ОГСЭ.В.06 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Приложение 4.21
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 51.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. В.06 КУЛЬТУРОЛОГИЯ
51.02.02 Социально-культурная деятельность
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.В.06. Культурология разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по
специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО)
51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам) (углубленной подготовки),
утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014г.
№1356
Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное учреждение Свердловский областной «Свердловский областной
педагогический колледж».
Разработчик:
Касьянова Е.Б., преподаватель высшей категории ГАПОУ СО «Свердловский
областной педагогический колледж».

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020.
2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

12

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. В.06 «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина ОГСЭ.В.06 Культурология входит в состав общего
гуманитарного и социально-экономического цикла основной профессиональной
образовательной программы по специальности 51.02.02 Социально-культурная
деятельность (по видам).
Учебная дисциплина ОГСЭ.В.06 Культурология обеспечивает формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по
специальности 51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам). Особое значение
дисциплина имеет при формировании и развитии следующих ОК и ПК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения
заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
ПК 1.2. Организовывать культурно-просветительную работу
ПК 1.3. Обеспечивать дифференцированное культурное обслуживание населения в
соответствии с возрастными категориями.
ПК 1.4. Создавать условия для привлечения населения к культурно-досуговой и
творческой деятельности.
ПК 1.6. Анализировать состояние социально-культурной ситуации в регионе и
учреждении (организации) культуры.
ПК 1.7. Определять приоритетные направления социально-культурной
деятельности.
ПК 1.8. Использовать различные способы сбора и распространения информации в
профессиональной сфере.
ПК 2.4. Использовать современные методики и технические средства в
профессиональной работе.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Основной целью изучения учебной дисциплины «Культурология» является создание
условий для формирования у студентов целостного гуманитарного научного
мировоззрения, овладение системой научных знаний о сущностной природе культуры
4

человека и ее преемственности и взаимосвязанности, а также социально-культурной
жизнедеятельности; систематизация на базе изучения культурологи своего мировоззрения,
что позволит студенту четко понимать цели и смысл своей деятельности в сфере культуры,
ее место и роль в обществе.
Код ПК, ОК
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ОК 8.
ОК 9.
ПК 1.2.
ПК 1.3.
ПК 1.4.
ПК 1.6.
ПК 1.7.
ПК 1.8.
ПК2.4.

Умения

Знания

- ориентироваться в наиболее общих
философских и культурологических
проблемах
бытия,
познания,
ценностей, свободы и смысла жизни
как основе формирования культуры
гражданина
и
будущего
специалиста;

- основные категории и понятия
культурологии;
- роль и значение культуры в жизни
человека и общества;
- основы учения о феномене
культуры;
- закономерности культурных
процессов;
- основы научной и
художественной картины мира;
- о культурных перспективах
человечества;
- системный подход к пониманию
социокультурных процессов и об
ответственности
личности
в
преобразовании мира.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид работы учебной дисциплины

Объем часов

Объем образовательной программы
в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные работы
практические занятия
курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)
контрольная работа

69

Самостоятельная работа

21

Промежуточная аттестация в форме дифференциального зачета

2

36
0
12
0
0

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

1
Тема 1.
Предмет
культурологии

Тема 2.
Зарождение первых
древнейших
цивилизаций

Тема 3.
Истоки европейской
культуры.
Античность.
Тема 4.
Средневековая
культура
Тема 5.

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если
предусмотрены)

Объем
часов

2

3

Содержание учебного материала
Понимание культурологи как науки. Основной вопросы и проблемы культурологии.
Решение основных проблем. Системный подход в культурологии. Культурология и
культурная антропология. Антропогенез. Социогенез. Культурогенез.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовить доклад по теме Антропогенез .
Содержание учебного материала
Шумер. Аккад. Вавилон. Культурное наследие. Эпос о Гильгамеше. Миф о Великом
потопе. Древний Египет. Миф об умирающем и воскресающем Боге. Дописьменный и
письменный период развития человечества.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовить доклад об уникальных объектах .
Содержание учебного материала
Античность как колыбель европейской культуры. Периодизация. Основные
культурные категории античности. Сравнительная характеристика составляющих
античной эпохи. Основные персоналии. Гомер и гомеровский вопрос. «Илиада» и
«Одиссея» как величайшие памятники древнегреческой литературы.
Содержание учебного материала
Периодизация. Основные культурные категории Средневековья. Христианство как
сердцевина Средневековой культуры. Различие западной и восточной ветвей
Христианства. Истоки зарождения противостояние западного и ближневосточного
миров.
Содержание учебного материала

4
2

2
2
4
2

2
2
2
2

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 1-9
ПК 1.1-ПК1.8.
ПК2.4.
ОК 1-9
ПК 1.1-ПК1.8.
ПК2.4.

ОК 1-9
ПК 1.1-ПК1.8.
ПК2.4.

2
2

ОК 1-9
ПК 1.1-ПК1.8.
ПК2.4.

4

ОК 1-9
6

Культура эпохи
Возрождения.

Тема 6.
Культура XVIIXVIII веков.
Тема 7.
Культура XIX века.

Тема 8.
Религия как
феномен культуры

Тема 9.
Политеистические и

Итальянское и Северное Возрождение. Периодизация. Основные культурные
категории Ренессанса. Основные персоналии. «Божественная комедия» Данте как
символ становления новой эпохи. Титаны Возрождения. Закладывание основы
системы ценностей современной западноевропейской цивилизации. Реформация как
конец эпохи Возрождения.
Самостоятельная работа обучающихся
1.По материалам «Арзамас» подготовить сообщение по теме.
Содержание учебного материала
Основные культурные категории. Основные персоналии. Эпоха Просвещение и ее
влияние на развитие философско-культурологической мысли последующих эпох.
Содержание учебного материала
Периодизация. Основные персоналии. Общие закономерности развития общества и
культуры. Всплеск развития наук. «Капитал» Маркса и его влияние. Зарождение
психоанализа и его последующее влияние. «Так говорил Заратустра» Ницше и
«смерть Бога». Первая Мировая война как завершение «Нового времени» и начало
«Новейшего времени».
В том числе практических занятий
1.Семинар «Основные культурные категории: от древнейших времен до конца XIX
века».
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовиться к семинару.
Содержание учебного материала
Определение понятия «религия». Функции религии. Науки, занимающиеся изучением
религии. Религиоведение в системе гуманитарных наук. Первобытные верования.
Синкретическое мышление первобытного человека. Магия и религия. Анимизм,
тотемизм, фетишизм, шаманизм. Общие закономерности развития первобытных
верований.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовиться к тесту «Основные культурные категории: от древнейших времен до
конца XIX века». Выписать в тетрадь основные категории и имена. .
Содержание учебного материала
Определение политеизма и общие черты политеистических религий. Египетские боги,
Древнегреческий пантеон. Брахманизм. Индуизм.

2

2
2
2
2
6
2

ПК 1.1-ПК1.8.
ПК2.4.

ОК 1-9
ПК 1.3.-1.8
ПК2.4.
ОК 1-9
ПК 1.3.-1.8
ПК2.4.

2
2
2
2
4
2

ОК 1-9
ПК 1.3.-1.8
ПК2.4.

2
2
6
2

ОК.1-9
ПК 1.2-2.2
ПК2.4.
7

монотеистические
религии

Тема 10.
Культура и
цивилизация

Тема 11.
Модернизм и
постмодернизм.

Тема 12.
Постмодернизм и
метамодернизм
(постпостмодернизм)

Общие черты монотеистических религий. Зарождение мировых религий. Буддизм и
его влияние на культуру стран Азии. Христианство и его влияние на культуру Европы
и России. Ислам и его влияние на культуру стран Ближнего Востока. Взаимосвязи трех
мировых религий и их влияние на современный мир.
В том числе практических занятий
1.Семинар «Современные секты. Опасность тоталитарных сект».
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовка доклада к семинару по теме «Современные секты. Опасность
тоталитарных сект»
Содержание учебного материала
Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Категории культуры и
цивилизации. Шпенглер «Закат Европы». Н.Бердяев о культуре и цивилизации.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить доклад по основных интернет- источникам по состоянию проблемы в
современном мире.
Содержание учебного материала
Определение понятия «модерн», «модернизм». Споры о «модернистский проекте».
Определение понятия «постмодерн», «постмодернизм». Соотношение и
противопоставление модернизма и постмодернизма. Основные исследователи темы
постмодернизма в России – Н.Маньковская, И.Ильин.
В том числе практических занятий
1.Семинар об авторах-постмодернистах
2. Презентация проекта культурно-досуговой программы на тему «Постмодернизм»
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить доклад об авторах-постмодернистах.
Содержание учебного материала
«Гуру» постмодерна – Ж.Бодрийяр, М. Фуко, Ж. Деррида и их вклад в развитее
постмодернистской философско-культурологической мысли. Определение
«метамодернизма». Четыре компонента постпостмодернизма.
В том числе практических занятий.
1.Семинар «Соотношение и противопоставление постмодернизма и метамодернизма».
Самостоятельная работа обучающихся
2.Подготовиться к семинару, прочитать тексты.

2
2
2
2
3
2

ОК 1-9
ПК 1.2-2.2
ПК2.4.

1
1
8
2

4
2
2
2
2
6
2

ОК 1-9
ПК 1.3.-1.8
ПК2.4.

ОК 1-9
ПК 1.3.-1.8
ПК2.4.

2
2
2
2
8

Тема 13.
Глобализация и
глоколизация
Тема 14.
Межкультурные
коммуникации и
диалог культур
Тема 15.
Культурные
ценности и нормы
Тема 16.
Семиотика
культуры
Тема 17.
Основные
культурологические
концепции XXвека

Содержание учебного материала
Определение понятий «глобализации» и «глокализации». Европоцентристская модель
универсализации. Формирование универсальных ценностей. Культурный плюрализм.
Сепаратизм, интерес к локальным отличиям, к традициям глубокой древности и
возрождению диалектов.
Содержание учебного материала
Культурная коммуникация. Интеграция, ассимиляция, аккультурация.
Социокультурная коммуникация

2
2

ОК 1-9
ПК 1.2-2.2
ПК2.4.

2
2

ОК 1-9
ПК 1.3.-1.8
ПК2.4.

Содержание учебного материала
Культурные ценности. Духовные ценности. Религия. Искусство. Историческая
классификация духовных ценностей. Культурные традиции и инновация в
формировании новых ценностей.
Содержание учебного материала
Языки и символы культуры. Кодовые системы культуры. Основные типы знаковых
систем культуры.

2
2

ОК 1-9
ПК 1.3.-1.8
ПК2.4.

2
2

ОК 1-9
ПК 1.3.-1.8
ПК2.4.

Содержание учебного материала
Франфурктская школа. Критический анализ Маркузе. Хабермас о культурноисторическом прогрессе. Психологические концепции культуры. Фромм.
В том числе практических занятий
1.Круглый стол по теме «Сохранение национальных культур в условиях
глобализации». Дифференцированный зачет

8
2

ОК 1-9
ПК 1.3.-1.8
ПК2.4.

Самостоятельная работа обучающихся
1.Конспектирование основных источников по культурологии конца 20 века.Чтение и
конспектирование. Бердяев.Н.

4
2

2.Чтение и конспектирование фрагментов Данилевский Н.

2

Дифференцированный зачет
Всего:

2
2

ОК 1-9
ПК 1.3.-1.8
ПК2.4.
ОК 1-9
ПК 1.3.-1.8
ПК2.4.
ОК 1-9
ПК 1.3.-1.8
ПК2.4.

2
69
9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Реализация программы дисциплины «Культурологии» требует наличия учебного
кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета и учебно-методический комплекс: мебель для
занятий, доска, методические
материалы, фильмы, аудиозаписи, фотографии и
репродукции с картин, литературные источники, художественные материалы, материалы
для проведения круглого стола.
Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер, телевизор, CD
проигрыватель.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания 3.2.2. Электронные издания
1. Культурология : учебное пособие для среднего профессионального образования /
И. Ф. Кефели [и др.] ; под редакцией И. Ф. Кефели. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2020. — 165 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-89560-5. — Текст : электронный.
2. Культурология : учебник для среднего профессионального образования / под
редакцией А. С. Мамонтова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2020. — 307 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10586-5. — Текст:
электронный.
3.2.3. Дополнительная литература:
1.
Драч, Г.В. Культурология/ Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К.
Королев. – Спб.: Питер, 2016. – 384 с. – Текст: непосредственный.
2.
Багдасарьян, Н. Г. Культурология/ Н. Г. Багдасарьян. — Москва.: Юрайт,
2017. — 410 с. – Текст: непосредственный.
3.
Маркова, А.Н. Культурология. История мировой культуры/ А.Н. Маркова. –
М.: ЮНИТИ, 2015. – 600 с. – Текст: непосредственный.
4.
Воскресенская, Н.О. Культурология. История мировой культуры/ Н.О.
Воскресенская. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 759 с. – Текст: непосредственный.
5.
Гуревич, П.С. Культурология: учебник для вузов/ П.С. Гуревич. – М.:
Проспект, 2016. – 714 с. – Текст: непосредственный.
6.
Розин, В.М. Введение в культурологию: учебное пособие/ В.М. Розин. – М.:
Гардарики, 2012. – 462 с. – Текст: непосредственный.
7.
Силичев, Д.А. Культурология: учебное пособие/ Д.А. Силичев. – М.: ИНФРАМ, 2011. – 393 с. – Текст: непосредственный.
8.
Arzamas (курсы по истории, литературе, искусству, антропологии,
философии, о культуре и человеке) [Электронный ресурс], – https://arzamas.academy/
9.
Библиотека по культурологии [Электронный ресурс], – http://window.edu.ru/
10.
Ильин И.П. Постмодернизм: от истоков до конца столетия: эволюция
научного мифа. – М.: Интрада, 1998. – Текст: непосредственный.
11.
История и философия религии. Пивоваров Д.В., Медведев А.В. Ек-г, 2003. –
Текст: непосредственный.
12.
Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2007. – Текст: непосредственный.
13.
Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб., 2006. – Текст:
непосредственный.
10

14.
Культурология. Под ред. Солонина Ю.Н., Кагана М.С. – М., 2005. – Текст:
непосредственный.
15.
Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. - СПб.: Алетейя, 2000. – Текст:
непосредственный.
16.
Учебный курс по культурологии. Под ред. Драча Г.В. – Ростов-на-Дону, 2006.
– Текст: непосредственный.
17.
Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2008. – Текст:
непосредственный.

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
В
результате
освоения
дисциплины
обучающийся
должен знать:
-основные категории и понятия
культурологии;
- роль и значение культуры в
жизни человека и общества;
- основы учения о феномене
культуры;
- закономерности культурных
процессов;
основы
научной
и
художественной картины мира,
о культурных перспективах
человечества;
системный
подход
к
пониманию социокультурных
процессов и об ответственности
личности в преобразовании
мира.

В
результате
освоения
дисциплины
обучающийся
должен уметь:
- ориентироваться в наиболее
общих
философских
и
культурологических проблемах
бытия,
познания,а
также
проблемах преемственности и
взаимодействия культур;
- ценностей, свободы и смысла
жизни как основе формирования
культуры
гражданина
и
будущего специалиста.

Критерии оценки
владеет знаниями о роли
и значении культуры в
жизни
человека
и
общества;
знает
основные
категории и понятия
культурологии;
полнота
ответов,
точность
формулировок;
адекватность
применения
профессиональной
терминологии;
понимает
закономерности
культурных процессов;
может раскрыть основы
учения о феномене
культуры;
знает основы научной и
художественной
картины мира.
Ведет
диалог,
ориентируется в общих
вопросах культуры;
адекватность,
оптимальность выбора
способов
действий,
методов,
техник,
последовательностей
действий и т.д.

Методы оценки
- письменный или устный
опрос;
- тестирование;
оценка
результатов
самостоятельной работы
(докладов,
рефератов,
теоретической
части
проектов,
учебных
исследований и т.д.)

- оценка демонстрируемых
умений,
выполняемых
действий;
- защите отчетов по
практическим занятиям;
- оценка заданий для
самостоятельной работы.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».