Приложение 4.22
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 51.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ В.07 ЭСТЕТИКА
51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам)
Очная форма обучения
Екатеринбург
2020
Рабочая программа учебной дисциплины «Эстетика» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам),
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
27.10.2014 №1356.
Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное
Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж»
учреждение
Разработчики:
Касьянова Е. Б., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО
«Свердловский областной педагогический колледж».
© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
ОСВОЕНИЯ
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ЭСТЕТИКА»
1.1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ В.07 «Эстетика» является частью
вариативного цикла
основной профессиональной образовательной программы по
специальности 51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам).
Учебная дисциплина «Эстетика» обеспечивает формирование общих и
профессиональных компетенций по специальности «Социально-культурная деятельность
(по видам)»:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ПК 2.2.
Разрабатывать и реализовывать сценарные планы культурномассовых мероприятий, театрализованных представлений, эстрадных программ.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Целью преподавания курса «Эстетика» является формирование эстетически
подготовленной
личности
и
осмысление
обучающимися
специфики эстетического отношения человека к миру и особенностей искусства в
пространстве культуры.
Задачи:
1.
Формирование у студентов основ эстетического миропонимания и
принципов высокого эстетического вкуса.
2.
Развитие синкретического мышления, основанного на преимуществах
научного, художественного, т.е. образного и философского, включающего в себя синтез
того и другого на уровне осмысления вечных ценностей и глобальных проблем.
3. Стимулирование умения, развитие и упрочнение навыков общения с духовными
ресурсами природы и позитивного эмоционального отношения к миру.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания:
Код ПК,
ОК
ОК 1
ОК 2
ОК 4
ПК 2.2
Умения анализировать:
Знания
основы эстетической
культуры и художественной
деятельности людей в контексте
многообразия их идеалов,
норм и вкусов;
социокультурную
обусловленность эстетических
принципов и художественных
стилей;
конкретные
художественные направления
стили;
основные элементы
эстетической теории и их
категориальные структуры;
ключевые концептуальные
модели, представленные в истории
эстетической мысли;
персоналии эстетического
знания
.
и
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы учебной дисциплины
Объем образовательной программы
Объем
часов
72
в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные работы и практические занятия
36
курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)
контрольная работа
0
0
Самостоятельная работа
24
12
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
5
2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Эстетика»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы
организации деятельности обучающихся
Объем
часов
2
Тема 1.
Эстетика как
философская
дисциплина
3
Содержание учебного материала
Предмет и задачи эстетики.
«Эстетическое» как универсальная категория философского знания. Эстетика в системе
гуманитарного знания. Возможности эстетического и искусствоведческого исследования
искусства. Описательно-оценочный характер эстетики.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Чтение первоисточников и дополнительной литературы.
Содержание учебного материала
1.Основные характеристики эстетической деятельности и ее видов.
Творческая деятельность. Фантазия и вдохновение. Генезис эстетической и
художественной деятельности. Искусство как форма эстетической деятельности.
Структура эстетической деятельности и ее соотношение с культурой.
Эстетические начала трудовой деятельности. Производственная эстетика. Дизайн как
специфический вид эстетической деятельности.
2.Эстетическое сознание и его структура.
Эстетический идеал. Представление об идеале в различных эпохах.
3.Комическое.
Виды комического. Виды комедий. Историческая трансформация.
4.Русская смеховая культура в эстетике и культуре.
Шут и юродивый.
5. Трагическое.
Аристотель о трагическом. Катарсис. Эстетика трагического в кинематографе, музыке,
театре.
4
4
2
Тема 2.
Эстетическая
деятельность и
эстетическое сознание
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
ОК 1
ОК 2
ОК 4
ПК 2.2
2
2
36
2
ОК 1
ОК 2
ОК 4
ПК 2.2
2
2
2
2
Тема 4.
Искусство как
эстетический феномен
Тема 5.
6. Безобразное.
Эстетизация безобразного в повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича»
7.Игра как эстетический феномен.
Й.Хейзинга «Осень средневековья». Герман Гессе «Игра в бисер». Специфика игры.
8.Возвышенное.
Эстетизация возвышенного. Смерть дерева и смерть Андрея Болконского «Война и
мир».
9.Удивление. Эпатаж. Шок.
Разновидности эпатирующее-шокирующего. Смыслы, природа феномена.
В том числе практических занятий
1.Создание модели эстетического идеала эпохи (на выбор)
2.Анализ изобразительно-выразительных средств. Клоунада. В.Полунин. «Снежное
шоу».
3.Просмотр и анализ. Опера Вагнера «Летучий голландец», Пуччини «Мадам
Баттерфлай»
4.Просмотр и анализ произведений искусства на выбор.
Кинематограф: режиссер Питер Гринуэй.
Сульптура : Михаил Шемякин « Дети –жертвы пороков родителей»
5.Создание видеоролика или рекламного плаката выставки произведений современного
искусства .
Самостоятельная работа обучающихся
1.Чтение первоисточников и дополнительной литературы.
2. Чтение и конспектирование: М.М.Бахтин. Франсуа Рабле и средневековая смеховая
культура.
3. Чтение текстов: Аристотель «Об искусстве поэзии», Платон «Пир»,
4. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха., Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура.
Содержание учебного материала
Своеобразие языка искусства. Художественный образ. Симулякр. Символ. Форма и
содержание. Удовольствие как одна из целей искусства. Личностная и социальная
ценность искусства.
Содержание учебного материала
2
2
2
2
10
2
2
2
2
2
8
2
2
2
2
2
2
ОК 1
ОК 2
ОК 4
ПК 2.2
4
7
Основные функции и
общие принципы
искусства
Тема 6.
Искусство и культура
Тема 7.
Эстетическое
сознание XX.
Эстетика модернизма
Тема 8.
Эстетика
постмодернизма
Тема 9.
Посткультура XXI
века
Социальные функции искусства. Подражание (мимесис). Художественный вкус. Стиль и
канон. Художественный метод и стиль как категории исторического развития искусства.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Чтение первоисточников и дополнительной литературы по теме
Содержание учебного материала
Культура как контекст развития искусства. Искусство и дух времени. Искусство и его
аудитория. Художественная критика. Эстетическое воспитание. Искусство в системе
эстетического воспитания личности.
В том числе практических занятий
1.Создание виртуальной экскурсии эстетической среды
Содержание учебного материала
Модернизм как художественный стиль. Основные особенности модернизма. Новизна,
свобода творчества, спонтанность. Поиски интуитивной глубины. Социальная роль
искусства и его автономия. Основные направления модернизма.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подготовка докладов и сообщений по темам: Творчество и эстетические концепции
художников(режиссеров, писателей) 20 века. На выбор.
Содержание учебного материала
1.Философский постмодернизм.
Основные особенности постмодернизма в искусстве.
2.Искусство как игра.
Балет Эркмана «Игра». Плюрализм и отказ от канонов. Неопределенность
Ирония. Интертекст и гипертекст. Паракатегории нонклассики. Обсуждение фильма
«Караваджо», реж. Дерек Джармен
Самостоятельная работа обучающихся
1.Чтение первоисточников и дополнительной литературы.
Просмотр художественных произведений.
Содержание учебного материала
1.Посткультура 21 века.
«Человек играющий». Символическое по Делезу.
Игровое сознание
2
2
2
4
2
2
2
4
2
2
2
ОК 1
ОК 2
ОК 4
ПК 2.2
ОК 1
ОК 2
ОК 4
ПК 2.2
ОК 1
ОК 2
ОК 4
ПК 2.2
2
2
ОК 1
ОК 2
ОК 4
ПК 2.2
2
2
14
2
ОК 1
ОК 2
ОК 4
ПК 2.2
8
2.Эстетические метаморфозы 21 века.
Литература, кинематограф, театр.
Самостоятельная работа обучающихся
Чтение произведений и текстов, просмотр фильмов:
1.Постмодернистский кинематограф (на выбор).
Бычков В.В. Паракатегории: эклектика, деструкция, повседневность, телесность, абсурд,
гипертекст, лабиринт
2.Маньковская . Эстетика постмодернизма, конспектирование
3.Умберто Эко «Имя Розы»
4.Питер Гринуэй, художественное кино(на выбор)
5.Современная постмодернистская художественная литература (на выбор)
Всего:
2
10
2
2
2
2
2
72
9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины «Основы философии» требует наличия
учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Учебно-методический комплекс
- дидактический материл: перечень тем для эссе;
- вопросы для дифференцированного зачета.
Технические средства:
- персональный компьютер с выходом в интернет – 1 шт;
- мультимедийный проектор – 1 шт;
- мышь компьютерная – 1 шт;
- клавиатура – 1 шт;
- лицензионное программное обеспечение на 1 персональный компьютер
(операционная система Windows XP, 7, Microsoft Office (2003, 2007)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
3.2.1. Печатные издания 3.2.2. Электронные издания:
1.Каган, М. С. Эстетика как философская наука в 2 ч. Часть 2 : учебное пособие
для вузов / М. С. Каган. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 221 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-534-06172-7. — Текст : электронный
2. Хренов, Н. А. Социальная психология зрелищного общения: теория и история :
монография / Н. А. Хренов. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. —
688 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-09219-6. — Текст : электронный
3.Вёльфлин, Г. Основные понятия истории искусств / Г. Вёльфлин ; переводчик
А. А. Франковский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 296 с. — (Антология
мысли). — ISBN 978-5-534-05288-6. — Текст : электронный
3.2.3.Дополнительная литература:
1. Бычков В. В. Эстетика. – М., 2009. – 440 с. – Текст: непосредственный.
2 Борев Ю. Б. Эстетика: в 2-х т. – Смоленск, 2009. – Текст: непосредственный.
3. Кривцун О. А. Эстетика: Учебник. – М.: Аспект-Пресс, 1998. – 430 с. – Текст:
непосредственный.
4. Кравцова М. Е. История культуры Китая. - СПб., 1999. – Текст:
непосредственный.
5. Эстетика: Учебное пособие для вузов / Под ред. А. А. Радугина. – М.: Центр,
2002. – 240с. – Текст: непосредственный.
Справочные и информационные издания
Национальная философская энциклопедия http://terme.ru/
Библиотека сайта http://www.philosophy.ru
Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru
Электронная философская библиотека Ихтика http://ihtik.lib.ru/index.html
Русский гуманитарный Интернет-университет http://www.i-u.ru/biblio/
Философская библиотека Средневековья http://antology.rchgi.spb.ru/index.html
Библиотека Гумер http://www.gumer.info/
10
4. КОНТРОЛЬ
ДИСЦИПЛИНЫ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ
Результаты обучения
В результате освоения
дисциплины обучающийся
должен знать:
основные элементы
эстетической теории и их
категориальные
структуры;
ключевые
концептуальные модели,
представленные в истории
эстетической мысли;
персоналии
эстетического знания.
Критерии оценки
Разбирается в основных
видах и жанрах
искусства, категориях
эстетики.
Знает направления
эстетической мысли.
Понимает особенности
языка различных видов
искусства и их
эстетическую сущность.
Методы оценки
Анализ
выполнения
контрольной работы.
Анализ
выполнения
практического задания.
Анализ работы студента на
семинарском занятии
В результате освоения
дисциплины обучающийся
должен уметь:
Определять основы
эстетической культуры и
художественной
деятельности людей в
контексте
Видеть многообразие их
идеалов, норм и вкусов;
Выявлять
социокультурную
обусловленность
эстетических принципов и
художественных стилей;
Определять конкретные
художественные
направления и стили
Выделяет эстетическую
основу явления.
Применяет знания в
творческой и
профессиональной
деятельности.
Владеет эстетическим
анализом.
Эссе
Собеседование
Анализ произведений
Контрольная работа,
терминологический
диктант
11