Приложение 4.10 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 54.02.02 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») Подписано цифровой подписью: ГАПОУ СО "СОПК" DN: email=buhsopk@list.ru, 1.2.643.3.131.1.1=120C303036363538303334363636, 1.2.643.100.3=120B3032323131303331353537, 1.2.643.100.1=120D31303236363032333337363834, title=директор, o=ГАПОУ СО "СОПК", street=УЛ ЮМАШЕВА, ДОМ 20, l=Екатеринбург, st=66 Свердловская область, c=RU, givenName=Татьяна Сергеевна, sn=Симонова, cn=ГАПОУ СО "СОПК" Дата: 2021.09.21 16:50:33 +05'00' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОД 02.01. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ 54.02.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Программа учебной дисциплины ОД.02.03. История мировой культуры разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО) 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)» среднего профессионального образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 года №1389 Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж». учреждение Разработчик: Вахонина Е.И. преподаватель ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж». Касьянова Е.Б, преподаватель Высшей категории ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж». © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина ОД 02.01 История мировой культуры входит в состав общеобразовательного учебного цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство (по видам). Учебная дисциплина ОД 02.01 История мировой культуры обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство (по видам). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих ОК и ПК: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 11. Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности. ПК 1.3. Собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства. ПК 1.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, ОК Умения Знания ОК 1. ОК 2. ОК 4. ОК 8. ОК 11. ПК 1.3. ПК 1.7. узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением; - устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной - основные виды и жанры искусства; - направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры; - особенности языка различных видов искусства. 4 жизни для: выбора путей своего культурного развития; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы учебной дисциплины Объем часов Объем образовательной программы 120 в том числе: теоретическое обучение 56 лабораторные работы и практические занятия 22 курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) 0 контрольная работа 0 Самостоятельная работа 42 Промежуточная аттестация в форме экзамена 6 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Объем часов Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 1 2 Раздел 1. Введение в историю мировой культуры Тема 1.1. Содержание учебного материала Понятие и функции культуры. Материальная и духовная культура. Искусство в системе культуры. Раздел 2. Культура первобытной эпохи Тема 2. 1. Содержание учебного материала Возникновение Происхождение культуры в первобытном обществе. Синкретизм как основа первобытной первобытной культуры. Картина мира первобытного человека культуры Тема 2. 2. Содержание учебного материала Материальная Возникновение новых способов коммуникаций (речь, знаково-символические системы). и духовная Миф и ранние формы религии как основа мировоззрения первобытного человека. Ритуалы культура и культовая практика в первобытном обществе. Основные достижения в области первобытной материальной культуры. эпохи В том числе практическое занятие 1.Анализ представлений первобытного человека о происхождении и устройстве мира (на основе мифов и произведений изобразительного искусства). Самостоятельная работа обучающихся 1.Подготовка сообщений Раздел 3. Культура Древнего и средневекового Востока Тема 3.1. Содержание учебного материала: Культура Факторы формирования культуры Древнего Египта. Общие особенности культуры Древнего Древнего Египта. Заупокойный культ как основа египетской культурной традиции. Связь Египта заупокойного культа с искусством. Повседневная жизнь древних египтян. Тема 3.2. Содержание учебного материала: Культура Факторы формирования культуры Древней и средневековой Индии. Индуизм и буддизм как 3 2 2 2 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 1., ОК 2., ОК 4., ОК 11. ПК 1.3., ПК 1.7. 8 2 2 ОК 1., ОК 2., ОК 4., ОК 8., ОК 11. ПК 1.3., ПК 1.7. 6 2 2 2 ОК 1., ОК 2., ОК 4., ОК 8., ОК 11. ПК 1.3., ПК 1.7. 2 2 10 2 2 2 2 ОК 1., ОК 2., ОК 4., ОК 8., ОК 11. ПК 1.3., ПК 1.7. ОК 1., ОК 2., ОК 4., ОК 8., ОК 11. 6 Древней и средневековой Индии Тема 3.3. Культура Древнего и средневекового Китая религиозная основа индийской культуры. Особенности материальной и духовной культуры Индии. Содержание учебного материала Факторы формирования культуры Древнего и средневекового Китая. Конфуцианство, даосизм и буддизм как религиозная основа китайской культуры. Образование в Китае. Достижения материальной (изобретение бумаги, компаса, шелка) и духовной (поэзия, садово-парковое искусство) культуры Китая. Самостоятельная работа обучающихся 1. Подготовка к семинару. 2.Просмотр сайтов музеев Раздел 4.Культура античности Тема 4.1. Содержание учебного материала Культура 1. Факторы формирования древнегреческой культуры. Древней Греции Мифология и религия как основа культурной традиции Древней Греции. 2. Основные достижения древнегреческой культуры Наука, философия, театр, литература. Тема 4.2. Содержание учебного материала: Культура Факторы формирования культуры Древнего Рима. Идеал человека и основные ценности Древнего Рима древнеримской культуры, их воплощение в искусстве. Повседневная жизнь древних римлян. В том числе практических занятий 1.Сравнительный анализ культурных традиций Греции и Рима Самостоятельная работа обучающихся 1. Подготовка сообщений. 2. Подготовка презентаций Раздел 5. Культура средних веков Тема 5.1. Содержание учебного материала Культура Факторы формирования средневековой культуры. Синтез христианства, античности, Западной и кельтского и германского язычества как основа средневековой культуры Европы. Картина Центральной мира средневекового человека и ее отражение в искусстве. Типы средневековой культуры Европы в (рыцарская, крестьянская, городская, культура духовенства). средние века В том числе практических занятий ПК 1.3., ПК 1.7. 6 2 4 2 2 12 4 2 2 ОК 1., ОК 2., ОК 4., ОК 8., ОК 11. ПК 1.3., ПК 1.7. ОК 1., ОК 2., ОК 4., ОК 8., ОК 11. ПК 1.3., ПК 1.7. 8 2 2 2 4 2 2 24 ОК 1., ОК 2., ОК 4., ОК 8., ОК 11. ПК 1.3., ПК 1.7. 8 2 ОК 1., ОК 2., ОК 4., ОК 8., ОК 11. ПК 1.3., ПК 1.7. 2 7 1.Выявление представлений средневекового человека об устройстве мира на основе анализа различных артефактов (карты, собор и проч.) - групповая исследовательская работа. Самостоятельная работа обучающихся 1.Подбор и систематизация разных видов артефактов для дальнейшего анализа. 2. Подготовка презентаций и сообщений Дифференцированный зачет Тема 5.2. Содержание учебного материала Культура Факторы формирования культуры восточных славян. Основные черты религиозновосточных мифологических представлений восточных славян. Языческая реформа Владимира и славян. принятие христианства как факторы формирования новой культурной традиции. Киевская Русь Самостоятельная работа обучающихся 1.Подготовка к семинару. 2. Подготовка к семинару. Тема 5.3. Содержание учебного материала Культура Руси 1. Факторы, определявшие развитие культуры средневековой Руси в XII-XV вв. XII-XV вв. Официальная и смеховая культура средневековой Руси. Многообразие культурных центров. 2. Особенности культурных традиций Владимиро-Суздальского княжества, Новгородской и Псковской земли. Проблема «Предвозрождения» в истории культуры средневековой Руси. В том числе практических занятий 1.Проблема синтеза языческих и христианских традиций в культуре средневековья (на основе анализа литературных и изобразительных источников). Самостоятельная работа обучающихся 1.Подбор литературных и изобразительных источников для дальнейшего анализа. 2. Подготовка презентаций и сообщений Раздел 6. Культура европейского Возрождения Тема 6.1. Содержание учебного материала: Культура Факторы формирования культуры эпохи Возрождения. Идеал человека и концепция итальянского искусства в культуре итальянского Возрождения. Их отражение в искусстве. Основные Возрождения центры культуры Возрождения в Италии: Флоренция, Венеция, Милан, Неаполь. Тема 6.2. Содержание учебного материала: Культура География культуры северного Возрождения. Система видов и жанров в искусстве Северного Северного Возрождения. Проблематика культуры Северного Возрождения. 2 4 2 2 2 6 2 4 2 2 ОК 1., ОК 2., ОК 4., ОК 8., ОК 11. ПК 1.3., ПК 1.7. 10 2 2 2 2 ОК 1., ОК 2., ОК 4., ОК 8., ОК 11. ПК 1.3., ПК 1.7. 4 2 2 6 2 2 4 2 ОК 1., ОК 2., ОК 4., ОК 8., ОК 11. ПК 1.3., ПК 1.7. ОК 1., ОК 2., ОК 4., ОК 8., ОК 11. ПК 1.3., ПК 1.7. 8 Возрождения В том числе практических занятий Общее и отличное в понимании мира, человека, искусства в культуре Северного и Южного Возрождения (на основе анализа произведений изобразительного искусства). Раздел 7. Культура России XVI-XVII вв. Тема 7.1. Содержание учебного материала Культура 1. Общие особенности культуры России периода централизации. России XVI Отношение к традиции как ключевой вопрос культуры переходного типа. «Новая культура» XVII века века и культура старообрядчества. 2. Изменение языка художественной культуры XVII века Вытеснение условно символических изображений, светскость, неканоничность и рост личностного начала. В том числе практических занятий 1. Семинар «Искусство XVII века как отражение переходного характера культуры». Самостоятельная работа обучающихся 1.Подготовка к семинару. 2.Посещение виртуальной экскурсии по музею Раздел 8. Культура Нового времени (XVII-XIX вв.) Тема 8.1. Содержание учебного материала Общая Факторы формирования культуры Нового времени. Общие особенности картины мира и характеристика идеала человека в культуре Нового времени. Протестантизм и философия рационализма как культуры фундамент мировоззрения человека Нового времени. Переходный характер культуры XVIНового времени XVII вв. Тема 8.2. Содержание учебного материала Культура «Век просвещения» и «Галантный век» как две стороны культуры XVIII столетия. Европы XVIII Демократический и аристократический идеалы жизни и человека. Культ разума, сциентизм, века теория прогресса, критика традиционных религий, идея правового государства, утверждение доминирования человека над природой как ценностные доминанты Просвещения. Воплощение ценностей и мировоззрения эпохи в художественной культуре XVIII века. Тема 8.3. Содержание учебного материала Культура 1. Проблема изменения «культурного кода» и европеизации русской культуры XVIII России XVIII в. века Роль государства в определении ценностных ориентиров и языка культуры. Дворянство и 2 2 10 10 2 2 2 2 4 2 2 24 ОК 1., ОК 2., ОК 4., ОК 8., ОК 11. ПК 1.3., ПК 1.7. 2 2 ОК 1., ОК 2., ОК 4., ОК 8., ОК 11. ПК 1.3., ПК 1.7. 2 2 10 2 ОК 1., ОК 2., ОК 4., ОК 8., ОК 11. ПК 1.3., ПК 1.7. ОК 1., ОК 2., ОК 4., ОК 8., ОК 11. ПК 1.3., ПК 1.7. 9 крепостная интеллигенция как два культурных полюса XVIII века. 2. Новые явления в науке, искусстве, образовании. Усиление светского и личностного начал в духовном творчестве. Художественные стили: русский классицизм, русское барокко. В том числе практических занятий 1.Семинар «Культура и быт русского дворянства в XVIII веке». Самостоятельная работа обучающихся 1.Подготовка к семинару. 2.Посещение галереи , Музея ИЗО Тема 8.4. Содержание учебного материала 2 Культура Факторы, определяющие развитие европейской культуры XIX века. Формирование Европы XIX индустриальной цивилизации и новой концепции человека и общества. Образ человека и века ценностные ориентиры культуры XIX века в музыке, литературе, изобразительном искусстве. Тема 8.5. Содержание учебного материала 8 Культура Особенности культурной жизни в России в первой половине XIX в. Дискуссии о путях России XIX развития России как важнейшая составляющая культурной жизни общества. «Золотой век» века русской культуры: понятие и специфические особенности. Культура пореформенной России. В том числе практических занятий 1.Семинар «Эволюция представлений о мире и человеке в культуре Нового времени». Самостоятельная работа обучающихся 1.Подготовка к семинару. 2.Подбор иллюстративного материала к сообщениям Раздел 9. Культура XX - нач. XXI вв. Тема 9.1 Содержание учебного материала: 4 Культура Рубеж веков как особая социокультурная ситуация. Драматичность мировоззрение человека рубежа XIX-XX эпохи декаданса. Формирование неклассического языка культуры и искусства. вв. Возникновение искусства кино. Многообразие стилей и «дегуманизация» как характерная черта культуры рубежа веков. В том числе практических занятий 1.Семинар «Серебряный век» русской культуры как отражение характерных черт культуры рубежа веков 2 2 2 4 2 2 2 ОК 1., ОК 2., ОК 4., ОК 8., ОК 11. ПК 1.3., ПК 1.7. 2 2 2 4 2 2 22 ОК 1., ОК 2., ОК 4., ОК 8., ОК 11. ПК 1.3., ПК 1.7. 2 2 2 ОК 1., ОК 2., ОК 4., ОК 8., ОК 11. ПК 1.3., ПК 1.7. 10 Тема 9.2. Культура первой половины XX века Тема 9.3. Культура второй половины XX XXI вв. Содержание учебного материала 8 Факторы, определяющие развитие культуры первой половины XX века. Модернизм как 2 способ проявления неклассической культуры. Феномен массовой культуры. В том числе практическое занятие 2 1.Семинар «Тоталитарная культура как особый культурный тип» 2 Самостоятельная работа обучающихся 4 1.Подготовка к семинару. 2 2. Работа с сайтами и другими интернет-ресурсами 2 Содержание учебного материала 10 2 1. Формирование техногенной цивилизации второй половины XX века и ее влияние на характер культурных процессов. Постмодернистская модель европейской цивилизации. Постмодернизм как основное направление философии, искусства, науки второй половины 20 в. 2 2. Кризис эры постмодерна в 21 столетии. Понятие. Характеристика В том числе практических занятий 2 1. Семинар-дискуссия «Проблема межкультурных и межконфессиональных диалогов в 2 современном мире». Самостоятельная работа обучающихся 4 1. Подготовка к семинару-дискуссии. 2 2. Подготовка сообщений и иллюстративного материала. 2 Всего: 120 ОК 1., ОК 2., ОК 4., ОК 8., ОК 11. ПК 1.3., ПК 1.7. ОК 1., ОК 2., ОК 4., ОК 8., ОК 11. ПК 1.3., ПК 1.7. 11 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Реализация программы дисциплины «История мировой культуры» требует наличия учебного кабинета общеобразовательных учебных дисциплин. Оборудование учебного кабинета и учебно-методический комплекс: мебель для занятий, доска, фильмы, аудиозаписи, фотографии и репродукции с картин, литературные источники, художественные материалы, материалы для проведения круглого стола. Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер, телевизор, CD проигрыватель. Учебно-методический комплекс: комплект учебно-методической документации, электронные презентации к лекционным и практическим занятиям, дидактический раздаточный материал к практическим работам, репродукции произведений искусства (в печатном и электронном виде), комплект CD и DVD-дисков с фильмами и дидактическими материалами по истории искусства и культуры, словари и энциклопедии по истории искусства и культуры. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе. 3.2.1. Печатные издания3.2.2. Электронные издания 1.Буркхардт, Я. Культура Италии в эпоху Возрождения / Я. Буркхардт ; переводчик С. Бриллиант. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 285 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-10959-7. — Текст : электронный 2. Тугендхольд, Я. А. Художественная культура Запада / Я. А. Тугендхольд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 169 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-53413489-6. — Текст : электронный 3. Гартман, К. Стили / К. Гартман. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 261 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-12184-1. — Текст : электронный 4.Богаевский, Б. Л. Крит и Микены. Эгейская культура / Б. Л. Богаевский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 186 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-53411213-9. — Текст : электронный 5.Тэн, И. Философия искусства : краткий курс лекций / И. Тэн ; переводчик Н. Соболевский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 351 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07455-0. — Текст : электронный Дополнительная литература: 1. Емохонова, Л. Г. Мировая художественная культура: учебное пособие. / Л. Г. Емохонова. -М.: Academia, 2016. -544 с. – Текст: непосредственный. 2. Кнабе, Г.С., Кондаков, И.В., Кузнецова, Т.Ф. История мировой культуры: учебное пособие/ Г. С. Кнабе, И. В. Кондаков, Т. Ф. Кузнецова. -М.: Academia, 2015. -608 с. – Текст: непосредственный. 3. Боннар, А. Греческая цивилизация. В 3 т. / А. Боннар. - М.: Искусство:, 1992. – Текст: непосредственный. 4. Брагина, Л.М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Идеалы и практика культуры/ Л. М. Брагина. -М.: Издательство МГУ, 2002. - 465 с. – Текст: непосредственный. 12 5. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры. / А. Я. Гуревич. -СПБ.: Университетская книга, 2001. - 345 с. – Текст: непосредственный. 6. Древний Рим. История. Быт. Культура. / Сост. Л. С. Ильинская.-М.: Моск.лицей, 1997.- 432 с . – Текст: непосредственный. 7. Из истории русской культуры. Т. 1. Древняя Русь. / Сост. В. Я. Петрухин. М.: Языки русской культуры, 2000. - 760 с. – Текст: непосредственный. 8. Из истории русской культуры. Т.3. XVII - начало XVIII века. / Сост. Панченко А.М., Живов В.М., Николаев С.И., Плюханова М.Б. - М.: Языки русской культуры, 1996. - 712 с. – Текст: непосредственный. 9. Из истории русской культуры. Т. 4. XVIII-начало XIX века. / Сост. А. Д. Кошелев. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 813 с. – Текст: непосредственный. 10. Очерки русской культуры. В 6 т. / Под. Ред. Кишман Л. В. - М. : Изд-во Московского ун-та , 2002. – Текст: непосредственный. 11. Тайлор Э. Б., Миф и обряд в первобытной культуре. / Э. Б. Тайлор. Смоленск: Русич, 2000. - 576 с. – Текст: непосредственный. 12. История искусств. Информационно-исторический портал об истории и современности культуры и искусства. -Режим доступа: http://art-history.ru. 13. Хрестоматия по культурологии. Учебно-методический проект. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://kulturoznanie.ru 14. Электронная библиотека «Гумер». Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks 15. Энциклопедия фонда знаний «Ломоносов». - Режим доступа: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки Разбирается в основных Анализ выполнения Знания: - основные виды и жанры видах и жанрах контрольной работы. искусства; искусства. Анализ выполнения - направления и стили мировой Знает направления, практического задания. художественной культуры; стили, шедевры мировой Анализ работы студента на шедевры мировой художественной семинарском занятии художественной культуры; культуры. Зачет. - особенности языка различных Понимает особенности видов искусства. языка различных видов искусства. Определяет Анализ выполнения Умения: узнавать изученные произведения искусства контрольной работы. произведения и соотносить их с и соотносит их с Анализ выполнения определенной эпохой, стилем, определенной эпохой. практического задания. направлением; Умеет устанавливать Анализ работы студента на - устанавливать стилевые и связи между семинарском занятии. сюжетные связи между произведениями разных Экзамен. произведениями разных видов видов искусства. искусства; Пользуется различными пользоваться различными источниками источниками информации о информации о мировой мировой художественной художественной культуре; культуры. - использовать приобретенные Использует знания и умения в практической приобретенные знания и деятельности и повседневной умения в практической жизни для: выбора путей своего деятельности. культурного развития; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства. 14