Приложение 4.22 к ОПОП СПО углубленной подготовки по специальности 51.02.02 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ В.07 ЭСТЕТИКА 51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам) Очная форма обучения Екатеринбург 2020 Рабочая программа учебной дисциплины «Эстетика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 №1356. Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» учреждение Разработчики: Касьянова Е. Б., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж». © ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020 2 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 ОСВОЕНИЯ 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭСТЕТИКА» 1.1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ В.07 «Эстетика» является частью вариативного цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам). Учебная дисциплина «Эстетика» обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций по специальности «Социально-культурная деятельность (по видам)»: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ПК 2.2. Разрабатывать и реализовывать сценарные планы культурномассовых мероприятий, театрализованных представлений, эстрадных программ. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Целью преподавания курса «Эстетика» является формирование эстетически подготовленной личности и осмысление обучающимися специфики эстетического отношения человека к миру и особенностей искусства в пространстве культуры. Задачи: 1. Формирование у студентов основ эстетического миропонимания и принципов высокого эстетического вкуса. 2. Развитие синкретического мышления, основанного на преимуществах научного, художественного, т.е. образного и философского, включающего в себя синтез того и другого на уровне осмысления вечных ценностей и глобальных проблем. 3. Стимулирование умения, развитие и упрочнение навыков общения с духовными ресурсами природы и позитивного эмоционального отношения к миру. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания: Код ПК, ОК ОК 1 ОК 2 ОК 4 ПК 2.2 Умения анализировать: Знания основы эстетической культуры и художественной деятельности людей в контексте многообразия их идеалов, норм и вкусов; социокультурную обусловленность эстетических принципов и художественных стилей; конкретные художественные направления стили; основные элементы эстетической теории и их категориальные структуры; ключевые концептуальные модели, представленные в истории эстетической мысли; персоналии эстетического знания . и 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Вид учебной работы учебной дисциплины Объем образовательной программы Объем часов 72 в том числе: теоретическое обучение лабораторные работы и практические занятия 36 курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) контрольная работа 0 0 Самостоятельная работа 24 12 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 5 2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Эстетика» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем часов 2 Тема 1. Эстетика как философская дисциплина 3 Содержание учебного материала Предмет и задачи эстетики. «Эстетическое» как универсальная категория философского знания. Эстетика в системе гуманитарного знания. Возможности эстетического и искусствоведческого исследования искусства. Описательно-оценочный характер эстетики. Самостоятельная работа обучающихся 1.Чтение первоисточников и дополнительной литературы. Содержание учебного материала 1.Основные характеристики эстетической деятельности и ее видов. Творческая деятельность. Фантазия и вдохновение. Генезис эстетической и художественной деятельности. Искусство как форма эстетической деятельности. Структура эстетической деятельности и ее соотношение с культурой. Эстетические начала трудовой деятельности. Производственная эстетика. Дизайн как специфический вид эстетической деятельности. 2.Эстетическое сознание и его структура. Эстетический идеал. Представление об идеале в различных эпохах. 3.Комическое. Виды комического. Виды комедий. Историческая трансформация. 4.Русская смеховая культура в эстетике и культуре. Шут и юродивый. 5. Трагическое. Аристотель о трагическом. Катарсис. Эстетика трагического в кинематографе, музыке, театре. 4 4 2 Тема 2. Эстетическая деятельность и эстетическое сознание Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы ОК 1 ОК 2 ОК 4 ПК 2.2 2 2 36 2 ОК 1 ОК 2 ОК 4 ПК 2.2 2 2 2 2 Тема 4. Искусство как эстетический феномен Тема 5. 6. Безобразное. Эстетизация безобразного в повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича» 7.Игра как эстетический феномен. Й.Хейзинга «Осень средневековья». Герман Гессе «Игра в бисер». Специфика игры. 8.Возвышенное. Эстетизация возвышенного. Смерть дерева и смерть Андрея Болконского «Война и мир». 9.Удивление. Эпатаж. Шок. Разновидности эпатирующее-шокирующего. Смыслы, природа феномена. В том числе практических занятий 1.Создание модели эстетического идеала эпохи (на выбор) 2.Анализ изобразительно-выразительных средств. Клоунада. В.Полунин. «Снежное шоу». 3.Просмотр и анализ. Опера Вагнера «Летучий голландец», Пуччини «Мадам Баттерфлай» 4.Просмотр и анализ произведений искусства на выбор. Кинематограф: режиссер Питер Гринуэй. Сульптура : Михаил Шемякин « Дети –жертвы пороков родителей» 5.Создание видеоролика или рекламного плаката выставки произведений современного искусства . Самостоятельная работа обучающихся 1.Чтение первоисточников и дополнительной литературы. 2. Чтение и конспектирование: М.М.Бахтин. Франсуа Рабле и средневековая смеховая культура. 3. Чтение текстов: Аристотель «Об искусстве поэзии», Платон «Пир», 4. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха., Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. Содержание учебного материала Своеобразие языка искусства. Художественный образ. Симулякр. Символ. Форма и содержание. Удовольствие как одна из целей искусства. Личностная и социальная ценность искусства. Содержание учебного материала 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 8 2 2 2 2 2 2 ОК 1 ОК 2 ОК 4 ПК 2.2 4 7 Основные функции и общие принципы искусства Тема 6. Искусство и культура Тема 7. Эстетическое сознание XX. Эстетика модернизма Тема 8. Эстетика постмодернизма Тема 9. Посткультура XXI века Социальные функции искусства. Подражание (мимесис). Художественный вкус. Стиль и канон. Художественный метод и стиль как категории исторического развития искусства. Самостоятельная работа обучающихся 1.Чтение первоисточников и дополнительной литературы по теме Содержание учебного материала Культура как контекст развития искусства. Искусство и дух времени. Искусство и его аудитория. Художественная критика. Эстетическое воспитание. Искусство в системе эстетического воспитания личности. В том числе практических занятий 1.Создание виртуальной экскурсии эстетической среды Содержание учебного материала Модернизм как художественный стиль. Основные особенности модернизма. Новизна, свобода творчества, спонтанность. Поиски интуитивной глубины. Социальная роль искусства и его автономия. Основные направления модернизма. Самостоятельная работа обучающихся: 1.Подготовка докладов и сообщений по темам: Творчество и эстетические концепции художников(режиссеров, писателей) 20 века. На выбор. Содержание учебного материала 1.Философский постмодернизм. Основные особенности постмодернизма в искусстве. 2.Искусство как игра. Балет Эркмана «Игра». Плюрализм и отказ от канонов. Неопределенность Ирония. Интертекст и гипертекст. Паракатегории нонклассики. Обсуждение фильма «Караваджо», реж. Дерек Джармен Самостоятельная работа обучающихся 1.Чтение первоисточников и дополнительной литературы. Просмотр художественных произведений. Содержание учебного материала 1.Посткультура 21 века. «Человек играющий». Символическое по Делезу. Игровое сознание 2 2 2 4 2 2 2 4 2 2 2 ОК 1 ОК 2 ОК 4 ПК 2.2 ОК 1 ОК 2 ОК 4 ПК 2.2 ОК 1 ОК 2 ОК 4 ПК 2.2 2 2 ОК 1 ОК 2 ОК 4 ПК 2.2 2 2 14 2 ОК 1 ОК 2 ОК 4 ПК 2.2 8 2.Эстетические метаморфозы 21 века. Литература, кинематограф, театр. Самостоятельная работа обучающихся Чтение произведений и текстов, просмотр фильмов: 1.Постмодернистский кинематограф (на выбор). Бычков В.В. Паракатегории: эклектика, деструкция, повседневность, телесность, абсурд, гипертекст, лабиринт 2.Маньковская . Эстетика постмодернизма, конспектирование 3.Умберто Эко «Имя Розы» 4.Питер Гринуэй, художественное кино(на выбор) 5.Современная постмодернистская художественная литература (на выбор) Всего: 2 10 2 2 2 2 2 72 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины «Основы философии» требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Учебно-методический комплекс - дидактический материл: перечень тем для эссе; - вопросы для дифференцированного зачета. Технические средства: - персональный компьютер с выходом в интернет – 1 шт; - мультимедийный проектор – 1 шт; - мышь компьютерная – 1 шт; - клавиатура – 1 шт; - лицензионное программное обеспечение на 1 персональный компьютер (операционная система Windows XP, 7, Microsoft Office (2003, 2007) 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы 3.2.1. Печатные издания 3.2.2. Электронные издания: 1.Каган, М. С. Эстетика как философская наука в 2 ч. Часть 2 : учебное пособие для вузов / М. С. Каган. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 221 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06172-7. — Текст : электронный 2. Хренов, Н. А. Социальная психология зрелищного общения: теория и история : монография / Н. А. Хренов. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 688 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-09219-6. — Текст : электронный 3.Вёльфлин, Г. Основные понятия истории искусств / Г. Вёльфлин ; переводчик А. А. Франковский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 296 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05288-6. — Текст : электронный 3.2.3.Дополнительная литература: 1. Бычков В. В. Эстетика. – М., 2009. – 440 с. – Текст: непосредственный. 2 Борев Ю. Б. Эстетика: в 2-х т. – Смоленск, 2009. – Текст: непосредственный. 3. Кривцун О. А. Эстетика: Учебник. – М.: Аспект-Пресс, 1998. – 430 с. – Текст: непосредственный. 4. Кравцова М. Е. История культуры Китая. - СПб., 1999. – Текст: непосредственный. 5. Эстетика: Учебное пособие для вузов / Под ред. А. А. Радугина. – М.: Центр, 2002. – 240с. – Текст: непосредственный. Справочные и информационные издания Национальная философская энциклопедия http://terme.ru/ Библиотека сайта http://www.philosophy.ru Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru Электронная философская библиотека Ихтика http://ihtik.lib.ru/index.html Русский гуманитарный Интернет-университет http://www.i-u.ru/biblio/ Философская библиотека Средневековья http://antology.rchgi.spb.ru/index.html Библиотека Гумер http://www.gumer.info/ 10 4. КОНТРОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ Результаты обучения В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: основные элементы эстетической теории и их категориальные структуры; ключевые концептуальные модели, представленные в истории эстетической мысли; персоналии эстетического знания. Критерии оценки Разбирается в основных видах и жанрах искусства, категориях эстетики. Знает направления эстетической мысли. Понимает особенности языка различных видов искусства и их эстетическую сущность. Методы оценки Анализ выполнения контрольной работы. Анализ выполнения практического задания. Анализ работы студента на семинарском занятии В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: Определять основы эстетической культуры и художественной деятельности людей в контексте Видеть многообразие их идеалов, норм и вкусов; Выявлять социокультурную обусловленность эстетических принципов и художественных стилей; Определять конкретные художественные направления и стили Выделяет эстетическую основу явления. Применяет знания в творческой и профессиональной деятельности. Владеет эстетическим анализом. Эссе Собеседование Анализ произведений Контрольная работа, терминологический диктант 11