Приложение 4.8 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 54.02.02 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») Подписано цифровой подписью: ГАПОУ СО "СОПК" DN: email=buhsopk@list.ru, 1.2.643.3.131.1.1=120C303036363538303334363636, 1.2.643.100.3=120B3032323131303331353537, 1.2.643.100.1=120D31303236363032333337363834, title=директор, o=ГАПОУ СО "СОПК", street=УЛ ЮМАШЕВА, ДОМ 20, l=Екатеринбург, st=66 Свердловская область, c=RU, givenName=Татьяна Сергеевна, sn=Симонова, cn=ГАПОУ СО "СОПК" Дата: 2021.09.21 17:34:00 +05'00' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОД.01.08. РУССКИЙ ЯЗЫК 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) (углубленной подготовки), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 27 октября 2014 года № 1389. Организация-разработчик: образовательное учреждение педагогический колледж» Государственное автономное профессиональное Свердловской области «Свердловский областной Разработчики: Нагибина О.С., преподаватель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория. Неволина Н.А., преподаватель русского языка и литературы, первая квалификационная категория. © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15 ОСВОЕНИЯ 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОД.01. 08. Русский язык 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы Учебная дисциплина «Русский язык» является частью общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство». Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» предназначена специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)» в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии: ОК.10. Использовать умения и знания учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельностью. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Содержание программы учебной дисциплины «Русский язык» направлено на достижение следующих целей: - совершенствование обще учебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических; - формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой); - совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях; - дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания ОК, ПК ОК.10. Умения Знания -осуществлять речевой самоконтроль; - оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; -анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; -о связи языка и истории, культуры русского и других народов; -смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; -основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; -орфоэпические, лексические, грамматические, 4 -использовать основные виды чтения (ознакомительноизучающее, ознакомительно-реферативное) в зависимости от коммуникативной задачи; -извлекать необходимую информацию из различных справочной источников: учебно-научных текстов, литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; -создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; -применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; -соблюдать в практике письма орфографические н нормы современного русского пунктуационные литературного языка; -соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; -использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям и мировой культуры; -развития национальной интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; -самореализации, самовыражения в различных общечеловеческой деятельности; орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; -нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официальноделовой сферах общения. 5 -увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; -совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; -совершенствования коммуникативных способностей; -развития готовности к и речевому взаимодействию, межличностному межкультурному общению, сотрудничеству; -самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства; -вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации; 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной программы 117 в том числе: теоретическое обучение 20 лабораторные работы 0 практические занятия 58 курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) 0 контрольная работа 0 Самостоятельная работа 39 Промежуточная аттестация Экзамен 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык» Наименование Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся разделов и тем Раздел 1. Русский язык Тема 1.1. Язык Содержание учебного материала как система. 1.Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО. Виды речевой деятельности. Функциональные стили речи и их особенности. Текст как произведение речи. Функционально-смысловые типы речи. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально - деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально - делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Объем в часах 117 12 2 УУД, формированию которых способст вует элемент програм мы ОК.10 7 Тема 1.2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. Тема 1.3. Лексикология и фразеология. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. Лингвостилистический анализ текста. В том числе практических занятий 1.Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи. Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу). 2.Анализ структуры текста. 3.Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста Самостоятельная работа обучающихся 1.Написание тезисов на тему «Русский язык среди других языков мира». 2.Защита презентации «Языковой портрет современника». Содержание учебного материала 1.Фонетические единицы. Звук и фонема. Орфоэпические нормы. Произносительные нормы и нормы ударения. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. В том числе практических занятий 1.Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка. Сопоставление устной и письменной речи. 2.Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. 3.Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. Наблюдение над выразительными средствами фонетики Самостоятельная работа обучающихся 1.Защита презентации «Русское письмо и его эволюция». 2.Написание доклада «Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения» Содержание учебного материала 1.Многозначные слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Активный и пассивный словарный запас. Фольклорная лексика и многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, 6 2 2 2 4 2 2 12 2 ОК.10. ОК.10. ОК.10. 6 2 2 2 4 2 2 16 2 ОК.10. 8 омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы). Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи фразеология. Русские пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико - фразеологический разбор. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. В том числе практических занятий 1.Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц — выведение алгоритма лексического анализа. 2.Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления. 3.Лексический и фразеологический анализ слова. Самостоятельная работа обучающихся 1.Разработка презентации «Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы». 2.Написание сообщения «Фразеология как средство экспрессивности в русском языке». 3.Составление таблицы «Виды фразеологических ошибок». 4. Разработка презентации «Слово и его значения». Тема 1.4. Понятие Содержание учебного материала морфемы как 1. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. значимой части Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. слова. Способы Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования словообразования. профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. В том числе практических занятий 1.Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте. Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами. 2.Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования. 3.Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при-/ пре-. Правописание сложных слов. Самостоятельная работа обучающихся 1. Написание сообщения «Исторические изменения в структуре слова» 6 2 2 2 8 2 2 2 2 16 2 ОК.10. 8 2 2 2 6 2 9 Тема 1.5. Морфология и орфография. 2. Разработка презентации «Строение русского слова». 3. Составление текстов разных типов и стилей речи. Содержание учебного материала 1. Грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция как грамматические признаки слова. Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи. Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. 2.Имя числительное. Местоимение. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм 3. Глагол. Причастие, деепричастие как особая форма глагола. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте. Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий. Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки 2 2 30 2 ОК.10. 2 2 10 Тема 1.6. Синтаксис и пунктуация. препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий. 4. Наречие. Слова категории состояния. Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи Составление текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи В том числе практических занятий 1.Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора. 2.Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте. 3.Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи. 4.Сопоставление лексического и грамматического значения слов. 5.Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи обучающихся. 6.Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования и словоизменения; использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям речи. 7.Составление словосочетаний, предложений с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи. 8.Составление текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи. Самостоятельная работа обучающихся 1.Разработка презентации «Учение о частях речи в русской грамматике» 2.Разработка презентации «Роль причастий и деепричастий в художественных текстах» 3.Разработка презентации «Однородные и неоднородные определения» Содержание учебного материала 1.Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в 2 16 2 2 2 2 2 2 2 2 6 2 2 2 31 2 ОК.10. 11 словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний 2.Простое предложение. Осложнённое простое предложение. Сложное предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. Односоставное и неполное предложение. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи. Односложное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте .Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. 2 12 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). В том числе практических занятий 1.Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий, освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной системы русского языка, её норм и тенденций развития. 2.Наблюдение над существенными признаками словосочетания. Особенности употребления словосочетаний. Синонимия словосочетаний. 3.Синонимия словосочетаний и простых предложений. 4.Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения; использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения. 5.Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании. 6. Сопоставление устной и письменной речи. 7. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. 8. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Самостоятельная работа обучающихся 1.Разработка презентации «Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики». 2.Написание доклада «Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций. 3.Написание сообщения «Монолог и диалог. Особенности построения и употребления». 4.Разработка презентации «Отличия устной и письменной речи» 5.Написание сообщения «Русская пунктуация и её назначение». 6.Подбор текстов с изучаемым языковым явлением. 7.Работа с текстами художественной литературы по нахождению безличных предложений. Экзамен Всего: 16 2 2 2 2 2 2 2 2 11 1 2 2 2 2 2 6 117 13 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины «Русский язык» требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники, учебнометодические рекомендации). Технические средства обучения: - мультимедийный проектор, компьютер. 3.2. Информационное обеспечение обучения 3.2.1. Печатные издания 1. Антонова Е.С. Русский язык: учебник для сред. проф. образования/Е.С.Антонова, Т.М.Воителева. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.-384с.- ISBN 978-5-4468-0739-0 – Текст: непосредственный. 3.2.2 Электронные издания 1. www.gramma.ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста). 2. www.krugosvet.ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет»). 3. www.school-collection.edu.ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»). 4. www.spravka.gramota.ru (сайт «Справочная служба русского языка»). 5. http://new.gramota.ru/spravka/ (Единое окно справочных служб русского языка). 6. http://gramota.ru/class/coach/ (Электронный учебник грамоты). 7. http://new.gramota.ru/spravka/punctum (Справочник по синтаксису и пунктуации). 8. http://new.gramota.ru/spravka/letters ( Письмовник). 9. http://www.oshibok-net.ru/ (просветительский проект). 10. http://slovari21.ru/ ( Словари XIX века). 3.2.3 Дополнительные источники 1. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь : учебно-практическое пособие для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк [и др.] ; под общей редакцией В. Д. Черняк. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 525 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03886-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450857 (дата обращения: 14.01.2020). 2. Лекант, П. А. Русский язык : справочник для среднего профессионального образования / П. А. Лекант, Н. Б. Самсонов ; под редакцией П. А. Леканта. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 246 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06698-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452433 (дата обращения: 14.01.2020) 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, самостоятельной работы, индивидуальных заданий, устного опроса. Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины является экзамен. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Критерии оценки Методы оценки -Продуцирование устных и письменных текстов, нормы речевого этикета. -Соблюдение акцентологических, орфоэпических, лексических, словообразовательных, грамматических, стилистических, орфографических и пунктуационных норм в устной и письменной речи. -Пересказ текста, смысловое чтение. -Тезис, план, конспект, аннотация, реферат. Требования к составлению. -Историко-культурный контекст -Выявление средств языковой выразительности в тексте Продуцирование устных и письменных текстов. -Жанр, род литературы. Требования к анализу текста. -Устный опрос, индивидуальные задания. Практическая работа. Оценка самостоятельной работы, тест. Умения: -сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения; -владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; -владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; -владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, -сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста; -способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; -владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, 15 созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания. Знания: -сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; -сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; -сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. -Нормы современного русского литературного языка. -Средства художественной выразительности речи. -Лингвистические термины, стили литературного язык.а Устный опрос, индивидуальные задания. Практическая работа. Оценка самостоятельной работы, тест. 16