ОД.02.02 ИСТОРИЯ

Приложение 4.11
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 54.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

Подписано цифровой подписью: ГАПОУ СО "СОПК"
DN: email=buhsopk@list.ru, 1.2.643.3.131.1.1=120C303036363538303334363636,
1.2.643.100.3=120B3032323131303331353537,
1.2.643.100.1=120D31303236363032333337363834, title=директор, o=ГАПОУ СО
"СОПК", street=УЛ ЮМАШЕВА, ДОМ 20, l=Екатеринбург, st=66 Свердловская область,
c=RU, givenName=Татьяна Сергеевна, sn=Симонова, cn=ГАПОУ СО "СОПК"
Дата: 2021.09.21 16:51:06 +05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД 02.02. ИСТОРИЯ
54.02.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
(по видам)
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные
промыслы, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 27 октября 2014 года № 1389 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

Организация-разработчик:
образовательное учреждение
педагогический колледж»

Государственное
автономное
профессиональное
Свердловской области «Свердловский областной

Разработчик: Потепалов Д.В., преподаватель первой квалификационной категории.

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

21

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

23

5. ПРИЛОЖЕНИЕ.
ПРОЕКТОВ

ПРИМЕРНЫЕ

ТЕМЫ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

24

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОД 02.02. ИСТОРИЯ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина ОД 02.02. История является обязательной частью
общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы по
специальности СПО 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.
Учебная дисциплина ОД 02.02. История обеспечивает формирование общих
компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 54.02.02 «Декоративноприкладное искусство и народные промыслы».
Применение данной программы направлено на формирование основных видов
профессиональной деятельности (ВПД) в части освоения соответствующих
общепрофессиональных компетенций (ОК).
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 11. Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования в
профессиональной деятельности.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель: формирование профессиональной компетентности будущего специалиста
посредством изучения исторического опыта человечества.
Задачи:
1. Содействовать освоению студентами систематизированных знаний об истории
человечества, формированию целостного представления о месте и роли России во
всемирно-историческом процессе;
2. Развивать способность у студентов понимать историческую обусловленность
явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению
к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически
возникшими мировоззренческими системами;
3. Развивать умения и навыки студентов по поиску, систематизации и комплексному
анализу исторической информации;
4. Формировать у студентов исторического мышления – способности рассматривать
события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умений сопоставлять
различные версии и оценки исторических событий и личностей, становлению собственного
отношения к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Код
ОК
ОК 1.
ОК 2.
ОК 4.

Умения
­
проводить поиск исторической основные
информации в источниках разного типа; явления,

Знания
факты, процессы и
характеризующие

4

ОК 8.
ОК
11.

­
критически
анализировать
источник исторической информации
(характеризовать авторство источника,
время, обстоятельства и цели его
создания);
­
анализировать
историческую
информацию, представленную в разных
системах (текстах, картах, таблицах,
схемах, аудиовизуальных рядах);
­
различать
в
исторической
информации
факты
и
мнения,
исторические описания и исторические
объяснения;
­
устанавливать
причинноследственные связи между явлениями,
пространственные и временные рамки
изучаемых исторических процессов и
явлений;
­
участвовать в дискуссиях по
историческим
проблемам,
формулировать собственную позицию
по обсуждаемым вопросам, используя
для
аргументации
исторические
сведения.

целостность
отечественной
и
всемирной истории;
-периодизацию
всемирной
и
отечественной истории;
-современные версии и трактовки
важнейших проблем отечественной
и всемирной истории;
-историческую
обусловленность
современных
общественных
процессов;
-особенности исторического пути
России, ее роль в мировом
сообществе.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины
Объем образовательной программы

Объем часов
117

в том числе:
теоретическое обучение

68

лабораторные работы

0

практические занятия

10

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)

0

Самостоятельная работа
Самостоятельная работа

39

Промежуточная аттестация - экзамен

6

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОД 02.02. История
Наименование
разделов и тем
1
Введение

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
2

Содержание учебного материала
1. Значение изучения истории. Проблема достоверности исторических знаний.
Исторические источники, их виды, основные методы работы с ними. Вспомогательные
исторические дисциплины. Историческое событие и исторический факт. Концепции
исторического развития (формационная, цивилизационная, их сочетание). Периодизация
всемирной истории. История России — часть всемирной истории.
Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества
Содержание учебного материала
1. Источники знаний о древнейшем человеке. Проблемы антропогенеза. Древнейшие виды
человека. Расселение древнейших людей по земному шару. Появление человека
Тема 1.1
современного вида. Палеолит. Условия жизни и занятия первобытных людей. Социальные
Происхождение
отношения. Родовая община. Формы первобытного брака. Достижения людей палеолита.
человека. Люди
Причины зарождения и особенности первобытной религии и искусства. Археологические
эпохи палеолита
памятники палеолита на территории России.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка доклада «Археологические памятники палеолита на территории России»
Содержание учебного материала
1. Понятие «неолитическая революция». Причины неолитической революции. Зарождение
производящего хозяйства, появление земледелия и животноводства. Прародина
Тема 1.2
производящего хозяйства. Последствия неолитической революции. Древнейшие поселения
Неолитическая
земледельцев и животноводов. Неолитическая революция на территории современной
революция и ее
России. Первое и второе общественное разделение труда. Появление ремесла и торговли.
последствия
Начало формирования народов. Индоевропейцы и проблема их прародины. Эволюция
общественных отношений, усиление неравенства. Соседская община. Племена и союзы
племен. Укрепление власти вождей. Возникновение элементов государственности.
Древнейшие города.

Объем
в
часах
3
2
2

Коды компетенций,
формированию
которых способствует
элемент программы
4
ОК 1, ОК 2, ОК 4

4
3
1

ОК 1, ОК 2, ОК 4

2
2
1
1

ОК 1, ОК 2, ОК 4

6

Раздел 2. Цивилизации Древнего мира
Содержание учебного материала
1. Понятие цивилизации. Особенности цивилизаций Древнего мира — древневосточной и
Тема 2.1
античной. Специфика древнеегипетской цивилизации. Города-государства Шумера.
Древнейшие
Вавилон. Законы царя Хаммурапи. Финикийцы и их достижения. Древние евреи в
государства
Палестине. Хараппская цивилизация Индии. Индия под властью ариев. Зарождение
древнекитайской цивилизации.
Содержание учебного материала
1. Особенности географического положения и природы Греции. Минойская и микенская
цивилизации. Последствия вторжения дорийцев в Грецию. Складывание полисного строя.
Характерные черты полиса. Великая греческая колонизация и ее последствия. Развитие
Тема 2.2
демократии в Афинах. Спарта и ее роль в истории Древней Греции. Греко-персидские
Древняя Греция.
войны, их ход, результаты, последствия. Расцвет демократии в Афинах. Причины и
результаты кризиса полиса. Македонское завоевание Греции. Походы Александра
Македонского и их результаты. Эллинистические государства — синтез античной и
древневосточной цивилизации.
Тема 2.3
Содержание учебного материала
Древний Рим.
1. Рим в период правления царей. Рождение Римской республики и особенности управления
в ней. Борьба патрициев и плебеев, ее результаты. Римские завоевания. Борьба с
Карфагеном. Превращение Римской республики в мировую державу. Система управления
в Римской республике. Внутриполитическая борьба, гражданские войны. Рабство в Риме,
восстание рабов под предводительством Спартака. От республики к империи. Римская
империя: территория, управление. Периоды принципата и домината. Рим и провинции.
Войны Римской империи. Римляне и варвары. Кризис Римской империи. Поздняя империя.
Эволюция системы императорской власти. Колонат. Разделение Римской империи на
Восточную и Западную. Великое переселение народов и падение Западной Римской
империи.
Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века
Тема 3.1
Содержание учебного материала
Возникновение
1. Арабы. Мухаммед и его учение. Возникновение ислама. Основы мусульманского
ислама. Арабские
вероучения. Образование Арабского халифата. Арабские завоевания. Мусульмане и
завоевания.
христиане. Халифат Омейядов и Аббасидов. Распад халифата. Культура исламского мира.

4
1
1

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

1
1

ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 08, ОК 11

2
2

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

22
5
1

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

7

Тема 3.2
Византийская
империя.

Тема 3.3 Восток в
Средние века.

Тема 3.4
Империя Карла
Великого и ее
распад. Феодальная
раздробленность в
Европе.

Тема 3.5

Архитектура, каллиграфия, литература. Развитие науки. Арабы как связующее звено между
культурами античного мира и средневековой Европы.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка доклада «Возникновение ислама».
2. Подготовка схемы «Арабские завоевания».
Содержание учебного материала
1. Территория Византии. Византийская империя: власть, управление. Расцвет Византии при
Юстиниане. Попытка восстановления Римской империи. Кодификация права. Византия и
славяне, славянизация Балкан. Принятие христианства славянскими народами. Византия и
страны Востока. Турецкие завоевания и падение Византии. Культура Византии. Сохранение
и переработка античного наследия. Искусство, иконопись, архитектура. Человек в
византийской цивилизации. Влияние Византии на государственность и культуру России.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка презентации на тему «Влияние Византии на мировую культуру».
2. Подготовка доклада «Кодекс Юстиниана».
Содержание учебного материала
1. Средневековая Индия. Ислам в Индии. Делийский султанат. Культура средневековой
Индии. Особенности развития Китая. Административно-бюрократическая система.
Империи Суй, Тан. Монголы. Чингисхан. Монгольские завоевания, управление державой.
Распад Монгольской империи. Империя Юань в Китае. Свержение монгольского
владычества в Китае, империя Мин. Китайская культура и ее влияние на соседние народы.
Становление и эволюция государственности в Японии. Самураи. Правление сёгунов.
Содержание учебного материала
1. Королевство франков. Военная реформа Карла Мартела и ее значение. Франкские короли
и римские папы. Карл Великий, его завоевания и держава. Каролингское возрождение.
Распад Каролингской империи. Причины и последствия феодальной раздробленности.
Британия в раннее Средневековье. Норманны и их походы. Норманнское завоевание
Англии.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка презентации на тему «Империя Карла Великого».
2. Подготовка доклада «Франкское государство».
Содержание учебного материала

4
2
2
5
1

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

4
2
2
1
1

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

5
1

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

4
2
2
6

8

1. Христианская церковь в Средневековье. Церковная организация и иерархия. Усиление
роли римских пап. Разделение церквей, католицизм и православие. Духовенство,
монастыри, их роль в средневековом обществе. Клюнийская реформа, монашеские ордена.
Борьба пап и императоров Священной Римской империи. Папская теократия. Крестовые
походы, их последствия. Ереси в Средние века: причины их возникновения и
распространения. Инквизиция. Упадок папства.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка презентации на тему «Христианская церковь в Средневековье на Западе».
2. Подготовка доклада «Крестовые походы».
Раздел 4. От Древней Руси к Российскому государству
Тема 4.1
Содержание учебного материала
Образование
Восточные славяне: происхождение, расселение, занятия, общественное устройство.
Древнерусского
Взаимоотношения с соседними народами и государствами. Предпосылки и причины
государства.
образования Древнерусского государства. Новгород и Киев — центры древнерусской
государственности. Варяжская проблема. Формирование княжеской власти (князь и
дружина, полюдье). Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Походы
Святослава.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка доклада «Восточные славяне».
Тема 4.2
Содержание учебного материала
Раздробленность на 1. Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные
Руси.
центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного
развития. Новгородская земля. Владимиро-Суздальское княжество. Зарождение стремления
к объединению русских земель.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка доклада «Феодальная раздробленность Руси».
Тема 4.3
Содержание учебного материала
Монгольское
1. Монгольское нашествие. Сражение на Калке. Поход монголов на Северо-Западную Русь.
завоевание и его
Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго-Западную Русь
последствия.
и страны Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию.
Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое
побоище. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия. Борьба населения русских
земель против ордынского владычества.
Католическая
церковь в Средние
века. Крестовые
походы.

2

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

4
2
2
9
3
1

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

2
2
3
1

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11
ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

2
2
1
1

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11
ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

9

Тема 4.4
Образование
единого Русского
государства.

Содержание учебного материала
1. Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой
и Литвой. Феодальная война второй четверти XV века, ее итоги. Автокефалия Русской
православной церкви. Иван III. Присоединение Новгорода. Завершение объединения
русских земель. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Войны с Казанью,
Литвой, Ливонским орденом и Швецией. Образование единого Русского государства и его
значение. Усиление великокняжеской власти. Судебник 1497 года. Происхождение герба
России.
Система землевладения. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и
начало складывания крепостнической системы.
Раздел 5. Россия в ХVI— ХVII веках: от великого княжества к царству
Тема 5.1
Содержание учебного материала
Россия в правление 1. Россия в период боярского правления. Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х годов и
Ивана Грозного.
их значение. Становление приказной системы. Укрепление армии. Стоглавый собор.
Расширение территории государства, его многонациональный характер. Походы на Казань.
Присоединение
Казанского и Астраханского ханств, борьба с Крымским ханством, покорение Западной
Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия. Опричнина, споры о ее смысле.
Последствия опричнины. Россия в конце XVI века, нарастание кризиса. Учреждение
патриаршества. Закрепощение крестьян.
В том числе практических занятий
1. Опричнина Ивана IV Грозного.
2. Посещение исторического парка «Россия – моя история»
Тема 5.2
Содержание учебного материала
Смутное время
1. Царствование Б. Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы.
начала XVII века.
Восстание под предводительством И. Болотникова. Вмешательство Речи Посполитой и
Швеции в Смуту. Оборона Смоленска. Освободительная борьба против интервентов.
Патриотический подъем народа. Окончание Смуты и возрождение российской
государственности. Ополчение К.Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало
царствования династии Романовых.
Тема 5.3
Содержание учебного материала
Экономическое и
1. Экономические последствия Смуты. Восстановление хозяйства. Новые явления в
социальное
экономике страны: рост товарно-денежных отношений, развитие мелкотоварного

2
2

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

8
6
1

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

3
1
2
1
1

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

1
1

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

10

развитие России в
XVII веке.
Народные
движения.
Тема 5.4
Становление
абсолютизма в
России. Внешняя
политика России в
ХVII веке.
Раздел 6
Тема 6.1
Великие
географические
открытия.
Образование
колониальных
империй
Тема 6.2
Возрождение и
гуманизм в
Западной Европе.
Тема 6.3
Реформация и
контрреформация.

производства, возникновение мануфактур. Развитие торговли, начало формирования
всероссийского рынка. Окончательное закрепощение крестьян. Народные движения в XVII
веке: причины, формы, участники. Городские восстания. Восстание под предводительством
С. Т. Разина.
Содержание учебного материала
1. Усиление царской власти. Развитие приказной системы. Преобразования в армии. Начало
становления абсолютизма. Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Церковный
раскол. Протопоп Аввакум. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы.
Внешняя политика России в XVII веке. Взаимоотношения с соседними государствами и
народами. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение к России
Левобережной Украины и Киева. Отношения России с Крымским ханством и Османской
империей.
Страны Запада и Востока в ХVI—ХVIII веке
Содержание учебного материала
1. Великие географические открытия, их технические, экономические и интеллектуальные
предпосылки. Поиски пути в Индию и открытие Нового Света (Х. Колумб, Васко да Гама,
Ф. Магеллан). Разделы сфер влияния и начало формирования колониальной системы.
Испанские и португальские колонии в Америке. Политические, экономические и
культурные последствия Великих географических открытий.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка доклада «Великие географические открытия».
Содержание учебного материала
1. Эпоха Возрождения. Понятие «Возрождение». Истоки и предпосылки становления
культуры Ренессанса в Италии. Гуманизм и новая концепция человеческой личности. Идеи
гуманизма в Северной Европе. Влияние гуманистических идей в литературе, искусстве и
архитектуре.
Высокое Возрождение в Италии. Искусство стран Северного Возрождения.
Содержание учебного материала
1. Понятие «протестантизм». Церковь накануне Реформации. Гуманистическая критика
церкви. Мартин Лютер. Реформация в Германии, лютеранство. Религиозные войны.
Крестьянская война в Германии. Жан Кальвин и распространение его учения. Новая
конфессиональная карта Европы. Контрреформация и попытки преобразований в
католическом мире. Орден иезуитов.

2
2

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

8
3
1

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

2
2
1
1

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11
ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

1
1

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

11

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего за первый семестр
Тема 6.4
Содержание учебного материала
Развитие
1. Новые художественные стили: классицизм, барокко, рококо. Крупнейшие писатели,
европейской
художники, композиторы. Просвещение: эпоха и идеология. Развитие науки, важнейшие
культуры и науки в достижения. Идеология Просвещения и значение ее распространения. Учение о
XVII— XVIII веках. естественном праве и общественном договоре. Вольтер, Ш. Монтескьё, Ж. Ж. Руссо.
Эпоха Просвещения.
Тема 6.5
Содержание учебного материала
Война за
1. Причины борьбы английских колоний в Северной Америке за независимость. Начало
независимость и
освободительного движения. Декларация независимости США. Образование США. Война
образование США. за независимость как первая буржуазная революция в США. Конституция США. Билль о
правах.
Тема 6.6
Содержание учебного материала
Французская
1. Предпосылки и причины Французской революции конца XVIII века. Начало революции.
революция конца
Декларация прав человека и гражданина. Конституционалисты, жирондисты и якобинцы.
XVIII века.
Конституция 1791 года. Начало революционных войн. Свержение монархии и установление
республики. Якобинская диктатура. Террор. Падение якобинцев. От термидора к брюмеру.
Установление во Франции власти Наполеона Бонапарта. Итоги революции. Международное
значение революции.
Раздел 7. Россия в конце ХVII—ХVIII веков: от царства к империи
Тема 7.1
Содержание учебного материала
Россия в эпоху
1. Дискуссии о Петре I, значении и цене его преобразований. Начало царствования Петра I.
петровских
Стрелецкое восстание. Правление царевны Софьи. Крымские походы В. В. Голицына.
преобразований.
Начало самостоятельного правления Петра I. Азовские походы. Великое посольство.
Первые преобразования. Северная война: причины, основные события, итоги. Значение
Полтавской битвы. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей.
Государственные реформы Петра I. Реорганизация армии. Реформы государственного
управления (учреждение Сената, коллегий, губернская реформа и др.). Указ о
единонаследии. Табель о рангах. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа. Развитие
экономики. Политика протекционизма и меркантилизма. Подушная подать. Введение

2
32 ч.
1
1

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

1
1

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

1
1

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

6
4
2

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

12

Тема 7.2
Экономическое и
социальное
развитие в XVIII
веке. Народные
движения.
Тема 7.3.
Внутренняя и
внешняя политика
России в середине
— второй половине
XVIII века.

паспортной системы. Социальные движения. Восстания в Астрахани, на Дону. Итоги и цена
преобразований Петра Великого.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка доклада «Итоги и цена преобразований Петра Великого».
Содержание учебного материала
1. Развитие промышленности и торговли во второй четверти — конце ХVIII века. Рост
помещичьего землевладения. Основные сословия российского общества, их положение.
Усиление
крепостничества. Восстание под предводительством Е. И. Пугачева и его
значение.

Содержание учебного материала
1. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Внутренняя и внешняя
политика преемников Петра I. Расширение привилегий дворянства. Русско-турецкая война
1735—1739 годов. Участие России в Семилетней войне. Короткое правление Петра III.
Правление Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма»: основные направления,
мероприятия, значение. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Жалованные грамоты
дворянству и городам. Внутренняя политика Павла I, его свержение. Внешняя политика
Екатерины II. Русско-турецкие войны и их итоги. Великие русские полководцы и
флотоводцы (П. А. Румянцев, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков). Присоединение и освоение
Крыма и Новороссии; Г. А. Потемкин. Участие России в разделах Речи Посполитой.
Внешняя политика Павла I. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова,
Средиземноморская экспедиция Ф. Ф. Ушакова.
Раздел 8. Российская империя в ХIХ веке
Тема 8.1
Содержание учебного материала
Внутренняя и
1. Император Александр I и его окружение. Создание министерств. Указ о вольных
внешняя политика хлебопашцах. Меры по развитию системы образования. Проект М.М.Сперанского.
России в начале XIX Учреждение Государственного совета. Участие России в антифранцузских коалициях.
века.
Тильзитский мир 1807 года и его последствия. Присоединение к России Финляндии и
Бессарабии. Отечественная война 1812 года. Планы сторон, основные этапы и сражения
войны. Герои войны (М.И.Кутузов, П.И.Багратион, Н.Н.Раевский, Д.В.Давыдов и др.).
Причины победы России в Отечественной войне 1812 года Заграничный поход русской
армии 1813—1814 годов. Венский конгресс. Роль России в европейской политике в 1813—

2
2
1
1

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11
ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

1
1

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

7
2
2

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

13

1825 годах. Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816—1825 годах.
Аракчеевщина. Военные поселения.
Тема 8.2
Содержание учебного материала
Внутренняя
1. Правление Николая I. Преобразование и укрепление роли государственного аппарата.
политика
Кодификация законов. Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX
Николая I.
века. Крестьянский вопрос. Реформа управления государственными крестьянами
П.Д.Киселева. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные
последствия. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина. Политика в области образования. Теория
официальной народности (С.С.Уваров).
Россия и революционные события 1830—1831 и 1848—1849 годов в Европе. Восточный
вопрос. Войны с Ираном и Турцией. Кавказская война. Крымская война 1853—1856 годов:
причины, этапы военных действий, итоги. Героическая оборона Севастополя и ее герои.
Тема 8.3
Содержание учебного материала
Отмена
1. Необходимость и предпосылки реформ. Император Александр II и его окружение.
крепостного права Планы и проекты переустройства России. Подготовка крестьянской реформы. Разработка
и реформы 60—70-х проекта реформы в Редакционных комиссиях. Основные положения Крестьянской реформы
годов XIX века.
1861 года и условия освобождения крестьян. Значение отмены крепостного права. Земская
Контрреформы.
и городская реформы, создание системы местного самоуправления. Судебная реформа, суд
присяжных. Введение всеобщей воинской повинности. Реформы в области образования и
печати. Итоги и следствия реформ 1860—1870-х годов. «Конституция М.Т. ЛорисМеликова». Александр III. Причины контрреформ, их основные направления и последствия.
Тема 8.4
Содержание учебного материала
Экономическое
1. Социально-экономическое развитие пореформенной России. Сельское хозяйство после
развитие во второй отмены крепостного права. Развитие торговли и промышленности. Железнодорожное
половине XIX века. строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Возрастание роли
государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности.
Экономические и финансовые реформы (Н.X. Бунге, С.Ю.Витте). Разработка рабочего
законодательства.
Тема 8.5
Содержание учебного материала
Внешняя политика 1. Европейская политика. А.М.Горчаков и преодоление последствий поражения в Крымской
России во второй
войне. Русско-турецкая война 1877—1878 годов, ход военных действий на Балканах — в
половине XIX века. Закавказье. Роль России в освобождении балканских народов. Присоединение Казахстана и

1
1

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

2
2

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

1
1

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

1
1

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

14

Средней Азии. Заключение русско-французского союза. Политика России на Дальнем
Востоке. Россия в международных отношениях конца XIX века.
Раздел 9. От Новой истории к Новейшей
Тема 9.1
Содержание учебного материала
Россия на рубеже
1. Динамика промышленного развития. Роль государства в экономике России. Аграрный
XIX—XX веков.
вопрос. Император Николай II, его политические воззрения. Общественное движение
Возникновение социалистических и либеральных организаций и партий: их цели, тактика,
лидеры (Г.В.Плеханов, В.М.Чернов, В.И.Ленин, Ю.О.Мартов, П.Б.Струве). Усиление
рабочего и крестьянского движения. Внешняя политика России. Конференции в Гааге.
Усиление влияния в Северо-Восточном Китае. Русско-японская война 1904—1905 годов:
планы сторон, основные сражения. Портсмутский мир.
Тема 9.2
Содержание учебного материала
Революция 1905— 1. Причины революции. «Кровавое воскресенье» и начало революции. Развитие
1907 годов в России. революционных событий и политика властей. Советы как форма политического творчества
масс. Манифест 17 октября 1905 года. Московское восстание. Спад революции.
Становление конституционной монархии и элементов гражданского общества. Легальные
политические партии. Опыт российского парламентаризма 1906—1917 годов: особенности
парламентской системы, ее полномочия и влияние на общественно-политическую жизнь,
тенденции эволюции. Результаты Первой российской революции в политических и
социальных аспектах.
Тема 9.3.
Содержание учебного материала
Россия в период
1. П.А.Столыпин как государственный деятель. Программа П.А.Столыпина, ее главные
столыпинских
цели и комплексный характер. П.А.Столыпин и III Государственная дума. Основное
реформ.
содержание и этапы реализации аграрной реформы, ее влияние на экономическое и
социальное развитие России. Проблемы и противоречия в ходе проведения аграрной
реформы. Другие реформы и их проекты. Экономический подъем. Политическая и
общественная жизнь в России в 1910— 1914 годы. Обострение внешнеполитической
обстановки.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка презентации «Серебряный век русской культуры».
Тема 9.4
Содержание учебного материала
1. Особенности и участники войны. Начальный период боевых действий (август—декабрь
1914 года). Восточный фронт и его роль в войне. Успехи и поражения русской армии.

11
1
1

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

1
1

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

3
1

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

2
2
1
1

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11
ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

15

Первая мировая
война. Боевые
действия
1914—1918 годов.
Тема 9.5
Февральская
революция в России.
От Февраля к
Октябрю.

Тема 9.6
Октябрьская
революция в России
и ее последствия.

Тема 9.7
Гражданская война
в России.

Переход к позиционной войне. Основные сражения в Европе в 1915—1917 годах.
Брусиловский прорыв и его значение. Боевые действия в Африке и Азии. Вступление в
войну США и выход из нее России. Боевые действия в 1918 году. Поражение Германии и
ее союзников.
Содержание учебного материала
1. Причины революции. Отречение Николая II от престола. Падение монархии как начало
Великой российской революции. Временное правительство и Петроградский совет рабочих
и солдатских депутатов: начало двоевластия. Вопросы о войне и земле. «Апрельские
тезисы» В.И.Ленина и программа партии большевиков о переходе от буржуазного этапа
революции к пролетарскому (социалистическому). Причины апрельского, июньского
июльского кризисов Временного правительства. Конец двоевластия. На пороге
экономической катастрофы и распада: Россия в июле—октябре 1917 года. Деятельность
А.Ф.Керенского во главе Временного правительства. Выступление Л.Г.Корнилова и его
провал. Изменения в революционной части политического поля России: раскол эсеров, рост
влияния большевиков в Советах.
Содержание учебного материала
1. События 24—25 октября в Петрограде, приход к власти большевиков во главе с
В.И.Лениным. Союз большевиков и левых эсеров. Установление власти Советов в основных
регионах России. II Всероссийский съезд Советов. Декреты о мире и о земле. Формирование
новых созыву Учредительного собрания. Причины разгона Учредительного собрания.
Создание федеративного социалистического государства и его оформление в Конституции
РСФСР 1918 года. Советско-германские переговоры и заключение Брестского мира, его
условия, экономические и политические последствия. Разрыв левых эсеров с
большевиками, выступление левых эсеров и его разгром. Установление однопартийного
режима.
Содержание учебного материала
1. Причины Гражданской войны. Красные и белые: политические ориентации, лозунги и
реальные действия, социальная опора. Другие участники Гражданской войны. Цели и этапы
участия иностранных государств в Гражданской войне. Начало фронтовой Гражданской
войны. Ход военных действий на фронтах в 1918—1920 годах. Завершающий период
Гражданской войны. Причины победы красных. Россия в годы Гражданской войны.
Экономическая политика большевиков. Национализация, «красногвардейская атака на

1
1

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

2
2

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

2
2

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

16

капитал». Политика «военного коммунизма», ее причины, цели, содержание, последствия.
Последствия итоги Гражданской войны.
Раздел 10. Между мировыми войнами
Тема 10.1
Содержание учебного материала
Европа и США.
1. Территориальные изменения в Европе и Азии после Первой мировой войны.
Революционные события 1918 — начала 1920-х годов в Европе. Ноябрьская революция в
Германии и возникновение Веймарской республики. Революции в Венгрии. Зарождение
коммунистического движения, создание и
деятельность Коммунистического
интернационала. Экономическое развитие ведущих стран мира в 1920-х годах. Причины
мирового экономического кризиса 1929—1933 годов. Влияние биржевого краха на
экономику США. Распространение кризиса на другие страны. Поиск путей выхода из
кризиса. Дж.М.Кейнс и его рецепты спасения экономики. Государственное регулирование
экономики и социальных отношений. «Новый курс» президента США Ф.Рузвельта и его
результаты.
Тема 10.2
Содержание учебного материала
Недемократические 1. Рост фашистских движений в Западной Европе. Захват фашистами власти в Италии.
режимы.
Режим Муссолини в Италии. Победа нацистов в Германии. А.Гитлер — фюрер германского
народа. Внутренняя политика А.Гитлера, установление и функционирование тоталитарного
режима, причины его устойчивости. Авторитарные режимы в большинстве стран Европы:
общие черты и национальные особенности. Создание и победа Народного фронта во
Франции, Испании. Реформы правительств Народного фронта. Гражданская война в
Испании. Помощь СССР антифашистам. Причины победы мятежников.
Тема 10.3
Содержание учебного материала
Культура в первой 1. Развитие науки. Открытия в области физики, химии, биологии, медицины.
половине ХХ века. Формирование новых художественных направлений школ. Развитие реалистического и
модернистского искусства. Изобразительное искусство. Архитектура. Основные
направления в литературе. Писатели: модернисты, реалисты; писатели «потерянного
поколения», антиутопии. Музыка. Театр. Развитие киноискусства. Рождение звукового
кино. Нацизм и культура.
Тема 10.4
Содержание учебного материала
Новая
1. Экономический и политический кризис. Крестьянские восстания, Кронштадтский мятеж
экономическая
др. Переход к новой экономической политике. Сущность нэпа. Достижения и противоречия
политика в
нэпа, причины его свертывания. Политическая жизнь в 1920-е годы. Образование СССР:

16
2
2

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

2
2

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

2
2

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

2
2

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

17

предпосылки объединения республик, альтернативные проекты практические решения.
Национальная политика советской власти. Укрепление позиций страны на международной
арене.
Тема 10.5
Содержание учебного материала
Индустриализация 1. Обострение внутрипартийных разногласий и борьбы за лидерство в партии и
и коллективизация государстве. Советская модель модернизации. Начало индустриализации.
в СССР.
Коллективизация сельского хозяйства: формы, методы, экономические и социальные
последствия. Индустриализация: цели, методы, экономические и социальные итоги и
следствия. Первые пятилетки: задачи и результаты.
Тема 10.6
Содержание учебного материала
Советское
1. Особенности советской политической системы: однопартийность, сращивание
государство и
партийного и государственного аппарата, контроль над обществом. Культ вождя.
общество в 1920— И.В.Сталин. Массовые репрессии, их последствия. Изменение социальной структуры
1930-е годы
советского общества. Стахановское движение. Положение основных социальных групп.
Повседневная жизнь и быт населения городов и деревень. Итоги развития СССР в 1930-е
годы. Конституция СССР 1936 года.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка доклада «Особенности культа личности И.В. Сталина».
2. Подготовка презентации на тему «Советская культура в 1920—1930-е годы».
Раздел 11. Вторая мировая война. Великая Отечественная война
Тема 11.1
Содержание учебного материала
Накануне мировой 1. Мир в конце 1930-х годов: три центра силы. Нарастание угрозы войны. Политика
войны.
«умиротворения» агрессора и переход Германии к решительным действиям. Англо-франкосоветские переговоры в Москве, причины их неудачи. Советско-германский пакт о
ненападении и секретный дополнительный протокол. Военно-политические планы сторон.
Подготовка к войне.
Тема 11.2
Содержание учебного материала
Первый период
1. Нападение Германии на Польшу. «Странная война» на Западном фронте. Поражение
Второй мировой
Франции. Оккупация и подчинение Германией стран Европы. Битва за Англию. Укрепление
войны. Бои на
безопасности СССР: присоединение Западной Белоруссии и Западной Украины, Бессарабии
Тихом океане.
и Северной Буковины. Советско-финляндская война, советизация прибалтийских
республик. Нацистская программа завоевания СССР. Подготовка СССР и Германии к
войне. Соотношение боевых сил к июню 1941 года. Великая Отечественная война как
Советской России.
Образование СССР.

2
2

ОК 1, ОК 2, ОК4, ОК 08,
ОК 11

6
2

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

4
2
2
18
2
2

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

6
2

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

18

Тема 11.3
Второй период
Второй мировой
войны.

самостоятельный и определяющий этап Второй мировой войны. Цели сторон, соотношение
сил. Основные сражения и их итоги на первом этапе войны (22 июня 1941 года — ноябрь
1942 года). Деятельность советского руководства по организации обороны страны.
Историческое значение Московской битвы. Нападение Японии на США. Боевые действия
на Тихом океане в 1941—1945 годах.
В том числе, самостоятельных работ
1. Подготовка презентации на тему «Первый этап Великой Отечественной войны (1941—
1942 гг.»).
2. Подготовка доклада «Историческое значение Московской битвы».
Содержание учебного материала
1. Военные действия на советско-германском фронте в 1942 году. Сталинградская битва и
начало коренного перелома в ходе войны. Военные действия в Северной Африке.
Складывание антигитлеровской коалиции и ее значение. Конференции глав союзных
держав и их решения. Курская битва и завершение коренного перелома. Оккупационный
режим. Геноцид. Холокост. Движение Сопротивления. Партизанское движение в СССР,
формы борьбы, роль и значение. Коллаборационизм, его причины в разных странах Европы
и Азии. Советский тыл в годы войны. Эвакуация. Вклад в победу деятелей науки и
культуры. Изменение положения Русской православной церкви и других конфессий в годы
войны. Главные задачи и основные наступательные операции Красной Армии на третьем
этапе войны (1944). Открытие Второго фронта в Европе. Военные операции 1945 года.
Разгром Германии. Советско-японская война. Атомная бомбардировка Хиросимы и
Нагасаки. Окончание Второй мировой войны. Значение победы над фашизмом. Решающий
вклад СССР в Победу. Людские и материальные потери воюющих сторон.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка презентации на тему «Курская битва. Завершение коренного перелома в ходе
Великой Отечественной войны».
2. Подготовка доклада «Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе Великой
Отечественной войны».
В том числе практических занятий
1. Советская культура перед Второй мировой войной
2. Развитие культуры России в годы Второй мировой войны
3. Посещение исторического парка «Россия – моя история». «От великих потрясений к
Великой Победе 1917—1945».

4
2
2
10
2

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8,
ОК 11

3
2
1
5
1
2
2

19

Промежуточная аттестация в форме экзамена
Всего за второй семестр
ВСЕГО

6 ч.
46 ч.
117 ч.
+6

20

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин, оснащенный
оборудованием: классная доска; рабочее место преподавателя; рабочее место студента (по
количеству обучающихся); учебно-методические материалы (УМК) и наглядные пособия
(в том числе на электронных носителях: CD, DVD), техническими средствами обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением; мультимедиапроектор; экран.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
3.2.2. Электронные издания
1.
Всеобщая история в 2 ч. Часть 1. История Древнего мира и Средних веков :
учебник для среднего профессионального образования / под редакцией Г. Н. Питулько. —
Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 129 с.— (Профессиональное образование). — ISBN
978-5-534-11918-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/456095
2.
Всеобщая история в 2 ч. Часть 2. История Нового и Новейшего времени :
учебник для среднего профессионального образования / под редакцией Г. Н. Питулько. —
Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 296 с. — (Профессиональное образование). — ISBN
978-5-534-11919-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/456096
3.
Кириллов, В. В. История России в 2 ч. Часть 1. До ХХ века : учебник для
среднего профессионального образования / В. В. Кириллов. — 8-е изд., перераб. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 352 с. — (Профессиональное образование). — ISBN
978-5-534-08565-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/452690
4. Кириллов, В. В. История России в 2 ч. Часть 2. ХХ век — начало ХХI века :
учебник для среднего профессионального образования / В. В. Кириллов. — 8-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 257 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-08561-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/452691
5. Крамаренко, Р. А. История России : учебное пособие для среднего
профессионального образования / Р. А. Крамаренко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2020. — 197 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-09199-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/453590
6. Блог Кацвы: сайт. – г. Москва, 2010 – . – URL : http://history.1543.ru/ (дата
обращения 06.05.2020).
7. Видеоуроки в интернет – сайт для учителей: сайт. – Смоленск, 2017 – . – URL :
http://videouroki.net/ (дата обращения 06.05.2020).
8. Всемирная история: сайт. – г. Москва, 2006 – . – URL : http://www.historic.ru
/(дата обращения 06.05.2020).
9. Единая коллекция цифровых ресурсов: сайт. – Москва, 2008 – . – URL :
http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения 06.10.2020).
10.
Интернет-уроки: сайт. – Москва, 2014 – . – URL : https://interneturok.ru/ (дата
обращения 06.05.2020).

11.
Открытый класс: сайт.
– г. Йошкар-Ола, 2010
– . – URL :
http://www.openclass.ru/ (дата обращения 06.05.2020).
12.
Открытый урок «Первое сентября»: сайт. – г. Москва, 2003 – . – URL :
http://открытыйурок.рф/ (дата обращения 06.05.2020).
13.
Помощник всем: сайт – г. Мыски, 2011 – . – URL : http://www.pomochnikvsem.ru/ (дата обращения 06.05.2020).
14.
Сообщество взаимопомощи учителей: сайт. – г. Нижний Новгород, 2007 – . –
URL : http://pedsovet.su/ (дата обращения 06.05.2020).
15.
Учительский портал: сайт.
– г. Гулькевичи, 2007 – . – URL :
https://www.uchportal.ru/ (дата обращения 06.05.2020).
3.2.3. Дополнительные источники (могут содержать в себе книги, изданные более
чем пять лет назад)
1.
История России. Тесты : учебное пособие для среднего профессионального
образования / С. В. Кущенко [и др.] ; ответственный редактор С. В. Кущенко. — 2-е изд.,
испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 144 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-08115-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/453956
2.
Прядеин, В. С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах :
учебное пособие для среднего профессионального образования / В. С. Прядеин ; под
научной редакцией В. М. Кириллова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 198 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05440-8. — Текст : электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454853
3.
Степанова, Л. Г. История России. Практикум : учебное пособие для среднего
профессионального образования / Л. Г. Степанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.
— 231 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10705-0. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456028

22

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины является экзамен.
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
полнота
знаний,
социально-  письменный/
Знания:
­
основные
политический, экономический и устный опрос;
факты, процессы и явления, культурный кругозор, структура и  тестирование;
характеризующие целостность содержание устных и письменных  оценка
отечественной и всемирной ответов, исследовательских работ результатов
истории;
(докладов,
рефератов), самостоятельной
­
периодизацию аналитические умения, владение работы (докладов,
всемирной и отечественной ключевыми
понятиями
и рефератов,
истории;
способность
видеть
причинно- мультимедийных
­
современные следственную связь в современных презентаций,
версии и трактовки важнейших международных
процессах
и теоретической
проблем
отечественной
и явлениях, умение ориентироваться в части
проектов,
всемирной истории;
важнейших
мировых
и учебных
­
историческую региональных юридических актах исследований
и
обусловленность современных современности, знание факторов т.д.);
общественных процессов;
укрепления
национально-  тесты в Google­
особенности
государственных устоев и традиций; форме.
исторического пути России, ее полнота
ответов,
точность
роль в мировом сообществе.
формулировок, не менее 75%
правильных ответов;
актуальность темы, адекватность
результатов поставленным целям,
полнота
ответов,
точность
формулировок,
адекватность
применения
профессиональной
терминологии.
Умения:
­
проводить
поиск
исторической информации в
источниках разного типа;
­
критически
анализировать
источник
исторической
информации
(характеризовать
авторство
источника,
время,
обстоятельства и цели его
создания);
­
анализировать
историческую
информацию,
представленную
в
разных
системах
(текстах,
картах,

Правильность, полнота выполнения
заданий, точность формулировок,
точность расчетов, соответствие
требованиям.
Адекватность,
оптимальность
выбора способов действий, методов,
техник,
последовательностей
действий и т.д.
Точность
оценки,
самооценки
выполнения.
Соответствие
требованиям
инструкций, регламентов.
Рациональность действий и т.д.

 оценка
демонстрируемых
умений,
выполняемых
действий;
 оценка заданий
для
самостоятельной
работы;
 письменные/
устные работы.

23

таблицах,
схемах,
аудиовизуальных рядах);
­
различать
в
исторической
информации
факты и мнения, исторические
описания
и
исторические
объяснения;
­
устанавливать причинноследственные связи между
явлениями, пространственные и
временные рамки изучаемых
исторических
процессов
и
явлений;
­
участвовать в дискуссиях
по историческим проблемам,
формулировать
собственную
позицию
по
обсуждаемым
вопросам,
используя
для
аргументации
исторические
сведения.

24

Приложение
Примерные темы индивидуальных проектов
1. Эпоха Л.И. Брежнева в зеркале анекдотов: правда или вымысел?
2. История в карикатурах.
3. История одной жизни в фотографиях. История нашей страны на марках, монетах
и банкнотах.
4. История России в картинах.
5. История страны в новогодних открытках.
6. История России в зеркале молодежной танцплощадки (на примере 50-х гг. XX в.)
7. Государственная символика и мода.
8. Изучение денежных знаков советского периода 1961-1991 гг. и их покупательной
способности.
9. История края в музейных экспонатах.
10. История края в названиях улиц.
11. Первый космонавт планеты Ю.А. Гагарин. «Космическая карта»
12. БАМ в истории страны, земляков и моей семьи.
13. Подвиги молодёжи 1970-х на строительстве БАМа.
14. Участие военнослужащих Свердловской области в боевых действиях Афганской
войны.
15. Афганская война: невыученный урок истории.
16. Афганская война – интервенция или интернациональный долг?
17. Афганская война 1979-1989 гг.
18. Кто придумал «Перестройку», или Жизнь работников бюджетной сферы в 1980х–1990-х годах.
19. Перестройка и ее последствия глазами наших родителей.
20. Перестройка. Итоги и значение.
21. Когда были нищими миллионерами наши родители и бабушки.
22. Моя семья на перекрёстках российской истории 20-начало 21 века.
23. Дети реформ 1991-1999 гг.
24. Процесс самоопределения. 1990-е годы на карте страны.
25. Расскажите нам о 1990-х.
26. Искусство одеваться: проблема желаемого и действительного в повседневной
жизни провинциальной женщины (середина 1960-х – середина 1980-х гг.).
27. Послевоенный голод 1946-1947гг. в уральской деревне.
28. Эволюция екатеринбургского трамвая и горожане (1929-2018 гг.).
29. От сессии до сессии живут студенты весело (О студентах 50-60-х).
30. Смех сквозь слезы, или оборотная сторона медали колхозной жизни.
31. Недетские вопросы детства.
32. Послевоенное детство: история и развитие души.
33. Детские дворовые игры – показатель состояния социально-экономического и
политического развития общества.
34. Детство всегда детство (по воспоминаниям моего дедушки).
35. Во что играли наши деды.
36. Детство без детства.

25

37. Мир детства моих родителей.
38. Мальчики и девочки: детство 1960-х – начала 1970-х гг.
39. Чтение в жизни подростков сегодня и 20 лет назад.
40. Пионерская организация раньше и теперь.
41. История комсомола глазами современников.
42. История пионерского движения в школе.
43. Октябрята... Кто они?
44. Пионерское движение в СССР и проблема организации подростков в XXI веке.
45. Роль детских и юношеских организаций в формировании советского государства
и личности советской эпохи.
46. Пионерские лагеря. Какими они были? Каковы они сейчас?
47. Эволюция шпаргалки: ретроспективный и перспективный аспекты.
48. История развития профессионального образования в СССР и Российской
Федерации.
49. Российская история глазами ребенка (по материалам анализа школьных
учебников истории 1960-2000-х гг.).
50. Развитие представления о школьной дисциплине в советский и постсоветский
период.
51. В школе всегда есть место детству: история традиций, шалостей и проказ.
52. Замечания в школьном дневнике как способ влияния на ребенка.
53. Школьный музей.
54. История моей семьи в фотографиях и документах.
55. Игры и игрушки в моей семье в XX в. по воспоминаниям моей бабушки.
56. Мечты поколений: их сходство и различия.
57. Страницы истории моей семьи.
58. Судьба моих родственников как отражение истории России.
59. Доберусь до корней (семейный портрет на фоне XX в.).
60. Традиции воспитания детей в моей семье.
61. Листая семейный альбом.
62. Изучение исторических событий на примере моей родословной.
63. Домашняя библиотека.
64. Из истории исчезающих вещей, или о чем заставила задуматься простая
шариковая ручка.
65. Игрушки и игры детей 1950-1960-х гг. (сравнительный анализ с игрушками и
играми современных детей).
66. Обувь детства и юности моей бабушки.
67. Семейные реликвии.
68. Игрушки и игры XX в. Игры «нашего двора.
69. Влияние эпидемий на исторические события, происходившие на Земле.
70. Все началось с колеса.
71. Всемирный потоп как проекция земных катаклизмов и катастроф.
72. Генеалогия. История моей семьи.
73. Забытые старинные русские игры.
74. Загадки стекла.
75. Из истории бумаги.
76. Изображения птиц в различных культурах.

26

77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.

Изобретение колеса – революция в развитии человечества.
Изобретения Леонардо да Винчи.
Интересные факты из жизни ложек.
Искусство чайной церемонии.
История вещей. Телефон.
История возникновения куклы.
История ложки.
История очков.
Исчезнувшие цивилизации.
Как люди научились считать время.
Как хлеб на стол пришел?
Какие бывают сладости и откуда они к нам пришли.
Приметы и суеверия.
Русские матрешки.
Эволюция костюма от древнейших времён до наших дней.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».