ОГСЭ.В.07 ЭСТЕТИКА

Приложение 4.22
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 51.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ В.07 ЭСТЕТИКА
51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам)
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины «Эстетика» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам),
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
27.10.2014 №1356.
Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное
Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж»

учреждение

Разработчики:
Касьянова Е. Б., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО
«Свердловский областной педагогический колледж».

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

ОСВОЕНИЯ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ЭСТЕТИКА»
1.1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ В.07 «Эстетика» является частью
вариативного цикла
основной профессиональной образовательной программы по
специальности 51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам).
Учебная дисциплина «Эстетика» обеспечивает формирование общих и
профессиональных компетенций по специальности «Социально-культурная деятельность
(по видам)»:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.

ПК 2.2.
Разрабатывать и реализовывать сценарные планы культурномассовых мероприятий, театрализованных представлений, эстрадных программ.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Целью преподавания курса «Эстетика» является формирование эстетически
подготовленной
личности
и
осмысление
обучающимися
специфики эстетического отношения человека к миру и особенностей искусства в
пространстве культуры.
Задачи:
1.
Формирование у студентов основ эстетического миропонимания и
принципов высокого эстетического вкуса.
2.
Развитие синкретического мышления, основанного на преимуществах
научного, художественного, т.е. образного и философского, включающего в себя синтез
того и другого на уровне осмысления вечных ценностей и глобальных проблем.
3. Стимулирование умения, развитие и упрочнение навыков общения с духовными
ресурсами природы и позитивного эмоционального отношения к миру.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания:
Код ПК,
ОК
ОК 1
ОК 2
ОК 4
ПК 2.2

Умения анализировать:

Знания


основы эстетической
культуры и художественной
деятельности людей в контексте

многообразия их идеалов,
норм и вкусов;

социокультурную
обусловленность эстетических
принципов и художественных
стилей;

конкретные
художественные направления
стили;


основные элементы
эстетической теории и их
категориальные структуры;

ключевые концептуальные
модели, представленные в истории
эстетической мысли;

персоналии эстетического
знания
.
и

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы учебной дисциплины
Объем образовательной программы

Объем
часов
72

в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные работы и практические занятия

36

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)
контрольная работа

0
0

Самостоятельная работа

24

12

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

5

2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Эстетика»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы
организации деятельности обучающихся

Объем
часов

2
Тема 1.
Эстетика как
философская
дисциплина

3
Содержание учебного материала
Предмет и задачи эстетики.
«Эстетическое» как универсальная категория философского знания. Эстетика в системе
гуманитарного знания. Возможности эстетического и искусствоведческого исследования
искусства. Описательно-оценочный характер эстетики.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Чтение первоисточников и дополнительной литературы.
Содержание учебного материала
1.Основные характеристики эстетической деятельности и ее видов.
Творческая деятельность. Фантазия и вдохновение. Генезис эстетической и
художественной деятельности. Искусство как форма эстетической деятельности.
Структура эстетической деятельности и ее соотношение с культурой.
Эстетические начала трудовой деятельности. Производственная эстетика. Дизайн как
специфический вид эстетической деятельности.
2.Эстетическое сознание и его структура.
Эстетический идеал. Представление об идеале в различных эпохах.
3.Комическое.
Виды комического. Виды комедий. Историческая трансформация.
4.Русская смеховая культура в эстетике и культуре.
Шут и юродивый.
5. Трагическое.
Аристотель о трагическом. Катарсис. Эстетика трагического в кинематографе, музыке,
театре.

4
4
2

Тема 2.
Эстетическая
деятельность и
эстетическое сознание

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
ОК 1
ОК 2
ОК 4
ПК 2.2

2
2
36
2
ОК 1
ОК 2
ОК 4
ПК 2.2
2
2
2
2

Тема 4.
Искусство как
эстетический феномен
Тема 5.

6. Безобразное.
Эстетизация безобразного в повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича»
7.Игра как эстетический феномен.
Й.Хейзинга «Осень средневековья». Герман Гессе «Игра в бисер». Специфика игры.
8.Возвышенное.
Эстетизация возвышенного. Смерть дерева и смерть Андрея Болконского «Война и
мир».
9.Удивление. Эпатаж. Шок.
Разновидности эпатирующее-шокирующего. Смыслы, природа феномена.
В том числе практических занятий
1.Создание модели эстетического идеала эпохи (на выбор)
2.Анализ изобразительно-выразительных средств. Клоунада. В.Полунин. «Снежное
шоу».
3.Просмотр и анализ. Опера Вагнера «Летучий голландец», Пуччини «Мадам
Баттерфлай»
4.Просмотр и анализ произведений искусства на выбор.
Кинематограф: режиссер Питер Гринуэй.
Сульптура : Михаил Шемякин « Дети –жертвы пороков родителей»
5.Создание видеоролика или рекламного плаката выставки произведений современного
искусства .
Самостоятельная работа обучающихся
1.Чтение первоисточников и дополнительной литературы.
2. Чтение и конспектирование: М.М.Бахтин. Франсуа Рабле и средневековая смеховая
культура.
3. Чтение текстов: Аристотель «Об искусстве поэзии», Платон «Пир»,
4. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха., Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура.
Содержание учебного материала
Своеобразие языка искусства. Художественный образ. Симулякр. Символ. Форма и
содержание. Удовольствие как одна из целей искусства. Личностная и социальная
ценность искусства.
Содержание учебного материала

2
2
2

2
10
2
2
2
2

2
8
2
2
2
2
2
2

ОК 1
ОК 2
ОК 4
ПК 2.2

4
7

Основные функции и
общие принципы
искусства
Тема 6.
Искусство и культура

Тема 7.
Эстетическое
сознание XX.
Эстетика модернизма

Тема 8.
Эстетика
постмодернизма

Тема 9.
Посткультура XXI
века

Социальные функции искусства. Подражание (мимесис). Художественный вкус. Стиль и
канон. Художественный метод и стиль как категории исторического развития искусства.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Чтение первоисточников и дополнительной литературы по теме
Содержание учебного материала
Культура как контекст развития искусства. Искусство и дух времени. Искусство и его
аудитория. Художественная критика. Эстетическое воспитание. Искусство в системе
эстетического воспитания личности.
В том числе практических занятий
1.Создание виртуальной экскурсии эстетической среды
Содержание учебного материала
Модернизм как художественный стиль. Основные особенности модернизма. Новизна,
свобода творчества, спонтанность. Поиски интуитивной глубины. Социальная роль
искусства и его автономия. Основные направления модернизма.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подготовка докладов и сообщений по темам: Творчество и эстетические концепции
художников(режиссеров, писателей) 20 века. На выбор.
Содержание учебного материала
1.Философский постмодернизм.
Основные особенности постмодернизма в искусстве.
2.Искусство как игра.
Балет Эркмана «Игра». Плюрализм и отказ от канонов. Неопределенность
Ирония. Интертекст и гипертекст. Паракатегории нонклассики. Обсуждение фильма
«Караваджо», реж. Дерек Джармен
Самостоятельная работа обучающихся
1.Чтение первоисточников и дополнительной литературы.
Просмотр художественных произведений.
Содержание учебного материала
1.Посткультура 21 века.
«Человек играющий». Символическое по Делезу.
Игровое сознание

2
2
2
4
2

2
2
4
2

2
2

ОК 1
ОК 2
ОК 4
ПК 2.2
ОК 1
ОК 2
ОК 4
ПК 2.2

ОК 1
ОК 2
ОК 4
ПК 2.2

2
2

ОК 1
ОК 2
ОК 4
ПК 2.2

2
2
14
2

ОК 1
ОК 2
ОК 4
ПК 2.2
8

2.Эстетические метаморфозы 21 века.
Литература, кинематограф, театр.
Самостоятельная работа обучающихся
Чтение произведений и текстов, просмотр фильмов:
1.Постмодернистский кинематограф (на выбор).
Бычков В.В. Паракатегории: эклектика, деструкция, повседневность, телесность, абсурд,
гипертекст, лабиринт
2.Маньковская . Эстетика постмодернизма, конспектирование
3.Умберто Эко «Имя Розы»
4.Питер Гринуэй, художественное кино(на выбор)
5.Современная постмодернистская художественная литература (на выбор)
Всего:

2
10
2

2
2
2
2
72

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины «Основы философии» требует наличия
учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Учебно-методический комплекс
- дидактический материл: перечень тем для эссе;
- вопросы для дифференцированного зачета.
Технические средства:
- персональный компьютер с выходом в интернет – 1 шт;
- мультимедийный проектор – 1 шт;
- мышь компьютерная – 1 шт;
- клавиатура – 1 шт;
- лицензионное программное обеспечение на 1 персональный компьютер
(операционная система Windows XP, 7, Microsoft Office (2003, 2007)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
3.2.1. Печатные издания 3.2.2. Электронные издания:
1.Каган, М. С. Эстетика как философская наука в 2 ч. Часть 2 : учебное пособие
для вузов / М. С. Каган. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 221 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-534-06172-7. — Текст : электронный
2. Хренов, Н. А. Социальная психология зрелищного общения: теория и история :
монография / Н. А. Хренов. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. —
688 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-09219-6. — Текст : электронный
3.Вёльфлин, Г. Основные понятия истории искусств / Г. Вёльфлин ; переводчик
А. А. Франковский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 296 с. — (Антология
мысли). — ISBN 978-5-534-05288-6. — Текст : электронный
3.2.3.Дополнительная литература:
1. Бычков В. В. Эстетика. – М., 2009. – 440 с. – Текст: непосредственный.
2 Борев Ю. Б. Эстетика: в 2-х т. – Смоленск, 2009. – Текст: непосредственный.
3. Кривцун О. А. Эстетика: Учебник. – М.: Аспект-Пресс, 1998. – 430 с. – Текст:
непосредственный.
4. Кравцова М. Е. История культуры Китая. - СПб., 1999. – Текст:
непосредственный.
5. Эстетика: Учебное пособие для вузов / Под ред. А. А. Радугина. – М.: Центр,
2002. – 240с. – Текст: непосредственный.
Справочные и информационные издания
Национальная философская энциклопедия http://terme.ru/
Библиотека сайта http://www.philosophy.ru
Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru
Электронная философская библиотека Ихтика http://ihtik.lib.ru/index.html
Русский гуманитарный Интернет-университет http://www.i-u.ru/biblio/
Философская библиотека Средневековья http://antology.rchgi.spb.ru/index.html
Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

10

4. КОНТРОЛЬ
ДИСЦИПЛИНЫ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ

Результаты обучения
В результате освоения
дисциплины обучающийся
должен знать:
 основные элементы
эстетической теории и их
категориальные
структуры;
 ключевые
концептуальные модели,
представленные в истории
эстетической мысли;
 персоналии
эстетического знания.

Критерии оценки
Разбирается в основных
видах и жанрах
искусства, категориях
эстетики.
Знает направления
эстетической мысли.
Понимает особенности
языка различных видов
искусства и их
эстетическую сущность.

Методы оценки
Анализ
выполнения
контрольной работы.
Анализ
выполнения
практического задания.
Анализ работы студента на
семинарском занятии

В результате освоения
дисциплины обучающийся
должен уметь:
 Определять основы
эстетической культуры и
художественной
деятельности людей в
контексте
 Видеть многообразие их
идеалов, норм и вкусов;
 Выявлять
социокультурную
обусловленность
эстетических принципов и
художественных стилей;
 Определять конкретные
художественные
направления и стили

Выделяет эстетическую
основу явления.
Применяет знания в
творческой и
профессиональной
деятельности.
Владеет эстетическим
анализом.

Эссе
Собеседование
Анализ произведений

Контрольная работа,
терминологический
диктант

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».