ОГСЭ.03 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Приложение 4.18
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 51.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 03 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
51.02.02 Социально–культурная деятельность (по видам)
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа учебной дисциплины «Психология общения» разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 51.02.02 «Социально–культурная
деятельность», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 27.10.2014 г. № 1356.
Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное
Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж»

учреждение

Разработчики:
Вилижанина Н.С., преподаватель ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический
колледж».

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.02 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ ..................................................4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ....................................5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ......................................9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ .............10

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.02 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.03 «Психология общения» входит в
общий гуманитарный и социально-экономический
учебный цикл основной
профессиональной образовательной программы по специальности 51.02.02 «Социальнокультурная деятельность».
В результате освоения учебной дисциплины у обучающихся должны
формироваться общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решить проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечить ее сплочение, эффективно
общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат
выполненных заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессионально деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины у обучающихся должны
формироваться профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Разрабатывать и реализовывать социально-культурные проекты и
программы.
ПК 1.2. Организовывать культурно-просветительскую работу.
ПК 1.3. Обеспечивать дифференцированное культурное обслуживание населения в
соответствии с возрастными категориями.
ПК 2.3. Осуществлять организационную и репетиционную работу в процессе
подготовки культурно-массовых мероприятий, театрализованных представлений.
ПК 2.5. Использовать игровые технологии в профессиональной деятельности.
ПК 2.6. Осуществлять организационную и репетиционную работу в процессе
подготовки эстрадных программ и номеров.
ПК 2.7. Осуществлять деятельность аниматора.
ПК 3.4. Работать с коллективом исполнителей, соблюдать принципы организации
труда
ПК 3.6. Соблюдать этические и правовые нормы в сфере профессиональной
деятельности.

4

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Коды ОК,
ПК
ОК 1-9
ПК 1.1.
ПК 1.2.
ПК 1.3.
ПК 2.3.
ПК 2.5.
ПК 2.6.
ПК 2.7
ПК 3.4.
ПК 3.6.

Умения

Знания


планировать,
прогнозировать
и
анализировать
деловое
общение;

применять техники и
приемы эффективного общения
в
профессиональной
деятельности;

использовать приемы
саморегуляции поведения в
процессе
межличностного
общения;

устанавливать деловые
контакты
с
учетом
особенностей партнеров по
общению
и
соблюдением
делового этикета;

использовать
эффективные
приемы
управления конфликтами.



цели, функции, виды и уровни
общения;

роли и ролевые ожидания в
общении;

специфику делового общения,
структуру коммуникативного акта и
условия установления контакта;

нормы
и
правила
профессионального поведения и
этикета;

механизмы взаимопонимания в
общении;

техники и приемы общения,
правила слушания; ведения беседы,
убеждения;

этические принципы общения;

влияние
индивидуальных
особенностей партнеров на процесс
общения;

источники, причины, виды и
способы разрешения конфликтов;

закономерности формирования
и развития команды.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы учебной дисциплины

Объем

Объем образовательной программы

64

в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные работы
практические занятия
курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация в форме экзамена

12
0
42
0
67
6

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная
работа обучающихся

Объем
часов

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

1

2

3

4

6
2
2

ОК 1-4

4
2

ОК 1-4

Раздел 1. Взаимосвязь общения и деятельности
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Общение как процесс
Общение как деятельность. Общение как социально-психологический механизм
взаимодействия. Определение общения. Эффективное и непродуктивное
общение. Структура общения.
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Цели и функции
Функции общения. Цели общения. Виды общения. Уровни общения. Влияние
общения.
потребностей на общение. Разбор практических ситуаций.
Виды и уровни общения В том числе практических занятий
1.Виды организации межличностного пространства в общении.
Раздел 2. Организация общения
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Закономерности
Общение как взаимодействие. Виды взаимодействий. Группы. Виды групп.
формирования и
Команды. Этапы формирования команды. Лидерство. Групповые нормы.
развития команды
В том числе практических занятий
1.Влияние общения на социализацию в профессиональном коллективе. Решение
кейсов.
2.Самодиагностика «Роли в команде». Анализ сильных сторон роли для
организации эффективного общения в команде.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовка сообщений и презентаций на тему «Власть» «Лидерство»
«Влияние»
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Роль и ролевые
Понятие «роль» и ролевые ожидания.

2
2
32
8
2
4
2

ОК 1-4, 6, 7, 8, 9
ПК 1.1-1.3 2.6
3.4

2
2
2
4
ОК 1-4 6, 7, 8, 9
6

ожидания в общении

В том числе практических занятий
1.Типы социальных ролей. Разбор ситуаций.
2.Стили взаимодействия. Самодиагностика ведущего стиля взаимодействия.
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
Механизмы
Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения).
взаимопонимания в
Субъект, объект восприятия, механизмы восприятия. Механизмы идентификации,
общении
эмпатии, рефлексии, заражения, убеждения, подражания.
В том числе практических занятий
1.Виды слушания. Техники активного слушания.
2.Способы повышения качества передачи информации. Эффективная обратная
связь.
Тема 2.4.
Содержание учебного материала
Эмоциональные
Психофизиологические особенности стресса. Эмоциональные состояния в
состояния в
профессиональном
общении.
Понятия
«эмоции»,
«эмоциональное
профессиональном
взаимодействие», «эмоциональная устойчивость», «эмоциональное выгорания».
общении
В том числе практических занятий
1.Приемы диагностики уровня стресса.
2.Приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения
Самостоятельная работа обучающихся
1.Разработка плана профилактики «эмоционального выгорания»
Тема 2.5.
Содержание учебного материала
Техники и приемы
Структура коммуникативного акта. Техники и приемы общения. Виды вопросов.
делового общения
Правила слушания, ведения беседы. Барьеры в общении.
В том числе практических занятий
1.Коммуникации в организации. Типы связей в группе.
2.Применение правил, техник слушания, ведения беседы, убеждения.
Применение активных методов повышения коммуникативной компетентности
Самостоятельная работа обучающихся
1.Самодиагностика уровня коммуникативных способностей. Составление плана
повышения и развития коммуникативных способностей.
Итого: Аудиторных
СРС
Раздел 3. Эффективное общение в профессиональной деятельности.

4
2
2
6
2

ПК 1.1-1.3 2.6
3.4

ОК 1-4 6, 7, 8, 9
ПК 1.1-1.3 2.6
3.4

4
2
2
6
ОК 1-4, 6, 7, 8, 9
ПК 1.1-1.3 2.6
3.4
4
2
2
2
2
8
2
4
2
2

ОК 1-4 6, 7, 8, 9
ПК 1.1-1.3 2.3
2.6 3.4 3.6

2
2
30
6
38
7

Тема 3.1.
Этические принципы
общения

Тема 3.2.
Конфликты в
профессиональной
деятельности: причины,
источники, виды,
способы разрешения

Содержание учебного материала
Понятия «этика общения» и «культура общения». Принципы профессионального
общения. Имидж. Личностные качества и умения профессионала.
В том числе практических занятий
1.Составление «Этического кодекса профессионала»
2.Подготовка и представление публичных вступлений по подготовленным темам
3.Подготовка и представление деловых писем
4.Планирование и анализ ведения деловых переговоров
5.Планирование и анализ телефонных переговоров.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Подготовка сообщений по темам «Деловая культура», «Деловой этикет»,
«Имидж делового человека»
2. Подготовка презентаций по темам «Деловая культура», «Деловой этикет»,
«Имидж делового человека»
Содержание учебного материала
Понятие «конфликта». Причины и источники конфликтов. Виды конфликтов.
Способы разрешения конфликтов в профессиональной деятельности.
В том числе практических занятий
1.Этапы возникновения и развития конфликтов. Производственные конфликты.
Причины конфликтов. Решение кейсов.
2.Применение техник и приемов саморегуляции поведения в процессе
межличностного общения.
3.Самодиагностика тактики поведения в конфликте.
4.Разработка приемов для предупреждения конфликтов в коллективе.
5.Применение приемов управления конфликтами в профессиональной
деятельности.
Зачет
Итого:
Аудиторных
СРС
Всего максимальная нагрузка:

16
2
10
2
2
2
2
2
4
2

ОК 1-4, 5,6, 7, 8,
9
ПК 1.1-1.3 2.3
2.6 3.4 3.6

2
12
2
10
2

ОК 1-4, 5,6, 7, 8,
9
ПК 1.1-1.3 2.3
2.6 3.4 3.6

2
2
2
2

24
4
64

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины «Психология делового общения» требует
наличия учебного кабинета для гуманитарных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: мебель для занятий, доска, диагностические,
методические материалы.
Технические средства обучения: проектор, компьютер с доступом в Интернет
акустическая система.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1 Электронные издания
1. Корягина, Н. А. Психология общения: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. —
Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 437 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-00962-0. — Текст электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
2. Корнеенков, С. С. Психология и этика профессиональной деятельности :
учебное пособие для среднего профессионального образования / С. С. Корнеенков. — 2-е
изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 304 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-11483-6. — Текст электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
3. Рамендик, Д. М. Психодиагностика в социально-культурном сервисе и туризме:
учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. М. Рамендик, О. В.
Одинцова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 212 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10855-2. — Текст электронный //
ЭБС Юрайт [сайт].
3.2.2. Печатные издания
1.Столяренко, Л.Д. Основы психологии : практикум/ Л.Д. Столяренко, - Ростов н/Д
: Феникс, 2016. - 426с.: ил. (Высшее образование). – Текст: непосредственный.
3.2.3 Дополнительные источники:
1. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2008. – 174 с.
2. Иванова С.В. Развитие потенциала сотрудников. Профессиональные
компетенции, лидерство, коммуникации/ Светлана Иванова – М.; Альпина Паблишер,
2012 – 280 с. – Текст: непосредственный.
3. Карепина А.В. Искусство делового письма. Законы, хитрости, инструменты. –
М.: Манн, Иванов и Фербер, 2003. – 248 с. – Текст: непосредственный.
4. Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения: Учеб. Пособие/Н.А. Морева –
М.: Просвещение, 2003 -304с, ISBN 5-09-011316-5.– Текст: непосредственный.
5. Мельник, Ш. Стрессоустойчивость. Как сохранить спокойствие и высокую
эффективность в любых ситуациях. Перевод с англ. С. Чиргинец. – М.: Манн, Иванов и
Фарбер, 2014. - 256 с. – Текст: непосредственный.
6. Никитина, С.Г. Учимся говорить публично. 12 уроков ораторского мастерства.
Екатеринбург, 2011– 160 с. – Текст: непосредственный.
7. Ревянко, Т.И. 30 главных правил делового этикета М.; АСТ.Мн.: Харвест, 2005.
– 96 с. – Текст: непосредственный.

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
Освоенные умения:
планировать,
прогнозировать
и
анализировать деловое
общение;
применять техники и
приемы эффективного
общения в
профессиональной
деятельности
использовать
приемы
саморегуляции
поведения в процессе
межличностного
общения
устанавливать деловые
контакты
с
учетом
особенностей партнеров
по
общению
и
соблюдением делового
этикета
использовать
эффективные
приемы
управления
конфликтами
Усвоенные знания:
цели, функции, виды и
уровни общения
роли и ролевые
ожидания в общении
специфику делового
общения, структуру
коммуникативного акта
и условия установления
контакта
нормы и правила
профессионального
поведения и этикета
механизмы
взаимопонимания
в
общении
техники и приемы

Критерии оценивания

Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения

Составление
плана
делового Экспертная оценка на
общения для решения конкретных практическом занятии
задач.
Анализ
эффективности
делового общения.
Применение техник и приемов.
Экспертная оценка на
практическом занятии

Применение приемов в процессе Экспертная оценка на
общения
практическом занятии

Демонстрация умений установления Экспертная оценка на
контактов
с
партнерами
по практическом занятии
общению

Применение приемов управления Зачет
конфликтами

Изложение целей, функций, видов и
уровней общения.
Демонстрация
понимания
и
выделения ролей и ролевых
ожиданий
Изложение специфики общения,
структуры коммуникационного акта

Письменный опрос

Изложение нормам и правилам
профессионального
повеления,
нормами этикета.
Определение механизмов
взаимопонимания в общении

Экспертная
оценка
выполнения
практического задания
Экспертная
оценка
выполнения
практического задания
Экспертная оценка на

Изложение техниками общения,

Экспертная оценка на
практическом занятии
Письменный опрос

10

общения, правила
слушания; ведения
беседы, убеждения
этические принципы
общения;

уровней слушания, убеждения,
ведения беседы
Изложение
общения

этических принципов Письменный опрос

влияние
Учет индивидуальных
индивидуальных
особенностей партнеров по
особенностей партнеров общению
на процесс общения;
источники,
причины,
виды
и
способы
разрешения конфликтов
закономерности
формирования
и
развития команды

практическом занятии

Экспертная оценка на
практическом занятии

Изложение источников, причин и Письменный опрос
способов разрешения конфликтов
зачет
Изложение
этапов
и Письменный опрос
закономерностей формирования и
развития команды

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».