ОУД.13 АСТРОНОМИЯ

Приложение 4.13
к ОПОП СПО углубленной подготовки
по специальности 51.02.02
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.13 АСТРОНОМИЯ
51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам)
Очная форма обучения

Екатеринбург
2020

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» разработана
на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины
«Астрономия» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованных
Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт
развития образования» (2018), в соответствии с Рекомендациями по организации получения
среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо
Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Организация-разработчик:
образовательное учреждение
педагогический колледж»

Государственное
автономное
профессиональное
Свердловской области «Свердловский областной

Разработчик:
Гладышев Д.Е., преподаватель высшей квалификационной категории, КФН

© ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА
ДИСЦИПЛИНЫ

6

И

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.13. Астрономия
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Учебная дисциплина «Астрономия» является частью общеобразовательного цикла
основной профессиональной образовательной программы в соответствии с учебным
планом по специальности 51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам).
Дисциплина «Астрономия» входит в состав предметной области «Естественные
науки» ФГОС среднего общего образования и изучается в общеобразовательном цикле
учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего
общего образования (ППКРС, ППССЗ).
Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает
достижение обучающимися следующих результатов:
•
личностных:
1. Сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития астрономической науки.
2. Устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии.
3. Умение анализировать последствия освоения космического пространства для
жизни и деятельности человека
•
метапредметных:
1. Умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие
мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск
аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических
явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в
профессиональной сфере.
2. Владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения
проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии.
3. Умение использовать различные источники по астрономии для получения
достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность.
4. Владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства,
адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление
текста и презентации материалов с использованием информационных и
коммуникационных технологий.
•
предметных:
сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции
звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями,
законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и
символикой;
сформированность представлений о значении астрономии в практической
деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
осознание роли отечественной науки в освоении и использовании
космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.
1.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Изучение астрономии направлено на достижение следующих целей:
- осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных
законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
4

- приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и
эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее
важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
- овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел
принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам,
навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида
звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников
информации и современных информационных технологий;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни;
- формирование научного мировоззрения;
- формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физикоматематических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на
примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
УУД
Личностные
Метапредметные

Умения
-умения объяснять видимое
положение и движение
небесных тел принципами
определения местоположения и
времени по астрономическим
объектам, навыками
практического использования
компьютерных приложений для
определения вида звездного
неба в конкретном пункте для
заданного времени;
-навыки использования
естественнонаучных и
особенно физикоматематических знаний для
объективного анализа
устройства окружающего мира
на примере достижений
современной астрофизики,
астрономии и космонавтики;
-приобретение знаний по
астрономии с использованием
различных источников
информации и современных
информационных технологий.

Знания
-сформированность
представлений
о
строении
Солнечной системы, эволюции
звезд
и
Вселенной,
пространственно-временных
масштабах Вселенной;
понимание
сущности
наблюдаемых во Вселенной
явлений;
владение
основополагающими
астрономическими понятиями,
теориями,
законами
и
закономерностями, уверенное
пользование астрономической
терминологией и символикой;
сформированность
представлений
о
значении
астрономии в практической
деятельности
человека
и
дальнейшем
научнотехническом развитии;
осознание роли
отечественной науки в освоении
и использовании космического
пространства и развитии
международного
сотрудничества в этой области

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы

54

в том числе:
теоретическое обучение

20

лабораторные работы

0

практические занятия

16

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)

0

контрольная работа

0

Самостоятельная работа

18

Промежуточная аттестация

текущая

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Астрономия»

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

2
Содержание учебного материала
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации.
Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования.
Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия:
электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое
применение астрономических исследований. 7 История развития отечественной
космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения
современной космонавтики.
Раздел 1. История развития астрономии
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Астрономия в
Астрономия Аристотеля как «наиболее физическая из математических наук». Космология
Античности и
Аристотеля. Гиппарх Никейский: первые математические теории видимого движения
Средние века
Солнца и Луны и теории затмений. Птолемей (астрономия как «математическое изучение
неба»). Создание первой универсальной математической модели мира на основе принципа
геоцентризма.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Создание м/м презентаций по теме «Астрономические открытия в Античности»
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Звёздное небо и
Звездное небо (изменение видов звездного неба в течение суток, года). Летоисчисление и
календарь
его точность (солнечный и лунный, юлианский и григорианский календари, проекты
новых календарей).
Самостоятельная работа обучающихся
1.Заполнение таблицы по теме: «Календари разных народов мира»
1
Введение

Объем
в часах

3
2

2

Коды УУД,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4

Л2, М3

16
4

2

Л2, М1, М2

2
2
4
2

Л2, Л3, М2, М3

2
2
7

Тема 1.3.
Оптическая
астрономия

Содержание учебного материала
Цивилизационный запрос, телескопы: виды, характеристики, назначение. Изучение
околоземного пространства (история советской космонавтики, современные методы
изучения ближнего космоса).
В том числе практических занятий
1.
Астрономия дальнего космоса (волновая астрономия, наземные и орбитальные
телескопы, современные методы изучения дальнего космоса).
2.
С помощью картографического сервиса (Google Maps и др.) посетить раздел
«Космос» и описать новые достижения в этой области.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка докладов по теме «Космические достижения в СССР и РФ»
Раздел 2. Устройство Солнечной системы
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Планеты земной Система «Земля—Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна — спутник
группы и
Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Луны (физические условия на Луне,
планетыповерхность Луны, лунные породы). Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля,
гиганты.
Марс; общая характеристика атмосферы, поверхности). Планеты-гиганты (Юпитер,
Сатурн, Уран, Нептун; общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца).
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Астероиды,
Астероиды и метеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца. Орбиты
метеориты,
астероидов. Два пояса астероидов: Главный пояс (между орбитами Марса и Юпитера) и
кометы и
пояс Койпера (за пределами орбиты Нептуна; Плутон — один из крупнейших астероидов
метеоры.
этого пояса). Физические характеристики астероидов. Метеориты. Кометы и метеоры
(открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные
потоки). Понятие об астероидно-кометной опасности
В том числе практических и лабораторных работ:
1. Исследования Солнечной системы. Межпланетные космические аппараты,
используемые для исследования планет. Новые научные исследования Солнечной
системы.
2.Исследования Солнечной системы. Межпланетные космические аппараты, используемые
для исследования планет. Новые научные исследования Солнечной системы.

8
2
4
2
2

Л2, Л3, М1, М2,
М3

2
2
16
2

2

Л2, Л3, М2, М3

14

2

6
2

Л1, Л2, Л3, М1,
М2, М3, М4.

2
8

3..Используя сервис Google Maps, посетить: 1) одну из планет Солнечной системы и
описать ее особенности; 2) международную космическую станцию и описать ее устройство
и назначение
Самостоятельная работа обучающихся
1. Создание м\м презентации с описанием выбранного космического аппарата.
2. Написание эссе на тему: «Будущее космических исследований».
3. Описать созвездия по карте звёздного неба.
Раздел 3. Строение и эволюция Вселенной
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Физическая
Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и
природа звёзд.
абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные
движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых
скоростей звезд). 8 Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический
состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими
характеристиками звезд (диаграмма «спектр — светимость», соотношение «масса —
светимость», вращение звезд различных спектральных классов).
Тема 3.2.
Содержание учебного материала
Двойные звёзды
Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определенных масс звезды из
и экзопланеты
наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд). Открытие экзопланет — планет,
движущихся вокруг звезд. Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды,
другие физические переменные звезды, новые и сверхновые).
Тема 3.3. Наша
Содержание учебного материала
Галактика
Наша Галактика (состав — звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ,
космические лучи и магнитные поля). Строение Галактики, вращение Галактики и
движение звезд в ней. Сверхмассивная черная дыра в центре Галактики. Радиоизлучение
Галактики. Загадочные гамма-всплески. Другие галактики (открытие других галактик,
определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик,
радиогалактики и активность ядер галактик, квазары и сверхмассивные черные дыры в
ядрах галактик).
Содержание учебного материала

2
6
2
2
2
20
2

2

Л2, Л3, М1, М2,
М3

2
2

Л2, Л3, М1, М2,
М3

2

2

Л2, Л3, М1, М2,
М3

14

9

Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение
Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной,
открытие ускоренного расширения Метагалактики). Происхождение и эволюция звезд.
Возраст галактик и звезд.
В том числе практических занятий
1.
Происхождение и эволюция звезд. Возраст галактик и звезд.
2.
Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные
закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные
представления о происхождении планет).
3.
Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных
цивилизаций).
Самостоятельная работа обучающихся
1. Определение расстояния до выбранной звезды
2. Подготовка сообщений на тему: «В поисках внеземных цивилизаций»
3. Создание сканворда по астрономическим терминам
Дифференцированный зачёт
Всего:
Тема 3.4.
Метагалактика.

2
6
2
2

Л1, Л2, Л3, М1,
М2, М3, М4.

2
6
2
2
2
2
54 ч.

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины «Астрономия» требует наличия учебного
кабинета.
Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники, учебнометодические рекомендации).
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор, компьютер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Печатные издания
1.
Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебник
для общеобразоват. организаций / Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. — М. : Дрофа,
2017. – Текст: непосредственный.
2.
Левитан Е.П. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс. : учебник для
общеобразоват. организаций / Е.П.Левитан. — М. : Просвещение, 2018. – Текст:
непосредственный.
3.
Астрономия : учебник для проф. образоват. организаций / [Е. В. Алексеева,
П. М. Скворцов, Т. С.Фещенко, Л. А. Шестакова], под ред. Т.С. Фещенко. — М. :
Издательский центр «Академия», 2018. – Текст: непосредственный.
4.
Чаругин В.М. Астрономия. Учебник для 10—11 классов / В.М.Чаругин. —
М.: Просвещение, 2018. – Текст: непосредственный.
3.2.2 Электронные издания
1.
Перельман, Я. И. Занимательная астрономия / Я. И. Перельман. — Москва :
Издательство Юрайт, 2020. — 182 с. — (Открытая наука). — ISBN 978-5-534-07253-2. —
Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453263 (дата
обращения: 23.02.2020).
2.
Язев, С. А. Астрономия. Солнечная система : учебное пособие для среднего
профессионального образования / С. А. Язев ; под научной редакцией В. Г. Сурдина. — 3е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 336 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08245-6. — Текст : электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455329 (дата обращения: 23.02.2020).
3.2.3. Дополнительные источники
1.Горелик Г.Е. Новые слова науки — от маятника Галилея до квантовой гравитации.
— Библиотечка «Квант», вып. 127. Приложение к журналу «Квант», № 3/2013. — М. : Издво МЦНМО, 2017. – Текст: непосредственный.

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, самостоятельной работы,
индивидуальных заданий, устного опроса.
Промежуточная аттестация – итоговая отметка по предмету.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)

Критерии оценки

Методы оценки

Полнота ответов, точность
формулировок.
- традиционная система
отметок в баллах за каждую
выполненную работу;
- накопительная система
баллов, на основе которой
выставляется
итоговая
отметка.

-Устный
опрос,
индивидуальные задания.
Практическая
работа.
Оценка
самостоятельной
работы, тест.

Полнота ответов, точность
формулировок.
- традиционная система
отметок в баллах за каждую
выполненную работу;
- накопительная система
баллов, на основе которой
выставляется
итоговая
отметка.

-Устный
опрос,
индивидуальные задания.
Практическая
работа.
Оценка
самостоятельной
работы, тест.

Умения:
-умения объяснять видимое
положение и движение небесных
тел принципами определения
местоположения и времени по
астрономическим объектам,
навыками практического
использования компьютерных
приложений для определения вида
звездного неба в конкретном
пункте для заданного времени;
-навыки использования
естественнонаучных и особенно
физико-математических знаний
для объективного анализа
устройства окружающего мира на
примере достижений современной
астрофизики, астрономии и
космонавтики;
-приобретение знаний по
астрономии с использованием
различных источников
информации и современных
информационных технологий.
Знания:
-сформированность представлений
о строении Солнечной системы,
эволюции звезд и Вселенной,
пространственно-временных
масштабах Вселенной;
понимание
сущности
наблюдаемых
во
Вселенной
явлений;
владение
основополагающими
астрономическими
понятиями,
теориями,
законами
и
закономерностями,
уверенное

12

пользование
астрономической
терминологией и символикой;
сформированность
представлений
о
значении
астрономии
в
практической
деятельности
человека
и
дальнейшем научно-техническом
развитии;
осознание роли
отечественной науки в освоении и
использовании космического
пространства и развитии
международного сотрудничества в
этой области

13

Приложение
Примерные темы индивидуальных проектов
1.
Астрономия — древнейшая из наук.
2.
Современные обсерватории.
3.
Об истории возникновения названий созвездий и звезд.
4.
История календаря.
5.
Хранение и передача точного времени.
6.
История происхождения названий ярчайших объектов неба.
7.
Прецессия земной оси и изменение координат светил с течением времени.
8.
Системы координат в астрономии и границы их применимости.
9.
Античные представления философов о строении мира.
10.
Точки Лагранжа.
11.
Современные методы геодезических измерений.
12.
История открытия Плутона и Нептуна.
13.
Конструктивные особенности советских и американских космических аппаратов.
14.
Полеты АМС к планетам Солнечной системы.
15.
Проекты по добыче полезных ископаемых на Луне.
16.
Самые высокие горы планет земной группы.
17.
Современные исследования планет земной группы АМС.
18.
Парниковый эффект: польза или вред?
19.
Полярные сияния.
20.
Самая тяжелая и яркая звезда во Вселенной.
21.
Экзопланеты.
22.
Правда и вымысел: белые и серые дыры.
23.
История открытия и изучения черных дыр.
24.
Идеи множественности миров в работах Дж. Бруно.
25.
Идеи существования внеземного разума в работах философов-космистов.
26.
Проблема внеземного разума в научно-фантастической литературе.
27.
Методы поиска экзопланет.
28.
История радиопосланий землян другим цивилизациям.
29.
История поиска радиосигналов разумных цивилизаций.
30.
Методы теоретической оценки возможности обнаружения внеземных цивилизаций
на современном этапе развития землян.
31.
Проекты переселения на другие планеты: фантазия или осуществимая реальность.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».