ОП.01 НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Приложение 4.25
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 51.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

« Свердловский областной педагогический колледж»

(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01. НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам)
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Народное художественное
творчество разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта по специальности среднего профессионального образования 51.02.02
Социально-культурная деятельность (по видам), утвержденного Приказом Министерства
образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. № 1356
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Свердловский областной «Свердловский областной
педагогический колледж»
Разработчик:
Вахонин И.Н., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «СОПК»

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

19

ОСВОЕНИЯ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01. НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина ОП.01. Народное художественное творчество входит в состав
общепрофессиональных дисциплин профессионального учебного цикла основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам).
Учебная дисциплины ОП.01 Народное художественное творчество обеспечивает
формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС
по специальности 51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам)» Особое
значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих ОК и ПК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения
заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
ПК 1.2. Организовывать культурно-просветительскую работу
ПК 1.3. Обеспечивать дифференцированное культурное обслуживание населения в
соответствии с возрастными категориями
ПК 1.4. Создавать условия для привлечения населения к культурно-досуговой и
творческой деятельности
ПК 2.1. Обеспечивать функционирование коллективов народного художественного
творчества, досуговых формирований (объединений)
ПК 2.2. Разрабатывать и реализовывать сценарные планы культурно-массовых
мероприятий, театрализованных представлений, эстрадных программ
1.2.
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК,
ОК
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.

Умения

Знания

способствовать - основные виды, жанры и формы
функционированию
бытования народного художественного
любительских
творческих творчества,
его
региональные
4

ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ОК 8.
ОК 9.
ПК 1.2.
ПК 1.3.
ПК 1.4.
ПК 2.1.
ПК 2.2.

коллективов;
- подготавливать и проводить
фестиваль
народного
художественного творчества;

особенности;
- традиционные народные праздники и
обряды;
- теоретические основы и общие методики
организации и развития народного
художественного творчества в различных
типах
культурно-досуговых
и
образовательных организациях;
- специфику организации детского
художественного творчества;
- методику организации и работы
досуговых формирований (объединений),
творческих коллективов;
структуру
управления
народным
художественным творчеством;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины

Объем часов

Объем образовательной программы

162

в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные работы

76

практические занятия

32

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)
контрольная работа

0
0

Самостоятельная работа

54

Промежуточная аттестация в форме экзамена

6

0

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01. НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

1
2
Раздел 1. Народное художественное творчество как основа художественной культуры общества
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Понятие и своеобразие Народное художественное творчество как предмет изучения. Сущность понятия «народное
народного
художественное творчество». Соотношение понятий «народное творчество» и «фольклор».
художественного
Понятие «народная художественная культура». Структурные элементы народного
творчества.
художественного творчества: фольклор, неофольклор, фольклоризм, декоративноприкладное искусство, художественная самодеятельность, любительское искусство.
Материальная и духовная культуры. Схема – «составляющие народной художественной
культуры».
Функции народного художественного творчества.
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Основные виды,
НХТ как совокупность художественных произведений различных видов и жанров,
жанры и формы
созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и
бытования народного способы художественно-творческой деятельности. Классификации видов НХТ.
художественного
Многообразие форм и жанров народного творчества. Четыре основных формы бытования
творчества
народного искусства. Типы исполнительской деятельности. Основные направления (виды)
народного творчества в системе традиционного народного художественного творчества.
Самостоятельная работа
1. Привести примеры на каждый вид НХТ, составить презентацию
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
Особенности НХТ на Историческая
периодизация
НХТ.
Художественное
творчество
как
часть
различных этапах
производственной деятельности, жизни и быта человека. Обособление НХТ и выделение
отечественной истории его в самостоятельную сферу духовного производства (бытовое и профессиональное
– от Руси к России
НХТ). Взаимосвязь НХТ с церковным искусством. Традиционный крестьянский и
городской (рабочий) фольклор. Городской «примитив», любительство и художественная

Объем
часов

3
12
2
2

4
2

2
2
6
2

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 1.
ОК 2.
ПК 1.2.

ОК 1.
ПК 1.2.
ПК 1.3.

ОК 1.
ОК 3.
ПК 2.1.

6

самодеятельность. НХТ в современной социокультурной атмосфере.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Эссе на тему «Моя специальность в системе современного НХТ»
2. Привести примеры на каждый период, составить презентацию
Раздел 2. Народное художественное творчество в обрядовом и необрядовом фольклоре
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Мифологические
Язычество – религия восточных славян. Политеизм восточных славян. Пантеон
истоки народного
древнерусских богов. Принятие христианства на Руси. Перенос атрибутов языческих богов
художественного
на православных святых. Замещение важнейших праздников земледельческого календаря
творчества русского
православными праздниками. Процессы взаимодействия православных и языческих начал
народа
в развитии конкретных жанров русского искусства.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Составить таблицу соотношения языческих богов и православных святых
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Мифологические
Мифы финно-угорских народов о создании мира и происхождении человека. Пантеон
истоки НХТ финнобогов хантов, манси, коми-пермяков, марийцев и удмуртов. Мифологические образы
угорских народов,
животных.
проживающих на
Урале
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
Сказки и несказочная Сказочная и несказочная проза. Сказки о животных, волшебные и бытовые сказки.
проза. Предания и
Сказочные сюжеты. Основные жанры несказочной прозы. Основные циклы преданий.
легенды русского
Быличка и бывальщина: основные персонажи. Былины – эпические песни. Образный мир
народа. Былины и
былин. Исторические песни. Циклы и сюжеты исторических песен. Песни религиозного
исторические песни.
содержания – духовные стихи – поэтическое освоение народом христианского
Духовные стихи.
нравоучения.
Баллады
В том числе практических занятий
1. Анализ жанровых особенностей духовных стихов
Самостоятельная работа обучающихся
1. Привести примеры на каждый вид сказки, выделить сказочные признаки
Тема 2.4.
Содержание учебного материала
Финно-угорские
Финно-угорская демонология и сказы П.П.Бажова. П.П.Бажов как собиратель
архетипы в
регионального фольклора. Преломление образов финно-угорской мифологии в
традиционном
литературном наследии П.П.Бажова и других уральских писателей. Сказ как фольклорная

4
2
2
28
4
2

2
2
2
2

6
2

2
2
2
2
4
2

ОК 1.
ОК 6.
ОК 7.
ПК 1.2.

ОК 1.
ОК 4.
ПК 1.4.

ОК 1.
ПК 1.4.
ПК 2.2.

ОК 1.
ОК 3.
ОК 8.
ПК 2.1
7

литературная форма.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Предложить идею КДП на основе сказов П.П. Бажова
Тема 2.5.
Содержание учебного материала
Малые жанры
Пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки,
фольклора и детский калабмуры, благопожелания, проклятия, заговоры, частушки, припевки, докучные сказки.
фольклор как система Использование малых жанров фольклора в современной культуре и культурно-досуговой
народного воспитания деятельности.
Жанры детского фольклора. Колыбельные, пестушки, потешки, дразнилки и т.д.
Совпадение некоторых жанров детского фольклора и малых фольклорных форм.
Воспитательное значение детского фольклора. Современное бытование детского
фольклора и его функции в формировании картины мира современного ребенка.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Привести примеры, составить презентацию
Тема 2.6.
Содержание учебного материала
КалендарноЖанры раннетрадиционного календарно-обрядового фольклора: заговоры, гадания,
обрядовый фольклор заклички, колядки, трудовые песни. Архаичные формы сознания. Обожествление
животных и растений. Обряды инициации – переход в новую половозрастную группу.
Назначение, история возникновения, характер и содержание текстов.
В том числе практических занятий
1.Определение жанров устного народного творчества
Самостоятельная работа обучающихся
1.Проанализировать видеолекцию «Обряды инициации»
Тема 2.7.
Содержание учебного материала
Жанры
Совокупность произведений разных жанров и различной направленности, создававшихся
позднетрадиционного в крестьянской, городской, солдатской, рабочей и другой среде со времени начала
фольклора
развития промышленности, роста городов, распада феодальной деревни –
позднетрадиционный фольклор. Особенности функционирования традиционных жанров в
новых социально-культурных условиях, в условиях городской культуры. Постфольклор.
Произведения профессиональных и полупрофессиональных авторов, усвоенные народом.
Самостоятельная работа обучающихся
Подбор примеров позднетрадиционного фольклора
Раздел 3. Народное художественное творчество в традиционных, календарных, семейных и бытовых народных
праздниках и обрядах
заводском фольклоре
Урала

2
2
4
2

2
2
6
2

2
2
2
2
4
2

ОК 9.
ПК 1.2.
ПК 1.3.

ОК 1.
ПК 1.4.
ПК 2.2.

ОК 1.
ОК 6.
ОК 7.
ПК 1.2.

2
2
26
8

Тема 3.1.
Русский народный
календарь. Осенние
календарно-обрядовые
праздники

Тема 3.2.
Зимние календарнообрядовые праздники.
Традиции
празднования
Рождества в России и
на Урале

Тема 3.3.
Весенние календарнообрядовые праздники.
Традиции
празднования
Масленицы и Пасхи в
России и на Урале
Тема 3.4.
Летние календарнообрядовые праздники.
Тема 3.5.

ОК 1.
ОК 3.
ПК 2.1.

Содержание учебного материала
Русский народный календарь как циклическое собрание русских народных праздников,
обрядов и обычаев, поверий и примет на каждый день. Календарь хозяйственной
деятельности (аграрный или земледельческий календарь), общинно-церковной жизни
(народный православный календарь), семейный календарь, детский народный календарь,
календарь молодежных гаданий, демографический календарь и т.д. Важнейшие
календарные праздники и обряды русского народа. Осенние календарные обряды и
ритуалы, календарный фольклор осени.
В том числе практических занятий
1. Народная кукла и ее значение в празднично- обрядовой культуре (мастер-класс по
изготовлению народных кукол )
Содержание учебного материала
Хоровод зимних праздников. Хозяйственное значение зимних обрядов и праздников.
Святочные обычаи, гадания и верования. Рождественский вертеп. Рождественские
обрядовые кушанья. Зимние календарно-обрядовые праздники в репертуарах, событиях и
мероприятиях учреждений культуры Екатерибурга.
В том числе практических занятий
1. Организация народной предрождественской вечеринки
2. Тест «Рождественские традиции»
Самостоятельная работа обучающихся
1. Привести примеры колядок, составить презентацию
Содержание учебного материала
Значение весенних праздников в организации повседневной жизни русских крестьян.
Сочетание языческого и народного в праздновании Масленицы и Пасхи.

4
2

Содержание учебного материала
Связь земледельческого и демографического народного календаря на примере летних
календарно-обрядовых праздников. Влияние праздников на воспитание молодежи в
крестьянской среде. Организация проведения народных праздников в практике
современных социально-культурных досуговых учреждений.
Содержание учебного материала

2
2

ОК 1.
ОК 4.
ПК 1.4.
ПК 2.1.

4

ОК 1.

2
2
8
2

4
2
2
2
2
2
2

ОК 1.
ОК 4.
ПК 1.4.
ПК 2.1.

ОК 1.
ОК 6.
ОК 7.
ПК 1.2.

9

Календарно-обрядовые праздники финно-угорских народов Урала. Мифологические
Региональные
образы
и традиции празднования ханты, манси. Особенности праздников в марийской
особенности
календарно-обрядовых культуре. Мусульманские праздники и свадебный обряд мусульманского народа.
праздников
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подбор современных празднований традиционных праздников народов Урала
Тема 3.6.
Содержание учебного материала
Семейно-бытовая
Родильные обряды и обряды первого года жизни. Свадебный обряд и история его
обрядность
формирования. Общая характеристика свадебного обряда. Этапы свадебного обряда.
Особенности уральского свадебного обряда. Мифологическое в русской свадьбе. Музыка
и поэзия традиционной русской свадьбы. Использование символических предметов в
семейно-бытовой обрядности. Бытовая, семейная и хозяйственная магия. Суеверия и
верования русского народа. Рекрутские и похоронные обряды в традиции русского народа.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Просмотр видеоролика свадебного обряда, фиксирование основных этапов
Раздел 4. Народное изобразительное творчество: декоративно-прикладное искусство и народные
художественные промыслы и ремесла
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
Искусство
Народное искусство как коллективное творчество этноса на протяжении истории. Ремесла
художественных
и промыслы – различие понятий. Федеральный закон РФ «О народных художественных
промыслов как часть промыслах» от 6 января 1999 года. Современное состояние и формы бытования народных
художественной
промыслов и ремесел. Деятельность ассоциаций и отраслевых союзов народных
народной культуры.
художественных промыслов. Классификация народных художественных промыслов и
основные формы бытования народного искусства. Региональные отличия формирования и
бытования промыслов и ремесел Урала. Музеи и выставочные центры народного
декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов и ремесел Уральского
региона.
В том числе практических занятий
1.Изучение закона РФ «О народных художественных промыслах» и анализ региональной
документации о народных художественных промыслах
Тема 4.2.
Содержание учебного материала
Художественная
1.
Художественное ткачество, вышивка, кружевоплетение, ковроделие, роспись
обработка текстиля
тканей.
Основные центры художественной обработки текстиля в России и на Урале. Связь
народного изобразительного искусства с обрядами в семейной и общественной жизни.

2

2
2
4
2

ПК 1.4.
ПК 2.2.

ОК 1.
ОК 4.
ПК 1.4.

2
2
52
4
2

ОК 1.
ОК 4.
ОК 5.
ПК 1.4.
ПК 2.2.

2
2
8
2

ОК 1.
ОК 3.
ПК 2.1.

10

Тема 4.3.
Искусство
художественной
обработки металла

Тема 4.4.
Русская
художественная
керамика

Тема 4.5.
Художественная
обработка камня и
кости

Основные узоры, орнаменты, мотивы и их семантика.
2. Региональные традиции художественной обработки текстиля
Мотивы уральской вышивки народного костюма, традиции вышивки Невьянской иконы,
ковры с.Бутка.
В том числе практических занятий
1.Мастер-класс по традиционному ткачеству поясов
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка к семинару
Содержание учебного материала
1. Основные промыслы по обработке металла
Кузнечный промысел. Художественная ковка и литье. Ювелирный промысел. Роспись по
металлу. Чернение и филигрань. Традиции и современность в искусстве художественной
обработки металла.
2. Основные центры художественной обработки металла в России и на Урале.
Зарождение и развитие ювелирного искусства на Урале. Финно-угорские образы в
ювелирном искусстве Урала. «Пермский звериный стиль».
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка к семинару
Содержание учебного материала
Гончарный промысел и производство художественных керамических изделий. Центры
художественной керамики и гончарного производства в России и на Урале. Современное
значение гончарных промыслов в России.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка к семинару
Содержание учебного материала
Искусство резьбы по кости. Центры резьбы по кости Русского Севера. Камнерезное
искусство. Особенности возникновения и становления камнерезного промысла на Урале.
Профессионализм в камнерезном искусстве. Особенности уральской камнерезной школы.
Современное состояние камнерезного ремесла
В том числе практических занятий
1.Посещение ЕМИИ с просмотром экспозиции «Ювелирное и камнерезное искусство
Урала»
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка к семинару

2

2
2
2
2
6
2

ОК 1.
ОК 4.
ПК 1.4.
ПК 2.1.

2

2
2
4
2

2
2
8
2

ОК 1.
ОК 3.
ОК 8.
ПК 2.1

ОК 1.
ОК 4.
ОК 5.
ПК 1.4.
ПК 2.2.

2
2
4
2
11

Тема 4.6.
Художественная
обработка дерева

Тема 4.7.
Искусство лаковой
росписи по дереву и
металлу

Тема 4.8.
Крестьянский дом как
модель мира

Тема 4.9.
Традиционный
народный костюм как
модель мира

2. Написание отчета о посещении экспозиции
Содержание учебного материала
Резной и токарные промыслы. Резьба по дереву и бересте. Плетение из ивового прута и
бересты. Русская токарная и резная игрушка и посуда. Роспись по дереву. Виды
традиционной росписи по дереву. Пирография. Деревянная мозаика. Центры
художественной обработки дерева в России и на Урале.
В том числе практических занятий
1.Исследование образов русской токарной и резной игрушки.
2.Изучение стилевых особенностей уральской домовой росписи
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка к семинару
Содержание учебного материала
Лаковая роспись по дереву и металллу. Центры лаковой миниатюры в России – Палех,
Холуй, Мстёра. Центры лаковой живописи по металлу – Нижний Тагил и Жостово.
Современное состояние нижнетагильского промысла – центры поддержки и возрождения
искусство подносных промыслов.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка к семинару
Содержание учебного материала
Отражение космогонических представлений в символике дома. Обряды, связанные с
закладкой и строительством дома. Способы кладки бревен. Основные элементы русской
избы (наружное и внутреннее убранство). Орнаментальное значение резного орнамента в
убранстве дома. Русская печь и ее значение в жизни русского человека. Особенности
деревянного зодчества Уральского региона.
В том числе практических занятий
1.
Изображение зооморфного символа-оберега с использованием орнаментальных
знаков (материалы – гелиевая ручка металлик, трафарет, черный картон)
Содержание учебного материала
Классификация костюма по региональному критерию, социальному положению, по
половому признаку и т.д. Практичность народной надежды. Костюм как оберег от злых
сил. Костюм как визитка человека. Магическое и социальное значение декора костюма.
Женский костюм: сарафанный и поневный комплексы. Образ женщины в русском
костюме. Головной убор как знаковый атрибут женского костюма. Мужской костюм –
элементы и детали. Традиционный народный костюм Уральского региона. Женская

2
8
2

4
2
2
2
2
4
2

2
2
4
2

ОК 1.
ОК 4.
ПК 1.4.
ПК 2.1.

ОК 1.
ПК 1.4.
ПК 2.2.

ОК 1.
ОК 3.
ОК 8.
ПК 2.1

2
2
6
2

ОК 1.
ПК 1.4.
ПК 2.2.

12

«парочка». Влияние традиций русской одежды на модели современных модельеров. Музеи
этнографического костюма.
В том числе практических занятий
1.Изучение половозрастных особенностей женского костюма
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка к семинару
Раздел 5. Исполнительские традиции русского народно-песенного, музыкально-инструментального,
театрального и танцевального творчества
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
Русское народное
Народная музыка как часть быта, обряда. Местные традиции песенного фольклора как
песенное творчество
совокупность условий бытования, черт стиля и приемов исполнения. Хоровое исполнение
народной песни как основная форма сценической жизни народной песни в советское
время. Комплексное освоение народной традиции: аутентичная манера пения,
этнографический костюм, изготовление народных инструментов и игра на них, подлинная
народная хореография и т.п. Возникновение семейных ансамблей, детских фольклорных
коллективов-спутников или «дочерних» студий. Современные фольклорные варианты
музыкального звучания народной песни: аутентичный, сценический и стилизованный.
Народное песенное творчество Урала. Народный уральский хор.
В том числе практических занятий
1.Анализ различных вариантов музыкального звучания народной песни: прослушивание
аутентичных песен в исполнении народных коллективов, песен, в исполнении
академических государственных хоров и ансамблей, эстрадных произведений,
стилизованных под народное пение.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Поиск и подбор аудиоматериала
Тема 5.2.
Содержание учебного материала
Традиции русского
Народные музыкальные инструменты – важнейшая часть национальных культурных
музыкальнотрадиций. Состав этнических музыкальных инструментов. Классификация народных
инструментального
инструментов. Деятельность российских музыкантов-подвижников собирателей народных
исполнительства
этнических инструментов.
В том числе практических занятий
1.Изучение звучания народных музыкальных инструментов (сравнительный анализ).
Самостоятельная работа обучающихся
1. Анализ одного музыкального инструмента, привести аудиопримеры

2
2
2
2
20
6
2

ОК 1.
ОК 6.
ОК 7.
ПК 1.2.

2
2

2
2
6
2

ОК 1.
ОК 4.
ПК 1.4.
ПК 2.1.

2
2
2
2
13

Тема 5.3.
Народные
танцевальные
традиции

Содержание учебного материала
1.Самобытная русская хореографическая традиция.
Классификация народных танцев. Сущность понятий «пляска», «танец». Русский
народный танец: «хоровод» и «пляска». Основные виды хороводов и плясок.
Профессиональные ансамбли песни и танца, народные хоры, самодеятельные
танцевальные коллективы (ансамбли народного танца).
2.Современное состояние русской народной хореографии, различие сфер ее
функционирования в современной культуре
аутентичный танец, исполняемый в быту; народно-сценический танец; этнический танец,
исполняемый фольклорными коллективами. Путь развития русского народного танца в ХХ
веке: от народно-бытового танца к стилизованному народно-сценическому.
В том числе практических занятий
1.Особенности проведения и организации народных игровых танцев.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Посещение вечерки, составление отчета
Тема 5.4.
Содержание учебного материала
Фольклорный театр
Фольклорный театр как традиционное драматическое творчество народа. Типы народной
зрелищно-игровой культуры: обряды, хороводы, ряженье, клоунада и т.д. Специфические
признаки фольклорного театра. Формы и виды фольклорного театра. Балаган. Раёк. Театр
Петрушки. Вертеп. Медвежьи забавы.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подбор сценариев театральных зарисовок
Раздел 6. Управление народным художественным творчеством. Методика организации и работы досуговых
формирований и творческих коллективов
Тема 6.1.
Содержание учебного материала
Деятельность
1.Понятие художественная самодеятельность.
культурно-досуговых
Любительское самодеятельное искусство как форма досуга. Самодеятельность как
и образовательных
социально-педагогическое явление. Классификация художественной самодеятельности.
учреждений по
Функции художественной самодеятельности.
сохранению и
2.Самодеятельное творчество в России
развитию народного
Этнохудожественное образование в России. Структура государственного управления
художественного
самодеятельным творчеством. Правовое и нормативное обеспечение самодеятельного
творчества в России
творчества. Система клубных учреждений в Свердловской области
Самостоятельная работа обучающихся

8
2

ОК 1.
ОК 4.
ОК 5.
ПК 1.4.
ПК 2.2.

2

2
2
2
2
4
2

ОК 1.
ОК 3.
ОК 8.
ПК 2.1

2
2
20
6
2

ОК 1.
ОК 3.
ПК 2.1.

2

2
14

1.
Анализ деятельности клуба самодеятельности
Тема 6.2.
Содержание учебного материала
Общая методика
Понятие, основные и специфические признаки самодеятельного коллектива. Типы
организации и работы самодеятельных коллективов. Стадии развития самодеятельного коллектива.
досуговых
Планирование и учет работы коллектива самодеятельного творчества. Специфика детского
формирований и
художественного творчества. Естественные институты приобщения детей к культурному
творческих
опыту в традиционном сообществе. Передача культурного опыта на народных праздниках.
коллективов.
Роль детского фольклора в творческом развитии ребенка. Приобщение к народным
традициям в условиях сотворчества детей, педагогов и родителей в деятельностном
проживании фольклора, воссоздании элементов традиционного уклада жизни.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Составление репертуара и плана репетиций самодеятельного коллектива при подготовке
к фестивалю
Тема 6.3.
Содержание учебного материала
Методика подготовки Значение фестивальных и конкурсных форм в развитии народного художественного
и проведения
творчества. Классификация фестивалей и конкурсов НХТ. Этапы подготовки и проведения
культурно-досуговых фестивалей. Технология проведения выставок народного художественного творчества.
мероприятий,
Классификация выставок. Типы выставок. Технология оформления экспозиции выставки
концертов и
народного художественного творчества. Положение о фестивалях и выставках. Разработка
фестивалей
документации для работы фестивалей и выставок. Традиционные фестивали Уральского
художественного
региона. Особенности государственной политики в области поддержки и развития
народного творчества фестивального движения в Свердловской области
Самостоятельная работа обучающихся
1. Разработать план мероприятия НХТ
Тема 6.4.
Содержание учебного материала
Региональные центры Региональные народные традиции. Отличие фольклорных традиций с аутентичной
методического
(этнографической) и стилизованной ориентацией. Местные центры народных промыслов и
обеспечения развития ремесел. Мастера Уральского региона. Музеи народного творчества. Методические
народного
центры, обеспечивающие развитие народного художественного творчества Уральского
художественного
региона (г.Екатеринбурга). Областные целевые программы. Цели и задачи методической
творчества
работы. Основные направления методической работы.
В том числе практических занятий
1.Посещение центра «Гамаюн»
Тема 6.5.
Содержание учебного материала

2
4
2

ОК 1.
ОК 4.
ПК 1.4.
ПК 2.1.

2
2
4
2

2
2
4
2

ОК 1.
ОК 3.
ОК 8.
ПК 2.1

ОК 1.
ОК 4.
ПК 1.4.
ПК 2.1.

2
2
2
15

Современные формы
популяризации
народного
художественного
творчества и
традиционной
народной культуре в
РФ и Уральском
регионе
Экзамен

Туристические и молодежные форумы как современная форма популяризации. Новые
туристические маршруты и их значение для сохранения традиций народной культуры в
регионе.

Всего:

2

ОК 1.
ОК 4.
ОК 5.
ПК 1.4.
ПК 2.2.

6
162+6

16

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета для
гуманитарных дисциплин и дисциплин художественного цикла.
Оборудование учебного кабинета: мебель для занятий, доска, методические
материалы, фильмы, аудиозаписи, фотографии и репродукции с картин, литературные
источники и сборники аутентичных текстов, художественные материалы, материалы для
проведения мастер-классов.
Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер, телевизор, CD
проигрыватель.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Бакланова Т.И., Стрельцова Е.Ю. Народная художественная культура:
Учебник. – М.: МГУКИ, 2000. Текст: непосредственный
2. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, предания, обряды и суеверия. – М.,
ЭКСМО, 2002. Текст: непосредственный
3. Соколов, Ю. М. Русский фольклор (устное народное творчество) в 2 ч.
Часть 1 : учебник для среднего профессионального образования / Ю. М. Соколов ; под
научной редакцией В. П. Аникина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство
Юрайт, 2020. — 203 с. Текст: непосредственный
4. Рейли М. Истоки жизни: русские обряды и традиции. Санкт – Петербург.:
Невский проспект, 2002. Текст: непосредственный
5. Народная художественная культура: Учебник / Под ред. Баклановой Т.И.,
Стрельцовой Е.Ю. – М.: МГУКИ, 2000. – 344 с. Текст: непосредственный
6. Шафранская Э.Ф. Устное народное творчество. - М.: Академия, 2008. Текст:
непосредственный
1.2.2.
Дополнительные источники
1.
Бакланова Т.И. Организация и научно-методическое обеспечение
художественной самодеятельности / Т.И. Бакланова. – М., 1992. - 102 с. Текст:
непосредственный
2.
Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба. М.:
Современник, 1985. – 392с. Текст: непосредственный
3.
Еркоева Т. Русская свадьба. М: Яуза, 1998. – 224с. Текст: непосредственный
4.
Зуева, Т. В. Русский фольклор : учебник для вузов / Т .В. Зуева,
Б. П. Кирдан. – 5-е издание. – Флинта, 2003. Текст: непосредственный
7.
Каргин А.С. Народная художественная культура: курс лекций для студентов
высших и средних учебных заведений культуры и искусства: учеб. пособие / А.С. Каргин.
– М.: Гос. респуб. центр русского фольклора, 1997. – 288 с. Текст: непосредственный
8.
Каргин А.С. Народное художественное творчество / А.С. Каргин. – М., 1990.
Текст: непосредственный
5.
Миловский А.С. Песнь жар-птицы. М.: Детская литература, 1987. – 190с.
Текст: непосредственный
6.
Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып.4 «Юность
и любовь». Свадьба. От сватовства до княжьего стола. М.: Художественная литература,
2001. – 525с. Текст: непосредственный
17

7.
Петрушин, В. И. Психология и педагогика художественного творчества :
учебное пособие для вузов / В. И. Петрушин. - М. : Академический Проект, 2006. Текст:
непосредственный
9.
Традиционное и нетрадиционное в культуре России.-.М..: Наука,.2008.
Текст: непосредственный
10.
Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном
коллективе: учеб. пособие для студентов культ.-просвет. фак. вузов культуры и искусств /
А.С. Каргин. – М.: Просвещение, 1984. – 224 с. Текст: непосредственный
8.
Шулунова Л.И. Работа клуба по пропаганде и освоению традиционного
народного творчества. – Л., 1982. – 81 с. Текст: непосредственный

18

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
Знания:
- основные виды, жанры и
формы бытования народного
художественного творчества, его
региональные особенности;
- традиционные народные
праздники и обряды;
- теоретические основы и общие
методики организации и
развития народного
художественного творчества в
различных типах культурнодосуговых и образовательных
учреждений;
- специфику организации
детского художественного
творчества;
- методику организации и работы
досуговых формирований
(объединений), творческих
коллективов;
- структуру управления
народным художественным
творчеством
Умения:
- способствовать
функционированию
любительских творческих
коллективов;
- подготавливать и проводить
фестиваль народного
художественного творчества;

Критерии оценки
Знает основные виды,
жанры и формы
бытования народного
художественного
творчества;
Знает особенности
традиционных народных
праздников;
Знает элементы
семейной обрядовости;
Понимает специфику
организации детского
художественного
творчества;
Знает основные
принципы работы с
народными
художественными
коллективами.

Методы оценки

письменный/устный
опрос;

тестирование;

оценка результатов
самостоятельной работы
(докладов, рефератов,
теоретической части
проектов, учебных
исследований и т.д.)

Составляет планы
работы творческого
любительского
коллектива.
Составляет планы
подготовки, сценарии,
программы работы
фестивалей народного
художественного
творчества


оценка
демонстрируемых умений,
выполняемых действий,

защите отчетов по
практическим занятиям;

оценка заданий для
самостоятельной работы,

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».