48с. - Текст: непосредственный.
6.
Шама С. Сила искусства. – М.: Арт-книга, 2017. – 480с. - Текст:
непосредственный.
7.
Большая иллюстрированная энциклопедия искусств. – М.: Азбука-Аттикус»,
2017. – 512с. - Текст: непосредственный.
8.
Русская живопись – самые загадочные и таинственные шедевры /Авт.-сост.
В.Надеждина. – Минск:Харвест, 2016. – 128с. - Текст: непосредственный.
3.2.2. Электронные издания
1.
История искусств. Информационно-исторический портал об истории и
современности культуры и искусства. -Режим доступа: http://art-history.ru.
2.
Хрестоматия по культурологии. Учебно-методический проект. -Режим
доступа: http://kulturoznanie.ru
3.
Электронная
библиотека
«Гумер».
-Режим
доступа:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks
4.
Энциклопедия фонда знаний «Ломоносов». - Режим доступа:
http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia
3.2.3. Дополнительные источники
Алехин А. Д. Когда начинается художник: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение,
1993. -160с., 8 л. ил. - Текст: непосредственный.
12

1.
Венди Б. 1000 шедевров живописи/ Пер. с англ. – М.: БММ АО, 2003. –
512с.: ил. - Текст: непосредственный.
2.
Виппер Б. Р. Введения в историческое изучение искусства. – М.: Аст - пресс
книга, 2004. – 368 с. - Текст: непосредственный.
3.
Дмитриева Н.А., Акимова Л. И. Античное искусство: Очерки. –М.:Дет. Лит.,
1988. -256 с.: фотоил. - Текст: непосредственный.
4.
Дмитриева Н. Краткая история искусств. – М.: «АСТ-ПРЕСС»,2000. -624с. Текст: непосредственный.
5.
Лион Фейхтвангер. Гойя, или тяжкий путь познания. – М.: Изд-во
«Правда»,1982. - Текст: непосредственный.
6.
Сальвадор Дали. Живопись, скульптура, графика. – М.: «Изобразительное
искусство», 1992. - Текст: непосредственный.
7.
Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру: Кн. для
учителя. – М.: Просвещение, 1992. – 160 с. - Текст: непосредственный.
8.
Этюды об изобразительном искусстве: Кн. для учащихся. – М.:
Просвещение, 1993. – 192 с.: ил. - Текст: непосредственный.

13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
- основные исторические
периоды развития
изобразительного искусства;
- закономерности развития
изобразительного искусства;
- основные имена и
произведения художников.
Умения:
- различать произведения
искусства по эпохам, странам,
стилям, направлениям, школам;
- обосновывать свои позиции по
вопросам, касающимся
ценностного отношения к
историческому прошлому;
- анализировать произведения
искусства.

Критерии оценки
Знает основные
исторические периоды
развития искусства.
Понимает
закономерности
развития искусства.
Знает основных
художников и их
произведения.
Умеет различать
произведения искусства
по эпохам, странам,
стилям, направлениям,
школам.
Может обосновывать
свои позиции по
вопросам, касающимся
ценностного отношения
к историческому
прошлому.
Анализирует
произведения искусства.

Методы оценки
- письменный/устный
опрос;
- тестирование;
- оценка результатов
самостоятельной работы
(докладов, рефератов,
теоретической части
проектов, учебных
исследований и т.д.)
- защита отчетов по
практическим занятиям;
- оценка заданий для
самостоятельной работы,
письменные/устные.
- анализ произведений.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».